Русская культура во второй половине XIX — начале XX в. Общественное движение в России во второй половине XIX века
Великие реформы Александра 2 . Все они связаны с отменой крепостного права. Реформы местного самоуправления: создаются земства и городские думы. В выборах земства участвовали и крестьяне, но они выбрали по многоступенчатой системе.
Судебная реформа . Суд становится гласным, состязательным. Появляется профессия - адвокат.Появился суд присяжных. Постепенно наиболее важные дела вывели из компетенции суда присяжных. т. к. правительство сделала вывод, что такие суды выносят оправдательные приговоры неоправданно. Вера Засулич , которая стреляла в полицейского генерала и суд присяжных ее оправдал, несмотря на то, что она не отрицала своей вины. Но суд показал, что тот генерал, в которого она стреляла, был плохим человеком. После этого решили не полагаться на суд присяжных. Были отменены телесные наказания, за исключением приговора крестьянских волосных судов.
Отмена рекрутских наборов и сокращение срока службы. С 25 до 6 лет. В обществе начинается активное обсуждения реформ, появляется гласность , и это приводит к активизации оппозиции, революционеров.
В 60-70 году наиболее популярным было народничество . Главная идея народников - это движение к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину . Лавров и другие считали, что нужно готовить народ к революции. Второе направление - бунтарское , лидер Бакунин . Они считали, что народ к революции готов давно, надо поднять восстание. 3 направление - заговорщическое . Лидер - Ткачев . Они считали, что народ к революции не готов и никогда не будет готов. Так что нужно просто организовать группу заговорщиков и устроить переворот.
К середине 60-х годов в Москве возникает группа революционной молодежи , которую возглавлял Ишутин . В 1862 году Каракозов стреляет в Александра 2. После этого его арестовали, начались репрессии, многие реформы были остановлены. Но вскоре возникает новая организации, во главе стоял Нечаев. Он создает законсперированную организацию, разделенную на 5-ки.
В 1874 году проводится знаменитое хождение в народ . Результат пропаганды - большинство пропагандистов были арестованы самими крестьянами. В конце 70-х возникает организацию, делающая ставку на террор . Устраивается охота на Александра 2.
В 1871 году 1 марта Александр 2 был убит. К власти приходит Александр 3 , который правит с 1881-1894 . Александр 3 прежде всего стремится к тому, чтобы навести порядок в стране, подавляет организации, вводит ЧП во многих районах страны, кроме того ряд реформ были ограничены, в частности земская, усилен контроль губернаторов над земствами, появляется специальная должность - земские начальники , которые контролировали крестьянские учреждения. Происходит кризис народничества. Постепенно набирают популярность марксизма. Основная его идея - самый передовой слой это промышленные рабочие. К концу 19 века марксисты наиболее популярны среди революционеров.
36. Вторая половина 19 века – начало 20 века
Парижский мирный договор 1856 год. Добиться пересмотра условий парижского мира. Необходимо было найти союзников, причем таких, которые могли бы нам помочь. И первоначально в конце 50 годов 19 века Россия сближается с Францией . Франция являлась одним из гарантов этого мира.
Граница между Россией и Австро-Венгрией . Стороны пришли к неясному договору. Франция четко не обещала, что рассмотрит разглашения парижского мира. Война между Францией и Австро-Венгрией . Итог – появление Италии. Земли Италии входили в состав Австро-Венгрии.
Франция – слабеющий союзник. Россия находит в 60-е годы нового союзника и сближается с врагом Франции – Пруссией . Во главе Пруссии знаменитый Бисмарк . Он считал, что его страна должна дружить с Россией. Вокруг Пруссии германские земли. Россия и Пруссия заключают соглашение. Далее была Франко-Прусская война.
Ликвидирована политическая система Франции. Франция перестала быть монархией, и больше никогда ей не была. 1871 года является республикой. Объединение Германии. Единая германская империя. Россия получила снова права держать флот в Чернобыле. Союз трёх императоров. Россия, Германия, Австро-Венгрия.
Русско-Турецкая война (1877-1878). Мы разбили турецкую армию. По итогам этой войны – именно Россия господствует на Балканах. Это не понравилось Западу. Летом 78 года в Берлине собирается Берлинский конгресс . Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Россию обязали вынести войска из Балкан. России показали, что она не хозяин. Союз трёх императоров начал разваливаться. Против России больше всего выступала Австро-Венгрия, потому что она на Балканах имела интерес.
В начале 80-х годов 19 века возникает новый союз, который получается название тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Италия . Это уже был военный союз. В конце 80-х годов 19 века Русско-Германский договор перестраховки. Бисмарк уходит в отставку. Россия сближается с Францией в 90-е годы 19 века. Военный союз. Европа и мир готовятся к войне. Попытки спасти положение.
В Гааге собирается конференция. Были приняты решения о гуманном обращении с военнопленными, о запрещении варварсих видов оружия. Дальний восток . Противоречия трёх держав. Россия, Япония, США. Русско-японская война. 1907 год Русско-английское соглашение .
1912 год первая Балканская война . Турция слабеет и славянские страны попытались этим воспользоваться. Болгария на Балканах стала самым сильным государством.Российская империя в первой мировой войне. Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия и Турция, а затем в него вступила Болгария.Все готовились к коротковременной войне. Весна лето 1915 года наступления на Русском фронте . Самый неудачный год для русской армии . Потеря Прибалтики, Польши, Галиции.
Итог 1915 – Германский флаг окончательно сорван . 1916 год – Брусиловский прорыв на Австрийском флоте. В тылу ситуация всё хуже и хуже. Очень большие проблемы с продовольствием. Голод в городах. Начинается критика Николая 2. Таким же громоотводов был Распутин, и он был убит. В начале 1917 в России происходит революция.
Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.
Противостояние в литературе
Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.
Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.
Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.
Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.
Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.
"Натуралисты"
В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".
В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.
Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.
Революционеры-демократы
К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.
В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.
Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.
"Эстетическая критика"
Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.
"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.
Почвенники
Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.
Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.
Нигилизм
Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.
Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.
Жанр романа
Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.
Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.
Поэзия
В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.
В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.
В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.
К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.
