Сущность и цели государственной научно-технической политики
цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного
сущность каждой из них более подробно. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
сущности единой государственной научно-технической политики, хотя все признают ее значимость и необходимость. Так, например, в словаре по научно-техническому прогрессу дается следующее определение сущности единой научно-технической политики: единая научно- техническая политика - система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в народном
сущность отдельных показателей. Давно известно, что наиболее выгодно производить наукоемкую продукцию. Это связано с тем, что цены на мировом рынке на наукоемкую продукцию достаточно высокие и имеют тенденцию к росту. Таким образом, у производителей этой продукции имеется больше возможностей для получения прибыли и сверхприбыли. К наукоемкой относится такая продукция, в которой воплощены
сущность таких основных понятий, как техническое регулирование, технический регламент, стандарт. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе
сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике. Административные рычаги необходимо использовать только в том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны. Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и
сущность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. Не уделяется соответствующего практического внимания инвестиционной политике как на макро-, так и на микроуровне. С момента перехода экономики РФ на рыночные отношения государство до сих пор так и не выработало ин-вестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутству-ет и в большинстве
сущность изначение ценовой политики предприятия? Каковы основные виды ценовых стратегий предприятия? Какова структура цены предприятия, промышленности, розничной цены? Какую роль в ценообразовании играет фактор издержек? В чем отличие свободных и договорно-контрактных цен? Каков порядок включения транспортных расходов в цену продукции? Что понимается подэластичным и неэластичным спросом?
сущность и особенности.41 ГЛАВА 4. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 57 4.1. Сущность и значение централизации 57 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии 62 Экономические аспекты концентрации производства 64 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь 67 Концентрация и диверсификация производства 78
сущность и содержание, вкладываемые в понятие лпредпринимательство, менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между
Государственная научно-техническая и инновационная политика
Формы регуляции научно-технической деятельности
Государственная регуляция инновационных процессов
Ключевые понятия и сроки:
научно-техническая политика, научно-технический потенциал, инновационная политика, инновационная деятельность; приоритетные направления научно-технического развития, научно-технические программы; тех-нополіси, технопарки; венчурные предприятия, инкубаторы бизнеса.
После изучения темы студенты должны
знать: суть научно-технической и инновационной политики, влияние научно-технического развития на макроэкономические показатели, государственную политику в сфере научно-технической и инновационной деятельности, критерии формирования приоритетных направлений научно-технической деятельности, источника финансирования научно-технической и инновационной деятельности.
уметь: дать оценку современному состоянию научно-технической политики государства, определять средства государственного влияния на научно-техническое и инновационное развитие.
1. Государственная научно-техническая и инновационная политика
Государственная научно-техническая политика - это составляющая социально-экономической политики государства относительно формирования условий эффективного научно-технического развития страны, определения целей, направлений, форм ее осуществления.
Научно-техническая и инновационная политика государства имеют решающее влияние на социально-экономическое развитие, поскольку выступает как ведущий фактор повышения производительности общественного труда, влияет на структуру экономики, способствует конкурентоспособности национальной экономики, облегчает и оздоровляет условия труда.
Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" (1991) научно-техническая деятельность рассматривается как интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий. ее основными видами являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые и проектно-поисковые работы, изготовления опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы с доведения научно-технических знаний до стадии их практического использования.
Государство формирует и реализует научно-техническую политику, обеспечивает социально-экономические, правовые и организационные условия для формирования и использования научно-технического потенциала, создает инфраструктуру науки, осуществляет подготовку научных кадров, государственное финансовое обеспечение, способствует созданию рынка научно-технической продукции, оценивает уровень исследований, проводит экспертизу проектов, устанавливает связи с другими государствами в научно-техническом сотрудничестве.
Научно-техническая политика осуществляется на основе таких принципов: демократизации и децентрализации управления в сфере научно-технического развития; обеспечение экологической безопасности; збалансування развития фундаментальных и прикладных исследований; поддержки конкуренции в научно-технической сфере; содействие созданию рынка научно-технической продукции.
Функции формирования и реализации государственной научно-технической политики выполняют органы государственной власти и управления на всех иерархических уровнях управления: И уровень - Верховная Рада и Президент Украины; II уровень - Кабинет Министров Украины; III уровень -министерства, ведомства и другие центральные органы управления; IV уровень - местные органы государственной власти и управления; V уровень - организации, учреждения и предприятия, которые принимают участие в осуществлении научно-технической политики.
Верховная Рада Украины определяет основные принципы, мету, направления и правовую основу научно-технической деятельности; утверждает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений средств в Государственный Инновационный фонд; утверждает приоритетные направления развития науки и техники и перечень национальных программ; создает систему кредитно-финансовых и таможенных регуляторов в научно-технической политике.
Президент Украины содействует научно-техническому развитию с целью обеспечения технологической независимости страны, материального достатка общества. Он определяет систему органов власти в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает контроль за управлением этой сферой, создает консультационно-совещательный совет по вопросам научно-технической политики и тому подобное.
