Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX – начале XXI века. Страны Восточной Европы в конце XX — начале XXI в
Далее, взаимодействие народов, как целостный фактор, многократно возросло. Формируется основанный на единстве прав и обязанностей новый мировой порядок. При этом следует обратить внимание на следующее.
- Развитие науки, техники и технологий вышло на новый уровень.
- Осуществился переход производства на новый тип, общественно-политические результаты которого являются до-стоянием не только одной страны.
- Углубились мировые хозяйственные связи.
- Возникли глобальные связи, охватившие основные сферы жизнедеятельности народов и государств .
Все это привело к обновлению картины Социума.
Глобализация
Современный мир производит впечатление плюралистическо-го, что резко отличает его от мироустройства периода «холодной войны ». В современном многополярном мире выделяют несколько основных центров международной политики: Европа, Китай, Ази-атско-Тихоокеанский регион (АТР), Южная Азия (Индия), Латин-ская Америка (Бразилия) и США.
Западная Европа
После долгих лет нахождения Европы в тени США начался её мощный подъём. На рубеже XX-XXI вв. страны Евросоюза, населе-ние которых составляет примерно 350 млн человек, производят товаров и услуг на сумму чуть более 5,5 трлн долларов в год, то есть больше, чем в США (чуть менее 5,5 трлн долларов, 270 млн человек). Эти достижения стали основой возрождения Европы как особой политической и духовной силы, формирования новой европейской общности. Это дало повод европейцам пересмотреть позиции применительно к США: перейти от отношений по типу «младший брат — старший брат» к равному партнёрству.
Восточная Европа
Россия
Помимо Европы, огромное влияние на судьбы современного мира оказывает Азиатско-Тихоокеанский регион. Динамично раз-вивающийся АТР охватывает треугольник от российского Дальне-го Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Па-кистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно по-ловина человечества и находятся такие динамичные страны, как Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Малайзия, Сингапур.
Если в 1960 г. суммарный ВНП стран данно-го региона достиг 7,8 % мирового ВНП, то к 1982 г. он удвоился, а к началу XXI в. составил около 20 % мирового валового нацио-нального продукта (то есть приблизительно стал равен доле ЕС или США). АТР превратился в один из главных центров мировой экономической мощи, что ставит вопрос о расширении его поли-тического влияния. Подъём в Юго-Восточной Азии во многом был связан с политикой протекционизма и защитой национальной эко-номики.
Китай
В АТР на себя обращает внимание невероятно динамич-ный рост Китая: по сути, ВНП так называемого «большого Китая», включающего собственно Китай, Тайвань, Сингапур, превышает японский и практически приближается к ВНП США.
«Большим Китаем» влияние китайцев не ограничивается — отчасти оно распространяется и на страны китайской диаспоры в Азии; в странах Юго-Восточной Азии они составляют наиболее динамичный элемент. Так, например, к концу XX в. китайцы состав-ляли 1 % населения Филиппин, но контролировали 35 % продаж местных фирм. В Индонезии китайцев насчитывалось 2-3 % обще-го числа населения, но в их руках было сосредоточено около 70 % местного частного капитала. Вся восточноазиатская экономика вне Японии и Кореи — это, по сути, китайская экономика. Недавно вступило в силу соглашение между КНР и странами Юго-Восточной Азии о создании общей экономической зоны.
Ближний Восток
В Латинской Америке либеральная экономическая политика в 1980-1990-е гг. привела к росту экономики. Вместе с тем использо-вание в дальнейшем жёстких либеральных рецептов модернизации, не предусматривавших при проведении рыночных реформ достаточных социаль-ных гарантий, усилило социальную не-стабильность, способствовало относи-тельной стагнации и росту внешней за-долженности стран Латинской Америки.
Именно реакцией на эту стагнацию объясняют тот факт, что в Венесуэле в 1999 г. на выборах победили «боливарийцы» во главе с полковником Уго Чаве-сом. В том же году на референдуме была принята конституция, гарантировавшая населению большое количество социаль-ных прав, в том числе право на труд и на отдых, бесплатное образо-вание и медицинское обслуживание. С января 2000 г. страна обрела новое название — Боливарианская Республика Венесуэла. Наряду с традиционными ветвями власти здесь образованы ещё две — элек-торальная и гражданская. Уго Чавес, используя поддержку значи-тельной части населения, выбрал строгий антиамериканский курс.
