Конспект урока и презентация по биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких". Биология. Человек и его здоровье (8-й класс). Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
1
Открытый урок по биологии 8 класс
«Значение дыхания. Органы дыхания»
Цели:
определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.Развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов.Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; выполнять несложные практические задания.
Задачи урока:
Познавательные:
- дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.
- развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
- здоровьесберегающая технология;- проблемного обучения;- самостоятельная работа;- ИКТ – технологии (сопровождение урока презентацией, слайдами диска «ОК»)
Методы:
- Объяснительно – иллюстративный; Проблемный, частично – поисковый; Самостоятельная работа.
Предметные : презентации «Кто как дышит?»; « Эмоциональный фон к уроку», «Дыхательная система». Диск «ОК»; учебные таблицы; влажный материал « Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань».Практические: выполнение заданий «Наблюдение», самостоятельной работы.Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.Эмоциональные: интерес.
Формы: Индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, учебные таблицы, Диск «ОК», влажный материал «Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань». Портрет Гиппократа.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
Приветствие, фиксация отсутствующих.Проверка готовности учащихся к уроку.Организация внимания школьников.
Презентация учащихся.
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идём по тропинке мимо стройных сосен и величавых елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчёлы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.
2.Изучение нового материала
СЛАЙД №1 - о «Дыхательной системе»
СЛАЙД №2 – Цель урока
Эпиграф к уроку: «ПОКА ДЫШУ – НАДЕЮСЬ» - римский поэт Овидий.
Решение биологических задач:
- Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Почему?
- Используя знания, полученные при изучении курса «Зоологии», давайте вспомним и расскажем, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?
(* беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;* у большинства насекомых появляется дыхательная система – трахейная;* рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;* с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:Земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение;* лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
- Проблемный вопрос:
Беседа:
Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.Вопрос: Вспомните, откуда добывают энергию растения?(Растения используют Е солнечного света.)Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?(Она используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды).Вопрос: А откуда получают энергию животные?(Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей.
Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.Различают несколько видов окисления:
- Быстрое окисление – горение. Медленное окисление. Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.
Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме. (Учащиеся дают свои ответы).
Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления.
Вопрос: Откуда животные и человек берут кислород? (из воздуха; воды).
Учитель. Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.
СЛАЙД №3- о сущности дыхания
ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Поступление кислорода происходит через органы дыхания
Слайд № 5 – о видах дыхания
Дыхание бывает:* легочное (вдох и выдох)* тканевое (клеточное дыхание)
ПОКАЗ ДИСКА – ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ
СЛАЙД № 6- О значении дыхания
Значение дыхания:
- Обеспечение организма кислородом
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена или дыхательная часть.
СЛАЙД №7- дыхательная система. СЛАЙД №9- верхние дыхательные пути ДИСК ОК- носовая полость
Проблемный вопрос:
«Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)
- А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у предков – человекообразных обезьян, его не было! (записан на доске)
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой. Лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
СЛАЙД № 10 – Гигиена носового дыхания.
- Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании в лёгкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции
Закроем один носовой ход, а к другому поднесём кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
СЛАЙД № 12 - гортань и МОДЕЛЬ
ДИСК «ОК» - гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
СЛАЙД № 13 . Наблюдение
1.Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх .
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательные движения. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2.Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать ещё одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
СЛАЙД № 14. –Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.
ЗАДАНИЕ В РТ №83: На рисунках изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто молчит, кто поёт. (Ученики дают ответы).У мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин -18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (Ответ: при выдохе).
СЛАЙД № 15 – Фонограмма слова мама, на которой чётко видно слово МАМА, на которой чётко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
СЛАЙД № 16. Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь вызывают негативное влияние на голосовой аппарат.
СЛАЙД № 17 – Трахея и бронхи.
ДИСК «ОК».
Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких.
В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – глотка – гортань образуют верхние дыхательные пути
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
ВЫВОД ПОУРОКУ (Делают учащиеся)
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание: 23. РТ №
- В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.
Докучаева Елена Ивановна
учитель биологии
ГБОУ
СОШ «Школа здоровья» № 404
Урок по биологии и английскому языку на тему:
"Органы дыхания: строение и функции"
Цели урока:
Образовательные:
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)
развить навыки монологической речи
отработка конструкции «I have …»
изучить, как дышать правильно.
Развивающие:
продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
развивать память, внимание, мышление;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир)
научить работать в группе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Вопросы учителя биологии:
1) В какой среде мы с вами живем? (Наземно-воздушной).
2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород)
3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).
4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании? (Углекислый газ).
5) Какое царство живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)
– Почему говорят: дыхание – это
жизнь?
– Влияет ли строение органа
на выполняемую им функцию?
На все
эти и многие другие вопросы мы с вами
постараемся найти ответы на сегодняшнем
уроке.
III. Изучение нового материала (учитель английского языка)
Как вы догадались тема нашего сегодняшнего урока – «Органы дыхания» или «Organs of respiratory system » (тему урока представляют оба учителя)
Цели нашего урока: (учитель биологии)
1. Узнать, какие органы участвуют в дыхательном процессе.
2. Научиться называть их не только на
русском, но и на английском языке
(расширение словарного запаса)
3.
Узнать, как дышать правильно.
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.
Значение дыхания (2 учителя)
Обеспечение организма кислородом (Учитель английского языка пишет на доске «oxygen » и произносит, ученики повторяют за ним)
Удаление углекислого газа (Учитель английского языка пишет на доске «carbon dioxide » и произносит)
Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности (energy )
Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Новая тема вводится совместно двумя учителями. Учитель биологии рассказывает о функциях каждого органа дыхания, а учитель английского языка вводит лексику следующим образом: учитель биологии называет орган дыхательной системы и объясняет функции данного органа, а учащиеся записывают основную информацию об этом органе. Учитель англ. языка называет этот же орган по-английски, учащиеся повторяют это слово и подчеркивают в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Верхние дыхательные пути
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь, которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку, а оттуда – в гортань.
Дыхательная система
Воздухоносные пут и Дыхательная часть
Полость носа Легкие
(Воздух очищается, (газообмен между организмом
увлажняется, согревается) и окружающей средой)
3. Трахея
(прохождение воздуха в бронхи)
4. Бронхи
(прохождение воздуха в легкие)
Схему записывает учитель английского языка и вводит лексику, учитель биологии представляет материал в устной форме.
Гигиена носового дыхания
Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.
Гортань - трубка 10-12 см длиной и 15 – 18 мм в диаметре образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Вход в гортань при еде закрывает надгортанник. Здесь также выделяется слизь, которая очищает воздух.
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.
Внизу трахея делится на 2 бронха .
Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. Народная мудрость гласит «Когда я ем, я глух и нем».
При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Легкие
Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
. Гигиена дыхания
Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются и не участвуют в газообмене.
IV . Закрепление нового материала. (учитель английского языка)
Now you ’ ll divide into 4 groups of three .
Первичное закрепление лексики. (Учащиеся разделяются на 4 группы, каждой даётся список транскрипций слов, они должны подписать слова, при этом для каждой группы слова стоят по-разному)
You should write the words, using their transcriptions.
["neɪz(ə)l] ["kævətɪ]
["brɔŋkaɪ]
["lærɪŋks]
["or(ə)l] ["kævətɪ]
The game “Snowball” ( Игра снежный ком ).
Let’s play the game. The first student should name one organ of respiratory system and show where it is. Then the second pupil will repeat the first word and call his/her own one. For example: I have a nasal cavity: I have a nasal cavity, a throat, ….
Отработка орфографического навыка.
Every group has a picture of a person. You should stick different organs of respiratory system on the picture of a human body and then sign ( подписать ) them. You have 5 minutes to do this task.
Now let ’ s check ! (По окончании работы на магнитную доску вывешиваются работы групп и оцениваются вместе по следующим критериям: последовательность расположения органов, правильное написание слов по-английски)
Песня «Respiratory system ». Listen and say what organ of respiratory system a singer has mentioned in this song. Sing a song.
Активизация ЛЕ в речи.
Work in groups. Make up the sentences from the given words and translate them into Russian. Use the words in brackets. (приложение 3)
1 группа : the /nose/breath/we/must/through
(Мы должны дышать через нос)
группа : warms/ in/ a/ cavity/cleans/nasal/the/air/and/moistens
(В носовой полости воздух согревается, очищается и становится влажным.)
Если возникают проблемы с переводом предложения, включаем 1 часть песни « Respiratory system » и спрашиваем, о каком органе дыхательной системы идёт речь.
группа : for/is/lungs/dangerous/smoking
(Курение опасно для лёгких . )
группа : throat/the/vocal/in/codes/there/ are
Подведение итогов урока
Проверь себя (закрепление материала по группам или дом. задание)
Необходимо соотнести название органа с выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву. (Приложение 4 )
1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?
Понравился ли урок? Какие органы дыхательной системы вы узнали? Можете ли назвать их по-английски? Как следует дышать правильно: через нос или рот? Что опасно для наших лёгких?
XI . Домашнее задание
Выучить слова, практиковать полное дыхание
О рганы дыхания (organs of respiratory system)
Воздухоносные пути Орган дыхания
Нос легкие
a nasal cavity lungs
(a nose)
Гортань
a larynx
(Here there are vocal codes. Здесь находятся голосовые связки)
Трахея
a trachea
Бронхи
bronchi ( a bronchus )
Ротовая полость – an oral cavity
[" br ɔŋ ka ɪ] [ tr ə" ki ːə] [" l æ r ɪŋ ks ] [ l ʌŋ z ] [" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ] [" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ] |
[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ] [" br ɔŋ ka ɪ] [" l æ r ɪŋ ks ] [" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]
[ tr ə" ki ːə] |
["or(ə)l] ["kævətɪ] [" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ] [" l æ r ɪŋ ks ] [ tr ə" ki ːə] [" br ɔŋ ka ɪ]
|
|
[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]
[" br ɔŋ ka ɪ] [" l æ r ɪŋ ks ] [ tr ə" ki ːə] [" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ] |
1 группа:
the |
nose |
we |
must |
through |
breathe |
moistens |
in |
a |
cavity |
cleans |
nasal |
the |
air |
and |
warms |
группа :
группа:
for |
is |
lungs |
dangerous |
|
smoking |
4 группа:
throat |
the |
vocal |
in |
codes |
there |
are |
1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?
1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?
1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?
1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?
Волкова Татьяна Викторовна,
учитель биологии,
специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»
Класс: 8
Поурочный план Дата
Урок биологии
Тема урока: "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы" - (флипчарт, страница 3- документ Microsoft Office Word ).
Цель урока (флипчарт, страница 2) :
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о значении дыхания как жизненно важного процесса для жизни; установить взаимосвязь строения и функций дыхательных (воздухоносных) путей, выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.
Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.
Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеоматериалы «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В. , ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер.
Пока дышу, надеюсь.
(римский поэт Овидий).
Ход урока
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности
Индивидуально-коррекционная работа
I . Орг.
момент
II .Актуализация знаний:
III . Мотивация
I IV . Изучение н/м:
V . Закрепле
ние
VI . Выводы
VII . Подведе
ние итогов урока.
VIII . Д/З:
VIII .
Рефлексия:
Урок – интерактивный,
Ученик не пассивный,
Он в гуще событий,
Делает много открытий,
Что на уроке узнает,
Его к развитию ведет.
Решение биологической задачи (флипчарт, страница 3) :
(Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа получает биологическую задачу).
А) Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Объясните, почему?
Б).
Римский поэт Овидий писал
: "Пока дышу, надеюсь". О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте.
В). Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?
(флипчарт, страница 4).
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни.
Объясните поговорку “Это нам нужно как воздух», которая доказывает это.
(Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 10, а тренированный организм через 20 минут).
Учитель: люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
(флипчарт, страница 5).
После просмотра видеофрагмента «Значение дыхания для человека», ответьте на проблемные вопросы:
Но для чего мы дышим?
Какое значение для любого живого организма, в том числе и для человека, имеет дыхание?
(Учитель вместе с классом обсуждает данные проблемные вопросы и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)
– Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.
Тема: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы».
Цели урока: (флипчарт, страница 6).
1. А знаете ли вы …(флипчарт, страница 7).
что взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту (в сутки составляет около 2 тыс. раз), а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду. Дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может. Доказано, что взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (примерно 800 мл), а ребёнок - около двух (примерно 400 мл). У взрослого человека через легкие проходит примерно 7 тыс. литров воздуха.
2. Работа с терминами (флипчарт, страница 8).
Основные термины и понятия на уроке.
Дыхание, дыхательные (воздухоносные) пути, носовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, легкие.
3. Значение дыхания (флипчарт, страница 9).
используя материал на стр. 163 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:
Образование и удаление СО 2
Обеспечение организма
кислородом
Значение дыхания
Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов
Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности
Беседа с классом:
Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +энергия
Из уравнения окисления мы видим, что для жизнедеятельности живого организма, в том числе и для человека, необходима энергия. Откуда она берется?
Правильно, мы дышим для получения энергии, т.е. кислород является основой жизнедеятельности живого организма.
Так, что такое дыхание? (запись в тетрадь).
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. …
4). Строение и функции дыхательной системы (флипчарт, страница 10).
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм.
А). Биологическая задача:
Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких и заполните схему «Дыхательная система». Проверьте свой ответ.
Дыхательная система человека - совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью).
Б). Дыхательные (воздухоносные) пути делятся на верхние (полость носа, носоглотка и гортань) и нижние (трахея и бронхи) (флипчарт, страница 11).
В). Задание:
По ходу изучения строения и функций органов дыхательной системы, мы постараемся, заполните таблицу. Перечертите её, пожалуйста.
(Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это время урока).
Таблица «Строение и функции органов дыхательной системы»:
Название органа
Строение
Функции
Г). Верхние дыхательные пути: носовая полость и носоглотка
а). Воздухоносный путь начинается с носовой полости (флипчарт, страница 12).
«Без носа человек чёрт знает что
– птица не птица, гражданин не гражданин,
Просто возьми да и вышвырни за окошко!»
Н.В.Гоголь.
А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю ответить на вопросы после просмотра видеофрагмента о носовой полости:
Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?
(Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. При нормальном дыхании воздух проходит через носовые отверстия в носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой (именно она придает форму носу) на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой, содержащей клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия, кровеносными сосудами и железами, выделяющие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.
Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания).
Какие функции выполняет нос?
(задерживает пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости; согревает и увлажняет поступающий воздух; обонятельная; участие в речи и мимики).
Это интересно…
Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 грамм пыли в сутки.
Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы 5кг.
У взрослого человека слизистая оболочка носа выделяет 0,5 литра слизи.
б). Гигиена носового дыхания (флипчарт, страница 13).
Видеофрагмент «Чихание и кашель».
в). Наблюдения: “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”
(флипчарт, страница 14).
Опыт: закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. (Этот прием можно показать на испытуемом).
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки) внутренними ноздрями – хоанами , а затем в глотку , с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот.
г). Биологическая задача: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.
В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.
Д)) Верхние дыхательные пути: гортань (флипчарт, страница 15).
а). Строение гортани.
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
используя материал на стр. 164 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:
Чем выстлана внутренняя поверхность гортани? (слизистой оболочкой).
Назовите самый крупный хрящ гортани? (щитовидный).
Каким хрящом закрывается вход в гортань при глотании? (надгортанником).
Учитель: гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом – надгортанником.
б). Наблюдения (флипчарт, страница 16).
(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)
1.Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?2. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
(Дыхание останавливается. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может).
в). Образование звука (флипчарт, страница 17).
Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью.
Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.
Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.
Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Проблемный вопрос : Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (при выдохе).
Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
Запись крика Тарзана
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса (запись крика Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек).
При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.
Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Е). Нижние дыхательные пути: трахеи и бронхи.
а). Строение трахеи и бронхов (флипчарт, страница 19).
Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.
На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха ( от греч. «бронхос » - дыхательное горло) – правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити . Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками , в которых происходит газообмен.
б). Гигиена дыхания (флипчарт, страница 20).
Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
флипчарт, страница 21).
Впишите в текст вместо пропусков нужные слова (флипчарт, страница 24).
Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами. Между хрящами гортани имеются слизистые складки - ... ... . Пространство между ними - ... ... . В результате колебания... ... при выдыхании воздуха возникает... . ... голоса зависит от длины ... ... . У женщин они..., чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда... .
Проверь себя (флипчарт, страницы 22,23).
(флипчарт, страница 24).
1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.
(Оценивание учащихся за урок, за тест).
флипчарт, страница 25).
и выполняемые функции органов дыхания (таблица).
Творческое задание:
В каких случаях затрудняется дыхание? Каковы последствия этого нарушения?
Разработайте свод правил по гигиене дыхания.
флипчарт, страницы 26.
Кто сегодня получил отметку «5»?
Кто получил «4»?
Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
Дайте эмоциональную оценку урока.
Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока
Осуществляют с амоанализ деятельности на уроке и самооценк у
Литература и интернет- ресурсы.
ПП
ЧП
ПП
НО
ИП
ЧП
ЧП
ПП
НО
ИП
ИП
ИП
ПП
НО
НО
ИП
ПП
ИП
НО
ПП
ПП
НО
ИП
Коллек
Работа в группах
Работа в парах
Работа в парах
Коллект
Работа в группах
Работа в группах
Фронтал
Работа в парах
Индивид
Работа в группах
Коллект
Индивид
Работа в парах
Индивид
Индивид
Коллект
Индивид
Коллект
Коллект
Работа в парах
Работа в парах
Индивид
Коллект
Индивид
Индивид
Индивид
Приложение из «Электронного пособия по биологии. 8 класс» (ISBN 978-601-7438-01-2),
Таблица «Строение и функции органов дыхания».
Органы | Особенности строения | Функции |
Носовая полость | Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы. | Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли |
Гортань | Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой. | Образование звуков и речи |
Трахея и бронхи | Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра. | Прохождение воздуха |
Легкие | Они имеют форму конуса : верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры. | Газообмен |
Плевра | 2 листка соединительнотканной оболочки: легочная плевра пристеночная плевра Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость | Уменьшает трение при дыхании |
Список использованных источников
1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.
2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.
3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.
4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.
5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.
Интернет - ресурсы:
1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),
2. www . yandex . ru -поиск -картинки
3. www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.
4. www . kiwi . kz < http :// www . kiwi . kz > - видео файлы
5.< http :// mirbiologii . ru /8- klass >
6.< http :// www . uchportal . ru >
8.myshared.ru›slide/778318/
9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i
10.www.uchportal.ru/
Тема урока: Дыхание. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
Провести аналогию: дыхание – жизнь;
Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух, кислород)
Фронтальный опрос:
1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)
2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)
3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)
4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)
5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)
6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)
7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?
8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.
9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)
3. Изучение нового материала.
1) Учитель формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы
Учитель формулирует цель урока:
- изучить особенности строения органов дыхания;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования.
Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?
Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?
Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)
Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?
Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.
Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.
Процесс дыхания состоит
из 4-х этапов:
- обмен газов между воздушной средой и легкими;
- обмен газов между легкими и кровью;
- транспорт газов кровью;
- газообмен в тканях.
Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.
Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.
Дыхательные пути : носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.
Органы газообмена : легкие.
2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.
Органы дыхания человека
Подписи к слайдам:
Подготовила учитель химии и биологии Раскаткина Вера Юрьевна
Цель урока: изучить особенности строения органов дыхания; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования.
Загадка Через нос проходит в грудь И обратно держит путь, Он не видимый, и все же Без него мы жить не можем.
Эволюция органов дыхания
Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Процесс дыхания состоит из 4-х этапов: обмен газов между воздушной средой и легкими; обмен газов между легкими и кровью; транспорт газов кровью; газообмен в тканях. Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.
Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена. Дыхательные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи. Органы газообмена: легкие.
Носовая полость
Функции носовой полост и Очищение воздуха Увлажнение воздуха Обеззараживание воздуха Согревание воздуха Восприятие запахов (орган обоняния).
Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей. Трахея Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха. Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.
Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м 2 . Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
А что выбираешь ТЫ?
Вопросы для закрепления: Почему нужно дышать через нос, а не через рот? Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? Как возникает и формируется звук?
План – конспект урока.
Тема: Строение органов дыхания.
Цель: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, развивать и корректировать зрительную память, внимание. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
Основные понятия: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, брони, легкие.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: плакат «Система органов дыхания», презентация «Строение органов дыхания», песочные часы, груз массой 5 кг, рабочие тетради.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Задание 64-65 в рабочей тетради на стр. 24.
Фронтальный опрос класса:
какое влияние оказывает алкоголь на здоровье человека?
какое влияние оказывает никотин на здоровье человека?
3. Изучение нового материала.
Слайд 1.
Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
Тем не менее, люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.
Вопрос классу: Почему они погибли?
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.
Вопрос классу: что такое органы дыхания?
Органы дыхания - это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.
Слайд 2.
Записать в тетрадь число, классная работа и тему урока.
Слайд 3.
Вопрос классу: как вы думаете, что такое дыхание? (ответы учащихся)
Слайд 4.
Записать в тетрадь:
Дыхание - это поступление в организм кислорода при вдохе и выделение углекислого газа при выдохе.
Рассказ учителя о строении органов дыхания.
Путь воздуха начинается с носовой полости .
Слайд 5.
Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?
В носовой полости воздух обеззараживается.
Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.
Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.
Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.
Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?
Ответ: Для согревания.
Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?
Ответ: Очищение от пыли.
Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.
Вопрос: Для чего нужна слизь?
Ответ: Для увлажнения и обеззараживания.
Слайд 6.
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.
Слайд 7.
Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.
Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?
Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.
(Оно останавливается.)
В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании.
При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.
Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.
Из гортани воздух попадает в трахею.
Слайд 8.
Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
Слайд 9.
Вопрос классу: Приносит ли курение пользу?
Слайд 10.
Просмотр видеоролика.
Обсуждение.
Слайд 11.
Вопрос классу: Какое влияние оказывает курение на женский организм?
Слайд 12.
Просмотр видеоролика.
Обсуждение.
Физминутка – измерить количество дыхательных движений в спокойном состоянии. Сделать 10 приседаний, измерить количество дыхательных движений. Сравнить.
Слайд 13.
Повторить строение дыхательной системы по плакату.
4. Закрепление изученного материала.
С помощью учебника на стр. 78-79, заполнить таблицу «Органы дыхания».
Слайд 14.
Органы дыхания | Значение |
Носовая полость | |
Носоглотка | |
Слайд 15.
Тест “Дыхательная система”
1. В каком органе дыхания воздух обогревается?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
Слайд 16.
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
Слайд 17.
3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
Слайд 18.
А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает
.
Слайд 19.
5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.
Слайд 20.
Что означают эти пословицы?
Один курит, а весь дом болеет.
Курить много табака - поубавится ума.
Курить - здоровью вредить.
Кто табачье зелье любит - тот сам себя губит.
Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.
Хочешь жить - умей дышать.
Вывод: курение вредит нашему организму
Слайд 21.
5. Запись домашнего задания.
2 группа – стр. 77-80 вопросы, знать новые понятия
6. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.