Экономическое положение гкнпц им м в хруничева. Диагностика финансовой деятельности по "полет" - филиал фгуп "гкнпц им. м.в. хруничева". И сколько потребуется на исправление
Гендиректор Космического центра имени Хруничева Алексей Варочко рассказал о финансовом состоянии предприятия и планах производства носителей.
Производитель российских тяжелых ракет «Протон» и нового семейства носителей «Ангара» Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева 17 ноября 2017 года завершил многолетний процесс акционирования. О том, что ждет центр после преобразования, как поступят с территорией в центре Москвы, когда стартует следующая «Ангара» и сколько пусков «Протона» будет в 2018 году, в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор предприятия Алексей Варочко.
— Вы возглавили Центр имени Хруничева шесть месяцев назад. На этот период пришелся последний этап его акционирования. Какие изменения за это время произошли в организации?
— В первую очередь проведены изменения в кадровой структуре головного офиса. Из 13 должностей заместителей оставлены только шесть: по науке, производству, финансам, безопасности, персоналу и качеству. Практически на все должности уже назначены руководители.
Планомерно продолжается работа по оптимизации филиалов. Но речь не идет о сокращениях рабочих специальностей. Наоборот, мы готовы принять на работу порядка 200 человек — токарей, фрезеровщиков. Нам не хватает рабочих рук. Текущая загруженность заставила предприятие перейти на трехсменный режим работы. За пять месяцев 2017 года нами изготовлено пять ракет «Протон-М» и «Рокот», шестой «Протон» находится в производстве. Предприятие сейчас производит по два изделия в квартал.
Мы полностью закрыли долги по поставкам ракет для Минобороны. Остались невыполненными договорные обязательства перед «Роскосмосом». Но мы намерены передать им три ранее заказанные ракеты в 2018 году.
— Ряд филиалов Центра планируется перевести в создающийся холдинг ракетного двигателестроения. Как будет проходить этот процесс?
— Речь идет о Воронежском механическом заводе и подмосковном Конструкторском бюро химического машиностроения имени A.M. Исаева.
После акционирования Центра имени Хруничева идет процесс оформления всего имущества филиалов на наше АО. В дальнейшем филиалы будут выделены в отдельные АО и наделены имуществом. Этот процесс мы рассчитываем закончить в мае-июне 2018 года, после чего предприятия будут переданы НПО «Энергомаш», на базе которого создается двигателестроительный холдинг.
— Что останется у вас?
— У нас останется, естественно, московская площадка для производства «Протонов», а также омский «Полет», где будет полностью создаваться «Ангара». Сейчас очень многое в производстве и испытаниях «Ангары» завязано на Москву. Перевозки очень существенно сказываются на сроках и стоимости. В 2020 году на предприятии «Полет» будет выпущена первая полностью изготовленная там легкая «Ангара-1.2». В том же году в Омске должен быть построен второй контрольно-испытательный стенд, который позволит выпускать тяжелую «Ангару-А5». Первая такая ракета выйдет с омской площадки в 2022 году.
У нас также остаются Ковровский механический завод, который занимается производством арматуры для ракетно-космической отрасли, Усть-Катавский вагоностроительный завод, выпускающий агрегаты для комплектования «Ангары», «Протонов», «Союзов».
Также за нами остаются КБ «Салют», представительства на Байконуре, в Плесецке, Восточном.
— Как идет процесс сокращения производственных площадей предприятия и продажа освобождаемой земли в Филевской пойме?
— Сейчас мы ведем оценку стоимости земли. Высвобождаемые площади разбиты на участки, некоторые из них давно не эксплуатируются, какие-то перестанут использоваться с 2018 года. Продажа будет проходить на торгах поэтапно — участок за участком. Кстати, хотел бы опровергнуть застрявший в массовом сознании слух, что земля под Центром заложена банкам. Я ответственно заявляю, что наши территории нигде не заложены, иначе банки бы просто потребовали наложить арест на землю до возврата кредитов. ФГУП просто по закону не мог этого сделать, всё наше имущество до акционирования принадлежало Росимуществу.
— Вы запросили дополнительное финансирование в размере более 30 млрд рублей на оздоровление Центра. Несколько лет назад «Роскосмос» предоставлял в два раза большую сумму. Зачем потребовался новый транш?
— Ни для кого не секрет, что у предприятия большой кредитный портфель. Только на обслуживание кредита уходит по 4,5 млрд рублей в год. В свое время Центр имени Хруничева, чтобы поддержать предприятие «Протон-ПМ», производящее двигатели для первой ступени ракеты «Протон-М», взял кредит. В ином случае заводу грозило закрытие и увольнение персонала. Мощности «Протон-ПМ» рассчитаны на производство двигателей не менее чем для 5-6 ракет в год, но когда заказ снизился, нам пришлось поддерживать «холостую» работу предприятия. Только по этому кредиту мы платим банкам по 650 млн рублей в год.
Еще одна статья расходов — увеличившиеся производственные издержки. Салаватинский химический завод в 2017 году в 2,5 раза повысил цену на ракетное топливо. Выросла цена топлива — увеличилась стоимость испытания двигателей, а цена ракет для Минобороны и «Роскосмоса» фиксированная. Соответственно, нам приходится снижать собственную прибыль.
