Организация исполнения государственно-управленческих решений. Теоретические аспекты организации и контроля исполнения управленческих решений
Введение
Подготовка и реализация решения - это неотъемлемая часть жизни, как руководителя, так и любого человека. Процесс продвижения к цели доставляет не меньше удовлетворения человеку, чем ее достижение, а сам процесс решения - не меньше удовлетворения, чем само решение.
Деятельность любой организации может быть представлена как непрерывный цикл по разработке, принятию (выбору) и реализации решений. Среди них управленческое решение является основным видом решения, осуществляемого линейными и функциональными руководителями.
Управленческое решение - результат конкретной управленческой деятельности менеджера, коллективного творческого труда.
Разработка, принятие и реализация управленческое решение основано на теоретических и методических положениях отечественных и зарубежных ученых, а также на накопленном и систематизированном практическом опыте.
Разработка решений для руководителей включена в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности.
В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за результаты принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом. Управленческое решение должно поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития общества. Кроме того, решения должны учитывать постоянные изменения параметров внешней среды, и поэтому требуется постоянное регулирование деятельности организации со стороны руководителя.
Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации.
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов организации и исполнения и контроля управленческих решений на примере предприятия.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие и значение организации исполнения управленческих решений;
Изучить порядок контроля за исполнением управленческих решений;
Дать организационно - экономическую характеристику предприятия;
Проанализировать процесс принятия управленческих решений на предприятии;
Объект исследования - ООО «Новоторг».
Предмет исследования - организация и контроль за исполнением управленческих решений.
Теоретические аспекты организации и контроля исполнения управленческих решений
Сущность, принципы и этапы принятия управленческих решений
Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счёте, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации.
В широком смысле, под управленческим решением принято понимать -- выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач. Организационное решение призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям.
Таким образом, управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры.
Рано или поздно руководители должны переходить от анализа происшедших событий к действию. Если действие мотивировано правильным анализом проблемы, поиск причин сужается до такой точки, когда можно с уверенностью приступить к решению проблемы. Важно, однако, помнить, что все действия мотивируются необходимостью реагировать на возникшую проблему.
Находясь в настоящем времени, руководитель выбирает действия (альтернативы), которые могут часто реализоваться в будущем. Проблема состоит в том, что иногда приходится даже сравнивать относительные последствия альтернатив, не имея обоснованных данных. Нельзя знать точно, что случится при выборе другой альтернативы. Но, несмотря на это, управленец должен уверенно и четко аргументировать свою позицию, после рассмотрения всех альтернатив, т.к. неопределенность в этом случае рассматривается как признак слабости. От него ожидается стремительность и решительность суждений и высоко оценивается его готовность осуществлять решения, невзирая на трудности.
В теории управления решительность рассматривается, как способность принять решение, так и превратить его в жизнь. А принятие решения - это способность осуществить анализ важнейшей информации и сделать оптимальный выбор. Важно правильно сочетать обе эти способности. Парализовать себя нескончаемым анализом так же нежелательно, как и принимать решения по капризу - спонтанно.
В основе процесса принятия решений по управлению фирмой лежат четыре основных принципа:
1. Принцип организационного соответствия. Организационная форма фирмы должна быть приспособлена к бесперебойному осуществлению связей, что облегчает как процесс принятия решений, так и контроль за их выполнением.
2. Политика, стратегия и цели должны быть настолько четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего характера, касающихся новых видов деятельности, выходящей за пределы сегодняшних потребностей.
3. Третий принцип требует иметь достаточное количество надежных данных об изменяющейся обстановке, необходимых для поддержания эффективных связей между руководителями высшего уровня и более низкими уровнями функционирующих подразделений организации. Чрезвычайно важно производить отбор имеющихся данных таким образом, чтобы руководители высшего уровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом.
4. Этот принцип предусматривает гибкость, без которой могут остаться неиспользованными бесчисленные возможности. При идеальных условиях (наличие точных критериев, ясных целей и полной информации) потребность в менеджерах, принимающих решения, была бы невелика. ЭВМ смогла бы ответить на любой вопрос.
Соблюдение этих принципов дает возможность принимать качественные решения на всех уровнях организации.
Само решение может принимать ряд форм и представлять:
1. стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
2. бинарное решение (да или нет);
3. многовариантное решение (имеется очень широкий спектр альтернатив);
4. инновационное решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.
Наиболее распространенный тип решений - это стандартное решение. Аналитические шаги, необходимые для его принятия, применимы также и для остальных типов решений. При принятии любого типа решений опыт менеджера включается с первого шага и используется в ходе всего этого процесса
Если в причинноследственном анализе необходимо опасаться "любимых причин" менеджеров, то при принятии решений можно стать жертвой "излюбленных альтернатив". В этом случае предпочтение "излюбленному варианту" может исказить весь анализ и привести к заранее известному выбору
Как правило, для успешного осуществления процесса принятия управленческих решений руководителю необходимо пройти восемь основных стадий:
На первой стадии главная задача состоит в правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения должен начинаться с осознания необходимости его принятия. Важно, прежде всего, задаться вопросом о самом выборе, который предстоит сделать. Такие вопросы способствуют выполнению трех задач: показать связь решения с необходимостью сделать выбор; задают направление в поиске альтернатив; исключают альтернативы, лежащие за пределами поставленной цели.
Вторая стадия связана с установлением критериев решения. Так как о решениях судят, прежде всего, по полученным результатам, то с их рассмотрения разумно и начать процесс выбора. Эти результаты именуются "критериями решения" и представляют собой основу фактически осуществляемого выбора.
На третьей стадии руководитель проводит разделение критериев по принципу их важности для организации. Критерии имеют различное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательные ограничения, тогда как другие просто фиксируют желательные характеристики, которые желательно проранжировать, выделив наиболее важные, дабы принять наиболее эффективное решение.
На четвертой стадии осуществляется выработка альтернатив. При обсуждении стандартных решений это не составляет проблемы. Например, при сравнении различных мест расположения нового пункта питания. При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.
Пятая стадия выделяется для сравнения выработанных на предыдущей стадии альтернатив. Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнивая их и выбора наилучшей. Иногда все варианты решения выглядят хорошими и ни одно не кажется преимущественным. Поэтому, чтобы сделать выбор, управленец нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив. Так без достаточных данных об альтернативах вряд ли можно сравнить их относительные достоинства.
Критерий оценки последствий различных вариантов определяется обычно целью решений. При этом существует необходимость в измерении степени, до которой определенное событие способствует достижению цели. Хотя применительно к экономике можно отметить следующие - нельзя, к сожалению, выразить все последствия в виде их влияния на издержки и прибыль, поэтому использование денег в качестве всеобщей единицы измерения может оказаться затруднительным.
На шестой стадии определяется риск, которому может быть подвергнута фирма в случае выбора конкретной альтернативы. В предпринимательской деятельности выявление риска может варьировать от сложного вероятного анализа в моделях исследования операций до чисто интуитивных догадок. Чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и пытаться предсказать трудности, с которыми можно столкнуться в случае реализации каждой из них. Отклонения, связанные с принятием одной альтернативы, как правило, не имеют ничего общего с возможными отклонениями в случае реализации других альтернатив.
На седьмой стадии разрабатывающий решение делает оценку риска. Знать о существовании риска важно, но недостаточно. Необходимо определить его значимость. При оценке риска учитываются такие факторы, как вероятность и серьезность. При помощи фактора вероятности формируется суждение о том, что то или иное событие действительно произойдет. Фактор серьезности позволяет сформировать суждение о степени влияния события на ситуацию, если оно произойдет.
На восьмой стадии принимается решение. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение. Ведь эти данные позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Обычно руководители не стремятся минимизировать риск, а идут на риск приемлемый и контролируемый. Делая выбор, руководитель анализирует, взвешивает целый ряд суждений. Очень важно эти суждения четко рассортировать. Ведь решение, которое нужно принять, основывается на определенной сумме оценочных мнений.
Однако встречаются в практике и неоднозначные (двойные) решения, которые именуются бинарными. В бинарном решении представлены две диаметрально противоположные альтернативы. Обычно это конкурирующие альтернативы, которые вынуждают делать выбор "да/нет", "или/или". Эти решения отличаются высокой степенью неопределенности. Краткий характер альтернатив заставляет тех, кто принимает решение, занимать полярно противоположные позиции, что зачастую парализует выбор. Поэтому очень не многие решения следует представлять в таком виде. Большинство бинарных ситуаций возникает в результате того, что не проводится серьезный и углубленный анализ проблемы.
К причинам возникновения бинарных ситуаций относятся следующие: 1. Переадресовывание принятия решений вышестоящим руководителям. Подчиненные, поставщики или другие лица, которые хотят повлиять на решение, зачастую представляют его на рассмотрение в бинарной форме. 2. Поверхностный анализ проблемы. Задавать вопросы о том, существуют ли различные пути достижения одних и тех же целей, во многих организациях не считается приемлемым типом поведения. В результате бинарное решение становится образом жизни.
3. Нехватка времени для выработки оптимальных решений. Под давлением дефицита времени зачастую быстрее просто выбрать курс действий, нежели установить обоснованность самой постановки проблемы, подлежащей решению.
4. Оправданность бинарных решений в некоторых случаях. Есть ситуации, в которых руководитель, рассматривает цепь решений, доходит до самого конкретного уровня: да или нет. Такая ситуация обычно складывается как результат последовательности сознательно принятых решений и являет собой заключительное решение в этой цепи. Примером обоснованной бинарной ситуации может служить решение типа "изготовить или купить", особенно тогда, когда источник снабжения только один.
При принятии многовариантного решения первые два шага соответствуют стандартному процессу решения. Это постановка цели решения и установление критериев, которые должны использоваться при его принятии. Но важно при этом учитывать то, что в данном случае использовать критерии для определения относительной ценности альтернатив на основе их взаимного сравнения невозможно, так как трудности сравнения, скажем, пятидесяти и более альтернатив практически непреодолимы. Поэтому список критериев необходимо преобразовать в абсолютную шкалу измерения, что позволит каждую альтернативу оценивать саму по себе и сделать более правильный выбор.
В случаях, когда ни одна из известных альтернатив не представляется подходящей, можно использовать метод оптимизации критериев. Главная идея данного метода состоит в предположении, что комбинирование лучших черт известных альтернатив может привести к более эффективному решению. Эта процедура применяется для того, чтобы помочь принять решение в ситуациях, где традиционные методы выработки альтернатив не дают или же не могут дать приемлемых результатов
Роль организации исполнения решений в управленческой деятельности трудно переоценить. Наивно полагать, что стоит лишь принять хорошее решение (даже самое лучшее), как оно воплотится в жизнь без особого труда, и изменения, им запланированные, совершатся "естественным" образом.
Исполнение управленческого решения - это процесс перманентного решения типичных, повторяющихся задач и новых, поддающихся регулированию принятыми нормами.
В организации исполнения решений необходимо в качестве главной задачи признать мобилизацию усилий исполнителей, обеспечение творческой работы, мотивацию строгой ответственности за достижение намеченного.
Данный этап управленческой деятельности состоит из следующих стадий:
1)подбор, расстановка исполнителей, обеспечение условий их деятельности;
2)оценка хода исполнения решения;
3)учет и оценка результатов его осуществления. Этот этап существенно отличается от предыдущего по характеру управленческих операций и по методам управления.
Па первой стадии, когда осмыслены общие задачи, средства и способы исполнения решения, формулируются конкретные задания.
Затем подбираются исполнители, определяется их расстановка, проводится инструктаж. Это очень ответственный момент, поскольку далеко не всегда в распоряжении руководителя имеются только квалифицированные специалисты. Действия субъекта управления на данной стадии фактически обусловливают качество предстоящей работы, зависящее от профессиональной подготовки, опыта, дисциплинированности и других личностных свойств исполнителей. Следовательно, руководителю даже при отсутствии достаточного времени следует уделить серьезное внимание кадрам - их рациональной расстановке и ориентации на новый объем и характер функций, умению инициативно и своевременно выполнять задания, предвидеть развитие процессов в сфере, регулируемой принятым решением. Руководитель должен быть убежден в том, что смысл решения исполнителям ясен, и они знают основные задачи, их индивидуальные задания и способы выполнения.
В процессе подбора и расстановки исполнителей целесообразно преимущественное использование методов убеждения, стимулирующих ответственность, сознательность и дисциплину. Здесь главный критерий - достижение заинтересованности сотрудников в успешной реализации решения. Она может стимулироваться с помощью административных, экономических, социально-психологических и других методов. В основе их выбора должна быть убежденность руководителя в правильном понимании исполнителями общей социальной цели и конкретного результата его выполнения.
На стадии оценки хода исполнения решения важное значение имеют мониторинг, контроль и регулирование системы управления.
Мониторинг - систематическое отслеживание, изучение состояния управляемого объекта, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений о его действительном положении, тенденциях развития. Такое наблюдение позволяет выявить соответствие тех или иных процессов первоначальным замыслам, предположениям, желаемым результатам и своевременно вносить коррекцию в управленческие технологии, предупредить срыв выполнения решения, обеспечить его большую эффективность.
Контроль и регулирование системы управления обусловлены тем, что в данный период могут проявиться новые проблемы, непредвиденные обстоятельства, негативные тенденции в работе отдельных подразделений, которые не были ранее учтены. Могут также выявиться недостаточность сил и средств, непригодность применяемых форм и способов воздействия.
Оперативное вмешательство руководителя в таких случаях может выражаться в двух основных формах: корригирование решения, т.е. уточнения, изменения, дополнения - в целом внесения поправок в решение, и регулирование системы управления путем изменения структуры аппарата, порядка работы исполнителей, их расстановки, объема полномочий и т.д.
Завершается этап организации исполнения решения учетом и оценкой достигнутых результатов.
Специфика стадии учета и оценки результатов исполнения решений обусловливает и особенности выбора используемых при этом методов управления. Административные методы должны сочетаться с познавательными, опираться на них, обогащаться через них путем получения новой информации о состоянии объекта воздействия для успешного завершения управленческого цикла. Более того, вся работа на данной стадии должна основываться не на методах волевого административного командования, а на методах познавательно-программирующих.
Конечным итогом должно быть не поощрение или наказание работников (что тоже необходимо), а устранение недостатков, затрудняющих реализацию решения.
Важно и другое: применение познавательных методов дает широкую возможность выхода на социальные оценки эффективности решения, в то время как административные методы ограничиваются ведомственными рамками системы. Учет и оценка "сверху" должны сочетаться с учетом и оценкой "снизу". Фактически так и происходит: реально работу любой организации оценивает население, а формально - руководство. Ориентация на формальную оценку искажает действительное положение дел. Устранение данного негативного явления связано прежде всего с демократизацией процесса управления.
В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.
В государственных органах, особенно областного, республиканского, федерального уровней, принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений как текущего оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят очень много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты, изыскивать оптимальные альтернативы ресурсного обеспечения, "состыковывать", согласовывать различные решения, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься многими другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Естественно, что нужна научно обоснованная технология подготовки и реализации управленческих решений. Причем подобная технология представляется общей, типовой, защищенной от "местного" творчества и "самодеятельности" тех или иных руководителей.
0Курсовая работа
«Организация и контроль выполнения управленческих решений»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. |
|
Глава 1. Теоретические аспекты организации и контроля над исполнением управленческих решений……………………………………………………… |
|
1.1. Организация выполнения управленческих решений………………… |
|
1.2. Контроль выполнения управленческих решений…………………… |
|
1.3. Современные методы контроля выполнения управленческих решений…………………………………………………………………. |
|
Глава 2. Контроль над выполнением управленческих решений в ресторане «Каста Дива»……………………………………………………………………... |
|
2.1. Общая характеристика ресторана «Каста Дива»……………………. |
|
2.2. Особенности контроля выполнения управленческих решений в ООО «Каста Дива»…………………………………………………… |
|
Глава 3. Пути совершенствования контроля выполнения управленческих решений в ресторане «Каста Дива»…………………………………………….. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день данная тема достаточно актуальна. Обусловлено это тем, что разработка, реализация и контроль выполнения управленческого решения - это одни из самых важных управленческих процессов. От эффективности выполнения этих функций зависит успех всего дела. Правильно разработанное и выполненное управленческое решение - это основа обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке, формирования эффективных организационных структур, рациональной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений, построения положительного имиджа предприятия и т.д. Правильное выполнение и контроль над этим выполнением управленческих решений способствует быстрому и правильному достижению стратегических целей предприятия, а так же тактических.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности организации выполнения и контроля над выполнением управленческих решений.
Объект исследования - управленческое решение.
Предмет исследования - процесс исполнения управленческих решений.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе определены следующие задачи:
- Рассмотреть особенности организации исполнения управленческих решений, а также контроля над исполнением управленческих решений.
- Изучить современные методы контроля над выполнением управленческих решений.
- Рассмотреть общую характеристику ресторана «Каста Дива».
- Изучить порядок и особенности выполнения контроля над исполнением управленческих решений в ресторане «Каста Дива».
- Определить пути усовершенствования контроля над исполнением управленческих решений в ресторане «Каста Дива».
Глава 1. Теоретические аспекты организации и контроля над исполнением управленческих решений
- Организация выполнения управленческих решений
Организовать исполнение решения - трудное задание, которое требует знания людей, их возможностей, методов выполнения.
Если на этапе подготовки и принятия решений руководитель оперирует мнимыми понятиями, то во время выполнения решения он сталкивается с реальной ситуацией, которая очень часто отличается от идеальной. Всегда надо учитывать, что руководитель организует не свою собственную деятельность, а труд других людей (а организацию выполнения решения тоже надо организовать).
Проблема заключается в том, чтобы построить оптимальную структуру коммуникаций руководителей и исполнителей. Структуры таких коммуникационных сетей могут быть различными, а связи между стороной, которая передает информацию, и стороной, которая принимает информацию, могут осуществляться по-разному.
Можно выделить такие структуры коммуникаций, которые наиболее часто применяются :
- цепная;
- многосвязная;
- звездная;
- иерархическая.
- В цепной системе коммуникаций решение, передаваемое с одного конца цепи на другой конец цепи, становится известным всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой коммуникации одинаковы, отсутствует командный стиль руководства. Если нарушается связь между двумя участниками коммуникации, то такая структура распадается (рис 1).
Рисунок 1 - Цепная система коммуникаций
- В многосвязной структуре коммуникаций все ее участники связаны между собой (рис. 2).
Рисунок 4 - Иерархическая система коммуникаций
Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными, и командными.
Контроль исполнения решений является конечной стадией управления. Он принимает форму обратной связи, с помощью которого можно получить информацию об исполнении решения, достижении организацией поставленных целей.
1.2. Контроль выполнения управленческих решений
После того, как началось выполнение решения, менеджер должен осуществлять контроль над ходом его выполнения.
Контроль - это наблюдение с целью проверки состояния выполнения решения . Он осуществляется путем учета хода выполнения, своевременно выявляет отклонения от заданной программы, дает возможность ликвидировать причины отклонения, или предупредить о намерениях несвоевременного исполнения решения.
Для контроля используется различные виды учета :
- статистический;
- бухгалтерский;
- оперативный.
Менеджер организует специальный учет хода выполнения отдельных решений.
В современных организациях используется ручной контроль, карточный и компьютерный . Все зависит от объема документов, которые контролируются.
Наиболее эффективным является компьютерный контроль. Полученный для контроля документ, ЭВМ доводит до исполнителя и контролирующего лица данные о том, какие задачи взят под надзор, а затем периодически проверяет ход выполнения решения, сверяя его с полученными отчетами. При неисполнении решения в установленный срок ЭВМ немедленно сообщает об этом исполнителю и контролеру.
Периодически ЭВМ составляет для первого руководителя и его заместителей списки невыполненных задач с указанием сроков задержки и ответственных лиц. ЭВМ может контролировать неограниченное количество документов, группировать их по степени важности и срокам выполнения.
Но возможности технических средств преувеличивать не надо. Роль менеджера в организации за осуществлением контроля над выполнением решений очень велика. Здесь важно не столько констатировать задержку и кого-нибудь наказать, сколько предупредить и устранить причины задержки и все же выполнить решение, или изменить установленные сроки.
Важным средством контроля выполнения принятых решений является систематическое заслушивание отчетов по выполнению принятых решений на заседаниях коллегиальных органов (правлениях, коллегиях, президиумах, советах), совещаниях у руководителей организации, менеджеров структурных подразделений .
Создана система учета и контроля исполнения решений обеспечивает менеджера необходимой информацией, без которой невозможно осуществлять нормальный процесс управления, своевременное решение трудностей, возникающих, преодоления и устранения недостатков.
Иногда в ходе исполнения решения возникает необходимость его корректировки. Причинами этого могут быть:
- плохая организация выполнения решения;
- резкие изменения ситуации во внешней среде
- некачественная разработка самого решения и др.
Эти причины приводят к необходимости изменения уже принятого решения.
Эффективным является метод корректировки решения. Менеджер собирает совещание, приглашая на нее ответственных лиц за реализацию решения. После рассмотрения причин, вызвавших необходимость изменения решения, участники совещания делают выводы, которые стали основанием для нового решения или дополнений к принятому, как только намерения определились, и направления изменений стали понятными, менеджер принимает решение, формулируя его в виде приказа или распоряжения.
Эта форма корректировки решение обеспечивает менеджеру уверенность, что принятые изменения в решении будут поддержаны, а личное участие ответственных исполнителей в таком совещании способствует повышению их ответственности за эффективное исполнение решения в целом.
Некорректированное решение часто не выполняется и становится причиной дискредитации менеджера.
Именно от искусства менеджера зависит, как быстро он может найти новые возможности исполнения решения с внесением необходимых корректив в ранее принятое решение. Но частые и постоянные изменения принятых решений вызывают неуверенность в работе аппарата управления. При таких условиях работники аппарата могут погубить чувства инициативы.
Поэтому усовершенствованию контроля - фактической проверки исполнения, анализа практических результатов управленческой деятельности менеджер должен уделять большое внимание.
Условия эффективного контроля управленческих решений менеджера показаны на рис.5.
Последним, конечным этапом работы над управленческим решением является подведение итогов выполнения решения. Он предусматривает следующее :
- определение правильности и качества выполнения решения в целом;
- своевременность проведения предусмотренных мероприятий;
- степень участия всех работников и коллективов в выполнении решения;
- засвидетельствование фактов творческого и инициативного отношения к делу;
- сравнение затрат ресурсов с предусмотренными объемами;
- поощрение лучших исполнителей данного решения.
Рисунок 5 - Условия эффективного контроля над выполнением управленческих решений
Подведение итогов также желательно и для обобщения опыта работы, выявление и обсуждение допущенных ошибок, чтобы избегать их в дальнейшей работе.
1.3. Современные методы контроля выполнения управленческих решений
Реализация контроля происходит с помощью комплекса взаимообусловленных процедур и приемов, которые образуют методы. Методы контроля - это содержательная часть средств контроля, они подчинены получению конкретных управляемых результатов. Они необходимы для наполнения смысла форм контроля. В результате чего одни формы насыщены методами в больше степени, к примеру, контроллинг, а другие - в меньшей мере, такие как рейтинг.
К общим методам контроля относятся: оценка, сопоставление, выборка, группиров-ка, математико-статистические методы, осмотр, тест, балльный метод, моделирование .
К специфическим методам контроля относятся: ат-тестационные методы, требования, учет, метод ABC контроля, семантический метод, ранжирование, мони-торинг удовлетворенности потребителей и других за-интересованных сторон, аудит, опросы, анкетные лис-ты, бенчмаркинг, балансовый метод и множество дру-гих методов .
Методы контроля - это комплекс средств, которые обеспечивают управленцам информацию о степени и характере достижения конечных результатов, направлены они на корректирующие действия.
Рассмотрим некоторые методы немного подробнее.
Наблюдение - это один из методов исследования явлений, процессов, объектов. Цель наблюдения при контроле исполнения решений - это установить соответствие процессам деятельности предприятия с запланированными показателями.
Главные требования, которые предоставляются к наблюдению :
- однозначность замысла;
- система методов;
- объективность;
- регулярность повторения;
- понятность результатов;
- системность;
- полнота;
- гибкость.
Наблюдение может быть прямым и косвенным. Прямое наблюдение описывается тем, что процесс изучается непосредственно. Виды прямого наблюдения - это систематическое и включенное. При включенном наблюдении наблюдатель находится непосредственно в среде наблюдения. Косвенное наблюдение описывается тем, что наблюдатель об анализируемом явлении получает информацию от других лиц. К видам косвенного наблюдения относят: парное, рейтинговое, множественное. Рейтинговый метод (ранжиро-вание) — распределение наблюдаемых характеристик по возрастанию или убыванию значений свойств (ка-честв). Парное и множественное сравнения заключа-ются в операции обнаружения сходств или различий с эталоном.
Оценка - это сопоставление существующего объекта с образцом или нормой.
Важным традиционным методом оперативного кон-троля служит диспетчеризация. Она основана на цент-рализации оперативного контроля и координации управления производственными процесса-ми с целью обеспечения согласованной работы отдель-ных звеньев предприятия или группы предприятий для достижения наивысших технико-экономических пока-зателей, выполнения графиков работ и производствен-ной программы.
Бюджетирование — представляет незаменимое средство управленческого контроля исполнения дел и поручений в организациях. Его основу составляет ба-лансовый метод, обеспечивающий соотношение между доходной и расходной частями бюджетов времени, финансовых, материальных и иных ресурсов.
Бенчмаркинг — заключается в мониторинге резуль-татов деятельности и достижений в применяемой прак-тике основными конкурентами, являющимися лиде-рами в данной области.
Методы контроллинга ориентированы преиму-щественно на контроль финансовых показателей. По американской концепции (Financial Executives Institute — FEI) к задачам контроллера относятся внутрифирменное планирование, составление отчетов об исполнении планов, консультирование, разработка налоговой по-литики, составление отчетов для государственных служб, ревизия, народнохозяйственные исследования.
Глава 2. Контроль над выполнением управленческих решений в ресторане «Каста Дива»
- Общая характеристика ресторана «Каста Дива»
Ресторан «Каста Дива» - это один из лучших ресторанов Москвы. Расположен он по адресу г. Москва, Тверской бульвар, дом 26/5 и соседствует с «Турандотом», их соединяет общий флорентийский дворик.
Ресторан «Каста Дива» это общество с ограниченной ответственностью (ООО). Его учредителями являются несколько лиц, уставной капитал разделен между учредителями в определенных размерах, которые закреплены в уставе ресторана.
Целевой клиент - это группа людей, которые имеют похожие потребности по отношению конкретного продукта потребления, достаточным объемом ресурсов, а также имеют возможность и готовность покупать. Целевая аудитория ресторана - это молодые, летние менеджеры, которые имеют собственный бизнес, светские люди - состоятельные люди, которые готовы заплатить за качество обслуживания, роскошную обстановку и высококлассный сервис.
Ресторан «Каста Дива» специализируется на приготовлении национальных блюд. В меню можно найти классические и домашние блюда итальянской кухни, а также авторские новации от шеф-повара Микеле Броджиони. Уроженец Перуджи, Микеле обладает богатым 20-летним опытом работы. До «Каста Дивы» он работал в ресторанах в Сиене, Милане и Нью-Йорке, а последние 6 лет - в Москве, в других проектах А. Деллоса. Таким образом, он прекрасно знает вкусы богатой московской публики.
Организационная структура ресторана «Каста Дива» предполагает делегирование прав и обязанностей с целью разделения труда. Схема организационной структуры ресторана «Каста Дива» представлена на рисунке 6.
Шеф-повар |
Рисунок 6 - Организационная структура «Каста Дива»
Рассмотрим обязанности тех должностей, которые выполняют контроль над управленческими решениями.
Генеральный директор
Занимается оформлением документов, которые необходимы для ведения деятельности по оказанию услуг населению общественного питания.
Обязан обеспечить клиентам заведения нужную им и достоверную информации о предоставляемых услугах.
Организовывает, планирует, координирует деятельность ресторана.
Обеспечивает высокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда.
Заключает договоры поставки продовольственных товаров, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Предоставляет отчетность о производственной деятельности, в том числе владельцу ресторана.
Представляет интересы ресторана и действует от его имени. Устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению их исполнения. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождения от занимаемых должностей работников ресторана, применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
Главный бухгалтер
Руководство осуществлением бухгалтерского учета и отчетности, контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.
Контролирует рациональное и экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Контроль над правильным отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и их соответствием законодательству.
Осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.
Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.
Оказание методической помощи работников подразделений и служб по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа
Руководство обеспечением составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), расчетов по заработной плате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения
Руководит работниками бухгалтерии.
Менеджер
Осуществляет контроль над рациональным оформлением зала, барных стоек, витрин, и т.д.
Осуществляет проверку выписанных счетов и производит расчет с посетителями.
Принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.
Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, и проводит соответствующие организационно-технические мероприятия.
Принимает заказы и разрабатывает планы проведения и обслуживания юбилейных торжеств, свадеб, банкетов.
Контролирует соблюдение работниками организации трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности, требований производственной санитарии и гигиены.
Информирует руководство организации об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимает меры к их ликвидации.
Составляет график работы официантов, хостесов, барменов и гардеробщиков.
Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Шеф-повар
Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью подразделения предприятия общественного питания.
Направляет деятельность трудового коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукции собственного производства требуемого ассортимента и качества в соответствии с производственным заданием.
Составляет заявки на необходимые продовольственные товары и сырье, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления в реализацию.
Составляет меню.
Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены.
Составляет график выхода поваров работу.
Организует учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.
Контролирует правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств.
Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
Проводит работу по повышению квалификации работников.
- Особенности контроля выполнения управленческих решений в ООО «Каста Дива»
Для анализа системы контроля выполнения управленческих решений сначала нужно понять, какие организационно-управленческие условия на предприятии по принятию и управлению решениями существует, а именно какой уровень организации контрольной среды на предприятии.
Рассмотрим, как распределяются полномочия на определенных этапах принятия управленческого решения (табл.1).
Таблица 1 - Распределение полномочий на определенных этапах принятия решения и его реализации в ООО «Каста Дива»
Как видно из табл.1 принятие решений в ресторане «Каста Дива» очень зависит от личностного критерия, так как по сути все самые важны и весомы решения в ресторане принимает один человек - генеральный директор.
В ресторане некоторые решения, особенно важные, закрепляются документально в идее приказов, постановлений, протоколов. Но иногда часть решений озвучивается устно, что в итоге приводит кт тому, что выполнение этих решений затягивается или они не выполняются вовсе. Контроль выполнения таких управленческих решений практически не возможен.
Не всегда в ресторане устные решения ясные и понятные, не всегда четко сформулированные. Это приводит к тому, что исполнители не всегда понимают, за кем закреплено выполнение этого решения, кто несет ответственность.
Также в ресторане «Каста Дива» проводится исключительно итоговый контроль выполнения решений. То есть оцениваются результаты выполнения решения. По моему мнению, это не очень хорошо для предприятия, поскольку нет возможности откорректировать выполнение решения в процессе, если возникают проблемы определенные.
Так как уже было отмечено, большинство решений принимает генеральный руководитель, он также осуществляет контроль над их выполнением по результатам реализованного решения. В силу большой загруженности генеральный директор не осуществляет всесторонний контроль выполнения решений, который мог бы способствовать лучшему и более эффективному результату. Менеджер, шеф-повар и главный бухгалтер также осуществляют контроль выполнения решения в пределах своей компетенции. Но этот контроль так же итоговый.
На предприятии нет специального человека, который бы проводил контроль выполнения управленческих решений. Чаще всего специалист проводит контроль следующими путями: проверка положения дел на месте; беседы с исполнителями; получение необходимой информации от исполнителей; запрос и заслушивание отчетов о ходе выполнения решения; анализ статистических данных выполнения решения; в случае выявления проблем, возможно письменное оформление и корректировка хода выполнения решения.
Генеральному директору ресторана «Каста Дива» необходимо либо начать делегировать часть своих работ, либо же нанять специалиста, который будет отслеживать и контролировать выполнение управленческих решений. Ведь иногда неправильное или неполноценно выполненное решение может привести к значительным издержкам, в том числе и материальным.
В таблице 2 приведена параметры, которые характеризуют контроль выполнения управленческих решений в ресторане «Каста Дива».
Таблица 2 - Параметры, характеризующие контроль выполнения решений в ресторане «Каста Дива»
Наименование параметра |
Существующий вариант |
|
Наличие в должностных инструкциях обязанности по выполнению функции контроля реализации управленческих решений |
||
Наличие специалистов выполняющих контроль |
||
Использование всего комплекса контроля выполнения решений |
||
Ресурсное обеспечение функции контроля выполнения управленческих решений |
||
Процесс функции контроля выполнения управленческих решений Установление объекта контроля выполнения управленческих решений; |
||
Продолжение таблицы 2 |
||
Управление функцией контроля выполнения управленческих решений |
||
Информационное обеспечение функции контроля выполнения управленческих решений |
Учитывая все вышесказанное, и данный таблицы 2, четко видно, что на предприятии нет как таковой системы контроля выполнения управленческих решений. Управленческая деятельность осуществляется на предприятии на уровне экстраполяции настоящих и прошлых тенденций. Выполнение управленческих решений особо не отслеживается на предприятии, это происходит крайне редко. Так же в ресторане нет четко сформулированных механизмов осуществления контроля, не отражается эта функция и в должностных обязанностях. В ресторане «Каста Дива» данный вид управленческой деятельности осуществляется по остаточному принципу.
В современных организациях функция контроля выполнения управленческих решений должна быть одной из основных, так как правильное и эффективное ее выполнение может снизить финансовые потери, сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал предприятия.
Глава 3. Пути совершенствования контроля выполнения управленческих решений в ресторане «Каста Дива»
В ходе анализа было выявлено, что в ООО «Каста Дива» часть управленческих решений не выполняется по причинам отсутствия закрепления принятых решений в виде документов. Только наиболее важные решения закрепляются в виде приказов, распоряжений.
В этой связи предлагается одновременно использовать несколько каналов передачи информации в системе деловой коммуникации ООО «Каста Дива».
Использование различных элементов делового общения снизит вероятность непонимания получаемой информации, а неправильная интерпретация получаемой информации приводит к неверным управленческим решениям.
При использовании одновременно и письменного, и устного каналов передачи управленческой информации достигается конструктивное взаимопонимание между различными центрами ответственности, т.е. между системообразующими звеньями системы внутреннего контроля выполнения управленческих решений.
В связи с тем, что в основном контрольные функции исполнения принятых решений сосредоточены на высшем уровне управления, в частности Генеральный директор принимает практически все решения, сам же оценивает степень их реализации, что приводит к длительности процесса контроля, высокой загрузке руководителя. Поэтому предлагается распределить уровень принятия решений в соответствии уровнем полномочия лица, принимающего решение.
Также было выявлено, что контроль выполнения управленческих решений не всегда объективен, поэтому во избежание злоупотреблений и для повышения эффективности внутреннего контроля целесообразно периодически перераспределять обязанности работников, имеющих необходимую квалификацию и допуск к ответственным видам работ.
Периодическое перераспределение обязанностей персонала в области выполнения реализации управленческих решений позволяет:
- снизить возможность длительных злоупотреблений (сговоров);
- уменьшить вероятность необнаружения ошибок благодаря взаимному контролю фактического состояния учета на принимаемом (передаваемом) участке;
- снизить вероятность ошибок и повысить производительность труда в результате снижения утомляемости от монотонности работ на одном и том же участке учета;
- более гибко использовать персонал.
Было выявлено, что в основном в организации используется итоговый контроль выполнения управленческих решений, что осложняет возможность коррекции изначально принятого решения. Поэтому целесообразно усиливать превентивное начало в контроле, чтобы предупреждать возникновение отклонений, ухудшающих состояние управляемого объекта. Это позволит исключить возможные потери и затраты на приведение объекта контроля в требуемое состояние.
В связи с небольшой численностью ресторана «Каста Дива» ряд принятых управленческих решений не подвергается контролю в связи с высокой загрузкой руководителей. Поэтому предлагается внедрить новые информационные технологии в основные управленческие процессы, что позволит повысить производительность контрольной деятельности работников; обеспечить режим управления предприятием торговли в реальном масштабе времени.
Таким образом, совершенствование системы контроля выполнения управленческих решений в ресторане «Каста Дива» путем реализации приведенных выше мероприятий приведет к более качественному выполнению принятых решений, повысит эффективность принятых решений, снизит время на весь процесс принятия и реализации управленческих решений, что может быть залогом достижения устойчивого положения коммерческого предприятия на рынке.
ЗАКЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были достигнуты все поставленные задачи. В результате выполнения можно сделать следующие выводы:
Организация выполнения решений - это специфическая деятельность руководителя, которая завершает цикл управления.
Организационно-управленческие решения могут выглядеть как приказ или распоряжение, после этого они приобретают силу закона. Много решений в организации бывает в виде устных указаний, заданий, пожеланий, руководящих директив. Главная задача руководителя заключается в том, чтобы организовать исполнение такого решения, обеспечить координацию и контроль выполнения.
Контроль - это наблюдение с целью проверки состояния выполнения решения. Он осуществляется путем учета хода выполнения, своевременно выявляет отклонения от заданной программы, дает возможность ликвидировать причины отклонения, или предупредить о намерениях несвоевременного исполнения решения.
Трудности в осуществлении контроля заключаются в том, что надо одновременно контролировать ход выполнения многих решений и распоряжений по различным показателям. Для этого в организации создается специальная система контроля исполнения решений (приказов, постановлений, распоряжений).
В современных организациях используется ручной контроль, карточный и компьютерный. Все зависит от объема документов, которые контролируются.
В ресторане «Каста Дива» нет специальной системы контроля выполнения управленческих решений. Не все решения закрепляются документально с помощью приказов, распоряжений. Часть передается устно. Это приводит к тому, что исполнители не всегда понимают, за кем закреплено выполнение этого решения, кто несет ответственность.
Также в ресторане «Каста Дива» проводится исключительно итоговый контроль выполнения решений, оцениваются результаты выполнения решения. Большинство решений принимает генеральный руководитель, он также осуществляет контроль над их выполнением по результатам реализованного решения. В силу большой загруженности генеральный директор не осуществляет всесторонний контроль выполнения решений, который мог бы способствовать лучшему и более эффективному результату. Менеджер, шеф-повар и главный бухгалтер также осуществляют контроль выполнения решения в пределах своей компетенции. Но этот контроль так же итоговый.
Для совершенствования контроля выполнения управленческих решений в ресторане «Каста Дива» было предложено:
- Использовать несколько каналов передачи информации в системе деловой коммуникации.
- Закреплять все решения документально.
- Создать информационную поддержку контроля выполнения управленческих решений.
- Распределить уровень принятия решений в соответствии уровнем полномочия лица, принимающего решение.
- Внедрить новые информационные технологии в основные управленческие процессы, что позволит повысить производительность контрольной деятельности работников.
Реализация рекомендации позволит более качественно выполнять управленческие решения, увеличить эффективность принятых решений, уменьшит время всего процесса принятия решений и их реализации, а все это может стать залогом устойчивого положения ресторана «Каста Дива» на рынке услуг общественного питания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Анискин Ю.П. , Павлова А.М., Планирование и контроллинг: учебник. - М.: Омега-Л, 2013 - 657с.
- Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013.- 498с.
- Блинова У. Система превентивного контроля в антикризисном менеджменте // Пробл. теории и практики управления, - 2009. - N 5. - С.114-126
- Бурцев В.В. Внутренний контроль и его основные виды: понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом, 2012. - № 4. - С.63-68
- Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. - М.: Финпресс, 2010, 842с.
- Дитгер X., Харальд Х. ПиК. Планирование и контроль: Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем.- М.: Финансы и статистика, 2008. 928 с.
- Дубова Д. Повышение эффективности управления предприятием: внутренний контроль и контрольные процедуры / Д. Дубова // Пробл. теории и практики упр. - 2014. - № 4. - С. 60-68.
- Жигун Л.А. Менеджмент: современные основы организации контроля на предприятии: учеб.пособие для вузов/Л.А.Жигун. -Ростов н/Д:Феникс,2009 - 469с.
- Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/ А.М.Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько.- М.: Финансы и статистика, 2014. - 225с.
- Контроллинг как инструмент управления предприятием: под ред. Н.Г. Данилочкина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 279с.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело. 2008. - 440 с.
- Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения. - М.: Омега-Л, 2009 - 523с.
- Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2009 - 672 с.
Столяров Н. Стратегическое управление и контроль. // Проблемы теории и практики управления, - 2009. - № 8 - Сфера услуг: менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Т. Д. Бурменко.- М.: КНОРУС, 2008.- 416 с
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. - 5-е изд. - М., 2012. - 447с
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Издательство ЭКСМО, 2009. - 544с.
- Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.Г. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2012. - 338с.
Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.
Успешная реализация управленческого решения базируется на четком плане действий, который содержит содержание работ, последовательность их выполнения, необходимо время и ресурсы, требования к качеству, состав исполнителей, общие и промежуточные результаты и тому подобное. Как показывает практика, этап реализации управленческих решений на предприятиях является наиболее слабым звеном всего процесса, что обусловлено: недооценкой важности организационного обеспечения процесса реализации решения; отсутствие у менеджеров опыта и базы знаний; непонимание и неумение использовать в своей деятельности креативные методы и способы работы; игнорирование теории и рекомендаций ученых; низкий уровень ответственности за качество решений, обусловленный отсутствием обратной связи и объективной оценки последствий и эффективности реализованного решения.
Каждая организация имеет право выбирать методологию и процедуры реализации управленческих решений в соответствии со спецификой своей деятельности и
организационной структуры, корпоративной культуры и комплексного уровня управленческого персонала.
Успешное осуществление каждого из элементов технологии реализации управленческих решений предполагает наличие у лица, ответственного за реализацию решения специальных знаний, умения и навыков (рис. 3.10).
Рис. 3.10.
Лицо, ответственное за реализацию решения - это специалист или группа, которым поручена реализация принятого решения.
Низкое качество выполнения подчиненными порученной работы чаще всего обусловлена ошибками, допущенными при реализации решений.
Констатация целей - это процесс формулирования, обсуждения и формализации целей решения. Некачественная констатация целей приводит к тому, что исполнители не знают, что от них требуется, за что конкретно они несут ответственность. Это приводит к тому, что они не могут сосредоточиться на своей работе, выражают недовольство отстранением от процесса принятия решений и теряют мотивацию к более напряженной деятельности.
Управляющее воздействие может быть выражен в форме:
Запрета - устная или письменная запрет, предполагает определенные санкции в случае его нарушения;
Приказ, распоряжение, указание - обязывает исполнителя к конкретным действиям. Выполнение существенно зависит от точности и ясности формулировок;
Ограничения - определяют пределы действий, полномочий или деятельности;
Реализация управленческих решений может организовываться индивидуально и коллективно.
Индивидуальное исполнение решений может быть ролевым, когда функции определены должностными инструкциями, а вознаграждение осуществляется в рамках действующей системы оплаты труда, или же выходить за пределы роли, когда функции, не входящих в должностные обязанности и не предусматривают гарантированного вознаграждения.
Коллективное выполнение решений предусматривает формирование группы исполнения решения, в состав которой включаются наиболее квалифицированные специалисты по данной проблеме. Коллективное сотрудничество улучшает процесс принятия решений с помощью интеграции знаний, опыта и разного видения перспектив. Этим обусловливается также ряд факторов усиления принятия решений коллективным органом, а не индивидом. Однако коллективное принятие решений имеет ряд недостатков. Эти решения часто принимаются обычно дольше, чем индивидуальные, тратится много непроизводительного времени на ожидание, организацию или повторение известных фактов. Коллектив может неадекватно влиять на процесс принятия решений, если есть расхождения в психофизических и властных параметрам специалистов, несогласованность усилий при реализации решения или перекладывание своих задач и обязанность на других. Коллективное исполнение решения предусматривает издание распорядительного документа о формировании группы, в котором назначается руководитель группы и четко прописываются полномочия и ответственность каждого члена группы; определяется система вознаграждения и формы контроля и отчетности.
Уровень выполнения конкретной задачи, зависит от следующих факторов:
Способности, желание работников, координация и согласование действий в группе;
Оценка, отбор, обучение персонала, позволяет учесть индивидуальные качества исполнителей задачи;
Система мотивации персонала и корпоративная культура, которые побуждают работников занимать активную позицию в процессе выполнения заданий;
Структура и особенности взаимодействия в рабочей группе;
Ситуационные ограничения, к которым относятся: ограниченность времени, нечеткие инструкции, недостаточность властных полномочий, негибкость процедур и тому подобное.
Важной составляющей реализации управленческих решений является делегирование полномочий. Преимуществами делегирования полномочий при реализации управленческих решений являются:
Экономия времени;
Использование специальных знаний подчиненных;
Создание дополнительной мотивации;
Получение креативных идей;
Наглядный характер критических замечаний и оговорок;
Усиление положительного эффекта через большую самостоятельность подчиненных;
Разгрузка руководителя и освобождения его от части ответственности.
Одним из основных элементов реализации управленческих решений является контроль. Контроль может быть: эпизодический и систематический; детальный и общий; предупреждающий (предупреждение возможных ошибок), констатирующий (поиск и наказание виновных), аналитический (выявление причин допущенных ошибок). Если у руководителя существует установка, работников необходимо заставлять работать, то он предпочитает частом, детальному и констатирующей контроля. Установка на то, что работникам надо создавать благоприятные условия для успешной деятельности, предполагает систематический, общий контроль, сочетание упреждающего и аналитического уровней.
Оценка выполнения управленческого решения учитывает индивидуальные особенности, а также интеллектуальный уровень, физическое, эмоциональное состояние работника, его актуальные потребности.
Система мотивации и стимулирования должен обязательно предусматривать поощрения и привлечения к ответственности в зависимости от уровня выполнения работником определенных должностных обязанностей. Поощрения, особенно со стороны руководителей или коллег, способствует росту самоуважения, что является одним из самых действенных мотивирующих факторов, которые обусловливают высокий уровень исполнения. Поощрение должно быть не абстрактным (например: "Вы хороший работник»), а конкретным (именно действия и почему заслуживают поощрения), своевременным и соответствовать личному вкладу каждого. При этом не следует превращать поощрения в средство манипулирования работниками и игнорировать возможности появления завистливых ощущений.
В практике управления существуют методики явного декларирования наказаний (возмещение расходов или убытков, объявление выговора или недоверия и т.д.). Однако менеджеры, которые разрабатывают систему мотивации, имеют очень взвешенно и осторожно подходить к формированию системы наказаний, поскольку ее влиянием можно нанести непоправимый вред организации.
К негативным аспектам системы наказания можно отнести: безразличное отношение к выполнению задач; негативная эмоциональная реакция или даже агрессивное поведение работника; текучесть кадров.
Необходимо отметить, что конечная результативность принятых решений существенно зависит от качества их реализации. Поэтому на всех уровнях управления этого этапа необходимо уделять повышенное внимание. В некоторых случаях целесообразно разрабатывать специальные целевые приложения или сетевые графики, охватывающие взаимосвязанный комплекс мероприятий по реализации принципиально важных решений. Эти меры делятся на три основные группы. Первая группа мероприятий направлена на своевременное доведение решения до исполнителей. Положительные результаты обычно достигаются в тех случаях, когда непосредственные исполнители участвуют в обсуждении решений и мероприятий по их реализации (группы повышения производительности и качества, научно-практические конференции, семинары, рабочие совещания и т.д.). Вторая группа мероприятий охватывает маневрирования персоналом, ресурсами, создание оперативных резервов, то есть материальное обеспечение процесса реализации решения. Третья группа мероприятий направлена на совершенствование процедур контроля процесса реализации принятых решений. Без действенного контроля за процессом функционирования и изменений в управляемой системе (организации) невозможны ни реализация принятых решений, ни успешные конечные результаты, предусмотренные целями организации. Такой контроль предотвращает отклонением, оперативно устраняет трудности в исполнении решения на стадии, когда еще возможно повлиять на этот процесс.
Заметим: как бы хорошо не было подготовлено решение, оно является эффективным лишь для ограниченной совокупности внешних и внутренних условий и при их изменении требует пересмотра. Кроме того, очень часто в ходе реализации решения выясняется, что не все факторы и причинно-следственные связи были учтены, то есть выявляются новые проблемы, требующие корректировки решения.
После составления организационного плана и подбор исполнителей решение вступает в этап реализации. Особую роль при этом играет разъяснения принятого решения. Важно не допустить искажения содержания решения, неправильной его интерпретации и комментариев.
Иногда решения в процессе его реализации претерпевает ряд изменений, то есть в него вносятся определенные коррективы. Причины этого могут быть:
Ошибка в процессе принятия решения;
Низкая организация выполнения решения;
Резкие изменения в среде.
В таком случае следует оперативно вносить соответствующие коррективы, пока решение не утратило своей актуальности. Если же изменения не помогают, надо пересмотреть решение. Пересмотр решения, конечно, требует дополнительных затрат, которые не всегда оправданы и осуществляется только тогда, когда открываются новые возможности и резервы.
После выполнения принятого решения обязательной операцией является подведение итогов. Итоги следует подводить всегда независимо от того, решение выполнено полностью и в срок, досрочно или частично не выполнено, а результаты служат активами управленческого процесса в последующих решениях. В то же время, коллектив получает информацию о своих слабых и сильных сторонах, проверяется правильность системы принятия управленческих решений, это практическое обучение на собственном опыте.
Государственное управленческое решение – осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме.
Если деятельность по подготовке и управлению управленческих решений всегда духовна, то деятельность по реализации этих решений всегда материальна. Исполнение решений ОГВ – это практическая, а, следовательно, материальная сторона управленческой деятельности, так как именно в процессе организаторской и практической деятельности происходит материализация содержащихся в управленческих решениях социальных норм.
В государственном управлении решения разрабатываются, принимаются и исполняются в установленном порядке соответствующими правомочными субъектами: государственными органами и должностными лицами. Принятие решений является не только правом, но и обязанностью государственных органов и должностных лиц и предусматривает ответственность за их принятие, выполнение, а также за наступающие в результате последствия.
Государственные решения оформляются обычно в правовых документах следующих видов: законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.
Документы, принимаемые ОГВ, чаще всего состоят из двух частей: констатирующей, где излагаются основания для издания документа, и резолютивной (директивной, распорядительной), где указываются конкретные мероприятия или меры, которые надлежит предпринять во исполнение намеченных действий. Все меры расписываются отдельно по каждому пункту с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения, а в конце указываются те, на кого возлагается контроль исполнения акта в целом или его отдельных пунктов.
Каждое подготавливаемое решение должно быть оформлено в соответствии с имеющимися стандартами, должно ясно и точно передавать смысл и существо необходимых к исполнению действий, содержать обязательную для этого информацию и указывать конкретные способы исполнения. Директивные документы (приказы, распоряжения, постановления) не должны содержать неопределенных фраз и безадресных формулировок, затрудняющих однозначное понимание поставленных задач и нарушающих порядок реализации намеченных мероприятий либо допускающих противоречивые, взаимоисключающие меры. Решение только тогда будет надлежащим образом исполнено, когда оно понятно исполнителям.
Исполнение управленческого решения – это процесс перманентного решения типичных, повторяющихся задач и новых, поддающихся регулированию принятыми нормами. Этапы:
Прежде всего, осуществляется расстановка исполнителей. Когда осмыслены общие задачи, средства и способы исполнения решения, формулируются конкретные задания. Затем происходит подбор и определяется расстановка исполнителей, проводится их инструктаж. В процессе подбора и расстановки исполнителей используется преимущественно методы убеждения, стимулирующие ответственность, сознательность и дисциплину. Работа в указанном направлении должна иметь инструкции, рекомендации, памятки и т.д.
Далее происходит оценка хода исполнения управленческого решения. Здесь играют важную роль мониторинг, контроль и регулирование системы управления. Мониторинг позволяет выявить соответствие тех или иных процессов первоначальным замыслам, предположениям, желаемым результатам и своевременно вносить коррекцию в управленческие технологии, предупредить срыв выполнения решения, обеспечить его большую эффективность.
На завершающей стадии организации исполнения решения осуществляется учет и оценка достигнутых результатов. Здесь используется схема административного управления: команда – исполнение – контроль – отчет – оценка. Постоянный нажим «сверху» обеспечивает стремление исполнителей получить результат, соответствующий команде, любой ценой, а если это не получается – приукрасить успехи или скрыть недостатки.
На всех стадиях принятия управленческого решения (получение задачи; оценка ситуации; разработка альтернативных решений; выбор альтернатив; принятие решения) целесообразно выделить три вида управленческой деятельности. Аналитическая позволяет на основе многофакторного анализа исследовать сложившуюся ситуацию. Политическая предусматривает рассмотрение субъектом принятия решения с учетом информации по проблеме и подготовленные проекты с установкой социально-политических приоритетов. А организационно-административная задействует управленческий потенциал, формируя группы, коллективы, организовывая их работу по выработке и принятию решения.
К задачам исполнения управленческого решения можно отнести:
ü сопоставление норм решения и запланированных результатов с тактическими параметрами;
ü выявление очевидных отклонений от нормативного акты;
ü установление причин допущенных отклонений;
ü внесение предложений по изменению, дополнению управленческого решения.
В процессе принятия, реализации и оценки управленческих решений в рамках государственного и муниципального управления вовлечен широкий спектр людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.
В государственных органах, особенно областного, республиканского, федерального уровней, принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений, как текущего оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят исключительно много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты, изыскивать оптимальные альтернативы ресурсного обеспечения, «состыковывать», согласовывать различные решения между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься многими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности.
При разработке документов целесообразно руководствоваться следующими критериями:
· конкретность (что нужно сделать и как этого добиться);
· измеримость (уровень, который нужно достичь);
· достижимость (реальность достижения результатов);
При исполнении принятых решений (правовых или организационных) всегда встречаются трудности, так как эта стадия включает в себя:
· своевременное оформление решений в качестве документа со всеми необходимыми реквизитами;
· адресное доведение информации до исполнителей;
· обеспечение понимания содержания решения;
· обсуждение и согласование между исполнителями плана действий по реализации решения;
· осуществлению конкретных действий по претворению в жизнь намеченного. Это определяющая стадия управленческой деятельности.
Необходимым условием исполнения решений является контроль, который позволяет сравнить достигнутые результаты с запланированными.
Механизм контроля может включаться до, во время и после выполнения. Отсюда на практике существует три типа контроля:
1. Предварительный. Задача – выявление и предотвращение потенциального источника отклонения цели от намеченной.
2. Текущий – осуществляется в ходе выполнения документа. Ответственный за контроль сравнивает происходящие события с их описанием в документе. Он позволяет сократить в результате отклонения фактического хода рабочих процессов от запланированных, есть возможность устранить ошибки и энергично наверстать упущенное.
3. Заключительный – изучение результатов выполнения и предотвращение последующих ошибок.
Контроль содействует своевременному и качественному исполнению решений, обеспечивает получение аналитической информации, необходимой для оценки управленческой деятельности госаппарата и госслужащих.
По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть:
а) общенародными (принимаются по итогам выборов и референдумов);
б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными;
в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
г) единоличными и коллегиальными.
В современных условиях государственное управление, естественно, развивается в сторону демократизации и коллегиальности, что полностью соответствует общим тенденциям развития социально-политической ситуации и внутренней логике формирования новых форм государственного и муниципального управления.
По масштабу действия: общегосударственные, которые реализуются в масштабах всей страны; локальные, реализуемые в пределах отдельных отраслей, отдельных национально- или административно-территориальных единиц; внутриведомственные; межведомственные.
По целям и времени действия: стратегические, тактические и оперативные; долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные.
По порядку принятия и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления, приказы) и вторичные, вводимые в действие в качестве приложений к первичным управленческим решениям.
По механизму действия решения могут быть: прямого (непосредственного) и рамочные (отсылочного) характера.
По характеру воздействия: стимулирующие, протекционистские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др. Особую группу составляют акты, предусматривающие меры административного пресечения за нарушение установленных правил. Примером могут служить карантинные правила, правила противопожарной безопасности, санитарные правила, правила по перепланировке и эксплуатации жилых и нежилых помещений.
По степени публичности: закрытые - совершенно секретные; секретные и для служебного пользования и открытые - несекретные общего пользования. Они открыты для всех.
Закрепляются государственные управленческие решения также в различных формах. Это могут быть как правовые, так и неправовые (организационно-управленческие) формы.
Правовыми являются законы (конституционные, федеральные, законы субъектов федерации, законы кодированные и текущие); указы, декреты (царские, президентские, губернатора, мэра); постановления (палат парламента, правительств, коллегии министерства, суда, прокурора); распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); приказы (министров, глав администраций); указания, правила, положения, инструкции; межгосударственные договора и соглашения. Законы, указы, постановления, приказы, инструкции, правила и положения называют государственными актами управления. Издание таких актов в форме писем и телеграмм не допускается. Правом издавать нормативные правовые акты не обладают структурные подразделения и территориальные органы исполнительной власти.
В решениях, выраженных в правовых формах, содержатся правовые нормы, которые формируют новые правоотношения, изменяют или прекращают ранее сложившиеся отношения, вводят в действие новые, изменяют или отменяют ранее действовавшие решения. Они всегда влекут определенные юридические последствия. Такими формами закрепляется практически вся управленческая, в том числе правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства. Вне правовых форм невозможна никакая законная предпринимательская деятельность, без государственной регистрации, лицензирования и аккредитации невозможно никакое легальное производство. Невозможна никакая контрольно-надзорная, инспекционная, ревизионная и прочая управленческая деятельность.
Государственные решения, к какой бы сфере жизнедеятельности людей они не относились и на каком бы уровне управленческой иерархии не принимались, должны:
а) соответствовать ценностям права - идти от правды жизни, строиться на принципах законности, социальной справедливости, гуманизма, бережного отношения к национальным богатствам, защищать права и свободы человека, обеспечивать целостность и независимость страны;
б) отвечать букве и духу закона, быть направленными на практическое исполнение закона, утверждение в обществе должного правопорядка;
в) наделять реальными юрисдикционными полномочиями (компетенцией) те органы, организации и тех должностных лиц, которые их реализуют;
г) оформляться в установленных для каждого государственного органа правовых формах; для парламента - закон; президента - указ и распоряжение; правительства - постановление, распоряжение и целевая программа; министра - приказ, инструкция и т.д.;
В обобщенной форме основные свойства и отличительные черты государственно-управленческого решения:
1. Это документ, носитель определенной управленческой информации;
2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его главное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;
3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;
4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом,
порождает соответствующие права, обязанности и предусматривают ответственность за последствия их реализации;
5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.
6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой социальной значимостью предписываемых действий, носит директивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем мероприятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;
7. Оформляются надлежащим образом в установленном порядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует большое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его авторство не устанавливается. Государственное решение - это собственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;
8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение правовых норм различных отраслей права; высокое качество как самого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение процессуальных правил и технологий превращает решение в фикцию, в документ ничтожной юридической силы;
9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а значит, подконтрольны налогоплательщикам.