Ввс сирии поставки боевых самолетов. ВВС Сирии: состав, техника и вооружение, командование. Военно-воздушные силы Сирии. ВВС Сирии накануне войны
9 июля отряды САА при поддержке российской военной полиции вернула под свой контроль все позиции боевиков в районе сирийско-иорданской границы к югу от города Даръаа. Таким образом, САА полностью окружила оставшиеся в городе и его окрестностях позиции боевиков.
10 июля в данном районе продолжились проводимые при поддержке РФ переговоры между правительством и боевиками. Однако, если группировки боевиков откажутся сдаваться, их ждет военная операция, которую будет тяжело отбить.
Таким образом, несмотря на истерию крупных СМИ, а также неоднократные антироссийские и антиправительственные высказывания со стороны представителей т.н. умеренной оппозиции, у боевиков есть мало вариантов и время на их обдумывание.
Единственный участок сирийско-иорданской границы в провинции Даръаа, который контролируют боевики, расположен на занятой ИГИЛ территории восточнее оккупированных Израилем Голанских высот. Ожидаемая операция САА против ИГИЛ и ХТШ, которая пройдет к востоку от Голанских высот , уже вызывает озабоченность руководства Израиля.
9 июля Министр обороны Израиля - Авигдор Либерман - заявил о том, что его страна "жестко ответит" на любые попытки сирийской армии войти в демилитаризованную зону в районе Голанских высот.
Его заявление последовало после авиаударов, которые ВВС Израиля нанесли в ночь на 9 июля по авиабазе Т4 в сирийской провинции Хомс. Сирийские военные заявили о том, что их войсками ПВО были перехвачены несколько ракет и подбит израильский боевой самолет. Военные признали то, что несколько ракет поразили базу. Израильская сторона отрицает то, что какой-либо из ее боевых самолетов был подбит.
Крайне вероятно то, что Тель Авив воспользуется операцией САА против ИГИЛ и ХТШ для того, чтобы обвинить Дамаск в нарушении соглашения о зоне разъединения 1974 года и нанести новые удары по правительственным войскам. Однако, малое количество ударов не сможет изменить стратегическое положение на данной территории и помешать САА отбить ее.
Между тем, в той части провинции Даръаа, которая прекратила сопротивление, боевики сдалм очередную партию вооружения, в т.ч. не менее 11 ПТРК TOW , дюжины ракет Фагот болгарского производства, несколько модернизированных ракет Малютка, 2 ЗСУ Шилка, 4 БМП-1, 7 танков, а также другое вооружение и технику.
На севере провинции Латакия боевики провели очередную атаку на позиции САА из т.н. зоны ответственности Турции идлибской зоны деэскалации, атаковав правительственные войска в районе Туркоманских гор.
САА не утратила какие-либо позиции, однако, по информации источников, лояльных правительству, потеряла нескольких бойцоы убитыми или ранеными.
Подконтрольная боевикам часть провинции Идлиб остается оплотом ХТШ (бывшее сирийское крыло аль-Каиды) и других группировок радикалов. Данные группировки ждут своего череда в текущей операции альянса Сирии,
08.11.2015
В Сирии обострилось противостояние армии и боевиков. Фронт растянут на тысячи километров. Это и провинции Латакия, и Дамаск, и Алеппо.
Представитель командования Вооруженных сил Сирии бригадный генерал Али Майхуб отметил важность поддержки со стороны российской авиации и сказал, что на этой неделе правительственные войска продвинулись в сторону Пальмиры. Он, кстати, отметил, что среди уничтоженных в Латакии террористов оказалось много иностранцев.
Какие настроения сегодня внутри войск республики, кто эти люди, о чем они думают, поднимая в небо самолеты с аэродрома сирийских ВВС? Наш специальный корреспондент в Сирии Анатолий МАЙОРОВ провел несколько дней на позициях сил правительства. Об этом его сегодняшний репортаж.
Раздобыть чайную заварку здесь сложнее, чем поднять боевой истребитель в небо. Все имеется - самолеты, ракеты, бомбы, а простой заварки нет. Но есть арабская традиция - встречать гостей чаем. Поэтому группа техников сирийских ВВС, скрывая дикое смущение, разливает в рюмки отвар вчерашних, заново ошпаренных чайных листьев.
Быть на нашем месте сейчас мечтали бы агенты всех мировых разведок. Ведь, несмотря на аутентичные пейзажи, чаепитие проходит на важнейшей авиабазе сирийских ВВС. Это самое сердце боевой авиации правительственных войск Асада. Еще никого и никогда, тем более иностранных журналистов, не подпускали так близко в то время, когда за этим объектом охотятся и разведчики, и боевики.
Взлетно-посадочная полоса аэродрома Хама. Лакомый кусок для радикальных исламистов. Дело в том, что это единственная авиационная база в центральной Сирии. Ее несколько раз уже пытались брать штурмом, но МИГ-23, несмотря на все угрозы со стороны ИГИЛ, вновь уходит на боевое задание.
Ярко-желтое пятно в соплах - режим форсажа с первых метров разбега. Задача летчика - набрать максимальную скорость уже в момент отрыва, и, маневрируя, уберечь себя от «Стингеров». За этой горой - фронт, и появление диверсионных групп здесь реальнее свежей заварки. За чаем Мухаммед объясняет: боевики очень разозлились, что сирийские военные научились делать бомбы по образцу и подобию наших, российских ОФАБов. Грубые сварные швы снаружи капсулы - признак ручной сборки. Впрочем, на простом человеческом энтузиазме здесь работает многое, если не сказать почти все.
Пилот МИГа на огромной скорости проводит машину в трех метрах от земли. Потом — «бочка» - буквально над кронами деревьев. Да, это всего лишь основные элементы высшего пилотажа. Но - на самолетах, которые, подчас, старше самих летчиков.
МиГ 21 — самый распространенный самолет в истории боевой авиации. Советские летчики называли его «балалайка» - за внешний вид и крайний раз летали на нем в 90м году. Это разработка 50-х годов, но до сих пор используется сирийской армией.
Последний 21-ый МИГ сошел с конвейера 30 лет назад. Свою известность этот самолет получил ещё во время войны во Вьетнаме! Реальные экспонаты музеев авиации, здесь — основа ВВС. И дело не только в возрасте и десятки раз перекрашенном фюзеляже. Дело еще в том, что конкретно 21-й МИГ - чистый истребитель - заточен под воздушный бой. А с легкой руки сирийских авиаторов, и лично техника Мухаммеда, истребитель стал бомбардировщиком.
Пилот ВВС Сирии: «Да, я знаю, сколько лет моему МИГу. Но это сильный, крепкий и безопасный самолет. Четко выполняет те задачи, которые летчик ставит перед ним. Мы работаем на средних высотах, российские самолеты обычно летают выше нас».
Раритетные сирийские машины, конечно, играют вторую роль в авиаударах по позициям радикальных исламистов. Нередко работают «на добивание». Специально созданный совместный российско-сирийский штаб координации распределяет цели. Пилотам с авиабазы Хама каждый день достается по 3-4 вылета.
Поправив кулаком то, что не слушается штатных техников, сирийский пилот готовится к заданию. В полет берет фотографию президента Асада. Снимков семьи тут нет, но сентиментальности сирийским летчикам все равно не занимать - «маддафи джаханнам» - моя любимая - назовет пилот свою машину перед вылетом. Может быть, в этом весь секрет того, как ВВС Сирии до сих пор воюет тем, что летать уже не может.
Баха Шоман : «В нашей армии все устарело - самолеты, оружие. Это то, что осталось после четырех с половиной лет войны! Только вдумайтесь, мы воюем пятый год подряд! С кем? С террористами со всего мира! А армию идут не ради денег. Потому что денег в армии нет. Простой солдат у нас получает 10-15 тысяч лир в месяц - это 50 долларов максимум».
Баха воевал два года, был штурмовиком «коммандос», демобилизован после тяжелого ранения. Теперь работает официантом в ресторане, но каждый день звонит друзьям на фронт. Сирийская армия сейчас - это 700 тысяч человек, почти все солдаты срочники. Но как такового срока призыва уже не существует, в мирное время молодые люди служили по 2 года, во время войны - столько, сколько скажут. Отсрочка от армии фактически одна - если в семье один сын. Но правом не служить, сирийские призывники пользуются редко. Сейчас еще реже - после начала операции российских ВКС.
Баха Шоман : «У нас сейчас есть надежда, светлая надежда. Пришла российская авиация, и она помогает нашей армии двигаться вперед. Вы не представляете, что творится в душе у простых сирийцев от новостей о победах. Например, еще пять дней назад ИГИЛ контролировали все дороги на Алеппо. У правительства не было доступа в эту провинцию, у людей в некоторых районах не было еды и питьевой воды. Как вы думаете, как там выживали дети? Сейчас дорога на Алеппо под контролем. Это тысячи спасенных жизней».
Но на замену нейтрализованным боевикам приходят новые. В этом основная сложность. Поток головорезов в Сирию не прекратится до тех пор, пока им не перестанут платить деньги. Расценки для боевиков ИГИЛ - полторы тысячи долларов в месяц. В Джебхат-ан-Нусре еще больше - по 700 долларов в неделю. Существуют бонусы - десятки тысяч долларов за сирийского офицера. Именно поэтому высший командный состав армии предпочитает давать интервью спиной к камере. Руководство авиабазы Хама - заклятые враги главарей радикальных исламистов.
Офицер : «Потому что мы бьем именно по скоплению живой силы боевиков. Мы всегда в полной боевой готовности. И как только поступает приказ, через несколько минут наши самолеты уже на полосе. У нас даже пилоты стоят в очереди - каждый хочет бомбить террористов».
Построенная еще в начале арабо-израильской войны авиабаза Хама база отстает технически, но отвечает всем мерам авиационной безопасности. Все самолеты скрыты под так называемым капонирами. Это защитная арка с бетонными перекрытиями полутораметровой толщины. В случае внезапного артиллерийского обстрела здесь будут взрываться снаряды и мины, а экипаж с пилотами будут готовить машину к вылету.
Несмотря на то что в стране идет наземная операция сирийской армии, именно авиация - бог этой войны. За несколько недель российские самолеты уничтожили 40 процентов инфраструктуры боевиков. Сейчас активно подключились ВВС Сирии. Именно поэтому за аэродромы идет ожесточенная борьба. В стране 14 объектов ВВС, пять из них захвачены боевиками, два окружены. Ради штурма авиабаз главари используют наемников как пушечное мясо, отправляя на убой. С оружием, которое лишь по определению должно стрелять.
Это коллекция трофеев в северной части провинции Хама. Все это захвачено у террористов. У меня в руках мина 122 калибра, но такое вооружение в этом музее все-таки редкость. В основном радикальные исламисты пользуются такими агрегатами. Сирийские военные называют ее «адская пушка», стреляет очень громко, но снаряды летят непонятно в какую цель.
«Адская пушка» в действии: из обычной трубы на колесах вылетает газовый кухонный баллон с тротилом и шурупами. Точность нулевая, и именно от этого оружия чаще всего гибнут простые жители осажденных городов. Так называемая сирийская оппозиция «адские пушки» не использует, ей хватает поставок оружия с Запада.
За чаем Муххамед вспомнит про американские «Стингеры» и саудовские ЗРК. А потом с улыбкой закрутит взрыватель на осколочно-фугасной бомбе. Советское наследие работает безотказно, и здесь есть все, что нужно для выполнения круглосуточных боевых приказов. Только заварки нет. Но это мелочи.
Сирийская Арабская Республика по мировым масштабам невелика - 87-е место по территории и около 20 млн человек населения накануне войны. Хотя значительная часть сирийцев сунниты, но существуют большие прослойки христиан и алавитов. На севере и востоке государства обитают курды, которые исповедуют ислам.
Но, несмотря на такие показатели, бурная история Сирии постоянно выталкивает ее на магистральные пути истории. Современная Сирия ведет свой отчет с 1963 г., когда в ходе переворота во главе государства встала партия «Баас» во главе с Хафезом Асадом. После его смерти в 2000 г. президентом стал Башар Асад.
Роль ВВС в жизни страны
ВВС Сирии выступали в истории страны как одна из ведущих не только военных, но и политических сил. Например, офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада - отца нынешнего президента страны, провели отмеченный выше путч 1963 г. Нетрудно понять, почему роль летных кадров столь заметна в жизни государства.
ВВС вооруженных сил Сирии все время существования САР слыли одними из наиболее сильных в арабском мире. Это не странно, ведь первый президент страны в молодости был летчиком и всегда помнил об этом, находясь во главе страны с 1971 по 2000 гг. В неоднократных войнах второй половины двадцатого века сирийцы, хотя и проигрывали израильским летчикам, но заметно отличались в лучшую сторону по сравнению со своими союзниками из арабских стран. Выдающейся была и подготовка летчиков, еще ВВС Сирии отличаются хорошим уровнем организации.
История ВВС Сирии
Из незначительного ядра, подготовленного еще в английской армии в конце 1940-х гг., появился целый легион квалифицированных пилотов и технических работников. Техника и вооружение ВВС Сирии комплектовались, главным образом, за счет поставок из СССР. В их составе накануне распада СССР находились 650 летательных аппаратов, и около 150 тыс. военных и ополченцев. ВВС Сирии на тот момент были одной из самых многочисленных армий в арабском мире, вооруженной передовой на 1980-е гг. техникой.
Но в 1990-е гг. вследствие развала СССР, ВВС пришли в упадок. Прекратились поставки вооружения, сократилось число летчиков, упал их уровень. Парк ВВС Сирии уменьшился до 555 машин, причем многие существовали чисто формально, на бумаге, и нуждались в капитальном ремонте.
ВВС Сирии накануне войны
В первые годы двадцать первого века официально ВВС Сирии имели в своем составе большой набор самолетов, которые, однако, практически все устарели. В парк самолетов входили около шестидесяти самолетов МиГ-29, примерно тридцать МиГ-25 и двадцать Су-24. В числе прочих существовали древние МиГи, большее число которых были небоеспособными.
Оценки экспертов положения ВВС и ПВО Сирии в десятых годах двадцать первого века весьма негативны, вплоть до того, что некоторые сильно сомневаются в их действительном существовании. В любом случае нужно отметить, что военные самолеты в государстве существуют, но их потенциальная боеспособность чрезвычайно низкая.
В первое десятилетие сирийское руководство неоднократно пыталось приобрести новые самолеты. В частности, с Россией шли переговоры о закупке истребителей Су-27, были также заключены два соглашения: о приобретении двенадцати МиГ-29М/М2 и восьми МиГ-31Э. Наконец, в 2012 г. речь пошла о продаже 36 современных машин Як-130, которые могли бы участвовать в полноценных боевых действиях.
Однако никакого четкого подтверждения реализации всех контрактов в печати не было. Фактически к началу войны можно четко говорить о восстановившемся сотрудничестве в сфере ремонта авиационной техники. Такая ситуация складывалась и из-за значительного сокращения финансовых возможностей Сирии в связи со сложным внутриполитическим положением и санкциями Запада.
Военный конфликт в Сирии
Политический конфликт с уличными стычками быстро перерос в гражданское кровопролитное противостояние с участием большого числа государств. Сирийский конфликт является одним из самых тяжелых в начале двадцать первого века. Армия Сирии - одна из сильнейших среди арабских. Объединяя в составе сухопутные силы (12 дивизий), ВВС и ПВО, ВМС, она насчитывала к началу войны около 325 тыс. человек. Но давление на нее оказалось слишком сильным, армия постоянно терпела поражения и сократилась в численности в два раза. Более двух миллионов человек стали беженцами.
Сейчас уже очевидно, что эта война - порождение попыток иностранных государств стабилизировать свои господствующие позиции на Ближнем востоке. Агрессивность ИГИЛ (хотя она присутствует) все же зачастую является только предлогом для вступления армий во владения Сирии. К настоящему времени в гражданской войне следует отметить три крупные силы, которые пока не в состоянии одолеть противников в войне, но и не проигрывать они не хотят. Скорее всего, из-за этого война будет идти еще сравнительно длительное время.
В общей сложности за пять лет Сирия продвинулась от небольших столкновений с вооруженными группами оппозиционеров до полномасштабной гражданской войны. И в ней ВВС Сирии сыграла и играет до сих пор очень большую роль и нередко становятся ключевым игроком в идущих боях.
Роль России в военном конфликте и поставках техники
Наша страна традиционно играет большую роль в истории Сирии. Еще в 1971 году два государства подписали соглашение, в котором прописано, что СССР (теперь Россия) получило право размещаться на базе, расположенной в Тартусе. Это стало весомым фактором, который и обуславливает и победные шаги ВВС РФ в Сирии, поскольку российская группировка получила мощную поддержку и не чувствует недостатков со снабжением.
26 августа 2015 года был сделан новый и весьма радикальный шаг. Два государства подписали соглашения о размещении авиационной группы РФ в Сирии. В документе прописывается, что авиагруппа по просьбе правительства САР будет присутствовать на территории Сирии практически вечно, аэродром Хмеймим вручался российской армии бесплатно. Все военные материалы и оружие переправляются в Сирию без пограничной оплаты и всякого досмотра. Военнослужащие авиагруппы приобретают дипломатический статус. Роль этой авиагруппы очень велика, огонь российских самолетов помог переломить ход войны и правительственные войска, по крайней мере, перестали отступать.
Состав российской авиагруппы
Численность и типаж наших войск ВВС находится под секретом, но определенная информация в печати все же появилась. Можно говорить о следующих машинах в Сирии:
- Су-27СМ - 4 машины;
- Су-30СМ - 16 машин;
- Су-34 - 12 машин;
- Су-24М - около 30 машин;
- Су-25СМ - 12 машин;
- Ми-8 - 15 вертолетов;
- Ми-24 - 15 вертолетов.
Полеты с российских баз
В поддержку правительственным сирийским войскам и в помощь российской авиагруппе начались бомбардировки с авиабаз в России. Это тяжелые самолеты, как правило, ракетоносцы:
- Ту-160 - 6 машин;
- Ту-95 - 5 машин;
- Ту22М3 - от 12 до 14 машин (в зависимости от полета);
- Су-34 - 8 машин;
- Су-27СМ -4 машин.
Таким образом, наша группировка крупная, вооруженная современными самолетами, и находится на мировом уровне. Недостатком остается большое количество разнотипных машин. Это немного ослабляет нашу ВВС в плане взаимодействия в бою и со снабжением.
ВВС Сирии в военных действиях начала войны
Массовые сражения, завязавшиеся повсеместно в Сирии в 2012-2013 годах, поставили вооруженные силы Сирии перед фактом применять всю авиацию, в том числе устаревшую. Перед лицом противника делать было нечего. Трудно сказать, сколько самолетов оставалось у ВВС Сирии. Потери «по горячим следам» считать тяжело, но позже - еще сложнее. Еще в 2006 году у ВВС Сирии находилось 784 машин, но в последующие годы летный состав постоянно сокращался.
С началом военных действий и в условиях активного участия в войне падение численности машин пошло ускоренными темпами. На 2015 г. практически исчезли вертолеты как род авиации. Их бы уничтожено более 90 % машин. Положение оказалось настолько острым, что в боевых действиях на сухопутном фронте участвовали даже противолодочные вертолёты ВМС.
В ходе войны в бой отправлялись почти все самолеты боевой линейки Сирии, оставшиеся у правительства, за исключением устаревших истребителей-перехватчиков МиГ-25П. Костяком боевой авиации вначале войны стал МиГ-25, вооруженный крупнокалиберными пулеметами, ракетами, самолет может нести обширный комплекс бомб. Другой самолет, весьма популярный в ВВС Сирии, - штурмовик Су-25. Широкая боевая эксплуатация при слабой квалификации многих самолетов и сильного ПВО врага привели к тому, что большинство из них было потеряно.
Другой причиной стал быстрый захват обширной территории повстанцами и ИГИЛ, которые захватили аэродромы и находящиеся там летательные аппараты. Многие оставшиеся самолеты стали технически небоеспособными.
В конечном итоге сирийских самолетов было уничтожено много: страна лишилась около 15 % парка летательных аппаратов.
Но даже с учетом этого боевую деятельность ВВС Сирии вполне можно назвать подвигом. Не имея запасных деталей, современных боеприпасов, горючего, на устаревших и условно годных к полетам самолетах, с нередко неопытными летчиками, боевая авиация САР четко исполняла свои функции.
Тем не менее в целом боевые действия проходили с неодинаковым итогом, и, отбивая наступления врага в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других — к лету 2015 года положение подошло к кризисной черте. И в это время стали планироваться боевые действия ВКС РФ, быстро переломившие обстановку.
Перелом в небе
Активные военные действия российской авиации в Сирии (с 30 сентября 2015 года) дали возможность сирийским ВВС отдохнуть, причем практически все современные самолеты были отправлены на ремонт и модернизацию. Сирийские Су-24МК получили новейшее, более эффективное снаряжение, что увеличило перечень используемых в боях бомб и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко усилило результативность их воздействия - отныне сирийские Су-24, пользуясь модернизированной оснасткой и после повышения квалификации пилотов, могли уничтожать сразу несколько мишеней.
Участие в боевых действиях российских летчиков и модернизация костяка современных самолетов сирийских ВВС дали возможность значительно уменьшить боевое применение учебно-боевых L-39. Боевая нагрузка на сирийскую армейскую авиацию также упала. Теперь в атаку шли российские вертолеты Ми-24П, их легко узнали на видео даже не по внешним габаритам, отличным от сирийских Ми-25, а по летным характеристикам: атаки на малых высотах и огромных скоростях при активном маневрировании были по плечу только отдельным, крайне немногочисленным местным вертолетчикам.
Другой причиной увеличения активности и роли сирийской авиации стали подкрепления из-за границы, главным образом из России. Эти процессы, активизировавшиеся в 2012 году и увеличившиеся в последующие два года, позволили сократить темпы падения военных возможностей, а после этого и увеличить количество самолетов. Огромную роль исполнила пересылка комплектов деталей, позволявших держать на должном уровне техническую активность авиапарка, и начатые опять курсы повышения квалификации военных кадров ВВС Сирии в России.
ВВС Сирии в боях
В сложных условиях боевых действий сирийские ВВС осуществляли почти весь диапазон задач — от помощи окруженным врагом базам до отдельных бомбардировок. О напряженности и высокой эффективности авиации говорит короткий анализ операций ВВС Сирии. Например, в марте 2014 года бомбардировщик Су-24МК со сделанным в России управляемым боеприпасом поставил точку в обороне исламистами из ИГИЛ крепости Крак де Шевалье около Хомса. Высокоточная авиабомба взорвала брешь в крепостной стене. Благодаря этому сирийские спецназовцы прорвались в замок и перебили боевиков. Армия Сирии провела операцию успешно.
ВВС Сирии были практически единственным средством в руках правительства Дамаска, умеющим результативно поддерживать свои армию. Но это достигалось высокой ценой - количество самолетов, готовых к вылету, постоянно сокращалось.
В ряде случаев полеты продолжались в тяжелейших условиях, как в блокированном террористами Дейр-эз-Зоре. Там истребители МиГ-21 взлетали практически под минометным обстрелом, ведя огонь по врагу, укрепившемуся совсем неподалеку.
Современные ВВС Сирии
Сейчас состав авиации объединяет технику истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.
Командование ВВС Сирии представлено главнокомандующим, а также министром обороны и начальником генерального штаба. Верховным главнокомандующим является Башар Асад, пост министра обороны занимает генерал Ф. Д. аль-Фредж, а начальником генерального штаба назначен генерал-лейтенант А. А. Айюб.
Флаг ВВС Сирии представляет полотно синего цвета, в верхнем левом углу находится государственный флаг САР, в центре круг из трех цветов: внешний - красный, средний - белый, внутренний - черный. При этом на белом круге есть две зеленые пятиконечные звезды.
Сколько самолетов у ВВС Сирии? Самолетный парк состоит из некоторого числа МиГ-29, которые либо были модернизированными, либо поставлены из России (МиГ-29М). Костяк авиации составляют Су-24, вылетая до тридцати раз в сутки. По-прежнему военны-воздушные силы Сирии насчитывают очень много устаревших самолетов.
Значительное количество самолетов, способных участвовать в боях, с началом войны достаточно быстро сгруппировались в центре и на западе Сирии, в основном на авиабазах ВВС Сирии.
Всего в государстве существует 34 аэродрома. Военная авиация занимает из них лишь 15.
Структура значительной части аэродромов представлена взлетно-посадочными дорожками с твердым покрытием, открытыми площадками для самолетов и так далее.
Характерным примером является авиабаза Шайрат - военный аэродром находится в 32 км от г. Хомс. Дистанция от столицы Сирии - 122 км, от российской авиабазы - 135 км. Авиабаза служит одной из базовых стоянок ВВС САР и имеет асфальтовую полосу для подъема самолетов, и около сорока укрепленных самолетных помещений.
За все время военного противостояния в Сирии, правительственные силы ни разу не теряли контроль над авиабазой Шайрат. По некоторым данным, с 2015 г. Шайрат временами применялся ВКС России как аэродром подскока.
Су-24МК2 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска. Шесть лет назад ВВС Асада насчитывали приблизительно 575 самолетов и вертолетов, в том числе: 70 фронтовых истребителей Миг-21, которые использовались до конфликта в основном для учебных целей, осталось 40 машин; Су-22М3 ВВС Сирии в аэропорту Дамаска. 30 истребителей-бомбардировщиков Су-22, большинство этих самолетов были потеряны; Есть еще транспортники - Ан-24, Ан-26 и Ил-76, но их немного. Кроме того, гражданские направлены на военные нужды. Всего, по последней информации, сирийские ВВС сегодня насчитывают порядка 200 машин, из которых в строю 120. Что касается текущего базирования, то боевая Асада сосредоточена на 6 авиабазах: в районе Дамаска, недалеко от Хомса и Пальмиры, в Алеппо, вблизи Латакии и Дейр-эз-Зор. Зона её влияния охватывает Центральную и Западную Сирию. Напомним, что ВВС Сирии строились по образцу советских ВВС 1970?80 годов, То есть в эскадрильях находилось от 10 до 20 бомбардировщиков или истребителей, и от 8 до 14 вертолетов. Но после 6 лет войны многие подразделения перестали существовать как боевые единицы. Главной причиной такого положения дел сирийское командование называет не прямые потери от ПЗРК и зенитных установок, а высокую интенсивность вылетов - практически ежедневно, сложные условия эксплуатации и слабую базу техобслуживания. В итоге, теперь боевые задачи выполняются отдельными машинами или совсем небольшими группами. В результате Дамаск был вынужден использовать всю имеющуюся авиационную технику, в том числе устаревшую. В частности, учебные самолеты Л-39 были переоборудованы под легкие штурмовики. Однако подобная модернизация себя не оправдала. Как бы то ни было, но летчики сыграли важную роль в том, что Сирия не превратилась в государство-призрак, наподобие Ливии. Вот несколько примеров важнейших операций. 20 марта 2014 года Су-24 нанес точный удар по позициям боевиков и тем самым спас от разрушения древнюю крепость ордена Госпитальеров Крак де Шевалье. В образовавший проем ворвался отряд сирийского спецназа и перебил засевших там боевиков. 6 января 2016 года и 29 марта 2016 года сирийские ВВС, по сути, предотвратили падение Дамаска, оперативно уничтожив проникнувших в окрестности столицы большие отряды боевиков. В ответ исламисты любой ценой пытались уничтожить авиабазы, чаще всего внезапными ударами. Зафиксирован случай в районе города Дейр-эз-Зор, когда Миг-21 взлетел во время интенсивного минометного обстрела и на сверхмалой высоте, едва оторвавших от взлетно-посадочной полосы, атаковал боевиков, которые находились всего в нескольких сотнях метров от аэродрома. Вряд ли на такое способны натовские самолеты. Удары по авиабазам наносили не только боевики ИГИЛ, но и американцы. Так, 7 апреля 2017 года в аэропорту Шайрат крылатыми ракетами «Томагавк» были уничтожены 3 МиГ-23 и 4 Су-22. Между тем, самолеты атакованного 675-м эскадрона истребителей и 677-ой эскадрильи бомбардировщиков сыграли ключевую роль в сдерживании и уничтожении значительных сил ИГИЛ в сирийской пустыне. Кстати, участие авиации Асада в химической атаке так и осталось недоказанным. Если называть вещи своими именами, США оказал ИГИЛ самую настоящую военную поддержку. С другой стороны, опыт этой воздушной войны наглядно показал принципиальную значимость спутниковой разведки и современных БПЛА. Так, 27 июля 2016 года сирийские ВВС нанесли мощный удар по одной из деревень в Восточной Хаме, где по информации армейской разведки должен был располагаться штаб отрядов ИГИЛ. Все заявленные цели были разрушены, но не удалось получить подтверждение об уничтожении командования исламистской группировки. И это далеко не единичный случай. Будущее военной авиации Асада находится под большим вопросом. Сегодня у Дамаска нет ни финансовых ресурсов, ни технических возможностей для закупок современных боевых самолетов. Известно, что до конфликта Сирия подписала контракт с Россией на поставку 36 лёгких штурмовиков Як-130, 24 - Миг-29 и небольшого числа Миг-31. Но из-за отсутствия денег, поставки не состоялись. В то же время ряд западных СМИ сообщил, что Россия на безвозмездной основе поставила десять Су-24 для восстановления потенциала авиабазы Шайрат, пострадавшей после американского удара. Впрочем, эти же таблоиды заявили, что сведения не подтверждены. По другой информации, Москва не уверена, что сирийские пилоты смогут эффективно применять новую авиационную технику, что негативно скажется на имидже российской оборонки. Справедливости ради, эти же издания пишут о том, что война в Сирии сделала нашей стране отличную рекламу, а также заставила считаться с РФ, как со страной с высокотехнологическим ВПК. Кстати, западные эксперты недооценили возможности сирийских ВВС (а значит, и российской авиатехники). В частности, в 2011 году Пентагон прогнозировал полную потерю всех самолетов Асада уже к 2014 году. Американцы тогда писали, что «…в связи с множеством политических и финансовых трудностей, Сирийская Арабская Армия с 1990 года не смогла произвести закупки ни одного современного боевого самолета». Мол, всё, чем располагает Асад, является старьем и хламом, значит, авиация Асада продержится максимум три года.
В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков. До нынешней войны, начавшейся в 2011 году, летчики этой страны уже имели серьезный боевой опыт, полученный в конфликтах с Израилем и в Ливане.
