Правовая охрана окружающей среды. Правовые основы охраны окружающей среды и природных ресурсов
Основной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Для достижения этой цели необходимо провести структурную перестройку производственной сферы, осуществить техническую политику, основанную на ресурсосбережении, применении малоотходных и безотходных технологий, создать соответствующую нормативно-правовую базу.
Правовая охрана окружающей среды - совокупность общих правовых норм, определяющих единые требования природоохранной деятельности, а также специальных норм по охране земель, вод, лесов, недр, других природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Указанные нормы содержатся в Конституции Республики Беларусь, в природоохранном, природно-ресурсном и хозяйственном законодательстве, иных нормативных правовых актах.
Основные принципы экологического права:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, создание благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающих устойчивое развитие общества при соблюдении гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни природную среду;
рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;
государственное регулирование деятельности по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;
платность природопользования;
соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;
гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;
международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
В ряде основополагающих документов закреплены положения, касающиеся экологического права. Так в Конституции Республики Беларусь (1996 г.):
в статьях 45, 46 предусмотрены права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;
в статье 34 гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды;
в статье 55 подчеркнуто, что охрана природной среды - долг каждого.
В регулировании экологических отношений Закон «Об охране окружающей среды» (в редакции от 17.07.2002 г. № 126-3) преследует три цели:
сохранение природной среды;
предупреждение и устранение отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;
оздоровление и улучшение качества окружающей среды.
В данном Законе закреплены принципы и правовые основания природоохранной деятельности; круг подлежащих охране природных ресурсов; права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды; система экологического просвещения, воспитания и образования; государственная политика, регулирование и управление в данной сфере; экономический механизм охраны окружающей среды; государственная система наблюдений за ее состоянием и кадастрового учета природных ресурсов. В нем определены вопросы нормативно-технического и научного обеспечения природоохранных мероприятий, экологической экспертизы, экологические требования к хозяйственной деятельности.
В Законе предусмотрены охрана окружающей среды от вредного воздействия и разрушения озонового слоя; создание особо охраняемых природных территорий и территорий экологического риска, зон экологического кризиса и экологического бедствия; контроль и надзор в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушения природоохранительного законодательства и возмещение экологического вреда, разрешение споров и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Положения данного Закона детализируются и дополняются природоохранительными, природно-ресурсными и иными нормативными актами.
Существует большое количество нормативных актов по охране природы в городах, других населенных пунктах, в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, иных сферах деятельности человека и в целом по обеспечению экологической безопасности.
Обеспечение экологической безопасности декларируется нормами Закона «Об охране окружающей среды», содержащимися в его разделах о территориях экологического риска, зонах экологического кризиса и экологического бедствия, а также Закона «Об особо охраняемых природных территориях».
К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся: прогнозирование и планирование; нормирование, лимитирование, ценообразование; платность землепользования, водопользования, иного природопользования и охраны природы, налоговые льготы; финансирование и материально-техническое снабжение; экономическое стимулирование; экологическое страхование; экологическое аудирование; возмещение вреда природным ресурсам и окружающей среде.
Платность природопользования и охраны природы сводится к установлению рентных платежей или нормативов платы за пользование природными ресурсами и объектами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, ввоз ионизирующих веществ и других платежей, а также к представлению льгот по таким платежам.
Финансирование природопользования и охраны окружающей среды заключается в выделении кредитов, дотаций,
бюджетных ассигнований, иных инвестиций на освоение и использование природных ресурсов и объектов, заповедную - охрану природы, проведение природоохранных работ и мероприятий.
Экономическое стимулирование природопользования и охраны окружающей среды включает предоставление природопользователям льготных кредитов, налоговых и иных льгот за рациональное, комплексное использование, улучшение, восстановление и воспроизводство природных ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, использование вторичных ресурсов, за проведение природоохранных работ.
Экологическое страхование как новый элемент экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды означает формирование за счет страховых взносов специальных денежных фондов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного природным ресурсам, объектам или окружающей среде и физическим лицам соответственно в результате их загрязнения, иного ухудшения состояния или уничтожения, потери здоровья или смерти.
В качестве предметов экологического страхования могут выступать природные ресурсы, природные объекты, природные комплексы, жизнь и здоровье граждан, а также различные риски.
Вводимое в экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды экологическое аудирование осуществляется в целях определения экологических последствий деятельности юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, установления соответствия их деятельности требованиям природно-ресурсного и природоохранительного законодательства, усиления основных направлений обеспечения рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
Вред, причиняемый природным ресурсам и объектам или окружающей среде, может быть экономическим и экологическим.
Экономический вред выражается в ухудшении полезных свойств, потерях запасов природных ресурсов или объектов и негативно отражается на экономических интересах собственников, владельцев и пользователей природных ресурсов или объектов.
Экологический вред, в свою очередь, заключается в ухудшении природных ресурсов и объектов или окружающей среды. Он связан с посягательством на интересы человека в чистых природных ресурсах, объектах и продуктах, в благоприятной для его жизнедеятельности окружающей природной среде.
Промышленной производство представляет собой непрерывный социальноэкономический процесс, осуществляемый различными методами и средствами, в целях достижения различных наивысших количественных и качественных результатов, включающих определенную территорию , людской состав, материальную базу. Промышленной производство оказывает многоообразное воздействие на окружающую среду, практически на все компоненты природы. Специфика источников и проявлений воздействия промышленного производства на природу зависит от типа предприятия . Комплексный характер проблемы охраны природной среды в промышленности требует множество разнообразных способов ее охраны. Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды в промышленности направлено на обеспечение ее структурной перестройки, внедрения малоотходных и безотходных технологий, ресурсосберегающей техники, выпуска экологически безопасной продукции и рационального использования природных ресурсов в целях осуществления экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду. С целью охраны окружающей среды в промышленности законодатель устанавливает экологические требования, которые должны учитывать социально-экономические и экологические условия рыночной экономики и специфику промышленности.
В зависимости от содержания имеются требования общие и специальные. Общие требования: например, ст 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» - эти требования распространяются на всех хозяйствующих субъектов и все стадии хозяйственной деятельности. Специальные требования - это отдельные требования, к отдельным стадиям промышленного производства (глава 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Эти требования также подразделяют с учетом отраслевой принадлежности: так экологические требования к машиностроительным предприятиям направлены на предотвращение и сокращение вредных выбросов и отходов за счет их утилизации и использования в производстве или на других предприятиях. Наиболее строгие требования предъявляются к экологически грязным отраслям промышленности (это металлургические предприятия, который выбрасывают в атмосферу соединения мышьяка, фосфора, цианистый водород). Наиболее сложной является охрана природной среды в угольной промышленности, поскольку помимо атмосферного воздуха, осуществляется загрязнение подземных и поверхностных вод, нарушается их гидрологический режим, нарушаются земли.
Требования к предприятиям добывающей и горной промышленности направлены прежде всего на рациональное использование природных ресурсов, рекультивацию и охрану земель, охрану атмосферного воздуха. К таким требованиям также относят комплексное использование основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов отходов горно-добывающего и связанных с ним переробатывающих производств, складирования и хранения с соблюдением экологических и санитарных норм попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых и отходов.
Экологические требования к предприятиям перерабатывающей промышленности учитывают вредное воздействие технологических процессов и выпускаемой продукции на окружающую среду. Эколого-правовые требования охраны окружающей среды в промышленности должны учитывать региональные особенности, то есть имеются общефедеральные требования, которые направлены на обеспечение единства природоохранной деятельности предприятий на территории РФ, а задача региональных требований - это конкретизация федеральных с учетом особенности территории. Например, региональные технологические нормативы разработаны для озера Байкал.
Выделяют требования:
- запретительные - направлены на недопущение деятельности предприятий на определенных территориях (ООПТ, зоны ЧП).
- ограничительные - связаны с уменьшением негативного воздействия предприятий (охранные зоны).
- разрешительные требования - осуществление деятельности предприятий с соблюдением ряда условий.
Реализация экологических требований предполагает наличие определенных мер различного характера:
- Контрольные меры - занимают первостепенное значение.
- Меры экономического характера - планирование и финансирование природоохранных мероприятий, экологическое стимулирование, развитие договорных отношений, плата,экологическое страхование .
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 1997 года № 116-ФЗ предусматривается разработка деклараций промышленной безопасности. Данная декларация предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, в том числе и для окружающей среды, а также анализ достаточности принятых мер по предупреждению таких аварий и готовности предприятия или организации к ликвидации последствий, если она все же произойдет.
Порядок оформления такой декларации утвержден Приказом Ростехнадзора от 29.11.05 № 893. Эта декларация в обязательном порядке разрабатывается для производственных объектов 1 и 2 классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, уничтожаются опасные вещества, в количествах,которые указаны в приложении к ФЗ № 116.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию этого объекта. Эта декларация представляется в различные органы (прежде всего, это органы государственной власти , ОМС, в ряде случаев - общественным объединениям и гражданам).
Органы: Ростехнадзор (этот же орган ведет реестр таких деклараций). Срок действия такой декларации: 10 лет (она должна снова разрабатываться после истечения срока). Подписывает эту декларацию сам разработчик декларации - руководитель предприятия, который эксплуатирует опасный объект. Кроме того, с целью контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов и их охраной, в ряде случаев на предприятиях ведут экологический паспорт, в котором содержатся сведения о природных объектах, находящихся в собственности /пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия хозяйственной и иной деятельности на данные природные объекты и о мерах по защите окружающей среды.
Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве
Международно-правовая охрана окружающей среды
Международно-правовая охрана окружающей среды обусловлена глобальным характером экологических проблем, решения которых предполагает необходимость объединения усилий всего международного сообщества. Инструментом международно-правового регулирования является международное экологическое право . В литературе встречаются синонимы - международное право окружающей среды, межународно-правовая охрана окружающей среды.
Международное экологическое право представляет собой совокупность принципов и норм международного права , регулирующих отношения его субъектов в области рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий жизни на всей земле в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. Предметов международного экологического права являются общественные отношения между субъектами международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды. Субъекты международных экологических отношения - это государства , международные организации, в ряде случаев это могут быть ЮЛ и ФЛ, которые оказывают воздействие на окружающую среду в международном пространстве. Непосредственные объекты - Мировой океан, трансграничные водные объекты, моря, космос, Арктика . Деятельность международного сообщества осуществляется посредством нормотворчества, взаимных консультаций, мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информации, контроля за состоянием окружающей среды, применения мер международной ответственности за нарушение принципов и норм международного права.
Этапы развития международного права окружающей среды:процесс становления отрасли протекает с 19-ого столетия и в своем развитии прошел несколько этапов.
- с 1839 по 1945 - данный этап увязывается с первыми попытками цивилизованных государств разрешить локальные и глобальные проблемы экологии. Заключается международный договор о ловле лососей в бассейне Рейна, принимается международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве (1902), принимается конвенция в области рыболовства в Дунае.
- с 1945 по 1972 - этот этап связывают с началом деятельности ООН .
- с 1972 по настоящее время - этот этап ознаменовался проведением глобальных конференций (1972 и 1992).
В 1972 году при ООН состоялась Конференция по охране окружающей среды а Стокгольме. Эта конференция стала первым главным форумом в области охраны окружающей среды, который вызвал бурю активности на национальном и международных уровнях.
Стокгольмская конференция впервые ввела новые формы общественного участия в конференциях ООН и установила связь между официальным процессом проведения и параллельной деятельность неправительственных объединений. В 1985 году ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. РФ участвовала в Конференции ООН в 1992 году. Итоговым документом конференции 1992 года явился глобальный программный документ «Повестка дня 21 века».
Реферат по экологии
Правовые основы охраны окружающей среды
Введение ……………………………………………………………………. | |
Глава 1. ………………………………………………………………………. | |
Система стандартов и нормативов…………………………………… | |
Закон на страже природы……………………………………………... | |
Природоохранное законодательство…………………………………. | |
Развитие экологического движения………………………………….. | |
Волонтеры на защите водоемов………………………………………. | |
Глава 2. …………………………………………………... | |
2.1 Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации………………………………………………………………….. | |
2.2 Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации…………………………… | |
Заключение ……………………………………………………………….. | |
Список использованных источников …………………………………. | |
Приложения ………………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие изменения в правовой системе Российской Федерации вызывали интенсивное развитие экологического законодательства. На протяжении последних лет внесены существенные изменения в законы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды.
Охрана окружающей среды рассматривается современным российским законодательством как неотъемлемая обязанность и важнейшая функция государства. Вместе с тем, состояние окружающей среды в России характеризуется глобальным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Шестая часть территории страны, где проживает более 60 миллионов человек, экологически неблагополучна. Динамика основных экологических показателей развития России показывает увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду – растут суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, объемы образования отходов на фоне снижения их переработки, объемы загрязненных сточных вод.
Главная экологическая функция государства – обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционного права человека на благоприятную природную среду, обеспечить необходимые условия для осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Обеспечение сохранения природных систем и поддержание соответствующего качества окружающей среды невозможно без соблюдения норм и принципов экологического права, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Целью данного реферата является анализ правовых основ охраны окружающей среды в Российской Федерации, выявление проблемных моментов и пути их возможного решения. Для достижения цели, поставленной в реферате, были определены следующие задачи:
Охарактеризовать нормативно-правовые основы охраны окружающей среды;
Проанализировать систему стандартов и нормативов;
Изучить природоохранное законодательство;
Обосновать развитие экологического движения;
Показать роль волонтеров в защите водоемов;
Рассмотреть экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации;
Ознакомиться с системой органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах;
Выявить проблемы в области охраны окружающей среды.
Объект рассмотрения данного реферата – правовые основы в сфере защиты окружающей среды. Предметом является законодательство Российской Федерации, регламентирующее охрану и защиту окружающей среды.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Развитие эколого-правовых норм – процесс непрерывный и неизбежный, но охрана окружающей среды и рациональное использование природного потенциала России никогда, к сожалению, не входили в число приоритетных направлений социально- экономического развития нашей страны. Тем не менее, в свете подготовки предпосылок для перехода в будущем нашего общества к устойчивому развитию представляется важным обобщение имеющегося теоретического и практического опыта в сфере правовых регламентаций, экономических регуляторов взаимоотношений общества и природы.
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Глава 1. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды
Система стандартов и нормативов
Одной из важнейших составных частей природоохранного законодательства является система экологических стандартов (рис.1, приложение А). Их своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.
По субъекту принятия среди экологических стандартов в соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» выделены следующие виды: государственные стандарты, международные, отраслевые, стандарты предприятий. Стандарты регулируют различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.
Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды – предельно допустимые концентрации вредных веществ в природных средах. Предельно допустимые концентрации утверждаются для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и
действуют на территории всей страны. В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение предельно допустимых концентраций не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено. На основе предельно допустимых концентраций разрабатываются научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению предельно допустимых концентраций.
Из-за того, что количество и мощность источников загрязнения меняется с развитием производительных сил района, приходится периодически пересматривать нормативы предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов. Выбор наиболее эффективных вариантов
природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.
Закон на страже природы
Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля над его соблюдением. Природоохранительное законодательство (рис. 2, приложение А) – это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которые регулируют природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализацию природопользования, сохранение здоровья населения. Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами. Они определяют и уточняют в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться.
В законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и других документах. Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы и элементы, а также международное право.
В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств занесено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды». Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите. Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный, может быть, подвергнут уголовному наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества. Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов, как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должностные лица могут также подвергаться наложению дисциплинарной ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности, то есть необходимости возмещения, причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.
Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, закон «Об охране окружающей природной среды» формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области. Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда. Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают одного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда. Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению. Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшие тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений.
Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций приборами для контроля над загрязнением окружающей среды. Большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, то есть конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск на материальное возмещение нанесенного ущерба, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.
Природоохранное законодательство
Систему источников экологического права образуют:
Конституция РФ;
Федеративные договоры;
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
Законы (конституционные и федеральные);
Нормативные указы и распоряжения Президента РФ;
Нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;
Законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
Нормативные правовые акты министерств и ведомств;
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
Локальные нормативные правовые акты;
Судебные решения.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке. Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства. В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
Государственный и общественный контроль над выполнением требований охраны природы;
Юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда – объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования. Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входит Закон «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты.
Центральное место среди экологических норм Конституции Российской Федерации занимает статья 9, часть 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Это конституционное положение ориентирует на бережное отношение к природным ресурсам и их рациональное использование и обеспечивается природоресурсным и экологическим законодательством. В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (статья 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (статья 9, часть 2). Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.
Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения президента РФ, практически не ограничен. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. В соответствии со статьей 144 Конституции РФ правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетентных органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетентности. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.
1.4 Развитие экологического движения
Экологическое движение в России имеет свои исторические корни. Еще во времена Ярослава Мудрого в первом законодательном сборнике «Русская Правда» предусматривалось наказание за порчу охотничьих угодий и воровство ловчих птиц.
В XVIII веке Петр I своими указами предписывал оберегать уникальные памятники природы, природные лечебные источники, особенно ценные лесные массивы. Многое было сделано в области охраны природы в советский период развития страны.
Более полувека назад замечательный русский ученый-академик В. И. Вернадский показал, что мощь человеческой деятельности сравнима с геологической силой Земли, сдвигающей континенты, поднимающей горные массивы, опускающей материки. С тех пор мощь эта возросла в десятки раз, и сегодня уже не деятельность человечества в целом, а всего одно предприятие может нанести огромный, а иной раз и непоправимый вред громадному региону. А поскольку любой регион связан неразрывными экологическими узами с континентом, со всей атмосферой, сушей и водой земного шара, вред этот зачастую приобретает глобальные масштабы и вызывает отрицательные последствия для нормального существования жизни на Земле, для закономерного протекания планетарных процессов. Такая мощь требует и соответствующего ей сознания и мышления, профессиональной подготовки и материально-технического обеспечения.
