Группа экспедиция восход. Экспедиция Восход – новый этап «Восход над Атлантикой. удивительных человека, которых «Восход» встретил во время путешествия
Музей Достоевского (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
Предыдущая фотография Следующая фотография
В России 6 музеев Федора Михайловича Достоевского. Самый, пожалуй, интересный находится в Санкт-Петербурге на углу Кузнечного переулка и Ямской улицы, ныне носящей его имя. Здесь он провел неполные три года, последние в своей бурной жизни инженера, социалиста, каторжника, солдата, офицера, игрока и великого писателя. Его творчество можно любить или ненавидеть, но приходится признать, что мало кому удалось так глубоко проникнуть в человеческую душу и описать увиденное словами. Потому и неудивителен интерес к его жизни.
Немного истории
Семья Достоевских заняла квартиру № 10 в октябре 1878 г. В этих стенах он завершил свое «Пятикнижие» романом «Братья Карамазовы» и умер 28 января 1881 г. Анна Григорьевна Достоевская бережно хранила все связанное с ее мужем, включая богатый архив. Ожидалось, что будет создан Музей Достоевского, но эти планы так и не были реализованы. В 1917 г. вдова сдала все имущество на склад для сохранения, а сама уехала в Крым, где и скончалась годом спустя. Вещи разворовали, архив разошелся по разным организациям. Музей все-таки открыли, но только в 1971 г. Основу экспозиции составила коллекция предметов, собранных внуком писателя А. Ф. Достоевским.
Что посмотреть
Мемориальная квартира
К сожалению, подлинных вещей, принадлежавших литератору, сохранилось мало. После реконструкции интерьеры комнат восстановлены по воспоминаниям современников. Никакой показной роскоши, все достаточно аскетично, на рабочем столе литой письменный прибор со свечами, под стеклянным колпаком шляпа. Стоящие рядом часы показывают время его ухода из жизни. На стенах семейные фотографии в деревянных рамках, много детских игрушек. Уютная атмосфера налаженного быта.
Литературная экспозиция
Достоевский писал только по ночам, возможно поэтому зал, посвященный его творчеству, оформлен в темных тонах. Первое, что видят посетители - подсвеченная посмертная маска писателя, а за ней в стендах выставлены рукописи, письма, иллюстрации к его книгам. Много фотографий мест, связанных с жизнью и героями литератора, друзей и соратников. Создатели экспозиции демонстрируют связь его творческого мира и реальной действительности, используя для этого современную интерактивную технику.
Единственное светлое пятно - окно с видом на стоящую напротив Владимирскую церковь, как символ возврата из тьмы к свету.
Театр
Так сложилось, что писатель не написал ни одной пьесы, хотя всю жизнь этого желал. Но в музее существует «ФМД-театр», оборудованный как «черный кабинет», где молодые актеры представляют сценические версии произведений Ибсена, Гоголя и, разумеется, самого Достоевского. Идут здесь и пьесы современных авторов.
Практическая информация
Адрес: Санкт-Петербург, Кузнечный пер. 5/2, кв. 119. Веб-сайт .
Как добраться: на метро до ст. метро «Владимирская», «Достоевская».
Время работы: вторник и четверг-воскресенье с 11:00 до 18:00, среда с 13:00 до 20:00; выходной день - понедельник.
Цена билета для взрослых - 150 RUB, школьники (граждане РФ) - 50 RUB, дети до 7 лет, студенты дневных отделений вузов, работники музеев - бесплатно. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Жизнь Федора Михайловича Достоевского была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837 г., он стал петербуржцем, сменил в течение многих лет около 20 адресов. Улицы и дома Петербурга изображены в произведениях писателя.
Однако среди многих петербургских адресов Достоевского особое место занимает дом на углу Кузнечного пер. и ул. Достоевского, неподалеку от старинной церкви Иконы Владимирской Божией Матери. Здесь писатель поселился с семьей в октябре 1878 г. и прожил до дня своей смерти — 28 января 1881 г. Здесь был написан его последний роман “Братья Карамазовы”, “Пушкинская речь”. В этом доме Достоевского посещали многие его современники.
Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.
Еще в дореволюционной русской печати появлялись заметки, в которых говорилось о необходимости отметить этот дом памятной доской и открыть здесь музей, посвященный жизни и творчеству великого писателя. Однако эта инициатива не была реализована, а в послереволюционные годы это стало практически невозможно. В 1917 г. вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская покинула Петербург, поселилась в своем имении на берегу Черного моря. В 1918 г. она умерла в полном одиночестве, вдали от своих детей и внуков. Все предметы, находившиеся некогда в доме, где жил Достоевский, были сданы ею при отъезде из Петербурга на один из складов на хранение и впоследствии пропали, а материалы драгоценного архива, за некоторыми исключениями, попали в государственные архивы.
Затем наступили годы, неблагоприятные для памяти Достоевского. Трагический художественный мир писателя, его общественные и религиозные убеждения были несовместимы с официальной советской идеологией. В эти годы трудно было представить, что возможно создание музея в доме, где он жил. Однако и тогда известные писатели и ученые напоминали в печати о том, какое значение имеет Достоевский в истории русской культуры, и говорили о необходимости создания музея в городе, где прошли многие годы его жизни.
В 1971 г. во всем мире отмечалось 150-летие со дня рождения великого писателя. К этой дате решено было открыть Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Ленинграде, в доме на Кузнечном переулке. По архивным планам дома и по воспоминаниям современников писателя была восстановлена квартира. По фотографии, сделанной после смерти писателя, был реконструирован его кабинет. Рядом с мемориальной квартирой была открыта большая литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Достоевского.
Большой вклад в дело создания Музея внес внук писателя Андрей Федорович Достоевский (1908 -1968), собравший ценную коллекцию, посвященную памяти его знаменитого деда, — впоследствии она стала основой музея. Семейные pеликвии передала в Музей внучатая племянница Достоевского Мария Владимировна Савостьянова — наиболее ценные материалы этого собрания также находятся в экспозиции.
Среди создателей Музея необходимо назвать его первого директора — Бориса Варфоломеевича Федоренко и проф. Нину Перлину (в настоящее время преподает в университете штата Индиана, США).
Открытие музея Достоевского стало большим событием в жизни Ленинграда. С тех пор этот дом постоянно посещают поклонники творчества писателя из всех стран мира. За годы существования Музея его собрание многократно увеличилось. В настоящее время он располагает большой коллекцией графики, прикладного искусства, значительным фондом фотографий; библиотека насчитывает около 24000 томов, имеется коллекция театральных афиш, программ — по инсценировкам произведений писателя, собран небольшой рукописный фонд. Эта коллекция постоянно пополняется — во многом благодаря дарам посетителей, друзей Музея, ученых — исследователей творчества писателя.
Музей располагает кинозалом, где можно посмотреть фильмы и спектакли по его произведениям, побывать на литературных вечерах. Каждый год, в ноябре, когда отмечается день рождения писателя, в Музее проходят международные научные конференции на тему “Достоевский и мировая культура”. В выставочных залах постоянно проходят выставки современных художников. Сегодня Музей стал неотъемлемой частью культурной жизни С. -Петербурга.
Музей Достоевского состоит из следующих частей:
- Мемориальная квартира Ф. М. Достоевского
- Литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Ф. М. Достоевского
- Два выставочных зала для выставок современного искусства
- Театральный зал
Мемориальная квартира
В начале октября 1878 г. Федор Михайлович Достоевский с семьей поселился в доме № 5 по Кузнечному переулку (кв. 10) и прожил здесь до дня своей смерти - 28 января 1881 г. В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.
В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.
11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно-мемориального музея писателя.
ПРИХОЖАЯ
Жена Достоевского, Анна Григорьевна, писала: «Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок». Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной - в детскую.
Когда семья Достоевских переехала в дом на Кузнечном, дочери писателя Любе было 9 лет, сыну Феде - 7. Достоевский был женат дважды. В первом браке детей у него не было. Во втором браке у Достоевских родилось четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка. «Федор Михайлович был страшно поражен этой смертью. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится». Личный трагический опыт отразился в романе «Братья Карамазовы», который Достоевский писал в 1878-1880 гг.
«Вернувшись осенью в Петербург <из Старой Руссы>, мы не решились остаться на квартире, где все было полно воспоминаниями о нашем умершем мальчике, и поселились в Кузнечном переулке…» - писала в своих воспоминаниях Анна Григорьевна Достоевская.
Достоевский был очень заботливым, любящим отцом, он считал, что без детей нет смысла в жизни. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей. Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства - «Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета».
Любовь Федоровна Достоевская (1869-1926) стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце «Достоевский в изображении его дочери», в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф. М. Достоевского. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии.
Федор Федорович Достоевский (1871-1921) с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила не сохранилась). Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор (1905-1921) и Андрей.
Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, (1908-1968) внес большой вклад в дело создания Музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции Музея. Дети Андрея Федоровича - Татьяна и Дмитрий - живут в Петербурге.
КОМНАТА АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ
Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман «Братья Карамазовы». После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт «Кабинет Достоевского». В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.
СТОЛОВАЯ
В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. «Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…»
ГОСТИНАЯ
В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.
КАБИНЕТ ДОСТОЕВСКОГО
Кабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В. Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом - кашлетр для бумаг и писем, в углу - икона в серебряном окладе «Божия Матерь Всех Скорбящих Радость». В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.
В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось - перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом «Братья Карамазовы», готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска «Дневника писателя», который вышел уже посмертно.
Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года.
Литературная экспозиция
Музей Достоевского был открыт в 1971 году. Главная его часть - мемориальная квартира писателя - всегда была и останется неизменной. Но остальные пространства музея меняются постоянно: в выставочных залах музея каждый месяц проводятся новые выставки, в театре музея каждый вечер играются разные спектакли, а 9 февраля 2009 в залах напротив квартиры Достоевского открылась новая, третья со дня основания музея, литературная экспозиция, посвященная его жизни и творчеству.
В решении новой экспозиции использованы музейные технологии, органично соединяющие стилистику эпохи Достоевского и дизайнерские и информационные возможности сегодняшнего времени. Предпринята попытка представить жизнь и творчество писателя в непосредственной взаимосвязи, что решено созданием трех уровней экспозиции: первый представлен экспонатами, связанными с фактическим материалом - фотографии, портреты Достоевского и его окружения, места, связанные с его жизнью, документы эпохи, письма, рукописи и пр. Второй уровень - экспонаты, связанные с творческим процессом.
Третий уровень - мониторы, включенные в художественное пространство экспозиции, с дополнительной информацией. В одном из залов установлен сенсорный киоск, в котором посетители смогут получить необходимую информацию. В другом зале предусмотрена возможность демонстрировать видеопрограммы музея, экранизации произведений Достоевского, документальные фильмы (экран будет опускаться по необходимости).
Одним из важных принципов художественного и конструктивного решения новой экспозиции является ее мобильность: разделы экспозиции можно пополнять новыми экспонатами, вводить дополнительный материал и в мультимедийные «окна», и в статичную развеску. В залах новой экспозиции можно будет проводить семинары, конференции, устраивать просмотры, играть спектакли.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» - эта евангельская цитата неслучайно вынесена в эпиграф экспозиции: черное «двоящееся» пространство с бесконечными отражениями, мерцающий свет, стены с «окнами-объектами» и единственное открытое окно с видом на Владимирскую церковь, по замыслу авторов экспозиции, соответствуют «космосу» Достоевского и атмосфере его петербургских произведений.
Театральный зал
Достоевский любил театр, часто посещал спектакли, концерты, ходил на премьеры, дружил с актерами. В его публицистике встречаются рецензии, герои его романов нередко разыгрывают сцены, представляют театр. Он всю жизнь хотел написать драму, но так и не написал ни одной пьесы. Всем известна формула «театр Достоевского». Музей и ФМД-Театр реализовали ее буквально. Традиционный «черный кабинет», оснащенный при содействии правительства Королевства Норвегия современным оборудованием, стал замечательным пространством для сценических версий произведений Достоевского, Гоголя, Ибсена, современных авторов. Здесь представляют свои спектакли разные петербургские театры, привозят спектакли театры из других городов и стран.
Адрес: 191002, Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2
Аксайчин
© Экспедиция «Восход»
3 момента, которые невозможно забыть
Аксайчин, Китай
Больше всего эмоции у нас вызвали горы, в частности, Тибет. Одно из самых запоминающихся мест - регион Аксайчин, закрытая территория и предмет спора между Китаем и Индией. В свое время здесь положили порядка шести тысяч индусов и китайцев. Сейчас военные действия не ведутся, но официально территория не признана за Китаем. Чтобы туда попасть, нужны специальные разрешения. Здесь, на высоте 5380 метров, находится перевал, который мы должны были преодолеть. Мы ехали туда без адаптации и буквально за два дня поднялись с 1000 до 5000 метров, что было непросто. Поднявшись, увидели бескрайние горные долины и пустыни, изрытые блиндажами и колючими проволоками. Над перевалом стоят пулеметные доты и траншеи, которые уходят за горизонт. В то же время ты не можешь нормально дышать и не понимаешь, как эти ребята воевали на такой высоте. И это эхо войны - войны в нечеловеческих условиях - очень впечатляет.
Участники путешествия
© Экспедиция «Восход»
Озеро Манасаровар, Китай
Оно находится у подножья горы Кайлас, считающейся священной в разных религиях. В самом озере был якобы зачат Будда, и место действительно обладает непередаваемой энергетикой. Еще по пути туда наш гитарист Вова простудился, а заболеть на высокогорье чревато последствиями. Однако после Манасаровара температура у него прошла. Это, конечно, все мистика, но нам действительно важно было здесь оказаться. У берега озера мы отыграли акустический сет, записали клип, и это было невероятно.
Переправа на пароме, Джакарта
Чтоб перевезти машины с острова Калимантан на Яву, нам нужно было погрузить их на паром. Мы не были до конца уверены, что у нас получится, так как индонезийцы, как обычно, трясли нас и требовали взяток. Все удалось оформить благодаря помощи местной девушке Ри Ри, с которой мы познакомились накануне, когда на Калимантане встретили группу индонезийских панков. Ри Ри была женой одного из них. С головы до ног она была закутана в паранджу, хотя большинство местных ограничиваются хиджабом, - из-под ее длинного черного платья виднелись только слипоны Vans. Удивительно было посмотреть на ее примере, как панк-культура переплетается с архаичным исламом. Ри Ри взялась помочь нам на добровольных началах и за день разрулила все вопросы с погрузкой. Для нас это был важный момент: ты испытываешь потрясающее чувство, когда грузишь «волги» где-то на краю мира на огромный паром и понимаешь, что будешь первым, кто проедет на русском автомобиле по острову Ява.
Озеро Манасаровар
© Экспедиция «Восход»
3 удивительных человека, которых «Восход» встретил во время путешествия
Однажды нас остановил на дороге англичанин шестидесяти пяти лет и стал рассказывать про наши же автомобили. Оказалось, что он фанат советской военной техники. В разное время он владел 13 различными русскими грузовиками: «уралы», КрАЗы и т. д. Он их скупает, реставрирует и ездит. Сейчас он купил трактор и хочет совершить на нем кругосветное путешествие за четыре года. В общем, было удивительно встретить в джунглях в Лаосе британца, который так подкован в советском автопроме.
Путешественник Ассир, Малайзия
Сообщество людей, которые путешествуют на длинные расстояния, небольшое. Когда появляется какой-то яркий проект, о нем быстро узнают другие благодаря социальным сетям. Например, когда мы приехали на Бали, нас узнавали люди на улицах.
Так вот, через фейсбук мы познакомились и с известным малайзийским путешественником Ассиром, который помог нам пересечь границу между Малайзией и Индонезией. Он проехал 120 стран и много повидал. Рассказывал нам, как путешествовал по Мьянме во время гражданской войны: «Я еду по дороге - и тут перестрелка, в машину попадают пули, дорога усеяна телами, а я продолжаю свой путь». Еще он нам говорил об одном путешественнике-инвалиде, у которого двигалось всего два пальца. Несмотря на это, он проехал от Лондона до Сингапура на автомобиле, разработанном специально для него.
Гид Ванг Лин, Китай
По договору с нашими китайскими партнерами нам выделили гида для путешествия по КНР. Им оказалась женщина лет сорока пяти из Пекина по имени Ванг Лин. Двадцать три дня мы провели вместе в одной машине, и без нее вряд ли бы вообще состоялась наша экспедиция. Она разрешила большое количество наших проблем. Когда пытались изъять наш коптер, она его отбила. В Тибете Ванг Лин следила за нашим здоровьем при помощи традиционной китайской медицины. Она оберегала нас, взрослых мужиков, как мама. Более того, она сама фанатела от того, что мы делаем, и пела с нами наши песни.
И снова - с китайским гидом Ванг Лин
© Экспедиция «Восход»
3 жуткие трудности, с которыми пришлось столкнуться
Горная болезнь
В горах стало очень сложно продолжать путь, так как после сна начиналось кровотечение из носа и гудела голова. Встаешь и не можешь ничего делать - сложно не только ехать, но и ходить. Хочется лежать, но надо заставлять себя двигаться, чтобы происходила адаптация. Свою роль начинают играть питание и температура: бывало, что мы спали в минус пятнадцать в бытовке.
Перед Тибетом нам пришлось сделать пятидневную паузу, чтобы оформить документы и заодно акклиматизироваться и подлечиться. Дело в том, что на высоту нельзя забираться больным. Малейшее заболевание может обернуться страшными последствиями. Мы же после одиннадцати отыгранных концертов успели заболеть, поэтому Ван Лин нас лечила местными травами. В итоге Тибет мы преодолели довольно легко, хотя другие путешественники не всегда так удачливы. В российской экспедиции 2011 года по схожему маршруту погиб один экипаж: в условиях горной болезни теряешь контроль на серпантинах. Кроме того, может начаться, как говорят путешественники, «пенная вечеринка»: ты лежишь с пеной у рта и колешь дексаметазон. Подобные переезды опасны еще и потому, что деваться там некуда. Поднимаясь на Эльбрус, ты всегда можешь спуститься вниз, если возникли какие-то проблемы. А тут на высоте в 5000 метров ты можешь ехать несколько дней, и ничего не будет меняться.
Баллоны с кислородом
© Экспедиция «Восход»
Пересечение границ
Проблемы с переездом из одной страны в другую были очень часто. Самой сложной оказалась граница на Калимантане между Малайзией и Индонезией. Мы точно знали, что у нас нет таможенной декларации, так называемого карнет де пассаж, без которого нельзя преодолеть границу. Чтобы получить этот документ, находясь в России, нужно было оставить залог 800 тысяч рублей. Когда машина покидает территорию страны, эту сумму возвращают, но на тот момент у нас таких денег не было, поэтому мы ехали наудачу.
Мы слышали, якобы можно проскочить разными способами. Например, дать взятку таможенникам или получить разрешение на временный въезд, которое, однако, не позволяет потом переправиться на Яву. В итоге нам не удалось проехать и пришлось вернуться в малайзийский город Кучинг, где мы задержались еще на неделю. За это время выяснилось, что в Малайзии достаточно оставить залог всего в триста тысяч. Мы быстро наскребли нужную сумму, отчасти с помощью интернета, и успешно перебрались в Индонезию.
Взаимоотношения в коллективе
На самом деле это было испытанием: шесть мужиков четыре месяца путешествуют на двух старых машинах, которые управляются с трудом. Такой проект, участники которого должны ехать, играть в пути, производить контент, требует огромных усилий, и из-за этого нервы кипели. Особенно тяжело было в Астане, когда мы отыграли одиннадцать концертов подряд, устали, и все участники заболели - с кашлем и насморком были все шесть человек. Плюс каждый день по мелочи ломалась машина: то дворники, то печка, то завестись не может. И это только в степи - непонятно, что будет в горах. Из-за такого графика и условий взаимоотношения кипели. До драки не доходило, но все понимали: может закончиться тем, что кто-то развернется и уедет. Впрочем, когда мы проехали Тибет, все нормализовалось, все выдохнули и успокоились.