Педагогический процесс. Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные свя
Страница 24 из 42
4. Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации
Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.
Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.
Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.
Структура педагогического процесса включает в себя:
1. Цель – выявление итогового результата.
2. Принципы – это основные направления в достижении цели.
3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.
4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.
5. Средства – способы «работы» с содержанием.
6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.
Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.
Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.
1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).
2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.
Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.
Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).
Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.
Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.
Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.
Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.
Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.
Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.
Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.
Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.
Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.
1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.
2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:
1) генетический фактор – наследственность;
2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.
3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:
1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;
2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.
4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:
1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;
2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.
5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) качества личностного восприятия учащегося;
2) логики усвоения воспринятого учащимся;
3) степени практического использования учебного материала.
6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.
7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:
1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;
2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;
3) уровня условий выражения педагогического процесса.
Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.
Определим главные принципы педагогического процесса.
1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.
3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.
Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].
Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.
Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .
Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .
При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.
К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.
К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.
Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.
Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.
Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.
Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .
Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.
Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.
Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.
Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.
Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.
Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .
Особенности школьного урока:
Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
Определенное организационное начало и постановка задач урока;
Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
Объяснение нового материала;
Закрепление или повторение изученного на уроке;
Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
Подведение итогов урока;
Задание на дом;
Каждый урок является звеном в системе уроков;
Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Выделяю следующие типы уроков:
Урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;
Урок закрепления знаний;
Уроки выработки и закрепления умений и навыков;
Обобщающие уроки.
Структура урока состоит обычно из трех частей:
1. организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Основные понятия темы : метод педагогического процесса; прием педагогического процесса; классификация методов педагогического процесса; словесные, наглядные, практические методы; методы формирования социального опыта; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; педагогический контроль; методы контроля, самоконтроля и самооценки; оценка, отметка; активные методы обучения и воспитания; средства педагогического процесса; наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания, компьютер как средство педагогического процесса.
Обсуждаемые вопросы:
1. Понятие о методах и приемах педагогического процесса.
2 . Классификация методов обучения и воспитания.
3. Критерии выбора методов педагогического процесса.
4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.
4.1. Словесные методы обучения и воспитания.
4.2. Наглядные и практические методы педагогического процесса.
4.3. Методы формирования социального опыта.
5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
6. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе.
7. Характеристика активных методов педагогического процесса.
8. Средства педагогического процесса.
Понятие о методах и приемах педагогического процесса
Понятие «метод» – категория философии. Метод (в пер. с греч. «путь к чему-либо») – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Исходя из этого, в педагогике под методом педагогического процесса понимают способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса (обучения, воспитания, развития).
С учетом сущностной составляющей педагогического процесса метод педагогического процесса можно определить как способ педагогического общения, то есть способ: 1) познания себя и окружающего мира; 2) усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру; 3) воспроизведения и освоения разных видов деятельности.
Дадим общую характеристику методов педагогического процесса.
Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод – это процессуальная сторона, характеристика деятельности. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все её компоненты. Разнообразие способов человеческой деятельности обуславливает и разнообразие методов обучения и воспитания.
Методы обучения и воспитания состоят из конкретных приемов. Прием – это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации или модификации метода. Один и тот же прием может быть частью разных методов. Или один и тот же метод может включать разные приемы. Например, сообщение учащимся плана деятельности это прием обучения, который может применяться и в рамках метода рассказа (лекции), и метода дискуссии. Кроме того, возможны переходы методов в приемы, и наоборот. Иногда прием в одном случае, может быть самостоятельным методом в другом. Так, беседа может выступать самостоятельным методом, а может входить в состав такого метода, как диспут.
Существует и другая точка зрения: метод – это основной способ деятельности, а прием – дополнительный, направленный на повышение эффективности метода. К приемам можно, например, отнести: показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, запись учащимися основных понятий, прием сравнения, аналогии, постановку проблемного вопроса, приемы организации самостоятельной познавательной деятельности, мнемонические приемы и др.
В целом же приемы обучения и воспитания применяются в целях активизации восприятия учебного материала, стимулирования, мотивации и организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.
Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых задач педагогического процесса.
Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического процесса, но и от методов деятельности, посредством которой это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации.
Методы (приемы) обучения и воспитания – важные структурные компоненты целостного педагогического процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств.
Метод считается очень сложным, многомерным и многокачественным образованием, содержание которого, с одной стороны, подчиняется общим дидактическим положениям, требованиям, законам и закономерностям, принципам и правилам, а с другой – обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.
Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие методов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении, с другой - вызвали потребность в их систематизации и классификации.
В истории дидактики многие педагоги делали попытки классифицировать методы и приемы педагогического процесса. Это является и важной задачей современной педагогической теории.
Педагогический процесс
3. Методы, формы, средства педагогического процесса
Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].
Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.
Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .
Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .
При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.
К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.
К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.
Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.
Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.
Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.
Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .
Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.
Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.
Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.
Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.
Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.
Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .
Особенности школьного урока:
Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
Определенное организационное начало и постановка задач урока;
Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
Объяснение нового материала;
Закрепление или повторение изученного на уроке;
Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
Подведение итогов урока;
Задание на дом;
Каждый урок является звеном в системе уроков;
Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Выделяю следующие типы уроков:
Урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;
Урок закрепления знаний;
Уроки выработки и закрепления умений и навыков;
Обобщающие уроки.
Структура урока состоит обычно из трех частей:
1. организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Существуют различные методики и методы, которые используют в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов. Рассмотрим некоторые из них. Методы диагностической деятельности...
Влияние занятий футболом на физическое состояние детей 10-12 лет
Физическая подготовка начинается с силовой подготовки: во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения, во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств ...
Вспомогательные формы организации работы в школе (туристический клуб)
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями...
Интерактивные методы преподавания
Второй раздел "Методика использования интерактивных методов в процессе преподавания информатических дисциплин" также включает в себя 3...
Методическая система обучения военнослужащих
методическая обучение военнослужащий учебный Анализ современной войсковой и флотской практики профессиональной подготовки военнослужащих показывает...
Определение основных принципов организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа...
Организация педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление...
Формы обучения Основной формой изложения теоретического материала мы предлагаем видеолекцию. Благодаря этому учащийся может в любое время вернуться к теме, которую не понял или по каким-либо причинам пропустил занятие...
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин...
Система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике
Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение -- это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование...
Современные средства обучения
Средства целостного педагогического процесса -- совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции...
Формирование основ экономической культуры дошкольников
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно...
Формирование у школьников навыков пользователя ЭВМ
Для формирования навыков работы с помощью компьютера с различными видами представления информации (числовой, текстовой, графической) необходимы системы прикладного программного обеспечения...
компоненты.
Педагогический процесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.
Исследование педагогического процесса – основа педагогики. в соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.
Структура педагогического процесса :
Цель
(конечный результат)
Принципы
(основные направления достижения цели)
(фактический учебный материал)
Методы
(действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)
Средства
(способы «работы» с содержанием)
Формы
(логическое завершение процесса)
Цели педагогического процесса - идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.
В нормативных документах России две системы целей:
1. Система глобальных целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).
2. Система диагностических целей в конкретных программах (цели распределены по этапам обучения и являются отражением содержания конкретных учебных курсов).
Постановка целей образования в Российской Федерации является результатом актуальных процессов в системе образования; учета, в первую очередь, интересов ребенка в педагогическом процессе. Существуют следующие тенденции развития отечественной системы образования (Э.Д.Днепров. «Школьная реформа в России»):
1. Гуманитаризация образования (Целостная картина мира у ребенка как результат школьного образования, нацеленность образования на понимание, а не на воспроизведение и описание изученного учебного материала).
2. Гуманизация процесса образования. (Образование не должно быть обезличенным, основной смысл педагогической деятельности – развитие ученика. Педагогика сотрудничества как технология обучения)
3. Развивающий характер образования. (Переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к процессу развитию способностей, самостоятельности ребенка. самостоятельная деятельность ребенка рассматривается как основной фактор его развития).
4. Непрерывность образования. (Образование является непрерывным процессом, только в этом случае возможно развитие общества. Как следствие необходимо «учить учиться», чтобы ребенок был конкурентоспособен в будущем, умел компенсировать недочеты в своем образовании на следующих этапах. Система образование Российской Федерации отличается единством общего и профессионального образования, разработанностью ступеней образования. Система образования обладает целостностью, взаимосвязью всех компонентов.)
5. Стремление к «опереживающему» характеру обучения (условие нормального общественного развития)
Принципы педагогического процесса - это
первоначальные руководящие идеи,
исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом,
логическое начало какой-либо системы деятельности.
Методы педагогического процесса (гр. methodos) – это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта. Метод – путь к цели, способ действий или поведения.
Классификация методов педагогического процесса может производится
По источнику познания :
словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
практические (упражнения, тренировки, самоуправление),
наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала).
На основе структуры личности:
методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование),
методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т.д.),
методы формирования чувств (стимулирования)(одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и тд.).
по степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа)
репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание)
проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение),
частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление),
исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок).
Пример:
Метод доверия – словесный, стимулирующий, частично-поисковый.
Метод упражнений – практический, формирования поведения, репродуктивный.
В большинстве источников приведены классификации, в которых методы воспитания и методы обучения рассматриваются как две основные группы методов (напр. у Ю.К. Бабанского). В данном случае эти две группы методов рассматриваются как взаимодополняющие, в сумме задающие взаимосвязанную деятельность педагогов и учащихся. Основой классификации, объединяющей эти две группы методов является организация деятельности и общения
Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий,взглядов, идеалов, убеждений).
1. Словесные: лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция
2. Наглядные: показ иллюстраций, демонстрация опытов
Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения.
1. Организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности
2. методы постановки задач, предъявления требований
3. методы выполнения практических действий
4. методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения
5. методы регулирования, корригирования действий и поведения
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.)
Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании)
Возможна и классификация методов обучения по типу деятельности :
методы передачи и усвоения знаний или словесные (дискуссия, работа с текстом),
практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент),
методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.
Формы организации педагогического процесса.
Педагогическая форма – устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Процесс формообразования длителен. К примеру урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.
Форма через принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Подбором оптимальной формы достигается соотнесение учебного времени и объема информации, т.е. достижение учебных целей.
В настоящее время более 1000 различных форм организации педагогического процесса.
Классификация по степени сложности:
1. Простые – минимальное количество методов и средств, посвящены одной теме либо решают одну задачу. Составляют около 75 % всех существующих, иначе называются первичными, т.к. из них состоят все остальные формы.
Пример: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставка, выпуск газеты, концерт и т.д.
2. Составные – строятся на развитии простых форм или на их разнообразном сочетании.
Пример: урок, конкурс умений, праздничный вечер, субботник, конференция, КВН, собрание и т.д.
3. Комплексные – подборка простых и составных форм с определенной целью.
Пример: дни открытых дверей, дни физкультурника, дни знаний, недели театра, музыки, предметные недели, лектории, турпоходы, слеты, декадники и т.д.
Соотношение метода и формы – возможен взаимный переход. Пример: форма чтения литературных источников – метод выразительного чтения, форма конфликта – метод «взрыва» (Макаренко), форма награждений, премий – метод стимулирования.
Если рассматривать основной элемент педагогического процесса – обучение, то форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме.
Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.
Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.
Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.
Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:
1. по составу учащихся:
временные,
постоянные
2. по месту работы:
школьные (классы, лаборатории)
внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)
3. по времени работы
классные
внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)
4. по характеру управления учителем учебной деятельностью учеников
репродуктивные
проблемно-поисковые
исследовательские
5. по дидактическим целям:
практика
лекция
семинар
по характеру обучения
Формы теоретического обучения |
Формы практического обучения |
Формы самообразования |
Внеурочные формы |
Консультация Лабораторные занятия Практические занятия |
Урок производственного обучения Производственная практика Выпускной квалификационный экзамен |
Деятельность по интересам Наблюдение Самостоятельное изучение наук, искусств |
Факультатив Учебный цех кооператив |
В любом случае форма обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.
7. Средства педагогического процесса
Материальные или идеальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся.
оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т.д.),
учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование,
дидактическая техника (ТСО, компьют. и т.д.),
учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, электр.учебники и т.д.),
организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экз. билеты, карточки-задания, уч.пособия, метод. рекомендации).
Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой
Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы
Класс работает по единому годовому плану и программе
Основной единицей занятий является урок, как правило по одному предмету и теме.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса.
Учебники как правило применяются для домашней работы. Работой учащегося на уроке руководит учитель, он же оценивает результаты работы по своему предмету, уровень обученности каждого ребенка, принимает решение о переводе ребенка в другой класс.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д.
Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям. Классификация уроков м.быть построена по ряду признаков:
Дидактическая цель (И.Т.Огородников);
Цель организации учебного процесса (М.И. Махмутов),
Основные этапы учебного процесса (С.В. Иванов);
Методы обучения (И.Н.Борисов);
Способы организации учебной деятельности (Ф.И.Кирюшкин)
Чаще всего структуру урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов уроков в зависимости от дидактической цели:
1. Урок изучения нового материала. Используется при крупноблочном способе работы: объяснение одновременно 4 тем, следующие 3 урока на закрепление.
2. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (повтор и закрепление ЗУН, применение их на практике, формирование новых, контроль за ходом изучения учебного материала). Виды: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-семинар, практическая работа, экскурсия.
3. Урок обобщения и систематизации знаний (проверка и установление уровня ЗУН, повтор и коррекция материала). Виды: урок-дискуссия, урок-семинар и т.д.
4. Урок контроля и коррекции ЗУН. Методы: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, решение задач и примеров, тесты и т.д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и т.д.
5. Комбинированный урок. Такие уроки наиболее распространены, их 75-80 % от общего числа. Комбинированный урок имеет следующую структуру:
оргмомент.
проверка домашнего задания.
собщение новой темы и задач, мотивация.
изложение нового.
закрепление нового.
подведение итогов.
домашнее задание.
конец урока.
В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:
преимущества |
недочеты |
Систематический характер обучения |
Шаблонное построение занятий, стереотипность |
Упорядоченность, логическое построение и подача учебного материала |
Нерациональное распределение времени урока, обеспечение только первоначальной ориентировки в материале, достижение высокого уровня знаний возможно только при домашних упражнениях |
Организационная четкость |
Учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности учащихся |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя |
Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность ребенка (по статист.данным около 2 мин.в день) |
Оптимальные затраты при массовом обучении |
Слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие учета индивидуальных характеристик. |
Заключение
Обобщая все вышесказанное можно сделать следующий вывод – рекомендации для учителя:
Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).
Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
Список использованной литературы:
1) Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 1998
Активное самовоспитание 3. Нравственное формирование личности... , техницизм в подходе к человеку. Суть педагогического процесса - активное самовоспитание Суть подлинно гуманистического...
Педагогический процесс : сущность, закономерности и принципы
Доклад >> Педагогика... педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса . Педагогическая ... построению педагогического процесса . В контексте целостного педагогического процесса ...
Педагогический процесс как система и целостное явление
Контрольная работа >> Педагогика... педагогического процесса 2. Педагогический процесс как система 3. Целостность педагогического процесса Заключение Список использованной литер Введение Понятие «педагогический процесс» , наряду с педагогической ...
Педагогическая психология. Учебник
Книга >> ПсихологияХарактеризуются комплексностью и непосредственной включенностью в педагогический процесс . Вопросы для самопроверки 1. Чем... самодеятельности ученика, являющийся внутренней стороной педагогического процесса (П.Ф. Каптерев); 8) изменение поведения, ...