Кроме того, в условиях сниженного госзаказа и «проседания» коммерческого рынка нам приходится содержать и обслуживать имеющуюся излишнюю инфраструктуру. Она рассчитана на производство десяти ракет «Протон» в год, а мы выпускаем в два раза меньше. Производство «Ангары» рассчитано под пять тяжелых ракет в год. Нам приходится содержать площади, людей.
Внешние затраты приносят предприятию 470 млн рублей убытков в год. Это содержание детских садов, дома культуры, теплосетей. Своей котельной мы отапливаем целый микрорайон Москвы. Мы предложили передать городу котельную и семь детских садов, но у столицы это не заложено в бюджет.
Текущее экономическое состояние предприятия усугубила череда аварий. Со второй половины 2016 года по первую половину 2017-го мы не произвели ни одной новой ракеты. Тогда стоял вопрос о браке двигателей, сейчас эта проблема исправлена, двигатели перебрали, брак устранили, но эта ситуация усугубила финансовое положение организации. На содержание персонала за время простоя ушло 30 млрд рублей.
С целью погашения задолженностей мы и обратились в правительство. При неполной загрузке производственных мощностей и при тех кредитах, которые набраны в прежние годы, мы не сможем самостоятельно подняться.
— Что будет с московской площадкой Центра Хруничева после сокращения производственных площадей и продажи земли? Ранее, после завершения производства «Протонов», предполагалось изготавливать в столице третью ступень ракеты «Ангара-А5», а теперь?
— В Москве будут по-прежнему производить ракету «Протон», разгонные блоки. До 2022 года будем выпускать здесь третью ступень тяжелой «Ангары-А5», здесь же пройдут общие испытания ракет этого семейства. Всего в столице будет изготовлено шесть ракет «Ангара-А5». Они все находятся в заделе. Начиная с седьмой эти ракеты будут выпускаться в Омске, по новой конструкторской документации, способом фрикционной сварки.
— Сколько пусков ракет «Протон» планируется на 2018 год?
— Четыре-пять. На весну намечен запуск космического аппарата «Благовест» в интересах Минобороны. Летом в планах значится коммерческий старт. Речь о парном запуске спутников Eutelsat 5 West B и MEV-1. На осень намечен старт метеоспутника «Электро-Л», а на конец года — многофункционального лабораторного модуля «Наука». Кроме того, в конце года, в зависимости от требований Минобороны, может быть запущен еще один военный аппарат.
— Сколько намечается пусков легкой ракеты «Рокот»?
— Мне бы хотелось, чтобы в 2018 году были проведены все четыре оставшихся до завершения эксплуатации этой ракеты старта. С 26 марта по 6 апреля планируется запуск космического аппарата Sentinel 3B для Европейского космического агентства, в июне — старт по линии Минобороны, летом — еще один по военной тематике. На октябрь планируется запуск трех спутников «Гонец». Две ракеты «Рокот» для военных находятся на ответственном хранении, носители для Sentinel и «Гонца» — в высокой степени заводской готовности.
— Когда полетит следующая «Ангара»?
— Вторая ракета тяжелого класса будет поставлена Минобороны в 2018 году. Рассматриваются варианты запуска коммерческой нагрузки, если такое предложение нам будет сделано.
Следующий старт легкой «Ангары-1.2» у нас намечен на 2019-2020 годы. Всего сейчас мы изготавливаем три ракеты «Ангара-1.2», три «Ангара-А5», а дальнейший заказ будет определен дополнительно.
Дмитрий Струговец
ПО "Полет" (г. Омск) - одно из крупнейших промышленных предприятий России, которое вот уже более 65 лет специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники.
Производственные мощности, высокая квалификация специалистов, большой научный и технический потенциал, применение передовых технологий своего времени позволили ПО "Полет" внести существенный вклад в оборонно-промышленный комплекс страны, и стать единственным заводом бывшего Советского Cоюза, а затем и России, на котором выпускались и ракеты-носители, и космические аппараты, и сверхмощные двигатели РД-170, и самолеты как военной, так и гражданской авиации.
Сегодня предприятие вступило на новый виток развития. 3 февраля 2007 года Президент РФ В.В.Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева", в соответствии с которым к Центру им.М.В.Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение "Полет".
В результате образовалось самое крупное федеральное предприятие России, которое также вошло в пятерку мировых лидеров в области космических технологий.
В конце 2007 года производственное объединение "Полет" вошло в состав ФГУП "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева" в качестве филиала.
В связи с вышеперечисленным ФГУП ПО "Полет" переименовано в ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева".
В связи с реорганизацией на предприятии началось техническое перевооружение, стали развиваться высокотехнологичные виды производств, созданы новые рабочие места, стабилизировано и улучшено финансово-экономическое состояние, увеличился размер заработной платы.
На базе вновь созданной структуры появится образцово-показательный центр по производству ракетно-космической и авиационной техники, не имеющий аналогов в России по технологическому оснащению и уровню автоматизации.
Это даст возможность предприятию приступить к выпуску техники нового поколения: универсальных ракетных модулей семейства ракет-носителей "Ангара", малых космических аппаратов на базе унифицированной космической платформы "Яхта", комплектующих и конструкций для ракет-носителей "Протон-М" и "Рокот", а также самолетов малой авиации. Также ПО "Полет" продолжит обеспечивать запуски космических аппаратов с использованием запаса ракет-носителей "Космос-3М". Продукция ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева":
Космическая:
Ракета-носитель "КОСМОС-3М". Предназначена для выведения автоматических космических аппаратов различного назначения массой до 1500 кг на круговые, эллиптические и солнечно-синхронные орбиты высотой до 1700 км. Выведение КА ракетой-носителем "Космос-3М" производится с полигонов Капустин Яр и Плесецк (орбиты с наклонениями 66,74,83,87,3 град. и солнечно-синхронные орбиты).
Космический аппарат "НАДЕЖДА". Является основным элементом международной космической системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ", предназначенной для определения местоположения судов и самолетов, потерпевших бедствие.
Космический аппарат "СТЕРХ". Малый космический аппарат "Стерх" космической системы "Надежда-М". Аппарат нового поколения обеспечивает развитие и более эффективное использование системы "КОСПАС-САРСАТ".
Космический аппарат "УНИВЕРСИТЕТСКИЙ". Исследует околоземное космическое пространство и участвует в реализации прикладных и образовательных программ.
Ракета-носитель "АНГАРА". Семейство ракет-носителей "Ангара" - новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями.
Авиационная:
Авиамодельный ряд. Истребитель ЯК-9, Реактивный бомбардировщик ИЛ-28, Реактивный пассажирский самолет ТУ-104, Легкий многоцелевой самолет АН-3Т, Транспортный самолет АН-70, Многоцелевой самолет АН-74
Легкий многоцелевой самолет АН-3Т. АН-3Т - легкий многоцелевой самолет, разработки АНТК им. О.К. Антонова (г. Киев) и производства ФГУП ПО "Полет". Короткий взлет и посадка (от 90 метров) позволяют использовать самолет.
Ан-3Т на необорудованных площадках. Это один из немногих в мире самолетов такого класса, на котором разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местности.
Ан-3Т - единственный в мире одномоторный самолет, который совершил беспосадочный перелет с Южного полюса до побережья Антарктиды, преодолев расстояние в 1800 км.
Транспортный самолет АН-70. Средний транспортный самолет Ан-70-100 предназначен для перевозки на воздушных линиях гражданской авиации различных грузов, в том числе в контейнерах и на поддонах, самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники.
Многоцелевой самолет АН-74. Многоцелевой самолет короткого взлета и посадки для эксплуатации в любых климатических условиях и географических зонах с возможностью базирования на необорудованных площадках.
Перспективные разработки:
Легкий многоцелевой пятиместный самолет короткого взлета и посадки Т-411 "АИСТ" предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояние до 1200 км.Конструкция самолета позволяет быстро переоборудовать его для использования в качестве санитарного, самолета гидрометеорологической разведки и экологического мониторинга, аэротакси.
В 2017 году Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева должен был осуществить пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5», но это произойдет только в 2018 году. О причинах переноса пуска «Ангары» и о возобновлении эксплуатации «Протонов», о том, почему необходимо расширять продуктовую линейку и что нужно делать, чтобы не бояться Илона Маска,- в интервью корреспондентам “Ъ” Ивану Сафронову и Александре Джорджевич рассказал гендиректор ГКНПЦ имени Хруничева Андрей Калиновский.
Возглавив Центр имени Хруничева в 2014 году, вы говорили, что предприятие находится в плачевном состоянии. Что удалось исправить?
Ситуация, действительно, была тяжелая. Программа финансового оздоровления, которую мы приняли по согласованию с госкорпорацией «Роскосмос» и правительством, подразумевала экономические преобразования в течение десяти лет - она должна была закончиться к 2025 году. Сначала мы занимались стабилизацией, поскольку нам не хватало оборотных средств даже для производственной деятельности. Это был этап 2014–2016 годов: тогда нам активно помогало государство, давшее деньги на выпуск ракетно-космической техники. Сейчас идет этап модернизации, подразумевающий основные преобразования на производстве. Я думаю, что окончательный облик производственной структуры выстроится в конце 2018 - середине 2019 года. После этого начнется устойчивое развитие. В этом году будет три года, как мы реализуем эту программу: ситуация у нас непростая, но процесс идет в строгом соответствии с ранее принятыми планами.
- Для чего тогда потребовалась новая программа финансового оздоровления?
Изменился ряд исходных условий. Был утвержден новый бюджет государства на ближайшие три года, в рамках этого произошло сокращение затрат по ряду проектов, которое мы обязаны были учесть. Программа стала для нас несколько жестче, но все равно выполнима.
Как складываются отношения с ВЭБом, который должен был в несколько этапов выдать вам заемные средства? Первый транш в размере 12,5 млрд руб. вы получили полностью, а дальше?
После этого мы получили под поручительство «Роскосмоса» еще два займа от других банков на 20 млрд руб. Объем средств, изначально заложенный в программу оздоровления, мы получили полностью. Но уже из других источников.
- Как продвигается акционирование предприятия?
Мы находимся на финишной прямой и в июле этого года планируем стать акционерным обществом.
- Правда, что часть территории ГКНПЦ в Филях отдадут под жилую застройку?