В структуре современного экологического движения (рис. 3, приложение Б) в России следует отметить три существенных элемента:
Формирование экологического сознания;
Развитие организационных форм экологического движения;
Наличие различных путей и методов реализации задач, поставленных экологическим движением.
Любое общественное движение носит осмысленный и целеустремленный характер. У истоков формирования экологического миропонимания находились идеи консервативной охраны природы. В период интенсивного использования природных ресурсов в нашей стране в обществе закрепилось потребительское отношение к природе. Объективно это поддерживалось правительством, исходя из понимания того, что территория России огромна, а ее природные богатства – неисчислимы. Однако нарастание экологического кризиса и недостаточная эффективность государственной политики советского периода в области охраны окружающей среды вызвали перелом в общественном экологическом сознании. Усиливается протест населения против загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов, варварского уничтожения памятников природы. Трагедия Чернобыля, крупные аварии и катастрофы техногенного характера окончательно повернули общественное мнение в сторону необходимой защиты окружающей природной среды и положили начало широкому экологическому движению в России.
Практика экологического движения в России выработала несколько организационных форм, в числе которых общества, союзы, фонды, ассоциации, политические партии, добровольные общества, самостоятельные организации. По профилю деятельности экологические движения в России могут быть комплексными и специальными. Комплексные занимаются охраной окружающей природной среды в числе других выполняемых ими функций. Специальные движения выполняют лишь одну экологическую функцию. Несмотря на многообразие форм экологического движения, цели у них общие:
Содействие решению природоохранных проблем, стоящих перед обществом;
Пропаганда экологических знаний;
Развитие экологического воспитания и образования;
Общественный природоохранный контроль.
Одним из методов решения задач, поставленных экологическим движением, является организация забастовок, собраний, митингов, референдумов по вопросам охраны окружающей природной среды. Граждане и общественные организации вправе обращаться с требованиями о прекращении экологически вредной деятельности и возмещении причиненного вреда в административные органы, суд и арбитражный суд.
Гармонизация отношений природы, человека, закона – ключевая триада и формула действия современного экологического движения в России.
1.5 Волонтеры на защите водоемов
Каждый житель планеты Земля может провести несложный эксперимент: отправиться на пешеходную прогулку по берегам реки. Можно увидеть красивую природу, луговые травы, камышовые заводи. Но если присмотреться: то здесь, то там сожженные камыши, мусорные кучи, отходы и мутные круги на воде (рис. 4, приложение Б). Люди потеряли благоговение перед этим даром природы, перестали ценить самое драгоценное сокровище и стали относиться к наличию воды, как к чему-то разумеющемуся, тогда как на самом деле вода продолжает являться для человека дорогим подарком природы. Сохранять глубокие и кристальные по своей чистоте воды озер, рек и речушек, постоянно превращающиеся в застойные болота – это сейчас самая важная задача.
Разовые меры по очистке водоемов не эффективны. Надо разработать и принять такой правоохранительный документ, который закрепит постоянный отряд волонтеров (рис. 5, приложение В) над удивительными местами. И таких мест в нашей стране немало, просто мало кто задумывается о том, как сделать их востребованными.
Как прекрасно наслаждаться шумом морского прибоя и течением ручьев. Люди должны сохранить такое сокровище, как вода. Загрязняя ее, человек, в конечном счете, бьет по себе. Так как все равно сталкивается с этими последствиями. Беречь реки и озера от вредных выбросов и загрязнений – важная задача не только государства – каждого человека, в меру своих сил и способностей. И из наших маленьких усилий родится мощная река противодействия безумной и разрушительной направленности хозяйственной деятельности человека (рис. 6, приложение В). Чтобы избежать водного кризиса, необходимы новые технологии очистки и дезинфекции воды для ее повторного использования. Сбрасывать в водоемы, использованные и загрязненные сточные воды – преступно. Беречь воду – значит, сберечь жизнь, здоровье и красоту окружающего мира
Глава 2. Экологический контроль в Вооруженных Силах Российской Федерации
2.1 Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная деятельность относится к экологически опасным видам деятельности человека. В Вооруженных Силах Российской Федерации имеется большое число потенциально опасных в экологическом отношении военных объектов. В связи с этим к военной деятельности предъявляются требования по обеспечению экологической безопасности. Под экологической безопасностью войск понимается состояние Вооруженных Сил и окружающей их среды, при котором обеспечивается исключение или сведение к минимуму неблагоприятного воздействия экологической деятельности Вооруженных Сил на окружающую среду, население, личный состав и военные объекты. Основной целью обеспечения экологической безопасности войск является защита личного состава, вооружения и военной техники, предотвращение угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу военнослужащих, гражданского персонала воинских частей и окружающей природной среде при осуществлении деятельности Вооруженных Сил. Для организации, координации и непосредственного руководства обеспечением экологической безопасности войск создана экологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации. Для приобретения военнослужащими и гражданским персоналом воинских частей твердых практических навыков в выполнении правил и мер экологической безопасности при исполнении своих должностных и специальных обязанностей в Вооруженных Силах организуется экологическая подготовка. Взаимодействие Вооруженных Сил с окружающей природной средой осуществляется по нескольким направлениям. По оценкам специалистов экологической службы Министерства Обороны суммарный эффект от воздействия Вооруженных Сил на окружающую природную среду в мирное время, сопоставим с влиянием одной из отраслей промышленности среднего масштаба. При решении проблем обеспечения экологической безопасности Вооруженные Силы рассматриваются со следующих позиций:
В силу специфики деятельности армии и флота, их насыщенности сложными техническими системами, они являются реальным и потенциальным источником загрязнения экосистемы;
Осуществляют свою деятельность порой в очень неблагоприятной экологической обстановке, связанной с функционированием промышленности, энергетики и транспорта, и должны принимать меры для обеспечения безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков;
Обладают мощным материальным и научно-техническим потенциалом, являются хорошо организованным и мобильным организмом, который способен участвовать в решении как собственных, так и государственных экологических проблем.