Летом 1980 г. в Польше начались выступления рабочих, поводом для которых послужило очередное повышение цен. Постепенно они охватили города северного побережья страны. В Гданьске на базе межзаводского забастовочного комитета сложилось профсоюзное объединение «Солидарность».
Под знаменем «Солидарности»
Его участники предъявили властям «21 требование». В этом документе содержались как экономические, так и политические требования, в том числе: признать свободные, независимые от государства профсоюзы и право рабочих на забастовки, прекратить преследования за убеждения, расширить доступ общественных и религиозных организаций к средствам массовой информации и др. Руководителем Всепольской комиссии профобъединения «Солидарность» был избран рабочий-электрик Л. Валенса.
Расширявшееся влияние профобъединения, начавшееся перерастание его в политическое движение подтолкнули правительство к введению в декабре 1981 г. военного положения в стране. Деятельность «Солидарности» запретили, её лидеров интернировали (подвергли домашнему аресту). Но власть не могла устранить назревший кризис.
В июне 1989 г. в Польше состоялись парламентские выборы на многопартийной основе. На них победила «Солидарность». Новое коалиционное правительство возглавил представитель «Солидарности» Т. Мазовецкий. В декабре 1990 г. президентом страны был избран Л. Валенса.
Лех Валенса родился в 1943 г. в крестьянской семье. Окончил школу механизации сельского хозяйства, начал работать электромехаником. В 1967 г. поступил электриком на судоверфь им. Ленина в Гданьске. В 1970 и 1979-1980 гг. - член забастовочного комитета верфи. Один из организаторов и руководителей профсоюза «Солидарность». В декабре 1981 г. интернирован, в 1983 г. вернулся на верфь в качестве электрика. В 1990-1995 гг. - президент Республики Польша. Неординарная политическая судьба Л. Валенсы порождена и временем, и личными качествами этого человека. Публицисты отмечали, что он «типичный поляк», глубоко верующий католик, семьянин. Вместе с тем его неслучайно назвали «гибким человеком из железа». Он отличался не только ярко выраженными способностями политического борца и оратора, но и умением избирать собственный путь, совершать поступки, которых не ожидали от него ни противники, ни соратники.
1989-1990-е годы: большие перемены
Панорама событий
- Август 1989 г. - сформировано первое правительство «Солидарности» в Польше.
- Ноябрь - декабрь 1989 г. - массовые выступления населения и смещение коммунистического руководства в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии.
- К июню 1990 г. в результате многопартийных выборов во всех странах Восточной Европы (кроме Албании) пришли к власти новые правительства и лидеры.
- Март - апрель 1991 г. - первые парламентские выборы на многопартийной основе в Албании, с июня у власти коалиционное правительство.
В течение менее чем двух лет сменилась власть в восьми странах Восточной Европы. Почему так случилось? Этот вопрос можно задать относительно каждой страны в отдельности. Можно также спросить: почему это произошло во всех странах практически одновременно?
Рассмотрим конкретные ситуации.
Германская Демократическая Республика
Даты и события
1989 г.
- Октябрь - массовые антиправительственные демонстрации в разных городах, их разгон, аресты участников, подъём общественного движения за обновление существовавшего строя.
- 9 ноября - пала Берлинская стена.
- К концу ноября в стране возникло свыше 100 политических партий и общественных движений.
- 1 декабря - отменена 1-я статья Конституции ГДР (о руководящей роли Социалистической единой партии Германии).
- Декабрь - массовый выход членов СЕПГ из партии, к январю 1990 г. из прежних 2,3 млн в партии осталось 1,1 млн человек.
- 10-11 и 16-17 декабря - чрезвычайный съезд СЕПГ, преобразование её в Партию демократического социализма.
Падение берлинской стены
1990 г.
- Март - выборы в парламент, победа консервативного блока «Альянс за Германию» во главе с Христианско-демократическим союзом.
- Апрель - сформировано правительство «большой коалиции», половину постов в котором заняли представители ХДС.
- 1 июля - договор между ГДР и ФРГ об экономическом, валютном и социальном союзе вступил в силу.
- 3 октября - вступил в силу Договор об объединении Германии.
Чехословакия
События, названные впоследствии «бархатной революцией» , начались 17 ноября 1989 г.В этот день студенты организовали в Праге демонстрацию в связи с 50-летием антинацистского выступления чешских студентов в годы немецкой оккупации. Во время демонстрации зазвучали требования демократизации общества, отставки правительства. Силы правопорядка разогнали демонстрацию, задержали некоторых участников, несколько человек были ранены.
19 ноября состоялась демонстрация протеста в Праге с антиправительственными лозунгами, призывами к забастовке. В этот же день был учреждён Гражданский форум - общественное движение, выдвинувшее требования сместить ряд руководителей страны с их постов, а также восстановлена Социалистическая партия (распущенная в 1948 г.). Поддерживая общественный протест, пражские театры, в том числе Национальный театр, отменили представления.
20 ноября в Праге прошла 150-тысячная демонстрация под лозунгами «Конец правлению одной партии!», начались манифестации в разных городах Чехии и Словакии.
Правительству пришлось вступить в переговоры с представителями Гражданского форума. Парламент отменил статьи конституции о руководящей роли Коммунистической партии в обществе и определяющей роли марксизма-ленинизма в воспитании и образовании. 10 декабря было создано коалиционное правительство, в которое вошли коммунисты, представители Гражданского форума, Социалистической и Народной партий. Некоторое время спустя председателем Федерального собрания (парламента) стал А. Дубчек. Президентом страны был избран В. Гавел.
Вацлав Гавел родился в 1936 г. Получил экономическое образование. В 1960-е годы начал работать в театре, стал известен как драматург, писатель. Участник «пражской весны» 1968 г. После 1969 г. был лишён возможности заниматься своей профессией, работал разнорабочим. В период с 1970 по 1989 г. трижды находился в заключении по политическим мотивам. С ноября 1989 г. - один из лидеров Гражданского форума. В 1989-1992 гг. - президент Чехословацкой Республики. С 1993 г. - первый президент вновь образованной Чешской Республики (занимал этот пост в 1993-2003 гг.).
Румыния
В то время как в соседних странах уже произошли серьёзные перемены, в Румынии 20-24 ноября 1989 г. проводился XIV съезд коммунистической партии. Пятичасовой доклад Генерального секретаря партии Николае Чаушеску о достигнутых успехах шёл под нескончаемые овации. В зале звучали лозунги «Чаушеску и народ!», «Чаушеску - коммунизм!». С бурной радостью съезд встретил сообщение об избрании Чаушеску на занимаемый им пост на новый срок.
Из публикаций в румынских газетах того времени:
«Империалистическим силам, которые наращивают усилия по подрыву и дестабилизации социализма, говоря о его «кризисе», мы отвечаем делами: вся страна превратилась в огромную стройку и цветущий сад. И это потому, что румынский социализм - это социализм свободного труда, а не “рынка”, он не оставляет кардинальные проблемы развития на волю случая и не понимает совершенствование, обновление, перестройку как реставрацию капиталистических форм».
«Единодушная приверженность решению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост Генерального сокретаря РКП является политическим голосованием за продолжение проверенного, подтверждённого жизнью созидательного курса, а также признанием героического примера революционера и патриота, руководителя нашей партии и государства. Вместе со всем румынским народом писатели с чувством полной ответственности присоединяются к предложению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост главы нашей партии».
Спустя месяц, 21 декабря, на официальном митинге в центре Бухареста из толпы вместо здравиц раздались крики «Долой Чаушеску!». Действия армейских частей, направленных против демонстрантов, вскоре приостановились. Поняв, что ситуация вышла из-под контроля, Н. Чаушеску и его жена Е. Чаушеску (известный партийный деятель) бежали из Бухареста. На следующий день их арестовали и предали суду трибунала, проводившемуся в условиях строгой секретности. 26 декабря 1989 г. румынские средства массовой информации сообщили о суде, приговорившем чету Чаушеску к смерти (их расстреляли через 15 минут после объявления приговора).
Уже 23 декабря по румынскому телевидению было объявлено о создании Совета Фронта национального спасения, который взял на себя всю полноту власти. Председателем Совета ФНС стал Ион Илиеску, некогда деятель компартии, неоднократно смещавшийся в 1970-е годы с партийных постов за оппозиционные настроения. В мае 1990 г. И. Илиеску был избран президентом страны.
Общим результатом событий 1989-1990 гг. стало падение коммунистических режимов во всех странах Восточной Европы. Коммунистические партии распались, некоторые из них преобразовались в партии социал-демократического типа. К власти пришли новые политические силы и лидеры.
На новом этапе
«Новые люди» у власти являлись чаще всего политиками либерального толка (в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехии). В некоторых случаях, например в Румынии, это были перешедшие на социал-демократические позиции бывшие деятели компартий. Основные мероприятия новых правительств в экономической сфере предусматривали переход к рыночному хозяйству. Началась приватизация (передача в частные руки) государственной собственности, отменялся контроль за ценами. Значительно сокращались социальные расходы, «замораживалась» зарплата. Ломка существовавшей ранее системы проводилась в ряде случаев самыми жёсткими методами в кратчайшие сроки, за что получила название «шоковая терапия» (такой вариант был осуществлён в Польше).
К середине 1990-х годов проявились экономические и социальные издержки реформ: спад производства и разорение сотен предприятий, массовая безработица, рост цен, расслоение общества на немногих богатых и тысячи людей, живущих за чертой бедности, и др. Правительства, ответственные за реформы и их последствия, стали терять поддержку населения. На выборах 1995-1996 гг. в Польше, Венгрии, Болгарии победили представители социалистов. Усилились позиции социал-демократов в Чехии. В Польше в результате изменения общественных настроений проиграл президентские выборы популярнейший в начале 1990-х годов политик Л. Валенса. В 1995 г. президентом страны стал социал-демократ А. Квасьневский.
Перемены в основах общественного строя не могли не сказаться на национальных отношениях. Прежде жёсткие централизованные системы связывали каждое государство в единое целое. С их падением открылась дорога не только для национального самоопределения, но и для действий националистических и сепаратистских сил. В 1991 -1992 гг. распалось югославское государство. В составе Союзной Республики Югославии остались две из шести прежних югославских республик - Сербия и Черногория. Независимыми государствами стали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Однако государственное размежевание сопровождалось обострением этнонациональных противоречий в каждой из республик.
Боснийский кризис. Трудноразрешимая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине. Здесь исторически соседствовали сербы, хорваты и мусульмане (понятие «мусульмане» в Боснии рассматривается как определение национальности, хотя речь идёт о славянском населении, принявшем ислам после турецкого завоевания в XIV в.). Этнические различия дополнялись религиозными: помимо деления на христиан и мусульман сказывалось то, что сербы принадлежат к православной церкви, а хорваты - к католической. В едином сербо-хорватском языке существовали два алфавита - кириллица (у сербов) и латиница (у хорватов).
На протяжении XX в. сильная центральная власть в югославском королевстве, а затем в федеративном социалистическом государстве сдерживала национальные противоречия. В отделившейся от Югославии республике Босния и Герцеговина они проявились с особой остротой. Сербы, составлявшие половину населения Боснии, отказались признать выход из югославской федерации, а затем провозгласили Сербскую республику в Боснии. В 1992-1994 гг. разгорелся вооружённый конфликт между сербами, мусульманами и хорватами. Он привёл к многочисленным жертвам не только среди воевавших, но и среди мирного населения. В лагерях для пленных, в населённых пунктах происходили убийства людей. Тысячи жителей покинули свои сёла и города, стали беженцами. Для сдерживания междоусобной борьбы в Боснию были направлены миротворческие войска ООН. К середине 1990-х годов усилиями международной дипломатии военные действия в Боснии были остановлены.
В 2006 г. Черногория по итогам плебисцита отделилась от Сербии. Республика Югославия прекратила своё существование.
В Сербии после 1990 г. возник кризис, связанный с автономным краем Косово, 90 % населения которого составляли албанцы (мусульмане по религиозной принадлежности). Ограничение автономии края привело к самопровозглашению «Республики Косово». Вспыхнул вооружённый конфликт. В конце 1990-х годов при международном посредничестве начался переговорный процесс между руководством Сербии и лидерами косовских албанцев. Стремясь оказать давление на президента Сербии С. Милошевича, в конфликт вмешалась Организация Североатлантического договора - НАТО. В марте 1999 г. натовские войска начали бомбардировки территории Югославии. Кризис разросся до европейского масштаба.
Иной путь урегулирования национальных проблем избрали народы Чехословакии . В 1992 г. в результате референдума было принято решение о разделе страны. Процедуру раздела основательно обсудили и подготовили, за что публицисты назвали это событие «развод с человеческим лицом». 1 января 1993 г. на карте мира появились два новых государства - Чешская Республика и Словацкая Республика.
Перемены, произошедшие в восточноевропейских странах, имели значительные внешнеполитические последствия. В начале 1990-х годов перестали существовать Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора. В 1991 г. из Венгрии, Восточной Германии, Польши, Чехословакии были выведены советские войска. Центром притяжения для стран региона стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран - прежде всего Европейский союз и НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. - ещё 7 государств (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония). В том же 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения и Чехия, а в 2007 г. - Румыния и Болгария.
В начале XXI в. в большинстве стран Центрально-Восточной Европы (так стали называть регион) у власти сменялись левые и правые правительства и государственные лидеры. Так, в Чехии левоцентристское правительство должно было сотрудничать с президентом В. Клаусом, занимающим правые позиции (избран в 2003 г.), в Польше левого политика А. Квасьневского сменил на посту президента страны представитель правых сил Л. Качиньский (2005-2010). Примечательно, что и «левые», и «правые» правительства так или иначе решали общие задачи ускорения экономического развития стран, приведения их политических и экономических систем в соответствие с европейскими стандартами, урегулирования социальных проблем.
Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.
Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.
Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946г.).
Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалистов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.
В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско - демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и социальной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.
После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий.
Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее, национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».
Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.
В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.
Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.
В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически «замораживали» зарплату (запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.
Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).
Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.
Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.
После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.
Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в 1962 г. Алжир получил независимость.
В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.
Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн. человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.
1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.
Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.
При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела не-которые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.
В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.
Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.
Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе.
В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.
В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).
В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.
В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.
Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.
В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.
Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».
Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).
Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).
В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.
1990- объединились разделенные с 1949 г. Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии.
1991- распалась крупнейшая в мире федерация - СССР.
1992- распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия; образовалась Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории, Хорватия, Словения, Македония*, Босния и Герцеговина).
1993- образовались самостоятельные государства: Чешская Республика и Словацкая Республика, ранее входившие в федерацию Чехословакия;
2002- Союзная Республика Югославия стала именоваться «Сербия и Черногория» (республики должны были иметь единую оборонную и внешнюю политику, но отдельные экономики, валютные и таможенные системы).
2006- по результатам референдума провозглашена независимость Черногории.
21. Политико-географическая характеристика Западной Европы.
22. Политико-географическая характеристика Европы.
Северная Европа включает Скандинавские страны, Финляндия, страны Балтии. Скандинавскими странами называют Швецию и Норвегию. Учитывая общие исторические и культурные особенности развития, в страны Северной Европы относят также Данию и Исландию. Под странами Балтии понимают Эстонию, Литву, Латвию. Северная Европа занимает территорию 1433 тыс. км2, что составляет 16,8% площади Европы - третье место среди экономико - географических макрорегионов Европы, после Восточной и Южной Европы. Большие по площади страны - Швеция (449,9 тыс. км2), Финляндия (338,1 км2) и Норвегия (323, 9 тыс. км2), которые занимают более трех четвертей территории макрорегиона. К малым странам относятся Дания (43,1 тыс. км2), а также страны Балтии: Эстония - 45,2, Латвия - 64,6 и Литва - 65,3 тыс. км2. Исландия по площади наименьшей из всех стран первой группы и почти вдвое превышает площадь любой отдельно взятой малой страны. Территория Северной Европы состоит из двух субрегионов: Феноскандии и Балтии. В первый субрегион вошли такие государства, как Финляндия, группа скандинавских стран - Швеция, Норвегия, Дания, Исландия вместе с островами северной части Атлантики и Северного Ледовитого океана. В частности, в составе Дании находятся Фарерские острова и остров Гренландия, который пользуется внутренней автономией, а в Норвегии принадлежит архипелаг Шпицберген. Большинство северных стран сближены сходством языков и характеризуются историческими особенностями развития и природно-географической целостностью. Во втором субрегионе (страны Балтии) входят Эстония, Литва, Латвия, которые в силу своего географического положения всегда были северными. Однако реально их можно было отнести к Северному макрорегиона только в новой геополитической ситуации, сложившейся в начале 90-х годов XX ст., То есть после распада СССР. Экономико - географическое положение Северной Европы характеризуется следующими особенностями: во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку, а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана, во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция), в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы, в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения, в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией, экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции; в-пятых, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии). Природные условия и ресурсы. В рельефе Северной Европы отчетливо выделяются Скандинавские горы. Они сформированы в результате поднятия каледонских сооружений, которые в последующие геологические эпохи в результате выветривания и новейших тектонических движений превратились в относительно выровненную поверхность, которую в Норвегии называют Фельд. Скандинавские горы характеризуются значительным современным оледенением, которое занимает площадь почти 5 тыс. км2. Снеговая граница в южной части гор находится на высоте 1200 м., а на севере может опускаться до 400 м. В восточном направлении горы постепенно снижаются, переходя в кристаллическое плато Норланд высотой 400-600 м. В Скандинавских горах проявляется высотная зональность. Верхняя граница леса (тайга) на юге проходит на высоте 800-900 м. над уровнем моря, понижаясь на севере до 400 и даже 300 м. Выше границы леса находится переходный пояс шириной 200-300 м., который выше (700-900м.) превращается в зону горной тундры. В южной части Скандинавского полуострова кристаллические породы Балтийского щита постепенно исчезают под толщами морских отложений, образуя Середньошведську холмистую низменность, которая с поднятием кристаллической основы перерастает в невысокое плато Споланд. Балтийский кристаллический щит понижается в восточном направлении. На территории Финляндии он несколько поднимается, образуя холмистую равнину (Озерное плато), которая севернее 64 ° с.ш.. постепенно повышается и на крайнем северо-западе, куда заходят отроги Скандинавских гор, достигает наибольших высот (гора Хамты, 1328 г.). На формирование рельефа Финляндии повлияли четвертичные ледниковые отложения, которые перекрыли древние кристаллические породы. Они образуют моренные гряды, валуны различной величины и формы, которые чередуются с большим количеством озер, болотистых понижений. По климатическим условиям Северные земли - строжайшая часть Европы. Большинство ее территории подвергается воздействию океанических масс умеренных широт. Климат отдаленных территорий (островов) - арктический, субарктический, морской. На архипелаге Шпицберген (Норвегия) практически не бывает лета, а средние температуры июля соответствуют показателям от... +3 ° до... -5 °. Наиболее удаленная от материковой Европы Исландия имеет несколько лучший температурный режим. Благодаря одной из веток Североатлантического течения, проходит у южных берегов острова, здесь в июле температуры составляют... +7 ° ... +12 °, а в январе - от... -3 ° до... +2 °. В центре и на севере острова значительно холоднее. Осадков в Исландии много. В среднем за год их количество превышает 1000 мм. Больше всего их выпадает осенью. В Исландии практически нет лесов, зато преобладает тундровая растительность, в частности моховые и осиновые заросли. Вблизи теплых гейзеров прорастает луговая растительность. В целом природные условия Исландии мало пригодны для развития сельского хозяйства, в частности земледелия. Лишь 1% ее территории, преимущественно луга, используется для сельскохозяйственных целей. Все другие страны Феноскандии и Балтии характеризуются лучшими климатическими условиями, особенно выделяются западные окраины и южная часть Скандинавского полуострова, находящихся под непосредственным влиянием атлантических воздушных масс. В восточном направлении теплый океанический воздух постепенно трансформируется. Поэтому климат здесь значительно суровее. Например, средние температуры января северной части западного побережья меняются от... -4 ° до 0 °, а на юге от 0 до... +2 °. Во внутренних районах Феноскандии зимы очень затяжные и могут длиться до семи месяцев, сопровождаясь полярной ночью, низкими температурами. Средние температуры января здесь составляют... -16 °. Во время проникновения арктических воздушных масс температура может понижаться до... - 50°. Для Феноскандии характерно прохладное, а на севере еще и короткое лето. В северных районах средняя температура июля не превышает... +10- ... +120, а на юге (Стокгольм, Хельсинки) - ... +16- ... + 170. Заморозки могут донимать до июня и появляться в августе. Несмотря на такое прохладное лето, большинство сельскохозяйственных культур средних широт созревают. Это достигается благодаря продолжению вегетации растений во время длительного полярного лета. Поэтому южные районы страны Феноскандии пригодны для развития земледелия. Осадки распределяются очень неравномерно. Больше всего их выпадает в виде дождя на западном побережье Скандинавского полуострова - на территории, обращенной к насыщенных влагой атлантических воздушных масс. Центральные и восточные районы Феноскандии получают значительно меньше влаги - около 1000 мм., А северо-восточные - всего 500 мм. По сезонам года количество осадков тоже распределяется неравномерно. Южная часть западного побережья всего увлажняется в зимние месяцы в виде дождя. Максимум осадков в восточных районах приходится на начало лета. Зимой преобладают осадки в виде снега. В горных районах и на северо-западе снег лежит до семи месяцев, а в высоких горах остается навечно, подпитывая таким образом современное оледенение. Дания по природным условиям несколько отличается от своих северных соседей. Будучи расположенной в средней части Среднеевропейской равнины, она больше напоминает приатлантической страны Западной Европы, где преобладает мягкий влажный климат. Максимум осадков в виде дождей приходится на зиму. Здесь почти не бывает морозов. Средняя температура января около 0 °. Лишь изредка, когда прорывается арктический воздух, могут быть низкие температуры и выпадать снег. Средняя температура июля - ... + 16 °. В странах Балтийского субрегиона преобладает морской климат с переходным к умеренно континентальному. Лето прохладное (средняя температура июля - ... +16 ... +17 °), зима мягкая и относительно теплая. Наиболее континентальный является климат Литвы. Количество осадков за год колеблется в пределах 700-800 мм. Больше всего их выпадает во второй половине лета, когда завершаются жатвы и заготовка кормов.В целом климат и равнинная местность Эстонии, Литвы и Латвии способствуют хозяйственной деятельности человека. Страны Северной Европы неодинаково обеспечены минеральными ресурсами. Больше всего их в восточной части Феноскандии, фундамент которой составлен из кристаллических пород магматического происхождения, ярким проявлением которых является Балтийский щит. Здесь сосредоточены залежи железных, титаномагниевый и медно-колчеданов руд. Подтверждением сказанному являются месторождения железистых руд Северной Швеции - Кирунаваре, Луссаваре, Гелливаре. Породы этих месторождений залегают от поверхности до глубины 200м. Ценным попутным компонентом этих железорудных месторождений является апатит. Титаномагнетитовые руды занимают обширные территории в Финляндии, Швеции, Норвегии, хотя такие месторождения не выделяются значительными запасами сырья. До недавнего времени считалось, что Северные земли бедны запасы топливно-энергетических ресурсов. Лишь в начале 60-х годов XX в., Когда в донных отложениях Северного моря были открыты нефть и газ, специалисты заговорили о значительных залежи. Было установлено, что объемы нефти и газа в бассейне этой акватории значительно превышают все известные запасы данного сырья в Европе. Международными соглашениями бассейн Северного моря был поделен между государствами, расположенными вдоль его берегов. Среди северных стран наиболее перспективным на нефть оказался норвежский сектор моря. На его долю пришлось более одной пятой запасов нефти. К числу нефтедобывающих стран, пользующихся нефтегазоносным районом Северного моря, вошла и Дания. Среди других видов топлива в странах Северной Европы промышленное значение имеют горючие сланцы Эстонии, уголь Шпицбергена, торф Финляндии. Северные территории хорошо обеспечены водными ресурсами. Наибольшей их концентрацией выделяются Скандинавские горы, в частности их западная часть. За ресурсами полного речного стока впереди находится Норвегия (376 км3) и Швеция (194 км3), занимая первые два места в Европе. Важное значение для стран Северной Европы имеют гидроэнергетические ресурсы. Лучше всего обеспечены гидроэнергоресурсами Норвегия и Швеция, где обильные осадки и горный рельеф обеспечивают формирование сильного и равномерного стока воды, а это создает хорошие предпосылки для строительства гидроэлектростанций. Земельные ресурсы, особенно в Скандинавского полуострова, незначительны. В Швеции и Финляндии они составляют до 10% сельскохозяйственных угодий. В Норвегии - всего 3%. Доля непродуктивных и неудобных для освоения земель в Норвегии - 70% общей площади, в Швеции - 42% и даже в равнинной Финляндии - почти одна треть территории страны. Совсем иной ситуация в Дании и странах Балтии. Пашня в первой занимает 60% общей территории. В Эстонии - 40%, в Латвии - 60 и в Литве - 70%. Почвы в Северном макрорегионе Европы, особенно в Феноскандии, подзолистые, переувлажненные и малопродуктивные. Некоторые земли, особенно тундровые ландшафты Норвегии и Исландии, где преобладает мохово-лишайниковая растительность, используются для экстенсивного выпаса оленей. Одним из величайших богатств стран Северной Европы являются лесные ресурсы, то есть "зеленое золото". По площади лесов и валовыми запасами древесины выделяются Швеция, Финляндия, занимая по этим показателям соответственно первое и второе места в Европе. Лесистость в этих странах высока. В Финляндии она составляет почти 66%, в Швеции - более 59% (1995). Среди других стран Северного макрорегиона высокой лесистостью выделяется Латвия (46,8%). Северная Европа обладает разнообразными рекреационными ресурсами: средневысотные горы, ледники, фьорды Норвегии, шхеры Финляндии, живописные озера, водопады, полноводные реки, действующие вулканы и гейзеры Исландии, архитектурные ансамбли многих городов и другие историко-культурные памятники. их высокая атрактивнисть способствует развитию туризма и других форм отдыха. Население. Северная Европа отличается от других макрорегионов как по количеству населения, так и по основным демографическим показателям. Северные земли относятся к наименее заселенных территорий. Здесь проживает более 31,6 млн. человек, что составляет 4,8% общей численности населения Европы (1999). Плотность населения невысока (22,0 человека на 1 км2). Наименьшее количество жителей на единицу площади приходится в Исландии (2,9 человека на 1 км2) и Норвегии (13,6 человека на 1 км2). Слабо заселены также Финляндия и Швеция (за исключением южных прибрежных районов Швеции, Норвегии, Финляндии). Среди стран Северной Европы наиболее густо заселена Дания (123 человека на 1 км2). Страны Балтии характеризуются средней плотностью заселения - от 31 до 57 человек на 1 км2). Темпы прироста населения Северной Европы очень низкие. Если в 70-е годы XX века. численность населения росла на 0,4% в год, преимущественно за счет естественного прироста, то в начале 90-х его прирост был сведен к нулю. Вторая половина последнего десятилетия XX в. характеризуется отрицательным приростом населения (-0,3%). Определяющее влияние на такую ситуацию оказали страны Балтии. Фактически Латвия, Эстония, Литва вступили в стадию депопуляции. В результате численность населения в Северном макрорегионе Европы, согласно прогнозам, в ближайшие десятилетия почти не расти. Страны Феноскандии, кроме Швеции, характеризуются положительным, но низким естественным приростом населения, за исключением Исландии, где естественный прирост сохранился на показателе 9 человек на 1000 жителей. Такая напряженная демографическая ситуация объясняется, в первую очередь, низкой рождаемостью. Тенденция к снижению рождаемости в европейских странах проявилась еще в 60-х годах и в начале 90-х прошлого века составляла в Европе всего 13 человек на 1000 жителей, что вдвое ниже среднемирового показателя. Во второй половине 90-х годов эта тенденция сохранилась, а разрыв даже несколько вырос. среднем в странах Северной Европы на одну женщину приходится 1,7 ребенка, в Литве - 1,4, в Эстонии - 1,2, а в Латвии - всего 1,1 ребенка. Соответственно и уровень детской смертности здесь самый: в Латвии - 15%, Эстонии - 10 и в Литве - 9%, тогда как в макрорегионе этот показатель составляет 6%, а в среднем по Европе - 8 смертей на тысячу родившихся (1999). Уровень смертности всего населения в североевропейских странах тоже достаточно дифференцирован. Для стран Балтии он составлял 14%, будучи на три пункта выше среднеевропейского показателя, для субрегиона Феноскандии - меньше на 1 ‰, составляя 10 человек на тысячу жителей. В мире на то время смертность составила 9% с, т.е. на 2 ‰ ниже среднеевропейского и на 2,5 ‰ ниже середньомакрорегіонального. Причины такого явления надо искать не в жизненном уровне или в существующем социальной защите, сложившегося в странах Северной Европы, а в росте потерь населения, связанных с профессиональными заболеваниями, производственными травмами, разного рода несчастными случаями, а также со старением населения. Средняя продолжительность жизни в странах Северной Европы высока - для мужчин она составляет почти 74 года, а для женщин более 79 лет.
Доминантой развития государств принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако страны столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений. Это технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы, социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.
Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.
Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений.
Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.
Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.
В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер
Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки
Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г.
В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы