Принципы конституции 1924 года. Принятие конституции ссср
Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в Основном законе - Конституции СССР 1924 г. История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. "Декларации об образовании СССР" и "Договора об образовании СССР".
Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР как высший представительский орган союзного государства наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.
В период подготовки проекта Конституции шли ожесточенные споры, борьба мнений с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Так, дискутировались предложения о ликвидации РСФСР,
непосредственного вхождения в состав СССР автономных республик РСФСР и т. д. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы в Конституции были отражены не только потребности всех национальностей Союза, но и специфические процессы отдельных национальностей.
После XII съезда РКП(б) была сформирована Конституционная комиссия из 25 человек, которую возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции этой комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.
6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление "О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик". В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик.
Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.
В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.
Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.
В Декларации отмечалась невозможность решения национального вопроса в условиях капитализма. Его решение, по Конституции, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления хозяйства.
Само строение Советской власти, интернациональной по своей природе, также способствовало объединению Советских республик.
В декларации были изложены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в СССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.
Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы и т.д. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Такова была компетенция Союза ССР. Вслед за Декларацией Договор вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.
Верховным органом власти, по Конституции, являлся съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета национальностей. В двухпалатной структуре ЦИК СССР просматривается будущий двухпалатный Верховный Совет СССР.
В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР образовывал Советское правительство. СНК, состоявший из председателя СНК, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров, являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе подотчетен ему и его Президиуму.
Создавалось 10 комиссариатов СССР, в которых сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. Народный комиссар имел право единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегий. Конституция СССР 1924 г. установила следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК.
Специальные главы Конституции были посвящены Верховному суду СССР (глава 7) и ОГПУ (глава 9).
Заключительная глава Конституции СССР говорит о гербе, флаге и столице СССР. Столицей СССР объявлялся город Москва.
Конституция СССР 1924 г. закрепила построение федерации на базе Советов, соблюдение принципа добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправие субъектов союзного государства, принцип демократического централизма. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.
Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.
Декларация стала разделом первым Конституции. Она не претерпела существенных изменений по сравнению с текстом 1922 г.
Разделом вторым Конституции стал Договор об образовании СССР, который был существенно дополнен по сравнению с текстом 1922 г. Достаточно сказать, что в тексте Договора, утвержденном I-м съездом, было 26 статей, в вошедшем в Конституцию тексте 72 статьи.
Этот раздел состоял из 11 глав: Вторая составная часть конституции договор об образовании СССР включил в себя следующие главы:
Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик
Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик
Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик
Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик
Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик
Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении
Глава 10. О союзных республиках
Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик.
Как уже можно было видеть, новое государство имело весь необходимый набор своих органов. Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатная структура высшего органа власти с того времени сохранилась до конца существования Союза ССР.
Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИКом один раз в год, внеочередные по собственному решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления на съездах Советов республик. Съезд составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений (по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей).
Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (всего 414 членов). А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и от автономных областей (по 1 от каждой). Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР.
ЦИК работал в сессионном порядке, очередные сессии созывались его Президиумом три раза в год. ЦИК можно рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Он издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, должны вноситься на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР Бурлай Е.В. Конституционое законодательство СССР: некоторые теоретические вопросы//Проблемы правоведения. - 1982. Вып.43., С.24 .
Президиум ЦИК по Конституции высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК.
СНК СССР Правительство являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК, образовывался последним и был ответствен как перед ним, так и перед Президиумом ЦИК. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные когда в республиках имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задания союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).
С самого начала на союзном уровне была создана разветвленная система правоохранительных (в том числе и карательных) органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции (ст. 43 п. "в"), разрешение судебных споров между союзными республиками (ст. 43 п. "г").
Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. В "целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК учреждалось ОГПУ (ст. 61 Конституции), имевшее своих уполномоченных при СНК союзных республик.
При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу.
Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик, руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, не говоря уже об организации и руководстве Вооруженными Силами.
Конституция 1924 г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление также одно из новшеств Конституции) признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик.
За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР.
Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство.
В девятой главе "О союзных республиках" Конституция СССР фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти (Съезд Центральный Исполнительный Комитет Совет Народных Комиссаров). При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами.
Правительство республики включало в себя: председателя СНК, заместителей председателя, председателя ВСНХ, народных комиссаров земледелия, финансов, продовольствия, труда, внутренних дел, юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, а также с правом совещательного или решающего голоса по решению ЦИК республик уполномоченных наркоматов СССР по иностранным делам, военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Причем наркоматы республик, подчиняясь ЦИК и СНК республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 67-68 Конституции). Каждая республика, входящая в СССР имела подобную структуру власти, но верховенство оставалось за союзными, располагающимися в столице Союза -- Москве.
Рисунок 1. Верховная структура власти в республиках
Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924 г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов Семидеркин Н.А., Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1925 г.//Сов. гос-во и право. - 1976. N 1; Семидеркин Н.А. Конституция РСФСР 1925 года: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1977.. В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании.
Юридический факультет
Курсовая работа
по «Истории отечественного государства и права»
студента 1-го курса группы ЮЗС-101
Короткова Станислава Юрьевича
Тема: «Конституция СССР 1924 г.»
Научный руководитель: Арелович Андрей Юрьевич
Тольятти 2004
Введение.
1. Причины образования СССР
2. Предпосылки образования СССР
3. Образование СССР.
4. Разработка Конституции СССР.
5. Второй съезд Советов СССР
7. Союзные органы власти и управления.
8. Статус союзных республик.
9. Национально-государственное размежевание.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Конституция (от лат. – constitutie – установление) – основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом правовом государстве конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан. В Советской России были приняты конституции в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. В СССР – в 1924, 1936, 1977 гг. В Российской Федерации в 1993 году.
30 декабря 1922 было образовано государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 II Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Она провозглашала объединение трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую Республику. Все основные государственные правовые функции высшей власти (оборона, финансы, внешние дела, промышленность, транспорт, связь и т.д.) передавались в ведение Центра (в Москву), союзным республикам оставались второстепенные, декоративно-представительские функции. 11 мая 1925 была принята Конституция РСФСР, закреплявшая разделение функций и полномочий между СССР и РСФСР в соответствии с требованиями Конституции СССР.
1. Причины образования СССР
Образование СССР определялось следующими причинами:
1. необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления, разрушенного войнами, народного хозяйства и осуществления нэпа;
2. объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.
Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.
2. Предпосылки образования СССР
На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.). Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый "снизу".
С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, прочностью "сцепления" их связей, наличием или отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т. д. В то же время вряд ли можно провести аналогию между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов". Отличия, характерные для России, бросаются в глаза - это целостность территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку - необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.
3. Образование СССР.
30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза СССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.
Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношения высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.
В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждения единого государственного бюджета, формирования монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользование недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановление съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.
В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.
Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.
4. Разработка Конституции СССР.
В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:
1. комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;
2. бюджетную комиссию;
3. комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;
4. комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;
5. комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;
6. комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.
В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.
Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать». 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.
5. Второй съезд Советов СССР
Второй съезд Советов СССР рабочих крестьянских и армейских депутатов состоялся в Москве 26 января -2 февраля 1924. Присутствовало 2124 делегата (с решающим голосом 1540, с совещательным - 584).
Порядок дня:
1) Доклад о деятельности Советского правительства (Л. Б. Каменев);
2) Утверждение Конституции СССР (А. С. Енукидзе);
3) Бюджет СССР (М. К. Владимиров);
4) Учреждение Центрального с.-х. банка (А. В. Цюрупа);
5) Образование ЦИК СССР - выборы Союзного Совета и утверждение Совета Национальностей.
Работа съезда происходила в дни всенародного траура в связи со смертью В. И. Ленина. Первое заседание было посвящено памяти Ленина. С речами о В. И. Ленине, о выполнении его заветов выступили К. Е. Ворошилов, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. В. Сталин, К. Цеткин, члены правительства СССР, представители рабочих, крестьян и интеллигенции. Съезд принял обращение "К трудящемуся человечеству". Для увековечения памяти В. И. Ленина съезд постановил: считать 21 января днём траура, издать полное собрание соч. В. И. Ленина, соорудить мавзолей В. И. Ленина в Москве на Красной площади и памятники в столицах союзных республик, а также в Ленинграде, переименовать Петроград в Ленинград, создать специальный фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям, жертвам Гражданской войны и голода.
27 января в связи с похоронами В. И. Ленина съезд прервал работу и возобновил её вечером 30 января. Был заслушан и одобрен доклад о деятельности Советского правительства. 31 января утверждена первая Конституция СССР. На основе Конституции съезд избрал ЦИК СССР в составе двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. ЦИК СССР 2-го созыва был избран в составе 414 членов и 220 кандидатов в члены Союзного Совета и 100 членов Совета Национальностей (70 - от РСФСР, 5 - от УССР, 5 - от БССР и 20 - от ЗСФСР). Было принято постановление о мероприятиях в области финансовой политики. В целях планомерного содействия восстановлению сельского хозяйства принято постановление об учреждении Центрального с.-х. банка (1 февраля). Эти решения были направлены на ликвидацию трудностей в восстановлении народного хозяйства и дальнейшее укрепление союза рабочего класса с крестьянством.
2 февраля состоялось заседание коммунистической фракции съезда совместно с беспартийными делегатами, на котором были заслушаны доклады об итогах 13-й конференции РКП (б) (16-18 января 1924) и международное положение. 2 февраля М. М. Литвинов сообщил съезду о признании де-юре СССР со стороны Великобритании.
Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма - национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов". Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.
Договор состоял из 11 глав. В первой определялись предметы ведения верховных органов власти СССР.
Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР.
Третья глава раскрывала порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.
Глава четвертая определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат - Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.
Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Он имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания.
Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.
Седьмая глава рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.
Глава восьмая рассматривала состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.
Девятая глава была посвящена работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда.
Глава десятая раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должны были, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР.
Одиннадцатая глава утверждала герб, флаг и столицу СССР.
7. Союзные органы власти и управления.
По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили:
1) внешние сношения и торговля;
2) решения по вопросам войны и мира;
3) организация и руководство вооруженными силами;
4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;
5) разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.
Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 12500 избирателей).
В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (5 депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.
В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостановить действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменить постановления СНК СССР, наркоматов СССР, ЦИК союзных республик и СНК союзных республик.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными, пять – объединенными. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими.
8. Статус союзных республик.
Конституция СССР 1924 г. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения права Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающие, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного закона (Конституции СССР 1924 г.) гласила: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно».
Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции РСФСР, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое заверило, что ни одна республика не хочет отделиться от Союза.
Исходя из важности права выхода, Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящие в состав Союза.
Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территорий. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками на протяжений десятилетий не был предметом неразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципа интернационализма.
Суверенным правом союзных республик также было право на гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Светского Союза (ст. 7 Конституции). С одной стороны, это означает, что гражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной советской республики как дома – он равноправен с ее гражданами. С другой стороны, если он, например, находится за границей, то за его спиной стоит не только авторитет своей республики, может быть, небольшого государства, но и мощь всего громадного Советского Союза, заботящегося о законных интересах каждого своего гражданина.
Таким образом, Конституция исходила из идеи ограниченности суверенитета как Союзного государства в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, из гармонического сочетания.
Система государственных органов, предусмотренная Основным Законом Союза, тоже исходила из идеи максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его члена. При этом следует отметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР с основными законами объединившихся республик и по этой линии. При создании высших органов власти и управления Союза ССР был использован опыт государственного строительства независимых советских республик.
Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь свои основные законы (ст. 5), ибо конституция – необходимый атрибут современного государства, тем более – суверенного. Вместе с тем основные законы, уже имевшиеся в объединившихся республиках, теперь должны быть изменены исходя из факта образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.
Совершенствование основных законов союзных республик на практике вылилось в создание новых основных законов, поскольку жизнь ушла вперед и следовательно разрабатывать законодательство не только в связи с образованием СССР, но и в целях развития базиса, общественного строя, на основе накопления опыта государственного строительства, изменений в организации государственного единства республик и др.
Первой приняла свою новую конституцию ЗСФСР. В апреле 1925 г. III Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного закона ЗСФСР. В том же году издала новую Конституцию РСФСР. В 1927 г. была принята новая Конституция БССР. Несколько по-иному, как бы в два этапа, изменила свою Конституцию УССР. Сначала создали измененную редакцию старого Основного закона в 1924 г., а потом уже окончательный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов.
9. Национально-государственное размежевание.
После образования СССР Туркменистан оставался автономной республикой в составе РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза ССР, не являлись «социалистическими» и получив статус «народных». В сентябре 1920 г. между РСФСР и Хорезмской республикой был заключен союзный договор, на основании которого РСФСР оказывала экономическую помощь Хорезмской республики, ей передавались хозяйственные объекты, находившие в пределах ее территорий. Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской народной советской республикой. По этим договорам общих органов управления не создавалось.
В ходе социальных преобразований 1922-1923 гг. в Хорезме и Бухаре была осуществлена национализация земли и водных источников (объектов, которые по конструкции Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частной собственности). В октябре 1923 г. Всехорезмский курултай, а в сентябре 1924 г. Всебухарский курултай провозгласили образование социалистических республик. Коммунистические организации среднеазиатских республик приняли решение о необходимости национально-государственного размежевания в Средней Азии. В июле 1924 г. это решение было одобрено ЦК ВКП(б).
ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский курултай Советов и V Всехорезмский курултай Советов приняли решение о национально-государственном размежевании. Были образованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская в составе Узбекской ССР и Киргизская в составе РСФСР; автономная Каракиргизская область в составе РСФСР.
В ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиатских республиках были созданы революционные комитеты, а деятельность республиканских ЦИК и СНК прекращена. Ревкомы и партийные органы осуществляли деятельность по устройству территориальных границ, перераспределению имущества, формированию новых органов власти, подготовке новых конституций, борьба с национальной оппозицией.
В декабре 1924 – феврале 1925 г. проходили центральные и местные съезды Советов, формировалась новая структура власти. Съезды Советов, ЦИК республик и СНК с февраля г. вновь стали конституционными органами власти и управления, а ревкомы сложили свои полномочия.
В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных республик в составе СССР. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР.
В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР. В составе Украинской ССР была создана Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР – Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением.
В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделялись ряд автономных областей.
В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. В ней закреплялась система органов власти и управления, фиксировались права и обязанности автономных формирований (автономных республик, автономных областей и округов), закреплялись избирательная система, права и обязанности граждан, государственная символика.
Заключение.
Первая союзная Конституция, принятая в 1924 г., в отличие от Конституции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения (хотя в ряде случаев в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высших органов власти Союза ССР (ст. 1) и определила, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно (ст.3). В Конституции СССР 1924 г. отсутствовал термин «совместное ведение», но исходя из содержания ст. 1 такие вопросы в ней содержались. Например, к ведению Союза ССР относилось установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории Союза ССР. Это означало, что детальное регулирование соответствующих вопросов относилось к компетенции союзных республик.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.
Главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик.
Список использованной литературы:
I. Нормативно-правовая база:
1. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Принят I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г.
3. Постановление 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г.
"Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик"
4. Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.
II. Научная и учебная литература:
6. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Том 2. М. , ВЛАДОС, 1995. стр. 196-208.
7. Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М., Юрайт-Издат, 2004. стр. 169-170.
8. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Юристъ, 2004. стр. 182-183.
9. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М., Юристъ, 2001. стр. 658-659.
10. Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник. М., Издательство Проспект, 2003.
11. Ларионова Е.Л. История государства и права России. М., «БУКЛАЙН», 2004. стр. 46.
12. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.
13. Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 179-180, 187-191.
14. Шатилова. С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М. ИНФРА – М, 2003. стр 96-99.
15. Большая Советская Энциклопедия.
16. Источники права. Жильцов С.В., Хачатуров Р.Л. Выпусук 14. Тольятти, ВУиТ, 2001. стр. 20-40.
17. Съезды Советов в документах. 1917-1936. Том 3. М., 1960. стр 18-22.
18. Хрестоматия по истории отечественного права 1917-1991 гг. Под ред. О.И. Чистякова. М., Зерцало, 1997. стр. 180-199.
Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М., Юрайт-Издат, 2004. стр. 169-170.
Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.II СЪЕЗД СОВЕТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА (КОНСТИТУЦИИ)
Заслушав доклад об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских
Социалистических Республик, II Съезд Советов Союза Советских Социалистических
Республик постановляет:
Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик,
представленный во исполнение резолюции I Съезда Советов Союза Советских
Социалистических Республик на окончательное утверждение II Съезда Советов Союза
Советских Социалистических Республик, утвердить со следующими поправками:
В примечании к ст. 15 после слов: "Юго - Осетия" добавить: "Нагорный Карабах и
Нахичеванская".
Ст. 26 дополнить: "Для образования Президиума Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских Социалистических Республик и Совета Народных Комиссаров
Союза Советских Социалистических Республик, согласно ст. ст. 26 и 37 настоящей
Конституции, устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета
Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета
Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом
Национальностей".
ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик,
торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, во исполнение
Постановления I Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, а
также на основании Договора об образовании Союза Советских Социалистических
Республик, принятого на I Съезде Советов Союза Советских Социалистических
Республик в городе Москве 30 декабря 1922 года, и принимая во внимание поправки
и изменения, предложенные центральными исполнительными комитетами союзных
республик, постановляет:
Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор
об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной
Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик.
Раздел первый.
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два
лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.
Там, в лагере капитализма, - национальная вражда и неравенство, колониальное
рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические
зверства и войны.
Здесь, в лагере социализма, - взаимное доверие и мир, национальная свобода и
равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.
Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о
национальности путем совмещения свободного развития народов с системой
эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок
национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию
капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.
Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей
вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне
национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы
братского сотрудничества народов.
Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить
нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим
обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить
свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.
Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы,
разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся
в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных
республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства
оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых
нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед
лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой
природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну
социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в
одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и
внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и
единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических
Республик", служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным
объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право
свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим
советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что
новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре
1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно
послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по
пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую
Республику.
Раздел второй.
ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР),
Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская
Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая
Федеративная Советская Республика (ЗСФСР: Советская Социалистическая Республика
Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская
Социалистическая Республика Армения) объединяются в одно союзное государство -
Союз Советских Социалистических Республик.
Глава первая. О ПРЕДМЕТАХ ВЕДЕНИЯ ВЕРХОВНЫХ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных
органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех
дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими
государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении
границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических
Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза,
определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий,
имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как
общесоюзных, так и от имени союзных республик;
и) руководство транспортным и почтово - телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских
Социалистических Республик;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических
Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление
общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним,
поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных
налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно
пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских
Социалистических Республик;
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление
переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и
уголовного законодательства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал в области народного просвещения;
т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав
иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов советов и
центральных исполнительных комитетов союзных республик;
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит
исключительному ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических
Республик.
Глава вторая. О СУВЕРЕННЫХ ПРАВАХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
И О СОЮЗНОМ ГРАЖДАНСТВЕ
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в
настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне
этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть
самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные
права союзных республик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в
свои конституции.
6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно
для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется согласие всех
республик, входящих в Союз Советских Социалистических Республик.
7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.
