Тембр звучания голоса. Упражнения для развития тембра голоса. Плотность смыкания голосовых связок
Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.
Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.
Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.
Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.
- анатомической формой трахеи;
- размером трахеи;
- объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
- плотностью смыкания голосовых связок.
Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.
- осанка человека;
- скорость произношения слов;
- усталость.
Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.
Виды тембров
Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.
На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.
Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.
- меццо-сопрано;
- сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
- контральто (певческий низкий женский голос).
- баритон;
- бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
- тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).
Детские тональности:
- альт (по высоте находится выше тенора);
- дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).
- мягкий;
- мелодический;
- приятный;
- металлический;
- глухой.
Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):
- бархатные;
- золотые;
- медные;
- серебряные.
- холодный;
- мягкий;
- тяжелый;
- слабый;
- твердый;
- жесткий.
Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.
Что может повлиять на тембр
Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:
- пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
- простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
- хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
- курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
- хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).
Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.
Можно ли изменить тембр
Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.
Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.
Как определить и изменить тембр
Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.
Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).
Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.
Как услышать свой настоящий голос
Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.
Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.
Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.
Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .
Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.
В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.
Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:
Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.
Женские певческие голоса
Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.
Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).
Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .
Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:
Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:
Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко
Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой
Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.
Мужские певческие голоса
Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.
Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.
Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.
Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.
Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:
Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.
Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.
Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников
Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.
Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:
Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:
На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!
Человеческий голос – это сугубо индивидуальный показатель, такой как папиллярный узор или мимика. Тембр голоса у женщин традиционно выше, чем у мужчин. Это обусловлено физиологией и строением связок. Бывают такие голоса, которые буквально завораживают и обладают скрытым магнетизмом. Многим людям, по роду их деятельности, бывает очень важно общаться, стараясь сразу же расположить собеседника и установить с ним контакт.
Но даже слабый, невыразительный вокал можно развить с помощью специальных упражнений. Речь о них пойдет ниже.
- Высокий.
- Средний.
- Низкий.
Высоким тембром обладают женщины, средним – дети, а низким, соответственно, мужчины. Данная классификация позволяет упрощенно охарактеризовать регистры, на самом же деле в каждом классе существует такое же разделение. Для женщин это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Именно так, по сложившейся традиции, определяются певческие женские голоса.
Важно. Обе разновидности сопрано редко совместимы, в исключительных случаях, когда исполнительница с легкостью исполняет партии всего диапазона, такой тембр называют колоратурным.
Меццо-сопрано принадлежит зрелым, волевым женщинам, у него глубокое и сильное звучание. Пожалуй, самый насыщенный обертонами (и достаточно редкий), низкий и певучий голос – контральто. Обладательница таких данных, кроме женских партий, способна также озвучивать мальчиков-подростков.
Как правильно определить тембр женского голоса
Чтобы более полно представлять, о чем идет речь, достаточно привести примеры известных оперных персонажей:
- Сопрано колоратурное – Снегурочка, Царевна Лебедь.
- Лирический тембр сопрано – Татьяна из «Евгения Онегина», Тамара в «Демоне».
- Драматическое сопрано – Лиза в «Пиковой даме».
- Меццо – Кармен, Амнерис из «Аиды».
- Контральто – Полина («Пиковая дама»), Ратмир в «Руслане и Людмиле», Лель из «Снегурочки».
Тонкость состоит в том, что оперные арии пишутся под определенный диапазон, установки задаются автором и не меняются на протяжении многих лет. Поэтому, с небольшой погрешностью, можно сопоставить свои (тестируемые) вокальные данные с эталонными. Из известных примеров – испанская оперная прима Монсеррат Кабалье (сопрано), популярная исполнительница и автор песен Сиа (лирическое сопрано).
- индивидуальной комплекции – пропорций тела, толщины костей, объемов резонирующих органов (легких, трахеи, черепа);
- состояния и строения голосовых связок (в том числе их подвижности);
- строения живых тканей (кожи, скелета, сухожилий, соединительных тканей);
- темперамента (как способности вжиться в образ, передать с помощью голоса внутренние переживания).
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
Важно. В сухом климате диапазон будто бы «зажимается» на верхних частотах, а в слишком влажном теряет подвижность.
Несмотря на то, что большей частью индивидуальные вокальные данные предопределены конституцией и физиологией человека, их можно развить с помощью специальных упражнений, сделать тембр глубже, насыщеннее обертонами и оттенками.
Особенности развития женского тембра голоса
Как известно, у девочки в процессе взросления и превращения в девушку тоже происходят мутации, в том числе и касающиеся голосовых связок. Только они не так явно выражены, как у мальчиков. Согласно последним данным, полное формирование гортани у женщин завершается приблизительно к 30 годам.
При этом отмечают определенные ключевые моменты возраста, которые влияют на обычный и певческий голосовой диапазон: 12-15 и 23-25. Непосредственно сама мутация завершается в течение 6 недель максимум, протекает она настолько мягко, что почти незаметна (как окружающим, так и самой девочке). Но это вовсе не означает, что не идут никакие внутренние изменения организма: гортань изменяет размеры почти вдвое, наблюдается интенсивный рост хрящей. Тембр становится ниже, у вокального теряется диапазон, но зато он получает более густой окрас.
Началу мутации предшествует активация гормонального фона (начало менструального цикла). Может появиться легкое покраснение гортани, иногда способность нормально говорить пропадает на несколько дней.
Внимание. В данный период очень важно соблюдать осторожность при занятиях вокалом, нагрузке на голос вообще. При малейшем проявлении срывов (хрипы, переутомление) следует немедленно снять нагрузку. Так получится сохранить свои данные и благополучно перенести мутацию.
Упражнения для развития голоса
Большей частью голосовой тембр тесно связан с состоянием связок, их плотностью, а также жизненным объемом легких. Достигается это тренировкамидля – не случайно оперные певцы так много внимания уделяют распевкам и отработке техники: без них любые природные данные – ничто. Существуют и совсем уж экзотические способы (например, горловое пение на очень низких тонах, которые требуют работы диафрагмой). Специалисты дают несколько простых, но эффективных советов:
- Встать перед зеркалом и произносить настолько долго, насколько это возможно, звуки «И», «Э», «А», «О», «У».
- Вести звук «М» с закрытым ртом. Если при этом приложить руку к животу, можно ощутить вибрацию.
- Особое значение придается звуку «Р» и словам, в которых он есть: роль, рысь, забор, мороз и другим. Считается, что это придает голосу силу и энергичность.
- В заключение гимнастики проделывается «упражнение Тарзана»: для этого нужно, произнося звуки из 1 задания, одновременно стучать себя кулаками в грудь. Считается, что данная практика также помогает в профилактике простудных заболеваний и инфаркта миокарда.
Пропагандисты методики утверждают, что буквально через несколько недель занятий голос станет глубже и насыщеннее. Хорошо помогают развить чувственный низкий тембр голоса у женщин занятия вокалом: для этого совсем не обязательно посещать специальные студии, можно петь дома или в любительском хоре. Способствуют , повышению мышечной активности брюшной полости различные дыхательные практики, йога, медитации.
Главное при этом условие – работа диафрагмы. Так называют мышечную перегородку, разделяющую грудной отдел и брюшную полость. Укрепить ее можно с помощью специальных практик:
- Медленно, размеренно вдыхать воздух носом до ощущения полного заполнения легких (раздутия грудной клетки), считая при этом (например, от 1 до 10).
- Задержать дыхание, точно так же считая до 10.
- Сделать выдох, не выпуская воздух сразу, а все так же считая до 10.
Такие упражнения помогают развить жизненную емкость легких, особенно, если постепенно увеличивать продолжительность тренировки. Это ответ на вопрос, как понизить тембр голоса у мужчин.
В заключение
Развить свой тембр, не обладая талантами оперной певицы, можно с помощью простых и результативных упражнений. Эффект от них наступит довольно-таки быстро, что поможет в общении с людьми, на работе и .
Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. В нашей студии вокала мы выделяем шесть основных типов:
- баритон;
- тенор.
- контральто;
- меццо-сопрано;
- сопрано.
Характеристики певческого голоса
Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных голосов. Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано:
- драматический;
- лирический;
- колоратурный
Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.
Известные обладательницы вокала сопрано : Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.
Меццо-сопрано . Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.
Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто . Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты. С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина. Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.
Высокие мужские типы голосов представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором . Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью. Примером лирического тенора является Ленский в «Евгении Онегине», драматического – Манрико из «Трубадура», лирико-драматического – Альфред (герой «Травиаты»). Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас. Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.
Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона. Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А. Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.
Тембром называют окраску звука, его яркость, теплоту, мягкость и индивидуальность. Звучание голоса характеризуется основным тоном и рядом обертонов (дополнительных звуков). Большое количество обертонов придает яркость и сочность звуковой палитре.
Тембр голоса зависит от строения человека. Очень редко встречаются люди с одинаковым его звучанием. Довольно трудно изменить голос, хотя человек с помощью определенных упражнений может улучшить его окраску. Для этого можно делать упражнения, рекомендованные учителями вокала, регулярно заниматься декламацией и пением, распевать мантры.
Тембральная окраска зависит от формы и объема ротового резонатора, плотности смыкания связок, формы и объема трахеи. Звучание и тембр голоса часто свидетельствует о работе всего организма человека. Неповторимость его обуславливается строением органов речи и состоянием нервной системы. Благодаря работе в разных режимах, аппарат речи придает тембру различные вариации. Практически любой голос можно поставить (придать правильное звучание), научиться управлять его частотностью и, следовательно, его эмоциональной окраской, которая будет уместна в определенных ситуациях.
По тембру можно судить о состоянии человека. Звучание ухудшается при усталости, подавленности, стеснении, сердитости и других психологических состояниях. При хорошем настроении, уверенности в себе звучание становится прозрачнее и чище.
Часто встречающиеся недостатки тембра: одышка, резкость, хрипота и гнусавость. Одышка говорит о частом вдыхании и выдыхании, поэтому при разговоре нужно стараться контролировать их ритм. Резкость возникает из-за слишком сильной сомкнутости связок, что нередко происходит при нервозности и перенапряжении. Она бывает постоянная и кратковременная. Пронзительный голос часто характеризует сварливых людей. Хрипота возникает чаще всего при недостаточной вибрации голосовых связок. Это может быть при болезнях горла или при переутомлении связок. Гнусавостью называют сильное пропускание струи воздуха сквозь Она появляется у людей, имеющих определенное свойство этой полости: приток воздуха в нее более свободный, чем его выход. Такое явление часто наблюдается при насморке или гайморите.
В сложились некоторые стереотипы восприятия того или иного звука. Так, высокое интонирование ассоциируется людьми с юностью и пассивностью, поэтому к владельцам высокого тембра голоса относятся как к несозревшим индивидам. Нередко такое звучание вызывает у многих неприятные эмоции. Очень низкий тембр голоса, особенно без модуляции, слушать очень тяжело. Его обладателей неприятно слушать и их воспринимают как неинтересных и скучных собеседников. Резкий тембр голоса практически всегда производит неприятное впечатление. Его владельцев ассоциируют с сильно раздражительными и нервными людьми, поэтому к ним относятся с предубеждением. Звучание с некоторым придыханием имеет ярко выраженную сексуальную окраску, поэтому оно часто плохо воспринимается в обычной повседневной жизни.
Идеальным для человеческого уха считают тембр голоса с правильной модуляцией по низким и высоким тонам. Для характеристики различного звучания нередко используют сценическое разделение видов тембра, хотя часто применяют более обыденные названия. Сценический тембр золотой, бархатный, серебряный, медный. Обычное подразделение звучания: жесткий, богатый, мягкий, твердый, слабый, холодный, тяжелый. Певческие голоса нередко подразделяют на приятный, металлический, мелодический, мягкий, глухой. Основная их классификация определяется высотой звучания. Мужские голоса разделяют на:
Бас (очень низкий, бывает центральный (низкий) и певучий (высокий));
Баритон (подразделяют на лирический и драматический);
Тенор (самый высокий, бывает лирическим и драматическим).
Контральто (низкий);
Меццо-сопрано;
Сопрано (очень высокий, его виды: лирическое, драматическое, колоратурное).