Прасад (освященная пища), молитвы для предложения прасада. Мантра для предложения пищи Вишну
Приготовление пищи, предложение её Господу и раздача прасада (пищи, предложенной Вишну) представляют собой один из важнейших аспектов вайшнавской культуры. Непреданные не в состоянии понять, как Кришна принимает наши подношения, поскольку внешне пища остается нетронутой. Однако Господь действительно вкушает то, что Ему предлагают. Поэтому преданные дают обет питаться лишь тем, что отведал Господь.
Приготовление
Кришна принимает только то, что предлагают Ему с любовью и преданностью. Поэтому преданные используют в приготовлении только высококачественные продукты. Желая доставить Кришне удовольствие, преданные с большой любовью и вниманием готовят различные блюда из фруктов, овощей, сахара, злаков и молочных продуктов.
Кришне нельзя предлагать блюда, приготовленные с использованием мяса, рыбы, яиц, лука, чеснока, грибов, уксуса, красной чечевицы (масур дала), а также чересчур пряную и острую пищу.
Кришне следует предлагать только коровье молоко. Пищу для Кришны лучше всего готовить на топленом сливочном масле (ги). Если оно вам не доступно, подойдет и растительное масло. Обычно используют горчичное и сезамовое (кунжутное) масло. Но поскольку в наше время высококачественные продукты стоят слишком дорого, многие преданные, которые живут дома и поклоняются Кришне в соответствии со своими возможностями, используют более дешевые масла: арахисовое, подсолнечное, оливковое и т.д.
Во время приготовления пищи преданные размышляют, как своим подношением доставить Кришне удовольствие.
Подношение пищи
Для предложения пищи Кришне вам потребуется специальный поднос и сосуд для воды, используемые исключительно для этой цели. Приготовленную пищу положите на поднос. На него же поставьте стакан чистой питьевой воды. На поднос можно также положить дольки лимона (без косточек) и немного соли. Жидкие блюда (такие, как дал) следует предлагать в маленьких чашечках. На каждое блюдо положите лист туласи.
Затем поднос с пищей поместите на алтарь или небольшой столик перед алтарем (если алтаря нет, поставьте пищу перед изображением Кришны). Сядьте напротив алтаря и мысленно представьте, как Кришна будет вкушать то, что вы Ему приготовили. Звоня в колокольчик, трижды произнесите каждую из этих молитв:
1. нама ом вишну-падая кришна-прештхая бху-тале шримате бхактиведанта-свамин ити намине намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине нирвишеша-шуньявади-пашчатья-деша-тарине
2. намо маха-ваданьяя кришна-према-прадая те кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах
3. намо брахманья девая го брахмана хитая ча джагад хитая кришная говиндая намо намах
Если преданный уже принял прибежище у одного из инициирующих гуру ИСККОН (см. главу “Гуру и духовное посвящение”), то перед этими молитвами он должен трижды повторить пранама-мантру своего духовного учителя.
Питание
Поскольку преданный считает себя недостойным предлагать что-либо непосредственно Кришне, он мысленно предлагает пищу своему гуру, который, в свою очередь, предлагает её Кришне.
После предложения оставьте поднос на алтаре на пятнадцать минут, после чего возьмите его с алтаря и переложите предложенные блюда либо обратно в кастрюли, где они были приготовлены, либо на специальную тарелку для маха-прасада.
Несмотря на всю простоту этой процедуры, Кришна обязательно примет подношение, если вы предложили его с любовью.
Посуда для приготовлении и принятия пищи
Посуда из алюминия вредна для здоровья, поэтому в ней нельзя готовить для Кришны.
Согласно нормам ведической культуры, посуда из фарфора, стекла и пластмассы считается посудой низшего класса. Пожалуй, самая подходящая посуда для преданных в России – это посуда из нержавеющей стали.
Как следует оказывать почтение прасаду
Вкушать прасад и есть обычную пищу – совсем не одно и то же. Поэтому, когда речь идет о прасаде, мы говорим “оказывать почтение” прасаду или “почитать” прасад. Питаться кришна-прасадом – большая удача. Прасад означает “милость Кришны”. Кришна так добр, что помогает нам духовно совершенствоваться даже путем принятия пищи. Кришна-прасад неотличен от Кришны. Поэтому и раздавать, и вкушать его следует с чувством почтения и благоговения.
Перед принятием прасада преданные поют молитву, которая начинается словами “шарира абидья-джал” (см. главу “Песни и молитвы”).
Прасад вкушают сидя. Стоять во время еды не только некультурно, но и вредно для здоровья. Преданные должны съесть всё, что им положили на тарелку. Выбрасывать даже обыкновенную пищу – грех, что же говорить о кришна-прасаде? Поэтому раздатчикам следует раздавать прасад понемногу. В соответствии с нормами ведической культуры нельзя есть левой рукой – всегда едят только правой. Прасад лучше всего принимать в спокойной обстановке, в счастливом и умиротворенном расположении духа.
Но я бы хотел сказать по этому поводу еще несколько слов. Мы слышали этот перевод много раз, но однажды Шрила Прабхупада дал другой перевод: "Что означает Харе Кришна маха-мантра? - "Мой друг, мой друг, мой друг". Вот с таким пониманием мы можем, если хотим, обращаться к Богу, потому что маха-мантра - это больше, чем молитва. Сами по себе повторяющиеся слова - да, это маха-мантра, но кроме самих этих слов есть еще и скрытый уровень - тайная молитва из сердца. Маха-мантра - это официальный уровень отношения с Богом. Бог дает нам служение, и мы, Его слуги, рады это служение выполнять, как проявление своей любви. А сердцем мы говорим: "Мой друг". И это значит, что у нас может не удаваться выполнять служение Богу как следует, иногда, его вообще не получается выполнять, иногда, нам кажется, что мы не столько служим Богу, сколько вредим Ему. Но так как Он наш Друг, и не просто Друг, а самый близкий Друг, то Он понимает наше искреннее желание служить, а значит, принимает не само физическое служение, а наше внутреннее желание Ему служить. Звуки маха-мантры принимает Господь, а молитву из сердца принимает Друг. И пока мы повторяем маха-мантру только голосом, с Богом будут формальные отношения. Он ждёт, когда мы повторим маха-мантру ещё сердцем, обратимся к Нему как к Другу, а значит, будем готовы отдать за него свою жизнь. Молитва Другу не сентиментальна - она ценой в целую нашу жизнь, а то и не одну...
7. Язык мой - враг мой
Сегодня меня спросили о мантре для приготовления освященной пищи, прасада. А значит, пришло время поговорить об этом аспекте мантра-медитации. Вообще, если человек повторяет Харе Кришна маха-мантру, то все, что он готовит, он готовит с любовью к Богу, готовит для Бога, а значит, это уже в какой-то мере освященная пища. Ведь пища освящается тем, что мы готовим ее лично для Бога, а не для насыщения своего собственного языка.
Секрет человеческой физиологии состоит в том, что наш язык является нашим злейшим врагом. Если мы не управляем своим языком, то мы не управляем и своим телом, своим умом и своими чувствами. Так что первая победа над собой - это победа над своим языком. Мудрецы говорят, что осознать Абсолютную Истину можно, только заняв свой язык в служении Богу. Мы думаем, что контроль тела - это контроль рук и ног, но в действительности истинный контроль тела - это контроль языка. Так что освящение пищи - это наше главное служение Богу, служение языком. Языком мы можем служить Богу двумя способами: вкушать освященную пищу и повторять Харе Кришна маха-мантру. Так что если вам нравится освященная пища и маха-мантра - значит, очень скоро вы лично встретитесь с Богом. Момент смерти интересен тем, что это момент встречи. Весь вопрос только в том, с кем мы встретимся в этот волнующий момент. И есть два варианта: встретиться с Ямараджем, судьёй этого мира, или встретиться с Богом, нашим отцом. Так что все в наших руках, а точнее, все зависит от того, как мы контролируем свой язык.
Освященная пища - это пища прямо из духовного мира. Она маскируется под наши продукты, чтобы мы не сошли с ума, увидев на своей тарелке космические яства, но язык невозможно обмануть, язык сразу понимает, что это неземная пища, что в ней есть что-то нематериальное. И что же в ней такого нематериального? В ней есть любовь, потому что любви нет на планете Земля, здесь есть только разные формы вожделения… А любовь всегда связана со служением, любовь и есть служение. Поэтому принятие освящённой пищи называется прасада-сева, служение прасаду, а не наслаждение им. Так что всегда повторяйте маха-мантру и всегда принимайте освященную пищу - вот она простота совершенства. В этом совершенном состоянии вы будете всегда помнить о Боге, а значит, у вас будет иммунитет к материальным страданиям. Такой иммунитет - великая редкость в этом мире! И не кушайте в одиночестве, старайтесь накормить хотя бы еще пару человек, это сделает вас еще счастливее!
А теперь к самим мантрам. Если у вас нет времени, места и условий, чтобы освятить пищу, вы можете просто три раза произнести мантру: ОМ ШРИ ВИШНУ!
Во всех остальных случаях надо с любовью приготовить вегетарианскую пищу для Бога и с любовью к Богу положить на новую маленькую тарелочку немного всех приготовленных блюд и, поставив ее перед домашним алтарем, три раза прочитать следующие мантры:
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.
«Я выражаю свое почтение Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Гопосподу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп.
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.»
намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те
кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха
«О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение.»
намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча
джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха
«Я выражаю своё почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы. Он – защитник коров и брахманов, вечный благодетель всего мира.
Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Верховным Господом, известным под именами Кришна и Говинда.»
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Подождите пятнадцать минут и уберите освященную пищу с алтаря. Теперь можно приступить к принятию пищи. Будет совсем хорошо, если вы прочитаете перед едой следующие молитвы:
маха-прасаде говинде нама-брахмани ваишнаве
свалпа-пунья-ватам раджан вишвасо наива джаяте
«О царь, у тех, кто едва ли совершал благочестивые поступки в прошлом, никогда не возникает вера в маха-прасад, Шри Говинду (Кришну), Святое имя и Вайшнавов.»
бхаи-ре!
шарира авидья-джал, джодендрия тахе кал,
дживе пхеле вишая-сагоре
та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,
та’ке джета катхина самсаре
кришна баро доямой, корибаре джихва джай,
сва-прасад-анна дило бхаи
сеи аннамрита пао, радха-кришна-гуна гао,
преме дако чайтанья-нитай!
«О братья! Это материальное тело - комок невежества, а чувства - пути, ведущие к гибели. Так или иначе мы упали в океан материальных чувственных наслаждений, и из всех чувств язык наиболее прожорлив и необуздан. В этом мире очень трудно обуздать язык, но Ты, дорогой Кришна, очень добр к нам. Ты послал нам этот замечательный прасад, чтобы помочь обуздать язык. Поэтому давайте же вкушать этот прасад до полного удовлетворения, прославлять Их Светлости Шри Шри Радху и Кришну и с любовью взывать о помощи к Господу Чайтанье и Прабху Нитьянанде!»
Духовного Вам аппетита!
8 Как сделать свою медитацию сладкой?
Читая маха-мантру, искатель истины начинает чувствовать такой сильный вкус, что у него пропадает желание ко всякой другой деятельности, и теперь он хочет читать святые имена целый день без передышки. У него даже может пропадать желание есть, пить и спать. Но это не значит, что мы достигли совершенства, это значит, что мы не понимаем самого значения мантра-медитации.
15 августа 2013 Просмотров: 100837Прасад (освященная пища). Как предложить пищу Кришне на алтаре
Приготовление пищи для предложения Богу
В духовной диетологии пища делится на приготовленную для себя любимого (бхога) и приготовленную для вселюбящего Бога (прасад) . Поэтому она подразделяется не только на разные типы используемых продуктов, но и на разные типы мотивов, с которыми она готовится. Обычно люди думают, что освященная пища – это пища, которую освятили на алтаре, но алтарь воспринимают, как алтарь грубый, состоящий из дерева или камня, поэтому это часть правды. В действительности, главный алтарь – это алтарь нашего ума, который соткан из мотивов и желаний. Поэтому первичное освящение пищи происходит на алтаре ума. Если человек готовит с желанием доставить Богу удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога с любовью, то такая пища уже фактически является прасадом, освящение которой на «физическом» алтаре уже является простой формальностью, но тоже необходимой.
Итак, Кришна-прасад - это пища, приготовленная с любовью к Богу и Его детям из благостных продуктов и освященная на алтаре. Духовно развитые люди употребляют в пищу только прасад, тем самым защищая себя от влияния материального осквернения и иллюзии. Для приготовления прасада нельзя использовать мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок и другие тяжелые ингредиенты. Несвежая и испорченная пища так же не подойдет. Во время приготовления прасада должна соблюдаться исключительная чистота. Общее правило для всех: во время приготовления пищу никогда не пробуют, медитируя исключительно на то, как доставить удовольствие Богу.
Предложение приготовленной пищи Кришне на алтаре
Для освящения бхоги должен быть специальный поднос и посуда. Когда пища готова, ее раскладывают, сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами и листьями туласи. На подносе обязательно должен быть стакан свежей воды. Жидкие блюда наливаются в глубокую посуду, твердые раскладываются в мелкую, хлеб может быть положен прямо на поднос. Соль и приправы кладутся отдельно.
После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик, надо сесть на коврик и, звеня колокольчиком, произнести трижды следующие мантры.
1.
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.
2.
намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те
кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха
3.
намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча
джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха
4.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Почитание прасада
Спустя 15 минут после предложения, прасад может быть снят с алтаря и подан на стол. Принятие прасада – это не обычное дело. Кришна-прасад – это милость Господа. Его принятие – поистине мистический акт. С каждым кусочком прасада человек становится немного ближе к Господу. Материальные желания тают прямо на глазах, и изначальная любовь к Кришне пробуждается в сердце того, кто вкушает освященную пищу. Путь к сердцу не только мужчины, но и женщины тоже, лежит через желудок. В Кали югу по своей беспричинной милости Кришна воплотился в форме своего имени и, точно также, по милости преданных, Он принял форму прасада. В «Бхагавад-гите» сказано, что, не предлагая пищи Господу, человек ест только один грех, принимая же остатки предложенной пищи, он освобождается от всех грехов. Если человек ест только прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Верховной личности Господа Шри Кришне , помня которого в момент смерти, он навсегда возвращается назад домой к Кришне.
Почитание прасада
Почитание прасада - это, несомненно, один из главных методов преданного служения, который обожают все преданные. Сознание Кришны даже в шутку называют «кухонной религией». Отказавшись от мяса и других продуктов в стихии невежества, преданный буквально тонет в буквально океане нектарного кришна-прасада.
Как мы знаем, - это остатки пищи, предложенной к Господу, что в буквальном переводе означает «милость Господа.» Кришна-прасад неотличен от Самого Кришны, и мы оказываем почтение Кришне в форме прасада, раздавая его и вкушая его.
Прасад непосредственно с подноса, предложенного Кришне, называется маха-прасадом или «сверхмилостью». Хотя нет никакой разницы между прасадом и махапрасадом, маха-прасад особенно дорог преданным, так как напоминает им об особенной связи с Господом.
Молитвы, читаемые перед вкушением прасада
Перед принятием прасада преданные произносят следующие молитвы:
маха-прасаде говинде нама-брахмани ваишнаве
свалпа-пунья-ватам раджан вишвасо наива джаяте
«О царь, у тех, кто едва-ли совершал благочестивые поступки в прошлом, никогда не возникает вера в маха-прасад, Шри Говинду (Кришну), Святое имя и Ваишнавов.»
бхаи-ре!
шарира авидья-джал, джодендрия тахе кал,
дживе пхеле вишая-сагоре
та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,
та’ке джета катхина самсаре
кришна баро доямой, корибаре джихва джай,
сва-прасад-анна дило бхаи
сеи аннамрита пао, радха-кришна-гуна гао,
преме дако чайтанья-нитай!
«О братья! Это материальное тело - комок невежества, а чувства - пути, ведущие к гибели. Так или иначе мы упали в океан материальных чувственных наслаждений, и из всех чувств язык наиболее прожорлив и необуздан. В этом мире очень трудно обуздать язык, но Ты, дорогой Кришна очень добр к нам. Ты послал нам этот замечательный прасад, чтобы помочь обуздать язык. Поэтому давайте же вкушать этот прасад до полного удовлетворения, прославлять Их Светлости Шри Шри Радху и Кришну и с любовью взывать о помощи к Господу Чайтанье и Прабху Нитьянанде!»
Правила, связанные с принятием прасада
Вот некоторые правила, связанные с принятием прасада.
- До и после еды следует вымыть руки и ополоснуть рот (если Вы в Индии и ходите без носок, то следует вымыть и стопы).
- Для еды и питься следует полозоваться правой рукой (в особенности, если вы едите руками - левая рука используется для омовения). Левой рукой можно брать стакан с напитком.
- Прасад нельзя выбрасывать (в самом крайнем случае остатки можно скормить животным или положить в реку, где их доедят рыбы).
- Нельзя прикасаться к прасаду стопами.
- Не пейте холодного после еды.
- Не переедайте! Шрила Прабхупада говорил: «Одна четверть желудка должна быть наполнена водой, половина пищей, а оставшаяся четверть - воздухом.»
- Во время вкушения прасада не следует обсуждать дела. Лучше включить киртан или бхаджаны Шрилы Прабхупады. Или кто-нибудь может читать в это время истории из «Источника» или «Гауранги».
- Следует медитировать на то, как Кришна только что пробовал это подношение. Можно также медитировать на то, как Кришна по Своей милости дает нам этот прасад. Можно вспоминать игры Господа Чайтаньи и Господа Кришны, связанные с прасадом.
Содержание:
Прасад и Махапрасад
Прасадом называется освященная, одухотворенная пища, которая обрела новые качества, новые вибрации благости (Читайте статью: " "). Прасад меняет сознание человека на уровне энергии, то есть изменяет вашу энергетическую наполненность, реальность и судьбу. Махапрасадом называется пища, которая побывала на алтаре.
Мудрецы аюрведы, считают что пища священна, ведь пища питает наше тело, наш разум и душу. Именно еда закладывает основу для здоровья, для отличного самочувствия, для самопознания. И если потребляемая пища Чистая, то и наше сознание получает необходимые строительные материалы для сильного интеллекта и сильного духа. Йогическим питанием можно назвать то питание, которое приводит к миру внутри тела, к миру мыслей, и поощряет ваше духовное развитие и самообладание.
Традиции питания, энергия пищи
Наши традиции, наша культура питания, привычки идут непосредственно из семьи. И, конечно, нам не всегда в детстве привили привычки правильного питания. Мы же несем эти привычки в свою взрослую жизнь, а за тем сами страдаем из-за того, что еда не приносит нам удовольствия и здоровья. Если вы чувствуете, что те привычки питания, которые вы несете с собой по жизни не дают вам желаемого, значит к питанию вам нужно подойти осознанно. И здесь нет никакой магии: еда - это энергия, она питает каждую клеточку вашего тела как на физическом уровне, так и на тонком, духовном плане.
Когда у вас появляется чувство голода и изнеможения, то к чему тянутся ваши руки, к какой еде? Это хлеб, какая-то выпечка или это овощи, либо фрукты? Вы сами интуитивно тянетесь к еде, как к возможности восполнить свои энергетические запасы. И не всегда та пища, которой вы наполняете не только свой желудок, но и свою энерго-структуру, даёт вам желаемое.
Пища в страсти, благости и невежестве
На востоке считают, что люди запада разграничивают себя и свою еду. Ведь та пища, которую употребляет человек на завтрак, обед или ужин на уровне энергии относится к одной из трех гун. Эти гуны определяют качество и энергетику данной пищи.
- Пища в гуне невежества (тамас, тама-гуна). Такая пища даст вам только страдания, болезни и леность.
- Пища в гуне страсти (раджас, раджа-гуна). Такая пища наполняет энергией и дает заряд активности.
- Пища в гуне благости (саттва, саттва-гуна). Такая пища даёт ясность и чистоту мыслей, она наполнит вас внутренней и внешней гармонией.
Очень хорошо, если у вас сразу возник вопрос: какой же пищей мне наполнять свой завтрак, обед и ужин, чтобы иметь хорошее здоровье, ясный ум и необходимый заряд энергией?
К сатвичной пище, согласно аюрведе, относится пища, помогающая увеличить ваши способности и силу, пища, которая будет способствовать вашему здоровью и долголетию. Это пища свежая и питательная, маслянистая и приятная на вкус.
Виды продуктов по гунам:
- Сатвичные продукты : коровье молоко, мёд, масло гхи (топленное масло), зерновые, орехи, семечки, свежие овощи, зелень, фрукты, сухофрукты, натуральные соки. Вы можете выбрать из перечисленных продуктов все то, что вам приятно и доступно на данный момент.
- Раджасичные продукты : апельсины, лимоны, яблоки, магазинные йогурты длительного хранения, пшено, кукуруза, гречка, сыр, сахар, шоколад, кофе и другие. Такие продукты наполняют энергией, но если вы злоупотребляет данной пищей, то она пробудит в вас животные инстинкты, разрушит ваш внутренний баланс. Также к гуне страсти можно отнести ту пищу, где много соли, перца и жгучих специй. Нужно учитывать, что продукты, относящиеся к раджа-гуне, раздражают ваш желудок и дают вам такие качества, как раздражение, гнев, жадность. Поэтому пищей в гуне страсти злоупотреблять не следует. Её нужно есть только в обед и в небольшом количестве.
- Тамасичные продукты : мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы, алкоголь.
Также к пище в гуне невежества можно отнести несвежие, испорченные и долго хранящиеся продукты. Квашенные и маринованные продукты также относятся к тамасу. Продукты, пережаренные на масле, продукты, которые отягощают вашу пищеварительную систему - это невежественные продукты. Продукты в гуне тамаса стимулируют низменные инстинкты, отягощают ум, замутняют сознание, ведут к сонливости и депрессии.
Питание в гуне невежества и страсти никогда не даст вам чувство легкости, наполненности и полёта.
Важно: Пища в гуне невежества не может считаться прасадом. То есть такая пища не может стать освященной.
Чувство сытости даст вам любая пища, но состояние легкости и ясный ум даст только пища в гуне благости. Именно вы можете выбрать ту пищу, которая даст вам хорошее здоровья и ясное сознание. Ту пищу, съев которую, вы сможете поменять в лучшую сторону свою жизнь. Все то, что вы кушаете на завтрак, обед и ужин определяет ваше физическое состояние и состояние ваших энергетических центров (чакр), ваш уровень общения, ваше качество познания и восприятия.
Правила здорового питания и прасада
Для того, чтобы ваша пища становилась прасадом и несла вам пользу (благостные вибрации, здоровье, хороший разум), необходимо соблюдать некоторые правила в своём питании:
- Ешьте пока вам комфортно
- Ешьте в одно и тоже время
- Не употребляйте во время еды холодные и газированные напитки
- Ешьте в хорошом настроении
- Отдохните после еды
Ешьте размеренно, получайте удовольствие от еды. Кушайте в хорошем настроении и не смотрите во время еды телевизор. Во время еды нужно стараться не разговаривать и думать на возвышенные темы. Лучше всего включить духовную лекцию и внимательно слушать. Не переедайте, не жадничайте: если вы чувствуете, что сыты, то не стоит съедать всё, что положили вам на тарелку. Распорядок приема пищи - это очень важная штука. Если кушать не вовремя, то тогда даже благостная пища пойдет во вред. Например, нельзя кушать поздно вечером, непосредственно перед сном, ночью. Зерно-бобовые есть нужно в обед, когда у вас сильный огонь пищеварения, вечером лучше усваиваются тушеные овощи.
Важно знать: следует учитывать, что все люди разные, и то, что для одного норма, другому может пойти во вред. Конечно, понятно, что чем больше человек, тем больше его организм требует количества пищи. Не следует равняться на аппетит "больших" людей. Также люди делятся на разные типы предрасположенностей, по аюрведе - доши. Существуют три доши: вата, питта и капха. И у каждого человека есть своя доша. И, конечно же, для каждой доши есть свой уникальный набор советов по питанию. Более подробно о дошах можно почитать в данной статье.
Прием пищи как духовная практика
Для того, чтобы приём пищи превратить в духовную практику, необходимо соблюдать некоторые правила:
- тщательно уберите обеденную зону, избавляясь от ненужных вещей и беспорядка
- включите благостную музыку, зажгите благовония или ароматические свечи
- ешьте чистыми руками и с "чистой" головой
- не разговаривайте, не смотрите телевизор, не слушайте радио, сконцентрируйтесь на вкусе пище или думайте на духовные темы
- садитесь за стол в хорошем настроении
- БЛАГО-словите пищу (прочитайте молитву, предложите божествам)
Мантры и молитвы для освящения пищи
Практика мантр и молитв перед едой присуща каждой религиозной конфессии. Молитвы перед едой помогают избавиться нам от ненужных мыслей, суеты и спешки, от лишних разговоров и напряжения. Перед едой мы настраиваемся на светлое, божественное, возвышенное. Мы достигаем максимального эффекта усвоения пищи не только на физическом плане, но и на тонком плане - уровне энергии.
В каждой религии и конфессии есть молитвы перед приемом пищи, для освящения процесса приема пищи. Ниже на картинках будут приведены некоторые молитвы для прочтения перед едой.
Прасад мантра
Данные молитвы читаются в благодарность Господу Богу за то, что он дал нам возможность поесть.
Бывает так, что человек ещё не готов читать мантру или молитву. Ничего страшного, можно в данном случае повторять слог "АУМ" над приготовленной пищей. Разотрите до тепла свои ладони, и направьте их на приготовленную пищу. Далее начинайте повторять слог АУМ (можно вслух, шепотом или мысленно). И представляйте как ваша пища заряжается энергией благости и становится чистой (освященной). После данного ритуала кушайте свой прасад с чистым умонастроением. Также очень хорошо мысленно поблагодарить Бога (Вселенную, Высшие силы) за замечательную пищу и ещё один прожитый день. Будьте здоровы и счастливы.
68-01 По поводу твоих вопросов: да, оставляй тарелку Кришны на алтаре на пятнадцать-двадцать минут или дольше, не больше, чем на полчаса. После того, как предложишь блюдо, оставшееся в кастрюлях нужно немедленно раздать. Тарелка Кришны может оставаться на алтаре, пока остальное раздают. Любая девушка, имеющая посвящение, может участвовать в приготовлении прасада, а преданный, у которого нет посвящения, пусть даже и юноша, не может принимать участия в приготовлении. (ПШП Балаи, 25 января 1968)
68-01 Да, держать подношение на алтаре пятнадцать минут достаточно. (ПШП Рупануге, январь 1968)
68-02 Да, когда Джаганнатха ложится спать и когда Он просыпается, обычно звонят в колокольчик. Звонить в колокольчик нужно даже когда предлагается прасад. Так делают во всех храмах Вриндавана.
68-02 Пищу можно предлагать где угодно, но с преданностью и соблюдением всех правил и предписаний. (ПШП Мадхусудане, 1 февраля 1968)
68-02 По поводу предложения пищи: обычно пищу предлагают вначале духовному учителю; мы не можем ничего делать напрямую. Духовный учитель принимает подношение от имени ученика и предлагает его Кришне. После того, как Кришна поест, духовный учитель принимает прасад, а затем преданные принимают маха-прасад. Так принято. Все вначале предлагают духовному учителю с молитвой: нама он вишну-падайя… Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть. (ПШП Джадурани, 15 февраля 1968)
68-02 Когда прасад (вода или пища) предложены Господу, Его тарелка должна оставаться на алтаре около пятнадцати-двадцати минут (пока оставшееся в кастрюлях принимают преданные). Воду достаточно оставлять на несколько минут. Когда прасад убран с алтаря, и мы к нему прикоснулись, его уже нельзя ставить обратно на алтарь. Все, что мы предлагаем, должно быть как можно более чистым. (ПШП Карунамайи, 25 февраля 1968)
68-03 Да, предлагая прасад, можешь трижды произнести молитвы духовному учителю и трижды «намо брахманья…». Это очень хорошо - произнести мантру три раза. Ты можешь также, предложив пищу духовному учителю, предложить ее Господу Чайтанье, трижды произнеся молитву «намо маха-ваданьяя…», а затем трижды произнести молитву Кришне. (ПШП Балаи, 22 марта 1968)
68-05 По поводу двух твоих вопросов: для предложения прасада молитвы духовному учителю достаточно. Метод таков: всё предлагается духовному учителю, а духовный учитель предлагает это же подношение Господу. Когда пища предложена духовному учителю, он тут же предлагает ее Господу. Такова система, и поскольку мы приходим через парампару, мы обязаны действовать через верный канал, а именно: сначала духовный учитель, затем Господь Чайтанья, затем Кришна. Поэтому когда мы читаем молитвы, мы делаем так: ванде "хам шри-гурох… и постепенно переходим к Госвами, затем к Господу Чайтанье, затем к Радхе-Кришне. Так нужно молиться. А когда мы предлагаем прасад, мы ставим все перед духовным учителем, и это значит, что духовный учитель позаботится о том, чтобы предложить пищу Господу. Поэтому, если мы просто читаем молитву духовному учителю, это уже достаточная церемония. (ПШП Харер-Нама, 28 мая 1968)
68-06
Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же. Все нужно готовить очень тщательно и в чистоте, из продуктов, относящихся к вышеперечисленным группам. Ничего нельзя есть прежде, чем оно было предложено Господу. Лучше всего готовить каждое блюдо по отдельности. Нет, предложенную пищу нельзя класть обратно в холодильник вместе с непредложенной пищей и нельзя приносить обратно на кухню. Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место.
Если осталась какая-то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно. Нельзя вкушать на кухне; есть множество место, где можно покушать, почему нужно есть обязательно в кухне? К кухне нужно относиться как к комнате Господа, в кухне нельзя ходить в обуви, нельзя нюхать и пробовать пищу, которая готовится для Господа, разговаривать на кухне можно только о приготовлении прасада, или о Господе, грязные тарелки (которые взяли с кухни и ели из них) нельзя вносить на кухню, но если нет другого места, где их можно помыть, тогда их нужно немедленно сложить в раковину и вымыть. Руки во время приготовления прасада нужно постоянно мыть, и все должно готовиться в чистоте. Неужели трудно ввести такие правила? Это правила, и притом простые, и их нужно соблюдать. Каждый должен быть готов соблюдать правила, установленные Кришной. Иначе, где доказательство, что он любит Кришну? Да и соблюдать их вовсе не трудно. (ПШП Анируддхе, 16 июня 1968)
68-10 По поводу твоего вопроса: можно ли предлагать Кришне вечером что-то кроме молока и фруктов. Вреда не будет. Потому что Кришна может есть столько раз, сколько раз ты Его покормишь, ведь Он безграничен. Он мог бы есть бесконечно, если бы мы обеспечили Его бесконечным запасом пищи. Это невозможно для нас. Это наши запасы ограничены. Но, так или иначе, если ты можешь увеличить подношение - очень хорошо. Однако, если ты вводишь какое-то новшество в подношение Ему пищи, это должно стать постоянным подношением. Менять [обратно] нельзя. Если ты способен постоянно предлагать по вечерам молоко и фрукты, можешь ввести такую систему. Вреда от этого не будет. Твой второй вопрос: мороженое, которое покупается в магазине, предлагать нельзя, потому что в таком мороженом содержатся некоторые нежелательные компоненты, которые мы не должны предлагать. Мы должны предлагать Кришне только первоклассно приготовленные продукты, особенно собственного производства. Мы будем избегать, по мере возможности, предлагать Кришне товары, приобретенные на рынке. (ПШП Шьяма-даси, 21 октября 1968)
69-02 По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему. (ПШП Киртанананде, 14 февраля 1969)
69-06 Можно сделать, как ты предлагаешь, то есть, приготовить тарелки с прасадом для гостей, чтобы людям на пиру не приходилось долго ждать после предложения. Первую тарелку нужно положить Кришне, и ее нужно держать отдельно, повыше и накрытой. Тогда все будет нормально. (ПШП Тамала-Кришне, 12 июня 1969)
69-06 По поводу твоего вопроса о предложении прасада, все, что предлагается Божеству, на самом деле идет через духовного учителя. Духовный учитель предлагает Господу Чайтанье, а Господь Чайтанья предлагает Кришне. Затем ест Радха-Кришна, или Джаганнатха, затем ест Чайтанья Махапрабху, потом духовный учитель, и пища становится маха-прасадом. Поэтому когда предлагаешь что-нибудь, думай так и повторяй Гаятри-мантру, и это будет полная процедура. Наконец, позвони в колокольчик, забери тарелку и протри место, где она стояла. (ПШП Арундхати, 16 июня 1969)
69-07 По поводу Гаятри-мантры, Арундхати напрасно так настаивает. Если она хочет предлагать прасад Божествам, она может просто повторять харе-кришна-мантру. Нет необходимости повторять именно Гаятри-мантру. Для этого нужно получить специальное посвящение от духовного учителя, и ты должен сообщить ей об этом. Так не делается. А пока что, если Арундхати хочет предлагать прасад, подойдет и харе-кришна-мантра. (ПШП Прадьюмне, 4 июля 1969)
70-11 Пожалуйста, следи за тем, чтобы подношения делались регулярно, без пропусков. Поклонение Божеству, как и поклонение Панча-таттве, подразумевает строгое соблюдение графика подношений. Ты видел наш лос-анджелесский храм и как тщательно всё делают тамошние пуджари. Возьми их за образец и постарайся наладить такое же тщательное поклонение. Так ты получишь все благословения Шримати Радхарани. (ПШП Туласи-дасу, 9 ноября 1970)
71-08 …при каждом подношении Божествам бхоги на тарелке должен лежать лист Туласи. (ПШП Индире, 9 августа 1971)
73-01 Да, листья Шримати Туласи-деви должны предлагаться всем экспансиям Вишну-таттвы Кришны, включая Нитьянанду и Балараму. (ПШП Дхрувананде, 4 января 1973)
74-10 По поводу прасада: Кришна не принимает пищу, приготовленную непреданными. В Бхагавад-гите говорится: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. (9.26) То есть, самое главное - бхакти, преданность. Кришна не примет ничего, если это предлагает Ему кто-то, не являющийся чистым преданным. Как же стать чистым преданным Кришны? Нужно повторять «Харе Кришна» и соблюдать четыре заповеди: не есть мяса, не одурманивать себя, не заниматься незаконным сексом, не играть, и, кроме того, ты должен следовать указаниям гуру, который опытен в науке преданности. Если ты серьезно стараешься постичь сознание Кришны, ты можешь, с разрешения своего отца, пожить с нами некоторое время в одном из наших центров, изучить эту науку, а потом принять самостоятельное решение. (ПШП Фредерико Лоренцо, 14 октября 1974)
75-05 Кришне нельзя предлагать ничего, что не было сделано руками преданных. (ПШП Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975)