Кабинет Министров Украины предоставляет предложения относительно приоритетных направлений научно-технической деятельности, обеспечивает организацию разработки национальных научно-технических программ, механизм их реализации и контроль за выполнением; определяет средства бюджета, Государственного инновационного фонда и других государственных фондов; осуществляет координацию работ относительно создания современной инфраструктуры научно-технической деятельности; способствует заключением международных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества; разрабатывает механизмы стимулирования научно-технической деятельности.
Министерства и ведомства реализуют научно-техническую политику в отдельной отрасли. Центральными органами государственного управления в сфере науки и техники является Государственный комитет развития техники, Министерство образования и науки Украины, а также службы сертификации, экспертизы, информации и тому подобное.
Они разрабатывают принципы научно-технического и инновационного развития страны; обеспечивают развитие научного и научно-технического потенциала Украины; организуют и координируют информационную, инновационную деятельность; осуществляют руководство системой научно-технической экспертизы; обеспечивают интеграцию отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов.
Другие органы власти (министерства, комитеты) осуществляют управление в сфере научно-технической и инновационной деятельности в соответствующих отраслях; определяют направления развития научно-технологического потенциала отрасли; формируют отраслевые научно-технические программы; организуют выпуск современной конкурентоспособной продукции; формируют механизм обеспечения научно-технического развития соответствующих отраслей.
Основными целями государственной научно-технической и инновационной деятельности является:
приумножение национального богатства на основе использования научно-технических достижений;
создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого члена общества, его интеллектуального развития;
укрепление национальной безопасности на основе использования научно-технических достижений;
создание условий для развития научно-технического творчества.
Достижения отмеченных целей и заданий осуществляется путем:
1. Создание благоприятных организационно-экономических и правовых условий для эффективного использования научно-технического потенциала.
Развитию приоритетных направлений науки и техники, концентрации ресурсов для их реализации.
Формирование и реализации долгосрочных научно-технических программ.
Разработка действенных механизмов интеграции науки и производства.
Подготовки научных кадров и их социально-экономической защиты.
Создание современной инфраструктуры науки.
Установление эффективного международного сотрудничества в сфере научно-технической деятельности.
Формы и методы государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности зависят от уровня научно-технического потенциала страны.
Научно-технический потенциал страны - это совокупность национальных ресурсов, необходимых для осуществления научно-технической деятельности, и результаты от их использования.
Составляющими научно-технического потенциала выступают:
мматериально-техническая база науки (научные организации, лаборатории, экспериментальные производства, информационные центры, оборудование и тому подобное);
научные кадры (ученые, исследователи, конструкторы, изобретатели, научно-технический персонал и др.);
результаты научно-технической деятельности (изобретения, открытия, научная информация, патенты, научные проекты, авторские свидетельства и тому подобное);
организационно-управленческая структура научной сферы (объемы финансирования, планы научно-технической деятельности, задания из подготовки кадров, система управления и тому подобное).
Украина принадлежит к государствам с высоким научным потенциалом. Это, прежде всего, признанные в мире научные школы, весомые и уникальные достижения во многих сферах - разработке новых материалов, біо-технології, радиоэлектронике, физике низких температур, ядерной физике, электросварке, информатике и тому подобное. Государство должно создать такие условия, которые смогут обеспечить приумножение этого потенциала, в первую очередь его максимальную отдачу. Государство должно стать непосредственным проводником инновационного развития, заказчиком и организатором разработок и исследований в самых современных, самых перспективных направлениях научно-технического прогресу-
Хоть позиции Украины в научно-технической деятельности достаточно высокими, в последнее десятилетие в этой сфере имеют место негативные тенденции во всех подсистемах научно-технического потенциала: но-ваційному менеджменте (научные кадры, исследовательские разработки); инновационном менеджменте (внедрение и рыночное освоение нововведений); функционально-ресурсном менеджменте (организация, управление, обеспечение финансовое, материально-техническое, информационное).
Да, если в начале 90-х гг. обеспеченность научно-инженерными кадрами в Украине составляет 6,7 лица на 1000 население (в США - 3,8, в Швеции - 3,0, у Франции - 2,2 лица), то в настоящее время она сократилась втрое. Технологические исследования выполняют не больше 100 тыс. лиц (в 1990 г. - 313 жал). Отечественная наука "стареет" - каждый четвертый научный работник - пенсионер, частица ученых в возрасте до 40 годов не превышает 15 % .
Заостряются структурные изменения в інноватиці - большая часть докторов и кандидатов наук занятые во внерыночном секторе науки - образовании. В производственной сфере задействовано лишь 0,3 % научных работников высшей квалификации. Значительная частица ученых работает на заграничный интеллектуальный рынок: ежегодно до 200 специалистов эмигрируют, до 10 тыс. ученых выезжает за пределы страны на работу за контрактами, стажировки. Преобладает подготовка научных кадров в отраслях общественных наук (экономических, политических, юридических, филологических), что не отвечает потребностям страны.
Объем научно-технических работ в Украине уменьшился в 4 разы. В лицензионной торговле сложилось негативное сальдо, которое растет. На 10 тыс. население приходится 0,5 % охранительных документов на интеллектуальную собственность (патентов) (в США - 3,5 %, Японии - 27%).
Приведены данные свидетельствуют о необходимости формирования действенных рычагов государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности, направленной на технологические смены, инновационную синергетику (самоорганизацию, самовоспроизведение).
7.2. Формы регуляции научно-технической деятельности
Достижения целей и заданий научно-технической политики осуществляется государством путем применения форм прямой и непрямой регуляции.
К рычагам прямой регуляции в сфере научно-технической деятельности принадлежат: - определение государственных приоритетов развития науки и техники;
формирование государственных научно-технических программ;
доведение государственных заказов на научно-технические разработки;
бюджетное финансирование фундаментальных исследований и реализации научно-технических программ;
проведение государственной научно-технической экспертизы;
подготовка научно-технических кадров высшей квалификации;
осуществление патентной и лицензионной деятельности.
К рычагам непрямой регуляции научно-технической деятельности принадлежат:
Создание благоприятных условий для осуществления науково-техніч-
ної деятельности всеми субъектами предпринимательства;
правовая защита интеллектуальной собственности;
освобождение от налогообложения, введения льготного режима
налогообложение субъектов ведения хозяйства в сфере научно-технической деятельности;
введение льготного кредитования;
установление взаимовыгодных международных связей;
пропаганда научно-технических достижений;
стимулирование научно-технического творчества.
Заданием регуляции научно-технической деятельности является создание оптимального механизма сочетания рыночных и государственных рычагов влияния на научно-технические процессы, их ориентация на экономический рост и интеграцию в мировую экономику.
Рыночный и государственный механизмы регуляции по-разному влияют на эффективность научно-технической деятельности, предопределяют разные действия и политику в этой сфере (рис. 17).
Рыночные механизмы развития научно-технической деятельности предопределяют потребность в политике содействия активизации частного бизнеса, создания одинаковых правовых условий защиты интеллектуальной собственности, ведения хозяйства, конкуренции.
Государственная регуляция связана с выделением приоритетных направлений научно-технической деятельности, формированием программ и госзаказов, их финансированием.
В регуляции научно-технической деятельности важно обеспечить оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного влияния на функционирование и развитие этой важной сферы экономики. Механизм регуляции научно-технической деятельности в целом предусматривает:
правовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности;
создание экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научно-технической деятельности путем применения налоговых и финансово-кредитных рычагов;
обеспечение бюджетным, базовым и программно-целевым финансированием научно-технической деятельности в размере не меньше 1,7 процента ВВП. Базовое финансирование предоставляется для проведение фундаментальных исследований, развития приоритетных отраслей науки, инфраструктуры научно-технической деятельности, сохранения научных учреждений, которые являются национальным достоянием, подготовки научных кадров. Программно-целевое финансирование осуществляется на конкурсной основе и обеспечивает реализацию научно-технических программ, разработок за государственным заказом и программами международного сотрудничества;
определения приоритетных направлений научно-технической деятельности, их поддержку и поощрение;
формирование научно-технических прогнозов и программ;
мобилизацию средств на научно-техническую деятельность и стимулирование их поступлений;
стимулирование развития предпринимательства в сфере науки и техники;
подготовку научных кадров высшей квалификации.
Рис. 17. Условия рыночной и государственной регуляции научно-технической деятельности
Государственное финансирование научно-технических процессов и программ осуществляется на основе их отбора за такими критериями:
направленности на решение первоочередных проблем национальной безопасности государства;
обеспечение прорыва или сохранение передовых позиций в научно-техническом развитии;
соответствия требованиям современного мирового уровня;
наличию условий для реализации;
многоцелевого назначения;
обеспечение социального эффекта от реализации;
экономической целесообразности, окупаемости.
Государственные научные и научно-технические программы являются важным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны (рис. 18).
Государственные научные и научно-технические программы формируются Министерством образования и науки Украины, Национальной академией наук, другими центральными органами управления на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных принципах с учетом приоритетных направлений развития науки и техники.
Рис. 18. Виды государственных научных и научно-технические
программ
При выборе научно-технических приоритетов учитывается:
состояние, уровень и возможности развития науки и техники в обществе на определенный период времени;
национальный спрос на научно-техническую продукцию, ее экспортный потенциал;
согласованность с приоритетными и реальными возможностями социально-экономического развития;
комплексность и взаимоувязанность элементов научно-технической деятельности, ранжованість заданий та согласованность действий на стадии "наука->виробництво";
экономические, социальные и экологические последствия внедрения результатов научно-технической деятельности в производство.
Исходя из приоритетных направлений, разрабатываются государственные научно-технические программы, которые включают плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям и ряд прогнозов развития научно-технических исследований.
На основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции, ежегодно формируется государственный заказ, который обеспечивает экономически выгодные условия
для участия научных, опытных и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований.
Для обеспечения развития науки и содействия научно-техническому творчеству государство создает систему научно-технической информации, обеспечивает стандартизацию, сертификацию и метрологию, проводит экспертизу научно-технических разработок.
С целью постоянного возобновления интеллектуального потенциала общества, развития научно-технической культуры, новаторства, содействия творчеству государство обеспечивает престиж научного труда, организует подготовку и повышение квалификации научно-технических кадров, обеспечивает отбор талантливой молодежи, внедряет систему аттестации кадров, устанавливает государственные стипендии, премии и почетные звания для лиц, которые сделали значительный вклад в развитие науки.
Государственная политика в сфере патентов и лицензий направлена на регуляцию отношений относительно приобретения и использования права на объекты интеллектуальной собственности. Авторы прав получают доходы от использования их продукта в предпринимательской деятельности. Тем самым создается эффективная система мотиваций к научно-технической деятельности, ее практической направленности, повышению качества разработок.
Важным средством государственной регуляции в сфере научно-технической деятельности является государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества. Государство создает необходимые правовые и экономические условия для осуществления свободных и равноправных отношений с международными организациями, обществами, объединениями. Научно-техническое сотрудничество осуществляется путем проведения общих исследований, технических разработок на основе кооперации, реализации общих программ, обмена научно-технической информацией, проведение международных конференций, конгрессов, симпозиумов, обмена кадрами, общую подготовку специалистов и тому подобное.
3. Государственная регуляция инновационных процессов
Закон Украины "Об инновационной деятельности" определяет правовые и организационно-экономические принципы государственной регуляции инновационной деятельности, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов. Он дает определение инноваций - как ново-созданных или усовершенствованных конкурентоспособных технологий, продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного , административного, коммерческого или другого характера, что существенно улучшают структуру и качество производства или социальной сферы.
А инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию научных исследований и разработок , которая предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Закон Украины "Об инвестиционной деятельности" определяет инновационную деятельность как форму инвестиционной, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу.
Инновационная деятельность включает:
г
выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;
прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;
реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости расходов;
финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;
разработку и внедрение новой, ресурсозберігаючої технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического положения.
Государственная инновационная политика - это комплекс правовых, организационно-экономических и других мероприятий государства, направленных на создание надлежащих условий для развития инновационных процессов в экономике, стимулирования внедрения результатов инновационной деятельности в производство. Государственная инновационная политика осуществляется за такими направлениями:
содействие росту инновационной активности;
ориентация на приоритетную поддержку инноваций, которые составляют основу современного технологического процесса;
согласование государственной инновационной политики с эффективной конкуренцией в этой сфере;
иззащита интеллектуальной собственности и интересов национального инновационного предпринимательства;
содействие региональному, межрегиональному и международному сотрудничеству в инновационной деятельности.
Головною-метой государственной инновационной политики является созданием надлежащих условий для эффективного воссоздания, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечения внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсозберігаючих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.
Государственная регуляция инновационной деятельности осуществляется путем:
определения и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;
формирование и реализации государственных, отраслевых и региональных инновационных программ;
создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
защите прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;
стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений относительно кредитования инновационных проектов;
установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;
поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры;
государственной регистрации инновационных проектов.
Приоритетные направления инновационной деятельности - это законодательно и научно обґрунтовані направления инновационной деятельности, направленные на обеспечение потребностей общества в високотехнологічніи конкурентоспособной продукции, высококачественных услугах и увеличение экспортного потенциала страны (рис. 19).
Формирование стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности осуществляется центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности с привлечением Национальной и
Рис. 19. Характеристика приоритетных направлений инновационной деятельности
отраслевых академий наук Украины на основе ґрунтовних прогнозно-аналитических исследований тенденций мирового научно-технологического развития, мониторинга инновационной деятельности в стране, инновационного потенциала и инновационной культуры общества.
Кабинет Министров Украины проводит экспертизу разработанных стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, организует их публикацию и обсуждение в общественных научно-технических организациях, средствах массовой информации и передает на утверждение Верховной Раде Украины (до 1 марта последнего года действия предыдущего аналогичного документа).
Аналогично формируются среднесрочные приоритетные направления инновационной деятельности, которые на государственном уровне утверждаются вместе со стратегическими направлениями, а изменения к ним вносятся вместе с формированием проекта закона о Государственном бюджете; на отраслевом уровне - разрабатываются отраслевыми органами власти и утверждаются коллегиями отраслей; на региональном уровне - разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются областными советами.
Государство обеспечивает реализацию стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности через систему общегосударственных (национальных) программ, экономического, научно-технического, социального , национально-культурного развития, охраны окружающей среды.
Реализация среднесрочных инновационных приоритетов общегосударственного уровня осуществляется через государственные прогнозы и программы экономического и социального развития Украины, на конкурсных принципах через государственный заказ; на отраслевом и регіо горючему уровнях - через инновационные программы и проекты, инновационные проекты технопарков.
