Охарактеризуйте проблему типологии уроков в отечественной педагогике. Типология и структура урока. Особенности построения уроков различных типов. Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки можно классифицировать по целям, методам, средствам обучения и др. Традиционной считается классификация И.Н. Казанцева и Б.П. Есипова по целям и месту в общей системе уроков. Согласно этой классификации, выделяется шесть типов урока :
1) уроки ознакомления с новым материалом;
2) уроки закрепления изученного;
3) уроки обобщения и систематизации;
4) уроки формирования умений и навыков;
5) уроки контроля (проверки знаний, умений и навыков);
6) комбинированные уроки (включающие в себя элементы предыдущих типов).
Структура урока – это определённая последовательность его этапов, каждый из которых отличается характером решаемых задач, особенностями деятельности учителя и учеников, эмоциональным настроем.
Некоторые этапы могут присутствовать на всех уроках (этапы сообщения темы и задач урока, мотивации учения, объяснения домашнего задания, подведения итогов), другие этапы отражают специфику конкретного типа уроков (этапы выполнения контрольных заданий, обобщения и систематизации знаний и др.).
Каждый тип урока имеет свою структуру, способствующую достижению поставленной цели и соответствующую месту, которое данный урок занимает в системе уроков (например, урок закрепления возможен только, если на предыдущем уроке уже изучен новый материал, а уроки обобщения и систематизации обычно планируются как подготовительные перед уроками контроля).
Урок ознакомления с новым материалом обязательно включает в себя этапы: 1) повторения ранее изученного материала, который является основой для усвоения нового; 2) объяснения нового материала и работа с учебником, учебными пособиями; 3) проверки понимания (того, как ученики поняли новый материал) и первичного закрепление изученного.
Структурные особенности урока закрепления проявляются в следующих этапах: 1) проверка домашнего задания; 2) выполнение упражнений (устных и письменных); 3) проверка выполнения упражнений.
Обязательными этапами для любого урока являются организационное начало урока (другие названия: организационный этап, организационный момент) и подведение итогов в конце урока.
Наряду с традиционными уроками в процессе обучения используются дополнительные формы организации обучения: домашняя работа учащихся, а также экскурсии, дополнительные занятия, консультации, учебные конференции, школьные лекции, семинары, практикумы. К дополнительным формам обучения можно отнести и достаточно распространенные в школьной практике нестандартные уроки.
Нестандартный урок – это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру (И.П. Подласый). В педагогической литературе рассматриваются десятки типов нестандартных уроков. Однако их классификация затруднена по ряду причин (большое количество нестандартных уроков и вариантов одного и того же типа уроков, различные названия похожих типов уроков, постоянное появление новых типов и названий нестандартных уроков и др.). Не решён вопрос о том, насколько часто учитель должен отступать от сложившихся традиций в организации урока. Однако сегодня с уверенностью можно утверждать, что владение нетрадиционными методиками обучения необходимо каждому педагогу. Назовём лишь некоторые типы нестандартных уроков.
Урок-игра строится по технологии дидактических игр.
Урок-соревнование. По цели и месту в системе уроков это чаще всего урок обобщения и систематизации, суть урока в том, что ученики соревнуются в знаниях, умениях и навыках, приобретённых при изучении темы, раздела.
Урок-аукцион. Такая форма обычно используется при повторении, урок строится как своеобразная викторина; «продаваться» могут вопросы, оценки или предметы, имеющие символическую ценность (например, репродукция картины достаётся ученику, заплатившему за неё самую высокую цену – ответившему на наибольшее количество вопросов о картине и создавшем её художнике).
Интегрированный урок – урок междисциплинарного плана, объединяющий срезу несколько учебных предметов, например: 1) черчение, географию и геометрию; 2) изобразительное искусство, историю, литературу, музыку.
Бинарный урок – урок, проводимый двумя учителями, преподающими разные предметы. Обычно это вводный или обзорный урок. Например, учителя изобразительного искусства и истории проводят урок, посвящённый какой-либо эпохе.
Рис. 4.10. Типология уроков
Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Единого мнения по этому вопросу на сегодняшний день в педагогической науке нет. Одни склонны выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и систематизация знаний. Другие - цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации учебной деятельности. В урок включены содержание материала, методы и формы обучения, методы управления и контроля за учебной деятельностью, технические средства, учебные средства, дидактические материалы для самостоятельной работы, формы организации учебной деятельности учащихся, личность учителя, но являются ли они компонентами урока? Конечно, нет! Так как не является компонентом урока и цель урока. Нельзя согласиться и с утверждением о том, что не существует объективно постоянной структуры урока. Вместе с тем ученые-педагоги едины в том, что структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности ПРОЦЕССА обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса УСВОЕНИЯ, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного. В реальном педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, и как компоненты дидактической структуры урока. Именно эти компоненты обеспечивают на уроке необходимые и достаточные условия для усвоения учащимися У программного материала, формирования у них знаний, навыков, умений, активизации мыслительной деятельности учащихся при выполнении самостоятельных работ, развитие их интеллектуальных способностей - всего того, чем должна обеспечивать школа полнокровную подготовку учащихся к жизни и труду. Взаимодействие структурных компонентов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого компонента в отдельности и его структурных взаимодействий с другими компонентами урока, когда он осознает, что каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предшествующими. Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется после усвоения нового. Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др; на другом - показ способов деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; третьем - решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д. Все это свидетельствует о том, что практически невозможно дать единую схему для всех уроков по всем учебным предметам, изучающимся в школе.
Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Классификация уроков по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип). Эта классификация является весьма перспективной, хотя и непризнанной всеми теоретиками-дидактами.
Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); б) урок - лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок - экскурсия; д) урок - семинар.
Урок обобщения и систематизации. Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач - установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение.для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов - четверти, полугодия и за весь год обучения. Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков
Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения. После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.
Классификации уроков
И.Н.Казанцеву,
2. Способу проведения (уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.).
3. Методов обучения (И.Н. Борисов);
4. Дидактическим целям и месту уроков в общей системе (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений
Нестандартные формы урочных занятий: уроки-семинары, конференции, деловые игры, аукционы, интегрированные уроки и т. д.
Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Наличие и последовательность структурных частей определяет тип урока. Структура урока определяет результативность и эффективность обучения.
Классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике (Коменский, Гербарт). Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).
Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок.
Структура урока сообщения новых знаний
1. Организация начала урока. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Подготовительная работа к объяснению нового материала (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного, активизация внимания учащихся и т. д.). 4. Объяснение нового материала. 5. Итоги урока и оценка знаний учащихся. 6. Задание на дом.
Главная часть данного типа урока - объяснение нового материала, закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностическими целями, его лучше не выделять в самостоятельную часть, а включать ряд упражнений, вопросов, специальных заданий в систему объяснения. Подводя итоги урока, учитель указывает на положительные и негативные моменты в работе учащихся, объясняет, как нужно выполнить домашнее задание.
Структура урока закрепления
1. Организация начала урока. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Закрепление. 4. Итоги урока, оценка работы учащихся. 5. Задание на дом.
Основная часть урока - практические задания, тренировочные упражнения, самостоятельная работа. Успех урока во многом зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данного класса - правильно найти степень трудности упражнений и заданий. Слишком трудные вызывают негативную реакцию, так как некоторые ученики плохо с ними справляются и затрачивают слишком много времени и сил. Слишком легкие слабо содействуют закреплению теоретического материала. В этом случае как никогда необходим дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных возможностей. Уроки закрепления знаний - это уроки тренировки воли, работоспособности, самостоятельности.
Структура повторительно-обобщающего урока
1. Организация начала урока. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Обобщение и систематизация учебного материала. 4. Итоги урока и оценка знаний. 5. Задание на дом.
Особенность - точно определить границы учебного материала, выносимого для повторения, выделить основные понятия, положения, термины, подобрать соответствующие вопросы и задания.
Учитель сам объясняет мало, а преимущественно руководит и направляет познавательную деятельность учащихся. Это особенно важно для коррекции таких форм мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных фактов, явлений.
Структура комбинированного урока
1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка цели и задач урока. 4. Объяснение нового материала. 5. Закрепление и повторение изученного материала. 6. Подведение итогов урока и оценка знаний. 7. Задание на дом.
Каждая часть урока имеет равноценное значение. В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание. Однако и другие части урока имеют не менее важное значение. Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как самостоятельный элемент структуры урока, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового материала. Закрепление или повторение, а также проверка знаний являются тоже относительно самостоятельными частями урока. Такое сочетание разнообразных форм работы на одном уроке делает его достаточно эффективным, помогает преодолевать однообразие, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
Структура вводного урока
1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка цели и задач урока. 4. Систематизация имеющихся у учащихся знаний. 5. Подведение итогов урока. 6. Задание на дом.
На данном типе уроков осуществляется подготовка учащихся к восприятию нового материала. На этих уроках систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для усвоения материала, с которым учащимся предстоит познакомиться на последующих уроках.
Структура контрольного урока
1. Объяснение цели проверки и инструкция по организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения. 3. Самостоятельная работа учащихся. 4. Предварительное подведение итогов урока.
Начало урока включает инструкцию и проверку готовности школьников к работе. Сразу же нужно пояснить характер контрольной работы, какие знания, по какой теме проверяются. Учитель говорит спокойным, уверенным, доброжелательным тоном, чтобы создать деловую атмосферу без излишней нервозности и волнений. Далее учитель напоминает о том, какое правило, понятие будет проверяться. Говорит о том, в какой форме будет проводиться контрольная работа. Учитель указывает путь мыслительной деятельности учащихся: как следует применить теоретические знания, связать их с практической работой, какие могут быть способы самоконтроля. Нужно обязательно напомнить учащимся, в каких случаях они могут обратиться за помощью к учителю, а наиболее слабым учащимся он оказывает помощь, не акцентируя на этом внимание остальных учеников.
Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Последовательность элементов не является жестко закрепленной.
У традиционного урока есть ряд положительных сторон:
Организационная четкость педагогического процесса;
Систематический характер обучения;
Эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
К слабым сторонам типового урока можно отнести:
Ограничение деятельности учителя и учеников временными рамками;
Трудная сочетаемость с технологиями активного обучения;
Сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;
Сильный акцент на передачу - усвоение - знаний, выработку умений и навыков при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.
Все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т. п., но они проводятся эпизодически.
Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.
Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старшие школьники способны к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению - усвоению новых знаний, поэтому для них практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать школьную лекцию или строить их как практические или семинарские занятия.
Пути совершенствования урока:
1) создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;
2) формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
3) вооружение детей умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
4) практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;
5) организация на уроках условий для творческой деятельности как учащихся, так и учителя.
Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.
Планирование учебного процесса. Подготовка учителя к его реализации.
Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя.
Успешное проведение урока требует от учителя постоянной, непрерывной, глубокой и всесторонней подготовки.«Учитель, - говорил В. А. Сухомлинский,-готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости», «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» ".
Подготовка учителя к уроку предполагает два вида планирования.
Тематическое планирование-это планирование системы уроков по данной теме. Учитель делит материал этой темы на небольшие части-уроки, определяет образовательные и воспитательные задачи темы в целом, намечает основные дидактические цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, практических и контрольных работ, указывает материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календарные сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отводимых на данный учебный предмет учебным планом и расписанием учебных занятий. Размеченная таким образом программа служит для учителя календарным тематическим планом по предмету.
Поурочное планирование-это планирование одного конкретного урока.
Подготовка к уроку – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план.
Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его образовательные и воспитательные задачи, планирует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Продумывает, как на данном уроке будут реализованы дидактические принципы. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приемы и в какой последовательности будут использованы на данном уроке, чем будет характеризоваться познавательная деятельность учащихся, какой будет психологическая и логическая сторона урока, какие технические средства бу-дут использованы на уроке. Учитель намечает оборудование урока, продумывает его организацию: как будет сочетаться фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы на уроке, как будет осуществляться контроль за ходом усвоения материала детьми, как обеспечить активность и работоспособность всех учащихся на протяжении урока, когда дать учащимся отдых, меняя виды работы или, включая небольшие физкультминутки, кого из учащихся и когда спрашивать, как будут подведены итоги работы на уроке, что будет (если это необходимо) задано на дом, как распределится время на уроке. Важно продумать, как на уроке создать обстановку общей заинтересованности, бодрую атмосферу, позволяющую всему классу и каждому ученику в отдельности осознать и почувствовать творческое содружество, успехи товарищей и свои собственные, пережить радость познания. Необходимо продумать вопрос и о подготовке учащихся к уроку: какие инструменты, счетный или рабочий материал принести, какие провести дома наблюдения, что прочитать заранее и т. п.
В результате намечается развернутый план урока. Форма его произвольная, но, как правило, в нем указывается: дата урока и номер его по тематическому плану; тема урока; основная дидактическая цель, образовательные и воспитательные задачи урока; оборудование; основные части урока, их последовательность, примерное время на их проведение; краткое содержание работы на уроке по изучению нового, по повторению и подготовке к изучению следующих тем; методы и приемы учебной работы в каждой части урока; имена учащихся, которых нужно спросить по ходу урока; домашнее задание. Выписываются отдельно те записи, которые будут сделаны на доске (в тетрадях).
При проведении урока учитель стремится выполнить намеченный план. Однако если этого требует дело, в него по ходу урока могут быть внесены изменения. Например, если все намеченные в плане упражнения выполнены, но материал еще не усвоен детьми в такой степени, в какой нужно, то выполняются дополнительные упражнения. Ежедневный анализ собственных уроков с точки зрения того, что удалось на уроке и что не удалось, в чем причина неудачи и каковы пути ее преодоления, что нужно дальше развивать и закреплять, положить в копилку опыта, должен стать потребностью учителя. Анализ собственных уроков, а также посещение уроков опытных учителей с последующим анализом этих уроков помогут молодому начинающему учителю овладеть искусством проведения уроков.
Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарногигиенические, этические и т. д.
Типы и структуры уроков
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:
Комбинированные (смешанные);
Изучения новых знаний;
Формирования новых умений;
Обобщения и систематизации изученного;
Контроля и коррекции знаний, умений;
Практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).
Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного. Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, представлены в табл. 8:
На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75-80% общего числа всех проводимых уроков.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебновоспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность сокращается до 30 мин. с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45- минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
По основной дидактической цели;
По основному способу их проведения;
По основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
в форме беседы;
экскурсии;
киноуроки;
самостоятельная работа учащихся;
лабораторные и практические работы;
сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
первичного ознакомления материалом;
образования понятий, установления законов и правил;
применения полученных правил на практике;
повторения и обобщения;
контрольные;
смешанные или комбинированные.
Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, они подразделяются, на следующие виды: уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных видов. Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.д.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
В качестве примеров другого подхода к типологии уроков форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:
Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д.
Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.
Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.
Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.
Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.
Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию - стремление более полно охватить современные формы организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одно типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков. Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков.
СТРОЕНИЕ УРОКОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ
Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих 19 их типов:
1) урок ознакомления с новым материалом;
2) урок закрепления изученного;
3) урок применения знаний и умений;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки и коррекции знаний и умений;
6) комбинированный урок;
7) урок-лекция;
8) урок-семинар;
9) урок-зачёт;
10) урок-практикум;
11) урок-экскурсия;
12) урок-дискуссия;
13) урок-консультация;
14) интегрированный урок;
15) театрализованный урок;
16) урок-соревнование;
17) урок с дидактической игрой;
18) урок - деловая игра;
19) урок - ролевая игра;
Эти уроки называем уроками основных типов. Следует отметить, что проявление данной системы уроков вовсе не связано с созданием еще одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они свободны в поиске и выявлении такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов.
Типы уроков:
1.Урок изучения нового материала
Урок - лекция
Урок - беседа
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Урок самостоятельных работ
Урок - лабораторная работа
Урок практических работ
Урок - экскурсия
3.Урок обобщения и систематизации:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:
Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка
зачетные практические и лабораторные работы
контрольная (самостоятельная) работа
смешанный урок (сочетание трех первых видов)
5.Комбинированные уроки:
На них решаются несколько дидактических задач
Типы и формы интегрированных уроков:
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах :
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы :
урок-практикум;
урок-сочинение;
урок-диалог;
урок - деловая или ролевая игра;
комбинированный урок;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.
Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами:; углубить знание о:
воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.
развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с:; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
урок-анализ контрольных работ;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
повторительно-обобщающий урок;
Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках