Фундаментальные и прикладные научные исследования. Прикладные и фундаментальные исследования. Фундаментальные методы исследования
ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -- исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач .
Прикладные исследования при решении производственных проблем составляют три этапа.
Первый этап исследований производственной проблемы -- научная постановка задачи -- содержит выявление и описание фактов, формулировку проблемы, цели и гипотезы исследований. Постановка задачи является одним из наиболее ответственных этапов принятия решений. Точное решение, полученное при неправильной постановке задачи приводит только к появлению новых проблем. Очевидная, на первый взгляд, причина возникновения проблемы, может на самом деле быть только следствием более сложных и менее заметных процессов. По существу, постановка задачи сводится к изучению сложившейся ситуации, выявлению того, что именно и почему не устраивает менеджера и описанию ситуации, которую необходимо достигнуть. Изучение ситуации с точки зрения цели организации, выявление факторов, обусловивших ее появление и существование, соизмерение разного рода затрат и результатов дают основание менеджеру отделить более важное от менее важного и сформулировать условия, определяющие допустимость решения и его качество.
Эффективность формулировки проблемы зависит от объекта исследований. В естественных и технических науках вследствие материального характера исследуемого объекта реальность фактов не вызывает трудностей с их объективным выявлением, а точность описания зависит от используемых приборов. Проблема как объект исследования операций носит идеальный характер и является противоречием между существующим и целью исследования -- желаемым состоянием. При описании существующей ситуации в качестве фактов выступают внешние проявления проблемы, однако их соответствие ей далеко не так однозначно, как в случае описания фактов в естественных и технических науках. Это приводит, в частности, к тому, что затраты отождествляются с результатами, а точность применяемого математического метода -- с адекватностью получаемых с его помощью решений исследуемой проблемы.
Ещё более сложным оказывается вопрос объективного описания второй составляющей проблемы -- желательной ситуации и, соответственно, следующих из неё определений цели и гипотезы исследований. Все это зависит от объективности описания существующей ситуации и лица, принимающего решение выявить цели систем, в которые входит исследуемый объект. Здесь методические ошибки могут привести к тому, что попытка решения одной проблемы приведет к появлению новых. Многие новые проблемы -- уплотнение почвы тяжёлой техникой, инерционность управленческого аппарата, вследствие увеличения численности сотрудников и связей, утилизация стоков животноводческих комплексов и др. -- возникали в результате деятельности человека, направленной на решение других проблем.
Второй этап исследования производственной проблемы -- разработка математической модели. Объективность при этом должна обеспечиваться использованием научных принципов оценки ситуаций, а также методов и моделей принятия решений. Моделирование, особенно с использованием компьютеров, является основным теоретическим инструментом системных исследований прикладной ориентации в управлении сложными системами. Содержательная часть процесса моделирования (выбор показателей, факторов, зависимостей) включается в экономическую теорию, а техническая (под которой в 9 случаях из 10 понимается построение тех или иных статистических моделей) -- в эконометрику. Таким образом, экономико-математическое моделирование оказывается, с одной стороны, разорванным, с другой -- усечённым. И вопросы взаимосвязи всех этапов моделирования, корректности интерпретации результатов моделирования и, следовательно, ценности рекомендаций на основе моделей оказываются как бы висящими в воздухе.
Глубокая внутренняя связь моделирования и системного подхода (systems approach) прослеживается уже в способе полагания объекта, поскольку систему, представляющую объект, по которому принимается решение, можно рассматривать как модель последнего. Наряду с этим представление модели сложного объекта как системы оказывается во многих случаях эффективным приёмом его исследования. Системное моделирование -- это форма моделирования, для которой характерно представление объекта исследования в виде системы, многомодельность, итеративность построения системной модели, интерактивность. В этой плодотворности соединения системного подхода и моделирования заключается важный фактор, способствующий их взаимодействию и взаимопроникновению. Особо следует выделить принципиальную необходимость введения в системную модель неформализуемых элементов в соответствии с принципом внешнего дополнения Ст. Бира (Beer Stafford). Наличие последних обусловливает включение в модель субъекта, который призван осуществлять взаимодействие формализованных и неформализованных элементов системной модели. Эта особенность даёт возможность более тесно реализовать единство субъекта и объекта, ориентацию на целевые установки принимаемых решений. Именно итеративность и диалоговость системного моделирования дают возможность снять противоречия между формализованными и неформализованными элементами всей структуры моделирования, возникающими в процессе моделирования. При моделировании, так же как и на первом этапе исследований, который можно считать построением концептуальной модели проблемы, происходит свёртка, ограничение полученной информации в форме, удобной в дальнейшем исследовании. Ограничение разнообразия необходимо для упорядочения количества информации, поступающей к объекту. Ограничение разнообразия исходной информации (здесь ею является уже концептуальная модель проблемы) при математическом моделировании происходит вследствие трёх ограничений, имманентных этому методу, -- ограниченности математического языка, метода и собственно модели.
На третьем этапе исследования проблем после обоснования вида и структуры адекватность и, соответственно, эффективность управленческого решения, полученного с помощью математической модели, связаны с качеством исходной информации, на основании которой вычисляются, например, элементы матрицы условий задачи математического программирования или коэффициентов уравнения регрессии. Характер искажений здесь во многом зависит от метода моделирования. Для линейного программирования ошибки данного этапа уже мало связаны с исследуемым объектом и в основном возникают из-за невнимательности разработчика: неправильно взяты производительность или нормы расхода материала и т. д. Такого рода ошибки обычно обнаруживаются в работе с моделью и легко исправляются. Более сложная ситуация складывается при использовании регрессионного анализа, одинаково широко распространенного в естественных, технических и общественных науках. Отличие этого метода по сравнению, допустим, с линейным программированием в том, что формирование коэффициентов регрессии определяется исходными данными, являющимися результатами процессов, происходящих в исследуемом объекте, рассматриваемом как "черный ящик", в котором механизм превращения "вход" в "выход" часто неизвестен. С увеличением количества исходной информации уровень ее разнообразия приближается к тому, который имманентен реальному объекту. Таким образом можно повышать адекватность регрессионной модели, что нельзя достичь в линейном программировании. Это достоинство регрессионного анализа достаточно эффективно может быть использовано в естественных науках вследствие сравнительно малого количества факторов и возможности управления последними. В исследованиях социально-экономических явлений эффективность использования регрессионных моделей снижается, так как резко возрастает количество факторов, многие из которых неизвестны и (или) неуправляемы. Все это требует не ограничиваться отдельной выборкой, а стремиться использовать данные в объеме, приближающемся к генеральной совокупности. В отличие от большинства процессов, изучаемых естественными и техническими науками, сложность тиражирования которых во многом определяется только затратами на эксперимент, проверить регрессионную модель социально-экономического объекта достаточно сложно вследствие уникальности протекающих в нём процессов, имеющих историческую природу. В этой связи основным источником исходной информации в исследованиях социально-экономических объектов является наблюдение, "пассивный" эксперимент, исключающий повторность опытов и, соответственно, проверку адекватности регрессионной модели по статистическим критериям. Поэтому основные показатели адекватности, используемые при регрессионном анализе социально-экономических объектов, -- коэффициент множественной корреляции и ошибка аппроксимации. Однако высокое значение первого и низкое второго показателя не позволяет однозначно судить о качестве регрессионной модели. Объясняется это тем, что с увеличением числа членов полинома модели, а внешне это число ограничивается только числом опытов (наблюдений), вследствие количественного роста её разнообразия, точность аппроксимации исходных данных уравнением регрессии растёт .
Заключение
Практически все ведущие страны имеют продуманную стратегию научно-технического развития, которая реализуется на практике и обеспечивается выделением значительных финансовых средств. Такие стратегии осуществляют США, Япония, Германия, Великобритания, Китай, Бразилия и Индия. Главный упор в этих программах делается на увеличении государственных инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулировании внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию, принятии комплексных мер по поощрению инновационной активности частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса, а также подготовке квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.
Все это позволяет сделать вывод о том, что выход России в число лидеров глобального научно-технического развития требует ускоренного осуществления государственной стратегии поддержки НИОКР и инноваций.
В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса - США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%) . К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит - на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу [*] . Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза - в 12 раз, от Китая - в 6,4 раза, от Индии - в 1,5 раза .
В настоящее время в России работает несколько сотен тысяч научных работников, большая часть (порядка полумиллиона) кандидаты и доктора наук.
В России насчитывается около четырёх тысяч организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.
Россия не сможет добиться ведущей роли на международной арене без развития научного потенциала страны. Мировой финансово-экономический кризис отбросил российскую экономику на пять лет назад. Стало ясно, что полученные в начале прошлого десятилетия огромные доходы от экспорта энергетических ресурсов не были использованы для диверсификации и модернизации российской экономики.
От судьбы российской науки зависит судьба России. Потеряв науку, Россия перестанет быть независимым государством, сохраняющим контроль над своей территорией и своими природными богатствами. Это обстоятельство следует положить в основу стратегии будущего развития страны .
В настоящее время каждая организация сталкивается с проблемой развития или совершенствованием системы управления. Существует множество способов и методов совершенствования управления, наиболее известными считаются - эмпирический подход, прагматический и научный.
Однако наиболее эффективным подходом является научный, включающий в себя исследование объективных тенденций развития, анализ факторов и причин возникновения проблем, предугадывание последствий, распознавание сигналов изменения внешней и внутренней среды организации (успехов, кризиса и т.п.). Все научные исследования разделяют на виды:
- 1. Фундаментальные исследования - расширение теоретических знаний, приобретение последних данных.
- 2. Поисковые исследования - увеличение объема знаний, поиск путей использования новых явлений и закономерностей.
- 3. Прикладные исследования - решение конкретных научных проблем для создания новых товаров и услуг.
Фундаментальные и поисковые исследования, как правило, не входят в комплекс работ по созданию и освоению новых товаров и услуг, а захватывают данные процессы только прикладные научные исследования.
Прикладные научные исследования -- исследования, которые сосредоточены на получение совершенно новых знаний с целью практического применения и решения определенных коммерческих задач для разработки технических нововведений.
Актуальность рассмотрения прикладных исследований заключается в степени расхождения между спросом и предложением на научные идеи и практические рекомендации, которые может дать наука и практика в настоящее время.
Основной целью прикладных наук является использование фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.
Конечным результатом этих изучений являются рекомендации по созданию технических нововведений.
Прикладные исследования в различных сферах науки обладают рядом общих характеристик.
Во-первых, прикладное исследование формируется непосредственно по заказу. Следовательно, в структуре отношений между наукой и практикой зарождается ситуация "заказчик" - "исполнитель". Эти отношения требует особого регламентирования, поэтому при осуществлении прикладного исследовании, разрабатываемого по заказу, действуют некоторые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик, и исполнитель владеют определенными правами и обязанностями.
Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть смешение сферы общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки). Поэтому встает проблема изложения результатов в той форме, которая не только доступна для заказчика, но и для широкого круга лиц. Несмотря на банальность этого утверждения, это оказывается сложнейшей проблемой нашего времени, т.к. разрыв между профессиональным и обыденным языками достигает порой существенной степени. Вопрос перевода терминов науки на язык практики не всегда решается легко: в каждом определенной ситуации приходится намеренно анализировать меру допустимости употребления специальной терминологии, а с другой стороны, меру допустимости ее упрощения.
В-третьих, ПИ использует специфический вид гипотез, чаще гипотеза выражается на основе практических взглядов. Эти практические взгляды представляются рядом возможных решений, и один из вариантов решения анализируется и проверяется в исследовании. Поэтому можно сделать важный вывод, что нормой всякого научного исследования является соответствие уровня принятого обобщения проверяемой гипотезе (подтверждение или отвержение гипотезы). Итог исследования должен заключать в себе точный ответ на поставленный вопрос. Здесь естественной целью является проверка выдвинутой практикой гипотезы.
В-четвертых, в данных исследовании имеется потребность не просто четко формулировать рекомендации, но и указать курс, сроки и этапы внедрения в практику. В фундаментальном исследовании строгость в данном вопросе совсем не обязательна, хотя весьма желательна. Прикладные исследования, которые не включают в себя такого плана реализации, порождает неудовлетворенность заказчика.
В-пятых, совершенно другие критерии эффективности. Если в фундаментальных исследованиях показателями их эффективности могут стать ссылки в научных журналах, присуждение автору ученой степени, то в прикладном исследовании таким критерием является только решение конкретной задачи или проблемы, которую устанавливает заказчик.
В-шестых, различаются роли "практика" и "теоретика". Из-за расхождения значимости в областях науки между учеными часто возникают конфликты, созданные на взаимном презрении "теоретиков" и "практиков". Теоретик проецирует и перенимает сведения о каком-либо процессе, практик же добивается реального усовершенствования в осуществлении этого процесса, т.к. цель задана заказчиком, поэтому и работа выше оценивается и оплачивается.
Согласно ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 а. №127-ФЗ) к разработкам можно отнести:
- - конструкторские работы;
- - проектные работы;
- - технологические работы.
Процесс выполнения любого прикладного исследования (ПИ) от возникновения идеи до получения готового продукта включает в себя ряд этапов, которые являются типовыми, независимо от исследуемой проблемы и ее содержания.
Основные этапы ПИ:
- 1. Разработка технического задания (ТЗ);
- 2. Выбор направления исследования;
- 3. Обработка первичной информации;
- 4. Обобщение и оценка результатов исследований;
5. Отчет о проделанной работе.
Главными задачами инновационного менеджмента в сфере ПИ является удовлетворение потребностей общества и повышение социально- экономическое развитие страны.
ПИ требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его моральной и социальной ответственности.
Финансирование прикладных НИР ведётся, как из государственного бюджета, так и за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, АО, коммерческих фондов и венчурных фирм.
Подводя итог, следует отметить, что прикладные исследования играют важную роль в создании инновации, т.к. они в полной мере удовлетворяют потребности общества и повышают социально-экономические аспекты страны. исследовательский инновация конкурентоспособность
Существует вероятность получения как положительных, так и отрицательных результатов прикладных исследований. На данные исследования приходится около 80% всех исследований и вложений. Поэтому у инвесторов, несомненно, возрастает риск потерь денежных средств на инвестирование научных исследований и разработок.
Зарожденная идея проходит множество этапов до ее практического применения. Важнейшей задачей предприятий в настоящее время является сокращение цикла «фундаментальные исследования -- прикладные исследования -- разработка -- внедрение». Необходимо проанализировать потребности рынка, определить потенциал предприятия по разработке и производству нового продукта.
Направления изысканий, лежащие в основе самых разных научных дисциплин, которые затрагивают все определяющие условия и закономерности и руководят абсолютно всеми процессами, - это фундаментальные исследования.
Два вида исследования
Любая область познания, которая требует теоретических и экспериментальных научных изысканий, поиска закономерностей, отвечающих за строение, форму, структуру, состав, свойства, а также за протекание процессов, связанных с ними, является фундаментальной наукой. Это касается базовых принципов большинства естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Фундаментальные исследования служат расширению концептуальных и теоретических представлений о предмете изучения.
Но есть и другой вид познания предмета. Это прикладные исследования, которые направлены на решение социальных и технических задач практическим путём. Наука пополняет объективные знания человечества о действительности, вырабатывая теоретическую их систематизацию. Её целью является объяснение, описание и предсказания тех или иных процессов или явлений, где она открывает законы и на их отражает действительность. Однако есть науки, направленные на практическое применение тех постулатов, которые предоставляют фундаментальные исследования.
Подразделение
Это деление на прикладные и фундаментальные исследования довольно условное, потому что последние очень часто имеют высокую практическую ценность, а на основе первых тоже достаточно часто получаются научные открытия. Изучая основные закономерности и выводя общие принципы, учёные практически всегда имеют в виду дальнейшее применение своих открытий непосредственно на практике, и не очень важно, когда это случится: растопить шоколад прямо сейчас при помощи СВЧ-излучения, как Перси Спенсер, или подождать почти пятьсот лет с 1665 года до полётов к соседним планетам, как Джованни Кассини с его открытием Большого красного пятна на Юпитере.
Грань между тем, что представляют из себя фундаментальные исследования и прикладные, почти иллюзорна. Любая новая наука поначалу развивается как фундаментальная, а затем переходит в практические решения. Например, в квантовой механике, возникшей как некий почти абстрактный раздел физики, никто в первый момент не увидел ничего полезного, но не прошло и десятилетия, как всё изменилось. Тем более ядерную физику никто не предполагал так скоро и так широко использовать на практике. Прикладные и фундаментальные исследования крепко взаимосвязаны, последние являются основой (фундаментом) для первых.
РФФИ
Отечественная наука работает в хорошо организованной системе, и Российский фонд фундаментальных исследований в её структуре занимает одно из самых значимых мест. РФФИ охватывает все стороны сообщества, что способствует поддержанию самого активного научно-технического потенциала страны и обеспечивает учёных финансовой поддержкой.
Нужно специально отметить, что Российский фонд фундаментальных исследований использует конкурсные механизмы для финансирования отечественных научных исследований, и там оценивают все работы настоящие эксперты, то есть наиболее уважаемые члены научного сообщества. Основной задачей РФФИ является проведение отбора посредством конкурса на лучшие научные проекты, предоставленные учёными в инициативном порядке. Далее с его стороны следует организационное и финансовое обеспечение выигравших конкурс проектов.
Сферы поддержки
Фонд фундаментальных исследований оказывает поддержку учёным во многих областях знаний.
1. Информатика, механика, математика.
2. Астрономия и физика.
3. Науки о материалах и химия.
4. Медицинская наука и биология.
5. Науки о Земле.
6. и обществе.
7. Вычислительные системы и информационные технологии.
8. Фундаментальные основы инженерных наук.
Именно поддержка Фонда движет отечественные фундаментальные, прикладные исследования и разработки, поэтому теория и практика взаимно дополняют друг друга. Только в их взаимодействии находится общее научное познание.
Новые направления
Фундаментальные и прикладные научные исследования меняют не только базовые модели познания и стили научного мышления, но и всю научную картину мира. Происходит это всё чаще, а "виновниками" тому являются никому не известные ещё вчера новые направления фундаментальных исследований, которые век от века всё быстрее находят своё применение в разработках прикладных наук. Если внимательно рассмотреть можно увидеть поистине революционные преобразования.
Именно они характеризуют разработку всё большего количества новых направлений в прикладных исследованиях и новых технологиях, которые обусловлены резко набирающими темпы фундаментальными исследованиями. И всё быстрее они воплощаются в реальную жизнь. Дайсон писал, что ранее требовалось 50-100 лет пути от фундаментального открытия до широкомасштабных технологических применений. Теперь время словно сжалось: от фундаментального открытия до внедрения в производство процесс происходит буквально на глазах. И всё потому, что изменились сами фундаментальные методы исследования.
Роль РФФИ
Сначала проводится отбор проектов на конкурсной основе, затем разрабатывается и утверждается порядок рассмотрения всех представленных на конкурс работ, проводится экспертиза предложенных на конкурс исследований. Далее осуществляется финансирование прошедших отбор мероприятий и проектов с последующим контролем использования выделенных средств.
Налаживается и поддерживается международное сотрудничество в сфере научных фундаментальных исследований, сюда включено и финансирование совместных проектов. Осуществляется подготовка, выпуск информационных материалов об этой деятельности, и они широко распространяются. Фонд активно участвует в формировании государственной политики в научно-технической области, что ещё более сокращает путь от фундаментального исследования до появления технологии.
Цель фундаментальных исследований
Развитие науки всегда закреплено социальными преобразованиями в общественной жизни. Технология - вот главная цель каждого фундаментального исследования, поскольку именно она движет вперёд цивилизацию, науку и искусство. Нет научных исследований - нет прикладного применения, стало быть, нет и технологических преобразований.
Далее по цепочке: развитие промышленности, развитие производства, развитие общества. В фундаментальных исследованиях заложена вся структура познания, которая разрабатывает базисные модели бытия. В классической физике исходной базовой моделью являются самые простые представления об атомах как строении вещества плюс законах о механике материальной точки. Отсюда физика и начала своё развитие, порождая всё новые базисные модели и всё более сложные.
Слияние и разделение
Во взаимоотношениях прикладных и фундаментальных исследований наиболее важным является общий процесс, движущий развитие познания. Наука идёт всё более широким фронтом, с каждым днём усложняя свою и без того непростую структуру, подобную живой высокоорганизованной сущности. В чём же тут подобие? Любой организм имеет множество систем и подсистем. Одни поддерживают организм в деятельном, активном, живом состоянии - и только в этом их функция. Другие направлены на взаимодействие с окружающим миром, так сказать - на метаболизм. В науке точно так же всё происходит.
Есть подсистемы, поддерживающие в деятельном состоянии саму науку, а есть другие - они ориентируются на внешние научные проявления, как бы включают её в посторонние виды деятельности. Фундаментальные исследования направлены на интересы и потребности науки, на поддержку её функций, и достигается это путём развития методов познания и обобщающих идей, которые и являются основанием бытия. Именно это подразумевается под понятием "чистая наука" или "познание ради познания". Прикладные же исследования всегда направлены вовне, они ассимилируют теорию с практической деятельностью человека, то есть - с производством, изменяя таким образом мир.
Обратная связь
Новые фундаментальные науки тоже разрабатываются на базе прикладных исследований, хотя этот процесс сопряжён с трудностями теоретического познавательного плана. Обычно в фундаментальных исследованиях содержится масса приложений, и совершенно невозможно предположить, на каком из них произойдёт следующий прорыв в развитии теоретического знания. Примером может послужить интересная ситуация, которая сегодня складывается в физике. Ведущая её фундаментальная теория в области микропроцессов - квантовая.
Она радикально изменила весь образ мышления в физических науках двадцатого столетия. У неё огромное количество разнообразных приложений, каждое из которых пытается "прикарманить" всё наследство этого раздела теоретической физики. И уже многие на этом пути преуспевали. Приложения квантовой теории одно за другим создают самостоятельные направления фундаментальных исследований: физики твёрдого тела, элементарных частиц, а также физика с астрономией, физика с биологией и много ещё впереди. Как тут не сделать вывод, что квантовая механика радикально изменила физическое мышление.
Разработка направлений
Разработками фундаментальных исследовательских направлений история науки чрезвычайно богата. Это и классическая механика, раскрывающая основные свойства и закономерности движения макротел, и термодинамика с её исходными законами тепловых процессов, и электродинамика с электромагнитными процессами, о квантовой механике уже было несколько слов сказано, а сколько надо было бы рассказать о генетике! И это далеко не оконченный длинный ряд новых направлений фундаментальных исследований.
Самое интересное то, что практически каждая новая приводила к мощному всплеску разнообразных прикладных исследований, и области познания были охвачены практически все. Как только та же классическая механика, например, приобрела свои основы, её интенсивно начали применять в исследованиях самых разных систем и объектов. Отсюда возникли механика непрерывных сред, механика твёрдого тела, гидромеханика и множество других направлений. Или взять новое направление - организмику, разработкой которой занимается специальная академия фундаментальных исследований.
Конвергенция
Аналитики утвержают, что академические и промышленные исследования последних десятилетий значительно сблизились, и по этой причине увеличилась доля фундаментальных разработок в частных университетах и предпринимательских структурах. Технологический порядок знания сливается с академическим, поскольку последний связан с созданием и переработкой, теорией и производством знания, без чего невозможны ни поиск, ни упорядочение, ни использование уже имеющихся знаний в прикладных целях.
Каждая наука с её фундаментальными исследованиями оказывает самое существенное воздействие на мировоззрение современного общества, изменяя даже основные понятия философского мышления. Наука сегодня должна иметь ориентиры в будущем, как можно более дальнем. Прогнозы, конечно, не могут быть жёсткими, но сценарии развития разрабатываться должны обязательно. Один из них обязательно реализуется. Здесь главное - потенциальные последствия просчитать. Вспомним создателей атомной бомбы. В исследованиях всего самого неизвестного, самого сложного, самого интересного прогресс неминуемо движется вперёд. Важно правильно определить цель.
Познакомившись с основными эмпирическими методами, используемых для ис следования неполитических явлений и процессов, необходимо обратиться к ос новным правилам и процедурам подготовки прикладных исследований. Успех и результаты исследований наполовину зависят от того, как они подготовлены. Про цесс подготовки исследования включает в себя соответствующую разработку про граммы и плана.
Под программой исследования понимается изложение и обоснование теорети ко-методологических основ планируемой работы и методов ее организации. Про грамма, как правило, состоит из двух частей: методологической и процедурной. Методологический раздел включает в себя формулировку проблемы исследова ния, определение объекта, предмета и цели исследования, выбор переменных, интерпретацию и операционализацию основных понятий, разработку рабочих гипотез. Методический раздел состоит из стратегического плана исследований, определения обследуемой совокупности, методики сбора и анализа информации. Рассмотрим более подробно содержание основных разделов программы.
Проблема и предмет исследования. Для проведения прикладных исследова ний необходимо осознание противоречивой ситуации, которая затрагивает интере сы людей, но мало изучена. Такая ситуация называется проблемной, а ее интерпре тация исследователем - научной проблемой. В зависимости от характера различа ют гносеологические и предметные проблемы. Первые из них связаны с недостат ком знаний о социальных и политических явлениях или процессах, вторые - вызваны противоречиями или конфликтами между различными социальными группами, институтами, организациями, структурными элементами и т. п. Объек том исследования выступает носитель проблемной ситуации, который подлежит исследованию. Предметом исследования являются определенные свойства, сторо ны, характерные черты объекта исследования.
Таким образом, научная проблема формируется как бы на перекрестке реаль ной проблемной ситуации и ее вйдения исследователем, так как первоначально выделяемые свойства, стороны и черты объекта в решающей мере зависят от его воображения.
Определив проблему и предмет своего исследования, политолог должен ре шить вопрос о целях проводимой им работы, т. е. какой результат, теоретико-по знавательный или практически-прикладной, он стремится получить.
Одна из наиболее серьезных задач, стоящих перед ученым на этапе подготовки исследования, заключается в выделении концептуальных переменных, которые впоследствии будут превращены в операциональные определения. Под перемен ными понимаются варьируемые факторные характеристики объекта исследова ния. В том случае, если эти характеристики рассматриваются как причины каких- либо явлений или изменений, можно утверждать, что политолог имеет дело с не зависимыми переменными. Если же характеристики и признаки изменяющегося объекта являются следствием, обусловленным внешними причинами, тогда он имеет дело с зависимыми переменными. Переменные выделяются в том случае,
если исследователь не просто ориентирован на констатацию тех или иных соци альных явлений, простое накопление информации, а стремится к созданию мно гомерной модели, выделению и объяснению устойчивых взаимосвязей различных характеристик. Так, например, политолог может быть нацелен на обнаружение взаимосвязи уровня экономического развития и типа политического режима.
Переменные должны соотноситься с рассматриваемыми случаями (единица ми). Возможно несколько вариантов сочетания переменных и единиц исследова ния и соответственно типов исследования (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Соотношение переменных и единиц исследования Переменные Единицы Много Мало Много Практически не бывает Case studies
Монографические обследования Мало Переписи, референдумы, кросс- наииональные исследования Практически не бывает Источник: БатыгинГ. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995. С. 71. В процессе исследования ученый не может обойтись без понятий, использо вание которых предполагает их интерпретацию и операциональное определение. Под интерпретацией понятия понимается выявление его смыслового значения. Определить понятие в конкретных терминах - значит найти эмпирические при знаки, проясняющие его значение. Одни понятия, такие как «политический лидер», «государство» или «партия», интерпретируются относительно легко, другие, как, например, «политическая культура», «политический режим», «политическое про странство», - значительно сложнее. Операциональное определение понятия за ключается в уточнении конкретизирующих понятий и их соотнесении с эмпири чески проверяемыми данными.
Как уже говорилось раньше, в методическом разделе программы содержится план исследования. В зависимости от целей и задач исследования могут формули роваться различные виды планов. Целью разведывательного, или формулятивно- го, плана выступает постановка проблем и выдвижение рабочих гипотез. Он со ставляется в том случае, если объект исследования плохо изучен и о нем мало сведений. Как правило, обязательными пунктами такого плана являются знаком ство с научной литературой по данной или смежной проблематике, консультации экспертов в этой области, поиск дополнительных источников данных.
Описательный план ставит своей целью детальную разработку качественных и количественных методов, с помощью которых могут быть установлены характе ристики и параметры объекта. В планы этого типа включаются определенные ги потезы, а также мероприятия по сбору первичной информации (например, опро сы общественного мнения по тому или иному вопросу).
Аналитико-экспериментальный план служит цели определения связей в соци альных объектах и характера зависимости между различными социальными объ-
2.5. Обобщение результатов исследования 41
ектами. Применение этого типа плана основывается на тщательно выверенных гипотезах-основаниях.
Организационный план имеет общий характер и имеет своей целью подробное описание процедуры исследования. Он включает в себя разработку инструмента рия исследования, формирование групп для сбора первичной информации, опре деление места и времени проведения исследования, выборочной совокупности, мероприятия по технической подготовке исследования (размножение анкет, блан ков интервью, информирование респондентов о целях и задачах обследования), корректировку гипотез и методик после проведения первичного исследования, подготовку программного обеспечения для обработки первичной информации, мероприятия по компьютерной обработке результатов исследования, обобщение и анализ полученных данных.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.
Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы).
Таким образом, научные исследования и разработки включают:
Конструкторские работы;
Проектные работы;
Технологические работы;
Создание опытных образцов;
Проведение испытаний.
Глава 1. Фундаментальные исследования и разработки
1.1 Фундаментальные исследования
В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление нововведения начинается с генерации идеи нового продукта. Часто идеи рождаются в процессе проведения фундаментальных исследований.
Фундаментальные исследования -- это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований -- раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансирование фундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамках государственных программ.
1.2 Связь фундаментальных и прикладных исследований
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -- типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс -- получение нового знания как основа научной профессии -- в обоих типах исследований протекает одинаково.
Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).
Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления науки как профессии, характеризующейся единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания. Более того, различия в организации знания в этих типах исследования не создают принципиальных препятствий для взаимного интеллектуального обогащения обеих исследовательских сфер. Организация деятельности и знания в фундаментальных исследованиях задается системой и механизмами научной дисциплины, действие которых направлено на максимальную интенсификацию исследовательского процесса. Важнейшим средством при этом выступает оперативное привлечение всего сообщества к экспертизе каждого нового результата исследований, претендующего на включение в корпус научного знания. Коммуникационные механизмы дисциплины позволяют включать в такого рода экспертизу новые результаты независимо от того, в каких исследованиях эти результаты получены. При этом значительная часть научных результатов, вошедших в корпус знания фундаментальных дисциплин, была получена в ходе прикладных исследований.
1.3 Научно-исследовательские работы
НИР -- «научно-исследовательская работа». Термин вошел в употребление в советское время, однако продолжает широко использоваться и сейчас.
Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».
Проведение НИР регламентируется ГОСТ 15.101-98 (порядок выполнения) и ГОСТ 7.32-2001 (оформление отчета) и регулируются ГК РФ. Основным результатом НИР является отчет о выполнении научных исследований, но также допускается создание опытных образцов, в отличие от ОКР, результатом которой могут быть образец изделия, конструкторская документация или новая технология.
Различают фундаментальные НИР, поисковые НИР, прикладные НИР
Фундаментальная наука -- область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; -- затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, -- служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности -- детерминаци идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, -- мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные.
Глава 2. Прикладные исследования и разработки
2.1 Прикладные научные исследования
Прикладные научные исследования -- это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.
Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое развитие которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к кон. 19 в. и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Перед 1-й мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (прежде всего военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития. К сер. 20 в. они постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления.
Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования. Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т п.).
Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов (в частности, научной критики как основного двигателя научного познания).
Поиск целей исследований опирается на систему научно-технического прогнозирования, которая дает информацию о раз витии рынка, формировании потребностей, а тем самым и о перспективности тех или иных инноваций. Система научнотехнической информации снабжает прикладные исследования сведениями как о достижениях в различных областях фундаментальной науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензионного уровня.
Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные и др. науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей. Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития.
2.2 Опытно-конструкторские работы
фундаментальный прикладной исследование
Под опытно--конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы -- это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
К опытно-конструкторским работам относятся:
эскизно-техническое проектирование;
выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом;
изготовление и испытание опытных образцов;
разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы;
разработка идей и вариантов нового объекта;
разработка технологических процессов;
определение наименования продукта, товарного знака, маркировки, упаковки.
Основные научно-технические результаты опытно-конструкторских работ: прототип, промышленный образец, полезная модель, компьютерные программы, базы данных, научно-техническая документация. Опытно-конструкторские работы проводятся при финансовой поддержке из государственного бюджета или за счёт собственных средств предприятия-заказчика.
Опытно-конструкторские работы (ОКР)
После завершения прикладных НИР при условии получения положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющих фирму с точки зрения ее целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР). ОКР - важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР. На основе полученных результатов исследований создаются и отрабатываются новые товары.
