Основные проблемы и характерные черты философии нового времени. Шпаргалка: Основные черты философии нового времени
Характерные черты философии Нового времени
Философия эпохи Просвещения
Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма
Характерные черты философии Нового времени
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт
ПЛАН:
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта͵ Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Паскаля
1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., ʼʼИздательство МГУʼʼ, 2001.
2. Беркли Д. Соч. М.. 1978.
3. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. М., 1977, 1978. Т.1.
4. Васильев В. ʼʼВысшее проникновениеʼʼ новоевропейской философии // Вопросы философии. 1997, № 5.
5. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, ʼʼКурсивʼʼ, 2000.
6. Горелов А.А. Философия. М., ʼʼЮрайт-Издатʼʼ, 2003.
8. История философии в кратком изложении. М., 1991.
9. Лейбниц Г. Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 2.
10. Локк Д. Соч. В 3 т. М., 1985-1988.
11. Паскаль Б. Мысли. М., 1994.
12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., ʼʼЛогосʼʼ, 1996.
13. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ ʼʼМарТʼʼ, 2004.
14. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
15. Спиноза Б. Избранные произведения В 2 т. М., 1957.
16. Спиркин А.Г. Философия. М., ʼʼГардарикиʼʼ, 2003.
17. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Раздел V.
18. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО ʼʼИздательство АСТ; Филологическое общество ʼʼСЛОВОʼʼ, 2000.
19. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
20. Юм Д. Соч. В 2 т. М., 1965. Т. 2.
21. Юров С. Дж. Беркли и проблемы солипсизма // Вопросы философии.1997, № 6.
XVII век – время развития капитализма, основанного на переходе к машинному производству, требующему все новых знаний. Становление опытного знания все настойчивее требовало отказа от схоластического метода мышления и замены его новым, обращенным к реальному миру и опирающемуся на опыт, эксперимент. Это, в свою очередь, обеспечивало простор для распространения материалистического мировоззрения. Растущие по объёму и глубине проникновения в суть законов природы знания (прежде всего, благодаря открытиям И. Ньютона и Г. Галилея ) подтверждали его истинность и опровергали многие исходные положения религии и идеализма.
Понимание мира с позиций математики и механики, как наиболее на то время разработанных областей научного знания, казалось наиболее точным и всеобъемлющим. По этой причине в философии утверждается механицизм , рассматривающий природу как механизм, в т.ч. животных и человека. Человек уже не является в идеале социальным существом и частью разумного сообщества, он стал субъектом, который с помощью технического знания воздействует на объекты.
Господствующее место занимает метафизический метод в понимании мира и его познании. Причиной тому было то, что зарождающееся эмпирическое естествознание характеризовалось дифференциацией ранее единого, нерасчлененного знания о мире, выделением внутри него целого ряда специализированных отраслей, их относительным обособлением друг от друга. Это способствовало тому, что предметы и процессы стали рассматриваться вне их многообразных взаимосвязей и взаимовлияний, что приводило к односторонности подхода в изучении предметов и процессов, к утрате характерной для античной диалектики всесторонности и целостности как принципа осмысления мира.
Все вышесказанное привело к тому, что проблема саморазвития мира и составляющих его предметов и явлений фактически устранялось из рассмотрения. Признавая и даже достаточно глубоко исследуя движение, прежде всего, механическое, метафизика того времени не признает развития. Точнее понимает его весьма поверхностно.
В философии Нового времени появляются понятия ʼʼсубъектʼʼ и ʼʼобъектʼʼ. ʼʼЯʼʼ становится основой мира, ᴛ.ᴇ. безусловным, и это закрепляет положение человека как венца природы, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ его поставила эпоха Возрождения. Субъектом стали называть все активное и индивидуальное, понимая его как основу сущего.
Главной задачей философии становится выработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления. В процессе решения этих задач образовались два базовых направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.
Эмпиризм
(от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Различают идеалистический эмпиризм (Д. Юм
. Д. Беркли
), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон
, Т. Гоббс
, Д. Локк
и др.), полагающий источником чувственного опыта объективно существующий мир.
Размещено на реф.рф
Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах; чувства и опыт – источник знания, разум лишь систематизирует чувственные данные, ничего не добавляя к их содержанию. Опытным знаниям соответствует индуктивный метод
, в базе которого – наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление гносеологии, в отличие от эмпиризма (сенсуализма) признающее главным источником знания мысли и понятия. Исторически первой формой рационализма была античная натурфилософия. Основоположником рационализма Нового времени является Р. Декарт . Чтобы отыскать истину мышление должно руководствоваться дедуктивным методом, который опирается на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.
Рационализм можно рассматривать как систему ценностей и как определенный тип мышления, признаками которого являются: а) возвеличивание человека как разумного существа, и в данном отношении уникального; б) вера в безграничные познавательные возможности человека; в) опора на научное познание, противопоставление чувственного и рационального мышления, при этом основную роль играет разум, а не опыт; г) социальный утопизм.
2. Воззрения виднейших философов XVII в.:
Характерные черты философии Нового времени - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характерные черты философии Нового времени" 2017, 2018.
Философия Нового времени занимает 16- 18, 19 вв. Это время становления и оформления многих естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика и механика и другие превращаются в самостоятельные научные отрасли. Однако, остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщить, систематизировать данные естественных наук. Это выдвигает новые задачи и обуславливает приоритеты для философии Нового времени. Формируется философия науки . В центре новой философии - теория познания, обработка методов истинного знания для всех наук. Если конкретные «частные» науки должны вскрывать законы природы, то философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках. Этим занимаются такие известные мыслители как Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Д.Локк, Г.Лейбниц и другие. Они ищут законы разума, чьи возможности неограничены. Однако, разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями - «идолами». Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной. Основу нового метода ищут в чувственном опыте (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, не сводящем к человеческому опыту (Декарт, Лейбниц, Мальбранш, Спиноза). В любом случае, торжествует рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. Такое направление обычно называют «механицизм» и «метафизичность».
В отличие от эпохи Ренессанса, в философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок.
1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты (античность и т.д.) не признаются, кроме авторитета самого разума.
2. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.
3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени. Разумеется, другие проблемы философии никуда не исчезают, а развиваются дальше. В том числе проблемы, связанные с религией, моралью, проблемы человека и т.п. Но они оттесняются на периферию.
В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.
Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).
Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.
Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.
17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину.
Во второй половине XVI - начале XVII веков происходит существенный сдвиг в мировоззрении. Формируется буржуазная философия, которая опирается на науку и особенно на естествознание.
В создании науки выдающееся место принадлежит четырем великим личностям: Николаю Копернику, Иоганну Кеплеру, Галилею и Ньютону.
Николай Коперник (1473–1543) пришел к убеждению, что Солнце является центром мироздания, и что Земля имеет двойное вращение: суточное и годовое вращение вокруг Солнца.
Кеплер Иоганн (1571–1630) открыл три закона движения планет. Первый закон: планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце. Замена кругов эллипсами влекла за собой отказ от эстетического уклона, которым руководствовалась философия со времен Пифагора. Круг считался совершенной фигурой, а небесные тела - совершенными телами (первоначальными божествами). Поэтому принять первый закон Кеплера было трудно. Второй закон (линия, соединяющая планету с Солнцем, заметает в равные промежутки времени равные площади) показал, что скорость движения планеты меняется в различных точках ее орбиты и наибольшая тогда, когда планета ближе всего к Солнцу. Это открытие нарушало все существовавшие представления: планета должна быть слишком величественна, чтобы то ускорять, то замедлять свое движение.
Галилео Галилей (1564–1642) - величайший из основателей науки Нового времени - первым открыл значение ускорения в динамике. До Галилея в науке существовало мнение, что для небесных тел "естественно" двигаться по кругу, а для земных - по прямой; но считалось, что движущиеся земные тела постепенно перестали бы двигаться, если бы они были предоставлены сами себе. Вопреки этому взгляду, Галилей считал, что всякое тело, если оно будет предоставлено самому себе, будет продолжать двигаться по прямой линии с постоянной скоростью, всякие изменения либо в скорости, либо в направлении движения объясняются действием какой-либо "силы". Этот принцип был провозглашен Ньютоном как "первый закон движения". Его называют также законом инерции.
Исаак Ньютон (1643–1727) достиг окончательного и полного триумфа, который подготовили Коперник, Кеплер и Галилей. Он сформулировал закон всемирного тяготения: "Каждое тело притягивает каждое другое тело с силой прямо пропорциональной квадрату расстояния между ними". Из этой формулировки Ньютон смог вывести все остальное в планетарной теории: движение планет и их спутников, орбиты комет, приливы. Позже оказалось, что даже самые незначительные отклонения от эллиптических орбит со стороны планет объяснялись законами Ньютона. Торжество его имени было столь полным, что Ньютону грозила опасность стать вторым Аристотелем и оказаться непреодолимым барьером на пути прогресса. В Англии лишь в XIX веке начинают создаваться оригинальные научные работы по вопросам, которые разрабатывал Ньютон.
Научные открытия повлияли на коренные изменения в философских взглядах: во-первых, были устранены почти все следы анимизма из законов физики; во-вторых, происходит открытие первого закона движения показало, что безжизненная материя, однажды приведенная в движение, продолжает двигаться до тех пор, пока какая-нибудь внешняя причина не остановит ее, что Солнечная система сохраняет свое собственное количество движения и свои собственные законы. (Согласно Ньютону, Бог установил первоначальное движение и закон тяготения, но затем все пошло самим собой, без дальнейшей необходимости в божественном вмешательстве).
Развитие науки в целом привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на авторитет науки . В чем своеобразие авторитета науки? Во-первых, он пользовался исключительно интеллектуальными средствами, не опирающимися на аппарат управления. Во-вторых, следование авторитету науки не сулило каких-либо выгод, на стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. В-третьих, наука не была цельной системой, подобно христианству. Она складывалась из разнообразных, порой противоречивых суждений и мнений. В-четвертых, суждения науки предполагают сомнение в их истинности и постоянный поиск, поэтому наука порождает совершенно иную логику мысли, нежели логика средневекового догматика.
Итак, с начала XVII века происходит переориентация философии с антропологической проблематики на познание закономерностей природы путем научного исследования. В философии формируется сциентистская установка.
Если космос в античном мировоззрении был своеобразным полисом, родным домом, и на этой основе человек подчинялся законам космоса, рассматривался как микрокосмос, то природа в философии Нового времени есть безличный объект приложения человеческих действий, поступков, хотя и остается объективной, подчиняющей человека своим законам и рассматривается как мастерская.
В Новое время происходит размежевание двух видов объективности, к которой принадлежит человек: с одной стороны, натура - природа, а с другой - общество - социум. Для античной философии характерно их слияние, их тождество в понятии "космос". В философии же Нового времени человек по отношению к природе вторичен, а по отношению к социуму человек оказывается первичен. Это главная идея философии Нового времени - признание человека первичным по отношению к обществу, признание его творцом общества.
Государство выступает как результат договора, сознательно заключенного соглашения людей. Поэтому иногда говорят не о натурализме, а об юснатурализме Нового времени ("юс" - это право, т.е. мировоззрение естественного права). Следовательно, философия Нового времени исходила из признания методов науки образцом познания вообще. Отсюда вытекают ее характерные черты:
- механицизм , то есть парадигмой, моделью познания была механика - наука о движении твердых тел, и законы механики признавались всеобщими;
- редукционизм в методологии: сведение сложного к простому образцу;
- метафизичность , то есть антидиалектичность мышления. Каждая наука брала свой кусочек действительности, свой объект, его законы, при этом взаимодействие упускалось из вида. Если для античности мир текуч, находится в становлении, изменении, то здесь мир представлялся состоящим из застывших объектов с измененными сущностями.
Таким образом, преобладал аналитический, расчленяющий подход к действительности, абсолютизирующий неизменность объектов и природы в целом.
Натурализм Нового времени сциентический, и поэтому мировоззрение приобретает нерелигиозный характер. Появляется деизм - это установка на признание роли бога как творца мира, как первоисточника движения, который не вмешивается в дела мира, и все идет раз и навсегда заведенным порядком по законам природы. А в середине XVIII века появляется и открытый атеизм. В гносеологии возникли противоречивые тенденции. На вопрос, "что я могу знать?" одни говорили: я могу познать свои ощущения, а через них то, что их во мне вызывает. Так, Беркли и Юм утверждали, что нет иной реальности, кроме наших ощущений. Существовать - значит быть воспринимаемым. Другие философы утверждали, что можно познать идеи в собственном разуме и на их основе познать законы природы, ибо разум и природа тождественны, природа разумна.
Таким образом, сформировались две линии в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Позже последовательно проведенный сенсуализм приводит к феноменализму. Суть его состоит в том, что если я могу познать ощущения, то я не могу познать их причин, их источника. Объективный феноменализм защищали Кант, Шопенгауэр, Гербарт. Натурализм Нового времени - это попытка создать научное понимание человека. В понимании человека сложились два варианта:
Первый заключался в рассмотрении человека как природного тела, частички природы, подчиненной ее законам. Этот вариант в XVII веке был представлен в эпоху Просвещения. Это перпендикулярно ползающая машина Ламетри, фортепиано Дидро, статуя Кондильяка. Активной стороной, субъектом, выступает природа, а человек - объект, пассивная сторона.
Второй вариант сохраняет связь с теоцентризмом и антропологией Возрождения. Эта тенденция выделяла в самом человеке в качестве его ядра, сущности, некое активное начало. Например, Декарт в своей теории о человеке утверждал, что телесно человек ничем не отличался от животных, но был, во-первых, существом универсальным, в то время как животные узкоспециализированы, а, во-вторых, обладал членораздельной речью, передающей мысль. Следовательно, человек телом подобен, но радикально отличается речью, адаптивностью, знаковостью, и Декарт делает вывод, что человек - это не только тело, что в нем две субстанции. Вторая субстанция - это душа, духовное начало как мыслящая субстанция, в отличие от тела как протяженной субстанции. Душа человека, в отличие от тела, которое детерминировано законами природы, располагает свободной волей. Таким образом, у Декарта (и у Лейбница) преобладает активистское понимание человека.
В этике сложилась ориентация на природные мотивы человеческого поведения, утверждалось, что нужно следовать природе, а поскольку все, что природно - то разумно, то нужно следовать разуму, ибо природа и разум совпадают. Надежды человека связываются с земным счастьем, с покорением природы. А с Бэконом и Паскалем появляется мотив веры в прогресс, надежда на то, что будет создано царство разума, отвечающего человеческой природе.
Современная философия - категория науки, которая возникла в Западной Европе в 17 веке, и постепенно распространилась по всему миру. Это не конкретное учение или школа, это общее название для направлений целой эпохи. С 17-го и примерно по начало 20-го века начало и конец современной философии. Если любые взгляды эпохи Ренессанса является предметами для споров, так взгляды этого периода постоянно поддавались критике. Философия нового времени сменилась на философию постмодерна.
Современники этого направления обращались к философии эпохи Возрождения и к Рене Декарту как к основателю "ранней современной философии". Может быть поэтому, так много общего таят в себе предыдущие философские положения. Декарт был во многом прав, пытаясь найти в них что-то общее. Основными фигурами в философии сознания, гносеологии и метафизики в течение семнадцатого и восемнадцатого веков были представители двух основных групп: «рационалисты», в основном философы Франции и Германии, которые утверждали, что все знания должны начинаться с определенной «врожденной идеи» порождённой разумом, в этом и была философия нового времени .
Декарт, Спиноза, Лейбниц, и Николя Мальбранш были основными рационалистами. «Эмпирики», напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Основными приверженцами этой мысли были Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
В конце восемнадцатого века Эммануил Кант изложил идеи новаторской философской системы, в которой утверждал, что должно существовать единство рационализма и эмпиризма. Так или иначе, он был прав.
Тейяр стремился примирить науку и религию иным путем, чем неотомисты. Тейяр разъяснял верующим реальность развития Вселенной, указывая на диалектические черты этого процесса, но вместе с тем жизнь и сознание трактовались Тейяром как первичные духовные сущности, пронизывающие материю и обуславливающие ее эволюцию. В конечном же счете жизнь и сознание трактовались как проявление "психической энергии", первоначально разлитой по всей природе, а в ходе космогенеза, т.е. развития всего бытия, они приняли форму божественной личности, "бога-Омега", который может быть отождествлен, по мнению Тейяра, с Иисусом Христом .
Объективно Тейяр не смог своим учением добиться примирения науки и религии, их гармонии, но он сильно способствовал распространению иллюзии, что на намеченном им пути это возможно. В 70-х гг. тейярцизм перестал быть предметом широкого общественного интереса, и в известном смысле лишь углубил кризис религиозной философии отказавшись от важных для христианства догматов.
Одной из распространенных школ субъективного идеализма является и философия экзистенциализма ("философия существования"). Ее представителями являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П.Сартр, А. Камю. Выразителем этой философии является главным образом творческая интеллигенция. Возникнув послепервой мировой воины, она особенно распространилась после второй мировой войны прежде всего в странах Западной Европы. В философии экзистенциализма отразился стихийный протест интеллигенции и мелкой буржуазии против господства монополий, стандартизации жизни под влиянием технического прогресса, превращающего людей в пассивных потребителей чепухи.
Сложность и противоречивость экзистенциализма отразилась и на политических взглядах его представителей: они очень непоследовательны, неуверенны, а порой и противоречивы. М. Хайдеггер занимал пост ректора университета фашистской Германии, а к концу жизни предает анафеме всякую политику, исповедует отшельничество. В годы фашизма К. Ясперс - убежденный “неприсоединившийся”, в 50-е годы - реакционер, сторонник "холодной войны", Ж.-П. Сартр участник сопротивления, враг фашизма, симпатизирующий марксизму и через него пришедший к идее о месте в этом мире живого человека.
Главное назначение философии - это обращение к человеку, к миру человеческого существования. В отличие от науки, которая занята исследованием отдельных предметов, вещей, философия экзистенциалистов толкует о том, что касается каждого человека, его бытия.
Бытие, мир, считают экзистенциалисты, есть поток переживаний , чувств, мыслей индивида, все интересы которого сосредоточены на нем самом. В основу своего миропонимания они и кладут категорию "существования" - "экзистенции", давая ей самые разные толкования. Причем основой этого существования является страх человека перед конечностью и беспомощностью своего бытия, страх перед смертью. Человек имеет дело только со своими переживаниями, со своим личным миром. Иного мира у экзистенциалистов нет. Переживания, страдания субъекта, одиночество, безысходность - вот истинный мир и единственная реальность экзистенциалистов.
В философию экзистенциалистов входит идея "бытие - для - смерти" - истинное назначение и цель человеческого существования (М. Хайдеггер). Хайдеггеровская концепция подлинной жизни есть "с самого рождения движение к смерти". Человеческому существованию, считает М. Хайдеггер, всегда должен сопутствовать страх перед смертью и превращением в ничто. Смерть венчает жизнь индивида, делает ее осмысленной. Осознание сущности смерти, сознательное принятие страха и возможности выбора конца определяет нашу свободу. Именно такая свобода, по мнению Хайдеггера, может дать человеку компенсацию за непрерывную горечь жизни, снять с него непрерывное чувство опасности и тревоги.
Превращая смерть в смысл и цель человеческого существования, экзистенциализм приходит к выводу о бессмысленности, абсурдности жизни.
Одним из важнейших положений философии экзистенциализма и является тезис об абсурдности мира. Согласно этому тезису в мире нет никакого разумного, организованного начала, действительность лишена какой бы то ни было закономерности и чужда человеку. Согласно принципу абсурдности "нелепость", "алогичность" тех или иных сторон действительности объявляется всеобщим законом бытия. Взаимоотношения людей носят только конфликтный характер, и люди в целом "некоммуникабельны", т.е. неспособны понять один другого, установить прочные духовные связи.
Большое внимание экзистенциалисты уделяют этическим проблемам и особенно вопросам нравственности и свободы индивида.
Свобода, в понимании экзистенциализма, - это деятельность человека, продиктованная ему его собственным желанием, волей. Человек, как говорит Сартр, "обречен на свободу". Это внутреннее состояние, личные переживания самого субъекта.
Говоря о познаваемости мира, экзистенциалисты считают, что он недоступен разуму и чувствам, не подчинен логике. Единственное оружие постижения истины - интуиция. Под истиной экзистенциализм понимает свободное творчество субъекта для самого себя, а не знания, верно отражающие действительность. По мнению экзистенциалистов истина существует только для данного субъекта: каждый человек стремится к своему самосохранению, поэтому у какого человека есть своя истина.
Для другого представителя экзистенциализм смысл философии, по К. Ясперсу (1883 - 1963) состоит в создании путей общечеловеческой коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.
Возможность этой связи времен обеспечена достижениями «осевого времени» (8 - 3 вв до н.э.), когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозных философских традиций Азии. «Осевое время» создало, считает Ясперс, для всех времен общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада. Вот почему необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для старой истины, которая утрачивается, новые «шифры».
В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы в недрах феодального строя развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.
В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).
Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.
В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.
Образование перестает быть церковным и становится светским.
Общая характеристика философии Нового времени
Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм - это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом - все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм - учение, признающее разум единственным источником познания.
Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.
Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.
Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию - движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию - движение мысли от общего к частному.
Основные представители философии Нового времени
Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу - индукции (движение мысли от частного к общему). Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:
1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления)
2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах)
3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете)
4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него)
5) Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)
Главным препятствием на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами - ложными представлениями о мире.
Идолы рода - приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.
Идолы пещеры - вызваны субъективностью человеческого восприятия окружающего мира.
Идолы рынка или площади - порождены неправильным употреблением слов.
Идолы театра - возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.
Рене Декарт (1596-1650). Основой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела. Существует две независимых друг от друга субстанции: нематериальная (свойство - мышление) и материальная (свойство - протяженность). Над этими обеими субстанциями в качестве истинной субстанции возвышается Бог.
В своих взглядах на мир Декарт выступает как материалист. Он выдвинул идею о естественном развитии планетной системы и развитии жизни на земле согласно законам природы. Он рассматривает тела животных и человека как сложные механические машины. Бог сотворил мир и своим действием сохраняет в материи то количество движения и покоя, какое вложил в него при творении.
В тоже время в психологии и гносеологии Декарт выступает как идеалист. В теории познания стоит на позиции рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежными показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо со всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение - акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.
В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум на основе этих интуитивных воззрений на основе дедукции должен вывести все необходимые следствия.
Томас Гоббс (1588-1679). Субстанцией мира является материя. Движение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу передается только посредством толчка. Люди и животные есть сложные механические машины, действия которых всецело определяются воздействиями извне. Одушевленные автоматы могут сохранять полученные впечатления и сравнивать их с прежними.
Источником познания могут быть только ощущения - идеи. В дальнейшем первоначальные идеи перерабатываются умом.
Выделяет два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Естественное состояние основывается на инстинкте самосохранения и характеризуется «войной всех против всех». Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все и тем самым часть своего права перенести на других. Это перенесение совершается посредством естественного договора, заключение которого приводит к возникновению гражданского общества, то есть государство. Наиболее совершенной формой государства Гоббс признавал абсолютную монархию.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Так как каждая вещь активна, а не пассивна, то есть каждая вещь обладает действием, то каждая из них является субстанцией. Каждая субстанция есть «единица» бытия, или монада. Монада не материальная, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.
Каждая монада одновременно форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма не материальна и представляет собой целесообразно действующую силу, а тело есть механическое сила. Каждая монада одновременно есть и основание своих действий, и их цель.
Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако монады не изолированы безусловно: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.
Развитие есть лишь изменение первоначальных форм через бесконечно малые изменения. В природе везде происходит непрерывный процесс изменения вещей. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней. Оно идеально и есть представление.
Свойственную монадам силу представления Лейбниц называет перцепцией. Это есть бессознательное состояние монад. Апперцепция - это сознание собственного внутреннего состояния. Эта способность свойственна только высшим монадам - душам.
В гносеологии опирается на идею о врожденных идеях. Врожденные идеи - это не готовые понятия, а только возможности ума, которые еще должны быть реализованы. Поэтому ум человека похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которую может изваять из нее скульптор.
Выделяет два вида истин: истины факта и истины метафизические (вечные). Вечные истины отыскиваются с помощью разума. Они не нуждаются в оправдании опытом. Истины факта открываются только посредством опыта.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). Человек как предмет познания, не составил никакого исключения. Человек - есть природа.
Джон Локк (1632-1704). Человеческое сознание не обладает врожденными идеями. Оно подобно чистому листу, на который записываются знания. Единственный источник идей - опыт. Опыт делит на внутренний и внешний. Первому соответствует ощущение, второму - рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей. Идеи рефлексии возникают при рассмотрении внутренней деятельности души. Посредством ощущений человек воспринимает качества вещей. Качества бывают первичными (копии самих этих качеств - плотность, протяженность, фигура, движение и т.д.) и вторичными (цвет, вкус, запах и т.д.)
Идеи, приобретенные из ощущений и рефлексии, составляют лишь материал для знания. Для получения знания необходимо обработать этот материал. Посредством сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции) душа преобразует простые идеи ощущения и рефлексии в сложные.
Локк различает два вида достоверных знаний: знание бесспорное, точное и знание вероятное, или мнение.