Глава третья. О СЪЕЗДЕ СОВЕТОВ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является
Съезд Советов, а в период между Съездами Советов - Центральный Исполнительный
Комитет Союза Советских Социалистических Республик, состоящий из Союзного Совета
и Совета Национальностей.
9. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из
представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1
депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов - по
расчету 1 депутат на 125000 жителей.
10. Делегаты на Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик
избираются на губернских съездах Советов. В тех республиках, где нет губернских
объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде Советов данной
республики.
11. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик
созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических
Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его
собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или
же по требованию двух союзных республик.
12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок Съезда
Советов Союза Советских Социалистических Республик, Центральному Исполнительному
Комитету Союза Советских Социалистических Республик предоставляется право
отсрочки созыва Съезда.
Глава четвертая. О ЦЕНТРАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный
Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой,
всего в составе 414 членов.
15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных
советских социалистических республик - по 5 представителей от каждой и из
представителей автономных областей РСФСР - по одному представителю от каждой.
Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза
Советских Социалистических Республик.
Примечание. Автономные республики - Аджария и Абхазия - и автономные области -
Юго - Осетия, Нагорный Карабах и Нахичеванская - посылают в Совет
Национальностей по одному представителю.
16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и
постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального Исполнительного
Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик, отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных
комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и
Совета Национальностей.
17. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
Республик издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет
работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических
Республик и определяет круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного
Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик.
18. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и
экономической жизни Союза Советских Социалистических Республик, а также вносящие
коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза
Советских Социалистических Республик, обязательно должны восходить на
рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
19. Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые Центральным
Исполнительным Комитетом, обязательны к непосредственному исполнению на всей
территории Союза Советских Социалистических Республик.
20. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
Республик имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и
распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, а также съездов советов и центральных исполнительных
комитетов союзных республик и других органов власти на территории Союза
Советских Социалистических Республик.
21. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик созываются Президиумом Центрального Исполнительного
Комитета три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению
Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, по требованию Президиума Союзного Совета или
Президиума Совета Национальностей, а также по требованию центрального
исполнительного комитета одной из союзных республик.
22. Законопроекты, восходящие на рассмотрение Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских Социалистических Республик, получают силу закона лишь
при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей и
публикуются от имени Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
23. В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей вопрос
передается в создаваемую ими согласительную комиссию.
24. При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос переносится на
рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей,
причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета
Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих
органов, на разрешение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза
Советских Социалистических Республик.
25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства
работой последних выбирают свои Президиумы, в составе по 7-ми членов каждый.
26. В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза
Советских Социалистических Республик высшим органом власти является Президиум
Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом в количестве 21
члена, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и
Совета Национальностей.
Для образования Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (ст. ст. 26 и 37
настоящей Конституции) устраивается совместное заседание Союзного Совета и
Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и
Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом
Национальностей.
27. Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу союзных республик
четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик из состава членов Президиума Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
28. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
Республик ответствен перед Съездом Советов Союза Советских Социалистических
Республик.
Глава пятая. О ПРЕЗИДИУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
29. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, в период между сессиями Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских Социалистических Республик, является высшим
законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза
Советских Социалистических Республик.
30. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза
Советских Социалистических Республик и исполнением всех постановлений Съезда
Советов и Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик всеми органами власти.
31. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик имеет право приостанавливать и отменять постановления
Совета Народных Комиссаров и отдельных народных комиссариатов Союза Советских
Социалистических Республик, а также центральных исполнительных комитетов и
советов народных комиссаров союзных республик.
32. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик имеет право приостанавливать постановления съездов
Советов союзных республик, с последующим внесением этих постановлений на
рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
33. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик издает декреты, постановления и распоряжения,
рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом
Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Союза Советских Социалистических
Республик, центральными исполнительными комитетами союзных республик, их
президиумами и другими органами власти.
34. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета, его
Президиума и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках
(русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко - татарский).
35. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик разрешает вопросы о взаимоотношениях между Советом
Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и народными
комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и
центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами - с
другой.
36. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик ответствен перед Центральным Исполнительным Комитетом
Союза Советских Социалистических Республик.
Глава шестая. О СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик
является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе:
председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик;
заместителей председателя;
народного комиссара по иностранным делам;
народного комиссара по военным и морским делам;
народного комиссара внешней торговли;
народного комиссара путей сообщения;
народного комиссара почт и телеграфов;
народного комиссара труда;
народного комиссара финансов.
38. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в
пределах, предоставленных ему Центральным Исполнительным Комитетом Союза
Советских Социалистических Республик прав и на основании Положения о Совете
Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, издает декреты и
постановления, обязательные к исполнению на всей территории Союза Советских
Социалистических Республик.
39. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик
рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными народными
комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, так и центральными
исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами.
40. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик во всей
своей работе ответствен перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза
Советских Социалистических Республик и его Президиумом.
41. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы и отменяемы Центральным
Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его
Президиумом.
42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы
опротестовывают декреты и постановления Совета Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик в Президиум Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их
исполнения.
Глава седьмая. О ВЕРХОВНОМ СУДЕ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских
Социалистических Республик, при Центральном Исполнительном Комитете Союза
Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции
которого относятся:
а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам
общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом
Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного
Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и
приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия
таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы
других республик;
в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза
Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений
союзных республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц, Союза в преступлениях
по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в
составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических
Республик;
б) гражданско - судебной и уголовно - судебной коллегий Верховного Суда Союза
Советских Социалистических Республик;
в) военной и военно - транспортной коллегий.
45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик в составе его
пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в том числе председателя и его
заместителя, 4-х председателей пленарных заседаний верховных судов союзных
республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического
Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем председатель и его
заместитель и остальные пять членов назначаются Президиумом Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его
заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза
Советских Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного Суда
Союза Советских Социалистических Республик лежит дача заключений по всем
вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда Союза Советских Социалистических
Республик, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с
решениями пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических
Республик, опротестование их в Президиум Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик.
47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного
заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик может иметь
место исключительно по инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза
Советских Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного Суда
Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров союзных республик и
Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских
Социалистических Республик.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные
присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему
содержанию две или несколько союзных республик, и
б) дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и
Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических Республик к своему
производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз
постановлениям Центрального Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.
Глава восьмая. О НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного
управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик, образуется 10 народных комиссариатов, указанных в
ст. 37 настоящей Конституции, действующих на основе Положений о народных
комиссариатах, утвержденных Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских
Социалистических Республик.
50. Народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик делятся на:
а) общесоюзные народные комиссариаты - единые для всего Союза Советских
Социалистических Республик;
б) объединенные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических
Республик.
51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических
Республик являются народные комиссариаты:
по иностранным делам;
по военным и морским делам;
внешней торговли;
путей сообщения;
почт и телеграфов.
52. Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических
Республик являются народные комиссариаты:
высший совет народного хозяйства;
продовольствия;
труда;
финансов и
рабоче - крестьянской инспекции.
53. Общесоюзные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик
имеют при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им
подчиненных.
54. Органами объединенных народных комиссариатов Союза Советских
Социалистических Республик, осуществляющими на территории союзных республик их
задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик.
55. Во главе народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик
стоят члены Совета Народных Комиссаров - народные комиссары Союза Советских
Социалистических Республик.
56. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется
коллегия, члены которой назначаются Советом Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик.
57. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам,
подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения
коллегии. В случае несогласия с тем или иным решением народного комиссара
коллегия или отдельные ее члены, не приостанавливая исполнения решения, могут
обжаловать его в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик.
58. Распоряжения отдельных народных комиссариатов Союза Советских
Социалистических Республик могут быть отменяемы Президиумом Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик.
59. Распоряжения народных комиссариатов Союза Советских Социалистических
Республик могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами
или президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик при
явном несоответствии данного распоряжения Союзной Конституции законодательству
Союза или законодательству союзной республики. О приостановке распоряжения
центральные исполнительные комитеты или президиумы центральных исполнительных
комитетов союзных республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару
Союза Советских Социалистических Республик.
60. Народные комиссары Союза Советских Социалистических Республик ответственны
перед Советом Народных Комиссаров, Центральным Исполнительным Комитетом Союза
Советских Социалистических Республик и его Президиумом.
Глава девятая. ОБ ОБЪЕДИНЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с
политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом
учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ),
председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик с правом совещательного голоса.
62. Объединенное Государственное Политическое Управление Союза Советских
Социалистических Республик руководит работой местных органов Государственного
Политического Управления (ГПУ) через своих уполномоченных при советах народных
комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения,
утвержденного в законодательном порядке.
63. Надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного
Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик
осуществляется прокурором Верховного Суда Союза Советских Социалистических
Республик на основе специального постановления Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Глава десятая. О СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ
64. В пределах территории каждой союзной республики верховным органом власти
последней является съезд советов республики, а в промежутках между съездами - ее
центральный исполнительный комитет.
65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и
верховными органами власти Союза Советских Социалистических Республик
устанавливаются настоящей Конституцией.
66. Центральные исполнительные комитеты союзных республик избирают из своей
среды президиумы, которые в период между сессиями центральных исполнительных
комитетов являются высшими органами власти.
67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои
исполнительные органы - советы народных комиссаров в составе:
председателя совета народных комиссаров;
заместителей председателя;
председателя высшего совета народного хозяйства;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара финансов;
народного комиссара продовольствия;
народного комиссара труда;
народного комиссара внутренних дел;
народного комиссара юстиции;
народного комиссара рабоче - крестьянской инспекции;
народного комиссара просвещения;
народного комиссара здравоохранения;
народного комиссара социального обеспечения,
а также, с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных
исполнительных комитетов союзных республик, - уполномоченных народных комиссаров
Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, по военным и
морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
68. Высший совет народного хозяйства и народные комиссариаты продовольствия,
финансов, труда, рабоче - крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь
центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных
республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных
комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик.
69. Право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении
граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик,
сохраняется за центральными исполнительными комитетами этих республик.
Глава одиннадцатая. О ГЕРБЕ, ФЛАГЕ И СТОЛИЦЕ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из
серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном
колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых в ст. 34: "Пролетарии всех
стран, соединяйтесь!". Наверху герба имеется пятиконечная звезда.
71. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из
красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка
золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной
золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
72. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.
История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна
80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г
Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию.
Единственное, что интересовало составителей Конституции, - сам факт окончательного юридического оформления образования СССР.
Система высших органов союзных республик по этой Конституции - съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. Точно так же, как в СССР, в ССР был свой исполнительный орган - СНК. В Конституции было записано, что Союз Республик является добровольным и равноправным. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Данная Конституция действовала до 1936 г.
В связи с появлением Конституции СССР возникла необходимость принять новую Конституцию РСФСР, что произошло в 1925 г.
Она состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.
Конституция РСФСР 1925 г. обозначила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В ней записано: «РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик» . Вся полнота власти, по этой Конституции, принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.
Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имеют обязательную силу на территории РСФСР.
Фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.
Для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти Конституция РСФСР 1925 г. вводит новые органы - президиумы исполнительных комитетов местных Советов, которые избирают исполнительные комитеты.
Количество членов президиумов определяется ВЦИК или его Президиумом.
Конституция СССР действовала до 1936 г., Конституция РСФСР - до 1937 г.
Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С2.19. Постановление 4 го Пленума Верховного Суда СССР «О восстановлении в правах гражданства и об амнистии» от 16 января 1925 г. Президиум ЦИК СССР в заседании от 21 ноября 1924 г. постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. «а» ст.
Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.
Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция
Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила ВладимировнаКонституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и
Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР.В структуру данного
Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в
Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была
Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт