Актуальные проблемы развития государственной и национальной политики. Национальная политика в современном мире
Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношении между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
Это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика тесно взаимосвязана с социальной, региональной, демографической и другими направлениями политической деятельности. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Это выражается в том, что национальная политика включает в себя социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты. Вместе с тем в многонациональном государстве при осуществлении государственной политики в любой сфере общественной жизни необходимо учитывать национально-этнические аспекты.
Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики - отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.
Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.
Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального от инонационального влияния.
По направлению выделяют национальную политику демократическую, миротворческую, созидательную, прогрессивную и тоталитарную, воинственную, разрушительную, реакционную.
По формам и методам осуществления национальная политика характеризуется ненасилием, толерантностью, уважительным отношением. Наряду с этим национальная политика может осуще ствляться в форме господства, подавления, репрессий, методом насильственным, грубым, унизительным, методом «разделяй и властвуй».
По результатам национальной политики межнациональные отношения отличаются, с одной стороны, согласием, единением, сотрудничеством, дружбой, а с другой - характеризуются напряженностью, конфронтационностью, конфликтностью.
Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития.
Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.
В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения титульного этноса с другими социально-этническими общностями и т.д.
Функциями национальной политики являются:
функция целеполагания: определение целей и задач, выработка программ деятельности в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны;
организационно-регулятивная функция, т.е. функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и т.д.;
функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей;
функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов;
прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе;
функция воспитания людей в духе интернационализма, уважения национального достоинства каждого, высокой культуры межнационального общения, непримиримости к проявлению национализма и шовинизма.
Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики.
В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации - равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.
Еще по теме НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:
- Глава 5. Идея культурно-национальной автономии в современной национальной политике.
- Лекция 14. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Тысячелетиями в отношениях между народами правящие элиты провозглашали краткий и жесткий принцип: “разделяй и властвуй”. Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Турецкой и др.). По сути дела к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.
Однако лучшие умы человечества всегда мечтали об обществе подлинной национальной гармонии, в который народы “распри позабыв в великую семью объединяться” (А.С. Пушкин). Но только в ХХ веке, причем лишь в отдельных государствах, эта мечта стала воплощаться в жизнь. Приоритет здесь принадлежит СССР, Швейцарии, Бельгии, Российской Федерации и некоторым другим странам, в которых была достигнута экономическая стабильность и в основном решен национальный вопрос.
Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.
1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.
Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
Правовая база на мировом уровне:
1. индивидуальные и коллективные права. Но между ними есть противоречия, то есть иногда нельзя определить, что это: индивидуальное или коллективное право
2. право на целостность государства. В мире несколько тысяч этнических групп. Гипотетически все они могут назвать себя нацией и потребовать национальных прав. Следовательно
3. Принцип национального самоопределения Международное право не дает ответа на этот вопрос, то есть государства сами определяют свои принципы.
Виды этнической политики
1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы. Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).
2. Дискриминация - любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни. Дискриминация признается существующей при наличии двух элементов: проведения различий по этнической принадлежности или этнического происхождения, цвета кожи - и ограничения в любой форме вследствие проведения этих различий возможности того или тех, в отношении кого эти различия проводятся, пользоваться на равных началах основными правами и свободами.
3. Ассимиляция слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Во многих странах в условиях национального и религиозного гнёта имела место насильственной Ассимиляция: так было в Австрийской империи, позже - в Австро-Венгрии, в царской России. Аналогичные процессы продолжаются и теперь в некоторых капиталистических странах (Испания, Греция). В ряде стран, где есть национальные меньшинства, происходит естественная А. В СССР и других социалистических странах, в условиях полного равноправия всех народов, некоторые малые народы, преодолев вековую экономическую и культурную обособленность, сливаются с более крупными этническими общностями.
4. Интеграционизм – напр. Франция. Любой гражданин автоматически является французом, теряя при этом свою этничность.
5. Поликультурализм - признание государством n -го числа этнических образований на своей территории. Но когда у этнических групп разный статус, это может привести к этническим конфликтам.
Национальная политика осуществляется на следующих уровнях:
- общегосударственный
- региональный
- местный
Также национальная политика – это концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, миграционной, демографической и др.политики.
Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.
РАЗНОВИДНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Национальная консолидация |
|
Гуманистическое |
|
Направленность |
Демократическая |
Формы и методы осуществления |
Насилие, толерантность, уважительное отношение |
Результаты |
Согласие, единение, сотрудничество, дружба |
Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений.
Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходимы координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики: координация национальных интересов как предпосылка их реализации,
Национальная политика, как и всякая другая, может и должна рассматриваться с точки зрения определения в ней тех или иных частей, этапов и приоритетов. Однако, это очень сложно, так как в реальной практике межэтнических отношений нередко складывается впечатление, что именно эта, а не иная проблема является первоочередной и требует немедленного внимания и разрешения. Каждому народу, национально-государственному образованию, региону кажется, что именно их проблемы являются самыми неотложными, требующими немедленного вмешательства и принятия мер.
В национальной политике следует различать:
- стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования.
- задачи ближайшего характера – вытекают из долговременной политики, регулируют межнациональные проблемы, которые вытекают из жизни, возникающие в ходе текущих событий.
В многонациональной России стратегической, программной целью является:
- укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества,
- упрочение федеративных отношений и связей,
- формирование государственно-политической и межнациональной общности – россияне.
Актуальные задачи национальной политики ближайшего периода:
- урегулирование межнациональных конфликтов,
- снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье,
- решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др.
Стратегия национальной политики разработана и обоснована в концепции национальной политики и государственной программе национального возрождения межнационального сотрудничества народов России.
При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие:
- Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития.
- Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.
- научность национальной политики, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений, опора на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса. Там, где вопросы национальной политики рассматриваются не на основе научного подхода, а субъективистски, неизбежно допускаются ошибки и перегибы.
- Дифференцированный подход в практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках. Следует учитывать:
- природно-климатические условия,
- социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности,
- демографические и миграционные процессы,
- этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей,
- конфессиональную характеристику,
- особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения этноса с другими социально-этническими общностями и т.д.
Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в “своей” республике или в инонациональной среде.
Наконец, при формировании национальной политики, необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как позитивный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.
Дополнения
Права человека (из Конституции РФ).
Ст.19. 1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии ит.д. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
Ст.22 . Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Ст.23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных разговоров и т.д.
Ст. 26. 1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества. (Комм: Национальность харак-ся приверженностью к культуре опр. Народа, а также языком. Национальность - это принадлежность человека к конкретному народу. Выбор национальности не влечет для человека никаких последствий, т.к. им гарантируются все те же права и свободы.
Ст. 27. право на свободное передвижение на территории России, а также выезжать за ее пределы.
Свобода мысли и слова, свобода вероисповедания, право на участие в управлении делами государства, социальное обеспечение, свободный труд, право на образование.
Дорогие друзья!Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства - хостинг, доменное имя и т.д. Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными - помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо! |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
Тема: « Национальная политика Российской Федерации как важнейший инструмент, укрепления целостности российского государства и гармонизации межэтнических отношений в регионах»
Букина Валерия Олеговна
Лясина Вероника Олеговна
Научный руководитель:
Санькова Тамара Дмитриевна
Введение
Россия - самая большая по территории страна, обладающая уникальным культурным многообразием. Вместе с тем, при всем богатстве этнокультурного многообразия у российского общества есть проблемы в сфере межнациональных отношений. Рост нетерпимости, межэтнической напряженности, религиозно-политического экстремизма, молодежного радикализма вызывает тревогу и общества, и государства.
Результаты проводимого Минрегионом России мониторинга межнациональных отношений показывают актуальность так называемого "национального вопроса" для российского общества. Количество публикаций в российских СМИ на эту тему имеет устойчивый тренд к ежегодному росту: со 367 тыс. в 2009 г. до 832 тыс. за неполный 2016 год. С 2006 по 2015 годы медийный интерес к "национальному вопросу" увеличился в 7,3 раза.
Тема национальной политики и национальных отношений нас заинтересовала. В своей работе мы постарались отразить основные принципы и осуществление национальной политики в РФ, на Ставрополье. Попытались проанализировать национальные отношения на территории Александровского района Ставропольского края.
Цель исследовательской работы - исследовать сложный процесс становления и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе региональный компонент её реализации
Задачи: политика национальный государство
1. Оценить деятельность руководства края и местного самоуправления по реализации национальной политики с целью регулированию межнациональных отношений;
2. Определить оценки населением состояния межнациональных отношений в Ставропольском крае.
Объектом исследования является государственная национальная политика как инструмент гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации.
Проблема - улучшение национальных отношений на Ставрополье.
Одним из направлений в исследовательской работе являются методы исследования:
1.Теоретические методы:
Фиксирование одной или нескольких интересующих сторон предмета изучения;
Анализ и синтез.
2.Эмпирические методы:
Наблюдение;
Сравнение.
3.Статистические методы:
Социологический опрос; метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы).
1. Понятие национальной политики. Задачи национальной политики
Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ - система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.
Государственная национальная политика - включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Так это принято понимать во всем мире.
Главной задачей национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
Ст. 26 Конституции гласит: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Основные цели и задачи национальной политики в РФ:
обеспечение условий для улучшения благосостояния народов через мобилизацию традиционного трудового опыта, сохранение и развитие национальных культур;
утверждение приоритета прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности и территории проживания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства;
реализация и обновление федеративных отношений на основе конституционного распределения полномочий и эффективного их осуществления как важнейшего компонента построения нового демократического государства;
участие граждан всех национальностей в общегосударственном политическом процессе через широкое и справедливое представительство в законодательных и исполнительных органах, автономия и самоуправление больших и малых общин, этнических анклавов, малочисленных групп.
2. Национальная политика и национальные отношения на Ставрополье
Гармонизация межэтнических отношений в крае строится на базе отказа от навязывания административных методов в решении этнических вопросов. Органы государственной власти края исходят из того, что при разработке программы реализации государственной национальной политики должно уделяться внимание:
Учету традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности этносов, населяющих край;
Содействию развитию хозяйственной деятельности национально- культурных автономий;
Учету взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией.
На 01 января 2016 года население Ставропольского края составляет 2 800 551 млн. человек. На территории края проживают представители более 100 национальностей.
Русские, составляющие 89,04% населения края (2 232 153 млн. чел.), по-прежнему играют ключевую роль в его социально-экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.
Вторыми по численности являются армяне (161 324 тыс. чел.) - 6,4%. Они расселены по всей территории края. На третьем месте - даргинцы (49 302 тыс. чел.) - 1,97%. Численность греков (33 573 тыс. чел.), украинцев (30 373 тыс. чел.) составляет соответственно 1,3% и 1,2%. Численность других этнических групп составляет 0,09% от общего числа жителей края.
В целях дальнейшего совершенствования работы по реализации государственной национальной политики, комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества реализуется краевая целевая программа "Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы".
В качестве ее приоритетов выделяется:
Обеспечение стабильной социально-политической ситуации;
Объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений в гармонизации межэтнических отношений;
Противодействие национальному и религиозному экстремизму.
Социологический опрос проведенный, на территории Александровского муниципального района показал, что население волнуют проблемы безработицы, здравоохранения, невыплата заработной платы. 87% опрошенного населения выдвигают главную проблему - безработица, 73% называют плохое медицинское обеспечение, 71% обеспокоены загрязнением окружающей среды, 69% не достаточно высокими пенсиями.
На решение этих вопросов и направлена краевая целевая программа, с целью предотвращения этнических конфликтов. Программа является механизмом координации деятельности на направлениях этнокультурного и духовного развития Ставропольского края и поддержки диалога между органами исполнительной власти Ставропольского края и общественными, национальными и религиозными объединениями.
В ходе опроса респондентов Александровского муниципального района было выяснено, что 21 % опрошенного населения приходилось испытывать ущемление своих прав из-за своей национальности. 69 % не приходилось испытывать ущемление своих прав.
Анализ проведенного опроса показывает, фактор этнодискриминации в нашем районе имеет место быть и оказывает влияние на особенности межнациональных отношений.
3. Реализация национальной политики на территории Александровского муниципального района
Население Александровского района составляет 46 685 тысяч человек. На конец 2015 года национальный состав составляет 50 национальностей. Русские составляют 93 %, вторую позицию занимают цыгане - 1,4 %, армяне - 5,6 %. Таким образом, главной особенностью этнополитической и этноконфессиональной ситуации в Александровском районе состоит в том, что русские, составляющие 90 % играют ключевую роль в его социально- экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.