Основные этапы ОКР:1) разработка ТЗ на ОКР;2) техническое предложение;3) эскизное проектирование;4) техническое проектирование;5) разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца;6) предварительные испытания опытного образца;7) государственные (ведомственные) испытания опытного образца;8) отработка документации по результатам испытаний.
2.3 Проведение испытаний
Испытания продукции для последующей сертификации проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях на проведение испытаний данного вида продукции (если испытательная лаборатория аккредитована на техническую компетентность и независимость).
В случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, допускается проводить испытания в испытательной лаборатории аккредитованной только на техническую компетентность, под контролем представителей Органа по сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний в таком случае подписываются специалистами испытательной лаборатории и органа по сертификации.
Отбором образцов занимается, как правило, испытательная лаборатория или компетентная организация по поручению испытательной лаборатории.
Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения определяются нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.
На основании протоколов испытаний эксперт по сертификации продукции делает заключение о соответствии/несоответствии продукции, установленным требованиям.
Заключение
Фундаментальная наука - это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Естествознание - пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний.
Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.
У фундаментальной и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. У каждой из них свои критерии качества, свои приемы и методология, свое понимание функций ученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, свой мир и своя субкультура.
Сколько дает практике фундаментальная наука?
Фундаментальная и прикладная науки - два совершенно разных типа деятельности. Вначале, а это происходило в античные времена, расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике.
Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы, в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия.
Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощает менее 1% открытий, сделанных в чистой науке.
В 1980-е годы американцы провели оценочное исследование (цель таких исследование - оценка практической значимости научных разработок, их эффективности). Более 8 лет дюжина исследовательских групп анализировали 700 технологических инноваций в системе вооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% - достижения в сфере науки. Причем из них лишь у 0,3% источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований.
Список литературы :
1. Ю.И. Ребрин Основы экономики и управления производством. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 145 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Глава 38 ГК РФ
3. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Организация и порядок выполнения НИР
4. Mauksch H.O. Обучение прикладной социологии: возможности и препятствия//Прикладная социология: роли и действия социологов в разнообразных параметрах настройки / Эд. H.E.Freeman, Дины R.R., Росси П.Х и Уайт В.Ф. - Сан-Франциско и т.д.: Jossey-басовый Publischers, 1983. р.312-313.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Главные направления деятельности ООО "Прикладные системы" консультирование в области информационных технологий, разработке специализированного программного обеспечения, аналитических инструментов, WEB-разработки. Создание благоприятной внутренней среды.
реферат , добавлен 14.02.2009
Экономическая сущность и классификация инноваций. Фундаментальные исследования и опытно-конструкторские работы - основные стадии внедрения новшеств в производство. Разработка инновационного проекта, расчет совокупных затрат и рисков на его реализацию.
курсовая работа , добавлен 12.11.2010
Роль сетевых структур в управлении инновационной организацией. Достоинства и недостатки последовательной формы организации инновационной деятельности. Развитие внутри корпорации прикладных научных исследований. Использование венчурных подразделений.
презентация , добавлен 23.08.2016
Методология и организация исследования систем управления, разработка концепции исследования. Источники получения сведений о деятельности организации, характеристика этапов проведения исследований. Стратегические направления в развитии организации.
реферат , добавлен 20.02.2013
Школа человеческих отношений и Э. Мэйо. Цели и задачи хоторнских экспериментов. Процедура исследований: основные этапы. Результаты хоторнских исследований. Изменение трудового поведения работников по мере изменения условий их деятельности.
курсовая работа , добавлен 13.03.2004
Фундаментальные научные исследования систем управления и их краткая характеристика. Моделирование как метод исследования систем управления, адекватность модели. Исследование информационного обеспечения системы управления на предприятии "Юпитер".
контрольная работа , добавлен 25.07.2009
Понятия и направления системных исследований. Основные характеристики, типология, стадии и этапы исследования систем управления. Сущность основных направлений системных исследований: общей теории систем, системного подхода и системного анализа.
курсовая работа , добавлен 31.10.2008
Зависимость объема и своевременности выполнения работ от обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности их использования. Показатели текучести кадров и резервов трудовых ресурсов ООО "Прикладные системы". Причины неудовлетворенности работой.
реферат , добавлен 15.02.2009
Основные теории мотивации. Проблемы формирования мотивационного механизма на предприятии. Управление трудовой мотивацией персонала на примере ООО "Некст" ("Мюнхенский дворик"). Формирование системы мотивационного менеджмента на основе прикладных методов.
дипломная работа , добавлен 26.12.2010
Сертификация как один из видов контроля качества продукции. Направления организации работы по сертификации продукции. Сертификация товаров, подлежащих ввозу в Россию. Главные условия аккредитации лаборатории. Этапы процесса сертификации продукции.