Непосредственно-образовательная деятельность.Опытно-экспериментальная деятельность«Волшебная бумага. Опыты для детей с бумагой Опыты и эксперименты с бумагой
Изолина Чубукова
Задачи : Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов , развивать познавательный интерес к свойствам бумаги , связную речь, умение делать выводы.
Оборудование для детей : четыре образца разного вида бумаги (картон, писчая бумага , газетная бумага , салфетки на каждого ребенка, ножницы, стаканчики с водой
Опыт №1 «Пропускает ли бумага свет ?»
Чем отличаются друг от друга образцы бумаги ?
Посмотрите сквозь бумагу , что можно увидеть?
ВЫВОД : «Бумага тонкая пропускает свет, плотная - нет» .
Опыт №2 «Как мнется бумага ?»
Как мнется бумага , хорошо ли сгибается.
бумаги и бумажной салфетки .
Согните. Как сгибаются образцы?
Помните. Как мнутся образцы? Чем толще бумага , тем она крепче
ВЫВОД : «Бумага мнется » .
Опыт №3 «Режется ли бумага ?»
Хорошо ли режется бумага ?
Возьмите по одному образцу картона, писчей бумаги , газетной и бумажной салфетки .
Что будем делать с образцами?
Какую бумагу резать легко , а какую трудно?
Какая бумага прочнее ?
ВЫВОД : «Бумага режется » .
Опыт №4 «Как рвется бумага ?»
Возьмите по одному образцу картона, писчей бумаги и бумажной салфетки .
Порвите каждый образец.
Какая бумага рвется легко ?
ВЫВОД : «Бумага рвется » .
Опыт №5 «Бумага и вода »
Что будет, если бумагу намочить в воде ?
Давайте свернем трубочку из каждого вида бумаги - это будет у нас подзорная труба. А теперь каждый образец намочим.
Что случилась с бумагой ?
Какая бумага дольше сохраняет свою форму?
ВЫВОД : «Бумага размокает » Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги» Знакомство со свойствами бумаги. (Старшая группа) Воспитатель: Пахомова Наталья Георгиевна Цель: расширять и уточнять знания детей о свойствах.
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе «Знакомство со свойствами стекла» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе На тему: «Знакомство со свойствами стекла» (Ознакомление со.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ознакомление со свойствами бумаги» Конспект НОД "Ознакомление со свойствами бумаги" Программное содержание: 1. Дать первоначальные знания об изобретении бумаги. 2. Помочь.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство детей со свойствами дерева и резины» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство детей со свойствами дерева и резины» Цель: познакомить детей со свойствами дерева.
Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Цель: закрепление.
Конспект-опыт для первой младшей группы. Знакомство детей со свойствами мыла «Медвежонок испачкал лапы» Конспект-опыт для 1 младшей группы Тема: Знакомство детей со свойствами мыла «Медвежонок испачкал лапы» Задачи: 1. Знакомство детей с некоторыми.
Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о воде. Скажите, для чего нам нужна вода? Дети: Умываться, мыть руки. Чистить зубы, купаться.
Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении.
Первый этап.
Задачи: Дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес. Развивать творчество, навыки конструирования.
Ход экспериментирования:
Организационный момент.
Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг.
Справа – друг и слева – друг (беремся за руки.)
Все привет друг другу скажем!
Дети. ПРИВЕТ! (руки к верху и разжимаем руки, хлопаем в ладоши в кругу в середине)
Воспитатель: Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
Ведь играть начинать нам пора!
А язычок готов работать? Да!
Покажи – ка детвора! (высовывают язычок и балуются)
а) Развитие артикуляционного аппарата.
Вращение языком (маятник)
Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
До города дорога в гору, от города - с горы.
Тихо→ громко.
Медленно-быстро-быстрее …
Воспитатель: Ребята как вы думаете, о чем эта скороговорка? Правильно о дороге! И я предлагаю вам отправиться в дорогу! В путешествие, в удивительную страну сказки, которую написал замечательный русский поэт (выставляю портрет А.С. Пушкина на мольберт)
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл -
В страну, где с чудесами
Встречаемся мы с вами.
Вы знаете этого поэта?
Дети. Это А.С. Пушкин.
Воспитатель: Отправимся в путь дорогу?
Дети. Да.
Воспитатель: Что ж, пойдем, а поведет нас загадка: «Меня все топчут, а я все лучше»?
Правильно. Это тропинка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И в лесок пешком пойдем.
Куда это мы пришли?
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
Дубы – богатыри часто встречаются в сказках. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.
(Звучит запись произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, на ее фоне воспитатель читает.)
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом:
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Что такое Лукоморье? Кто знает?
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (воспитатель рисует на доске).
Как вы представляете учёного кота? Какой он? (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый).
Кот: Здравствуйте ребята!
Дети. Здравствуйте.
Кот. В нашем сказочном царстве, Пушкинском государстве случилась беда. Злой Колдун превратил сказки в чистые листы и разбросал их по ветру.
Воспитатель: Воспитатель. Ребята, как быть?
Предложения детей.
Воспитатель . Отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней.
(книга)
А что такое книга?
Дети. Это сшитые в один переплёт листы.
Из чего она состоит? «Я белая, как снег, дружу с карандашом, Где он пройдет, там заметку кладет»
Дети. Листы бумаги!
Правильно она состоит из листов бумаги.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это…. камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Трудно сказать, тогда что с ними можно сделать? К примеру, с бумагой… нарисовать.
Давайте попробуем. (дети рисуют линии на листе бумаги)
А теперь попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте.
Что у них общего? На них остается след!
Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.
Показ презентации №1
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.
Как часто и для каких целей нам нужен этот материал?
ИГРА «Чудо мешок»
(в мешочке спрятаны: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т.д. Дети на ощупь определяют, что они держат в руках. И затем показывают всем.)
Работа по схемам
На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?
Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.
На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.
Что делают валики? Показ слайда №1.
Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.
Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
Что добавляют, чтобы бумага была белой, гладкой, плотной?
Дети: Серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.
Воспитатель: А давайте проверим, правы ли вы?
Показ презентации №2
А теперь давайте поиграем «Угадай, что не так?!»
(Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами схемы «Производства бумаги», дети должны найти ошибки)
Молодцы! Из чего состоит бумага? Вот незадача никто не знает. Как же нам быть?
Предложения детей.
Хорошо, давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги.
Если порвать бумагу вдоль волокон, то лист рвется…. ровно, а теперь поперек волокон – … рвется не ровно. Она состоит из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.
Игра «Покажи и назови бумагу»
Какая бумага?
Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
Воспитатель: Бумага вообще-то, она непрочная. Давайте вспомним еще свойства бумаги.
Ваши предложения.
Опыты: «Свойства бумаги».
Воспитатель: А теперь давайте назовем свойства бумаги….
Дети: Свойства бумаги – она мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...
Воспитатель: А как же можно самому сделать бумагу? Никто из вас не знает?
А давайте превратимся в мастеров - волшебников.
Занимайте свои места за столами. Разминаем наши пальчики.
(2-3 раза сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Для основы давайте возьмем с вами салфетки, носовые платки, и небольшой кусок туалетной бумаги. Они лежат все перед вами. Измельчаем. Руками рвем на мелкие кусочки.
Получилась бумага?
Дети. Нет
Воспитатель: Что надо делать? Правильно, добавить воды.
Заливаем эти обрезки водой, попробуйте, какая вода?
Дети. Теплая.
Воспитатель: А почему не холодная. Верно, нам надо, чтобы в воде все салфетки размокли. И это не даст вода-холодная.
Теперь нам надо нашу смесь… оставить намокать.
А что будет потом? Как вы думаете, если мы достанем все наши бумажки - промокашки, уже готова бумага?
Дети. Нет.
Воспитатель: Может нам нужно добавить туда что-то…. Никто не знает? А давайте приготовим с вами смесь. А что это такое?
Дети. Это продукт смешивания чего – либо.
Воспитатель: А что мы в нее должны добавить? что-то, что может соединить все эти кусочки…
Дети. Что-нибудь склеивающееся.
Воспитатель: Правильно.
Создаем смесь: чайная ложка клея ПВА и столовая ложка крахмала.
Добавляем. От этой смеси лист наш станет эластичным, сможет гнуться!
Когда мы дома готовим тесто, что делаем для, того чтобы оно стало однородной массой?
Дети. Перемешиваем.
Воспитатель: И мы перемешаем, только не ложкой, а миксером.
Посмотрите, словно….
Дети. Каша!
Но так, как наша бумага должна быть сказочной в нее можно добавить…. Что?
Хорошие фантазеры - волшебники: сушеные цветы, ниточки цветные, листочки…. Давайте, добавляйте.
Дети добавляют.
Воспитатель: Пусть остается в воде? Нет, а что мы должны сделать. Молодцы, выложить ее сушиться!
С водой? Правильно без. И для этого выкладываем ее на сетку. Зачем? Кто скажет?
Дети. Чтобы вода стекала….(для этого используем - тазик с сеткой).
Воспитатель: Вот так как выложили и пусть лежит…? Да? А как?
Разглаживаем ее руками, аккуратно.
Теперь высохнет? Да, а я считаю, что нет! Что делает стиральная машина, когда постирала наше белье, прополоскала, она начинает….
Дети. Выжимать!
Воспитатель: Вот и мы давайте промокнем наш «лист». А чем?
Дети. Марлей или полотенцем.
Воспитатель: Вот теперь пусть сушится. А можно листу помочь?
Дети . Наверное можно.
Воспитатель: А как? Как можно добыть теплый воздух? Молодцы, включить фен!
Вот подумайте мои волшебники, надо ли еще что-нибудь сделать? Не забыли ли мы?
Я вам подскажу, давайте на наш лист положим пресс, то есть что-нибудь тяжелое, чтобы он досох ровным и не стал кривой! Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Скажите, что мы сегодня с вами узнали нового? Чем занимались?
А какое у вас сейчас настроение? Что понравилось? А что же мы пообещаем и скажем ученому коту?
Уважаемый кот – ученый, мы продолжим помогать вам завтра, и обязательно восстановим и создадим красивую книгу. До свидания!
Дети. До свидания!
Кот. До свидания! Спасибо Вам! Доброго пути!
Воспитатель. Пора отправлять домой.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До дома добежим.
Второй этап.
Задачи:
Ход экспериментирования:
Воспитатель. Снова сказка нас зовет…. Будем играть? Тогда давайте вспоминать…. Итак, книга состоит из…
Дети. Бумажных страниц.
Воспитатель. Их может быть много и мало (показ). И мы с вами попробовали даже создать свою собственную бумагу, посмотрите, она высохла и вот какая получилась!
Скажите, а книгу пишет…
Дети. Писатель, автор.
Воспитатель. У нашей книги автор…
Дети. А.С. Пушкин.
Воспитатель. У каждой книги есть обложка.
Посмотрите, что общего у всех обложек книг? Правильно, они яркие, красочные….
А какие будут ваши предложения по оформлению книги? Какой вы ее себе представляете? Какой мы ее создадим? Все, согласны, что на обложке мы сделаем могучий дуб?
Дети . Да.
Воспитатель.
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания - руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания - руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Расскажите, какое это дерево?
Можем ли мы его отличить от других деревьев?
Какие у него листья?
Есть ли у него плоды?
Какого сказочного героя напоминает нам дуб? (Богатыря)
А богатырь, он какой? (сильный, стойкий, мощный).
Знаете ли вы поговорки о дубе? (Крепкий как дуб, мудрый как старый дуб).
Как называется лес, где растут дубы? (дубрава, дубовая роща).
Посмотрите, как изобразил дубы художник И. И. Шишкин в своей картине
Что вы видите? (рассказ детей)
Под музыку, рассказывает воспитатель.
Воспитатель. Несокрушимые дубы – великаны, озарённые солнцем, вздымаются к лазурному небу. Листва зелёная и трава под дубами тоже зелёная. А через ветки дубов видно голубое чистое небо. Картина солнечная, светлая, яркая.
Дуб это могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого цвета. Толстые, узловатые резко изгибающиеся ветки отходят от ствола почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек, густо опушенными изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую крону. Дуб напоминает богатыря – твёрдого, сильного, стойкого, мощного.
Предлагаю вам погулять по дубовой роще.
Пальчиковая и звуковая гимнастика «В лесу»
Покажите как много в лесу деревьев (дети показывают кисти рук ладошками к себе). Налетел лёгкий ветерок и веточки закачались (дети перебирают пальцами)
А сейчас ветер сильный (дети сильнее перебирают пальцами), и опять лёгкий ветерок. Налетели комарики (Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З – З – З – З). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.
Прилетели жуки (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж – Ж – Ж – Ж). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.
Предлагаю вам создать образ сказочного дуба и по желанию учёного кота. А чтобы ваша работа была сказочной, я вам приготовила необычный материал. Вы уже работали с этими предметами и знаете с чего начинать и как создать интересный образ. Используйте любые материалы.
1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движение глазными яблоками:
Глаза вправо – вверх;
Глаза вправо - вниз;
Глаза влево – вверх;
Глаза влево – вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.
Пальчиковая гимнастика (2-3 раза сжимаем и разжимаем кулачки)
Приступаем к работе. Занимайте места за столом, определяйте с работой в паре. Посмотрите внимательнее, что вам нужно делать!
Дети выбирают нетрадиционные материал для работы, садятся за столы. (Примеры изображения дуба: ствол – сухой чай, пластилин, гуашь; крона – зелёные салфетки, сухие перетёртые листья, засушенные листья дуба, пластилин.
Воспитатель. Молодцы! Давайте теперь посмотрим, какая красивая у нас получилась обложка книги! Кто выразить свои ощущения?
Дети выражают свои эмоции.
Воспитатель. А чем мы сегодня с вами занимались?
А какое у вас сейчас настроение? Что понравилось? Завтра мы с вами встретимся с Ученым Котом и будем создавать иллюстрации книги! Спасибо Вам за творческую работу!
Третий этап.
Задачи:
Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способами: монотипией, точеный рисунок, использовать нетрадиционные материала (заварка, кофе, листья… и т.п. передавать композицию в сюжетном рисунке;
Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию;
Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Расширить словарный запас детей.
Ход экспериментирования:
Звучит запись произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
Воспитатель. Что ж, ребята. Добрый день.
Путь далек,
Поплывем мы сегодня на восток.
(Разминка для всех)
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают.
Кот. Здравствуйте, ребята! Ребята дошколята! Рад встречи с Вами!
Воспитатель. Здравствуй Кот Ученый. Вот мы снова у Вас в сказочной стране, и будем продолжать оказывать Вам помочь!
Кот. Спасибо Вам.
Воспитатель. Обложку мы с ребятами сделали. А дальше идут… правильно, страницы. Давайте вспомним сказки А.С. Пушкина.
Кот.
1. Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно - золотисто
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Воспитатель. Скажите, как погибла царевна? Молодцы, ей дала яблочко злая королева.
Давайте исправим это. Пусть все яблоки станут…правильно, молодильными и приносят здоровье. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель предлагает использовать для иллюстрации метод монотипии.
Для этого изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют красками с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивать целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокать рисунок, а затем поднимать. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.)
Воспитатель.
Вот так яблоко, оно соку - качание руками из стороны сторону.
Сладкого полно, Прыжки на двух ногах,
Стал ветер веточку одновременно поднимая качать
И трудно яблочко достать то левую, то правую руку подпрыгну, руку – вверх.
Протяну
И быстро яблоко сорву! ходьба на месте.
Кот.
Следующая загадка-сказка:
2. Вот пошел он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)
Воспитатель предлагает использовать для иллюстрации метод: точеного рисунка «Золотой рыбки».
(Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такого же. Главное, сразу же заинтересовать детей. И как вариант, давайте подарим золотой рыбке - подружек рыбок!)
А для водорослей и камешков метод: рисуем картошкой, луковицей и соломинкой.
КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.
ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.
РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.
Кот.
А вот еще одна загадка:
3. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)
Воспитатель предлагает использовать для иллюстрации метод: объемной аппликации, из салфеток.
Воспитатель.
Давайте немножко отдохнем!
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем….
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают….
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают …. Засыпают…
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза 2 минуты
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Кот. Спасибо вам ребята. Какая красивая получилась книга.
Дети. Пожалуйста.
Воспитатель . Про нас ты кот – ученый не забывай и сказки нам вновь читай! До свидания!
(Кот Ученый уходит.)
Воспитатель . Скажите, что мы с вами сегодня создали?
Дети. Книгу.
Воспитатель . А что в ней сказочного, волшебного? Ответы детей.
Пусть в мире дуб волшебный,
приносит сказки в каждый дом!
А яблочки, молодильные, подарят здоровья в дом!
Рыбка золотая, живет на дне морском, и иногда, всплывая,
Желанья наши исполняя.
Нам дарит радость в каждый дом!
И петушок, на спице, Как страж охраняет нашу Столицу!
И Родину нашу и дом, где живем!
А им отплатим мы добром!
А какие сказки мы создавали? Какими техниками пользовались?
Пора возвращаться домой.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Поправилось вам путешествие?
ИТОГ.
(Дети выбирают картинки-эмоции)
(на протяжении всех этапов экспериментирования, вывешиваются картинки – последовательность - результативность или же рассматриваются в конце занятия.)
Мария Фролова
«Опыты с бумагой». Опытно-экспериментальная деятельность во II младшей группе
воспитатель : Фролова М. Н.
Тема : Опыты с бумагой
Цели : Познакомить детей со свойствами бумаги . Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта . Учить детей обобщать. Учить детей давать более полные ответы. Развивать речь и память детей. Воспитывать в детях аккуратность. Продолжать учить детей наблюдать.
I. Орг. Момент :
Какое время года у нас на улице? (зима)
А по каким признакам вы определили? (холодно, снег и т. д.)
А вам ребята предлагаю не надолго вернуться в лето, тепло, солнышко, разные красивые растения….
Ввысь тянулся кулачком,
А как вырос стал…. (цветком) .
II. Основная часть :
Ой какая красивая полянка с цветами появилась у нас в группе .
А какие красивые цветы.
А давайте их соберем, каждый по одному.
Ребята а из чего наши цветочки? (из бумаги ) .
Ребята, если мы внимательно посмотрим, то у увидим что лепестки – то у нашего цветочка совсем разные.
А давайте их потрогаем пощупаем…
Желтый лепесток какой на ощупь….
Красный лепесток какой на ощупь….
Синий лепесток какой на ощупь….
Оранжевый лепесток какой на ощупь….
Зеленый лепесток какой на ощупь….
Ой как интересно
Вывод : Оказывается бумага бывает разная на ощупь : тонкая, толстая, гладкая, мягкая, и т. д.
А давайте с вами немного по экспериментируем с бумагой и для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.
Опыт № 1
«Волшебная бумага »
Ребята как вы думаете на бумаге можно рисовать ? А давайте проверим? Мы с вами попробуем нарисовать круг.
Предлагаются детям альбомные листы бумаги белого цвета , фломастеры разного цвета.
Вывод : бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2
«Вода и бумага »
А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу с водой . Что происходит?
Кладем бумагу в ванночку с водой . Бумага тут же размыкает и рвутся в руках детей.
Вывод : бумага боится воды . Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный .
Опыт № 3
«Шуршащая или поющая бумага » .
Может ли бумага издавать звуки , петь?. Для этого опыта я предлагаю взять бумагу и выполнять движение «стирка белья» . Бумага шуршит , скрипит.
Вывод : при смятии – бумага издаёт звук .
Опыт № 4
«Склеивание бумаги »
Для данного опыта нам понадобиться : цветная бумага , клей.
Что можно сделать с клеем и бумагой ? (склеить) Проверим можно ли бумагу склеивать ?
Вывод : бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 5
«Летающая бумага »
Может ли бумага летать ?. для этого нужно подуть, чтобы получился ветерок. Разноцветны салфетки разлетаются разлетается по всюду.
Вывод : полоски очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
III. Заключение
Ребята, мы с вами сделали столько опытов и столько выводов , давайте вспомним :
Выводы исследований :
1. На бумаге можно рисовать
2. Бумага обиться воды .
3. При смятии бумага издает звук
4. Бумагу можно склеивать
5. Бумага разлетается при ветре
Ой какие мы все молодцы.
Ребята вам было интересно?
Всем большое спасибо!
Бумага окружает нас везде. Ребята рисуют на бумаге свои шедевры, вырезают из нее фигурки, но мало кто задумывается, что с бумагой можно экспериментировать, проводить исследования и просто наблюдать. Предлагаю несколько простых опытов с бумагой, которое подойдут ребятам от четырех до семи лет, хотя можно попробовать эти опыты и с более старшими ребятами.
Начать бумажные истории стоит с рассказа о том, из чего делают бумагу. Ориентируемся по возрасту и даем доступную для малышей информацию. И конечно, задаем вопросы.
Как делают бумагу?
- С древесного ствола на лесопилке срезают кору. Затем распиливают на доски.
- Получают древесную стружку.
- Из которой получают древесную массу путем добавления различных химических веществ.
- Древесную массу очищают и промывают в воде. Затем ее расстилают на движущейся проволочной сетке. Большая часть воды вытекает, оставляя толстый слой древесной массы.
- Тяжелые валы прессуют древесную, и выжимают остатки воды. Горячие валы высушивают бумагу.
- Наконец бумагу сматывают в огромный рулон, который называется бобиной.
Малыши, которым по 4-5 лет с открытым ртом слушают, что бумагу делают из древесины.
Сравнение бумаги с другими материалами
Как же здорово дать волю своим ручкам и покрутить, помять, порвать, пошуршать... Ребятам предложила образы:
- ткани,
- полиэтилена,
- альбомный лист,
- картон,
- тетрадный лист,
- пергамент.
Ребятам предложила из образцов выбрать бумагу. С картоном, альбомным и тетрадным листами вопросов не возникло, а с пергаментом засомневались.
Мы помимо механического воздействия, мы рассматривали образцы под лупой, и даже увидели волокна бумаги. А еще с за крытыми глазами проводили ладошкой по разным фактурам — крафт картону, пергаменту — и сравнивали.
Исследование звука, издаваемого бумагой
Простейший опыт с листом бумаги. Один лист сминаем быстро, а другой медленно. Шуршат ведь по-разному. А еще можно сминать разные виды бумаги.
Исследование режущих свойств бумаги
Вот ребята удивились, когда я предложила им порезать пластилиновую колбаску бумагой (попробовали салфеткой, газетой, картоном). Картонным ножом никак не могли наиграться.
Мост из бумаги
Знаменитый опыты с бумагой, когда на два кубика кладется лист бумаги, сверху ставится кубик и мост прогибается и не держит груз. А если из бумаги сделать гармошку, то мост легко выдерживает и три кубика.
Как перенести горох с помощью листа бумаги
очень я люблю слушать варианты решения таких задачек. Напридумывают же))) Ребятам по тетрадному листочку и тарелочка с горохом. Конечно, перенести горошек можно, свернув лист в кулечек.
Не все ребята справились с гармошкой и кульком, но есть над чем работать.
Воспитатель Соколова Лада Эдуардовна
Исследовательский проект
«Тайны бумаги»
Участники проекта: Дети и воспитатели старшей группы
Срок выполнения: Две недели
Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.
Задачи:
- развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента
- познакомить детей со способом производства бумаги
- развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности
- развивать координацию движений, мелкую моторику руки
- развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
- воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей
Аннотация: В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, нам нужно помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему - актуальная проблема современности. А бумага - предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека.
ХОД ПРОЕКТА
Проблематизация: На занятиипо конструированию дети делают кораблики, из бумаги различной плотности. Во время прогулки запускают кораблики в воду и замечают, что кораблики из более плотной бумаги дольше плавают и не раскисают.
Детей заинтересовал вопрос. Как можно узнать, какими еще свойствами обладает бумага?
Целеполагание: После возвращения с прогулкидети вместе с воспитателем еще раз обсуждают эту проблему и предлагают обратится к Фантишке. Фантишка объясняет, что о свойствах бумаги можно узнать проведя опыты и эксперименты, дарит детям набор для экспериментов с бумагой.
Планирование: В ходе обсуждения дети с воспитателем приходят к выводу что для того чтобы получить знания о свойствах бумаги необходимо:
- провести опыты и с бумагой
- анализ полученных результатов
- научится делать бумагу в домашних условиях
- коллаж фотографий, презентация «Наши опыты с бумагой»
- выставка рисунков из бумаги сделанной своими руками.
Реализация плана: Воспитатель вместе с детьми проводит опыты:
Опыт № 1
«Волшебная бумага»
Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2
«Сминание бумаги»
Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги - бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.
Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
Опыт № 3
«Сравнение бумаги»
Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще чем бумага.
Опыт № 4.
«Разрывание бумаги»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее чем бумага
Опыт № 5.
«Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла, но не рвалась.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой - бумага материал не прочный.
Опыт № 6.
«Шуршащая или поющая бумага».
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении - бумага издаёт звук.
Опыт № 7.
«Склеивание бумаги»
Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8.
«Бумага гнется»
Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).
Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
Опыт № 9
У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Вывод: Бумага легко рвётся.
Опыт №10
«Летающая бумага»
Принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Опыт №11
«Бумага горит»
Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (Номер 01, номер 02, номер 03). Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.
Вывод: Бумага горит.
После проведения опытов дети сделали выводы:
Выводы исследований:
- бумагу можно использовать для рисования.
- бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
- картон толще чем бумага.
- ткань прочнее чем бумага
- бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой - бумага материал не прочный.
- при смятии, трении - бумага издаёт звук.
- бумажные предметы можно склеивать.
- при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
- бумага легко рвётся.
- полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
- Бумага горит.
Танцующая фольга
Нарезаем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем подносим ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Секретное письмо
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
Рекордный вес
Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!
Можно ли висеть на голове?
Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.
Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".
“Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
Все опыты и эксперименты зарисовываются и фотографируются.
Фантишка предлагает решить проблему:
Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. Как вы думаете, что будет, если с земли исчезнут деревья? Вариантыответов детей
Фантишка:
Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду например хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура», и мы с вами сегодня будем делать бумагу из макулатуры.
Изготовление бумаги
Воспитатель:
Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся - это одно из её свойств. (дети рвут бумагу)
Воспитатель:
Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером - это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают)Воспитатель:
Одно из свойств бумаги - это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета и пайетки. (добавить всё и перемешать)
Я вам приготовила два раствора: один без пайеток в него потом если захотите можно их добавить, а второй с пайетками.
Воспитатель:
Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий. А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Перед каждым из вас лежать полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и пяльцы с запяленой сеточкой. Нужно взять пяльцы, погрузить в нашу кашицу из макулатуры.
Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём пяльцы и кладём на полотенце. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого мы с вами накроем пяльцы с «кашицей» тканью и промакнуть, далее берём губку и промакивать нашу бумагу. После того как жидкость будет убрана нужно перевернуть пяльцы отделить их от бумаги и оставить до полного высыхания.
(дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)
Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки. Я хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек.
После того, как бумага высохнет, дети делают открытки.
Презентация: В группе с помощью педагога оформляютколлаж из фотографий, презентация «Наши опыты с бумагой», выставка рисунков из бумаги сделанной своими руками.