Основные сословия русского общества. Российские сословия XIX века
Первое сословие
Господствующим сословием в обществе оставались феодалы. Прежде к ним относили лишь бояр, имевших свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства — главной опоры царской власти. На протяжении XVII века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. В зависимости от знатности происхождения и успехов в службе их переводили из одного чина в другой. С учетом занимаемой должности служилые люди получали право на владение большими или меньшими землями с жившими на них крестьянами. Все это свидетельствовало о том, что в XVII веке дворянство постепенно превращалось в новое сословие.
Царская власть стремилась укрепить права как дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. С этой целью был увеличен срок розыска беглых крестьян вначале до 10, а затем до 15 лет. Однако это мало помогало. Бояре и дворяне требовали полного закрепления крестьян за их хозяевами. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому.
К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, столько же — боярам, около 15% — церкви и более всего (около 60%) — дворянам.
Таким образом, к концу века позиции главных землевладельцев — бояр — были серьезно подорваны. Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Прежняя система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения (система местничества) в 1682 году была отменена окончательно. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьяне
Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в XVII веке значительно ухудшилось. Именно на крестьянские плечи легло тяжкое бремя Смуты и многочисленных войн этого столетия, восстановление разрушенного хозяйства. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. Первые были полной собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства. Вторые сохраняли личную свободу, владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности. Крестьяне, жившие на землях бояр и дворян, принадлежали лишь одному хозяину и полностью зависели от его произвола. Их можно было продать, обменять, подарить. Имущество крепостных принадлежало феодалу. Самым суровым и тяжелым было положение крестьян, находившихся в собственности мелких феодалов.
Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Как мы уже знаем, по мере развития рыночных отношений роль денежного оброка постоянно росла. Средняя протяженность барщины составляла 2—4 дня в неделю. Во второй половине века к барщинным работам стали приравнивать работу крепостных крестьян на первых мануфактурах, принадлежавших их хозяевам. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.
К концу века изменилась роль холопов. Если прежде они были бесправными полурабами своих господ, то теперь становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т. д. К концу века эта категория зависимого населения постепенно слилась с крепостными крестьянами.
Изменилась система налогообложения. Если в начале XVII века налог («тягло») исчислялся с «паханой земли» и это привело к значительному сокращению обрабатываемой земли, то к концу века вместо поземельной подати была введена подворная.
Средние размеры крестьянских наделов составляли 1—2 десятины (1—2 гектара) земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.
Городское население
В XVII веке росла численность городского населения. В каждом большом городе насчитывалось не менее 500 дворов. В новых городах, в первую очередь на южных и восточных окраинах страны, вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. Посадское население включало в себя ремесленников и торговцев, стрельцов, купцов, духовенство, дворян и бояр (с их многочисленной челядью).
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы, контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения — мелких ремесленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало, в свою очередь, постоянные жалобы основной массы посадского населения.
Особенностью XVII века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нем начинает применяться (пока еще в небольших размерах) наемный труд. К быстро богатевшим и не желавшим уже выполнять черновую работу ремесленникам нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.
Духовенство
К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилась. Церковную службу почти в 15 тысячах церквей страны несли до 110 тысяч человек. А в монастырях проживало еще до 8 тысяч монахов. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Вместе с тем сложилась и новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси со своим двором.
Церковь была крупнейшим собственником земли. Это вызывало обеспокоенность светских властей и зависть многих бояр и дворян. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привилегий, принадлежавших им ранее.
Тем не менее церковь была одним из крупнейших собственников земли в стране, ей принадлежало до 15% земель.
Казачество
Новым для России сословием стало казачество. Это было военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а позже — также скотоводство и земледелие. Как и в XVI веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.
Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, в первую очередь донские и яицкие земли.
Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе («круге»). Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собствен- Атаман ДОНСКИХ казаков. ность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.
Эти порядки народного управления выгодно отличались от самодержавных, набиравших силу в стране. В 1671 году было приведено к присяге русскому царю донское казачество.
Таким образом, в XVII веке сложная прежде социальная структура российского общества значительно упростилась.
Работа на уроке строиться по плану:
План урока
1. Русское дворянство.
2. Требования дворянства.
3. Служилые люди «по прибору».
4. Духовное сословие.
Вопрос 1-3. Рассказ учителя
В обществе сложились две основные группы класса феодалов (служилых людей «по отечеству»): боярство и дворянство.
Боярство включало в себя служилых князей (из числа потомков Рюриковичей, Гедиминовичей и перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и
знати), а также представителей старого московского боярства, бояр присоединенных к Москве удельных княжеств и земель.
Другую, более многочисленную группу служилых людей «по отечеству» составляло дворянство, сформировавшееся из слуг княжеских и боярских дворов. На низшей ступени этой иерархии находились самые малоземельные дворяне-помещики, входившие в категорию «детей боярских» и «городовых дворян».
К XVII в. высшая часть класса феодалов входила в состав « чинов» Государева двора и состояла из двух категорий: «думных чинов» - бояр, окольничих и думных дворян, а также московских чинов - стольников, стряпчих, московских дворян. Общая численность Государева двора в этот период составляла около 1200 человек. Каждому чину полагался определенный поместный оклад и денежное жалованье, которое выплачивалось регулярно.
Помещик получал поместье пожизненно, пока мог нести военную службу, и оно передавалось по наследству,если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и могслужить государству. Если служилый человек вынужден был оставить службу по состоянию здоровья, то часть егобывшего имения выделялась ему на прожиток.
Помимо служилых людей «по отечеству», по мереусложнения государственной военно-политической системы Московского царства на протяжении XVI-XVII вв.сформировалась весьма значительная категория служилых людей «по прибору» (по набору), которых государство принимало на службу по найму для несения военнойи караульной службы. В это военно-служилое сословие входили московские и городовые стрельцы, пушкари, казенные кузнецы, служилые казаки. За выполнение своих служебных обязанностей эта сословная категория получала жалованье не землей, а хлебным и денежным довольствием и другими «дачами». Так как выплаты из государевой казны производились крайне редко, то этим приборным людям выдавался для «корма» на артель небольшой участок земли. Помимо этого, им разрешалось заниматься по месту службы мелкой торговлей и ремесленничеством.
Государь был заинтересован в укреплении дворянства, которое являлось социальной опорой самодержавной власти. Под нажимом дворянства, в обстановке бурных социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который бы учитывал сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовал дальнейшему укреплению самодержавного строя.
РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ
Из челобитной дворян об отмене урочных лет. 1641 г.
…Били челом государю Михаилу Федоровичу всея Руси дворяне и дети разных городов всею землею.
Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские… и в государевы дворцовые села, и в черные волости... И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людям и крестьянам на пустых местах слободы строят, а их поместья и вотчины от того становятся пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людьми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где кто начнет жить, приходя из-за тех сильных людей, и остальных людей и крестьян из-за них подговаривают, и дома их поджигают, и разоряют всяким разореньем…
А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьянам не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянах суда и указу добиться не могут… И государь бы… велел их во всяких делах судить по судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси…
Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, слушав челобитья дворян и детей боярских, указал, и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в насильстве давать суд. А которые всяких чинов люди хотят беглых чужих крестьян за собою укрепить. А кто станет искать крестьянских животов и владения не имеет с крестьян, и тем отказывать и суда не давать .
Вопросы :
1) К кому убегали крестьяне от своих феодалов (помещиков и вотчинников)?
2) На кого жалуются челобитчики?
3) Почему помещики и вотчинники были заинтересованы в прикреплении крестьян к своей земле? Какой выход из создавшейся ситуации они предлагали?
) Как вы считаете, могло ли прикрепление крестьян к земле способствовать обогащению землевладельцев и государства?
5) Какие года называются «урочными»? В Соборном уложении, принятом в 1649 г., содержалась глава, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладельца. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть
как бояре, так и дворяне.
Вопрос № 4. Учитель предлагает вспомнить структуру церковного управления и дополняет ответы учащихся.
Православная церковь имела разветвленную структуру и охватывала всю территорию страны.
На низовом уровне находились церкви и монастыри. В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами религиозной жизни в городах и селах. В 80-х гг. XVII в. насчитывалось около 15 тыс. церквей, в том числе около 200 соборов в крупных городах.
Важное место в церковной системе занимали монастыри, которых во второй половине XVII в. насчитывалось около 650.
Высшим звеном церковной организации были патриарший и архиерейские дома, ведавшие управлением духовенства на территории епархии и всей России. В государстве в начале столетия насчитывалось 12-13 епархий, в 70-х гг. XVII в. - 19-20, 5 митрополий, архиепископий и епископий. В 80-х гг. число епархий выросло до 24, в том числе митрополий - до 12.
Во главе Русской православной церкви стоял патриарх.
Церковь была крупным феодалом. Большая часть вотчин с крестьянами принадлежала монастырям, меньшая - патриаршему и архиерейским домам и незначительная часть - соборным церквям.
Российский ученый Я. Е. Водарский, исследовавший церковные организации XVII - начала XVIII в., привел следующие данные:
в 1653 г. из 494 монастырей 219 (44%) владели вотчинами, в которых насчитывалось до 25 крестьянских дворов. Они являлись мелкими собственниками.
К средним феодалам принадлежали 163 монастыря (33% учтенных), которые владели 26-125 дворами.
Остальные 112 монастырей имели в вотчинах более 125 дворов крестьян, в том числе 16 монастырей (13 мужских и 3 женских) - более 1250 дворов каждый. Из последних самым богатым был Троице-Сергиев монастырь. Он был собственником вотчин с 16,8 тыс. крестьянских дворов, которые находились во многих уездах Европейской России. Крупнейшими собственниками земли и крестьян были монастыри: Кирилло-Белозерский (5530 дворов), ярославский Спасо-Преображенский (3879 дворов), костромской Ипатьевский (3657 дворов), суздальские Спасо-Евфимьевский и Покровский девичий, московские монастыри: Чудов, Новоспасский, Симонов, Новодевичий, Вознесенский и др.
Задание и вопрос : 1) Покажите на карте города, где были расположены монастыри.
2) Какие изменения произошли в Русской православной церкви и в положении церкви в государстве?
По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства-главной опоры царской власти.На протяжении 17 века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. Это свидетельствовало о том, что в 17 веке дворянство превращалось в новое сословие.
Царская власть стремилась укрепить права как и дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому. К концу века позиции главных землевладельцев-бояр-были серьёзно подорваны.Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьяне:
Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в 17 веке значительно ухудшилось. Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.
К концу века изменилась роль холопов. Теперь они становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и др.К концу века эта категория населения(зависимого) постепенно слилась с крепостными крестьянами. Изменилась система налогооблажения. К концу века была введена подворная подать.
Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2(га)десятины земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых составляли несколько десятков га. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.
Городское население:
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы,контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения- мелких ремёсленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Они были жителями белых слобод,населённых феодалами церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало постоянные жалобы основной массы посадского населения.
Особенностью 17 века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нём начинает применяться наёмный труд. К быстро богатевшим ремесленникам(не желавшим уже выполнять черновую работу)нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.
Духовенство:
К концу 17 века численность российского духовенства значительно увеличилась. С принятием в конце 16 века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Церковь была крупнейшим собственником земли. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привелегий, принадлежав их им ранее.
Казачество-
Военное сословие,в котором числилось население ряда окраинных местностей России. Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Основу хозяйской жизни казаков составляли промыслы –охота, рыболовство, бортничество, а позже -также скотоводство и земледелие. Как и в 16 веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалования и военной добычи. Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны.
Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе. Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собственность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.
.
(Историческая справка).
Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).
Сословие
- социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.
В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал
четыре главных сословия:
дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.
Городское население в свою очередь делилось на пять групп:
почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди,
т.е. работавшие по найму
В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества - дворянство.
Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).
В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности.
Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и у становившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.
Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г.
отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.
Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.
Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них - Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.
К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ - Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.
Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество).
Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).
Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.
В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод.
Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник - обер-прокурор Синода
, подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа - епархии.
После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.
Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.
Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.
Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.
Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. - почётными гражданами.
Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.
Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей.
Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.
Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.
Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) .
В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. - от подушной подати.
Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.
Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права - для всех) крестьян, но для последних - лишь при увольнении из общества и разрешения властей
Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им...
Слово "Мещанин" - происходит от польского слова “място” – город.
Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: - первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.
Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.
Звание потомственного почётного гражданина
присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.
Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.
В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ
ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ
КАЗАЧЕСТВО
военное сословие в России в XVIII - начале XX вв. В XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV-XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI-XVII вв. и в России XVII-XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек
К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.
Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.
Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение....
Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.
1. Дворянство.
Господствующее сословие — феодалы . Прежде всего это бояре , имевшие свои родовые земельные владения - вотчины . В XVII веке по мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства , которое постепенно превращалось в новое сословие.
В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому (крепостное право).
К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, 10% - боярам, 15% - церкви и около 60% - дворянам.
Прежняя система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения (система местничества ) в 1682 году была отменена окончательно. Все категории феодалов были уравнены в правах.
2. Крестьяне.
Положение крестьян в XVII веке значительно ухудшилось. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных . Первые — это собственность феодалов. Их можно было продать, обменять, подарить. Вторые владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности.
Крестьяне работали на феодалов на барщине (2-4 дня в неделю ), платили натуральный и денежный оброк . Изменилась система налогообложения. Вместо поземельной подати была введена подворная .
К концу века холопы из полурабов становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т.д.
Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2 га земли. Зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров, становились предпринимателями, купцами, торговцами.
3. Городское население.
В XVII веке росла численность городского населения. В новых городах вслед за крепостями появлялись посады . В них жили не только русские, но и представители других народов России. В них процветали ремесла и торговля.
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы . Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов , которые в свободное время промышляли торговлей и ремеслом.
Начинает применяться наемный труд, но пока еще в небольших размерах.
4. Духовенство.
К концу XVII века численность российского духовенства увеличилась (в 15000 церквях 110 тысяч человек). Сложилась новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу были приходские священники . Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси.
В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод.
5. Казачество.
Новым для России сословием стало казачество, военное сословие , в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы - охота, рыболовство, скотоводство и земледелие. Основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.
Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на общем сходе («круге»). Во главе — выборные атаманы и старшин ы. Собственность на землю принадлежала всей общине.