Виды исключительных прав интеллектуальных прав. Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Виды интеллектуальных прав
Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».
О социальном статусе
Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.
Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.
Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.
Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.
Существует несколько классификаций статусов:
- Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
- Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
- Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
- Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.
Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.
Иерархия
Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.
Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).
Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.
Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.
Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.
О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).
Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).
Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.
Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.
Социальные роли
Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.
Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.
В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.
Разнообразие социальных ролей
Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.
Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).
Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.
Ролевой набор
Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.
Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).
Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).
Ролевые ожидания
Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.
Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.
Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.
Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.
Ролевой конфликт
Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.
Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.
Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.
Социализация
С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).
Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.
От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.
Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).
Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.
Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.
Введение
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо - общество, логия - наука, знание).
Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.
Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.
Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.
В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социального статуса и социальной роли.
Социальные статусы.
Значение термина «статус»
Социальный статус - то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
Существует два основных значения термина «статус»:
1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.
2. Понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.
Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным.
Виды статусов
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он -- мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин -- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен -- он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус -- положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).
Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.
Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр -- прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно.
Однако негр в США, ЮАР и на Кубе -- разные социальные статусы. На Кубе негр -- представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.
Таким образом, негр -- не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: "член королевской семьи", "потомок дворянского рода" и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.
Поясняющий пример
Приписываемый статус у шамана. Им не становятся, а рождаются. Надо обладать особой предрасположенностью к заклинанию болезней и злых духов.
Раньше некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский -- только мужская должность.
Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща -- это мать-в-законе, тесть -- отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.
В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.
Статусы мужа, жены, крестного отца и матери -- достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.
Итак, обобщим сказанное: статус -- позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.
Понятие социального положения
Важнейшим элементом жизни и деятельности любого индивида является его социальное положение. Оно определяет статус человека, его социальные роли, направления деятельности. От него зависит воздействие членов социума друг на друга, их жизнедеятельность, развитие и совершенствование.
Определение 1
Социальное положение – это статус индивида, обусловленный его семейным положением, должностной и профессиональной ролью, происхождением, половой принадлежностью, социальной ролью.
Социальное положение формируется исходя из финансового состояния личности, ее возраста, пола, образования, имеющихся способностей и навыков, творческого потенциала.
Также, социальное положение, которое индивид получает в обществе может быть определено, исходя из обычаев и традиций определенной нации или государства в целом.
Замечание 1
Стоит отметить, что социальное положение не определяет принадлежность человека к определенному социальному коллективу. Члены одного и того же социального коллектива могут иметь совершенно разное социальное положение.
В зависимости от занимаемого положения, человека относят к определенному социальному классу.
Социальное положение характеризуется иерархичной структурой т.е. имеется несколько уровней, которые человек может занимать в обществе.
Рассмотрим уровни социального положения:
- Прирожденное положение. Это статус индивида, который был им получен при рождении. Сюда входит: половая принадлежность, раса, национальность. Эти критерии определяют определенную социальную роль, которую человек будет выполнять на протяжении всей своей жизнедеятельности. Прирожденное социальное положение является устойчивым и неизменным.
- Приобретенное положение. Это статус, который человек приобретает в ходе своей жизнедеятельности. Сюда входит его карьера и достижения в ней, уровень финансового обеспечения, занимаемый должностной пост. Человек достигает этого положения своими усилиями, интеллектуальными и физическими качествами, наличием талантов. Такое положение отличается нестабильностью т.е. оно может меняться в течение процесса жизнедеятельности, как в лучшую, так и в худшую сторону.
- Предписанное положение. Оно предоставляется человеку, независимо от его стремлений и интересов, действий и поступков. Такое положение может определяться, исходя из возрастной специфики развития личности, либо отражать его происхождение. Статус такого человека может быть, как прирожденным, так и приобретенным.
Виды социальных статусов
При исследовании социального статуса, нужно отвлечься от качественной оценки личности и ее поведенческих реакция.
Социальный статус – это общественно-формально-структурная характеристика субъекта.
Выделяют следующие виды социальных статусов:
- Основной, или ведущий статус. Он занимает главенствующую позицию среди всех статусов личности, определяя социальное положение индивида и его ролевые функции в общественной среде (семейный, профессиональный). Кроме того, данный статус указывает на манеры, которым должен соответствовать индивид, определяет его уровень жизни. Такие статуса человека могут быть личными, прирожденными, достигаемыми, приписываемыми.
- Прирожденный и предписанный статус. Этот статус любой индивид приобретает автоматом при появлении на свет. Он не зависит ни от его желаний и потребностей, ни от направлений деятельности. (пол, национальность, раса, дочь, брат, сын).
- Предписанный статус. Этот статус человек получает в результате свершения каких-то событий. Фактически, он дается без желания человека, без проявления им инициативы (зять, теща, невестка).
- Достигнутый статус. Этот статус достигается человеком самостоятельно. Он желает и стремиться получить определенное социальное положение, поэтому следует за ним, прилагая усилия. Социальный коллектив, также, может оказать помощь в достижении такого вида статуса: неосновные статусы, предопределенные кратковременной ситуацией (пациент, прохожий, зритель, свидетель).
- Личный статус. Реализуется при участие личности в малых социальных коллективах (трудовой коллектив, семья, круг близких людей) и зависит от ее специфических признаков и критериев развития.
- Групповой статус. Реализуется в социальных коллективах большого размера – представители профессии, конфессии, нации.
Достигнутые статусы могут определяться:
- званием (народный артист, подполковник, заслуженный учитель и т.д.);
- должностью (менеджер, заведующий, директор);
- профессиональной принадлежностью (заслуженный мастер спорта или народный артист);
- ученой степенью (профессор, кандидат наук, доктор наук).
Представить себе социальную среду без статусов невозможно.
Статусы присутствует всегда. В случае потери одного статуса, личность тут же приобретает новый.
Поскольку, каждый человек может быть членом нескольких социальных коллективов, то и статусов он может иметь несколько. Они определяются его коллективной принадлежностью и функциональной ролью в ней (по должности – директор, в семье – жена, для детей – мать, для родителей – дочь).
Однако, такие статусы не являются равно значимыми. Ведущий социальный статус указывает на положение, которое человек занимает в социуме. Он базируется на профессиональной принадлежности и занимаемой должности.
Достигнутые и предписанные статусы имеют между собой особую связь: как правило, достигнутые статусы человек получает в конкурентной борьбе, а некоторые из них становятся следствием приписанных статусов.
Если статус, которого достиг человек является высоким, то это компенсирует его предписанный статус низкого уровня. Общество ценит реальные достижения, навыки и стремления личности.
Статусная иерархия
Социальный статус рассматривается в двух ориентациях (Р. Будон):
- горизонтальная – статус, построенный на системе социальных контактов, реальных и допустимых, назначаемых между носителем статуса и другими личностями, находящимися на идентичном общественном положении;
- вертикальная – статус, построенный на системе социальных контактов и взаимообменов, развивающихся между носителями статуса и людьми социального уровня другой ступени.
Статусная иерархия присуща любому социальному коллективу, взаимодействие членов которого реально только за счет их знакомства. При этом официальная структура организации может разниться с неофициальной. Официальный социальный статус во многом определяется квалификацией, личными качествами, обаянием и т.д.
Замечание 2
Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс.
Путаница статусов - это параметр социальной дезорганизации, вследствие развития которой может развиться девиантное поведение.
Нарушение статусного функционирования и взаимодействия может иметь две формы (Э. Дюркгейм):
- на базе общественного положения индивида его ожидания приобретают характер неопределенности и ответные ожидания других людей также становятся неопределенными;
- неустойчивость социального статуса оказывает воздействие на степень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального поощрения.
Структура социального статуса
Социальный статус, независимо от своей видовой принадлежности, имеет следующее устройство:
- права и обязанности человека, определяемые его статусом. Они предполагают характеристику действий, которые может выполнять и должен человек определенного статуса;
- статусный диапазон – это границы дозволенного. Человек определенного статуса имеет права и обязанности, ограниченные статусными рамками;
- символика статуса – наличие отличительных внешних законов, по которым можно узнать статусную принадлежность человека. Примером может быть полицейская форма, деловой костюм;
- статусная модель – это представления о том, каким образом должен действовать, каких манер придерживаться, как одеваться представитель того или иного статуса;
- статусная идентификация. Она отражает уровень соответствия личности ее социальному статусу.
Социальная роль
В связи с социальным положением человека, его социальным статусом, другие члены общества ожидают от него определенного поведения, выполнение им конкретных функций и видов деятельности. Такое ожидаемое социумом поведение именуется социальной ролью.
Замечание 3
Социальная роль представляет собой способ реализации практической деятельности человека, обусловленной его социальным положением и статусом в структуре социальных взаимоотношений.
Социальная роль является мобильной характеристикой социального положения. Это означает, что социальные роли могут меняться во времени и пространстве, в зависимости от изменения статуса личности, либо социального развития.
Один и тот же социальный статус предполагает выполнения сразу нескольких социальных ролей. Они зависят от направления деятельности человека, его бытовых условий и профессионального положения, конкретной ситуации.
Каждая социальная роль состоит из нескольких ведущих компонентов, совместное функционирование которых определяет роль.
Основными элементами социальной роли являются:
- тип поведения, соответствующий данной роли;
- нормы, которые отражают требования общества, предъявляемые к определенной роли и ее реализации;
- мониторинг выполнения роли. Проводится оценка эффективности реализации личностью своих ролевых функций;
- вознаграждение или наказание, позволяющее стимулировать оптимальное ролевое исполнение
Социальные роли применяются обществом в качестве моделей поведения представителей различных статусов. Если человек хочет быть носителем того или иного социального статуса, то он должен качественно исполнять все требования социальной роли, соответствующей этому статусу.
Социальный статус
Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Социальный статус - это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, - личный и социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, - основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например - хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например - пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус - социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например - национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
Достигаемый ( приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие - наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.
Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль - это модель поведения, ориентированная на определённый статус.
Социальная роль - это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.
Ролевой набор (ролевая система)
Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли.
Примеры основных социальных ролей:
1) труженик;
2) собственник;
3) потребитель;
4) гражданин;
5) член семьи (муж, жена, сын, дочь).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).
Конвенциональные роли принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).
Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).
Ролевое поведение
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение , которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.
Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:
1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
2) характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
3) личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
4) структура группы, её сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определённые трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей → в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними противоречий и конфликтных отношений.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт - это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Виды ролевых конфликтов:
Наименование вида |
Его сущность |
Внутриролевой |
Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним). |
Межролевой |
Конфликт, возникающий в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей). |
Личностно-ролевой |
Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности). |
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между видами статуса и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
ВИДЫ СТАТУСА |
|||
наследник престола |
предписанный |
||
чемпион мира |
достигаемый |
||
начальник отдела в фирме |
2. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
1. Предписанный статус - женщина.
2. Достигнутые статусы - специалист с высшим образованием, замужняя дама и мать двоих детей.
3. Как мать своих детей она обязана нести за них моральную и юридическую ответственность, обеспечивать достойный уровень жизни. Также как мать своих детей она имеет право выбирать учебное заведение для них, с кем им общаться и пр.
Наверняка многие граждане, даже сами того не подозревая, в жизни сталкивались с вопросами охраны и использования интеллектуальной собственности. Например, устанавливая компьютерную игру, мы всегда ставим галочку, что согласны с условиями лицензионного соглашения, тем самым обязуясь не распространять копии этой игры как охраняемого произведения и соблюдать некоторые иные обязанности. На слуху у некоторых также термины «патент», «товарный знак» и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с интеллектуальной собственностью. Общественные отношения, складывающиеся по поводу создания, охраны и использования таких объектов, регулируются интеллектуальным правом (более подробно об этом можно прочитать в ).
Понятие интеллектуальной собственности и ее признаки
В соответствии со статьей 1255 Гражданского кодекса РФ интеллектуальной собственностью признаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым законом предоставлена охрана. Для того чтобы лучше уяснить, каким признакам должны отвечать объекты, признаваемые интеллектуальной собственностью, обратимся к науке гражданского права. Так, выделяются следующие характерные черты:
- Нематериальность;
- Связанность с имущественными отношениями;
- Объективная выраженность;
- Новизна;
- Искусственность создания.
Сюда же можно отнести единственный признак, указанный в ГК РФ – предоставление охраны законом.
Итак, разберемся с каждым признаком.
Нематериальность означает, что произведение, изобретение, иные объекты всегда существуют в идеальной, а не в материальной форме. Этим они отличаются от объектов права собственности, поскольку последние можно ощутить физически (например, прикоснуться к движимой или недвижимой вещи), что невозможно, если мы говорим об объектах интеллектуального права. Безусловно, мы можем ощутить книжный переплет или прикоснуться к телефону, являющемуся по содержанию изобретением, но это лишь форма, о ней мы более подробно скажем ниже.