2.2 Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует система органов государственного экологического контроля, определенная главой XI Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды». Она дополняется ведомственными органами контроля – инспекциями охраны окружающей природной среды. Эти инспекции осуществляют проверку выполнения законодательства об охране природы и рациональном природопользовании в воинских частях, на других военных объектах. Инспекции вправе: вносить в органы военного управления предложения о запрещении или приостановлении эксплуатации коммунальных сооружений, производственных и хозяйственных объектов, о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в совершении экологических правонарушений. Указанные меры дополняются экологическим мониторингом, который существует в вооруженных Силах Российской Федерации, паспортизацией военных и оборонных объектов, обязательной экологической экспертизой вооружения, техники и военных объектов. В составе Министерства обороны организовано управление экологии и специальных средств защиты. Помимо контроля это управление выполняет функцию организатора мероприятий по уменьшению негативного воздействия Вооруженных Сил на окружающую природную среду. В состав управления входят экологические службы военных округов. Они занимают основное место в экологической работе Министерства Обороны. В структуре такой службы – инспекционные группы, экологические лаборатории, экологический батальон для очистки и оздоровления окружающей природной среды. В частях военного округа создаются экологические группы, взводы, полигоны. Военная экологическая служба работает в тесном контакте с территориальными органами Минприроды Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом научно-технического прогресса, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, породил ряд проблем, по сути дела поставивших человечество на грань возможности выживания как вида. Осознание этого факта еще не достигло каждого жителя планеты, и, более того, считается, что это выходки ученых-экологов, признанные направить часть финансовых потоков на оправдание собственного существования. Дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Вопросы обеспечения экологической безопасности приобрели в последние годы особую актуальность. По общему признанию ситуация требует реализации комплекса взаимосвязанных мер по совершенствованию всей системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Создание правовых и организационных условий для применения действенных природоохранных механизмов полностью предопределяет успех в решении существующих экологических проблем.
В работе изучены правовые основы охраны окружающей среды, выяснено, что деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также граждан должна обеспечивать сохранение биосферы и всех ее компонентов на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также условий для жизнедеятельности людей. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должна регламентироваться с позиций экологической безопасности.
Проведен анализ правовых основ охраны окружающей среды, выявлены проблемные моменты и пути их возможного решения. Исследовав правовые основы охраны окружающей среды в Российской Федерации, необходимо сделать следующие выводы:
Одной из важнейших составных частей природоохранного законодательства является система экологических стандартов;
По субъекту принятия среди экологических стандартов выделены следующие виды: государственные стандарты, международные, отраслевые, стандарты предприятий;
Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды;
Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами;
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему;
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений;
К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
В России развивается экологическое движение;
Необходимо разработать и принять правоохранительный документ, который закрепит постоянный отряд волонтеров над местами, требующими охраны от вредных выбросов и загрязнений;
Военная деятельность относится к экологически опасным видам деятельности человека;
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует система органов государственного экологического контроля;
Система органов государственного экологического контроля дополняется ведомственными органами контроля – инспекциями охраны окружающей природной среды;
В вооруженных Силах Российской Федерации существует экологический мониторинг;
Военная экологическая служба работает в тесном контакте с территориальными органами Минприроды Российской Федерации.
Оценивая значение всего законодательства в решении экологических проблем, а также состояние сложившейся практики в этой области, приходится констатировать, что, хотя развитие науки экологического права способствовало своевременному формированию экологического законодательства России, это не привело к адекватному развитию практики реализации государственно-правовых мер по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Многие обоснованные наукой и предусмотренные законодательством природоохранительные меры не реализуются на практике в полном объеме.
Одним из направлений развития российского экологического законодательства должно стать нормативное закрепление в нем принципов устойчивого развития как цели движения общества. Требует анализа и творческого распространения на нашу действительность зарубежный опыт баснословных штрафов за экологические правонарушения, взимаемых с физических и юридических лиц, рассчитанный на квалифицированный, высокооплачиваемый, социально обеспеченный государственный аппарат и законопослушный средний класс.
В последние годы проблема проведения отраслевой кодификации постепенно становится актуальной для российского законодательства об охране окружающей среды и может быть решена в форме разработки и принятия Экологического кодекса Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Выпханова Г.В. Правовое обеспечение благоприятной окружающей среды в городах. Научно-практическое пособие, Москва, 2014
Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник, Москва, 2013 г.
Конституция Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2015 год, Москва, 2015 г.
http://www.center-bereg.ru/i157.html
http://www.inventech.ru/lib/right/right-0159/
http://lzm.users.altstu.ru/book/glava8.html
http://www.consultant.ru/popular/waternew/
http://www.consultant.ru/popular/okrsred/
http://www.consultant.ru/popular/nedr/
http://docs.cntd.ru/document/744100004
Приложения
Приложение А
Рисунок 1. Экологическая стандартизация
Рисунок 2. Природоохранительное законодательство
Приложение Б
Рисунок 3. Экологическое движение
Рисунок 4. Загрязнение водоемов
Приложение В
Рисунок 5. Отряд волонтеров
Рисунок 6. Разрушительная хозяйственная деятельность человека
Тема: Объекты и субъекты охраны окружающей среды
1. Основные направления государственной политики в сфере охраны окр.среды
3. Природные объекты как объекты права собственности и иных прав
4. Основные формы взаимодействия общества и окружающей среды
5. Субъекты отношений в сфере охраны окружающей среды
Основные направления государственной политики в сфере охраны окр.среды
В обыденном сознании проблема охраны окружающей среды ассоциируется с охраной живого мира. Безусловно, данные проблемы присутствуют в охране окружающей среды. Однако на современном этапе проблема охраны окружающей среды намного сложнее.
· Одним из центральных аспектов охраны окружающей среды является проблема модернизации производства с целью повышения программных характеристик (технологическое перевооружение промышленности). В современном виде требования охраны окружающей среды были закреплены в 70-е годы. В ГД сейчас находится целый пакет документов для стимулирования сокращения негативного воздействия на окружающую среду.
· Вторая проблема - проблема ликвидации прошлого экологического вреда (накопленного вреда, который образовался за десятилетия: колоссальные по своим масштабам объемы производственных отходов, неутилизированные ядохимикаты). Самое главное решить имущественный вопрос: кто должен нести расходы по ликвидации этих вещей.
Иные направления: охрана животного мира, сохранение многообразия, создание особо ожраняемых территорий, их поддержание.
Таким образом, проблема охраны окружающей среды - очень сложная и многоплановая.
2. Понятие и виды объектов охраны окружающей среды
Окружающая среда - (ст.1 ФЗ "Об охране окружающей среды", 2002) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты природной среды: земля, ее недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, озоновый слой земли и околоземное космическое пространство - продукты естественных эволюционных процессов (компоненты имеют юридическое значение; во многих НПА даны определения отдельным компонентам окружающей среды: Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "О животном мире", Закон РФ "О недрах", Закон "Об охране атмосферного воздуха). Подобное законодательство существует не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов.
Юридические понятия компонентов окружающей среды
· Понятие "атмосферный воздух" - естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых и производственных помещений (ФЗ "Об охране атмосферного воздуха).
· Воздушное пространство - территория, атмосферный воздух - материя (трансграничный природный компонент).
· Земля - определение и режим компонента зависит от предназначения данного компонента (7 категорий: сельско-охяйственное назначение, земли населенных пунктов, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли водного фонда, земли лесного фонда (около 54%), земли запаса.
· Воды (водные объекты) - (Водный кодекс, ст. 1) - водоем, водоток либо иной водный объект постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет определенные признаки водного режима (характеристики водных ресурсов данного водного объекта:уровень воды, крайний урез воды, гидрографические характеристики и т.д.). Водопад - функционирует только тогда, когда ткет снег - все равно является водным объектом. Классификация объектов на поверхностные (моря, их части, водотоки, водоемы, пруды, болота, ледники и снежники) и подземные водные объекты (подземные водные бассейны и водоносные горизонты - регулирование законодательством о недрах).
· Недра (Закон о недрах) - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - дна водоема и водотока; нижняя граница отсутствует (до глубин, доступных для изучения человека - 11 км).
· Животный мир - (ФЗ "О животном мире) - совокупность живых организмов всех видов, которые являются дикими, находятся в состоянии естественной свободы (естественная среда обитания). Как только живые организмы изымаются из естественной среды обитания, они становятся объектами гражданских прав (но если добывались редкие и вымирающие животные - регулирование нормами об охране окружающей среды).
Природно-антропогенные объекты - объекты, возникновению которых способствовал человек (водохранилища, леса, посаженные человеком и т.д.).
Т.е. окружающая среда - вся нерукотворная окружающая среда (все, что не создано человеком).
Природные объекты как объекты права собственности и иных прав
Земля, водные объекты, живой мир, недра являются объектами права собственности и иных вещных прав (закрепление в законодательстве об охране окружающей среды, гражданский кодекс).
ü Чтобы быть объектом права собственности и иных прав, объекты должны обладать территориальной ограниченностью (земельные участки, а не земля). Отношения собственности на земельные участки регулируются земельным кодексом, а также ФЗ "Об обороте земель" и т.д.
ü Земли, изъятые из оборота (заповедники), не могут быть объектами права собственности. Чтобы быть объектом права собственности, объекты должны быть овеществлены (атмосферный воздух).
Некоторые природные объекты являются объектами права собственности, однако это право является фикцией (они находятся в собственности государства, т.е. если на земельный участок забежало дикое животное, оно не становится объектом права собственности). Этот объект права собственности является постоянно движущимся (некоторые уползают, улетают и т.д.).
Водные объекты как объекты права собственности тоже находятся в постоянном движении (разливаться, уменьшаться в размерах); право собственности на водные объекты принадлежит РФ, за исключением прудов и обводненных карьеров -искусственные объекты, которые могут находится в собственности юридических и физических лиц, муниципальных образований и т.д.). Основной признак - тот, кому принадлежит право собственности на земельный участок, является собственником водного объекта. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение право собственности РФ на данный объект.
Проект ГК пытается урегулировать отношения права собственности на природные объекты (Т.В против этих норм, они слишком цивилистические: если в результате естественного намыва берега произошло увеличение земельного участка, то преращение берега принадлежит собственнику).
Тема: Законодательство об охране окружающей среды
Охрана окружающей среды - отрасль законодательства. Ей соответствует отрасль российского права (экологическое право).
Законодательство субъектов РФ об охране окружающей среды
Наиболее многочисленные группы законов - законы об охране окружающей среды (дубликация ФЗ), законы об особо охраняемых территориях (более творческое; возможность учреждения собственных категорий особо охраняемых территорий).
Также многочисленные группы законов о защите зеленых насаждений, о растительное мире, об общественном экологическом контроле, о городских почвах.
Тема: Управление в сфере охраны окружающей среды
1. Понятие и виды управления в сфере охраны окружающей среды
2. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды; методы и принципы его осуществления
3. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере охраны окружающей среды
4. Основные функции государственного упрления в сфере охраны окружающей среды
5. Муниципальное, производственное и общественное управление
Природопользование
Красов, профессор кафедры экологического и земельного права
Земельное право имеет наибольшее значение не только в нашей стране, но и за рубежом.
Тема: Провой режим земель
Освещение данного вопроса позволит представить, как работает земельное право, какие механизмы применяются для регулирования земельного права.
Земельное право регулируется земельные отношения; они составляют предмет регулирования данной отрасли права.
В широком смысле слова, земля становится объектом земельных отношений, так как между людьми возникают отношения по поводу того, как они используют землю.
§ Земля является природным объектом.
Природный объект - определенная индивидуализированная часть окружающей среды; данный термин необходим для регулирования и использования земли, принятия мер по охране земель.
§ Земля также является природным ресурсом.
Природный ресурс - часть запасов природных веществ, природной энергии, территориальная сфера, корая используется людьми.
Ø Плодородность
Ø Наличие свободных земель.
Данный термин позволяет отразить в праве специфику эксплуатации ресурса, которая определяется природно-экономическими свойствами.
§ Земля имеет ряд значимых признаков
o Существует без содействия человека
o Всеобщее условие и предмет человеческого труда
o Территориальный базис существования и деятельности людей.
Данные свойства имеют юридическое значения; они отражаются в ст.9 Конституции; согласно данной статье земля и природные ресурсы используются и охраняются.
§ Земля - неуничтожимый природный объект; можно уничтожить плодородный слой почвы; однако землю нельзя уничтожить. Поэтому в обозримом будущем земля обладает признаком незаменимости.
§ В отличие от растительного и животного мира земля не относится к числу возобновляемых природных ресурсов. Мжно восстановить плодородие почв, повысить продуктивную способности земли.
§ Принципиальный момент - земля ограничена в пространстве. Любое общество существует на определенной территории.
Функции земли:
Ø Земля - главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве.
Ø Земля используется как пространственно-территориальный базис для размещения объектов, созданных человеком.
Ø Земля выполняет экологическую функцию поддержания экологического равновесия в природе.
В нашей стране (только в нашей) все земли делятся на ряд категорий для того, чтобы установить разный правовой режим той или иной категории земель.
1. Земли сельскохозяйственного назначения - отражение функции главного средства производства в сельском хозяйстве
2. Земли населенных пунктов - все земли в границах г.Москвы, например; цель - развитие населенного пункта; отражение функции земли как пространственно-территоиального базиса
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. Основное целевое назначение данной категории земель - размещение самых различных хозяйственных объектов, используемых для разнообразных целей.
Земли для обеспечения космической деятельности - земли, натешилось находятся различные объекты космической инфраструктуры.
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов - земли заповедников, заказников
5. Земли лесного фонда - все находятся в федеральной собственности
6. Земли водного фонда
7. Земли запаса
В отношении ряда земель применяются абсолютно особые функции (в отношении земель лесного фонда - функция лесоустройства).
Если возникает вопрос, связанный с землей, первое, на что мы должны обратить внимание - то, на каком праве принадлежит данный земельный участок лицу.
Действует принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, т.е. Когда определяется правовой режим категории, должны учитываться природные, социальные, экономические факторы (п.10 ст.1 ЗК РФ).
Также в ст.1 говорится, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной территории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Почти аналогичная норма предусмотрена в п.2 ст.7 ЗК РФ.
3 фактора влияют на правовой режим земли:
Ø принадлежность к соответствующей категории
Ø разрешенное использование земельного участка, которое определяется по результатам зонирования
Ø требования законодательства
Существуют определенные коллизии и противоречия, связанные с подразделением земель на категории.
На землях сельскохозяйственного назначения могут находиться здания, строения, используемые для хранения семян. Режим таких земель не урегулирован законодательством.
В законодательстве есть пролоббированные нормы.
· Ст.78 - цели использования земель сельскохозяйственного назначения.
· Ст.81 - возможность предоставления земель сельскохозяйственного значения для дачного строения.
Важнейшим инструментом для определения правового режима земель является установление ограничений прав на землю.
Ст.56 ЗК могут устанавливаться следующие ограничения :
§ особые условия использования земельных участков в охранных, санитарно-защитных зонах. Пример: проковыряли дырку в коре дуба, под которым сидел Пушкин - ограничение прав на земельный участок.
§ полоса в 50 метров возле дорог (так как в любой момент может возникнуть необходимость расширения дороги; устанавлиется, чтобы потом не платить огромные деньги для выкупа территоий).
§ вдоль всех водных объектов устанавливается водная полоса - она не может быть приватизирована (так как она находится в публичной федеральной собственности). На эту береговую полосу устанавливается доступ населения (для купания и т.д.).
Ограничения устанавливают пределы и параментры права собственнности. Пределы должны обязательно соблюдаться.
Защита прав лица, в отношении которого устанавливаются ограничения:
§ Ограничения могут устанавливаться бессрочно/на определенный срок.
§ Ограничения сохраняются в том случае, если право собственности наиземельный участок переходит к другому лицу.
§ Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации (ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Если это ограничение не зафиксировано в ЕГРПН, его нет (сколько бы нам чего не долбили). Нельзя думать, что вокруг всех рек существуют водоохранные зоны, а только там, где границы зафиксированы в документах. Пока в государственном водном реестре водный объект не зарегистрирован, водного объекта не существует юридически.
Следует разграничивать понятия "ограничения" и "обменения" (например, установление публичного прогона скота - публичные сервитуты, частные сервитуты, ипотека, доверительное управление, концессионное соглашение, арест имущества и т.д.).
Также в настоящее время распространено установление особого режима территорий. В отношении определенных земель, входящих в состав территорий, может быть установлен особый правовой режим. Такая территория может охватывать несколько категорий земель.
На территории устанавливается более жесткий режим, ограничение хозяйственной/иной деятельности (например, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов; они относятся к ООПТ; они предназначены для лечения и отдыха граждан. Режим курортов накладывается на правовой режим тех категорий, который существовал до этого - населенный пункт+курорт).
Особо экономическая зона - ФЗ "Об особых экономических зонах". Установление режима жкономиечской зоны влияет на содержание прав и обязанностей лиц земельных участков. Соответственно, орошены управления управляют и распоряжаются земельными участками в составе экономической зоны - могут передаваться на основании договора аренды.
Другой пример - ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" - установление режима влечет: участки, находящиеся на территории центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности. Иных лиц, обладающих земельными участвует на праве собственности быть не может.
Поделив все земли на категории, мы неирешаем проблему того, для чего может использоваться земля. Для того, чтобы разрешить эту проблему и определить разрешенное использование участков, в нашем законодательстве было использовано такое понятие, как разрешенное использование земельного участка. В ЗК ничего не сказано о том, в чем суть данного понятия. Одна из процедур, с помощью которой это можно осуществить, - зонирование территории. ЗК (85): зонирование территорий должно осуществляться в отношении земель населенных пунктов. В состав населенного пункта могут входить земельные участки, отнесенные к таковым градостроительным регламентом.
