Кто правил в 1654. Воссоединение Украины с Россией (1654 год). Курс на сближение
В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель - Слободская Украина - входила в состав Московского царства.
Проживавшее в Речи Посполитой украинское население, подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны как поляков, так и евреев, которым польские паны раздавал в аренду украинские земли. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. Помочь же восставшим в тот период могла лишь Россия.
Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять в российское подданство православное население Украины. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий
В 1648 году началась восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом.
Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме. Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви.
Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через некоторое время в отместку за эту жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну, впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду.
В августе 1647 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где начал вербовать своих сторонников, и уже 15 октября он был избран гетманом вместо назначенного поляками Ивана Барабаша.
В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. к апрелю 1648 года войско Хмельницкого уже насчитывало 43720 человек.
Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше - 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать. В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета. В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев.
19 января 1949 года королём Польши наконец становится Ян Казимир. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания. В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой.
Письмо Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу, сохранившее чернильный отпечаток его пальца.
Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды державцами, арендаторами, ане мешканцами не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають».
Однако война на этом не закончилась: сначала поляки, вновь собравшись с силами, в июле 1651 года нанесли поражение армии Богдана Хмельницкого в Берестецкой битве, но в июне 1652 Хмельницкий взял реванш в Битве под Батогом. Тем не менее, Хмельницкий понимал, что за Польшей стоит вся Европа, в которой после окончания Тридцатилетней войны осталось не у дел множество профессиональных вояк. У самого же Хмельницкого профессиональными воинами была лишь узкая прослойка казаков - основную же массу восставших составляли необученные военному делу крестьяне - стоило полякам увеличить ассигнования на набор наёмников, и все эти немцы, голландцы и французы залили Украину бы кровью. Поэтому осенью 1653 года Богдан Хмельницкий обратился за покровительством к Русскому Царю Алексею Михайловичу.
Решение Земского Собора
1 октября 1653 г. в Москве состоялся Земский собор, на котором было решено: «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку».
19 декабря на Украину прибыл русский посол Василий Бутурлин с решением Земского Собора.
А 8 января (19 января по новому стилю) состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским пародом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила более широкие возможности развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю. Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укрепилась их дружба в совместной борьбе против западного влияния. В составе Русского государства украинский народ приобрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце 18-го столетия.
Присоединение Украины к России (1654 год) происходило на фоне сложных общественно-политических событий, связанных с желанием украинцев стать более самостоятельными и не зависеть всецело от Польши. С 1648 года противостояние перешло в вооруженную фазу, но сколько бы побед ни одерживали казаки под предводительством Богдана Хмельницкого над польскими войсками, им не удавалось обратить победы на поле брани в ощутимые политические дивиденды. Стало ясно, что без помощи мощного союзника выйти из-под опеки Речи Посполитой не удастся, в результате состоялось воссоединение Украины с Россией. Кратко опишем причины исторического события.
Равноправие и автономия
За шесть лет войны в многочисленных кровавых битвах украинский народ огромным напряжением своих сил много раз громил польские войска. Но, нанося ощутимые удары Речи Посполитой, Хмельницкий в первое время еще не собирался отрывать Украину от Польского государства. Он стоял на позиции казацкой автономии, то есть стремился, чтобы казачество со шляхтой обладали равными правами, а украинские земли стали равноправны в пределах Речи Посполитой наравне с Польшей и Литвой. Тогда еще речь не велась про воссоединение Украины с Россией. 1654 год изменил ситуацию.
А может, независимость?
Между тем в идею равноправия в рамках автономии верили немногие. Уже в первые годы войны в Украине, да и в Польше, распространялись слухи, что:
- Хмельницкий хочет восстановить некое «древнерусское» или создать новое княжество.
- Он титулует себя «князем Руси».
- Казаки хотят основать независимое государство.
Но тогда для независимости Украины еще не сложились необходимые предпосылки. Главные участники войны - а это неграмотное казачество и такое же неграмотное крестьянство - не могли создать своей собственной государственной идеологии, руководящий слой - казацкие старшины и шляхта - не имели надлежащего политического веса, чтобы воплотить сепаратистские планы. Более того, даже гетман Хмельницкий не имел тогда еще всенародного доверия. Лишь в ходе войны, в процессе формирования Украинского казацкого государства все больше распространялась и утверждалась идея независимости.
Союз с Турцией
Чем дольше шли боевые действия, тем больше Хмельницкий, старшины и народные массы убеждались, что исключительно своими силами без чужой помощи Украина не сможет освободиться от власти шляхетской Польши. Могущественных соседей, готовых противостоять Речи Посполитой, было всего двое: Российское государство на востоке и Османская империя на юге. У Хмельницкого выбор был небольшой: или вхождение Украины в состав России, или признание вассальной зависимости от Турции.
Первоначально претендентом на роль покровителя Украины стал турецкий султан, который имел достаточно сил, чтобы противостоять посягательствам Польши в Украине. Между Хмельницким и правительством султана велись соответствующие переговоры. В 1651 году Оттоманская Порта заявила, что принимает Войско Запорожское в качестве вассалов. На деле реальная помощь турецкого султана ограничивалась только тем, что в боях участвовали крымские татары, столетия враждовавшие с запорожцами. Они оставались очень ненадежными союзниками и своим предательским поведением, грабежами и уводом населения в неволю приносили больше бед, чем пользы украинцам.
Обращение за помощью к России
Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми. В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам.
8 июня 1648 года, за шесть лет до того, как произошло присоединение Украины к России (1654 год), Богдан Хмельницкий написал первое письмо о помощи российскому самодержцу Алексею Михайловичу. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией. 1654 год показал дальновидность и правоту Хмельницкого.
Выжидательная позиция России
В Москве понимали важность союза с Украиной:
- Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад.
- Он ослаблял Польшу.
- Разрушал возможный союз с Турцией.
- Усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска.
Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон - Польши и Украины - царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами.
Курс на сближение
Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны. Почти непрерывно шли посольства из Украины в Москву и из Москвы в Украину. В январе 1652 года Хмельницкий направил в российскую столицу своего посланца Ивана Искру. Искра в заявил, что гетман и все войско запорожское желают, чтобы «царское величество принял их на свою сторону».
В декабре 1652-го и январе 1653 года в Москве проводил переговоры Самойло Зарудный с товарищами. Зарудный говорил, чтобы царь «велел их приняти под свою государеву Высокую руку». 6 января 1653 года Хмельницкий созвал в Чигирине раду старшин, которая решила с Польшей не мириться, а продолжать бороться, пока не свершится вхождение Украины в состав России.
В апреле-мае 1653 года переговоры в Москве вели послы Кондратий Бурляй и Силуан Мужиловский. Царское правительство также отправляло послов к Богдану Хмельницкому, в частности в конце мая 1653-го выехали в Чигирин А. Матвеев и И. Фомин.
1654: Украина-Россия - вместе на века
Осложнение положения в Украине заставило царское правительство ускорить принятие решения. 22 июня 1653 года в Украину из Москвы отправился стольник Федор Ладыженский с грамотой от царя Алексея Михайловича, в которой давалось согласие на переход земель Украины под «высокую царскую руку».
1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор, призванный окончательно решить вопрос об отношениях России и Украины и объявить войну Речи Посполитой. В Грановитой палате Кремля решили «Войско Запорожское и гетмана Богдана Хмельницкого с землями и их городами принять под руку государеву». Так вершилась история. Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения (кроме крепостных, не имевших права голоса), представители которых собрались на соборе. Одновременно Земский собор решил начать с Польшей войну.
Однако это не окончательное присоединение Украины к России. 1654 год потребовал еще нескольких встреч, прежде чем были выработаны окончательные условия вхождения. Важным было признание Россией Украины как свободной, независимой страны. Об этом в решении Земского собора говорилось так: «Чтоб их не отпустить в подданство Турецкому султану или крымскому хану, потому что они стали присягой королевскою вольные люди».
Подписание договора
31 января 1653 года российское посольство прибывает в ставку Хмельницкого - город Переяслав - с грамотой о решении Земского собора и «высочайшего повеления». Посольство, возглавляемое В. Бутурлиным, было торжественно встречено старшинами и простым людом.
6 января 1654 года в Переяслав прибыл Богдан Хмельницкий и на следующий день встретился с послами, дабы обсудить условия союза. 8 января, после тайных переговоров со старшинами по поводу условий присоединения, Богдан Хмельницкий вышел к людям и подтвердил присоединение Украины к России. 1654 год стал поворотным в судьбе двух народов.
Украинские посольства еще несколько раз наведывались в Москву для обсуждений деталей добровольного вхождения Левобережной Украины под протекторат Российской империи.
История Украины в датах: воссоединение с Россией
- 1591-1593 гг. - восстание против и первое обращение гетмана Криштофа Косинского за помощью к русскому царю.
- 1622, 1624 гг. - обращение епископа Исаия Копинского, а затем митрополита Иова Борецкого к царю принять православных Малой Руси в российское подданство.
- 1648 г. - Богдан Хмельницкий поднимает всеукраинское восстание против шляхты и 8 июня пишет первое письмо царю Алексею Михайловичу о помощи и союзе. Первые победы казачьего войска и подписание Зборовского мирного договора, предоставлявшего автономию Войску Запорожскому.
- 1651 г. - возобновление боевых действий, тяжелое поражение казаков под Берестечком.
- 1653 г. - новое обращение Богдана Хмельницкого к россиянам с просьбой помочь казачеству и прошение о принятии Левобережной Украины в подданство. 1 октября собрался Земский собор.
- 1654 г. - 8 января собралась Переяславская рада, всенародно постановившая объединиться с Россией. Земский собор и царь удовлетворили большинство просьб, выдвинутых старшинами и гетманом, предусматривавших широкую автономию. Этот документ окончательно закрепил воссоединение Левобережной Украины с Россией.
По Люблинской унии (1569г.) объединившей Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполитую, в неё также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнёт: крепостнический (крепостное право в Польше юридически оформилось в середине XVI в.), национальный (подвластных крестьян польские магнаты называли не иначе как «быдло» (скот)) и религиозный (проводились настоящие гонения на православие, закрытие православных церквей, изгнание священников и т.д., особенно после Брестской унии 1596г .). Рост национального, религиозного и социального гнёта на Украине в XVII в. превратил казаков в передовых борцов за веру и народность, за свободу и социальное равенство. Запорожье стало главным очагом протеста и борьбы: с конца XVI в. начинаются почти непрерывный ряд казацких восстаний против Польши. Ряд казацких восстаний, жестоко подавленных польским правительством, завершился в 1648г. успешным восстанием под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. Призвав себе на помощь большой отряд крымских татар, Хмельницкий с запорожцами дважды разбил польские войска, он призвал народ к восстанию против угнетателей, и восстание началось по всей Киевщине, Волыни и Подолии и левом берегу Днепра. После смерти в 1648г. польского короля Владислава, новый король Ян-Казимир в 1649г. выступает против мятежных казаков. На помощь казакам пришёл крымский хан с большим войском. Союзное войско казаков и татар вынудило Ян-Казимира заключить мир, Зборовский договор, на невыгодных для поляков условиях: число реестрового казацкого войска составляет 40 тыс. человек, в местах жительства казаков не будет польских гарнизонов, иезуитов и евреев, на все должности в этих воеводствах будут назначаться только православные, православный киевский митрополит будет заседать в польском сенате. Однако условия Зборовского договора оказались невыполнимыми для обеих сторон. Польская шляхта не хотела примириться с уступками мятежным холопам. И Хмельницкий не мог заставить множество крестьян снова идти в польскую неволю. В 1651г. война возобновилась, и войска противников сошлись при Берестечке (на Волыни), из-за измены крымского хана казаки потерпели страшное поражение. Хмельницкий должен был согласиться на невыгодный мир под Белой Церковью: число реестровых казаков сокращалось до 20 тыс., шляхта вступала во владение своими имениями. Значительная часть крестьян и казаков не желая возвращаться в панскую неволю, толпами уходила в Московскую Украину и заселяло верховья Донца и Оскола, где основали города Харьков, Изюм, Сумы и др.
Хмельницкий увидел, что освобождение Украины собственными силами и при помощи такого ненадёжного союзника как крымский князь, невозможно, и он обратился за помощь к московскому царю с настойчивой просьбой принять запорожское войско и всю Украину Малороссийскую под высокую царскую руку (в противном случае угрожая поддаться турецкому султану). Москва долго выжидала и колебалась, понимая, что такой шаг повлечет за собой новую войну с Польшей. Созванный в 1653г. Земский собор постановил, что гетмана Богдана Хмельницкого надлежит под государеву руку «для православные христианские веры», которая терпит гонения от поляков. Царские послы отправились к гетману и 8 января 1654г. знаменитая Переяславская Рада по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православного» и принести ему присягу в верности. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны, подтвердила сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.
Решение Собора 1653 г. повлекло за собой войну с Польшей, которая продолжалась 13 лет с 1654-1667 гг. В 1654 г. русские овладели Смоленском и частью Белоруссии. Эта война, в которую тому же вмешались шведы, приняла затяжной характер. В 1661 г. начались переговоры, продолжавшиеся до 1667 г., когда было заключено Андрусовское перемирие. Россия приобрела Смоленск и Левобережную Украину. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Польшей. По Киеву было принято компромиссное решение – он перешел к России на два года. Однако впоследствии Россия так и не вернула Киев Польше.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло его опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации.
56. Война с Польшей во второй пол. XVII в .
Рост национального, религиозного и социального гнёта на Украине в XVII в. породил освободительное движение украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. Не имея надежных союзников, Украина могла рассчитывать только на помощь единоверной России. Хмельницкий еще с самого начала освободительной борьбы неоднократно обращался в Москву с просьбой о покровительстве. Однако русское правительство долго не решалось на такой шаг, понимая, что он повлечет за собой новую войну с Польшей.
Лишь в 1653 г. Земский собор решил принять Украину «под высокую руку» царя. 8 января 1654 г. Украинская Рада в г. Переяславе одобрила переход под московское покровительство и присягнула на верность царю.
Начав в 1654 г. войну, московские войска взяли Смоленск, заняли всю Белоруссию и затем территорию собственно Литвы со столицей г. Вильно. Хмельницкий взял Люблин и ряд городов на Волыни и Галиции.
Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция открыла против неё военные действия и создала угрозу западным границам России. Польша стояла на краю гибели. После смерти короля Ян-Казимира, в условия безкоролевья Алексей Михайлович, рассчитывал занять королевский престол и объявил войну Швеции (1656-1658гг). Было заключено перемирие между Польшей и Россией. Обе стороны обязались совместно действовать против Швеции. Россия нанесла ряд поражений Швеции. Однако все успехи были перечёркнуты изменой нового гетмана Украины Выгодского, избранного после смерти Богдана Хмельницкого, который заключил с Польшей секретный договор против России. Часть казацкой верхушки, которая заменила изгнанную польскую шляхту была не прочь освободится от московской власти и примкнуть к Польше на правах широкой политической автономии. Однако не все казацкие полки пошли за Выгодским – казацкие полки на левом берегу Днепра и значительная часть правобережных полков не поддержали антирусские действия. В 1658 г. Россия заключила перемирие со Швецией в результате которого возвращала завоёванные в ходе война территории. Балтика осталась за Швецией, проблема выхода к Балтийскому морю оставалась.
После избрания нового гетмана Юрия Хмельницкого (сын Богдана), он заключил мир с Москвой. Согласно которому усиливалась власть московского правительства в частности у гетмана отнималось право внешних сношений. Однако и он вскоре (1660г.) перешёл на сторону короля. И вновь Запорожье и Левобережье Украины не пошли за гетманом. В Запорожье избранили нового атамана сторонника Москвы – Брюховецкого. Гетман правобережной Украины Петр Дорошенко решил поддаться турецкому султану, чтобы с его помощью вытеснить из Украины и Москву и Польшу.
Россия и Польша источив свои силы в 13 летней войне заключили Андрусовский договор (1667г .) (близ Смоленска). Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, передавался России на два года (после этого срока он так и не был возвращён). Запорожье переходило под совместный контроль Москвы и Польши.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло его опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации.
Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывала благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.
Жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому подписал 6 апреля 1654 года царь Алексей Михайлович.
В январе 1654 года в городе Переяславле (сегодня Переяслав-Хмельницкий) была собрана рада, которая из четырех союзов - турецкого, крымского, польского или московского выбрала союз с Россией.
Эта Рада отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что она была объявлена открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты - «великое множество всяких чинов людей».
Спустя несколько месяцев после провозглашения Переяславской радой объединения Украины с Россией (27 марта) 6 апреля 1654 года царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому. В этой грамоте впервые в качестве титула русского монарха были использованы слова «всея Великия и Малыя России самодержец».
Грамота означала фактическое присоединение и не соответствовала представлениям украинской стороны об условиях союза. В ней царь провозглашал свое право утверждать кандидатуру гетмана. Казаки же имели в виду лишь номинальную зависимость от Москвы. Поначалу предполагалась широкая самостоятельность Украины и во внешнеполитической сфере - только с польским королем и турецким султаном гетману не дозволялось сноситься «без указа Царского величества».
Однако, воссоединение Украины с Россией имело огромное прогрессивное значение для исторических судеб обоих народов.
Украинский народ был избавлен от порабощения панской Польшей, поглощения султанской Турцией и разорения ордами крымского хана. Отныне русские и украинцы совместными силами стали бороться против иноземных захватчиков.
Воссоединение Украины с Россией способствовало укреплению Российского государства и подъему его международного авторитета.
Вхождение Украины в состав России создавало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития Украины, которая включилась в складывавшийся всероссийский рынок.
Украинские купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки. Важную статью украинской торговли составляла селитра, употреблявшаяся для производства пороха. На многочисленных украинских ярмарках русские купцы продавали соль, изделия из железа, меха. Укрепление экономических связей с Россией способствовало росту украинских городов и развитию различных промыслов.
Этот день в истории: 1654 год - Переяславская рада
18 января 1654 года в Переяславе (ныне город в Киевской области), состоялось собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким. На этом форуме было принародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством.
Это было далеко не первое обращение к Москве о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства. Кремль неоднократно получал такие просьбы в течение предыдущих десятилетий - всякий раз, когда на территории Войска Запорожского происходили антипольские выступления.
К середине XVII века частота таких восстаний резко возросла - в 1637 году случилось восстание Павлюка, а уже в следующим 1638 - восстание Якова Острянина. Связано это было в основном с тем, что былая веротерпимость Великого княжества Литовского канула в лету, усилилось католическое давление на православное население Украины.
Стоит сказать, что Москва довольно прохладно реагировала на казацкие призывы о присоединении. Во-первых, этого не позволял политический расклад сил, а во-вторых, настроения запорожцев быстро менялись - казаки легко предавали тех, кому только что поклялись в верности.
От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. Однако, поскольку эти призывы повторялись, а сам Хмельницкий одерживал военные победы, в Кремле решили этим наконец воспользоваться.
11 октября 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии Гетманщины в подданство Русского государства. После этого решения для ведения переговорного процесса в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным.
Местом проведения генерального военного совета был избран город Переяславль, куда посольство прибыло 10 января 1654 года. Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 16 января.
18 января 1654 года в Переяславе с утра состоялся тайный старшинский совет запорожского казачества, а того же числа днем - Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители казацких полков, а также жители Переяслава.
После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным.
После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.
Хотя Переяславское соглашение не привело к окончательному и бесповоротному присоединению Украины к России, оно имело колоссальное значение.
Для Москвы оно означало приобретение части земель Западной Руси, в том числе древнего Киева, который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской, которое было отражено в их претензионном титуле государей всея Руси.
Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в конце XVIII века.
10 сентября 1654 года русские войска освободили от поляков Смоленск
09:10 Сен. 10, 2015 1977 0
Начало войны между Россией и Речью Посполитой за обладание Украиной, Белоруссией и западнорусскими землями не в последнюю очередь связывают с именем гетмана Богдана Хмельницкого, которому царь Алексей Михайлович в 1654 году подписал жалованную грамоту.
Документ означал фактическое присоединение Малороссии к России, ограничивая самостоятельность гетманской власти. В документе впервые в качестве титула русского государя были использованы слова «всея Великия и Малыя России самодержец».
В то время огромная часть Русской земли была захвачена Польшей и Великим княжеством Литовским, которые объединившись, создали государство Речь Посполитую. Русское и православное население находилось под жесточайшим идеологическим, национальным и экономическим гнётом. Это постоянно приводило к жестоким восстаниям и бунтам. Всю первую половину 17-го столетия в Малороссии бушевали восстания. Наиболее активной группой были казаки, которые становились зачинщиками и боевым ядром восставших масс. Богдан Хмельницкий как раз и стоял во главе этого сопротивления.
С 1611 года древний русский город Смоленск находился под польско-литовским
владычеством. В 30-х годах Россия попыталась отбить Смоленск, но война завершилась неудачей. Осенью 1653-го Москва решилась на новую попытку. Начало войны было удачным для русских войск. Поляки не имели значительных сил на восточной границе. Многие войска были отвлечены на борьбу с казаками и восставшими крестьянами. К тому же русское население не хотело воевать со своими братьями, часто горожане просто сдавали города.
Войско царя Алексея Михайловича направилось из Москвы к Смоленску и начало осаду города. 16 августа русские воеводы, желая отличиться в присутствии царя, устроили преждевременный, плохо подготовленный штурм. Приступ поляки отразили. Однако на этом успехи польского гарнизона закончились. Польское командование не смогло организовать горожан на оборону города. Шляхта отказывалась повиноваться, не хотела идти на стены. Казаки чуть не убили королевского инженера, который пытался их выгнать на работы, толпами дезертировали. Горожане не хотели участвовать в обороне города.
В результате руководители обороны Смоленска воевода Обухович и полковник Корф 10 сентября начали переговоры о сдаче города. Однако население не желало ждать и само отворило ворота. Горожане толпой повалили к царю. Смоленск снова стал русским. Польскому командованию разрешили вернуться в Польшу. Шляхта и мещане получили право выбора: остаться в Смоленске и присягнуть русскому царю или уехать.
govoritmoskva.ru
Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
В деревне Вельяминово близ Нижнего Новгорода жил крестьянский мальчик Никита. Его бедные родители заметили в нем с самых ранних лет большую охоту к ученью и потому очень обрадовались, когда один добрый монах из монастыря, находившегося недалеко от Нижнего Новгорода, вызвался выучить его грамоте. Мальчик же обрадовался больше их и начал так прилежно твердить свои уроки, что за короткое время уже научился читать часовник и псалтырь. В старину это были первые книги, даваемые детям, начинающим читать. Я думаю, вам не нужно говорить, друзья мои, что часовник - это книга, заключающая в себе службу часов, а псалтырь - псалмы Давида. Маленький Никита, проводя почти все свое время в монастыре, полюбил монашескую жизнь и, когда вырос, очень хотел постричься там, но его родителям это не нравилось: они тосковали по милому сыну, просили его не разлучаться с ними и со светом так рано, и Никита послушался их, оставил монастырь, а чтобы совершенно успокоить и утешить их, женился и жил с ними. Его благочестие и знание всей церковной службы скоро обеспечили ему место приходского священника. Никита был совершенно счастлив и доволен своей судьбой. Вдруг у него умирают родители, потом все дети. В сильном горе он подумал, что Бог хотел показать ему этими несчастьями, что он предназначал его не для светской, а для монашеской жизни. Как только пришла ему в голову эта мысль, он уже не мог больше оставаться в свете, уговорил свою жену расстаться с ним и уехал на остров Анзерский, расположенный в Белом море, недалеко от Соловецкого. Там был в то время монастырь, называвшийся Анзерский скит. Этот монастырь славился строгими правилами монахов: сюда-то спешил Никита и вскоре после своего приезда постригся и был назван Никоном.
Его примерная жизнь, несмотря на отдаленность пустынного острова, обратила на себя внимание высшего Московского духовенства, и Никон был сделан настоятелем Кожеозерского монастыря на Онежском озере. Мои читатели знают, что это озеро гораздо ближе к нашей древней столице, чем Белое море, да к тому же и Никон был теперь уже не простым монахом, а начальником монастыря и, значит, занимался вопросами, для решения которых должен был ездить в Москву. Вот в один из таких приездов ему и удалось увидеть царя. Алексей Михайлович, умевший быстро различать людей и ценить их истинные достоинства, заметил необыкновенный ум Никона, и его повелением настоятель неизвестного Кожеозерского монастыря был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. В этом звании Никон провел счастливейшие дни своей жизни. Его душа не имела еще и тени того честолюбия, каким овладела она впоследствии; она наполнена была только пламенной любовью к Богу, неограниченным усердием к государю, нежным состраданием ко всем ближним. Помогать несчастным и просить за них царя было единственным занятием архимандрита Никона в то время, когда он не стоял на молитве. Его любимым днем была пятница: в этот день он ездил к государю. Алексей Михайлович так любил разговаривать с умным архимандритом, что приказал ему каждую неделю приезжать во дворец. Здесь-то совершилось множество добрых дел, которые прославили Никона! Здесь-то он был ходатаем за всех обиженных, за всех несчастных, не имевших случая и возможности излить свои жалобы самому государю. Алексей Михайлович, уверенный в справедливости поступков своего любимца, исполнял все его просьбы, и часто добрый Никон прямо из дворца спешил в жилища страдальцев отнести щедрое пособие или живительное царское слово… Так прошли три года, и архимандрит Новоспасский стал митрополитом Новгородским.
Святейший Никон (1605–1681), патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минов, был избран патриархом в 1652 г. Он провел церковные реформы, которые фактически привели к расколу в Русской Православной Церкви.
В.Г. Шварц. Вербное Воскресение при царе Алексее Михайловиче. 1865 г.
Во времена Алексея Михайловича в последнее воскресенье перед Пасхой (называемое Вербным) устраивалось религиозное шествие, символизирующее торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до распятия. В процессии участвовали царь, патриарх, их приближенные и много народа. Процессия направлялась от храма Василия Блаженного в Кремль. Обычно впереди всех вместе с боярами торжественно шел царь; за ним верхом на «осляти» (на лошади в специальной попоне) с крестом в руке следовал патриарх.
С теми же добродетелями, с той же любовью к народу Никон приехал к месту своего нового назначения. И здесь он сыпал благодеяния царские: устроил за счет казны четыре богадельни, где жили спокойно и счастливо старые люди и дети-сироты; смотрел за тем, чтобы чиновники хорошо исполняли свои обязанности; посещал темницы и, находя там иногда невинно заключенных, докладывал о них царю, с которым не только часто переписывался, но даже и виделся, так как Алексей Михайлович приказывал ему каждую зиму приезжать в Москву. Во время этих свиданий и сладких бесед Никон просил царя о тех милостях для жителей Новгорода, о которых они умоляли его перед отъездом.
Но подумайте, друзья мои, насколько неблагодарными оказались Новгородцы, или лучше сказать - подивитесь, до чего могут дойти люди, если они решаются сбросить с себя власть, которой должны повиноваться, если они решаются делать, что хотят. Я говорю о том времени, когда Новгородцы, недовольные притеснениями боярина Морозова, вздумали взбунтоваться. Надо сказать вам, что главной причиной этого бунта был бессовестный купец Новгородский по имени Волк. Можно с уверенностью сказать, что это имя очень подходило ему! Вот этот Волк не любил иностранных купцов, которых всегда было много в торговом и богатом Новгороде. Он от природы был завистлив и досадовал, что многие из них были богаче его. Что же сделал этот злой человек? Он начал распускать в народе слухи, что иностранные купцы, скупив хлеб, самовольно повысили на него цену. Этого было довольно, чтобы взволновать всех Новгородцев, которые всегда любили своевольничать. Итак, дерзкий народ бросился на дома иностранцев и разграбил их.
В эти ужасные минуты бунта, когда каждый заботился о своем спасении, митрополит думал только о том, как успокоить народ, и не нашел ничего другого, как, забыв собственную опасность, выйти к мятежникам и начать увещевать их. Но могли ли они послушать кого-нибудь, если бешенство помутило их рассудок? Безумные, вместо того, чтобы обратить внимание на слова своего добродетельного митрополита, бросились на него с колами и камнями, и пастырь едва не погиб под их ударами! Вы думаете, что это остудило его усердие? Нет! На другой же день он опять появился на площади, опять обращался к народу, и его слова уже не остались без внимания: они тронули жестокие сердца мятежников, смирили их гордость и заставили просить помилования у оскорбленного святителя. Вы можете себе представить, что им не надо было долго умолять Никона: он не только простил им собственную обиду, но выпросил прощение и у царя; только один купец Волк был казнен с главными своими сообщниками.
Государь не знал, чем наградить верного подданного, благородного и неустрашимого любимца. За такое великодушное пожертвование собой только одна дружба царя могла быть достойной наградой, и Алексей Михайлович в полной мере наградил ею Никона. В 1654 году счастливый друг одного из лучших царей Земли возведен был в достоинство патриарха. Достигнув этого высокого звания - может быть, тайной цели своих давнишних желаний, Никон прославил себя делом таким же трудным, как и знаменитым.
Обладая от природы тонким и проницательным умом, он быстро мог отличить хорошее от дурного и, любя Россию, искренно желал просветить и сделать счастливыми своих соотечественников. Просвещение тогда основано было в первую очередь на изучении церковных книг, а умный патриарх находил в некоторых из них ошибки, вкравшиеся по недосмотру переписчиков и подававшие повод к некоторым странным толкам. Например, говорили, что те люди, которые носили платья нового покроя и брили бороды, были беззаконники, достойные проклятия и отлучения от церкви. А бритье бороды считалось величайшим грехом. И, к сожалению, такие правила, в числе многих других и в самом деле полезных и достойных похвалы правил, были утверждены в царствование Иоанна Грозного и даже вошли в Стоглав* - книгу правил, названную так потому, что в ней было сто разных статей. Вот патриарх Никон, видя зло, причиняемое этими предрассудками, решил уничтожить их, несмотря на всю опасность такого намерения: нельзя было надеяться, что народ с легкостью согласится отказаться от них. Никон предвидел, что многие будут противиться ему, и поэтому приступил к этому важному делу не один, а созвал собор из всего высшего духовенства и поручил ему рассмотреть недостатки церковных книг.
Неизвестный художник конца XVIII - начала XIX века. Изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых в официальной православной церкви.
Вводимые патриархом Никоном изменения в церковные обряды и богослужебные книги привели к расколу среди верующих.
В 1653 г. патриарх предписал совершать крестное знамение тремя перстами, как совершали его в то время Греки.
До этого Русские православные христиане крестились двумя перстами. В ходе реформы были изменены также многие другие установления. Большой Московский Собор 1666–1667 гг. одобрил церковные реформы Никона, а их противников предал анафеме*.
А.М. Васнецов. Красная площадь во второй половине XVII века. 1925 г.
До конца XVII столетия Кремль был центром всего Русского государства.
Недаром у иностранцев тогдашняя Россия была известна под названием Московия. По словам иностранных послов и путешественников, Москва XVII века не уступала по площади Парижу и многим выдающимся городам Европы. Население ее составляло около 200 тысяч жителей.
history.wikireading.ru
Переяславская рада
По просьбе гетмана Запорожской Сечи Богдана Хмельницкого и в соответствии с народным волеизъявлением Украина вошла в состав Российского государства. Земский собор в Москве и Всеукраинская Рада в городе Переяславле утвердили воссоединение Украины с Россией законодательно.
По мере того как после Смуты в России было восстановлено хозяйство, укреплены государственные учреждения на местах и в центре, страна начала переходить от пассивной оборонительной внешней политики к активным действиям за пределами своих границ. И действия эти были в основном успешными.
Как известно, со времен Ивана III Московская Русь стала высказывать претензии на обладание православными землями, входившими некогда в Киевскую Русь. Жители этих западных и южных древнерусских земель и в XVII в. именовали себя русскими. В тоже время, с XIV в. шел процесс складывания самостоятельных белорусской и украинской народностей, формировались их самостоятельные языки, культура, обычаи, национальный характер. В XIII-XIV вв. белорусские и украинские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, а с образованием по Люблинской унии 1569 г. Речи Посполитой бывшая Западная и Южная Русь вошли в это единое польско-литовское государство.
К XVII в. украинское и белорусское население стало чувствовать на себе возрастающее тройное давление: национальное, социальное и религиозное. Вся совокупность прав и привилегий была у католического польского и литовского шляхетства (дворянства), и особенно у крупных землевладельцев аристократов — магнатов. Суровое польское крепостное право стало распространяться на украинские и белорусские земли с появлением там поместий польских панов. Польский закон позволял панам даже убивать своих крепостных холопов. Католичество в Речи Посполитой было основной религией, православный «русский народ», как и протестанты, подвергались гонениям и принуждению к переходу в католицизм.
Естественно, что в таких условиях зародилась национально-религиозная оппозиция «русского народа» польско-литовскому господству. Российские претензии и помощь Москвы постоянно подпитывали силы недовольных.
ЗАПОРОЖЦЫ. ЗА ВЕРУ И ВОЛЮ
Сами же они обладали значительной вооруженной силой. Это было запорожское казачество, живущее на южных, опасных близостью к татарам, окраинах. Столица запорожского войска — Запорожская Сечь, служила постоянным центром, где находилась казацкая вольница, готовая к набегам на татар, турок и на самих поляков. Хотя казаки, записанные в королевский список — реестр, считались на службе у короля Речи Посполитой и получали за то жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием, они часто восставали, когда считали, что их права ущемлены. Тем более с ростом крепостничества на Украине к Днепру, за пороги, бежали крестьяне и холопы. Нереестровое казачество за счет них росло. Эти новые запорожцы жили, нанимаясь к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но, как и голутвенные казаки Дона, нереестровое запорожское казачество чаще промышляло военными набегами.
В 1630 г. Речь Посполитая вдруг осознала, что от этой вольной пограничной стражи слишком много опасности, и пыталась держать казаков в узде. На границе с казачьими землями построили крепость Кодак, поместили туда немецкий наемный гарнизон. Целью гарнизона было препятствовать проникновению беглых в Запорожье и сдерживать активность самих запорожцев, стремящихся на север.
Крепость мало помогла. Ее вскоре уничтожили вместе с гарнизоном восставшие нереестровые казаки во главе с атаманом Иваном Сулимой. А за 5 лет до этого отгремело восстание казаков Тараса Федоровича. Бунтовали казаки под предводительством Павлюка и Острянина в 1637-1638 гг. Все эти выступления были подавлены, но подавлены с трудом.
Власти Речи Посполитой уничтожили выборность верховного запорожского атамана — гетмана, а также выборность прочих высоких казачьих должностей. Теперь король назначал запорожских вождей. Десять лет стояла тишина. Это была обманчивая тишина — та, что обычно наступает перед бурей.
Буря грянула в 1648 г., когда очередное восстание запорожцев выплеснулось за пределы запорожской казачьей области, охватило всю Украину и превратилось в национально-освободительную войну, знаменем которой стала защита православия.
Возглавил борьбу Богдан Хмельницкий. Он происходил из украинских шляхтичей. Когда-то Богдан занимал второй по значимости в запорожском войске пост войскового писаря. Поляки лишили Хмельницкого этого поста. Богдан имел все основания ненавидеть панов: один польский шляхтич дотла сжег его поместье и засек до смерти 10-летнего сына.
Войско Богдана двинулось за пределы Сечи. В мае 1648 г. оно дважды в битвах у урочища Желтые Воды и у Корсуни разгромило коронную армию Речи Посполитой. Весть о победах привлекла к Хмельницкому повстанцев со всей Украины. У него возникла массовая народно-казацкая армия. Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После битв у Пилявец (сентябрь 1648) и у Зборова (август 1649) король вынужден был поставить вопрос об автономии части украинских земель. Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой.
По Зборовскому договору, число реестровых казаков увеличивалось почти в 4 раза (до 40 тыс. человек). Хмельницкий управлял Запорожьем и Восточной Украиной.
Но Богдан тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством.
В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками. Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком (в июне 1651) опять подвел союзник украинцев — крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу. Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г., сократил территорию, на которую распространялось гетманское управление; реестр казаков был снижен до 20 тыс. человек.
Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно. Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку. В Москве медлили, потому что еще свежа была в памяти катастрофа под Смоленском, а принятие такого решения означало непременную новую войну с Речью Посполитой.
В 1653 г. настал решительный момент. Украинцы опять воевали с панами. Крымский хан опять им изменил в самый решающий момент битвы у Жванца (1653). За огромную сумму хан перешел на сторону Речи Посполитой. Без поддержки России выиграть войну с панами и крымцами войска Хмельницкого не имели шансов.
В Москве собрали Земский собор. 1 октября 1653 г. он принял решение о присоединении Украины к России. 8 января 1654 г. Украинская рада в г. Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной (или как тогда говорили Малой) России.
РЕШЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
В прошлом во 161-м году мая 25 по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским (выборным) из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела.
Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку.
И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою.
«БОЖЕ УТВЕРДИ, БОЖЕ УКРЕПИ, ЧТОБ МЫ НАВЕКИ БЫЛИ ЕДИНО!»
«После такого земского приговора, царь послал в Переяславль боярина Бутурлина, окольничего Алферьева и думного дьяка Лопухина принять Украину под высокую руку государя. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря.
1 января прибыл в Переяславль гетман. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. 8 января, после предварительного тайного совещания со старшиной, в одиннадцать часов утра, гетман вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил:
«Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый — царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, четвертый — православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога».
«Волим под царя восточного! лучше нам умереть в нашей благочестивой вере, нежели доставаться ненавистнику Христову, поганому».
Тогда переяславский полковник начал обходить казаков и спрашивал: — Все ли тако соизволяете? — Все! — отвечали казаки.
«Боже утверди, Боже укрепи, чтоб мы навеки были едино!» Прочитаны были условия нового договора. Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля (приблизительно в границах Зборовского договора, занимавшая нынешние губернии: Полтавскую, Киевскую, Черниговскую, большую часть Волынской и Подольской), присоединялась под именем Малой России к Московскому государству, с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань (налоги) государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков. Число реестровых увеличивалось до шестидесяти тысяч, но дозволялось иметь и более охочих казаков».
ВОЙНА С ПОЛЬШЕЙ
Московские войска вступили на территорию Украины и Белоруссии. Последняя также бунтовала против панов, но, не имея казачества, была лишена костяка, вокруг которого можно было бы создать народную армию. Царь Алексей находился при войсках. За 1654 г. москвитяне заняли Смоленск, 33 белорусских города, в том числе и Полоцк, и вторглись в пределы Литвы. На юге успешно действовало русско-украинское войско. Казалось, разгром Речи Посполитой близок. Тем более, что у нее появился еще один враг. Швеция напала на Польшу летом 1655 г. и захватила многие польские земли вместе со столицей Варшавой.
В Речи Посполитой ряд магнатов и часть панов стали считать, что лучше договориться с Московией, может, даже объединиться с ней в личную унию, выбрав на престол Речи Посполитой Алексея Михайловича или его сына царевича Алексея. Так и войну с Русью можно кончить, и одолеть шведского короля Карла X. Эти идеи пришлись по душе в московских верхах, несмотря на протесты Хмельницкого, не желавшего мира с Речью Посполитой ни на каких условиях.
ВОЙНА С ШВЕЦИЕЙ 1656-1658 ГГ.
Ожидая смерти престарелого польского монарха и выборов нового короля, Россия заключила с Польшей перемирие (октябрь 1656) и принялась воевать с Швецией, надеясь вернуть себе выход к Балтике.
Вначале война шла успешно. Русские захватили Дерпт, Динабург, Мариенбург, осадили Ригу. Однако взять Ригу московские полки не смогли. В Польше тем временем восторжествовали противники ориентации на Россию. Они заключили мир со Швецией и объявили войну Московскому царству. Планы унии таким образом оказались похороненными, а Россия стояла перед войной на два фронта, чего она себе позволить не могла. Уже чувствовалась усталость и войск, и народа, задавленного налогами, средства от которых поглощала эта длительная борьба.
России пришлось пойти на уступки Швеции. В 1658 г. заключили перемирие, а в 1661 в Кардиссе — мир. Россия по нему ничего не потеряла из того, что имела перед русско-шведской войной, но ничего и не приобрела. Захваченные прибалтийские крепости москвитяне вернули шведскому королю.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОЙНЫ ЗА УКРАИНУ
С переменным успехом пошла война России с Речью Посполитой на Украине. Русские силы были вытеснены из Литвы и Белоруссии. Речь Посполитая контролировала Правобережную часть Украины. А в Москве уже отшумел медный бунт, неспокойно было на казачьем Дону и окраинах.
На Левобережную Украину, где сохранялось гетманское правление, приехало множество московских воевод и приказных людей. Москвичи не очень считались с украинской самобытностью, так как полагали, что Украина уже такая же часть России, как и все другие. Все это огорчало тех, кому совсем не таким виделся союз Украины с «великим восточным царем». Расхождение своих и московских взглядов на отношения Москвы и Украины почувствовал еще Богдан Хмельницкий. Когда гетман выпивал лишнее, он плакал, сердился на «москалей», говорил: «Не того я хотел!» Многие последователи гетмана, в частности сын Богдана — Юрий Хмельницкий, пытались «отложиться» от Москвы. Кто-то из них надеялся на автономию (внутреннее самоуправление) при польском покровительстве (гетман Иван Выговский), кто-то — при крымском или турецком (гетман Иван Брюховецкий), но Московия, опираясь на своих украинских сторонников, крепко держала вновь приобретенные земли. Главным достоинством Москвы в глазах простого украинского народа стало исчезновение с украинской земли, подвластной русскому царю, польских панов и их крепостного права.
ИТОГИ ВОЙНЫ ЗА УКРАИНУ
Война России и Речи Посполитой истощала ресурсы обеих стран. Наконец с поляками вступили в длительные переговоры. Они завершились 30 января 1667 г. Андрусовским перемирием, заключенным на 13,5 лет. Переговоры с русской стороны успешно вел Ордин-Нащокин. Россия получила Смоленск и все украинские земли по левому восточному берегу Днепра. Киев, стоящий на правом берегу Днепра, был отдан России временно, на 2 года. Впрочем, Московское царство Киев в положенный срок не вернуло, а закрепило за собой. Запорожье находилось в совместном управлении Москвы и Речи Посполитой, однако московское влияние было там сильнее.
- Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном […]
- В связи с отсутствием в сельском общеобразовательном учреждении обучающихся по программе основного общего образования учредитель планирует изменить статус школы, оставив только начальные классы. Впоследствии […]
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся […]
По Люблинской унии (1569г.) объединившей Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполитую, в неё также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнёт: крепостнический (крепостное право в Польше юридически оформилось в середине XVI в.), национальный (подвластных крестьян польские магнаты называли не иначе как «быдло» (скот)) и религиозный (проводились настоящие гонения на православие, закрытие православных церквей, изгнание священников и т.д., особенно после Брестской унии 1596г .). Рост национального, религиозного и социального гнёта на Украине в XVII в. превратил казаков в передовых борцов за веру и народность, за свободу и социальное равенство. Запорожье стало главным очагом протеста и борьбы: с конца XVI в. начинаются почти непрерывный ряд казацких восстаний против Польши. Ряд казацких восстаний, жестоко подавленных польским правительством, завершился в 1648г. успешным восстанием под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. Призвав себе на помощь большой отряд крымских татар, Хмельницкий с запорожцами дважды разбил польские войска, он призвал народ к восстанию против угнетателей, и восстание началось по всей Киевщине, Волыни и Подолии и левом берегу Днепра. После смерти в 1648г. польского короля Владислава, новый король Ян-Казимир в 1649г. выступает против мятежных казаков. На помощь казакам пришёл крымский хан с большим войском. Союзное войско казаков и татар вынудило Ян-Казимира заключить мир, Зборовский договор, на невыгодных для поляков условиях: число реестрового казацкого войска составляет 40 тыс. человек, в местах жительства казаков не будет польских гарнизонов, иезуитов и евреев, на все должности в этих воеводствах будут назначаться только православные, православный киевский митрополит будет заседать в польском сенате. Однако условия Зборовского договора оказались невыполнимыми для обеих сторон. Польская шляхта не хотела примириться с уступками мятежным холопам. И Хмельницкий не мог заставить множество крестьян снова идти в польскую неволю. В 1651г. война возобновилась, и войска противников сошлись при Берестечке (на Волыни), из-за измены крымского хана казаки потерпели страшное поражение. Хмельницкий должен был согласиться на невыгодный мир под Белой Церковью: число реестровых казаков сокращалось до 20 тыс., шляхта вступала во владение своими имениями. Значительная часть крестьян и казаков не желая возвращаться в панскую неволю, толпами уходила в Московскую Украину и заселяло верховья Донца и Оскола, где основали города Харьков, Изюм, Сумы и др.
Хмельницкий увидел, что освобождение Украины собственными силами и при помощи такого ненадёжного союзника как крымский князь, невозможно, и он обратился за помощь к московскому царю с настойчивой просьбой принять запорожское войско и всю Украину Малороссийскую под высокую царскую руку (в противном случае угрожая поддаться турецкому султану). Москва долго выжидала и колебалась, понимая, что такой шаг повлечет за собой новую войну с Польшей. Созванный в 1653г. Земский собор постановил, что гетмана Богдана Хмельницкого надлежит под государеву руку «для православные христианские веры», которая терпит гонения от поляков. Царские послы отправились к гетману и 8 января 1654г. знаменитая Переяславская Рада по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православного» и принести ему присягу в верности. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны, подтвердила сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.
Решение Собора 1653 г. повлекло за собой войну с Польшей, которая продолжалась 13 лет с 1654-1667 гг. В 1654 г. русские овладели Смоленском и частью Белоруссии. Эта война, в которую тому же вмешались шведы, приняла затяжной характер. В 1661 г. начались переговоры, продолжавшиеся до 1667 г., когда было заключено Андрусовское перемирие. Россия приобрела Смоленск и Левобережную Украину. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Польшей. По Киеву было принято компромиссное решение – он перешел к России на два года. Однако впоследствии Россия так и не вернула Киев Польше.
Воссоединение Украины с Россией
56. Война с Польшей во второй пол. XVII в .
Рост национального, религиозного и социального гнёта на Украине в XVII в. породил освободительное движение украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. Не имея надежных союзников, Украина могла рассчитывать только на помощь единоверной России. Хмельницкий еще с самого начала освободительной борьбы неоднократно обращался в Москву с просьбой о покровительстве. Однако русское правительство долго не решалось на такой шаг, понимая, что он повлечет за собой новую войну с Польшей.
Лишь в 1653 г. Земский собор решил принять Украину «под высокую руку» царя. 8 января 1654 г. Украинская Рада в г. Переяславе одобрила переход под московское покровительство и присягнула на верность царю.
Начав в 1654 г. войну, московские войска взяли Смоленск, заняли всю Белоруссию и затем территорию собственно Литвы со столицей г. Вильно. Хмельницкий взял Люблин и ряд городов на Волыни и Галиции.
Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция открыла против неё военные действия и создала угрозу западным границам России. Польша стояла на краю гибели. После смерти короля Ян-Казимира, в условия безкоролевья Алексей Михайлович, рассчитывал занять королевский престол и объявил войну Швеции (1656-1658гг). Было заключено перемирие между Польшей и Россией. Обе стороны обязались совместно действовать против Швеции. Россия нанесла ряд поражений Швеции. Однако все успехи были перечёркнуты изменой нового гетмана Украины Выгодского, избранного после смерти Богдана Хмельницкого, который заключил с Польшей секретный договор против России. Часть казацкой верхушки, которая заменила изгнанную польскую шляхту была не прочь освободится от московской власти и примкнуть к Польше на правах широкой политической автономии. Однако не все казацкие полки пошли за Выгодским – казацкие полки на левом берегу Днепра и значительная часть правобережных полков не поддержали антирусские действия. В 1658 г. Россия заключила перемирие со Швецией в результате которого возвращала завоёванные в ходе война территории. Балтика осталась за Швецией, проблема выхода к Балтийскому морю оставалась.
После избрания нового гетмана Юрия Хмельницкого (сын Богдана), он заключил мир с Москвой. Согласно которому усиливалась власть московского правительства в частности у гетмана отнималось право внешних сношений. Однако и он вскоре (1660г.) перешёл на сторону короля. И вновь Запорожье и Левобережье Украины не пошли за гетманом. В Запорожье избранили нового атамана сторонника Москвы – Брюховецкого. Гетман правобережной Украины Петр Дорошенко решил поддаться турецкому султану, чтобы с его помощью вытеснить из Украины и Москву и Польшу.
Россия и Польша источив свои силы в 13 летней войне заключили Андрусовский договор (1667г .) (близ Смоленска). Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, передавался России на два года (после этого срока он так и не был возвращён). Запорожье переходило под совместный контроль Москвы и Польши.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло его опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации.
Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывала благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.