Драматургия
Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.
Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.
Влияние зарубежной литературы
Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.
В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").
В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.
В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.
Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.
В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.
Образование во второй половине 19 века
С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.
Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.
Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.
Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.
В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.
Наука во второй половине 19 века
В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.
В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.
Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.
В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.
Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.
1855 , февраль . Смерть Николая I, восшествие на престол его сына Александра II.
1856 . Начало экспедиции П. П. Семенова-Тян-Шанского, впервые научно исследовавшего горы Тянь-Шань.
1856. Основание Усть-Зейского военного поста, с 1858 г. – город Благовещенск.
1857. Основание Майкопа.
1858 , 16 мая . Айгунский договор с Китаем, по которому Россия присоединяла левый берег Амура, а Приморье (правый берег Амура) оставалось в совместном владении.
1858 , 30 мая . Завершение строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (Огюст Монферран).
1858 . 31 мая . Основание в Приамурье поста Хабаровка – будущего города Хабаровск.
1858 , 11 июня . Утверждение в качестве государственного флага Российской империи черно-желто-белого знамени.
1859 , апрель . Вступление Франции и Сардинии в войну против Австрии – начало объединения Италии. Основные события: поражение австрийцев при Сольферино (24.6.1859); перемирие, согласно которому Австрия уступала Сардинии Ломбардскую область (7.1859); присоединение Сардинией мелких государств Центральной Италии и части Папской области (к 3.1860); передача Сардинией Франции пограничных областей Ницца и Савойя (4.1860); высадка отряда Джузеппе Гарибальди в Королевстве обеих Сицилий (6.1860); разгром сардинской армией войска Папы Римского и занятие большей части его владений (9.1860); присоединение Королевства обеих Сицилий к Сардинии (10.1860); провозглашение Итальянского королевства во главе с Савойской династией (2.1861); участие Италии в австро-прусской войне, приведшее к присоединению Венецианской области (1866); оккупация Рима и лишение Папы Римского светской власти (1870).
1859 , 25 августа . Сдача в плен Шамиля – окончание присоединения Чечни и Дагестана.
1860 , 2 июня . Основание поста Владивосток (с 1862 г. – порт, с 1880 г. – город).
1860 , 2 ноября . Пекинский договор с Китаем, по которому Приморье признавалось владением России.
1861 , 4 февраля . Провозглашение Конфедеративных Штатов Америки – начало Гражданской войны в Северной Америке (северные штаты против рабовладельческих южных), окончившейся в апреле 1865 г. разгромом Конфедерации и ликвидацией рабовладения в США.
1861 , 19 февраля . Подписание Александром II манифеста об освобождении крепостных крестьян, по которому крепостные частично получили гражданские права без земли, до полного выкупа которой они становились «временнообязанными».
1861 . Создание тайного революционного общества «Земля и воля» (самоликвидировалось в 1864 г.).
1862 , лето . Создание военных округов на западной границе – начало военной реформы.
1862 , 8 сентября . Открытие в Петербурге Консерватории – первого высшего музыкального учебного заведения в России (А. Г. Рубинштейн).
1862 . Образование в Петербурге творческого содружества русских композиторов, стремившихся к воплощению русской национальной идеи в музыке, известного как «Могучая кучка» (А. П. Бородин, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков).
1862. Министром-президентом и министром иностранных дел Пруссии стал Отто фон Бисмарк (с 1871 г. – рейсхканцлер Германской империи, до 1890 г.), который добился объединения Германии под верховенством Пруссии.
1863 , январь . Начало польского восстания, подавленного в 1864 г.
1863 , 18 июня . Введение в действие нового университетского устава, расширившего автономию высших учебных заведений.
1864 , 1 января . Учреждение земств – местного бессословного самоуправления в сельской местности .
1864 , 21 мая . Подавление последнего очага сопротивления на западе Северного Кавказа – окончание Кавказской войны.
1864 , 19 июля . Публикация положения о начальных народных училищах, стимулировавшего расширение сети начальных учебных заведений.
1864 , 19 ноября . Введение нового устава для средних учебных заведений (гимназии с углубленным изучением латыни и древнегреческого языка, реальные училища с углубленным изучением «естественных» дисциплин – математики, физики и т. п .).
1864 , 20 ноября . Судебная реформа, вводившая бессословность суда, состязательность процесса, гласность и независимость судей.
1865 , 6 апреля . Принятие нового цензурного устава, частично отменившего предварительную цензуру в Санкт-Петербурге и Москве.
1865. Основание Элисты.
1866 , апрель . Первое неудачное покушение на жизнь Александра II (Д. В. Каракозов стрелял из пистолета у Летнего сада в Петербурге, но промахнулся).
1866 . Публикация книги И. М. Сеченова «Физиология нервной системы».
1866 . Первое исполнение со сцены произведения («Увертюра F-dur») П. И. Чайковского – одного из величайших композиторов в истории музыки (1840–1893).
1867 , март . Договор о продаже Соединенным Штатам Америки Алеутских островов и Аляски.
1867 , 25 мая . Второе неудачное покушение на Александра II (бывший польский повстанец А. Березовский на Всемирной выставке в Париже стрелял из пистолета, но промахнулся).
1868 . Установление протектората над Кокандским и Бухарским ханствами.
1868 . Публикация статьи «Прибор для исследования разложения углекислоты», с которой началась научная деятельность К. А. Тимирязева, одного из основоположников физиологии растений.
1868 , 3 января . Заявление японского императора о восстановлении полноты своей власти – кульминация революции Мэйдзи, упразднившей власть сёгунов Токугава – начало модернизации Японии и создания современных экономической и политической систем.
1869 , февраль . Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона, на основе которого он составил периодическую систему химических элементов.
1869 . Открытие высших женских курсов в Москве и Петербурге – начало высшего женского образования в России.
1869 , 12 октября . Преобразование созданной в 1862 г. Варшавской высшей школы в Варшавский университет.
1870 . Начало франко-прусской войны, приведшей к поражению Франции и утрате ею Эльзаса и Лотарингии, объявлению ее республикой (III Республика, 4.9.1870) и провозглашению Германской империи под властью прусской династии Гогенцоллернов (18.1.1871).
1871. Основание города Иваново-Вознесенска (с 1932 г. – Иваново).
1872 . Начало первой из четырех экспедиций Н. М. Пржевальского в Центральную Азию, в ходе которых были открыты новые виды млекопитающих.
1873 . Принятие Хивинского ханства под протекторат России.
1874 . Введение всеобщей воинской повинности – завершение военной реформы.
1874 , весна . Начало «хождения в народ» – попытки народников вести революционную пропаганду среди крестьян.
1875 . Восстание в Кокандском ханстве против русского господства, приведшее к упразднению ханства и включению его территории в состав России (19.2.1876).
1875 , 25 апреля . Договор с Японией, согласно которому Курильские острова отходили к Японии, а Сахалин признавался полностью русским.
1876 . Воссоздание «Земли и воли» как народнической организации. 1876 , 11 марта . Получение изобретателем П. Н. Яблочковым патента на «свечу Яблочкова» – предшественницу современной лампы накаливания.
1876 , 6 декабря . Первая в России политическая демонстрация (у Казанского собора в Петербурге).
1877 , февраль . «Процесс 50-ти», на котором была осуждена группа московских революционеров, в том числе П. Алексеев.
1877 , 12 апреля . Манифест о начале войны с Османской империей. Основные события: переход русской армии через Дунай (6.1877); занятие Северной Болгарии (7.1877); начало осады османской крепости Плевна (1-й штурм – 8.7.1877); оборона Шипкинского перевала (8.1877); захват русской армией крепости Карс на Кавказе (10.1877); капитуляция Плевны (28.11.1877); переход русской армии через Балканы и наступление на Стамбул (12.1877–1.1878); подписание перемирия в Адрианополе (19.1.1878); подписание мирного договора в Сан-Стефано, по которому к России отходила Южная Бессарабия, кавказские крепости Карс, Ардаган, Баязет и порт Батум, а Османская империя признавала независимость Румынии (ей передавалась Добруджа – область между Дунаем и Черным морем), Сербии (ей передавалась область города Ниш), Черногории и автономию Болгарии, Боснии и Герцеговины (19.2.1878); Берлинский конгресс (открылся 13.6.1878), на котором были частично пересмотрены статьи Сан-Стефанского договора (уменьшались территориальные приобретения России – она лишалась Баязета – и Болгарии – она разделялась на две части).
1877, октябрь . Начало «процесса 193-х», на котором за революционную пропаганду были осуждены (1.1878) многие участники «хождения в народ».
1879 , 2 апреля . Третье неудачное покушение на Александра II (А. К. Соловьев пять раз выстрелил из револьвера на Дворцовой площади в Петербурге, но промахнулся).
1879 , июнь . Раскол «Земли и воли», в результате возникли «Народная воля», целью которой было спровоцировать революцию громкими террористическими актами, и «Черный передел», чьи сторонники считали необходимым продолжить пропаганду.
1879 , 19 ноября . Четвертое неудачное покушение на Александра II (народовольцы взорвали железнодорожный путь недалеко от Москвы, но императорский поезд уже прошел).
1880 , 5 февраля . Пятое неудачное покушение на Александра II (народоволец С. Н. Халтурин произвел взрыв в Зимнем дворце, но благодаря опозданию император не пострадал).
1880 , 9 февраля . Организация Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия, призванной обеспечить противодействие террористам.
1880 , октябрь . «Процесс 16-ти», на котором была осуждена часть народовольцев.
1881 , 1 марта . Шестое покушение на Александра II и его смерть от рук народовольцев. Начало правления императора Александра III.
1881 , март . Процесс по делу об убийстве Александра II: суд над его организаторами (в т. ч. С. Л. Перовской и А. И. Желябовым) и их казнь (3.4.1881).
1881 , 30 апреля . Издание новым императором Александром III манифеста «О незыблемости самодержавия», возвестившего начало «политики контрреформ».
1881 , 14 августа . Издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» для противодействия революционному движению.
1882 , 20 мая . Окончательное сложение Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), направленного против России и Франции.
1882 , 1 июня . Закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», запретивший труд детей до 12 лет и ограничивший труд детей 12–15 лет – начало фабричного законодательства в России.
1883 , 28 апреля . Официальное признание торгового бело-сине-красного флага в качестве «русского флага».
1883 , 18 мая . Учреждение Крестьянского поземельного банка для помощи крестьянам при покупке земли.
1883 , 26 мая . Освящение храма Христа Спасителя в Москве (архитектор К. А. Тон).
1883 , сентябрь . Создание в эмиграции первой русской социал-демократической группы «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым.
1884 , 23 августа . Введение нового университетского устава, упразднившего автономию вузов.
1885 , март . Конфликт с Великобританией из-за столкновения с афганцами в районе Кушки.
1885 . Выдвижение народником Я. В. Абрамовым в серии статей в газете «Неделя» «теории малых дел», согласно которой революционеры должны отказаться от насильственных методов и заняться «простым честным делом», улучшая ситуацию в России постоянной повседневной работой.
1885 , 3 июня . Учреждение Дворянского земельного банка для поддержания помещичьего землевладения.
1885 , 1 октября . Вступление в действие закона «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах».
1886 , 3 июня . Издание закона, регулировавшего отношения фабрикантов и рабочих.
1886 , ноябрь . Разрыв отношений с Болгарией.
1887 , 1 января . Прекращение взимания подушной подати (частично сохранена в Сибири).
1887 , апрель . Процесс по делу террористов из «Народной воли», планировавших покушение на жизнь Александра III в годовщину убийства Александра II, и казнь пятерых из них, в т. ч. А. И. Ульянова (8.5.1887).
1887 , 1 июля . «Циркуляр о кухаркиных детях», ограничивший доступ в гимназии детям «кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
1888 , 13 сентября . Начало занятий в Томском университете – первом вузе Сибири.
1889 , 28 января . Введение назначаемых администрацией земских участковых начальников, заменивших мировых судей и получивших, помимо судебной власти, значительные административные полномочия в отношении крестьян.
1891 , май . Начало строительства Транссибирской магистрали – стратегической железной дороги к Тихому океану (полностью завершено к 1916 г.).
1891 , август . Заключение российско-французского союзного договора, направленного против Германии.
1891 , осень . Начало голода в ряде губерний Поволжья и Нечерноземья.
1894 , 20 октября . Смерть Александра III и восшествие на престол его сына Николая II.
1895 , 17 января . Программное заявление Николая II против создания выборного законосовещательного органа.
1895 , 27 февраля . Соглашение с Великобританией о разграничении на Памире, завершившее расширение пределов России в Средней Азии.
1895 , 11 апреля . Вмешательство России в японо-китайские отношения (Япония вынуждена была вернуть Китаю Порт-Артур), послужившее началом русско-японских противоречий.
1895 , 25 апреля . Демонстрация А. С. Поповым сконструированного им «грозоотметчика» – предшественника радиоприемника.
1896 , 22 мая . Согласие китайского правительства на постройку Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – начало проникновения России в Маньчжурию.
1897 , 28 января . Первая всероссийская перепись населения (зафиксирован 125 640 021 человек).
1897 , 2 июня . Принятие закона об ограничении рабочего дня на промышленных предприятиях 11,5 часами (вступил в действие 1.1.1898).
1897 , 29 августа . Финансовая реформа С. Ю. Витте, в рамках которой вводилось золотое обеспечение рубля, а Государственному банку передавалось право эмиссии (выпуска кредитных билетов).
1898 , 1 -3 марта . I (организационный) съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в Минске.
1898 , 15 марта . Передача Китаем России в аренду портов Порт-Артур и Дальний, которые в 1895 г. должны были отойти к Японии, – обострение русско-японских противоречий.
1898 , 17 августа . Назначение финляндским генерал-губернатором генерала Н. И. Бобрикова, начавшего политику русификации Финляндии.
1899 . Начало «боксерского восстания» против иностранного влияния в Китае, в подавлении которого наряду с другими державами участвовала Россия, оккупировавшая при этом Маньчжурию.
1902 . Создание партии социалистов-революционеров (эсеров), опиравшейся на народническую традицию и ставившей своей основной целью социалистические преобразования в деревне.
1903 . II съезд РСДРП, на котором произошел раскол на большевиков (В. И. Ленин и другие сторонники создания централизованной дисциплинированной партии) и меньшевиков.
1903 , 2 июня . Закон о компенсации пострадавшим при несчастных случаях на производстве.
1904 , 27 января . Нападение японского флота на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо (гибель «Варяга») – начало Русско-японской войны.
1904 , октябрь . Получение физиологом И. П. Павловым первым из россиян Нобелевской премии «за работы по физиологии пищеварения».
1904 , ноябрь . Съезд оппозиционных партий и движений в Париже.
1904 , ноябрь -декабрь . «Банкетная кампания», проводившаяся либеральной оппозицией, в ходе которой принимались резолюции с осуждением правительства – пролог революции.
1905 , 9 января . «Кровавое воскресенье» – расстрел рабочей демонстрации в Петрограде – начало Первой русской революции. Основные события: забастовки в разных городах страны в знак протеста против расстрела 9 января (1.1905); убийство эсеровским террористом московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (4.2.1905); согласие Николая II на созыв Думы с законосовещательными функциями (18.2.1905); бунт на броненосце Черноморского флота «Потемкин» (6.1905); манифест о созыве Государственной Думы (6.8.1905); всероссийская политическая стачка (10.1905); манифест о даровании демократических свобод и придании Думе законодательного характера (17.10.1905); манифест об отмене выкупных платежей за землю – окончание реформы 1861 г. (3.11.1905); вооруженное восстание в Москве и солдатские бунты вдоль Транссибирской магистрали (12.1905).
1905 , февраль . Поражение русских войск в решающем сражении русско-японской войны под Мукденом.
1905 , 14 -15 мая . Полное уничтожение русской 2-й Тихоокеанской эскадры в Цусимском сражении.
1905 , сентябрь . Подписание Портсмутского мирного договора с Японией, по которому Россия лишалась Порт-Артура, Дальнего и Южного Сахалина, а также контроля над южной частью Маньчжурии.
1905 , октябрь . Учредительный съезд партии конституционных демократов (кадетов) – организационное оформление либеральной оппозиции.
1906 , 27 апреля . Начало работы Государственной Думы I созыва, начавшей политику конфронтации с правительством и распущенной в начале июля.
1906 , 19 августа . Закон о военно-полевых судах, способствовавший скорейшей ликвидации революционных беспорядков.
1906 , 9 ноября . Закон о разрешении свободного выхода крестьян из общины – начало столыпинской аграрной реформы.
Хутор – земельный участок, выделенный из общинной земли, с отдельно находящейся крестьянской усадьбой .
Отруб – земельный участок, выделенный из общинной земли без переноса усадьбы .
1907 , 20 февраля . Начало работы Государственной Думы II созыва, продолжившей политику конфронтации с правительством и также распущенной 3.6.1907.
1907 , 3 июня . «Третьеиюньский переворот» – принятие нового избирательного закона, согласно которому в Думе увеличивалось количество «государственно мыслящих» депутатов.
1907 , 7 июня . Основание в Петербурге по инициативе выдающегося физиолога В. М. Бехтерева первого в мире Психоневрологического института.
1907, 18 августа . Русско-британское соглашение, завершившее создание Антанты (союз Франции, Великобритании и России против Германии).
1907 , 1 ноября . Начало работы Государственной Думы III созыва, избравшей политику сотрудничества с правительством.
1908 , 15 октября . Начало проката «Понизовой вольницы» – первого российского художественного фильма.
1908 , 17 октября . Получение биологом И. И. Мечниковым Нобелевской премии «за труды по иммунитету».
1911 , 1 сентября . Убийство П. А. Столыпина – конец политики реформ, вызвавший нарастание недовольства среди либеральной оппозиции.
1912 , 23 июня . Принятие закона об обязательном медицинском страховании рабочих.
1912 , 8 октября . Начало 1-й Балканской войны (Болгария, Сербия, Черногория и Греция против Османской империи), закончившейся провозглашением независимости Албании (28.11.1912) и разделом европейских владений Османской империи между союзниками, причем большая часть Македонии и все Косово отошли к Сербии.
1912 , 15 ноября . Начало работы Государственной Думы IV созыва, продолжившей политику III созыва.
1913 , 29 июня . Начало 2-й Балканской войны (Болгария против Сербии, Греции, Румынии и Османской империи), завершившейся частичным разделом болгарских земель.
1914 , 17 апреля . Принятие Тувы (Урянхайский край) под покровительство России, основание города Белоцарска – современного Кызыла.
Раздел III
Новейшая история
2. Российская империя в начале 20 века: политическое, экономическое положение; политические партии.
3. Первая российская революция 1905-1907 гг.
Россия во второй половине XIX века.
Рубежом первой и второй половины XIX в. стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Николай Первый умер в 1855 г. Его преемником стал Александр Второй , царь-Освободитель (1855-1881). Александр Второй был старшим сыном царя, его готовили к занятию престола. Под руководством В.А.Жуковского он воспитывался в духе возвышенных духовных и нравственных интересов, получил прекрасное образование, знал пять языков, военное дело, в 26 лет стал «полным генералом». По окончании обучения путешествовал по России и многим европейским странам. Он имел широкий кругозор, острый ум, изысканные манеры, был обаятельным и добрым человеком. Его отличали либеральные взгляды. Николай Первый ввел его в Госсовет и комитет министров, поручил руководство Секретных комитетов по крестьянскому делу. Ко времени вступления на престол он был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Александр Второй стал инициатором реформ, поставивших Россию на путь капитализма . Главной причиной реформ стало поражение в Крымской войне. Война показала степень отсталости русской рекрутской армии и парусного флота, вооружения от массовых армий европейских стран, нового типа судов и оружия. Для преодоления нового, унизительного положения России на мировой арене необходимо было преодоление отсталости в военной сфере и сфере экономической, что невозможно было без реформ. Другими причинами стали растущие выступления крестьян, сочувствие царя к крестьянам под впечатлением тургеневских «Записок охотника», и система воспитания, разработанная для царевича Жуковским.
Первой и наиболее значимой стала аграрная реформа 1861 г . Ее подготовка заняла около 6 лет. В 1856 г., выступая перед московским дворянством, царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Разработку плана освобождения крепостных с 1857 г. осуществлял секретный комитет, работу возглавил сам царь. В ответ на обращение литовских дворян Александр Второй объявил рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, разрешавший в 3-х губерниях создать комитеты для разработки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. создается Главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством министра внутренних дел С.С.Ланского и губернские комитеты. В 1859 г. создаются Редакционные комиссии для рассмотрения проектов, представленных губернскими комитетами. Разрешена была публикация и обсуждение любых предлагаемых проектов освобождения крестьян. В основу реформы был положен план историка государственной школы К.Д. Кавелина. В январе 1861 г. проект реформы был передан Главным комитетом в Госсовет и утвержден царем. 19 февраля 1861 г. Александр Второй подписал Манифест об освобождении крестьян «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» , куда вошли документы о порядке осуществления реформы на местах. Бывшие частновладельческие крестьяне поступали в сословие свободных сельских обывателей и получали гражданские, экономические права.Основные направления реформы : освобождение крепостных от личной зависимости; наделение их землей за выкуп; сохранение у помещиков не менее 1/3 земли, которой они владели до реформы; надельная земля передавалась в собственность крестьянской общины; предоставление государством кредитов крестьянам для совершения выкупной операции. Землей наделялись только крестьяне, другие категории крепостных освобождались без наделов. Размер наделов определялся в губерниях разных районов от 3-х до 12 десятин; если крестьянин соглашался на надел, равный ¼ положенной нормы, он ему давался бесплатно. Помещик имел право урезать размер ниже минимальной нормы, если у него при соблюдении норм осталось бы меньше 1/3 земли, которой он владел до реформы. Выкупной акт фиксировался в уставной грамоте , заключаемой между помещиком и крестьянином, в ней фиксировалось расположение участков, входивших в надел, их размеры, цена, виды выплат и др. До составления уставной грамоты между крестьянином и помещиком устанавливались временнообязанные отношения. Помещик обязан был предоставлять крестьянину землю в пользование, а крестьяне – выполнять какие-либо работы, платить оброк, т. е. связь между ними не прекращались. Для помощи сторонам в составлении уставных грамот и решения каких-либо спорных вопросов был создан институт мировых посредников . Крестьянин сразу должен был уплатить помещику 20-25% стоимости надела, оставшиеся 75-80% государство предоставляло крестьянам в виде ссуды, которая давалась на 49 лет, погашалась ежегодными платежами крестьян с начислением 6 % годовых. Крестьяне должны были объединяться в сельские общества . В них вводилось самоуправление : дела решались на сельских сходах, исполняли решения сельские старосты, избираемые на три года. Сельские общества одной местности составляли сельскую волость, ее делами ведало собрание сельских старост и особые выборные от сельских общин. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество. Крестьянин, не желавший выкупать землю и оставаться на прежнем месте жительства, не мог бросить свой надел и уехать без согласия общества. Такое согласие давалось с трудом, т.к. общество было заинтересовано в выкупе как можно большей площади земли. Проведение реформы шло очень медленно. При заключении выкупных актов в черноземных и нечерноземных губерниях преобладали отрезы земли у крестьян, в степных – прирезы. После смерти Александра Второго его преемник в декабре 1881 г . издает Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов . Он вступил в силу с 1 января 1884 г., к тому времени временнообязанные отношения сохранились у 11-15% крестьян. Закон немного снижал сумму выкупных платежей (в Великороссии – на 1 руб. с душевого надела, на Украине – на 16%). Закон вступал в силу с 1884 г. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк , предоставлявший крестьянам ссуды под залог имущества с 6,5% годовых. При просрочке платежей наделы продавались с торгов, это привело к разорению многих крестьян. В 1885 г. был образован Дворянский земельный банк для поддержки землевладельцев в условиях капиталистического развития, кредиты выдавались под 4,5% годовых. Действие аграрной реформы 1861 г. распространялось на помещичьих крестьян 47 губерний России. В отношении других категорий зависимого крестьянства, на удельных и государственных крестьян подобная реформа была проведена в 1863 и 1866 гг. Для окраинных областей – еще позже, на основе особых «Положений» и на более выгодных условиях. В наиболее благоприятных условиях по сравнению с центральными губерниями оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия и особенно Польша . В Польше (1864 г.) крестьяне получили наделы без выкупа, им даже прирезали часть помещичьей земли, отобрав ее у шляхты, принимавшей в восстании 1863-1864 гг. В худшем положении оказались крестьяне Грузии , у которых было отрезано более 40% земли. На Северном Кавказе крестьяне лишились почти всей земли и заплатили значительную сумму за личное освобождение. В России аграрная реформа была проведена в основном по прусскому варианту, обеспечившему медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Несмотря черты ограниченности, эта реформа имела исключительное значение . Исчезла личная зависимость, почти рабское положение миллионов населения страны. Появился рынок рабочей силы. Активно стал развиваться капитализм.
Земская реформа была проведена по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. В ряде губерний России вводились уездные и губернские земства – общественные органы местного самоуправления . Главной причиной их создания была необходимость обустроить жизнь пореформенной деревни в условиях, когда немногочисленный административный штат на местах оказался не в состоянии справиться с проблемами своими силами. Правительство отдало дела «менее значительные» общественным органам местного самоуправления. Первоначально земства создавались в 7 губерниях, затем число их постоянно увеличивалось, вплоть до ликвидации этих органов советской властью. Компетенция земств : страхование хозяйств, создание запасов продовольствия и семян, обеспечение пожарной безопасности, создание системы здравоохранения и начального, оказание ветеринарной помощи, борьбы с эпидемиями, агрономической помощи, забота о состоянии путей сообщения, строительство дорог, мостов, забота о работе почты, телеграфа, о хозяйственном обеспечении тюрем и богоугодных заведений, помощь в развитии местной промышленности и торговли. Для своей деятельности земствам было разрешено облагать население уездов сборами и повинностями, создавать земские капиталы, приобретать имущества. Земства имели исполнительные и распорядительные органы . Распорядительные органы – уездные и губернские земские собрания , во главе их, как правило, стояли, как правило, губернские и уездные предводители дворянства. Исполнительные органы – уездные (председатель и 2 члена управы) и губернские (председатель и 6-12 членов управы) земские управы , председатели их избирались. Председатель губернской земской управы утверждался министром внутренних дел, уездной – губернатором. Буржуазное содержание земской реформы заключалось в том, что представители земств избирались населением на срок в 3 года . Избиратели разделялись на 3 курии (группы) по имущественному цензу. 1-ую курию составляли крупные землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин и собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимости стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Среди городских избирателей была представлена крупная и отчасти средняя буржуазия. 3-ю курию представляли крестьянские общества, в их сходах для выборов в земства участвовали только землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин земли или соответствующего дохода с др. имущества. Для 1-й и 2-й курии выборы были прямыми, для 3-й ступенчатыми: на сельских сходах избирались выборщики, которые на волостных собраниях избирали выборщиков, избиравших гласных. Выборы в губернское земское собрание происходили на уездном земском собрании. Число гласных, подлежащих избранию, распределялось так, что обеспечивалось преобладание представителей от землевладельцев. Слабость положения земств проявлялась в отсутствии общероссийского центрального органа, координирующего их деятельность, у них был ограниченный бюджет, не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без разрешения, им было запрещено заниматься политической деятельностью. Кроме того, после земской контрреформы 1890 г. они были поставлены под мелочный контроль местной администрации и вынуждены были ежегодно отчитываться перед губернскими властями о расходах, обосновывать испрашиваемый бюджет на следующий год. Несмотря на все запреты, земства стали устраивать съезды своих представителей, где обменивались, издавали ведомости, а постоянно общаясь с крестьянами, заботясь о нуждах малоимущих, представители земств проникались сочувствием к ним и в начале 20 века появилось новое общественно-политическое течение - земский либерализм. Значение деятельности этих органов превзошло ожидаемые результаты. Они не только добросовестно исполняли возложенные на них функции, но и выходили за их рамки, например, устраивали училища для подготовки учителей для земских школ, направляли подающих надежды крестьянских детей для обучения в вузах, создали постоянно пополняющийся штат земских агрономов, опытные поля, выставки техники и др.
Городская реформа по «Городовому положению 16 июня 1870 г .» предусматривала создание в городах всесословных органов самоуправления , представители которых избирались от населения, платящего налоги и выполняющего повинности. Для участия в выборах городское население делилось на 3 курии по имущественному признаку: крупные, средние и мелкие собственники. Каждая курия избирала по 1/3 гласных в городскую думу - распорядительный орган. Срок их полномочий 4 года . Состав городской управы (постоянно действующего исполнительного органа) избирали гласные думы из своей среды. Они же избирали городского голову , руководившего управой, его кандидатура утверждалась губернатором или министром внутренних дел. Компетенция городских органов самоуправления, принципы деятельности, отчетность и др. были сходны с земскими. Их деятельность контролировало «губернское по городским делам присутствие» под председательством губернатора.
Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной из либерально-буржуазных реформ XIX в. Указ о ней и «Новые судебные уставы» были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Необходимость перестроить судебную систему была вызвана, в первую очередь, отменой крепостного права и ликвидацией феодального суда. Принципы новой судебной системы: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, введение института присяжных заседателей, независимость и несменяемость судей. Вся страна была разделена на судебные округа и на мировые участки , границы их не совпадали с административными во избежание давления на судей со стороны администрации. Мелкие гражданские и уголовные дела рассматривал мировой суд , кассационные дела рассматривал съезд мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами по спискам, одобренным губернатором, и окончательно утверждались Сенатом. Судью нельзя было уволить, переизбрать за исключением случаев совершения им преступления; однако можно было перевести его в другой округ. Главной структурной единицей новой судебной системы стал окружной суд с уголовным и гражданским отделениями. Дела рассматривали судьи: председатель и члены суда, назначаемые правительством. По наиболее важным делам в состав суда входили председатель, члены суда и присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из благонадежных граждан округа. Слушание дела проходило в присутствии обвиняемого (ответчика) и потерпевшего (истца), его защитника-адвоката обвинителя-прокурора. Прокурор и адвокат проводят судебное следствие, на основании которого присяжные выносят вердикт (после тайного совещания) о виновности или невиновности подсудимого, на основании этого суд выносит приговор, назначая меру наказания или освобождая подсудимого. Разбирательства по гражданским искам проходили без присяжных. Кассационные дела рассматривала судебная палата (9-12 окружных судей), высшей судебной инстанцией являлся Сенат и его департаменты на местах. Бессословность суда изначально была нарушена существованием особых систем судов для ряда категорий населения. Для крестьян существовал особый волостной суд ; особый суд – консистория – для духовенства; дела высших чиновников рассматривал непосредственно Сенат ; для военных было несколько судов (трибунал, военно-полевой суд, полковой суд ); для политических процессов вводились военные суды, особые присутствия при Сенате и карательные меры в административном порядке (без суда).
До судебной реформы, в 1863 г ., были отменены телесные наказания для непривилегированных сословий, за исключением крестьян (сохранялись розги по приговорам волостных судов), ссыльных, каторжан и штрафных солдат (розги).
Военные реформы активно проводились в 1862-1884 гг., их начал военный министр Д.А.Милютин. Упрощена была структура военного министерства, отделы укрупнялись. Страна была разделена на военные округа, во главе с командующими округами , отвечавшими за все дела (снабжение, комплектование, подготовка, др.), ему подчинялись воинские части округа. С 1863 г. часть солдат увольняют в бессрочный отпуск, не дожидаясь окончания 25-летнего срока службы, они составили запас. В 1874 г . был принят новый воинский устав , вводилась всеобщая воинская повинность, рекрутские наборы отменялись . Мужчины всех сословий, достигшие 20-21 года, обязаны были проходить действительную 6-летнюю службу в сухопутных войсках и 7-летнюю в военно-морском флоте, затем увольнялись в запас на 9 лет и на 3 г. соответственно. При большой численности населения России на службу призывались по жребию, остальные составляли ополчение и проходили военные сборы. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы в семье, лица с образованием, врачи, учителя школ и гимназий, артисты императорских театров, железнодорожники, духовники, а также «инородцы» как неблагонадежные. На 5 лет отсрочивался призыв лиц, начавших коммерческую деятельность. Для подготовки кадров офицеров вводилась сеть новых учебных учреждений. Кадетские корпуса, кроме Пажеского, Финляндского и Оренбургского были закрыты, вместо них создавались военные училища (6 училищ с 3-летним обучением), их выпускники получали звание подпоручика. Контингент для училищ готовили военные гимназии (18 гимназий с 7-летним сроком обучения) и прогимназии (8 с 4-летним обучением). В 1882 г. все они были вновь преобразованы в кадетские корпуса , но на основе соединения программ гимназий и военных училищ. Для получения высшего военного образования были созданы военные академии и морское училище . В академию принимались лица, окончившие военное училище и прослужившие в армии не менее 5 лет. В 1884 г. были созданы юнкерские училища с 2-летним обучением, туда принимались солдаты, проявившие способности к службе и окончившие срок действительной службы, выпускникам не присваивалось офицерское звание, его получали по месту службы при вакансии. В пехоте офицеры-дворяне составляли 46-83%, во флоте – 73%. Было проведено перевооружение армии. В результате реформ армия стала более подготовленной профессионально, имела большой запас, более эффективной стала система руководства.
Были проведены реформы в сфере образования и цензуры . По «Положению» 1864 г. начальные народные училища могли открыть общественные организации и частные лица (с разрешения правительственных органов), руководство делом обучения (программы, др.) осуществлялось чиновниками, советами училищ и советами директоров и инспекторов училищ; учебный процесс был строго регламентирован (инструкциями и др.). Обучаться имели право дети всех сословий, чинов и вероисповеданий. Но в гимназиях существовала высокая плата за обучение. Классические гимназии с 7-летним сроком обучения (с 1871 г. – с 8-летним) готовили обучающихся к поступлению в университеты в основном для подготовки кадров чиновников. Реальные гимназии (позже – реальные училища) с 6-летним курсом призваны были готовить кадры для промышленности и торговли, их выпускникам был открыт доступ высшие технические учебные заведения, в университеты они не принимались. Разделение средней школы на два типа было ориентировано на обучение в классических училищах детей дворян и чиновников, в реальных – детей буржуазии. Введением женских гимназий положено начало женскому среднему образованию . В университеты женщины не допускались. В сфере высшего образования произошли значительные изменения. В 1860-х-1870-х гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе (Финляндия), Петровская сельскохозяйственная академия в Москве, Политехнический институт в Риге, институт сельского хозяйства и лесоводства в Александрии (Украина), высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. В 1863 г . был введен новый Устав университетов , восстанавливающий их автономию. Непосредственное руководство университета поручалось совету профессоров, избиравшему ректора, деканов и новый профессорско-преподавательский состав. Но за деятельностью вузов осуществлялся надзор со стороны министра образования и попечителей учебного округа. Студенческие организации не разрешались. В 1865 г . вводились «Временные правила о печати» , отменявшие предварительную цензуру для периодики и книг небольшого объема, издаваемых в столичных городах.
На царя-Освободителя участниками революционных организаций совершено несколько покушений. После взрыва бомбы в Зимнем дворце Александр Второй создает для руководства страной Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым, назначенным министром внутренних дел. Это получило название «диктатуры Лорис-Меликова», «диктатуры сердца» . Лорис-Меликов активно боролся с терроризмом, упразднил Третье отделение, показавшее свою несостоятельность, и создал вместо него Департамент полиции, входивший в структуру Министерства внутренних дел. Из правительства были удалены министры-консерваторы, на место заняли сторонники реформ, тогда же обер-прокурором Синода стал консерватор, апологет самодержавия К.П.Победоносцев. Была ослаблена цензура, царь поручил Лорис-Меликову разработку программы реформ на ближайшие годы. Проекты были подготовлены (Конституция Лорис-Меликова) , но не были проведены в жизнь. 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит народовольцами.
На престол встал его Александр III, царь-Миротворец (1845-1894 гг., император с 1881 г.). Его не готовили к царствованию, он занял трон вследствие смерти старшего брата. Он получил образование, соответствующее положению Великого князя, был старательным учеником и воспитанником, был не глуп, но и не обладал остротой ума, более других предметов любил военное дело. Грубоватый, простоватый и неприхотливый в повседневной жизни, он правил, словно «исполняя обязанности царя» с присущей ему добросовестностью. За время его правления Россия не участвовала с войнах. Царь считал, что страна должна заняться внутренними проблемами. По убеждениям он был консерватором, сторонником «незыблемости самодержавия», о чем было заявлено в Манифесте 29 апреля 1881 г., разработанном Победоносцевым. Он отклонил прошение о помиловании первомартовцев.Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам , направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все министры-сторонники реформ, кандидатов на их места подбирал Победоносцев.
Раньше других началась судебная контрреформа . В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия »: губернаторам предоставлялось право объявлять губернии «в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», передавать военному суду «за государственные преступления или нападения на чинов войска, полиции и всех вообще должностных лиц», требовать закрытого суда. Это положение, введенное на 3 года, действовало до 1917 г. В 1887 г. был издан закон об ограничении публичных заседаний в суде . Суду давалось право закрывать двери для публики, что создавало возможности для произвола. С той же целью ряд изменений был внесен в положения судебной реформы. С июля 1889 г. законом о земских начальниках упразднялся мировой суд, его функции передавались новым судебно-административным должностным лицам - окружным земским начальникам. Они имели право приостанавливать решения волостного суда, назначать волостных судей, налагать штрафы и подвергать арестам в административном порядке. Надзор за исполнением их решений осуществляли губернские присутствия во главе с губернатором. Под влиянием борьбы рабочих началось оформление общероссийского рабочего законодательства . В 1885 г. издается закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. В 1886 г. – закон о порядке найма и увольнения, об упорядочении штрафов и выплаты заработной платы, для контроля его соблюдения был введен институт фабричных инспекторов. В 1887 г. – закон об ограничении продолжительности рабочего дня на вредном производстве и тяжелом физически.
Контрреформы были проведены и в области просвещения и печати . В 1882 г. были закрыты Петербургские высшие женские врачебные курсы, прекращен прием на другие высшие женские курсы. Вводились «Временные правила о печати », по которым газеты, получавшие «предостережения», должны были накануне выпуска пройти предварительную цензуру; совещанию министров просвещения, внутренних дел, юстиции и Святейшего Синода давалось право закрыть периодическое издание, запретить произведение, не лояльное к власти. Стеснена была деятельность народных читален и библиотек . С 1888 г. особый отдел комитета при министерстве просвещения пересматривал каталог книг читален, для их открытия требовалось разрешение министерства внутренних дел, заведующие назначались с согласия губернатора. В сфере образования осуществлялась линия на свертывание автономии учебных заведений, сужение доступа низших сословий к обучению, усиление влияния церкви . Сеть церковноприходских школ была передана в ведение Синода, краткосрочные школы грамоты – в ведение епархиальных училищ; в школах министерства народного просвещения, расширялось преподавание «закона божьего». В 1887 г . был издан циркуляр (прозванный «законом о кухаркиных детях »), предлагавший принимать в гимназии и прогимназии лишь детей благонамеренных граждан, которые могли создать «им необходимое для учебных знаний удобство». Это сокращало доступ в них детей «кучеров, лакеев... и тому подобных людей», кроме особо одаренных. С той же целью была повышена плата за обучение. В 1884 г . был издан новый университетский устав . Во главе каждого университета был поставлен попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор с широкими административными полномочиями, сузились права ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Профессора назначались министром, деканы – попечителем учебного округа, который утверждал планы и программы, наблюдал за всей жизнью университета, мог утверждать журналы заседаний совета, назначать пособия и т.д. Помощником ректора в организации надзора за студентами был инспектор. Положение студентов регламентировалось правилами. Для абитуриента требовалось свидетельство о поведении из полиции. Студенческие собрания и выступления воспрещались, вводилась форма. Повышалась плата за обучение. Устав вызвал протесты студенчества и профессуры. Ответ - увольнение и исключение. Все мероприятия были направлены против доступа в высшую школу выходцев из разночинской среды.
Правительство ограничило земское и городское самоуправление . С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890 г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа . Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г. предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.
В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу. В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте , именно он в конце XIX в. осуществлял руководство экономической политикой, а с начала ХХ в. – всеми сферами деятельности правительства. С.Ю. Витте дворянин по рождению, окончил Новороссийский университет. Сделал блестящую карьеру на государственной службе. Прошел путь от служащего канцелярии одесского губернатора, мелкого служащего перспективной железнодорожной отрасли, до министра путей сообщения (с 1882 г.), министра финансов (с 1882 г.), председателя Кабинета министров (с 1903 г.) и председателя Совета министров (1905-1906 гг.). Его отличали острый ум, независимость суждений, отсутствие подобострастия и щепетильности, не изысканные манеры. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте : сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; занять прочные позиции на рынках Востока; создание прочного среднего слоя хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны ». Германия повысила пошлины на зерно, что противоречило интересам русских экспортеров, в интересах которых были изменены внутренние железнодорожные тарифы. На западных линиях они снижались, что облегчало вывоз; на южных и восточных повышались с целью не допустить ввоз в центр дешевого хлеба из Поволжья и Северного Кавказа. В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией . В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля , а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение , что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность , распространения иностранных концессий , т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство. Активное фабрично-заводское строительство в конце 19-начале 20 вв. получило название «индустриализации Витте ». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию , дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом , добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной. В 1897 г . в России была впервые проведена всеобщая перепись населения , численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России : было построено рекордное количество железнодорожных линий, стабилизирован рубль, поднималась индустрия, Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей.