Теоретические аспекты понятия удовлетворенности жизнью и психологическая характеристика юношеского возраста. Удовлетворенность жизнью как форма субъективного переживания продуктивности жизнедеятельности
Понятие удовлетворенности жизнью является комплексным и многослойным. Можно ли его определить как-то более конкретно? Можно ли его количественно измерить и оценить? Если да, то какие результаты получаются для населения России? Что больше всего беспокоит россиян?
Одним из традиционных направлений социологических исследований является изучение роли и значения различных аспектов жизнедеятельности людей. Уже на протяжении многих лет масштабная работа такого рода проводится как российскими, так и западными социологами . Другим не менее важным исследовательским направлением являются проблемы измерения удовлетворенности населения своей жизнью. Такая работа на регулярной основе проводится, в частности, социологами стран-участниц Единого экономического пространства . Однако, несмотря на внутреннее единство указанных направлений исследований, их методическое объединение до сих пор не осуществлено. Между тем необходимость проведения оперативного мониторинга социального самочувствия населения требует решения данной проблемы. В данной статье мы предлагаем один из возможных подходов к ее решению на основе построения интегрального индекса удовлетворенности жизни.
1. Типология факторов удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью - сложное, комплексное понятие, аккумулирующее множество факторов и аспектов, каждый из которых является в значительной степени самостоятельным явлением. В связи с этим, чтобы количественно измерить степень удовлетворенности жизни, на наш взгляд, целесообразно придерживаться следующего вычислительного алгоритма:
- сформировать максимально полный состав факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью;
- оценить уровень удовлетворенности населения каждым из этих факторов (то есть вычислить факторные индексы удовлетворенности);
- оценить уровень важности каждого фактора (то есть вычислить факторные индексы значимости, на основе которых можно определить факторные коэффициенты значимости);
- вычислить обобщенный индекс удовлетворенности жизнью, складывающийся из суммы факторных индексов удовлетворенности, скорректированных на факторный коэффициент значимости.
Рассмотрим более подробно первый этап указанного алгоритма.
Построение индекса удовлетворенности жизнью предполагает выполнение четырех непременных условий.
Во-первых, факторы удовлетворенности жизнью должны быть определены таким образом, чтобы охватить все стороны человеческой жизни, не упуская ни одного существенного аспекта социального бытия индивидуума. В противном случае полнота указанного индекса будет утеряна и он превратится в некий частный социальный индикатор.
Во-вторых, в конечной конструкции индекса удовлетворенности жизнью число факторов не должно быть слишком большим (не больше 15), так как в этом случае аналитичность схемы будет потеряна, сам индекс станет непрозрачным, а интерпретация количественных результатов превратится в трудоемкую процедуру. Здесь мы идем вопреки некоторым исследовательским традициям, которые ориентированы на построение максимально полных и детализированных списков базовых ценностей, включающих до 38 позиций .
В-третьих, каждый частный фактор, несмотря ни на что, должен представлять собой агрегированное явление, в котором уже произведено первичное «схлопывание», сжатие социальной информации. Хотя сильно детализированные показатели и характеризуются высокой динамичностью и чувствительностью, их слияние в универсальный индикатор вырождается в нелогичную и эклектичную процедуру.
В-четвертых, все факторы удовлетворенности жизни должны представлять собой некие базовые ценности, в отношении которых могут быть проведены замеры относительно их важности для опрашиваемых респондентов и уровня удовлетворенности ими. При этом данные ценности по умолчанию предполагают свои антиподы или так называемые «антиценности» .
В связи с этим конкретный набор факторов может быть представлен следующим образом:
- Личная и семейная безопасность (отсутствие разгула преступности, криминализации жизни и произвола властей, минимизация техногенных катастроф с риском для жизни и здоровья);
- Материальное благополучие (наличие нормального жилья, одежды, питания, возможность обеспечить себе и своей семье образование и медицинское обслуживание);
- Семейное благополучие (гармоничные отношения с членами семьи, взаимная любовь и уважение);
- Достижение поставленных целей (наличие общественной и политической свободы, наличие реальных возможностей для реализации потенциала социальной мобильности);
- Творческая самореализация (возможность самовыражения на работе и вне работы, в том числе в общественной жизни);
- Наличие хорошего, плодотворного досуга (наличие свободного времени и способов его эффективного использования, включая отдых во время отпуска и путешествия, доступ к культурным ценностям и т.д.);
- Хороший климат и хорошая погода (отсутствие стихийных бедствий, затяжных дождей, резких перепадов температуры и давления, соответствие погоды текущему времени года, достаточное количество солнечных дней и т.п.).
- Достойный социальный статус (уважаемая профессия, солидная должность, наличие квалификационных степеней, званий, чинов, наград и т.п.).
- Наличие эффективных неформальных социальных контактов (дружба, общение, взаимопонимание, секс и т.п.);
- Социальная стабильность, уверенность в будущем (отсутствие социальных и политических потрясений, отсутствие плохо продуманных и неподготовленных экономических реформ, умеренная инфляция, безработица и т.п.);
- Комфортная среда обитания (хорошая экология, развитая социальная инфраструктура и т.п.);
- Хорошее здоровье (отсутствие хронических болезней, серьезных и фатальных травм).
Разумеется, помимо перечисленных факторов всегда имеются еще какие-то неучтенные стороны социальной жизни, однако их влиянием, как правило, можно пренебречь без потери содержательных выводов. В дальнейших прикладных исследованиях 11-ый фактор разбивается на два самостоятельных аспекта жизнедеятельности: позитивная экологическая ситуация; развитая социальная инфраструктура.
В основе предложенной типологии факторов удовлетворенности жизнью лежит, на наш взгляд, бесспорное положение о том, что устойчивость социально-экономической системы обусловлена гомеостазом общества, достигаемом в процессе удовлетворения базовых человеческих инстинктов - самосохранения, самовоспроизводства (продолжения рода) и самореализации (самовыражения) . Несложно убедиться, что предложенный выше набор факторов с достаточной степенью полноты покрывает все три базовых инстинкта.
Разумеется, существуют и другие классификации базовых человеческих ценностей. Например, в психологической традиции суфиев выделяется пять фундаментальных благ, к которым тяготеет человек: жизнь, власть, счастье, знание и покой . Несложно видеть, что данные ценности вполне определенным образом коррелируют с тремя базовыми инстинктами. В любом случае предложенные 12 групп факторов удовлетворенности жизнью в одинаково полной мере охватывают как три базовых инстинкта, так и пять суфийских базовых ценностей. Таким образом, 12 факторов удовлетворенности жизнью с достаточной полнотой отражают все многообразие социального бытия.
2. Методика оценки обобщенного индекса удовлетворенности жизнью. Рассмотрим оставшиеся три этапа предложенного в предыдущем разделе алгоритма оценки обобщенного индекса удовлетворенности жизнью. Для этого, прежде всего, надо провести оценку уровня удовлетворенности населения каждым из 13 факторов. Данная задача предполагает вычисление факторных индексов удовлетворенности Dj. Исходной информацией служит вопрос: насколько Вы удовлетворены j-ым фактором жизнедеятельности? При этом используется следующий стандартный формат возможных ответов:
- Вполне удовлетворен;
- Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;
- Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;
- Совершенно не удовлетворен;
- Затрудняюсь ответить.
Тогда индекс удовлетворенности j-ым фактором жизнедеятельности целесообразно вычислять с помощью следующей формулы, которая является наиболее адекватным инструментом для диагностики социальной ситуации :
где j - индекс фактора удовлетворенности жизни; i - индекс варианта ответа респондентов на вопрос относительно удовлетворенности j-ым фактором; n - общее число предусмотренных вариантов ответа на вопрос (в нашем случае 5); x ji - доля респондентов (в процентах), указавших i-ый вариант ответа для j-ого фактора удовлетворенности жизни; a i - весовой коэффициент i-ого варианта ответа (для всех факторов жизнедеятельности используется унифицированная шкала весовых коэффициентов; 0≤a i ≤1); k - нормирующий коэффициент, величина которого определяется в ходе вычислительных экспериментов.
Применительно к нашей проблеме система весовых коэффициентов для всех факторов одинакова и имеет следующую структуру: a 1 =1,0; a 2 =0,6; a 3 =0,4; a 4 =0. Иногда в прикладных исследованиях помимо группы лиц, затруднившихся ответить, учитывается группа лиц, не давших вообще никакого ответа. При расчете частных (факторных) индексов удовлетворенности жизни обе эти группы могут объединяться и рассматриваться в качестве совокупного «фактора риска», способного перелиться в любую из четырех главных групп респондентов.
Получение вектора значений факторных индексов удовлетворенности жизнью предполагает их дальнейшее агрегирование в окончательный индикатор с помощью традиционной процедуры взвешивания. При этом весовые коэффициенты должны отражать относительное значение факторов. Для реализации данной процедуры необходимо осуществить две операции: вычислить факторные индексы значимости W j , на основе которых затем определяются весовые коэффициенты значимости b j для всех факторов. Исходной информацией для определения степени важности каждого фактора удовлетворенности жизнью служит следующая вопросная конструкция: насколько важен для Вас j-ый фактор жизнедеятельности? Формат возможных ответов идентичен тому, который используется при оценке уровня удовлетворенности различными факторами жизнедеятельности:
- Достаточно важен;
- Скорее важен, чем не важен;
- Скорее не важен, чем важен;
- Совершенно не важен;
- Затрудняюсь ответить.
Тогда индекс важности каждого фактора вычисляется по формуле, аналогичной (1):
где, как и в формуле (1), j - индекс фактора удовлетворенности жизни; i - индекс варианта ответа респондентов на вопрос относительно важности j-ого фактора; n - общее число предусмотренных вариантов ответа на вопрос (в нашем случае 5); y ji - доля респондентов (в процентах), указавших i-ый вариант ответа для j-ого фактора жизнедеятельности; a i - весовой коэффициент i-ого варианта ответа (для всех факторов используется единая шкала весовых коэффициентов; 0≤a i ≤1); k - нормирующий коэффициент, величина которого определяется в ходе вычислительных экспериментов. Для показателя (2), так же как и для показателя (1), система весовых коэффициентов для всех факторов одинакова и имеет следующую структуру: a 1 =1,0; a 2 =0,6; a 3 =0,4; a 4 =0.
Идентификация индексов (2) позволяет установить иерархию факторов жизнедеятельности, однако для последующего «слияния» всех факторов в агрегатный индекс удовлетворенности жизнью необходимо от величин (2) перейти к весовым коэффициентам важности каждого фактора, которые вычисляются по простой формуле:
где m - общее число факторов удовлетворенности жизни (в нашем случае 13).
Процедура (3) позволяет пронормировать все факторы таким образом, что выполняется классическое балансовое условие:
Имея оценки величин факторных индексов удовлетворенности D j и факторных коэффициентов важности b j , обобщенный индекс удовлетворенности жизнью D легко рассчитывается по формуле:
Социальный индикатор (5) является искомой оценкой, с помощью которой можно проводить оперативную диагностику уровня социального самочувствия населения. При этом агрегатная форма конструкции (5) привносит важные позитивные моменты в практику мониторинга и анализа социального климата.
Во-первых, любые изменения обобщенного индекса удовлетворенности жизнью могут быть содержательно истолкованы за счет «раскрытия» его состава. Речь идет о том, что аналитик может четко идентифицировать, за счет какого именно фактора жизнедеятельности произошло наблюдаемое увеличение или уменьшение обобщенного индекса удовлетворенности жизнью. Данный факт позволяет почти автоматически выявлять «узкие места» в социальном самочувствии населения, что в свою очередь может иметь важное практическое значение при выработке государственной социальной политики.
Во-вторых, возникает возможность проведения углубленного факторного анализа, «расщепляя» сдвиги, происходящие в настроении населения, на три составляющие: за счет изменений в социальной обстановке; за счет изменений в системе ценностей людей; за счет совместных сдвигов в настроении и в системе ценностей населения. С формальной точки зрения такая аналитическая схема соответствует динамизации соотношения (5) путем следующего разложения:
Первый компонент правой части уравнения (6) отражает сдвиги в обобщенном индексе удовлетворенности жизнью за счет изменений в социальной обстановке (ΔD j), второй компонент - за счет изменений в системе ценностей людей (Δb j), третий компонент - за счет совместных сдвигов в настроении и в системе ценностей населения (ΔD j и Δb j).
Таким образом, соотношения (5) и (6) позволяют увязать между собой вопросы, связанные с выяснением роли и значения различных аспектов жизнедеятельности людей, и вопросы, связанные с измерением удовлетворенности жизнью.
Забегая немного вперед, укажем, что введенные индексы (1), (2) и (5) сконструированы таким образом, что их чувствительность немного снижается по сравнению с традиционными индикаторами. Это означает, что даже незначительные сдвиги в их величине должны восприниматься в качестве значимых социальных изменений. На первый взгляд, может показаться, что пониженная чувствительность предложенных аналитических конструкций является их методическим минусом. Однако более пристальное рассмотрение проблемы позволяет утверждать, что это не так. Дело в том, что слишком «податливые» индикаторы часто улавливают случайные социальные изменения, своего рода «белый шум», что лишь дезориентирует аналитика. Индексы (1), (2) и (5) лишены этого недостатка, так как они не так восприимчивы к социальным белым шумам и не подвержены чрезмерно сильным случайным флуктуациям настроения населения.
Отдельного упоминания заслуживает еще один аспект предложенной методики. Дело в том, что в обобщенный индекс удовлетворенности жизнью «зашиты» многие факторы, между которыми могут возникать устойчивые связи. Например, рост удовлетворенности материальным положением, как правило, сопровождается ростом творческой самореализации. Таких парных комбинаций может быть довольно много в рамках 13-факторной модели обобщенного индекса. Следовательно, обобщенный индекс меняется не только в результате всплесков в каком-либо из частных факторов, а в результате их синхронного и взаимообусловленного изменения. Заметим, что эффект «зашитой взаимообусловленности» частных факторов по своей сути напоминает эффект мультиколлинеарности в регрессионном анализе. Однако здесь следует подчеркнуть, что это не является минусом нашей вычислительной схемы и не противоречит логике и чистоте социального анализа. Действительно, модель обобщенного индекса удовлетворенности жизнью, будучи сложной факторной конструкцией, тем не менее не является эконометрической зависимостью, а следовательно на нее не распространяются и те ограничения, которые присущи статистическим моделям.
3. Эмпирическая оценка удовлетворенности жизнью. Развитая в предыдущих разделах методика оценки обобщенного индекса удовлетворенности жизнью нами апробирована на данных опроса, проведенного ВЦИОМом в июле 2005 г. Результаты расчетов по отдельным факторам приведены в табл.1. Величина нормирующего коэффициента в расчетах составляла k=0,001 (аналогичный параметр использовался в ). Помимо показателей, указанных в предыдущих разделах, в табл.1 приведены значения вклада V j каждого фактора в формирование итоговой величины обобщенного индекса удовлетворенности жизнью: V j =b j D j /D. Итоговая величина обобщенного индекса удовлетворенности жизнью составила 53,1%.
Как же классифицировать полученные цифры?
Сначала систематизируем выводы общего плана.
Таблица 1. Составляющие обобщенного индекса удовлетворенности жизнью.
Фактор жизнедеятельности | Индекс удовлетворенности (D j), % | Индекс значимости (W j), % | Весовой коэффициент (b j) | Вклад (доля) фактора в удовлетворенности жизнью (V j), % |
---|---|---|---|---|
1. Личная безопасность и безопасность семьи | 54,4 | 93,9 | 0,0876 | 8,97 |
2. Материальное положение семьи | 39,8 | 94,6 | 0,0883 | 6,61 |
3. Отношения в семье | 75,3 | 94,4 | 0,0880 | 12,48 |
4. Возможность достижения поставленных целей | 50,6 | 78,7 | 0,0734 | 6,99 |
5. Наличие досуга и возможность его эффективной реализации | 52,8 | 70,8 | 0,0660 | 6,58 |
6. Творческая самореализация на работе и вне работы | 50,0 | 66,8 | 0,0623 | 5,87 |
7. Комфортный климат и хорошая погода | 61,6 | 73,6 | 0,0686 | 7,96 |
8. Социальный статус | 56,3 | 73,4 | 0,0685 | 7,26 |
9. Дружба, общение | 72,1 | 82,4 | 0,0768 | 10,44 |
10. Экономическая и политическая обстановка в стране | 36,2 | 83,5 | 0,0778 | 5,31 |
11. Экология | 44,2 | 84,5 | 0,0788 | 6,55 |
12. Социальная инфраструктура | 42,8 | 79,7 | 0,0743 | 5,99 |
13. Состояние здоровья человека и членов его семьи | 53,2 | 95,9 | 0,0894 | 8,97 |
1. Полученная оценка обобщенного индекса удовлетворенности жизнью в 53,1% в целом лежит в области реалистичных значений и подтверждается предыдущими социологическими исследованиями. Например, исследования ВЦИОМ по упрощенной схеме опроса, когда уровень удовлетворенности жизнью определялся сразу (без дробления на отдельные факторы с их последующим суммированием), для России 2004-2005 гг. дают цифры от 45,6 до 47,8% . Таким образом, указанные оценки являются однопорядковыми, что говорит о преемственности обоих подходов. Вместе с тем наша оценка оказывается несколько завышенной по сравнению с предыдущими, что может быть вызвано двумя причинами. Либо используемая типология факторов обобщенного индекса удовлетворенности жизнью не полна и из нее выпадают какие-то факторы, являющимися «узкими местами» жизнедеятельности, либо при ответе на агрегированный вопрос об удовлетворенности жизнью респонденты наоборот не учитывают некоторые положительные стороны жизни, которые отражены в нашей типологии факторов. Учитывая наличие у большинства людей психологической склонности к излишней драматизации обыденной жизни, более вероятной следует признать вторую причину. Если это так, то небольшая корректировка индекса удовлетворенности жизнью в сторону его увеличения сама по себе является важным результатом.
2. Проведенные расчеты показывают, что факторные индексы удовлетворенности жизнью более подвижны, чем факторные индексы важности. Например, абсолютная поляризация для факторных индексов удовлетворенности жизнью (разница между максимальным и минимальным значениями) составляет 39,1 п.п., а для факторных индексов важности - 29,1 п.п. (табл.1). Относительная поляризация (отношение абсолютной поляризации к минимальному значению) еще выше: для факторных индексов удовлетворенности жизнью она составляет 108%, а для факторных индексов важности - 44%. Таким образом, различия в социальной обстановке являются более значимыми, чем различия в степени важности отдельных сторон жизни людей. Данный результат является вполне логичным и свидетельствует о том, что аналитическая конструкция обобщенного индекса удовлетворенности жизнью (5) правильно отражает социальные существующие императивы.
3. Данные табл.1 показывают, что значения факторных индексов значимости сдвинуты к правой границе шкалы, то есть к 100%. Это приводит к тому, что весовые коэффициенты разных факторов bj различаются между собой не так существенно, как этого можно было ожидать. На первый взгляд, такой результат представляется странным. Однако с методической точки зрения это вполне нормально, так как все факторы уже сами по себе являются в значительной степени агрегированными и, следовательно, на качественном уровне примерно одинаково важными (без любого из них жизнь, можно сказать, теряет смысл). Кроме того, во многих исследованиях, посвященных соизмерению различных аспектов экономической деятельности и социального бытия, применяются одинаковые величины факторных весовых коэффициентов. В этом смысле используемая нами методика позволяет произвести более точную калибровку весовых коэффициентов и реконструировать иерархию различных сторон жизнедеятельности людей.
4. Значение обобщенного индекса удовлетворенности жизнью в 53,1% лежит в так называемой «зоне неопределенности». Отметка индекса в 50% служит естественной границей дихотомии социального самочувствия населения: если индекс больше 50%, то население скорее удовлетворено своей жизнью, нежели не удовлетворено; если индекс меньше 50%, то население скорее не удовлетворено жизнью, нежели удовлетворено. В этом смысле значение индекса в 53,1% говорит о том, что население России тяготеет все же к «зоне удовлетворенности», нежели к «зоне неудовлетворенности». Однако, учитывая возможные статистические погрешности, подобная позитивная тенденция с перевесом в 3 п.п. выглядит настолько слабой, что самочувствие россиян будет правильней оценить как пограничное - «50x50». О явном преобладании позитивной тенденции можно будет говорить только тогда, когда обобщенный индекс удовлетворенности жизнью превысит 60-процентную отметку. Следует отметить, что величина агрегатного индекса в 53% хорошо соответствует нынешнему состоянию российской экономики, характеризующейся полной неопределенностью будущего и примерным паритетом достижений и поражений 15-летних реформ.
Таким образом, если подводить итоги количественной идентификации обобщенного индекса удовлетворенности жизнью, то можно констатировать следующее: Россия находится в пограничном состоянии, когда решается вопрос о том, какая же тенденция в социальном самочувствии населения возобладает - позитивная или негативная. Выражаясь современным языком, страна находится в точке бифуркации, когда определяется само направление дальнейшего развития отечественного социума. Такого рода состояния, когда общество превращается в так называемый бифуркационный котел, являются чрезвычайно опасными, так как любые, даже незначительные отрицательные воздействия могут нарушить неустойчивое равновесие и вызвать затяжной кризис.
4. Иерархия факторов удовлетворенности жизнью. Факторные индексы удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности сконструированы таким образом, что имеют, по крайней мере, три «подсказки»: 40, 50 и 60%. Если величина индекса меньше (больше) 50%, то это означает в целом неудовлетворительную (удовлетворительную) ситуацию в социальном самочувствии населения. Если же величина индекса удовлетворенности падает ниже 40%, то это свидетельствует о крайне плохом социальном климате; если индекс удовлетворенности больше 60%, то это говорит о явном преобладании среди населения позитивных оценок текущей жизни. Исходя из таких простых количественных критериев, можно нарисовать картину сложившегося к июлю 2005 г. положения вещей в жизни российского населения. «Болевые» факторы образуют группу со значениями индекса удовлетворенности менее 40%; «благополучные» факторы имеют значение указанного индекса более 60%; остальные факторы могут считаться более или менее нейтральными.
В число «болевых» попадают два фактора: экономическая и политическая обстановка в стране (36,2%); материальное положение семьи (39,8%). Оба этих фактора в определяющей степени зависят от действий властей, текущей экономической конъюнктуры и мало зависят от индивидуумов. Невозможность активного воздействия на сложившуюся ситуацию с одновременным осознанием ее тупиковости приводит к формированию пессимистических настроений в отношении указанных двух факторов.
На противоположной стороне социальной иерархии стоят такие «благополучные» факторы удовлетворенности жизнью, как: отношения в семье (75,3%); дружба, общение (72,1%); климат, погода (61,6%). Здесь просматривается совершенно иная закономерность, а именно: семейные отношения и положительные социальные контакты почти целиком и полностью зависят от самого человека, что позволяет выстраивать их таким образом, чтобы повысить уровень удовлетворенности данными сторонами жизни. Климат и погода наоборот являются природными феноменами, которые не зависят ни от индивидуума, ни от властей. Соответственно люди приспосабливаются к ним в первую очередь, зачастую с самого момента своего рождения, что позволяет более или менее эффективно противостоять этому фактору и формирует вполне приемлемый уровень удовлетворенности им.
В целом же имеющаяся дихотомия в факторных индексах удовлетворенности складывается в пользу благоприятного развития событий: из 13 факторов только 4 имеют величины ниже 50%. Между тем нельзя игнорировать и тот факт, что низкий уровень удовлетворенности большинством аспектов жизни провоцирует россиян на замкнутое существование в узких социальных коллективах (семья и друзья). Длительное развитие указанной тенденции ведет к снижению политической, деловой и творческой активности людей, что в свою очередь еще больше консервирует негативную социальную среду. Если же в ближайшее время не произойдет перелома в уровне удовлетворенности экологией (44,2%) и социальной инфраструктурой (42,8%), то исчезнут естественные условия для проявления такого базового инстинкта человека, как самовыражение.
Сделанный вывод о разрушительном воздействии нынешней социальной среды на творческие качества россиян подтверждается иерархической конфигурацией факторных индексов значимости. Так, среди 13 исследуемых факторов на последнем месте по важности оказался фактор творческой самореализации (66,8%) (табл.1). Это означает, что российское население жажду творчества отодвигает на задний план и концентрирует внимание на проблемах примитивного жизнеобеспечения. Можно сказать, что инстинкты самосохранения и продолжения рода в значительной мере подавили проявления инстинкта самовыражения. С экономической точки зрения подобный дисбаланс в системе ценностей россиян чреват постепенным разрушением национального человеческого капитала, падением качества рабочей силы и снижением конкурентоспособности страны на мировой арене.
5. Дифференциация удовлетворенности жизнью по социальным группам. Нарисованная в предыдущих разделах общая картина в отношении удовлетворенности россиян своей жизнью нуждается в детализации с точки зрения социальных страт, образующих российское общество. Прежде всего, сфокусируем внимание на более универсальных закономерностях. При этом воспользуемся упрощенной методикой анализа: по всем социальным группам будем сравнивать только одну характеристику - долю респондентов, вполне удовлетворенных соответствующим фактором жизнедеятельности. Аналогичный подход будем культивировать и при анализе относительной важности изучаемых факторов жизни.
1. Полученные данные убедительно показывают, что удовлетворенность жизнью у мужчин в среднем выше, чем у женщин. По всем исследуемым факторам удовлетворенности жизнью доля респондентов, вполне удовлетворенных положением дел, для мужчин выше, чем для женщин. Исключение составляет только фактор общения с друзьями, где указанные доли практически равны с незначимым перевесом в сторону женщин в 0,1 п.п. Полученный вывод представляется вполне логичным, так как мужская часть населения традиционно менее прихотлива и менее щепетильна в отношении даже ключевых норм жизнеобеспечения, не говоря уже о «мелких» радостях жизни. По-настоящему неожиданным представляется, пожалуй, лишь отсутствие каких-либо исключений из данного правила.
2. Распределение факторов жизнеобеспечения по уровню важности среди мужчин и женщин демонстрирует довольно интересное различие: для женщин важнее, чем для мужчин факторы, непосредственно направленные на жизнеобеспечение, а для мужчин - факторы, так или иначе связанные с творческой самореализацией. Так, по сравнению с мужчинами женщины уделяют большее внимание личной безопасности, материальному положению, семейным отношениям, погодно-климатическим условиям жизни, экологии, социальной инфраструктуре и состоянию здоровья. Мужчины уделяют более высокое внимание возможности достижения поставленных целей, наличию эффективного досуга, творческой самореализации, социальному статусу, общению с друзьями, экономическому и политическому положению в стране. Иными словами, система ценностей женщин заметно смещена в сторону инстинктов самосохранения и продолжения рода, в то время как у мужчин - в сторону инстинкта творческой самореализации. Такая закономерность в целом подтверждает функциональные различия населения по полу. Однако сразу следует заметить, что все отмеченные перекосы весьма незначительны, чтобы можно было говорить о принципиально различной системе ценностей у мужчин и женщин.
3. Одной из стабилизирующих сил общества является группа богатых людей. Как правило, с ростом благосостояния человека растет уровень важности всех факторов жизнедеятельности. Например, для группы «бедняков», едва сводящих концы с концами, доля лиц, отмечающих важность фактора творческой самореализации, составляет 26,9%, в то время как для группы «богачей», способных приобретать квартиры, дачи и прочие дорогостоящие жизненные блага, она достигает 72,7%. Таким образом, имеет место следующая закономерность: чем больше доходы (богатство) человека, тем более значимы для него все жизненные ценности. Соответственно именно класс богатых людей заинтересован в сохранении и упрочении базовых ценностей. И, наоборот, по мере обеднения человека, его социальной люмпенизации, роль и значение большинства ценностей для него все больше превращаются в фикцию. Кроме того, более «выпуклая» система ценностей высокодоходных социальных групп поддерживается и более высоким уровнем удовлетворенности жизнью. Так, доля лиц, отмечающих полную удовлетворенность материальным положением, среди «бедняков» составляет 2,4%, а среди «богачей» - 45,5%. Применительно к семейным отношениям данные цифры составляют соответственно 39,2 и 63,4%, к возможностям достижения поставленных целей - 4,7 и 45,5%, к наличию эффективного досуга - 7,6 и 54,6%, к творческой самореализации - 7,7 и 24,8%, к здоровью - 9,9 и 54,6%, к погоде - 21,9 и 36,4%, к экологии - 7,6 и 13,6% и т.д. Иными словами, генеральный вывод о необходимости повышения жизненного уровня населения для снижения в стране социальной напряженности полностью подтверждается полученными данными.
4. Еще одной стабилизирующей силой общества является молодежь. Социологические опросы показывают, что по мере старения человека для него уменьшается важность всех факторов жизнедеятельности. Например, для группы лиц в возрасте 18-24 лет доля респондентов, отмечающих важность фактора достижения поставленных целей, составляет 66,1%, в то время как для лиц старше 60 лет - 31,5%. Иначе говоря, с возрастом система ценностей человека становится менее «выпуклой», а уровень безразличия к базовым жизненным ценностям возрастает. Данный факт соответствует теории инстинктов, в соответствии с которой базовые инстинкты с возрастом подавляются. Попросту говоря, к моменту выхода на пенсию человек прожил достаточно долго, чтобы уже не слишком сильно беспокоиться за свою жизнь (т.е. в достаточной мере «отработал» инстинкт самосохранения), не быть обремененным заботой о детях, которые к этому времени уже выросли (т.е. «отработал» инстинкт воспроизводства) и не мучиться отсутствием творческих успехов, которые либо уже есть (т.е. он «отработал» инстинкт самореализации), либо их уже все равно не будет. Подобное освобождение от базовых инстинктов подрывает социальную активность человека, что и подтверждают данные опросов.
5. Крупные мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург, оказывают разрушительное влияние на все стороны удовлетворенности жизни человека. И наоборот благотворное воздействие оказывают крупные городские поселения с численностью жителей более 0,5 млн. человек. К сожалению, структура анкеты такова, что определить грань между благополучным крупным городом и социально неблагоприятным мегаполисом нельзя. Однако указанная закономерность не подлежит обсуждению. Для примера: доля лиц, отмечающих полную удовлетворенность уровнем личной безопасности, для жителей российских мегаполисов (Москвы и Санкт-Петербурга), составляет 6,8%, в то время как для жителей крупных городов (более полумиллиона человек) - 30,3%. По остальным факторам удовлетворенности жизнью разброс между указанными показателями также велик: материальное положение - 6,1 против 14,3%; отношения в семье - 42,9 против 58,2%; возможность достижения целей - 9,2 против 19,2%; наличие эффективного досуга - 12,9 против 23,0%; творческая самореализация - 7,9 против 21,9%; климат и погода - 18,4 против 29,4%; экономическая и политическая обстановка - 2,5 против 10,1% и т.д. Как правило, среди всех типов поселений данные оценки для мегаполисов являются минимальными, а для крупных городов - максимальными. Выявленный эффект ясен: хорошие условия жизни создаются в основном в крупных городах с населением более 0,5 млн. чел.; чрезмерное же перенакопление людей в гигантских мегаполисах уничтожает позитивные достижения крупного города.
6. При исследовании различий в удовлетворенности жизнью между разными социальными группами, выявляются весьма интересные «возрастные шоки», представляющие собой резкие перепады настроения между близстоящими возрастными группами. Так, доля лиц, отмечающих полную удовлетворенность общением с друзьями, для группы 18-24 лет составляет 52,1%; в следующей возрастной группе 25-44 лет данный показатель падает примерно на 10 п.п., после чего для людей в возрасте 45-59 лет он уменьшается еще на 10 п.п. По-видимому, такой эффект связан с уменьшением уровня «контактности» людей по мере старения и ростом требований к подобного рода контактам. Не менее интересный эффект наблюдается в динамике доли респондентов, отмечающих полную удовлетворенность экологией: для группы 18-24 лет она составляет 17,4%, затем в следующей возрастной группе 25-44 лет происходит ее уменьшение почти на 10 п.п., после чего она медленно возрастает. Такие эффекты наблюдаются довольно часто и связаны, по-видимому, со сменой юношеской эйфории на трезвую оценку ситуации при переходе к самостоятельной жизни.
7. Различия в удовлетворенности жизнью между разными социальными группами позволяют говорить о наличии эффекта «профессиональных преимуществ», когда представители одних профессий получают чрезвычайно большое преимущество над представителями других. Например, полную удовлетворенность фактором личной безопасности продемонстрировало только 13,9% безработных по сравнению с «силовиками» (т.е. сотрудниками силовых ведомств) - 36,0%. При исследовании фактора эффективного досуга аналогичный показатель для домохозяек составил 10,6%, а для «силовиков» - 32,0%. Полную удовлетворенность социальным статусом продемонстрировало только 22,8% предпринимателей против 32,0% «силовиков». В данном случае налицо традиционно привилегированное положение в России представителей силовых структур. Анализ семейных отношений показывает, что полная удовлетворенность этим фактором характерна только для 38,0% неквалифицированных рабочих на фоне 63,4% для руководителей предприятий и главных специалистов. По-видимому, приобретенные на работе профессиональные навыки управления довольно успешно трансплантируются в семью, что способствует упорядочению семейных отношений, чем и обусловлены указанные различия.
Подводя итоги, следует подчеркнуть тот факт, что межфакторные различия и в степени важности различных факторов жизнедеятельности, и в уровне удовлетворенности ими, как правило, значительно меньше, чем внутрифакторные перекосы между различными социальными группами.
Развитый в данной статье подход к комплексной оценке удовлетворенности жизнью пока прошел лишь самую начальную стадию апробации. В более полной мере индикативные и аналитические возможности, заложенные в обобщенном индексе удовлетворенности жизнью, могут проявиться лишь при накоплении пространственно-временных массивов отчетных данных. Однако уже сейчас можно сформулировать программу использования нового социального индикатора.
Мониторинг обобщенного индекса удовлетворенности жизнью целесообразно вести в режиме ежемесячных наблюдений. При этом в идеале каждый месяц необходимо пересчитывать как факторные индексы удовлетворенности жизнью, так и факторные индексы значимости. Если такой возможности нет, то можно использовать усеченную схему, когда факторные индексы значимости переоцениваются только раз в квартал, а факторные индексы удовлетворенности жизнью - каждый месяц. Внутри квартала факторные индексы значимости предполагаются неизменными. На основе ежемесячных (или ежеквартальных) оценок обобщенного индекса удовлетворенности жизнью необходимо выводить его среднегодовую величину. Формирование «истории» данного индикатора впоследствии позволит интегрировать его в более общие исследования макроэкономического характера.
Литература
- Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: СОВПАДЕНИЕ, 1998.
- Петухов В.В. Россия, Белоруссия, Украина: что нас сближает и что разъединяет?// «Мониторинг общественного мнения», №2, 2004.
- Балацкий Е.В. Социальная гетерогенность Единого экономического пространства// «Мониторинг общественного мнения», №2, 2005.
- Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интеллектуальной книги. 2003.
- Ивлева Г.Ю. Трансформация экономической системы: обзор концепций и контуры общей теории// «Общество и экономика», №10, 2003.
- Хазрат Инайят Хан. Алхимия счастья. М.: Сфера. 2003.
- Балацкий Е.В. Методы диагностики социального самочувствия населения// «Мониторинг общественного мнения», №3, 2005.
Опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности, отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.
Тест "Индекс удовлетворенности жизнью" может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие - отрицательно.
Тест "Индекс жизненной удовлетворенности" (Neugarten А.О.), разработанный группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтопсихологии, был впервые опубликован в 1961 году и вскоре получил широкое распространение. Методика была переведена и адаптирована Н. В. Паниной в 1993 году. Опросник ИЖУ состоит из 20 вопросов, результаты ответов которых сводятся к 5 шкалам, характеризующим различные аспекты общего психологического состояния человека и его удовлетворенности жизнью. Примерное время тестирования 5-10 минут.
Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека):
Тестовый материал.
1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.
2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.
3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.
4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.
5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.
6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.
7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.
9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.
10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.
11. Ощущение возраста не беспокоит меня.
12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.
13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.
14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.
15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.
16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.
17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.
18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.
19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.
20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.
Ключ к тесту ИЖУ.
№ суждения |
Согласен |
Не согласен |
|
Обработка результатов.
Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу.
Интерпретация результатов.
Тест измеряет наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни. Индекс жизненной удовлетворенности - интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую . Для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.
- интерес к жизни как противоположность апатии;
- решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;
- согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;
- положительная оценка собственных качеств и поступков;
- общий фон настроения.
Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.
В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).
Расшифровка шкал.
1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.
2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8, 13, 16, 17. Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.
3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19. Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.
4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.
5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.
Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются "проблемными" для него и принять шаги для коррекции последних.
Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека - Neugarten А.О.).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
Р. М. Рахимгараева
В статье рассматривается проблема удовлетворенности студенческой молодежи жизнью. Показаны психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью, которые были получены эмпирическим исследованием.
Ключевые слова: ценность, счастье, удовлетворенность жизнью, психологические факторы удовлетворенности жизнью.
The article shows the problems of youth students ’ life satisfaction. The psychological factors, which were gotten by empirical research, are shown.
Key words: value, happiness, life satisfaction, psychological factors of life
Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытовой, экономический, политический. Эти переживания выступают значимым фактором не только состояния индивидуального сознания, но в сумме, и состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.
Постоянная, полная и обоснованная удовлетвореность человека своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей выступает в современном понимании в качестве идеала счастья.
Счастье по сути дела - междисциплинарный феномен. В историконаучной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья - гедонизма
и эвдемонизма. В первой концепции наслаждение рассматривается как «высшая цель и главный стимул человеческого поведения» , а вторая признает «стремление к счастью критерием нравственности и основой поведения человека» . Индивидуально-психологически счастье предстает как переживание удовлетворенности жизнью, полноты бытия.
В различных исследованиях изучаются компоненты счастья и удовлетворенности жизнью. Например, в работе Л. В. Куликова выделены главные составляющие субъективного благополучия: физическое (телесное); материальное; психологическое (душевный комфорт); духовное.
М. Аргайл , анализируя различные исследования счастья, значимыми источниками его называет социальные взаимоотношения (любовь, брак, дружбу), работу и досуг, религиозность и др.
В нашей работе мы попытались выявить объективно-субъективные
факторы удовлетворенности жизнью. Для исследования удовлетворенности жизнью мы основывались на теории оптимизации Р. Х. Шакурова , в которой подчеркивается, что в наиболее генерализованной, глобальной форме смыслом жизни каждого является счастье. На психологическом уровне эта общая, генеральная потребность проявляется в четырех формах - стремлениях: 1) к экономии ресурсов, к удовлетворению потребностей с наименьшей тратой времени, энергии и средств; 2) к динамизации своей жизни, тяге к разнообразию впечатлений, движений, деятельности; 3) к ценностному восхождению, к удовлетворению своих потребностей на все более высоком уровне; 4) к закреплению, стабилизации жизни.
Проявляться данные стремления могут в разных сферах жизни (профессиональная, образование, любовь, семья, друзья, увлечения) и по отношению к разным ценностям (социальные контакты, материальное положение, саморазвитие, признание окружающих, здоровье).
Цель настоящей статьи - показать психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью студенчеством в их профессиональном становлении, полученные эмпирическим исследованием.
Исследовано 840 студентов, из них: 559 студентов очного отделения и 281 студент заочного отделения Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного техническог университета им. А. Н. Туполева, Татар-
ского государственного гуманитарно-педагогического университета, и в том числе 524 девушки и 316 юношей в возрасте от 17 до 35 лет.
Для исследования удовлетворенности жизнью мы использовали «Тест диагностики удовлетворенности жизнью» А. Б. Белоусовой (ТДУЖ), который построен на основе рассмотренной выше концепции Р. Х. Шакурова.
Статистический анализ проведен с использованием программного пакета <^ТАТКТ1СА». Каждая из исследуемых групп - студенты очного и заочного отделений были разделены методом кластерного анализа на пять подгрупп по уровням удовлетворенности жизнью. Методом факторного анализа, в каждой из выделенных подгрупп были выявлены скрытые от непосредственного наблюдения факторы. Всем факторам, полученным на выборке студентов очного отделения, мы присвоили букву «О» (очное отделение), а факторам, полученным на выборке студентов заочного отделения, присвоили букву «З» (заочное отделение) (таб.1).
Таким образом, для студентов очного отделения удовлетворенность на очень высоком уровне связана с чувством социальной востребованности. У студентов этой подгруппы общий оптимистичный жизненный настрой, они стремятся к достижениям в социальной сфере, связанной с многочисленными коммуникативными контактами (например, участие в студенческом активе); добиваются учебных успехов, затрачивая адекватные их возможностям усилия, без больших энергетических, психоло-
Высокий уровень Очень высокий уровень Уровень
Таблица 1
Факторы удовлетворенности жизнью
Л р 1 -е Очное отделение Заочное отделение
Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор
р о 12 св © О-1.1. - «социальные достижения» факторный вес - 2,26; факт. нагрузка - 4,12% Чувство социальной востребо- ванности кумулятивный вес - 5,60; кумулятивная факт. нагрузка - 35,04% З-1.1. - «стремление к радости» факторный вес - 2,97; факт. нагрузка - 19,79% Стремление к самореализации кумулятивный вес 7,27; кумулятивная факт. нагрузка - 48,44%
Фактор 2 О-1.2. - «экономический фактор» факторный вес - 1,74; факт. нагрузка - 10,89% З-1.2. - «самореализация в близких отношениях» факторный вес - 2,36; факт. нагрузка - 15,75%
ГО р о отк а Фа О-1.3. - «стремление к самореализации» факторный вес - 1,60; факт. нагрузка - 10,03% 3-1.3. - «стремление к независимости, самостоятельности» факторный вес - 1,93; факт. нагрузка - 12,89%
р о отк а Фа О-2.1. - «профессиональные перспективы» факторный вес - 2,08; факт. нагрузка - 13,01% Професси- ональная компетент- ность кумулятивный вес 5,25; кумулятивная факт. нагрузка - 32,79% 3-2.1. - «стремление к впечатлениям» факторный вес - 2,62; факт. нагрузка - 17,47% Стремление к приобретению статуса (социальные достижения) кумулятивный вес 6,31; кумулятивная факт. нагрузка - 42,07%
2 р о отк а Фа О-2.2. - «стабильность близких отношений» факторный вес - 1,64; факт. нагрузка - 10,23% 3-2.2. - «интеллектуальная компенсация» факторный вес - 1,97; факт. нагрузка - 13,16%
Фактор 3 О-2.3. - «разнообразие социальных отношений» факторный вес - 1,53; факт. нагрузка - 9,54% 3-2.3. - «социальный нигилизм» факторный вес - 1,72; факт. нагрузка - 11,45%
Низкий уровень Средний уровень Уровень
Продолжение табл. 1
Л р 1 -е Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор
р о 12 св © О-3.1. - «защита по типу ухода» факторный вес - 2,02; факт. нагрузка - 12,65% Чувство социально-экономической стабильности кумулятивный вес 5,15; кумулятивная факт. нагрузка - 32,19% 3-3.1. - «пассивная жизненная позиция» факторный вес - 2,32; факт. нагрузка - 15,49% Избегание ответственности кумулятивный вес 5,74; кумулятивная факт. нагрузка - 38,23%
(Ч р о 12 се © О-3.2. - «конфликт потребностей и возможностей» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,78% 3-3.2. - «профессиональная компенсация» факторный вес - 1,80; факт. нагрузка - 11,98%
со р о 12 се © О-3.3. - «уверенность в родительской поддержке» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,76% 3-3.3. - «стремление к социальной стабильности» факторный вес - 1,61; факт. нагрузка - 10,77%
р о 12 се © О-4.1. - «стремление к самореализации» факторный вес - 2,74; факт. нагрузка - 17,14% Социальная незрелость кумулятивный вес 6,04; кумулятивная факт. нагрузка - 37,79%. 3-4.1. - «конфликт потребностей» факторный вес - 2,40; факт. нагрузка - 16,00% Конфликт жизненных ценностей кумулятивный вес 6,43; кумулятивная факт. нагрузка - 42,90%
СЧ р о 12 се © О-4.2. - «инфантилизм» факторный вес - 1,81; факт. нагрузка - 11,32% 3-4.2. - «стремление к принадлежности, принятию» факторный вес - 2,09; факт. нагрузка - 13,94%
со р о 12 се © О-4.3. - «социальная компенсация» факторный вес - 1,49; факт. нагрузка - 9,33% 3-4.3. - «доминанта физиологических потребностей» факторный вес - 1,94; факт. нагрузка - 12,96%
Название фактора
Обобщенный фактор
Продолжение табл. 1
Название фактора
Обобщенный
О-5.1. - «компенсация через физическую сферу» (здоровый образ жизни) факторный вес
О-5.2. - «потребность в принятии, любви»
факторный вес
О-5.3. - «социальная отверженность»
факторный вес
Социальная
невостребо-
ван-ность
кумулятивный вес 7,22; кумулятивная факт. нагрузка - 45,10%
З-5.1. - «потребность в полноте, насыщенности жизни»
Чувство отверженности
кумулятивный вес 7,14; кумулятивная факт. нагрузка
З-5.2. - «сублимация» факторный вес - 1,91; факт. нагрузка - 12,72%
3-5.3. - «глубокий пессимизм»
гических и интеллектуальных затрат (например, выполняя домашние задания регулярно, но поверхностно, «для галочки» и получая по большинству предметов зачеты и экзамены «автоматом»); активно участвуют в различных студенческих мероприятиях, реализуя свои способности и творческий потенциал. Для достижения социального успеха студенты этой подгруппы могут жертвовать глубокими дружескими, интимными отношениями, т.к. эти отношения требуют много психологических и временных затрат.
В этой же группе удовлетворенность на высоком уровне связана с чувством профессиональной компетентности. Студенты этой подгруппы
относятся к учебе серьезно, получаемые знания для них - профессиональные знания, вклад в будущую профессиональную компетентность; их удовлетворенность жизнью строится на чувстве уверенности в том, что они владеют ситуацией, контролируют жизнь, и в том, что у них есть дружеская поддержка. Стремятся стать менее зависимыми материально от родителей, часто совмещают учебу с работой, выбирая, в основном, профессиональную деятельность социо-номического типа.
Средний уровень удовлетворенности основывается на чувстве социально-экономической стабильности. Эти студенты выбирают в жизни то, что хорошо знакомо, определено,
не предполагает неясности и новизны, и с чем можно достаточно легко справиться, прибегая к привычным формам поведения и эмоциональным реакциям. Они заботятся о своем здоровье, прежде всего потому, чтобы быть в нем достаточно уверенными, чтобы оно не подвело. Кроме того, их характеризует внутренний конфликт, связанный с любовными отношениями, когда желания превосходят возможности (например, выбирается партнер, с которым заведомо есть психологическая несовместимость). У этих студентов можно отметить большую зависимость от родителей, так как гарантом стабильности жизнью для них выступает родительская семья.
Низкий уровень удовлетворенности жизнью в группе студентов очного отделения обуславливается социальной незрелостью. Эти студенты хотели бы реализовать себя в соци-ально-одобряемой и оцениваемой деятельности, хотя делают это не очень настойчиво, активно и, с их точки зрения, не очень успешно. Они зависимы от родителей как материально, так и психологически, и эмоционально, недовольны этим, но почти не предпринимают усилий, чтобы стать более самостоятельными. Достаточно снисходительны к себе, позволяя себе отдых, предпочитая проводить свободное время в общении с друзьями.
Очень низкий уровень удовлетворенности жизнью в этой же группе студентов связан с чувством социальной невостребованности. Студентов этой подгруппы, в отличие от студентов подгруппы с очень высоким уров-
нем удовлетворенности, отличает общий пессимистический взгляд на жизнь. Вероятно, они пробуют себя в каких-либо видах спорта или занимаются физкультурой и пробуют вести здоровый образ жизни, чтобы быть социально успешными хотя бы в чем-то. Для них характерно непринятие себя, критичность и самокритичность как вытесненная потребность в любви. Но эта потребность не удовлетворяется, так как им трудно строить как формальные, так и неформальные отношения.
Анализ факторов удовлетворенности жизнью в группе студентов заочного отделения показал, что психологическим фактором удовлетворенности жизнью в подгруппе с результатом очень высокого уровня является стремление к самореализации. Студентам данной подгруппы собственная жизнь кажется успешной. Они оптимистичны, жизнерадостны, считают себя везучими, т. к., по их мнению, часто получают какие-то блага как бы само-собой, без приложения усилий. Во многом их жизнь связана с близкими людьми, проблемы которых становятся их проблемами, часто такие студенты - это «душа компании», они эмпатийны, дружелюбны, внимательны. В то же время им хочется большей самостоятельности, они уверены в своих физических возможностях, в своих способностях брать ответственность и принимать решения.
Высокий уровень удовлетворенности жизнью в данной группе детерминируется стремлением к приобретению статуса, социальным
достижениям. Субъекты социально активны, их жизнь разнообразна, в ней происходят события, дни наполнены впечатлениями, поездками, встречами. Кроме того, студенты этой подгруппы отводят значимое место учебе, относясь к ней достаточно серьезно и ответственно, даже, несмотря на то, что здоровье их иногда может подводить. Учеба не рассматривается ими пока как фундамент будущей профессиональной деятельности, а служит, скорее всего, возможностью быть замеченными, выделиться на общем фоне.
Исследование показало, что средний уровень характеризуется избеганием ответственности. Субъекты этой подгруппы предпочитают «плыть по течению», не прикладывая собственных усилий. Удовлетворенность жизнью поддерживается за счет профессиональной компенсации: эти субъекты стараются быть «чуть лучше» или хотя бы «не хуже других» в учебе и профессиональной деятельности. Такие студенты рассматривают учебу как возможность приобретения необходимых в профессии знаний. Кроме того, учеба для них - некая гарантия социальной стабильности.
Низкий уровень удовлетворенности в данной группе студентов обусловлен наличием конфликта жизненных ценностей. У студентов подгруппы выраженное желание получить многое в жизни, но нет представления о способах действия и опыта достижения целей. Ощущение общей неус-пешности они пытаются компенсировать чувством принадлежности к референтной группе. Сосредоточен-
ность на состоянии здоровья, которое оценивается невысоко, возможно, с одной стороны, попытка найти веское оправдание своей неуспешности, а с другой стороны, - следствие, результат ощущения неудовлетворенности.
Основным психологическим фактором очень низкого уровня удовлетворенности жизнью является чувство отверженности. Студенты данной подгруппы характеризуются внутренним конфликтом, между потребностью в полноте и насыщенности жизни и сублимацией, с одной стороны, а также глубоким пессимизмом, с другой стороны. Пессимизм, отсутствие веры в себя, прежде всего в свои силы, в свой потенциал, а также в поддержку близких, приводят к фрустрации потребности в полноте и насыщенности жизни. И сублимация в данном случае не справляется с функцией защиты, т. к. результат деятельности рассматривается как неуспешный. По-видимому, данный конфликт и приводит к тому, что субъекты не удовлетворены различными сторонами жизни и жизнью вообще. Из вышеизложенного следуют выводы:
1. Установлено, что в группе студентов очного отделения:
Очень высокий и очень низкий уровни удовлетворенности жизнью обуславливает один двухполюсный фактор «чувство социальной востребованности - чувство социальной не-востребованности»;
Подгруппы с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью также похожи в том, что представителей первой (высокий уровень) можно назвать социально и эмоционально
зрелыми, для которых важна профессиональная компетентность как основной «капитал» в будущей взрослой жизни, а представителей второй (низкий уровень) характеризует социальная незрелость;
Средний уровень удовлетворенности жизнью детерминирован чувством социально-экономической стабильности, когда для человека важнее знакомое и определенное, т. е. то, что уже есть, чем нечто новое, пусть даже и лучшее.
2. Определено, что в группе студентов заочного отделения наблюдается больший разброс результатов. Это связано с тем, что данная группа более разнородна по качественным характеристикам (только возраст сту-дентов-заочников варьирует от 17 до 35 лет), чем группа студентов очного отделения:
Очень высокий уровень удовлетворенности жизнью обуславливается стремлением к самореализации, ощущением легкости жизни. Очень низкий уровень связан с чувством собственной отверженности, неус-пешности;
Высокий уровень удовлетворенности жизнью основывается на стремлении к приобретению социального статуса, на желании быть замеченным и отмеченным; низкий уровень детерминирован конфликтом жизненных
ценностей;
Средний уровень характеризуется жизненной стратегией избегания, пассивным принятием существующего, позволяя субъектам балансировать на грани удовлетворенности
Неудовлетворенности.
3. Выявленные факторы в группе студентов-очников в большей степени связаны с социумом, с представленностью собственносго «Я» вовне, т. е. факторы экстравертной направленности, а факторы в группе сту-дентов-заочников в большей степени связаны с внутренними явлениями, со склонностями к изменению «Я», т. е. факторы интровертной направленности.
Литература:
1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. М. В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
2. Атеистический словарь / Абдуса-медовА. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А.; Под общ. ред. М. П. Новикова. - М.: Политиздат, 1985. - 512 с.
3. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Шр://соп8и11 ри. ги/соп1еп1Ме"/101/55/.
4. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.
5. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.
Согласно пословице: счастье кратковременно, несчастье – бесконечно.
Существует "житейская философия полезного минимализма", которая призывает жить без лишних вещей. Конечно и это возможно если ограничивать свои потребности и нужды.
Многие люди с мизерной зарплатой и пенсионеры утверждают: "Я не бедняк, а я «счастливый бедняк». Я стараюсь покупать минимум вещей, в которых нуждаюсь".
Конечно бедность – это паутина, вырваться из которой сложно. Но абсолютно реально и возможно. Главное, собрать волю в кулак и действовать. Не сидеть на месте, не плакать и не мириться с печальным положением вещей. Любые жизненные изменения дают хотя бы шанс покончить с незавидным социальным положением, в отличие от полной апатии, безынициативности и пассивности.
"Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе".
Счастливые бедные люди - это люди удовлетворённые своим экономическим положением.
Удовлетворенность - это один из основных компонентов счастья.
Радость - эмоциональная, удовлетворенность - это образное представление счастья и суждение о том насколько всё было и остается благополучным.
Можно быть удовлетворенным жизнью в целом или какими-то отдельными сферами, например, здоровьем, работой, семейной и домашней жизнью, денежным довольствием и ценами, социальными отношениями, социальными ценностями и нормами, жилищными условиями.
Удовлетворённость жизнью у индивида часто определяется образом мысли и обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми.
Удовлетворенными жизнью люди существуют и среди тех, кто отнесен к нижней части доходов, это - "счастливые бедняки". Они адаптировались к своему бедственному положению и свыклись с беззащитностью, поскольку в течении длительного времени ощущали свою неспособность изменить ситуацию.
Рассмотрим насколько удовлетворенность определяется внутренними факторами человека, как образ мысли. Иногда, оценка удовлетворенности обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми. Помимо этого, на суждение влияет непосредственное эмоциональное состояние, а также простая привычка - адаптация к обстоятельствам и различному видению событий. Удовлетворенность бывает иллюзией, возникающей когда люди сами себя обманывают, думая о том, что они вполне довольны своей жизнью. Или удовлетворенность зависит от целей, которые человек ставит перед собой? Само наличие цели может быть её источником. Вместе с тем неспособность достичь цели оказывается причиной неудовлетворённости. Некоторые явления неудовлетворенности могут быть рассмотрены и как ошибки суждений (которых надо избегать), и как источники не подлинных суждений об удовлетворенности.
Но удовлетворенность можно усилить, не только изменяя фактическую ситуацию, но и изменяя взгляд отрицательный на позитивный (например в ходе психологической консультации, психотерапии).
В одной сказке сказано: "Жил себе бедный человек. Никогда ни на кого не жаловался, всем угождал, неправды не таил. Да только как он ни работал, как ни старался, а из нужды не мог выбиться. Детей имел много, а жена была добрая и трудолюбивая..
Бедняк за работой вечерами пел песни с детьми, и лились те песни рекою по всему дому. Люди рады были песням.
Выходит так, что у бедного человека социальные отношения и дружба сильно влияют на ощущение счастья и другие аспекты благополучия. Не исключено, что они - единственный важнейший источник счастья. Радость социальных отношений и дружеского общения обусловлена теми приятными занятиями, которыми занимаются приятели и друзья при встрече, проводя вместе досуг.. Обычно именно в дружеской компании люди танцуют, играют, доверительно общаются и прогуливаются. Подобное времяпровождение кажется обыденным, но доставляет особую радость, будучи фактором взаимной поддержки.
Сущность социальных событий, вызывающих радость - восприятие невербальных сигналов, особенно улыбок и дружеского тона.
Положительная роль дружеского общения проявляется по-разному. Установлено, что взрослые люди, состоящие в близких отношениях, больше заботятся о нуждах других, чем о своём собственном благе - подобное поведение было названо "общинными" отношениями. Альтруизм и помощь попавшим в беду людям - источник положительных эмоций. Общительность предполагает сотрудничество, то есть учёт интересов других людей как своих собственных. Экстравертам данная черта свойственна в большей степени, чем интровертам. Но и альтруизм и благотворительность имеют некоторые издержки: у человека может появиться тревожность и зависимость, обремененность и разочарование.
Социальное общение с женщинами доставляет большое удовольствие обеим половинам человечества. Судить о том, насколько человек одинок, лучше всего по тому, насколько часто он общается с женщинами; при этом время, проводимое с мужчинами, роли не играет (Wheeler et al.,1983).
Материал https://ru.wikipedia.org/wiki/Бедность
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
экономические (безработица, социальное неравенство, в том числе низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемость),
демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцевв семье, перенаселение),
образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
регионально-географические (неравномерное развитие регионов).
религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)
По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам», причины роста бедности и социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие:
уклонение состоятельных людей от уплаты налогов,
сокращение зарплаты рабочих,
увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.
В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:
Абсолютная
Концепция абсолютной бедности тесно связана с понятием черты бедности. Черта бедности (англ. poverty threshold,poverty line) - это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности.
Если принять черту бедности за необходимые средства для поддержания жизнедеятельности, то можно определить все средства свыше этой черты как дискреционный доход (англ. discretionary income). Иногда применяют несколько черт бедности: собственно для бедности и для крайней бедности (нищеты;англ. extreme poverty).
Всемирный банкв качестве порога абсолютной бедности задаёт существование на менее чем 1,25 американского доллара в день (курс рассчитывается поППС).В 2015 году Всемирный банк увеличил черту бедности до 1,9 доллара в день.
У черты бедности как показателя есть один существенный недостаток: она не учитывает число домохозяйств, находящихся непосредственно над ней с малым от неё отрывом. Также необходимо отметить, что это позволяет существовать ситуации, когда бедность и неравенство растут, а число людей за чертой бедности снижается.
Относительная
В противопоставление абсолютной приводят относительную бедность. Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.
Мера относительной бедности может показывать, например, сколько людей получают доход ниже четверти медиального. Такой подход особенно полезен при выявлении бедности в незнакомых обществах либо там, где сложно осуществить стоимостную оценку некоторого набора благ. Сравнение доходов с долей моды и средним гармоническим - дополнительные инструменты исследования стратификации общества.
Основоположником относительной концепции бедности является (Роберт М.?) П.Таунсенд, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».
Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, он использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.
В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.
В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы - 50 %, в Скандинавии - 60 %.
В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определённых базовых наборов учитываемых лишений.
Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.
Субъективная бедность - это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить, беден ли он. Для определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.
ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Смолева Елена Олеговна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
научный сотрудник
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования удовлетворенности жизнью на примере населения Вологодской области. Большая часть населения Вологодской области удовлетворены своей жизнью (61%), неудовлетворенность отметили 17% респондентов. Выявлены факторы жизнедеятельности, которыми наиболее и наименее удовлетворены респонденты. Проведены данные анализа дифференциации удовлетворенности по социальным группам. Выявлены гендерные и возрастные различия удовлетворенности жизнь, различия в удовлетворенности различными сферами жизни городских и сельских жителей, представителей различных профессий.
THE STUDY OF LIFE SATISFACTIONTHE EXAMPLE OF THE VOLOGDA REGION
Smoleva Elena Olegovna
Institute of Socio- Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
researcher
Abstract
The article presents the results of the survey of life satisfaction on the example of the Vo-logda region. Most of the population of the Vologda region are satisfied with their lives (61%), dissatisfaction noted 17% of respondents. The article presents the factors of life that are most and least satisfied respondents. The author has revealed differentiation in level of the life satisfaction of different social groups. The author has revealed gender and age differences in satisfaction with life, differences of urban and rural residents, representatives of various professions.
Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет поведение человека в различных сферах жизнедеятельности. Удовлетворенность жизнью «…отражает оценку человеком его жизни, где нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией, либо такой, которую он заслужил» .
Удовлетворенность жизнью является важным показателем «внутренней стабильности общества, уровня общественной поддержки деятельности властей и властных институтов в целом» .
Значимыми для удовлетворенности жизнью в целом являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение .
Задачами исследования явилось определение уровня и факторов удовлетворенности жизнью населения Вологодской области.
Методическая основа исследования –социологический опрос населения Вологодской области. Объем выборки – 1500 респондентов в возрасте старше 18 лет; ошибка выборки не превышает 5%.
По данным исследования, большая часть населения Вологодской области удовлетворены своей жизнью (61%), при этом полностью удовлетворены своей жизнью 12% от опрашиваемых, еще 49% скорее удовлетворены. Отметили неудовлетворенность 17%, из них только 3% высказались о полной неудовлетворенности своей жизнью.
Наименее удовлетворены респонденты обстановкой в стране (удовлетворены 44% опрошенных) и материальное положение (52%). К «благоприятным факторов» (индекс удовлетворенности которыми превышает 50%) относится семья, межличностные отношения, положение в обществе.
Наибольшую значимость для населения имеет материальное положения (индекс значимости 76%), семейное благополучие (74%), обстановка в стране (69%), социальный статус (68%) и работа (67%). Среди всех факторов наименьшее значение население придает «образу жизни» (индекс значимости 56%).
Удовлетворенность жизнью в целом у мужчин и женщин находится на одинаковом уровне. В равной степени мужчины и женщины удовлетворены сферой семейных и межличностных отношений, различными сторонами своей профессиональной деятельности: содержанием своей работы в целом, возможностью выбора места работы, отношениями с коллегами по работе, условиями своей профессиональной деятельности (учебы).
Мужчины более удовлетворены своим образом жизни в целом, своим положением в обществе, материальным положением, но менее удовлетворены своим образованием (рис. 1). Среди женщин очень низкий уровень удовлетворенности обстановкой в государстве.
Также более низкую удовлетворенность женщины демонстрируют в областях жизнеобеспечения и досуга: они менее довольны сферой услуг, бытового и медицинского обслуживания, повседневным проведением отдыха, досуга, возможностью проводить отпуск (рис. 2).
Молодежь до 30 лет мало удовлетворена своим положением в обществе, материальным положением, возможностями выбора места работы, проведения отпуска и досуга, своим образованием, современной обстановкой в обществе (рис. 3).
В то же время необходимо отметить и уменьшение с возрастом важности различных жизненных сфер. По мере старения снижается доля придающих значимость межличностному общению (отношения с друзьями важны для 92% опрашиваемой молодежи и 85% среди людей старше 55(60) лет) и сфере профессиональной деятельности.
Различия в удовлетворенности различными сферами жизни городских и сельских жителей Вологодской области значительны (64% опрошенных в городе против 53% на селе). Это можно объяснить различным социально-экономическим положением города и села. Сельские жители более недовольны жилищно-бытовыми условиями и сферой профессиональной деятельности (рис. 4).
Анализ дифференциации удовлетворенности жизнью представителей различных профессиональных групп выявил различия, обусловленные их статусом и материально-финансовым обеспечением. Более высокий процент удовлетворенных жизнью в целом среди руководителей государственных предприятий и работников органов управления (88% от опрашиваемых), военнослужащих (76%), предпринимателей (75%) и служащих (75%). Среди работающего населения меньше всего лиц, удовлетворенных жизнью, в среде работников сельского хозяйства (55%), торговли и сферы обслуживания (58%), представителей рабочих профессий (59%).
Среди лиц, не относящихся к категориям работников (студентов, пенсионеров, инвалидов и безработных) численность выражающих удовлетворенность жизнью, еще ниже: 55% среди пенсионеров, 41% среди безработных, 8% среди инвалидов. Низкие цифры складываются за счет недовольства обстановкой, сложившейся в профессиональной деятельности, материальном обеспечении. Для представителей этих категорий проблемным является выбор места работы – удовлетворены возможностью выбора от 8% (среди инвалидов) до 36% (среди студентов).
Проведенное исследование подтверждает актуальность изучаемой проблемы, так как исследование факторов, определяющих удовлетворенность жизнью, позволяет выделить «группы риска», в которые входят люди, нуждающиеся в помощи, направленной на повышение их субъективного благополучия.