Мы отозвали на Воронежский механический завод 71 двигатель. Это очень много, но это было необходимо сделать
Какие планы у правительства Москвы относительно этой территории, я сказать не могу. Но мы активно обсуждаем возможность открытия на высвобождаемых землях технопарка, в котором можно было бы развивать современные космические технологии.
Когда рассчитываете возобновить пуски ракет-носителей , приостановленные после отзыва двигателей второй и третьей ступени из-за использования в них неверного припоя?
Первый пуск у нас планируется на 29 мая. Изначально коммерческий запуск аппарата Echostar-21 должен был состояться в конце 2016 - в начале 2017 года, но, к сожалению, двигатели на этой ракете попали в зону риска. Поэтому мы предложили заказчику замену «Протона» на тот, где стоят полностью исправные двигатели. Буквально на прошлой неделе у нас состоялась финальная встреча, на которой заказчик подтвердил свое согласие на замену ракеты.
- Сколько всего двигателей отозвали на Воронежский механический завод (ВМЗ)?
71 двигатель. Это очень много. Но это было необходимо. В сложившейся ситуации по части двигателей существовала чисто теоретическая вероятность присутствия дефекта. Нам всем хватило мужества сказать: «Давайте лучше остановимся и проверим все».
- И сколько потребуется на исправление?
Уже в начале мая придет первая исправная партия из Воронежа.
- Пусковая программа сильно пострадала?
Сколько планировали пусков, столько и осталось. Все будет зависеть от готовности космических аппаратов: у нас же пуски зачастую сдвигаются не только из-за проблем с ракетами, но и из-за неготовности полезной нагрузки, которую мы собираемся запускать.
- Два «Протона-М» не поставили Минобороны РФ тоже из-за двигателей?
Да. Сами ракеты были практически готовы в конце 2016 года, но в результате отгрузим их в третьем квартале 2017-го.
- С ВМЗ с легкой душой расстаетесь?
Ну, нельзя так говорить, будто бы это было обременение для нас и мы с ними мучились… В соответствии с планами госкорпорации ВМЗ переходит в периметр ответственности НПО «Энергомаш», на базе которого будет сформирован двигателестроительный холдинг.
А еще от чего-то будете избавляться или все существующие активы вам нужны? Интересует судьба Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Будущая структура подразумевает оптимизацию части площадей, но при этом все филиалы будут сохранены при производстве ракетно-космической техники. Что касается Усть-Катава, то в структуре холдинга он станет центром компетенции по изготовлению литья, штамповок, метизов, резинотехнических изделий. В ближайшие несколько лет завод будет реконструирован за счет средств ФЦП под и создание там новых мощностей.
Недавно «Роскосмос» подал очередной иск к Центру имени Хруничева на 600 млн руб., а ранее еще один - на 1 млрд, в январе - вообще более чем на 2 млрд руб.
У нас были договорные обязательства по поставкам ракетно-космической техники и выполнению ОКР. Наши обязательства не были выполнены в полном объеме, и, как следствие, мы получили иски.
- И каковы перспективы разрешения этого конфликта?
Попытаемся снизить сумму исков, приведем свои доводы.
- Минобороны РФ не очень-то прислушалось к вашим доводам в суде, связанном с аварией «Протона» в 2013 году.
Наверняка найдем какие-то компромиссные решения.
- В каком состоянии сейчас конверсионная программа «Рокот»?
Пока в действующем. Мы сейчас делаем последние машины, последний пуск будет коммерческий - запустим аппарат Sentinel-3B в интересах Европейского космического агентства. Ориентировочно это состоится в конце 2017-го или в первом квартале 2018 года. После этого программа завершится.
- Система управления там будет украинского «Хартрона»?
Да. Недавно получили с Украины последнюю комплектацию на коммерческие пуски.
- На смену «Рокоту» должна прийти . В каком состоянии этот проект?
Сейчас происходят стендовые испытания отдельных узлов и агрегатов, после будем собирать уже первую летную ракету, чтобы в 2019 году осуществить ее первый пуск. Машина получилась неплохая. Подписан один твердый контракт с корейским аэрокосмическим институтом на проведение пуска в 2020 году. Он пока один, но общий интерес к данной ракете на коммерческом рынке достаточно большой.
- Ее продвижением занимается компания International Launch Services?
Да, у них эксклюзивное право вообще на все семейство ракет-носителей «Ангара».
- Проект будет реализован?
Нет, от нее отказались. У наших коллег из «Роскосмоса» есть новый проект «Феникс», который в будущем займет эту нишу.
- А с тяжелой что происходит? В этом году должен был состояться пуск, но он в планах отсутствует.
Мы перенесли его на 2018 год. Причина банальна: параллельно с опытно-конструкторскими работами у нас шел процесс передачи производства в Омск, и мы по обоюдному согласию с Минобороны РФ решили провести дополнительные испытания. Это нужно, чтобы подтвердить готовность производства омского предприятия с точки зрения качества выпускаемой продукции, стабильности технологических процессов и квалификации персонала. Поэтому сейчас мы готовим стендовые изделия. В 2017 году мы завершим все испытания в ЦНИИ машиностроения и после этого запустим производство в Омске.
- Вы, кстати, проводили там модернизацию производства, закупая для этого станки. Российские?
Не всегда.
- Закупке иностранной продукции санкции не мешали?
- Какая полезная нагрузка будет выводиться первой на «Ангаре-А5»?
С учетом срока поставки ракеты-носителя с заказчиком обсуждается несколько вариантов полезной нагрузки. На сегодняшний день окончательное решение пока не принято.
- Это правда, что Ангола интересовалась запуском на «Ангаре» своего AngoSAT?
Буквально на прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М»
Да, мы рассматривали такую возможность с нашими коллегами из РКК «Энергия», но это был один из вариантов. Но в итоге был выбран другой тип носителя.
Вы обещали, что предприятие будет выпускать по две тяжелые ракеты «Ангара-А5» и по одной легкой в год. Сбудутся ли прогнозы или сроки опять будут сдвигаться?
Планы сохранились. У нас идет опытно-конструкторская работа «Амур», мы входим в пилотируемую программу… Поэтому с учетом консолидированного заказа - Минобороны и «Роскосмоса» - эти параметры сохранены: с 2021 года будут выпускаться по две большие машины и одна маленькая.
- Как идут работы по разгонному блоку КВТК (кислородно-водородный тяжелого класса.- “Ъ”)?
Сейчас закрываем предыдущий контракт. Идет процесс сдачи первичных документов. В первой половине этого года - начале второй мы должны заключить новый контракт на КВТК с госкорпорацией на продолжение работ.
- В каком году ждать пуск?
В 2024-м. Изначально планировали провести в 2021 году, но тут действительно корректировки бюджета повлияли на сроки.
- Сроки пуска пилотируемой «Ангары-А5П» прежние?
Да - в 2021, 2022 и 2023 годах.
- Зачем вы тогда готовите несколько новых модификаций «Протона»?
Когда 15–20 лет назад мы вышли на рынок коммерческих пусков, Центр имени Хруничева был фактически монополистом. У нас была одна ракета, которую мы предлагали рынку,- и рынок подстраивался под нее, а не наоборот. Было ли нам комфортно? Конечно. Со временем появилось много новых игроков. И как только у рынка появилась возможность использовать различные варианты, то они стали выбирать те носители, мощности которых достаточны для выведения их полезной нагрузки. Есть серьезная тенденция - космические аппараты становятся легче. И те, кто раньше стоял в очереди к нам со своими спутниками в пять с лишним тонн, стали делать аппараты в четыре тонны. И платить на избыточную мощность ракеты они уже не хотят. А у нас «Протон-М» как выводил шесть тонн на орбиту, так и осталось шесть тонн. Мы поняли, что и нам надо меняться: невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт. Точнее, можно, но только если искусственно снижать цену - но вы же понимаете, что делать это бесконечно невозможно. Надо учитывать, что «Байконур» располагается значительно севернее космодромов наших конкурентов. Тем же Falcon и Ariane мы значительно проигрываем по энергетике только за счет географии. Если бы «Протон» летал с экватора, то нам бы не пришлось вообще ничего придумывать, но это из разряда «если бы да кабы». Поэтому несколько лет назад мы сделали первый шаг - поменяли политику продаж, дифференцировав заказчиков на постоянных и разовых. А теперь создаем целое семейство на базе «Протона» под различные заказы, которые могут поступить.
- Речь идет чисто о коммерческих заказах или же госзаказчиков тоже будете приглашать?
- «Протон-М» тоже создавался как коммерческий проект, а сегодня мы на нем выполняем и федеральные заказы. Я считаю, что иметь линейку машин, которые бы отвечали различным требованиям, это правильно. Мы прошли первый НТС (научно-технический совет.- “Ъ”) в конце 2016 года, а сейчас готовимся ко второму. Поскольку в версии «Протон Medium» изменения от оригинала не сильно большие, то рассчитываю, что первая машина появится в конце 2018 года.
- А версия Light?
Мы презентовали ее на международном рынке, но были вынуждены отложить ее создание. Изначально я считал, что именно эта версия будет наиболее востребованной. Однако, проанализировав интерес потенциальных заказчиков, оказалось, что наибольшее внимание приковано к варианту Medium. То есть у большинства заказчиков полезная нагрузка соответствуют именно этой модификации. Спрос все диктует.
- До какого года будете эксплуатировать «Протон»? Есть ли возможность продлевать их ресурс после 2025 года?
Реальная задача, которая стоит сейчас,- это стабильный рост заработной платы. Невзирая даже на ту ситуацию, в которой находится предприятие
К тому моменту, когда «Ангара» полетит, а к 2025 году это точно должно произойти, то с «Протоном» уже простимся.
- Илона Маска боитесь?
На прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М». Работать надо, а не бояться (смеется).
Некоторые сотрудники Центра имени Хруничева в связи с вашим приходом на предприятие волновались: боялись сокращений, урезания заработной платы…
Реальная задача, которая стоит сейчас,- это стабильный рост заработной платы. Невзирая на ситуацию, в которой находится предприятие. Да, есть огромные долги. Пока не самое высокоэффективное производство, но за первые два года нам удалось добиться стремительного роста средней заработной платы: на 19,3% по итогам 2015 года, на 11,4% по итогам 2016 года. В прошлом году темпы роста несколько замедлились, прежде всего из-за снижения загрузки производства. Планы на 2017 год изменений не претерпели: мы обязаны обеспечить дальнейший рост заработной платы, соответствующий уровню высокотехнологичного производства.
- Центр имени Хруничева будет как-то участвовать в реализации лунной программы?
Безусловно. Пока не отказались от двухпусковой схемы при помощи тяжелых ракет «Ангара-А5В» - это по-прежнему один из вариантов реализации программы, которые есть.
- А к сверхтяжелой ракете как относитесь?
Недавно с иностранными коллегами мы обсуждали тенденции развития отрасли на ближайшие десятилетия. И они честно отвечают, что идут в сторону минимизации веса полезной нагрузки: меньше микросхемы, эффективнее антенны, компактнее двигатели. Но тут же оговариваются, что существует экономическая целесообразность в объединении усилий нескольких крупных компаний в создании большого космического аппарата и запуска его при помощи одной сверхтяжелой ракеты. И эта развилка будет определять облик будущих ракет-носителей.
Разговор про нагрузку действительно очень серьезный - 35, 50 или даже 70 тонн. На сегодня технический потенциал ракетостроительной отрасли страны позволяет реализовать задачи любой сложности. Но я считаю, что в данном проекте очень важно точно определиться с целеполаганием.
МОСКВА, 17 янв — РИА Новости. Космический Центр имени Хруничева запросил дополнительное финансирование в размере более 30 млрд рублей на оздоровление, подтвердил глава предприятия Алексей Варочко.
"Ни для кого не секрет, что у предприятия большой кредитный портфель. Только на обслуживание кредита уходит по 4,5 млрд рублей в год. В свое время Центр имени Хруничева, чтобы поддержать предприятие "Протон-ПМ", производящее двигатели для первой ступени ракеты "Протон-М", взял кредит. В ином случае заводу грозило закрытие и увольнение персонала", — отметил Варочко в интервью "Известиям", отвечая на вопрос о том, для чего предприятию необходим транш в 30 миллиардов.
Издание указывает, что несколько лет назад "Роскосмос" уже предоставлял Центру примерно в два раза большую сумму.
По словам главы центра, мощности "Протон-ПМ" рассчитаны на производство двигателей не менее чем для 5-6 ракет в год, но когда заказ снизился, пришлось поддерживать "холостую" работу предприятия. Только по этому кредиту банкам выплачивается по 650 миллионов рублей в год.
"Еще одна статья расходов — увеличившиеся производственные издержки. Салаватинский химический завод в 2017 году в 2,5 раза повысил цену на ракетное топливо. Выросла цена топлива — увеличилась стоимость испытания двигателей, а цена ракет для Минобороны и "Роскосмоса" фиксированная. Соответственно, нам приходится снижать собственную прибыль", — уточнил Варочко.
Он также отметил, что в условиях сниженного госзаказа и "проседания" коммерческого рынка предприятию приходится содержать и обслуживать имеющуюся излишнюю инфраструктуру.
"Она рассчитана на производство десяти ракет "Протон" в год, а мы выпускаем в два раза меньше. Производство "Ангары" рассчитано под пять тяжелых ракет в год. Нам приходится содержать площади, людей", — посетовал глава Центра.
Текущее экономическое состояние предприятия усугубила череда аварий.
"Со второй половины 2016 года по первую половину 2017-го мы не произвели ни одной новой ракеты. Тогда стоял вопрос о браке двигателей, сейчас эта проблема исправлена, двигатели перебрали, брак устранили, но эта ситуация усугубила финансовое положение организации. На содержание персонала за время простоя ушло 30 миллиардов рублей", — заключил Варочко.
ГКНПЦ имени М.В. Хруничева — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время ─ ракеты-носители семейства "Протон" и разгонные блоки к ним. Также на предприятии ведется разработка перспективного семейства ракет "Ангара". Летом 2014 года было признано, что Центр имени Хруничева находится в очень тяжелой финансовой ситуации, для выхода из которой была принята программа оздоровления предприятия.
Содержание
1. Характеристика Государственного космического научно- производственного центра имени М.В. Хруничева
Космический
центр им. М.В.Хруничева
был образован
Указом Президента Российской Федерации
от 07 июня 1993 на базе крупнейших российских
разработчиков и производителей авиационной
и ракетно–космической техники - Конструкторского
бюро «Салют» и Машиностроительного завода
им. М.В.Хруничева.
История
предприятия началась более 85 лет
со строительства крупного машиностроительного
завода на окраине Москвы, который позже
был назван в честь министра тяжелой промышленности
М.В.Хруничева.
В
1922 году завод выпустил первые отечественные
автомобили «Руссо–Балт», однако в 1925
г. он был передан в концессию немецкой
самолетостроительной фирме «Юнкерс».
Тем самым было положено начало производству
самолетов в цехах предприятия. В 1927 году
договор с фирмой «Юнкерс» был расторгнут,
и на заводе было налажено серийное производство
первых отечественных самолетов.
В
дальнейшем на предприятии были изготовлены
лучшие образцы отечественной авиационной
техники, получившие залуженное признание
в мире - бомбардировщики ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3,
Пе-2, стратегические бомбардировщики
3М и М4, получившие в НАТО название «Бизон»,
сверхзвуковые бомбардировщики М-50 и др.
В
конце 1959 года по решению правительства
предприятие переориентировалось на
разработку и производство ракетно-космической
техники, и в связи с этим авиационные
разработки были прекращены.
Колоссальный
научно–технический потенциал позволил
предприятию не только стать неоспоримым
лидером в области отечественного ракетостроения,
но и внести значительный вклад в развитие
мировой космонавтики в целом, и в частности,
в создание высоконадежных и эффективных
космических транспортных средств.
Совместными
усилиями специалисты конструкторского
бюро «Салют» (создано в 1951 году) и
машиностроительного завода им.М.В.Хруничева
создали уникальные образцы ракетно-космической
техники: боевые комплексы, оснащенные
высокоэффективными межконтинентальными
баллистическими ракетами, все орбитальные
станции: «Салют»
, «Мир»
, транспортные
корабли снабжения серии «Космос–929, –1267,
–1443, –1686», а также все модули, которые
стыкуются с орбитальными станциями –
«Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр»,
«Природа», возвращаемая капсула «Экспресс»,
всемирно известная высоконадежная
ракета-носитель «Протон»
, ракета–носитель
легкого класса «Рокот»,
исключительные
по конструкции и техническим возможностям
разгонные блоки РБ Бриз-М, Бриз-КМ, КВРБ.
Факт
создания долгосрочных орбитальных станций
явился этапным моментом освоения человечеством
космического пространства, обеспечил
условия для непрерывной работы людей
на орбите. Сегодня Центр Хруничева является
одним из наиболее активных участников
проекта создания Международной
Космической Станции (МКС)
«Альфа»
. В рамках проекта специалисты
предприятия спроектировали, изготовили
и успешно вывели на орбиту функциональный
грузовой блок «Заря» и сервисный модуль
«Звезда» для МКС. В рамках проекта МКС
РН «Протон» используется как основное
средство выведения полезной нагрузки
с российской стороны.
РН
«Протон»
составил целую эпоху в развитии
космических средств выведения. За менее
полувека эксплуатации осуществлено более
300 запусков различных конфигураций ракеты
«Протон». «Протон» наряду с американским
носителем «Атлас» имеет самую
высокую степень надежности (свыше 96%)
.
Сегодня модернизированный «Протон» является
транспортной основой Федеральной космической
программы России.
Ракета–носитель
легкого класса «Рокот»
была создана
на базе межконтинентальной баллистической
ракеты «Стилет». Технические характеристики
«Рокота» обеспечивают уникальную на
сегодняшний день возможность группового
вывода различных космических аппаратов
на рабочие орбиты в самом широком диапазоне
высот.
В
настоящее время специалисты
Центра работают над созданием
космических транспортных
средств нового поколения
. В рамках
проекта «Ангара»
, создается ракетоноситель
модульного типа «Ангара», который будет
работать на экологически чистых компонентах
топлива. Предполагается, что по своим
техническим характеристикам новый носитель
будет превосходить все ныне существующие
и значительно расширит возможности по
выведению космических аппаратов на различные
орбиты.
Близки
к завершению работы по созданию возвращаемой
первой ступени «Байкал»
для ракеты
нового поколения.
Развернуты
программы по проектированию и изготовлению
малых космических аппаратов
связи и мониторинга Земли.
За
комплекс мероприятий по охране окружающей
среды ГКНПЦ имени М.В. Хруничева
среди семи лучших предприятий России
награжден призом «ЗОЛОТАЯ
ПАЛЬМА»
, утвержденным ассоциацией
«Monde Sans Frontier», являющейся координатором
Программы «Green Peace»
.
Предприятие
принимает самое активное участие
в реализации Федеральной космической
программы России и многочисленных совместных
космических программах, которые разрабатываются
аэрокосмическими организациями и агентствами
Европы, Азии, Америки.
Центр
Хруничева является неоспоримым
российским лидером на международном
космическом рынке пусковых услуг. За
прошедшие годы его
партнерами стали такие
именитые зарубежные
компании как Boeing, Lockheed Martin, Loral, Inmarsat, Iridium,
Motorola, Panamsat, Хьюз, EADS Transportation
и др.
В
июне 1995 года после объединения американских
компаний "Lockheed" и "Martin", преемником
СП LKEI стало новое совместное предприятие
International Launch Services (ILS).
На
сегодняшний день у крупнейшего
российского предприятия космического
профиля большое количество реальных
и потенциальных контрактов на запуски
коммерческих нагрузок на своей РН "Протон",
контракт на изготовление ФГБ для
станции "Альфа"
. Также ГКНПЦ является
основным изготовителем российского сегмента
МКС "Альфа".
В
рамках международных совместных предприятий
International Launch Services/ILS
(Khrunichev Space Center – Lockheed
Martin) и Eurockot Launch Services
(Khrunichev Space Center
– EADS Transportation) Центр Хруничева предлагает
пусковые услуги по выведению коммерческих
космических аппаратов при помощи своих
носителей «Протон» и «Рокот» соответственно.
Российско-американская совместная корпорация
ILS является сегодня ведущим поставщиком
пусковых услуг в мире.
Уникальный
научно-технический потенциал, накопленный
опыт и высокий профессионализм специалистов
Центра являются существенной основой
для его дальнейшего движения вперед в
области освоения новых передовых технологий,
создания более совершенной космической
техники, сохранения и упрочнения лидирующих
позиций российской космической индустрии
в мире.
В
своем составе ФГУП ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
имеет
несколько
подразделений
:
1)
Ракетно-космический
завод (РКЗ)
Основные
направления деятельности
- Производство
ракетно-космической техники;
Модернизация РН легкого класса Рокот;
Разработка и производство авиационной техники;
Производство установки озонно-сорбционной очистки воды;
Инвестиционные проекты.
Разработка космических аппаратов и ракет- носителей, орбитальных станций и других ракетно-космических систем различного назначения.
3) Завод по эксплуатации ракетной техники (ЗЭРКТ)
Основные направления деятельности:
- разработка
космических аппаратов и ракет-носителей,
орбитальных станций и других ракетно-космических
систем различного назначения.
подготовка к запуску ракет-носителей на космодромах и в войсковых частях Космических войск и Ракетных войск стратегического назначения;
создание и эксплуатация технических комплексов для ракет космического назначения Протон и Рокот на космодромах РФ;
организация и участие в работах по реконструкции (капремонту) стартовых комплексов для ракет космического назначения Протон и Рокот на космодромах РФ;
создание и эксплуатация космического ракетного комплекса (КРК) Ангара.
Научно-производственная деятельность КБ Арматура характеризуется следующими направлениями:
Первое направление - разработка и производство агрегатов электропневмоавтоматики на различные рабочие среды (воздух, азот, гелий, кислород, ксенон и др.) с давлением газов от 5-10”3 мм ртутного столба до 40МПа. Температурный диапазон газов от -250°С до +860 °С. Тонкость фильтрации газов от 20 до 0,1 мкм. Гарантийные сроки эксплуатации составляют не менее 10 лет при сроке службы до 20 лет и более. Агрегаты электропневмоавтоматики, созданные в КБ, широко используются в ракетных комплексах как наземного, так и морского базирования (Протон, Зенит, Индийский старт, Морской старт и др.).
Предприятие работает над созданием изделий электропневмоавтоматики, имеющих повышенный ресурс работы (до 20 тыс. срабатываний), а также повышенную взрывозащиту, работающих на различных рабочих средах (в т. ч. метан, пропан и др.). Создана серия изделий электропневмоавтоматики высокого давления различных видов, работающих в составе компрессорных станций мобильных газозаправщиков, газотепловозов и т. д.
Второе направление - разработка и производство систем газоснабжения ракетных комплексов, обеспечивающих выдачу потребителям различных газов с заданными параметрами (давление, расход, температура, влажность, чистота и др.). Системы газоснабжения имеют современную элементную базу, высокий уровень автоматизации, обеспечивают высокую точность поддержания заданных параметров рабочих газов, надежны и удобны в эксплуатации…
5.
Выводы по результатам
учебной цпрактики
Существующая
система финансовой и статистической
отчетности ГКНПЦ им М.В. Хруничева практически
не позволяет получить необходимую информацию
для построения корректных количественных
оценок эффективности использования бюджетных
средств, выделяемых ГКНПЦ им М.В. Хруничева.
Финансовая
отчетность ГКНПЦ им М.В. Хруничева включает
данные об источниках средств и направлениях
их использования по статьям экономической
классификации бюджетных расходов. Государственная
и ведомственная статистика собирает
данные о других видах ресурсов ГКНПЦ
им М.В. Хруничева.
Проблема
состоит в том, что принципы сбора
данных о затратах и результатах
в сочетании с особенностями деятельности
подразделений ГКНПЦ им М.В. Хруничева
не позволяют корректно соотнести эти
показатели друг с другом. Данные о затратах
финансовых ресурсов, которые должно представлять
каждое подразделение, относятся к всей
деятельности предприятия и не дифференцируются
по ее составляющим. Как было показано
выше, бюджетные ассигнования составляют
58%, а остальное приходится на внебюджетные
средства. Между тем до последнего времени
подразделения ГКНПЦ им М.В. Хруничева
не представляли данных о том, сколько
больных пролечено за бюджетные средства
и сколько – за счет внебюджетных источников.
Существующая
система финансовой и статистической
отчетности не приспособлена для
проведения корректного сравнительного
анализа затратной эффективности финансирования
ГКНПЦ им М.В. Хруничева, не говоря уже
о применении более сложных методов экономических
оценок: затраты-полезность (cost-utility), затраты-выгода
(cost-benefit).
Данные
статистики позволяют судить лишь о
степени загруженности мощностей
ГКНПЦ им М.В. Хруничева.
Для
решения задач оценки эффективности
использования финансовых ресурсов вообще
и бюджетных ассигнований, в частности,
существующая система отчетности и сбора
данных о деятельности ГКНПЦ им М.В. Хруничева
нуждается в серьезном преобразовании.
При
существующем положении дел предметом
анализа эффективности бюджетного
финансирования ГКНПЦ им М.В. Хруничева
может выступать лишь соответствие институциональных
характеристик применяемых моделей финансирования
и бюджетного процесса общим условиям
эффективного использования бюджетных
средств.