Соглашение о создании СНГ ("Беловежское соглашение"). Справка. Демонтаж государственных структур ссср. «Более выгоден Украине»
- 8 декабря 1991 года главы трёх республик, основателей СССР, -- Белоруссии, России и Украины, -- собравшись в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия), констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. По выражению Б. Н. Ельцина, Беловежское соглашение не распускало СССР, а лишь констатировало его фактический к тому моменту распад.
- 10 декабря Верховный Совет Украины c оговорками ратифицировал соглашение о создании СНГ. За ратификацию проголосовало 288 депутатов, 10 проголосовали против и 7 воздержались. Сразу после этого состоялся телефонный разговор Кравчука с Шушкевичем, который в этот момент вел заседание Верховного Совета Белорусии. После окончания этого разговора белорусские депутаты поставили соглашение на голосование. За ратификацию проголосовало 263 депутата, 1 проголосовал против и 2 воздержались. Упоминания об СССР оставались в Конституции Республики Беларусь 1978 года вплоть до принятия новой в марте 1994 года.
- 11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Полный текст заявления в печати не был опубликован. По свидетельству на тот момент члена ККН СССР, профессора Л. М. Карапетяна, заявление содержало следующий вывод: «Любые республики не могут принимать на себя решение вопросов, касающихся прав и интересов других республик. С этой точки зрения содержащаяся в Соглашении констатация того, что „Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование…“ не имеет юридической силы». Согласно воспоминаниям последнего председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова, позиция ККН основывалась также на том, что «в соответствии с Союзным договором 1922 года Белоруссия, РСФСР и Украина, являясь одними из учредителей СССР, вместе с тем никакого особого статуса и каких-либо дополнительных прав по сравнению с остальными союзными республиками не имели. С того времени в конституционном законодательстве СССР стал действовать принцип равноправия союзных республик. Следовательно, Белоруссия, РСФСР и Украина были неправомочны решать вопросы, касающиеся прав и интересов всех республик, входящих в Советский Союз». Практических последствий это заявление не имело.
- 12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством спикера парламента Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежское соглашение, а также принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1924 году с принятием первой конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР. Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Ряд членов российского парламента отмечали, что, согласно ст. 104 действовавшей на тот момент Конституции РСФСР для ратификации соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти -- Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения российской конституции. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования. Также, Россия является государством-продолжателем СССР.
- 17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Члены Совета Союза провели собрание народных депутатов СССР. Собрание приняло заявление в связи с
подписанием Беловежского соглашения и ратификацией его Верховными Советами России, Белоруссии и Украины, в котором отметило, что считает принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и заявило, что в случае дальнейшего осложнения обстановки в стране оставляет за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР.
- 18 декабря Совет Республик принял заявление, согласно которому он «воспринимает с пониманием Соглашение Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании Содружества Независимых Государств и считает его реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса». Также в данном заявлении отмечалось, что «недопустимы антиконституционные действия по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР».
- 19 декабря, в связи с ратификацией соглашения о создании СНГ, президент РСФСР Борис Ельцин подписал постановление российского правительства о прекращении деятельности МВД СССР на территории Российской Федерации.
- 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, были подписаны Алма-Атинская декларация и протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.
СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 года и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).
Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних соглашений между СССР и США по вопросу безопасности от ядерного вооружения. Раундов переговоров было несколько. В результате были подписаны договоры ОСВ-1 и ОСВ-2. Первый - в 1972 году, второй - в 1979 году.
Предпосылки и концепция «достаточности» в СССР
Если говорить о предпосылках и причинах того, почему произошло первое подписание договора ОСВ-1, то здесь необходимо упомянуть про концепцию «достаточности» в ядерном вооружении. Данный термин неоднозначно воспринимался на Западе, но этот факт совсем не влиял на поведение советской стороны. На XXVI съезде КПСС была озвучена наша официальная ядерная концепция. Суть ее в том, что СССР и США имеют равновесие, которое объективно служит сохранением мира, и на вооружении имеется достаточное количество ядерных боеголовок, которые распределены равномерно между Ракетными войсками стратегического назначения, ВМФ и ВВС. Никакого превосходства в количественном отношении над американцами нам не нужно. Фактически руководство СССР объявило о том, что никакой гонки вооружения больше не будет. Еще Н. Хрущев в свое время заявлял Д. Кеннеди о том, что для нашей страны не имеет значения то, сколько раз США может ее уничтожить - восемь или девять. Нам достаточно знать то, что СССР может уничтожить США хотя бы один раз. Фактически это и есть вся суть «концепции достаточности», которую оформили на съезде партии уже официально.
Позиция США
Соединенные Штаты относились к этому иначе: они с нежеланием шли на подписание договора ОСВ-1. Причина кроется во внутриполитической борьбе: в США соревнуются две партии на выборах. Одна всегда должна критиковать другую. В шестидесятых годах прошлого века Демократическая партия была солидарна с советской стороной и сделала так, чтобы новый срок республиканец Никсон начал свое правление с вопроса об ограничении вооружений. Для нового президента эта была серьезная головоломка, так как он на протяжении всей предвыборной кампании критиковал возможный ядерный паритет СССР и США. Он всё время заявлял о том, что нужно добиваться тотального превосходства в вооружениях над нашей страной. Этим и воспользовались проигравшие демократы, подложив «свинью» под кресло нового президента.
Никсон попал в патовую ситуацию: с одной стороны, он раскритиковал идею паритета СССР и США, был сторонником ядерного количественного превосходства. А с другой стороны, наращивание гонки вооружения в одностороннем порядке - при официальном объявлении СССР об ограничении численности своего ядерного вооружения - подрывало имидж Штатов как «силы добра», которая борется с «Империей зла». Получается то, что стороны меняются ролями в глазах всего западного капиталистического мира. В этой связи Никсону пришлось идти на уступки и согласиться на подписание договора ОСВ-1.
Концепция США при Никсоне
Заявить о том, что США и СССР подписывают новые договоры, и устанавливается паритет, естественно, президент от Республиканской партии не мог. Именно поэтому и была выбрана «стратегия достаточности» и в США. Т.е. для избирателей она являлась чем-то между концепцией тотального превосходства и концепцией ядерного паритета. На самом деле, эта точка зрения вовсе не популистская: США действительно обладали большим запасом ядерного вооружения, чем СССР.
Показательна реплика заместителя министра обороны Д. Паккарда: «Достаточность означает лишь то, что это слово удобно употреблять в выступлениях. Кроме этого она ничего не значит». Скорее всего, президент Никсон расценивал «концепцию достаточности» как некий компромисс между своей предвыборной программой и политикой предшествующих до него демократов.
Принципы по развитию американских стратегических сил
Итак, администрация Никсона объявила о "концепции достаточности". Официально были предложены следующие принципы:
- Поддержание достаточного числа стратегических вооружений для ответного удара даже после «внезапной ядерной атаки».
- Устранение любого стимула для «внезапной атаки».
- Лишение возможности предполагаемого противника возможности нанести ущерб США больше, чем могут нанести ущерб Соединенные Штаты в ответном ударе.
- Обеспечения защиты США от ядерных ударов.
Как и всегда бывает в американской дипломатии, этот проект можно «подогнать», как для «концепции достаточности», так и для доктрины «тотального превосходства», так как четких планов и конкретных цифр в ней не предусмотрено. Многие военные эксперты заявили, что любая сторона может посчитать эту концепцию так, как ей вздумается, и будет права. Однако прямой отказ от тотального превосходства уже некий прогресс политики США, без которого абсолютно невозможным становится подписание договора ОСВ-1.
Проблема противоракетной обороны
Вся суть американской политики проявилась при обсуждении противоракетных систем. Дело в том, что СССР ушел вперед по технологиям противоракетной обороны. Мы научились на 23 года раньше американцев сбивать ядерные ракеты неядерными ракетами за счет кинетической энергии от взрыва Фактически у нас был безопасный щит, который позволял не взрывать на нашей территории ядерных боеголовок. Американцы же могли сбивать ядерные ракеты только другими ядерными ракетами с меньшей мощностью. В любом случае избежать ядерного взрыва на территории США не получалось. Поэтому американцы настояли на отказе от создания системы ПРО при обсуждении ОСВ-1 и ОСВ-2.
США объясняли отказ от развития ПРО тем, что якобы нет смысла ограничивать гонку наступательных вооружений, если не запретить гонку оборонительных. По словам американцев, продолжение развитие ПРО советской стороной дестабилизирует установившееся деликатное равновесие между двумя сверхдержавами. В этом вопросе США как будто забыли о своем превосходстве в наступательных вооружениях и о предвыборных обещаниях Никсона.
Советская сторона категорически была против такого подхода, справедливо заявляя о том, что развитие обороны - это морально, а развитие нападения - безнравственно. К тому же, американцам предложили решить вопрос о сокращении наступательных вооружений, также справедливо заявляя то, что у США было по ним преимущество.
Развертывание американских ПРО - угроза предстоящих соглашений
В 1967 году Администрация США в одностороннем порядке развертывает свою систему противоракетной обороны. Они объясняли это тем, что система не направлена против СССР, а имела своей целью нейтрализовать угрозу КНР. Последняя и вовсе имела к тому времени лишь номинальное ядерное оружие, которое никак не могло угрожать США. Удивительным образом история повторяется с противоракетной обороной США в Восточной Европе, которая направлена якобы против Ирана, хотя он не угрожает ни США, ни странам Восточной Европы. Военные специалисты отмечали тогда, как и отмечают сейчас то, что целью американцев является наша страна.
К 1972 году Правительство и уже не могли себя оправдывать перед антимилитаристскими силами в западном мире. Ядерный запас США увеличивался, оружие совершенствовалось, а никаких предпосылок для этого не наблюдалось. Наша страна назло американцам вела дружелюбную политику, соглашаясь на любые соглашения - незадолго до этого всё же было подписано соглашение об ограничении развития системы ПРО.
Визит Никсона в СССР и подписание договоров
В мае 1972 года состоялся исторический визит Никсона в Москву. Предварительный договор об ограничении стратегических вооружений был подписан 29 мая 1972 года. Он назывался «Основа взаимодействия между СССР и США». Обе стороны признали, что мирное сосуществование обеих великих держав является единственной приемлемой основой взаимоотношений. Также обе страны взяли на себя ответственность по предотвращению локальных конфликтов, взяли на себя обязанность проявлять сдержанность и решать разногласия мирными средствами.
В мае также был подписан другой договор - "Договор об ограничении систем противоракетной обороны". Стороны должны были выбрать определенные участки на своей территории, на которых будут расположены объекты ПРО. СССР оградил Москву от ядерных атак. США - несколько объектов с ядерным оружием.
Подписание договора ОСВ-1: дата, основные положения
ОСВ-1 - это совокупность договоренностей между Америкой и СССР с 1969 по 1972 год. Всё началось в Хельсинки. И многие считали, что он так и останется в проекте. Однако всё же состоялось подписание советско-американского договора ОСВ-1 Никсоном в Москве в 1972 году. Ядерное оружие СССР и США с этого времени строго фиксировалось. Рост количества боеголовок запрещался. Также вводился мораторий на испытание ядерного оружия в СССР, но это не значило, что наша страна готова была отказаться от продолжения работы по развитию ядерной энергетики вооружения.
В это время Советский Союз развертывал до 200 новых ракет. У США было 1054 Межконтинентальных баллистических ракет, 656 ракет на подводных лодках. Ядерное оружие СССР и Соединенных Штатов с этого времени оставалось неизменным. Однако американцы брали на вооружение новый тип ракет - РГЧ (ракеты с разделяющимися частями). Особенность их в том, что номинально это одна ракета, но она поражает несколько стратегических объектов.
ОСВ-2
ОСВ-1 и ОСВ-2 - это единая система договоров. Второй являлся логическим продолжением первого. Отличие лишь было в том, что ОСВ-2 - единый договор, подписанный 18 июня 1979 года в Вене на встрече Л. Брежнева и Д. Картера.
Основные положения
ОСВ-2 ограничивал количество стратегических носителей до 2400 штук. Обе стороны также договаривались уменьшать этот объем. Только 1320 единиц могли быть оснащены боеголовками с заданным объектом поражения. В это количество входили все разновидности ядерного вооружения. Помимо этого ограничения коснулись количества боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях: кораблях, самолетах, подводных лодках.
ОСВ-2 запрещал и ввод в эксплуатацию новых ракетных шахт, ограничивал модернизацию. Каждая из сторон, например, могла развернуть не более одной новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая могла быть оснащена 10 боезарядами.
ОСВ-2 не был ратифицирован в США, так как Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Однако неофициальный договор соблюдали обе стороны.
СНВ-1 и СНВ-2
История ограничительных договоров на ОСВ-2 не закончилась. 31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательный вооружений Советского Союза и США (Договор СНВ-1). Это один из последних договоров СССР, подписанный М. Горбачевым. Срок его действия составлял 15 лет. Цель договора - сокращение вооружения до 30 процентов от всех имеющихся сил ядерного вооружения. Исключение лишь было сделано для морских крылатых ракет с дальностью свыше 600 км. Это и неудивительно: США располагали огромным количеством таких ракет, а у нашей страны их не было совсем.
После распада СССР необходимо было вновь переподписать договор уже с Россией, так как возник риск того, что наша страна не будет исполнять условия СНВ-1. В январе 1993 года был подписан новый договор - СНВ-2 Б. Ельциным и Дж. Бушем. В 2002 году наша страна вышла из договора в ответ на то, что США вышли из договора по ПРО. В 2009 году Д. Медведев и Б. Обама в Женеве вели переговоры о новом договоре по СНВ, однако республиканский американский Конгресс блокировал все инициативы демократа Б. Обамы в этом вопросе. Официальная формулировка конгрессменов - «США опасаются «жульничества» со стороны России по исполнению договора».
СНВ-3
В 2010 году президенты России и США подписали новый договор. Каждая сторона по нему может иметь не более 1 550 единиц ядерных боезарядов. Число стратегических носителей не должно превышать более 800 единиц. Этот договор ратифицировали обе стороны.
Эмблема СНГ
1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) президент РСФСР , президент Украины и председатель Верховного совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич подписали Соглашение о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Этот документ вошел в историю как «Беловежское соглашение», в его преамбуле говорилось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», статья 1-я гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».
Именно основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны данного Соглашения, несмотря на распад СССР, и договорились об образовании СНГ.
Также в данном документе была подтверждена приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорилось, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Была подчеркнута и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.
Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену». Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.
Здесь стоит сказать, что подписанию данного документа предшествовали события, происходившие на территории СССР с середины 1980-х годов. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками и к радикальным изменениям политической ситуации в стране. В результате, в 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, а произошедшие события ускорили процесс распада СССР.
Соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а - Верховным Советом России.
В городе Ашхабад (Туркмения) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Ее итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию СНГ при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.
И для совместного решения всех данных вопросов была специально организована встреча глав 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Её результатом стало подписание 21 декабря 1991 года, в которой излагались цели и принципы СНГ.
Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония, а Грузия присоединилась к Содружеству в декабре 1993 года.
Впоследствии «Беловежское соглашение» получило неоднозначную оценку как внутри стран-участниц данного соглашения, так и в мире. А споры по поводу оценки его значения и последовавших событий продолжаются и по сей день.
Вконтакте
Одноклассники
- 1792
1792
20 марта 1792 года национальная Ассамблея Франции одобряет применение гильотины. Уже через год при помощи гильотины был казнен Людовик XVI. Долгое время казнь исполнялась только публично. В приговоре говорилось, что осужденному отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: в последнее утро осужденному объявляли: «Мужайтесь! Час искупления на...
- 1852
1852
В конце 19 века роман «Хижина дяди Тома» (англ. Uncle Tom"s Cabin) о рабах в южноамериканских штатах стал бестселлером своего времени, вторым после Библии, и приобрел мировую известность. Опубликованный в 1852 году он был написан в период, когда борьба против рабовладения в Америке стояла в центре общественного внимания. Неудивительно, что книга произвела фурор. В биографии писательницы Га...
1991 год, СССР. Оглядываясь назад и пытаясь дать историческую оценку событиям 1991 года, можно смело утверждать, что нашу страну развалили по тем же сценариям, которые использовали в Ливии, Сирии, Ираке, Египте и сейчас на Украине. Благо, что многие из участников свои воспоминания изложили в мемуарах. Общеизвестно, что историю пишут победители. В этой статье попробуем ознакомиться с иными точками зрения на события, которые привели к появлению такого документа, как Беловежское соглашение 1991 года.
Предыстория событий
В 1985 году к власти пришел молодой, уверенный в себе политик Михаил Горбачев. После всех предыдущих престарелых генеральных секретарей народ отнесся к нему очень положительно. Но позже проводимые им реформы загнали страну в экономический, политический и даже культурный кризис. Все более заметным становилось расслоение населения в стране, появление нового класса общества - олигархата. Во многих республиках усилились националистические настроения, всем сразу вдруг захотелось независимости.
Горбачев: герой или предатель?
Виноват ли Горбачев в том, что появилось 1991 года? Бюджет СССР во многом строился на продаже ресурсов. Страна все более увязала в кредитах. Постепенно перед Горбачевым встал выбор - либо он проводит реформы, выгодные США, и за это получает кредиты от МВФ, либо действует в интересах своей страны. Он выбрал первый вариант. Также весьма популярна точка зрения, что он пришел к власти с помощью США. Изначально у него было мало шансов, так как большинство членов Политбюро склонялись к кандидатурам Романова и Гришина. Долго не могли договориться, поэтому было несколько заседаний. В итоге «вдруг» остановились на Горбачеве. Как бы то ни было, но он подвел страну к роковой черте, после которой уже не было возврата.
Влияние извне на роспуск СССР
Резко во многих республиках прошли по вопросу независимости. Ничего не напоминает? Украину, например? Резкое появление кучки маргиналов с требованием независимости с балаклавами не настораживает? Михаил Горбачев пытался усидеть на двух стульях одновременно. С одной стороны, стране нужны кредиты, а их можно получить, претворяя в жизнь навязанные реформы, а с другой стороны, он хотел как лучше для СССР. Об этом свидетельствуют события ноября 1990 года и решение Горбачева провести всесоюзный референдум, чтобы поставить на место зарвавшихся националистов.
В ноябре 1990 года лидеры трех прибалтийских республик прибыли в Париж на подписание Хартии единой Европы. И только благодаря протесту Горбачева их выдворили из зала. Поэтому нельзя со 100%-ной уверенностью говорить, что вина за роспуск СССР целиком лежит на нем и он предал Родину. Другой вопрос в том, на каком основании этих лидеров вообще допустили на заседание ОБСЕ. Все это говорит, что ситуация накалялась искусственно. Кому это выгодно?
Провокации в Прибалтике
Воспользовавшись тем, что зимой США целиком сосредоточились на военной операции против Ирака, под напором Крючкова, Пуго и Язова Горбачев дал добро на силовое подавление сепаратистских выступлений в Прибалтике. И 13 января 1991 года литовцы захватили телецентр в Вильнюсе и возвели баррикады. Спецназу «Альфа» был дан приказ к штурму. Погибло 13 «мирных» жителей в балаклавах. В эфир по всем мировым каналам пошла картинка, как военные убивают мирных безоружных жителей, которые просто хотят независимости и жить в Европе. Через неделю ситуация повторилась в Риге. И вот в апреле в Москву для «инспекции» приезжает Р. Никсон. Видимо, Горбачев перестал устраивать западных хозяев - в игру вводят Б. Н. Ельцина. Началась настоящая травля. Противостояние Ельцина и Горбачева достигло невероятной остроты.
Согласие на создание СНГ
Под нажимом США Горбачеву пришлось согласиться на федерализацию СССР и создание Он начал готовить соответствующий договор (в последствие этим договором станет Беловежское соглашение 1991 года), который стал последней каплей для силовых структур СССР. В стране разразился Был создан ГКЧП. Стоит отметить, что по телевизору все три дня путча транслировали балет.
События августа 1991 года
19-21 августа, 1991 год. История пишется победителями, потому вполне естественно, что в учебники информация вошла как попытка государственного переворота. Хотя на самом деле это была попытка предотвратить развал страны. Крючков, Пуго, Болдин, Шенин, Бакланов, Павлов и Язов попытались силой захватить власть в свои руки. Отстранив президента, они хотели насильно подчинить себе республики, которые жаждали независимости. Таким образом они сохранили бы целостность страны. Но мало кто знает, что назначенное на 20 августа подписание договора о создании СНГ устраивало лидеров всех 9 сепаратистки настроенных республик и сохраняло СССР в целостном состоянии.
Вся правда заключалась в том, что Горбачев сумел договориться с ними. С одной стороны, согласившись на создание СНГ, Михаил Горбачев пошел на поводу у США, а с другой стороны, республики получали право на независимость, но в составе федерации. Основные вопросы продолжала бы решать за них Москва. В силу ряда причин этот сценарий многих не устраивал. Горбачева и его семью посадили под домашний арест в Крыму (он в тот момент отдыхал на море).
Как из Ельцина героя делали
На 21 августа готовился штурм Белого дома в Кремле. Планировались силовой захват Ельцина и переправка его в Завидово. Но «вдруг» обнаружилось огромное количество жаждущих прикрыть его своими телами. Белый дом окружила толпа численностью примерно 50 000 человек. Задумайтесь! Вдруг такое количество населения встало и пошло к Кремлю. Там бесплатно поили и кормили, раздавали пирожки с чаем, готовили в производственных масштабах пищу.
Естественно, были жертвы. Кровавые. Несколько человек с коктейлями Молотова (мирные люди) попали под танки. До сих пор не совсем понятно, с какой целью ввели танки на Красную Площадь. Они эффективны только на открытой местности. И военные, устроившие путч, не могли этого не знать. Или же это была просто попытка запугивания. Конечно же, наготове дежурили западные корреспонденты, и вы запросто можете представить картинку в эфире. Министр обороны Язов дрогнул и дал команду к выводу войск из Москвы. На этом путч закончился, а его зачинщики очутились в СИЗО.
Этот случай наглядно показывает, что из военных крайне редко получаются грамотные и дальновидные политики. Самое интересное, что после освобождения первые звонки Горбачев сделал Б. Ельцину и Джорджу Бушу. Это тоже говорит о многом. После этих событий он сильно изменился. Его политический авторитет упал и с ним уже мало кто считался. Он выглядел бледно на фоне раскрученного образа уверенного в себе, энергичного Б. Ельцина.
Беловежское соглашение
Потеряв доверие к Горбачеву, союзные республики начали массово принимать декларации о независимости и выходе из СССР. Теперь объединить их в федерацию не представлялось возможным. И следствием всего этого стало подписанное Беловежское соглашение 1991 года. Иначе говоря, было подписано соглашение о создании Подпись поставил не Горбачев, а Ельцин.
И если изначально Горбачев выступал за федерализацию республик в составе СНГ, то Ельцин своей подписью дал им полную независимость. Этим самым он удовлетворил стремление западных партнеров обескровить страну. Беловежское соглашение 1991 года объявило, что Союз Свободных Социалистических Республик перестал существовать.
Может быть, сейчас это кажется невероятным, но мир однажды уже стоял на пороге атомной катастрофы. В октябре 1962 года противоречия между СССР и США, когда американское ядерное оружие было размещено в Турции, а советское - на Кубе, вполне могли привести к реальному военному конфликту. Но тогда стороны достигли компромисса.
Уже в следующем, 1963 году, между Советским Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в воздухе, космическом пространстве и под водой. Постепенно к политическим руководителям противоборствующих блоков приходило осознание бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Так, в 1967 году министр обороны США Роберт Макнамара публично признал, что Советский Союз останется способен уничтожить США даже после первого американского атомного удара. Советские руководители также пришли к выводу о необходимости мирного сосуществования стран с различными социально-экономическими системами. В 1971 году официальная газета ЦК КПСС «Правда» писала: «Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования; развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними».
США сделали попытку договориться с Советским Союзом при президенте Ричарде Никсоне. Первая встреча советской и американской делегаций началась 17 ноября 1969 года в столице Финляндии. Обсуждения были непростыми, переговоры еще несколько раз проходили в Хельсинки и Вене. Поиск взаимоприемлемых решений шел вокруг двух вопросов: ограничения количества «дальнобойных» баллистических ракет и «замораживания» создания новых средств противоракетной обороны. В результате в Москве 26 мая 1972 года было подписано два документа: договор об ограничении систем противоракетной обороны и «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (известное как «ОСВ-1»).
Одно время в ходе переговоров обсуждали даже полное запрещение противоракетных систем, однако в итоге сошлись на том, чтобы оставить возможность ввода в строй противоракет, которые были на стадии строительства.
Ограничения были наложены и на систему ПВО. В соответствии с договоренностями, СССР и США не стали создавать системы противовоздушный щит по периметру своих границ. Стороны могли иметь не более двух территориальных группировок ПВО, каждая из которых предполагала не более 100 зенитных ракет. Ограничивал договор количество и точки размещения радиолокационных станций. В 1974 году был подписан дополнительный протокол к договору по ПРО, по которому СССР и США могли развертывать не две, а только одну систему противоракетной обороны.
С принятием договора ОСВ-1 нельзя было увеличивать общее число пусковых установок наземных баллистических ракет и ракет, установленных на подлодках, а также само количество подводных ракетоносцев. Соглашение не позволяло создавать новые шахтные пусковые установки баллистических ракет. Вместе с тем договор разрешал окончить строительство уже находящихся в производстве подлодок и ракетных шахт. Поэтому СССР смог, не нарушая условий договора, достроить 62 подводные лодки, которые были способны нести до 740 ракет.
Хотя к концу 1970-х годов советско-американские отношения испортились, договор ОСВ-1 сыграл важную роль в обеспечении мира, стал базой для дальнейших договоренностей по ограничению вооружений. Этот договор можно считать победой советской дипломатии, поскольку его заключение позволило сберечь ресурсы страны в гонке ядерных вооружений.