Одним из вопросов к жителям Александровского муниципального района был вопрос, касающийся оценки межнациональных отношений на территории района. 40 % респондентов как славянской, так и неславянской национальностей считают, что национальная напряженность имеет место, 29% опрошенного населения указывают на сильную национальную напряженность в районе, 6 % считают, что отношения стабильные.
Краевая целевая программа и план мероприятий администрации Александровского района направлен на обеспечение конституционного права, гарантирующего равенство граждан любой расы и национальности, формированию культуры межнациональных межконфессиональных отношений. 25 % опрошенного населения называют национальные отношения стабильными это свидетельствует о том, что постепенно происходит сглаживание межэтнических взаимодействий, переход этих отношений на качественно новый уровень, характеризующийся менее острыми противоречиями.
Для определения этнического самочувствия населения Александровского муниципального района необходимо изучить оценку степени учета интересов различных национальных групп в решениях руководства района.
Из 217 респондентов, в основном представители славянской национальности, отмечают, что интересы их национальной группы в решениях местных властей учитываются полностью (49 %), 4 % опрошенного населения считают интересы их национальной группы полностью игнорируются, на это в основном указывают представители неславянской национальности. Таким образом, проведенная обработка данных показывает, что среди русских участников опроса наблюдается тенденция к увеличению числа тех, кто удовлетворен защитой своих национальных интересов со стороны власти. В то же время среди представителей других национальных групп - к его уменьшению. В таких условиях становится возможным накопление отрицательных эмоций представителей других национальных групп жителей нашего района по поводу неравномерного учета их национальных интересов.
В целях реализации основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края при администрации Александровского сельсовета создан совет по вопросам межэтнических отношений. Положение утверждено Главой администрации Александровского, выработан план работы при администрации по вопросам межэтнических отношений на 2016 г. Главной задачей работы Этнического совета является урегулирование межнациональных отношений на территории райцентра на уровне делегатов от Этнических групп входящих в Совет.
Респондентам разных национальностей было предложено ответить на вопрос: смогут ли они принять участие в конфликте в интересах своей национальной группы?
43 % опрошенных ответили отрицательно, 17 % - зависит от обстоятельств, 15 % - затруднились ответить и 13 % высказали готовность отстаивать интересы своей группы вплоть до включения в национальный конфликт. Причем положительный ответ был дан людьми разных национальностей. Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о восприятии большим количеством населения Ставрополья представителей различных национальных групп. Что является важным показателем развития процесса взаимодействия представителей различных народов.
Приоритетным направлением в работе Этнического совета является воспитание молодежи различных национальностей на основе обмена культурными ценностями, создание предпосылок для уважения и терпимости между народами на этой основе.
Молодому поколению Александровского муниципального района был предложен вопрос, в ходе социологического опроса, - «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?».
Как показывает сравнительный анализ - 64 % опрошенного населения указывают, что они не испытывают неприязни к людям другой национальности, 21% испытывают неприязнь и 15 % затруднились ответить.
Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о снижении межэтнической неприязни у жителей Александровского района. Опасение вызывают граждане, которые испытывают неприязнь к людям другой национальности. Поэтому необходимо органам местного самоуправления, общеобразовательным учреждениям проводить наиболее активную разъяснительную работу среди молодежи о толерантном отношении между народами, формировать Этнические советы во всех муниципалитетах Александровского района.
Заключение
Таким образом, обозначенная в работе проблема реализации национальной политики и национальных отношений на территории РФ находится на стыке различных подходов в изучении сферы межнациональных отношений как таковой и механизмов ее регулирования как управленческой проблемы.
В ходе исследовательской работы, познакомились с нормативно - правовой базой по реализации национальной политики на территории Ставропольского края, Александровского муниципального сельсовета. Изучили и проанализировали, на основе социологического опроса, проводимые мероприятия по предотвращению этноконфликтов Александровским муниципальным сельсоветом.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в качестве теоретической основы преподавания в общеобразовательных учебных учреждениях на уроках гуманитарного профиля. Анализ социологического опроса по проблеме национальных отношений может быть востребован органами местного самоуправления, для разработки новых и совершенствования существующих концепций, платформ и программ действий в области национальной политики.
Новизна исследования заключается в авторском обобщении накопленного опыта реализации государственной национальной политики в одном из субъектов Российской Федерации -- Ставропольском крае -- и выявлении на основе этого наиболее проблемных областей государственного воздействия на этнонациональные процессы в регионах.