Ст. 1 Градостроительного кодекса: градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований. Т.е. земельные участки отнесены к определенным градостроительным зонам. Поэтому в муниципальных образованиях приняты правила землепользования и застройки. Этим НПА органа местного самоуправления определяется проведение процедуры зонироваия. В правилах есть схема, карта градостроительного зонирования. Показано, какие земли к каким зонам отнесены. Кнкретно к каждой зоне устанавливаются градостроительные регламенты.
Градостроительное зонирование - процедура, которая осуществляется с соблюдением установленных условий органами местного самоуправления, в процессе реализации которой должно проводиться согласование предполагаемых решений об определении правового режима об использовании земель, а также объектов недвижимости на ней с собственниками и иными владельцами участков.
В результате зонирования в комплексе определяется правовой режим не только земельных участков, но и условия создания и эксплуатации объектов недвижтмости на них.
Градостроительный регламент - документ, который определяет правила землепользования и застройки; определяет параметры земельных участков и недвидимости, которая находится на них (минимальные размеры земельных участков, параметры зданий, которые можно построить в той или иной зоне, расстояния между зданиями).
Земельный кодекс предусматривает, что должно осуществляться территориальное зонирование, его заменили на градостроительное зонирование. Градостроительное зонирование возможно на различных землях (например, межселенные территории - территории, которые находятся вне границ населения).
В отношении следующих земель градостроительные регламенты не устанавливаются:
Лесной фонд
Земля, покрытая водой
Земели засапа
Земели особо охраняемых территорий
Сельскохозяйственные угодия в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Почему так? Результат зонирования - градостроительные регламенты (режим земельных участков и объектов недвижимости на них). Для перечисленных категорий установление зон бессмысленно.
Необходимо различать градостроительное зонирование от установления различного рода иных зон.
o Функциональные
o Экологические
o Санитарно-защитные
o Охранные и т.д.
Такие зоны устанавлиются в административном порядке для ограничения хозяйственно деятельности такихтзон, права лиц на землю. Все это делается в пуьличных интересов. Это не совпадает с гиадостроительными зонами).
ФЗ "О рыболовстве и сохранении речных ресурсов" - установление рыбохозяйственных зон.
Правовой инструмент, с помощью которого определяется правовой режим земель особо охраняемой территорий - функционирование.
Земли сельскохозяйственного назначения:
o Сельскохозяйственные угодия (где все растет и культивируется).
o Здания, строения, сооружения для сельскохозяйственных целей
На основании чего определяется разрешенное использование земельных участков?
1) градостроительное зонирование
Определяется высотота зданий и то, на какую глубину он может рыть.
В отношении зон особо охраняемых территоий и сельскохозяйственныхьзон
Ст.36 ГрадК - действие градостроительных регламентов отсутствуют в отношении памятников, границ и особотохраняемых территорий; а такжене устанавливается
2) разрешенное использование земельного участка определяется при определении градостроительного регламента при приготовлении для строительства.
3) ст.4 ФЗ "О введении в действие ГР К РФ" - разрешенное использование земельного участка определяется в соответствие с проектом полученной территории.
4) ст.4 прим ФЗ "О введении в действие ГР К РФ" разрешенное использование земельного участка возможно, когда он получается из границ наспленного пункта.
5) в объектной документации
Разрешенное использование земельного участка - установление конкретной цели его использования и определение объема прав и обязанностей прав лица, которому принадлежит земельный участок и объект недвидимости на основании осуществления процедуры граждостроительного.
Зонирование как метод регулирования земельны отношений впервые был испольдован в 20-гв феодальное время. В 20-х годах прошлого столетия в США началось зонирование. За рубежом режим земель определяется в очень общем виде. В отличие от этого, в РФ существует очень детальная регламентация режима земель.
Индивидуальный подход к регулированию постройки.
Правовые основы охраны окружающей среды и природных ресурсов
Преподаватель: Петрова Татьяна Владиславовна; профессор кафедры экологического права
Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт 1273 года, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России в этой части можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологического законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологических ситуаций в отдельных регионах: бассейнах рек Волги, Урала, на Байкале и др.
В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.).
Понятие «экологическое законодательство » включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.
Таблица 13.1. Система экологического законодательства
Источники экологического права : Конституция РФ, законодательные акты РФ, акты Президента РФ (указы), акты Правительства РФ (постановления), нормативные акты министерств и ведомств, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, нормативные договоры (международные, федеративный договор и др.), нормативные акты СССР, действие которых продлено на территорию РФ.
В основе системы экологического законодательства лежит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), который охватывает все аспекты природопользования.
Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, вызванного экономикой, является центральной темой Закона РФ об охране ОПС. В нем человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий собственной хозяйственной деятельности. Впервые в экологическом законодательстве и конкретно в данном Законе выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную ОПС. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране ОПС. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Таковыми служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблюдением и ответственности за их невыполнение. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, юридически оформленное в статье 11 упомянутого Закона, относится к числу важнейших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.
Основными путями охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-санитарной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Перечисленные возможности, которыми теперь располагают граждане в соответствии с действующим законодательством, могут реализовываться ими с помощью целого ряда мер обеспечения их права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС.
Меры обеспечения права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС реализуются на основе и других законов, например, Закона РСФСР от 19.04.91 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 11.11.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона РФ «Об экологической экспертизе» от 19.07.95 г.
К ним может быть отнесен и Закон РФ от 07.02.92 г. «О защите прав потребителей», установивший, в частности (ст.5, п.5), что «...товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего соответствие товаров (работ, услуг) указанным в п. 1 настоящей статьи требованиям, запрещается».
Законодательные акты сопровождаются и рядом подзаконных. К последним, для примера, можно отнести распоряжение Правительства РФ от 10.08.93 № 1425-Р «О создании государственной системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания».
Приведенные примеры говорят о том, что в праве граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС отражается идея ориентации всей современной экологической политики Российского государства на охрану жизни, здоровья человека как главной социальной цели указанной политики. Именно такая идея закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22.11.91 г., и уже стала юридическим требованием Конституции Российской Федерации.