Связанность с имущественными отношениями означает, что результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а равно и права на них могут выступать в гражданском обороте, например, в договорах купли-продажи, залога и т.д. В этом и выражается связь. Этот признак позволяет отграничивать объекты интеллектуальной собственности от нематериальных благ – здоровья, жизни, совести, т.к. последние в гражданском обороте не участвуют и, что вполне очевидно, с ними нельзя совершать сделок.
В качестве четвертого признака выступает новизна. Она означает, что созданный объект должен быть уникальным, ранее не известным другим лицам. Вместе с тем содержание принципа новизны для объектов авторского, патентного права и средств индивидуализации значительно различается, что связано с особенностями правового регулирования каждой из этих групп. Более подробно об этом можно узнать из статей, посвященных конкретно этим объектам, которые можно найти на нашем сайте.
Искусственность создания – это пятый признак интеллектуальной собственности. Суть его состоит в том, что объекты, на которые распространяется правовое регулирование частью четвертой ГК РФ, должны быть созданы в результате творческой деятельности человека. Из этого следует, что, объекты естественного происхождения (например, природные) априори не могут охраняться интеллектуальным правом.
Указанный в ГК РФ признак – предоставление правовой охраны – имеет самое важное значение, что связано со следующим. В международных конвенциях содержится открытый перечень объектов, однако Гражданский кодекс предусматривает исчерпывающий перечень, в котором закреплено шестнадцать объектов. Следовательно, только на них охрана и распространяется, остальные объекты, хотя в целом и отвечают упомянутым признакам (например, научные открытия), но к интеллектуальной собственности не относятся.
Сегодня существенной проблемой в интеллектуальном праве остается правовой статус доменных имен – символьных обозначений, указанных в адресной строке Интернет-сайтов. Хотя они и отвечают всем пяти названным признакам, но законодатель не стремится включить их в перечень и обеспечить охрану, поэтому в случае совпадения доменных имен и товарных знаков, спор решается в пользу владельцев последних (см., например, Определение Первореченского районного суда г. Владивостока от 21 июня 2011 года № 2- 2574/11)
Виды объектов интеллектуальной собственности
Теперь определим, что включается в перечень объектов в соответствии с действующим гражданским законодательством. Видный отечественный цивилист и специалист в области интеллектуального права, А.П. Сергеев, предложил разделять все объекты на две группы – объекты авторских и смежных прав , объекты права промышленной собственности . Рассмотрим место каждого объекта:
К первой группе по этой классификации относятся:
- Объекты авторских прав:
а) Произведения науки, литературы и искусства;
б) Программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), которые законодатель приравнял по правовому статусу к произведениям, хотя и с некоторыми особенностями. - Объекты смежных прав:
а) Исполнения;
б) Фонограммы;
в) Базы данных;
г) Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
д) Произведения, которые обнародованы после перехода в общественное достояние.
В свою очередь к объектам промышленной собственности относятся:
- Объекты патентного права:
а) Изобретения;
б) Полезные модели;
в) Промышленные образцы - Средства индивидуализации:
а) Фирменные наименования;
б) Коммерческие обозначения;
в) Товарные знаки;
г) Наименования мест происхождения товаров. - Нетрадиционные объекты:
а) Селекционные достижения;
б) Топологии интегральных микросхем;
в) Секреты производства (ноу-хау).
Между объектами первой и второй группы существуют значительные отличия. Так, авторские права на интеллектуальную собственность не требуют регистрации, возникают у автора в силу факта создания объекта. Кроме того, сами произведения напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью и производством, относятся по большому счету к культурной сфере.
По-другому обстоит дело с объектами второй группы. Средства индивидуализации широко применяются в предпринимательстве, индивидуализируя коммерческие организации, предприятия, товары. Значение объектов патентного права и нетрадиционных объектов в том, что они служат инструментами оптимизации, развития производства. Исключительные права на почти все эти объекты подлежат регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности РФ (Роспатенте) или в ряде случаев другими органами (например, регистрацией селекционных достижений занимается Министерство сельского хозяйства РФ).