Предложения по усилению эффективности реализации национальной политики в Ставропольском крае и других субъектах РФ:
Необходимо учитывать историческую специфику региона, в частности - исторически сложившиеся особенности совместного проживания различных этносов в рамках единых административных границ;
Координирующая роль в сфере регулирования межнациональных отношений на уровне субъекта федерации должна быть отведена специальному органу при исполнительной власти края (области, республики). Который отслеживал бы соблюдение условий для развития эффективных систем образования, природопользования, национально-культурного самоуправления и других сфер жизни различных этносов, проводил оперативную оценку и мониторинг этнополитической ситуации в пределах административной территории.
Литература
1.Андриченко Л. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы»// Федерализм. - 2002. - № 3, с.123-158.
2.Конституция Российской Федерации
3. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации».
4. Краевая целевая программа «Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы".
5. Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы».
6. Национальная политика России: история и современность. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 680 с.
7. ФЦП "Этнокультурное развитие регионов России (на 2008-2012 гг.)».
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
реферат , добавлен 27.12.2012
Понятие "национальной идеологии" и ее положение в современной России. Уровни сложности идеологического самоопределения общества. Взаимосвязь политики, идеологии и национальной идеи. Основа политических манипуляций. Главные функции национальной культуры.
реферат , добавлен 11.12.2013
Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации. Конституционные основы национальной политики. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики. Проблемы миграции и ксенофобии.
контрольная работа , добавлен 25.02.2012
История национальной политики Российской империи нового времени. Стремление к укреплению административно-территориальной целостности государства. Взаимоотношения народов России, Сибири и народов Кавказа. Проблемы веротерпимости в Российской империи.
курсовая работа , добавлен 29.11.2009
Нынешняя ситуация в мире и ее отличия от периода холодной войны. Сущность и функции политики как основы международной политики. Концепция национального интереса и национальной безопасности. Особенности внешней политики России на современном этапе.
реферат , добавлен 05.03.2008
Геополитический потенциал России и факторы обеспечения национальной безопасности государства на современном этапе. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления. Анализ концепций национальной безопасности России и США, преимущества и недостатки.
дипломная работа , добавлен 23.06.2011
Понятие политики как искусства управления государством и инструмента реализации властно значимых интересов социальных групп. Внутренняя и внешняя политика. Основные аспекты экономической, социальной, военной и экологической политики государства.
презентация , добавлен 09.03.2015
Конфликтные способы взаимодействия в социуме. Понятие "национальной безопасности" РФ. Влияние конфликта на систему национальной безопасности. Уровень военного потенциала государства. Внутренние и внешние конфликтные угрозы национальной безопасности.
дипломная работа , добавлен 01.10.2014
Сущность и понятие национальной безопасности, ее базовые принципы и основные составляющие. Характеристика национальной безопасности Российской Федерации и путей ее укрепления. Меры и средства ее обеспечения. Обзор и анализ угроз: их разновидности и формы.
курсовая работа , добавлен 07.08.2014
Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.
Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, на территории
России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.
На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.
Узловыми проблемами, требующими решения, являются :
развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
признание и учет интересов и объективного положения русского народа, являющегося опорой российской государственности, оказавшегося в наиболее трудном положении;
развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве, Эстонии, содействие развитию их связей с Россией.
В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики , которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.
Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Важнейшим принципом государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение исторически сложившейся целостности РФ, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.
Высшая цель национальной политики РФ состоит в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства . Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее этносов.
В соответствии с концепцией национальной политики Российского государства определены следующие основные задачи.
В политической и государственной сфере:
упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;
объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;
выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;
решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.
В социально-экономической сфере:
реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;
рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.
В духовной сфере:
формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;
укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.
Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа – самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.
В государственной национальной политике необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений . Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под национальной политикой?
2. Каковы цели и задачи демократической национальной политики?
3. Какие известны формы и методы осуществления национальной политики?
4. Выясните, каковы взаимосвязи национальной и региональной политики и в чем их различия.
5. Включаются ли в национальную политику вопросы миграционной и демографической политики?
6. Можно ли обойтись в многонациональном государстве без национальной политики?
7. Проанализируйте специфику управления этнонациональными процессами.
8. Рассмотрите алгоритм подготовки и проведения управленческих решений в сфере этнонациональных отношений.
9. Каковы основные задачи национальной политики в Российской Федерации?
10. Принесла ли практические результаты принятая в 1996 г. государственная концепция национальной политики?
11. Каковы Ваши соображения по совершенствованию национальной политики в Российской Федерации?
Литература
1. Абдулатипов Р.Г. Принципы национальной политики. - М., 1994.
2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996.
3. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М., 1995.
4. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. - М., 1993.
5. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.
6. Разделит ли Россия участь Союза ССР. - М., 1993.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
8. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.
9. Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.
10. Этнос и политика. Хрестоматия. - М., 2000.
Национальная политика
1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними;
2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и реализацию национальных интересов всех этнических общностей.
Н.п. - один из наиболее очевидных путей некон-фронтационного политического развития государства; наиболее конструктивный способ разблокирования хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов, достаточно длительный социальный процесс, включающий несколько этапов и требующий встречных усилий всех участвующих в конфликте сторон. Главный смысл Н.п. в координации национальных интересов как предпосылке их реализации.
Н.п. возникла как особое направление государственной политики при формировании национальных и многонациональных государств в Европе. Провозглашенный Великой Французской революцией "принцип национальности", согласно которому каждый народ су-веренен и имеет право на создание своего государства, способствовал росту национализма и сепарационных тенденций в этническом развитии Европы. При этом интересы нации обычно отождествлялись с интересами представляющего ее государства и почти неизбежно противопоставлялись интересам других этносов.
В России после октябрьской революции 1917 г. была создана концепция национально-территориальной автономии, предусматривающая право нации на самоопределение в пределах занимаемых территорий, вплоть до политического отделения и создания собственной государственности. При этом процесс создания национально-государственных образований не разрешил национальных проблем вследствие сильного территориального смешения народов (см.: ), а также часто неотчетливости этнического самосознания и др. причин. Этот подход породил рост национального сепаратизма и создал почву для этнических конфликтов. Те же проблемы характерны для некоторых стран Восточной Европы.
В экономически развитых странах с середины XX в. происходит уменьшение роли этничности в жизни государства, преобладающим становится направление Н. п. на социальную интеграцию общества при сохранении языкового и культурного плюрализма составляющих его этнических групп. При этом этнокультурные потребности меньшинств этнических могут удовлетворяться путем создания национально-культурных автономий и национальных общин землячеств. Особыми правами могут быть наделены народы, ведущие племенной образ жизни, в целях их защиты от жесткого воздействия индустриальной цивилизации. По отношению к ним может проводиться патерналистская политика, состоящая в осуществлении спецгосударственных программ в области образования, здравоохранения, социального развития и т. п. В большинстве случаев, однако, стимуляция развития этноса возложена на его собственные национальные организации. Это направление Н. п. является нормативным для современного международного права и доминирующих идеологических и политических концепций и противостоит как тенденции к этнической гомогенизации общества путем ассимиляции этнических меньшинств, их депортации или истребления (геноцида), так и тенденции к ограничению межэтнических контактов (сегрегации).
Н.п.- это искусство. Она предполагает как глубинный анализ диалектики национальных процессов в их конкретности, так и учет меняющихся национальных настроений. Чем меньше национальные интересы учитываются и реализуются в национальной политике, тем более гипертрофированно они отражаются в массовом национальном сознании. В таких условиях национальные настроения перерастают в националистические. Это, в свою очередь, создает национально-популистский фон, который используется в политических целях некоторыми лидерами национальных движений.
Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .
Смотреть что такое "национальная политика" в других словарях:
Национальная политика - Национальная политика политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.),… … Википедия
Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в… … Финансовый словарь
Национальная политика - всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов разрешение национальных противоречий. Национальная политика в сложных современных условиях… … Политология. Словарь.
национальная политика - национальная политика, принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений. Аналогично используемым за рубежом (где… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Национальная политика - В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных… … Словарь юридических понятий
Национальная политика - Деятельность государственной власти, партии или общественной группы по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами. Н.п. связана с языковой политикой … Словарь социолингвистических терминов
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - 1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними; 2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
национальная политика Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Национальная политика - Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Национальная политика России - Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия
Книги
- Национальная политика в России: XVI - начало XXI века. Учебное пособие , Перепелкин Л.С.. Книга посвящена истории национальной политики российских властей, начиная с XVI в., когда Россия начала приобретать имперские черты, и заканчивая распадом СССР. Отдельный раздел посвящен…