раздел второй. теория управления социальными системами
THEORY OF GOVERNANCE
научно-техническая политика в россии, ее возможности и проблемы
и.п. воробьева
Национальный исследовательский Томский политехнический университет [email protected]
Рассмотрены перспективы, возможности и проблемы государственной научно-технической политики, выявлены направления ее совершенствования на современном этапе, исходя из опыта инновационного развития за рубежом.
Ключевые слова: научно-технический потенциал, государственная научно-техническая политика, механизм регулирования инновационного процесса, финансирование науки.
Каждое государство заинтересовано в ускоренном развитии научного потенциала, повышении доли инновационного продукта в ВВП. Поэтому активная научно-техническая политика правительства характерна для многих стран. Научно-техническая политика государства - совокупность стратегических и тактических целей, задач и направлений по развитию научно-технического потенциала, эффективному его использованию в интересах социально-экономического развития общества. Научнотехническая политика является долгосрочной, так как создание научнотехнического потенциала требует времени и ресурсов. Во-вторых, это политика стимулирующая, так как направлена на увеличение потенциальных возможностей страны, ускорение научного развития и внедрение достижений НТП в производство. В-третьих, органы власти заинтересованы в том, чтобы страна максимально эффективно использовала научные достижения. Для этого объекты интеллектуальной собственности
должны быть защищены государством. То есть научно-техническая политика имеет протекционистскую направленность.
Целями научно-технической политики относительно научнотехнического потенциала являются, прежде всего, его увеличение, соблюдение пропорций между разновидностями и частями. Например, необходимо наличие знаний, умений, технологий в «запасе», для будущего применения. Научно-технический потенциал не только используется, но и одновременно происходит процесс его создания (обучение будущих инженеров и ученых, накопление новых знаний, разработка новых технологий, освоение производства новой продукции).
Сложность управления научно-техническим развитием проявляется в том, что объекты этой политики весьма разнообразны, разнородны по организации, формам собственности, структуре, функциям. На макроуровне это такие сферы деятельности, как наука, наукоемкое производство, образование. На микроуровне это организации, связанные с указанными видами деятельности: вузы, исследовательские учреждения, инновационный бизнес, потребители наукоемкой продукции. Наконец, объектом государственной научно-технической политики является научно-технический потенциал региона.
Важнейшим направлением научно-технической политики относительно указанных объектов является прогнозирование научной деятельности, определение перспектив дальнейшего развития. Необходимо также оценить состояние науки и потребностей производства в стране с целью выявления возможных направлений научного развития. Правительство определяет приоритетные направления, выступает в качестве заказчика, оплачивает научные исследования. Среди перспективных направлений в России названы: безопасность и противодействие терроризму; наносистемы; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика .
Для научного развития государством предоставляются соответствующие ресурсы (информационные, исследовательские, производственные). Государство выступает также заказчиком в системе образования, оплачивает подготовку кадров нужных профессий. То есть важнейшим инструментом научно-технической политики выступает бюджетное финансирование науки и образования. В 2011 г. на развитие науки израсходовано 314 млрд руб., 2,87 % Федерального бюджета РФ .
Во многих странах привлекаются бюджетные ресурсы для развития науки по следующим причинам:
1. Наука не вписывается в рыночные отношения. Научные разработки бывают востребованы на рынке инноваций лишь на последнем, заключительном, этапе. Но финансовые средства, причем немалые, требуются на этапах исследования, разработок. Финансирует эти этапы, как правило, государство.
2. Непредсказуемость результата научного исследования. Предприниматели обычно финансируют научные разработки, если сроки научных изысканий небольшие, а результат однозначно положительный. Однако одна из особенностей науки - непредсказуемость сроков и результатов. Отрицательный результат продвигает науку вперед так же, как и положительный. Для бизнеса же нет смысла расходовать деньги на результат, не имеющий практического применения.
3. Необходимость прогнозов научного развития. Ввиду долгосроч-ности исследований необходимы научные прогнозы, которые покажут перспективные научные направления. Такие прогнозы могут быть разработаны только под непосредственным руководством органов власти, так как информационные, финансовые ресурсы для этих целей имеются у государства.
4. Необходимость опережения соперников. Для того чтобы воспользоваться научными результатами, следует опередить исследователей из других стран. Такое под силу органам власти, которые аккумулируют ресурсы, объединяют научные силы, предоставляют оборудование и материалы для исследований. Это особенно актуально для разработок в военной науке, исследовании космоса, медицине. В Советском Союзе был пример ускорения исследований для производства атомного оружия, хотя первыми применили атомную бомбу США. Примеры Японии, Кореи, Китая показывают, что для инновационного прорыва необходима продуманная научно-техническая стратегия государства. Рассмотрим состояние развития науки в России по сравнению с другими странами.
1. В большинстве стран с высоким техническим уровнем затраты на исследования превышают 2-3 процента ВВП (табл. 1). В России доля расходов на науку в ВВП сопоставима с такими странами, как Испания. Италия. В абсолютном выражении наша страна тратит на научные исследования в 5 раз меньше, чем в Японии, в 6 раз меньше, чем в Китае, в 13 раз меньше, чем в США.
2. Во многих странах наука активно развивается за счет вузовского сектора (Швейцария, Великобритания, Бельгия, Франция, Швеция). В нашей стране велика доля исследователей, работающих в государственных НИИ. Доля исследователей из предпринимательского сектора обычно высока в странах, имеющих успехи в практическом применении научных знаний (Япония, Корея, Китай) (табл. 2).
3. В России традиционно высока доля государственного финансирования расходов на научные исследования. Бюджетное финансирование науки превышает расходы предпринимателей в 3 раза (табл. 3). В то же время бремя расходов на науку во многих странах берут на себя предприниматели, заинтересованные в получении прикладных научных результатов и использовании их для получения прибыли. Доля предпринимательских расходов превышает расходы государства в США в 2 раза, в Японии - в 4,4 раза, в Республике Корея - в 2,67 раза.
Таблица 1
Затраты на исследования и разработки, млн долл. сША
Страна 2005 2008 2009 2010 2009, в % к ввП 2010, в % к ввП
Россия 18115,0 30060,9 33575,3 32793,1 1,25 1,16
Австрия 6802,5 8854,1 8839,3 9254,2 2,72 2,76
Германия 64298,8 81970,7 83297,2 86299,4 2,82 2,82
дания 4418,9 6235,8 6478,6 6816,0 3,06 3,06
Испания 13330,8 20414,9 20546,6 20386,1 1,39 1,39
Италия 17999,0 24075,9 24534,5 24269,2 1,26 1,26
Франция 39235,7 46547,8 49143,5 49990,8 2,26 2,25
Китай 71054,9 120806,6 154147,4 178980,7 1,70 1,77
Республика Корея 30618,3 43906,4 47168,5 53184,9 3,56 3,74
япония 128694,6 148719,2 137314,2 140832,8 3,36 3,26
США 325936,0 403668,0 401576,0 2,90
Таблица 2
Численность исследователей по секторам науки в 2010 г.,
% к итогу
Страна Государственный сектор Предпринимательский сектор Сектор высшего образования
Россия 32,8 47,8 19,1
Бельгия 7,9 46,1 45,2
Германия 15,8 56,8 27,4
Соединенное Королевство Великобритания) 3,5 34,2 60,6
Франция 12,3 57,0 29,3
Швейцария 1,9 41,1 57,0
Швеция 3,8 61,7 34,4
Китай 19,1 61,1 19,8
Республика Корея 7,5 76,5 14,9
япония 4,9 74,8 19,1
4. Как правило, предпринимательские источники финансирования науки связаны с теми секторами, где высока вероятность получения практического результата для бизнеса в короткие сроки. Поэтому страны с высокой долей финансирования за счет бизнеса имеют достаточно хорошие результаты по научным результатам в виде патентов на изобретение (табл. 4). Несмотря на значительный рост патентов в России, наблюдается отставание от ведущих по научно-техническому уровню государств - Японии, США, Кореи.
Таблица 3
Источники финансирования затрат на исследования и разработки
в 2010 г., % к итогу
Страна 2000 г. 2010 г.
Россия 17592 29999
Австрия 1217 1130
Германия 14707 13678
Нидерланды 2820 1947
Соединенное Королевство (Великобритания) 8253 5594
Франция 11274 9899
Израиль 2033 3724
Индия 1263 6168
Китай 13058 135110
Республика Корея 34956 68843
Япония 125880 222693
Канада 12125 19120
США 157496 219614
5. Тенденции научного развития, финансирования науки и ее результатов оказывают влияние на деятельность тех предприятий, которые являются потребителями инновационного продукта. Статистика показывает, что доля таких предприятий в промышленном производстве России незначительна (табл. 5). В 2010 г. их было не более 9,3 %, в 2011 г. - 10,2 % (в Томской области - 15,7 %, в Кемеровской области - 6,4 %, в Новосибирской области - 8,2 %) . Кроме того, эти предприятия не стремятся заниматься собственными исследованиями либо заказывать их сторонним организациям. Доля этих расходов - 20,6 %, в то время как в Германии - 64,5 %, во Франции - 79,6 %. Российские фирмы предпочитают покупать уже готовое оборудование, отработанную технологию. Понятно, что подобный инновационный путь развития не позволяет повысить конкурентоспособность промышленного производства России в достаточной степени, так как продаваемые технологии не являются достаточно новыми.
Итак, подведем итоги. Сравнительный анализ статистических данных по России и иным странам в области научно-технического прогресса позволяет выявить следующие проблемы:
Низкая доля расходов на науку в ВВП России;
Недостаточная активность вузовской науки;
Преобладающая доля расходов на науку со стороны государства при низкой активности бизнеса по финансированию научных исследований;
Таблица 5
структура затрат на инновации по организациям промышленности,
Страна Исследования и разработки, выполненные собственными силами Исследования и разработки, выполненные сторонними организациями Приобретение машин, оборудования, программных средств X .0 т 0 х ш 5 1 ё н £ и X и а. П Прочие затраты на технологические инновации Доля организаций, осуществляющих инновации
Россия 14,2 6,4 55,7 1,3 22,4 9,3
Австрия 62,9 11,3 24,1 1,7 - 86, 4
Бельгия 48,5 21,2 29,3 1,0 - 48,1
Германия 52,7 11,8 32,9 2,6 - 84,9
Италия 42,5 10,6 43,2 3,7 - 42,2
Люксембург 75,2 2,8 20,5 1,4 - 61,4
Нидерланды 55,1 19,2 24,7 1,0 - 52
Финляндия 66,8 13,0 18,8 1,4 - 66,7
Франция 65,4 14,2 16,3 4,1 - 40,7
Инновационное сопротивление предприятий, не желающих осуществлять модернизацию производства;
Недостаточная активность производителей в области научных исследований для собственных нужд; использование чужих, отработанных технологий и оборудования, что не позволяет существенно повышать конкурентоспособность предприятия.
Ускоренное развитие науки, на наш взгляд, предполагает принятие ряда срочных мер.
1. Следует предусмотреть стимулы для тех предприятий, которые могут финансировать науку для получения практических результатов и применения их в производстве. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» предложены меры государственной поддержки инновационного развития . Главным образом эти меры направлены на поддержку научных учреждений (гранты, кредиты, субсидии, взносы в уставный капитал и пр.), но не заказчиков.
2. Необходимы поддержка государством и стимулирование развития венчурного капитала. В России крайне медленно распространяются зарекомендовавшие себя способы финансирования инноваций при помощи венчурного капитала. В России наиболее популярным у венчурных инвесторов является сектор информационно-компьютерных технологий (в 2010 г. общий объем зафиксированных сделок составил около 1063,5 млн долл., или примерно 42 % от общего объема венчурных инвестиций). Около трети венчурных инвестиций направлены в сферу финансовых услуг (842,27 млн долл.) . В иных инновационных направлениях венчурный бизнес практически не представлен.
3. В мире положительные результаты в научно-техническом развитии достигаются зачастую за счет свободных экономических зон (США, Китай, Южная Корея). На наш взгляд, статус российских особых экономических зон технико-внедренческого типа (например, ОЭЗ ТВТ «Томск») не позволяет в полной мере активизировать научно-техническое развитие страны. Резиденты этих зон не имеют право заниматься внедрением и производством инновационной продукции. Законченные научные разработки подлежат продаже покупателю, которого чаще всего находят за границей. В то же время во многих странах подобные инновационные центры являются научно-производственными. Например, в Китае создаются зоны новой и высокой технологии («Пекинская экспериментальная»), зоны экономического и технического развития («Ма-вей»). Главная цель таких зон - внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичных отраслей, ускорение прикладных исследований.
4. Следует особо обратить внимание на материальную базу науки. В настоящее время научные результаты получаются главным образом экс-
периментальным путем. Без аппаратуры, установок, мощной вычислительной техники и пр. невозможны значимые результаты как в фундаментальной, так и в прикладной науке. Для этого следует шире применять не только бюджетное финансирование, но и арендные отношения, банковское кредитование, лизинг.
Итак, следует применять новые методы воздействия и поддержки научной сферы, что позволит осуществить ускоренное инновационное развитие в России.
литература
1. Российский статистический ежегодник. - 2012: стат. сб. / Росстат. -М., 2012. - 786 с.
2. Регионы России. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.
3. Россия и страны мира. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 380 с.
4. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7.07.2011 г. № 899. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=87163.
5. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон, принятый 23.08.1996 г. (№ 127-ФЗ). - URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138644.
7. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России в 2010 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/rvca_ yearbook_ 2011_russian_pe_and_vc_market_review_2010_rus.pdf
Разработка и эффективность государственной НТПолитики является одной из главных задач, стоящих перед органами власти РФ всех уровней. В наиболее общем виде государственная НТПолитику можно определить как составную часть социально-экономической политики, которое выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления о формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Основной задачей федеральной инновационной политики на региональном уровне РТ является создание благоприятного инновационного признака для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. Общегосударственная инновационная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящих к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.
Основными целями государственной научно-технической политики являются: 1)развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала; 2)увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; 3)реализация важнейших социальных задач; 4)обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности продукции; 5)улучшение экологической обстановки; 6)оценка информационных ресурсов государства и безопасности личности; 7)упрощение взаимосвязи науки и образования.
В Правительстве РФ был разработан концептуальный подход к формированию политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. К числу важнейших приоритетных проектов, имеющих особо важное государственное значение были отнесены информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии, новые транспортные технологии, перспективные вооружения, военная и специальная техника, технологии живых систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии.
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам исполнения мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы разрабатываются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, цели и структурной политики международных обязательств. Финансирование 69реализации осуществляется за счет бюджетных средств. В РФ за последние годы Правительством разработано и утверждено большое число федеральных целевых Программ (национально-технологическая база 2002-2006 годы, реформирование и развитие оборонного промышленного комплекса 2002-2006 годы, электронная Россия 2002-2010 годы, энергоэффективная экономика 2002-2005 годы).
67согласия, которые указаны автором их правопреемниками в заявке на выдачу патента, работодателям, если иное не предусмотрено договором соавторства, в случае создания работником объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, федеральному фонду изобретения РФ в случае приобретения им прав патентооблателя на договорной основе.
66любого предприятия, поскольку без правой защиты, они легко могут стать жертвами конкуренции, конкуренты получают возможность экономии времени и средств на НИОКР и получают за счет этого дополнительную прибыль, рост своей доли рынка. Если при этом конкуренту удастся еще и запатентовать чужую незащищенную работу, то это поставит под угрозу выпуск продукции на предприятие, первоначально владеющей данной технологией.
Патент – это документ, удостоверяющий изобретение, авторство и исключительное право патентообладателя на изобретение. Такого рода право имеет особую значимость, поскольку при его наличии возникает возможность в пределах действия патента производить и сбывать продукцию Срок действия патента 15-20 лет. Целесообразность патентования определяется в соответствии с методиками по определению целесообразности патентования изобретений в РФ, за границей и подсчету экономической эффективности патентования. Патентообладатель – это физическое или юридическое лицо, которому в соответствии с законодательством выдан патент на изобретение или свидетельство на полезную модель. Патент выдается: автору, любым лицам, при условии их согласия, которые указаны автором их правопреемниками в заявке на выдачу патента, работодателям, если иное не предусмотрено договором соавторства, в случае создания работником объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, федеральному фонду изобретения РФ в случае приобретения им прав патентооблателя на договорной основе.
Лицензия – это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и промышленного опыта, секрета производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой или иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Лицензионный договор - это соглашение, по которому патентообладатель обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу, обязанному вносить патентооблагаемые платежи и осуществлять иные действия согласия данному договору. Лицензиар – это патентообладатель, предоставляющий право на использование объекта промышленной собственности другому лицу. Лицензиат – лицо, получающее право на использование объекта промышленной собственности в соответствии с лицензионным договором. Цена на лицензию – должна обеспечить покупателю, несмотря на все виды издержек, возможность получать прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по аналогичным технологиям и достаточно стабильную в течение длительного периода, как в РФ, так и за рубежом имеется специальные методики расчета цены лицензии.
Вопросы по теме:
Сущность и цели государственной научно-технической политики.
Инструменты реализации научно-технической политики.
Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс.
Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.
Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно- техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.
Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.
Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.
Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.
Отдельные проявления государственного регулирования научно- технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В со-временных условиях, когда углубляется международное разделение труда, про-исходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и т.д.
В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.
Государственная научно-техническая политика может выступать как:
активная, умеренная или пассивная;
сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование ино-странных идей и технологий;
высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;
с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.
Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.
В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе "Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах", принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.
С октября 1983 г. в Швейцарии действует федеральный закон о развитии научных исследований. Его положения распространяются на научно- исследовательские учреждения, которые для своих работ используют средства федерального казначейства. Это, в частности, национальный фонд содействия развитию научных исследований, естественнонаучно-техническое общество, общество гуманитарных наук, академия медицинских наук.
Научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.
В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.
Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно- институциональных мер.
Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах. Доля расходов на НИОКР сейчас составляет от 2 до 4% к ВВП. В России в 1995 г. эта цифра составляла 0,4% к ВНП.
Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии (соответственно 59 и 49 % от общей суммы финансирования). В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданские НИОКР (3 и 10%).
В настоящее время в связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов правительства ведущих стран Запада принимают меры по стимулированию научно-исследовательских разработок непосредственно фирмами. Компаниям США предоставлена "скидка" на прирост расходов на НИОКР. Она вычитается из начисленной суммы налога на прибыль и составляет 20% от суммы прироста расходов на НИОКР в отчетном году.
Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества в размере до 50% объема увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом в пределах 5 млн. франков.
Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. В США эти отчисления составляют 1%. В целом 5% федеральных средств на инновационную деятельность приходится на малые предприятия. За счет них покрывается 1/3 расходов малых предприятий на НИОКР. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.
Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (тех-нополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые яв-ляются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.
Развитие научной сферы невозможно без высококвалифицированных кадров. Поэтому нацеленность на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное финансирование в большинстве развитых стран.
В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.
В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.
В федеральном бюджете США по статье "образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги" 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.
В последнее время формой государственной поддержки НИР в промышлен- но развитых странах является ряд организационных мер в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа "кооперация - на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок в производство, конкуренция - при сбыте и гарантийном обслуживании потребителей продукции".
Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.