Храм рамзеса 2 в абу симбеле план. Памятники нубии от абу-симбел до филэ. Грандиозный проект нового Абу-Симбела
В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.
Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 - 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего Египта. Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.
Открытие храма Абу-Симбел
Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.
Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.
В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер... Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.
Гиганты храма
На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.
Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа - 98 сантиметров, рта - 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.
Внешний вид храма
Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие - разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.
Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа - то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес - настоящий бог, которому посвящен этот храм.
Внутри храма
Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.
Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса - жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.
Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.
На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной - девяти из его дочерей.
Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.
Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.
Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.
Спасенный от вод
Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.
Первооткрыватели храма
Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота Англии - Ирби и Мэнгли - удалось очистить от песка доступ ко входу в храм Абу-Симбел всего за месяц работ. Именно так троица впервые проникла туда 1 августа 1817 года. Но путешественник был, скорее всего, разочарован своим открытием, так как не нашёл сокровищ, которые ожидал увидеть. Между тем он стал первым, кто смог полюбоваться красотой разноцветных барельефов, описывающих военные кампании Рамсеса II в Сирии, Ливии и Нубии, а также великолепными столбами гипостильного зала, покрытыми изображениями фараона. Чтобы увековечить событие и оставить след о своём открытии, Бельцони с друзьями высекают свои имена и дату находки на северной стене храма.
Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса II получило строительство пещерных храмов. Наверное, лучшим из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с его 20-метровыми статуями фараона.
Храмовый комплекс Абу-Симбел
В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место.
Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса
При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению.
Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.
Большой храм
Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Ровно два раза в год лучи уходили в самую глубину храма, освещая там статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте. Владыке подземного мира Птаху было суждено всегда оставаться в темноте.
Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II . Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней.
Внутреннее убранство Большого храма также соответствует возвеличиванию фараона. Так в первом зале находятся восемь статуй фараона в образе бога Осириса. Везде находятся росписи и рельефы, повествующие о жизни Рамсеса II . Здесь есть и войны с ливийцами, нубийцами и хетхами, также присутствует религиозная тематика на рельефе «Фараон Рамсес предстоит перед богами».
Малый храм
Малый храм посвящен богине Хатор. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут.
Спасенный храм Абу-Симбел на сегодняшний день является очень популярным местом среди туристов. Это своеобразный памятник труда – труда строителей Древнего Египта и труда спасителей из нашего времени.
Храм Абу-Симбел (Абу-Симбиль)
Абу-Симбел - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамсеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 285 км южнее Асуана, близ современной египетско-суданской границы.
Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в иероглифических надписях «священной горой» и, как можно предположить, была укреплена фортификационными сооружениями, и поэтому местность в надписях названа «крепостью Рамзессополисом». Современное название Абу-Симбел произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (от араб. sinbel - колос), а затем это название присвоено было и всей группе скал с их храмами. В Европе храм стал известен в 1810-е г.
Один из храмов, большой , был воздвигнут в честь самого фараона Рамсеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху; другой, малый , - воздвигнут в честь первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари, и посвящён богине Хатхор.
В первом из них, построенном после победы над хеттами и отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов - Амона, Ра-Хорахти и Птаха - и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамзеса II, высотой приблизительно в 20 м. Под гигантскими статуями фараона находятся скульптурные изображения членов его семьи - матери, жены Нефертари и детей. Стены внутренних помещений украшены рельефами с ритуальными и военными сценами (битва при Кадеше и др.)
Храм спроектирован таким образом, что дважды в год - в 6 часов утра 22 октября и 22 февраля - солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает 4 сидящие статуи богов ; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут - фигура Рамзеса II (он в центре). На бога Птаха солнце не падает никогда. Во внутренних помещениях храма - 2 гипостиля, молельни и помещение святилища со статуями Амона, Ра-Хорахти, Птаха (все, как и статуи при входе, с лицами Рамзеса II) и Рамзеса II. Перед малым храмом стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному - царицы; высота статуй около 10 м. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе II (595-589 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.
С течением времени, храмы пришли в упадок и в конце концов были засыпаны песком. Уже во время похода Псамметиха II в VI веке до н. э. песок покрывал статуи главного храма до колен. Затем о храме забыли вплоть до 1813 года , когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт нашел верхний фриз главного храма. Буркхардт рассказал о своем открытии с итальянским исследователем и авантюристом Джованни Бельцони, который посетил это место, но не смог откопать вход в храм. Бельцони вернулся в 1817 году, на этот раз успешно проникнув в храмовый комплекс.
После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление водами образовавшегося водохранилища Насер. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия.
По одной из идей, нужно было перенести памятники в более безопасное место, по другой – оставить их на месте. ЮНЕСКО созвало по этому поводу специальную комиссию, в состав которой вошли Генеральный директор ЮНЕСКО, глава совещательного комитета и три эксперта. Они поддержали шведско-египетский проект, в котором планировалось разрезать святыни на крупные части весом до 30 тонн, перенести их в другое место и реконструировать. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место - скалу у старого русла Нила в 180 м от первоначального местоположения храма.
Процесс переноса памятника происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Все работы были осуществлены силами советских специалистов и иностранных инженеров при информационной поддержке ЮНЕСКО.
Во время работ по строительству Асуанской плотины, перенос памятника отставал. Потому вокруг старого храма построили защитную стену от реки. Далее работы проводились на 12 метров ниже уровня Нила.
Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире.
Про перенос снят подробный документальный фильм.
Чтобы не потеряться среди моря предложений от различных туристических агентств, большинство людей пытаются самостоятельно узнать о Сейчас в специализированных изданиях можно найти любую информацию об этой стране и отзывы других туристов. Одно из знаковых мест страны - храм Абу Симбел. Но далеко не все о нем знают. Конечно, ведь есть более популярные достопримечательности, чем Абу Симбел. Египет в первую очередь известен пирамидами Гизы и статуей Сфинкса. Но именно перед этим храмом 22 февраля и 22 октября собирается более 5 тысяч туристов.
Что же их там привлекает?
Абу Симбел на карте - маленький городок, затерянный среди песков Нубии в северном Египте, недалеко от границы с Суданом. Его храмы, вырубленные в скале, стоят на западном берегу озера Насер. Величественный ансамбль возведен в 1244 году до н.э. в честь победы Рамзеса 2 над хеттами. Точнее, храмов здесь два. Большой посвящен фараону и трем богам, а маленький - богине Хатхор и любимой жене Рамзеса, прекрасной Нефертари.
Вообще, во времена правления Рамзеса 2 было возведено пять пещерных храмов, но Абу Симбел по праву считается самым величественным из них. Несмотря на то что эти храмы посвящены трем богам, которые покровительствовали армии фараона, на самом деле они прославляли Рамзеса 2, который правил 67 лет в Египте. За это время он покорил 11 стран. Его мумия хранится в
Особенности строения и расположения
Вход в Большой храм смотрит на восток. Фасад украшен четырьмя двадцатиметровыми статуями фараона, который величественно восседает на троне. Археологов до сих пор удивляет портретное сходство и скульптур. Причем все статуи одинаковы, только у одной откололась голова во время землетрясения. У ног фараона - скульптуры жен и детей, а над входом в храм изображен
Залы
Храм Рамзеса 2 состоит из четырех прямоугольных помещений, которые последовательно уменьшаются. Первый зал - самый просторный. Его высокий свод поддерживают четырехгранные колонны, а стены покрыты текстами и цветными рельефами. В нем находятся статуи фараона в облике Этот зал был открыт для всех желающих. Во второй могли войти только "благородные". Третье помещение, которое еще меньше предыдущего, было доступно лишь жрецам. В четвертую комнату войти мог только фараон и его семья. Именно там располагались статуи богов Хармакиса, Амон-Ра и Птаха с лицами правителя. Все в храме говорит о силе и богатстве Рамзеса 2: стены каждого зала украшают изумительные рельефы, повествующие о военных действиях и его жизни. А изображенные на потолке солнце и кобра символизируют мощь государства и справедливое наказание для провинившихся перед фараоном.
Но через несколько веков краски потускнели, а сам Абу Симбел почти полностью поглотили пески Сахары. И лишь в начале девятнадцатого века при изучении храма Хатор ученый из Швейцарии заметил фрагменты фигур, и после масштабных раскопок в течение нескольких лет храм Рамзеса 2 был очищен от песка.
Большую часть года в его залах господствует полутень, и только в дни весеннего и которые совпадают с датами рождения и коронации фараона, можно стать свидетелем великолепного зрелища. Чтобы его увидеть, толпы туристов заполоняют Египет в эти дни. Ровно в 5 часов 58 минут восходящий солнечный свет проникает в храм и начинает свое неспешное путешествие по его залам. В конце своего пути луч скользит по плечу Амон-Ра и лицу Рамзеса 2, задерживаясь на несколько минут. Говорят, что в этот момент фараон начинает улыбаться.
После чего, переместившись на статую Хармакиса, солнечный свет покидает Большой храм, так и не коснувшись статуи Птаха, владыки подземного царства, которому он не нужен. Конечно, здесь нет никакой мистики, а только очень точный расчет египетских звездочетов и жрецов.
Но была в храме еще одна тайна, о которой со временем забыли. Каждое утро на рассвете в нем раздавались стоны и тихий плач. Долгое время никто не мог объяснить этот феномен, но ученым все-таки удалось раскрыть тайну. Все дело в трещинах в здании, вернее в температуре воздуха. На восходе солнца она повышалась, трещины расширялись и начинали издавать эти звуки. Когда их заделали, стон прекратился.
Малый храм Абу Симбела: особенности строения
В 100 метрах от Большого храма расположен Малый храм Абу Симбела. Он посвящен древнеегипетской богине любви Хатор, которой были переданы черты Нефертари -старшей и любимой О ней писали как о красивой и умной женщине. Только она за всю историю Древнего Египта удостоилась такой чести. Малый храм выглядит значительно скромнее и состоит из одного зала и святилища. На его фасаде в нишах стоят статуи Рамзеса 2 и Нефертари. Искусно созданная игра света придает им особую загадочность. В святилище находится скульптура богини Хатор в виде священной коровы, а перед ней - изображение фараона.
Комплекс Абу Симбел находился на изгибе Нила, что было весьма важным стратегическим моментом. Статуи фараона хорошо просматривались издалека, олицетворяя силу и могущество страны. Особенно эффектно они выглядели утром, когда лучи восходящего солнца окрашивали их в кроваво-красный цвет.
Перестройка
В 60-е годы прошлого века над храмом нависла новая опасность. Озеро, на берегу которого он расположен, могло его полностью затопить, а все из-за строительства Асуанской плотины на Ниле. Было выдвинуто множество проектов по спасению объекта культурного наследия. Предлагали даже построить подводный стеклянный купол над храмами. Но было принято уникальное решение - разобрать здание на блоки и перенести его на более высокое место. В операции приняли участие специалисты из пятидесяти стран. Было потрачено более 42 миллионов долларов. Четыре года эту достопримечательность распиливали на отдельные фрагменты весом от 3 до 20 тонн, которые нумеровали и перевозили на искусственную насыпь.
Там их высверливали и заполняли смолистым составом, который должен был укрепить камень. Всего получилось более тысячи блоков. Собранные заново храмы накрыли железобетонным колпаком, а сверху насыпали каменный холм, который должен имитировать скалы. Но сделано это было настолько аккуратно, что казалось, храмы простояли здесь века. И отколовшаяся когда-то голова одной из статуй тоже была перенесена и очень точно положена у подножия храма.
Изучение строения
Благодаря этим работам Абу Симбел был тщательно изучен археологами и экспертами из ЮНЕСКО, которых поразило искусство древних зодчих. Внимательно изучив основание строения, специалисты с удивлением обнаружили, что линии фасада расположены параллельно трещинам в скале, это делало храм устойчивым, а скальные породы служили естественной опорой огромным статуям.
Окись железа, использовавшаяся для укрепления слоев песчаника, помимо своей основной цели, придавала камню разнообразные яркие оттенки - от лилового до красного и даже розового. В результате этой операции комплекс был перенесен на 200 м дальше и на 65 м выше уровня озера, и затопление ему больше не грозило.
Небольшое заключение
22 сентября Абу Симбел - храм в Египте - вновь принимает туристов. Культурное наследие было сохранено для потомков и стало одной из визитных карточек туристического Египта.
Город:
Категория: архитектура
Памятники Нубии - это комплекс грандиозных сооружений, в полной мере представляющие культуру древней и великой цивилизации. По нему можно судить о религиозных и культурных обычаях древних египтян, о могуществе и влиянии Египта и его правителей.
Город Абу-Симбел и остров на Ниле - Филэ сохранили исключительные памятники прошлого: храм Рамзеса второго и святилище богини Хатхор.
Эти исключительные археологические достопримечательности прекрасно сохранились и представляют огромный интерес для историков, археологов и людей, интересующихся культурой и искусством.
В скале Абу Симбел рядом с большим храмом, построенным в честь Рамзеса Великого, находится малый храм, сделанный в честь царицы Нефертари, первой супруги Рамзеса. Эти два знаменитых храма высечены в скале примерно в XIII веке до нашей эры. Колоссального размера статуи украшают вход в большой храм, а перед малым стоят 6 статуй: 4 статуи царя и 2 царицы. Их размеры и величие поражают воображение.
На острове Филэ, в давнее время плотно застроенном зданиями из гранита, многие из которых сохранились, был возведен храм богини Хатхор. Это языческое святилище не было разрушено пришедшими сюда христианами, так как его приняли за храм Изиды, приравнивавшейся в христианских традициях к Богородице. Такая путаница спасла внешний облик храма, но фрески и рельефы все же были частично уничтожены.