40 многоцелевых истребителей Миг-23 различных модификаций, большинство из них потеряно, причем, не столько во время вылетов, сколько - в результате захвата аэродромов и полной выработки ресурса;
30 истребителей-перехватчиков Миг-25, осталось только 2 машины, но их боеспособность под большим вопросом;
30 истребителей четвёртого поколения Миг-29, все в строю;
20 тактических фронтовых бомбардировщиков Су-24, в строю осталось 15 самолетов;
40 тренировочных чехословацких самолетов Л-39, потеряно половина, применялись для боевых вылетов до 2016 года;
30 вертолетов Ми-25, осталось 15;
30 французских вертолетов SA342L, в войне не применялись из-за отсутствия запчастей;
130 многоцелевых транспортных вертолетов Ми-8/Ми-17, сегодня в боевых операциях участвуют порядка 50 машин, остальные вышли из строя.
В целом, сирийские ВВС не смогли переломить ход войны, поэтому их успехи можно рассматривать как тактические победы. Только с приходом российских Воздушно-космических Сил России ситуация в этой стране изменилась в корне.
Однако позднее о фронтовом истребителе МиГ-21 стали говорить, как о «летающим Калашникове» - настолько надежной и непритязательной в обслуживании оказалась машина. На вопрос, что не нравится в русских самолетах, сирийские летчики отвечают: «Только то, что их очень мало в нашей армии».
Сирийский самолет «Сухой» был сбит 24 июля противоракетным комплексом «Пэтриот» под командованием капитана Ор Нааман, сообщили в Армии обороны Израиля. В переводе с иврита «Ор» – имя израильтянки – означает «Свет». Нааман руководит батареей «Пэтриот»…
25.07.2018
Представители России выразили протест в связи с тем, что Израиль сбил самолет Су-22 ВВС Сирии, однако после того как им представили доказательства вторжения истребителя на израильскую территорию, протест был отозван, сообщили израильские СМИ. Россия сразу…
17.04.2018
Одно из главных событий дня – нападение на сирийскую авиабазу Шайрат, которого на самом деле не было. Истерику раздули три страны – Сирия, Ливан и Израиль, причем последний хочет казаться случайной жертвой информационной войны. Но…
09.04.2018
Террористы из группировки «Исламское государство» атаковали позиции правительственных сил в Сирийской пустыне после ракетного удара, который был нанесен по военному аэродрому Т-4 на востоке провинции Хомс, сообщил ливанский телеканал Al Mayadeen. По его данным, сирийская…
20.06.2017
Минобороны РФ распространило заявление, в котором вчерашнее уничтожение сирийского истребителя-бомбардировщика Су-22 названо «фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике». Военные заявили, что в небе над Сирией к западу от Евфрата «самолеты и беспилотники…
19.06.2017
Ведущие западные СМИ интерпретировали как угрозу заявление российского Минобороны об атаке США на самолет ВВС Сирии. В сообщении ведомства говорилось, что российские средства ПВО будут «принимать на сопровождение в качестве воздушных целей» любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные…
19.06.2017
Сирийская армия обнаружила и спасла пилота, самолет которого был сбит в воскресенье силами коалиции неподалеку от города Ракка. Об этом сообщил в понедельник телеканал Al Mayadeen со ссылкой на свои источники. Какие-либо подробности пока не приводятся. 18…
19.06.2017
19 июня Минобороны РФ заявило о прекращении взаимодействия с США в рамках Меморандума между США и РФ о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. Меморандум был заключен 20 октября…
19.06.2017
Минобороны России на фоне инцидента со сбитым американской авиацией самолетом сирийских ВВС объявляет о прекращении с понедельника, 19 июня, взаимодействия с Вашингтоном в рамках меморандума о предотвращении инцидентов в небе Сирии. В ведомстве добавили, что…
19.06.2017
Международная коалиция, возглавляемая Соединенными Штатами Америки, в минувшее воскресенье, 18 июня, сбила самолет сирийских военно-воздушных сил. Инцидент, согласно сообщению министерства обороны Сирийской Арабской Республики, произошёл в районе Ракки. Официальный Дамаск отмечает, что их борт участвовал в операции против…
18.06.2017
ВВС международной контртеррористической коалиции во главе с США сбили сирийский истребитель в районе города Ракка на севере республики. Об этом говорится в опубликованном в воскресенье заявлении командования ВС Сирии, передает агентство SANA. По его информации, инцидент…
06.06.2017
Террористы в Сирии бросили все оставшиеся резервы на захват Дейр-эз-Зора Судьба осажденного террористами сирийского города Дейр-эз-Зор и его населения под угрозой. В выходные боевики частично прорвали оборону и под угрозой захвата оказалась северная часть окруженного…
01.06.2017
В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков….