Народная армия освобождения судана. Конфликт в южном судане - прямое следствие затяжной борьбы за власть и ресурсы
Вопрос № 31
Новый виток кризиса в отношениях двух регионов Судана пришелся на начало 1980-х гг., когда Хартум фактически дезавуировал ключевые положения (ААС) Аддис-Абебское мирное соглашение. Южане ответили новым антиправительственным восстанием, что привело к началу второй в новейшей истории страны гражданской войны (1983-2005 гг.). Противником правительства выступило Суданское народно-освободительное движение (СНОД) во главе с мятежным полковником Дж. Гарангом , которое, в отличие от своих предшественников – повстанцев времен первой гражданской войны - на первом войны не выдвигало сепаратистских требований.
Главными причинами нового вооруженного восстания, таким образом, стали:
· ущемление центральным правительством Судана политической и культурной автономии южного региона;
· недовольство образованной части южносуданского общества авторитарными методами управления страной, к которым в 1970-х - начале 1980-х гг. систематически прибегало правительство Дж. Нимейри;
· протест Южного Судана против введения судопроизводства по шариату в масштабах всей страны;
· недовольство бывших участников движения «Анья-Нья» своим финансовым положением и карьерными перспективами в суданской армии.
· внешний фактор - заинтересованность стран-соседей Судана в дестабилизации южного региона страны и ослаблении правительства Нимейри.
В рассматриваемый период круг внешних сил, оказывавших воздействие на взаимоотношения Севера и Юга, постоянно менялся. В то же время можно выделить группу международных организаций и правительств зарубежных стран, которые в течение всего периода 1983-2011 гг. либо значительной его части имели наиболее серьезные рычаги влияния на ситуацию в Судане. К их числу относятся международные организации (ООН, ОАЕ, АС и ИГ АД), страны-соседи Судана (Эфиопия, Эритрея, Уганда, Египет, Ливия, Заир/ДРК и др.), США, Великобритания и, в меньшей степени, Франция как наиболее заинтересованные представители стран Запада, Европейский Союз, Китай, а также Саудовская Аравия и Иран как ключевые партнеры Хартума на Ближнем и Среднем Востоке. Россия, как и СССР в 1983-1991 гг., не была непосредственно вовлечена в суданские дела, однако ее статус и возможности как постоянного члена СБ ООН, а также позиция заинтересованного наблюдателя позволили стране быть одним из значимых игроков.
Интересы и мотивы вовлеченных в конфликт внешних акторов были разнообразны . Для одних на первом месте стояла заинтересованность в ресурсах Судана, в частности нефтяных и водных. Другие руководствовались интересами безопасности своих границ с южным регионом Судана, опасаясь дестабилизирующего воздействия суданского конфликта. Определенную роль играли геополитические и идеологические факторы: «холодная война», общая арабо-исламская идентичность, христианская солидарность и панафриканизм. Однако, помогая той или иной стороне конфликта, международные акторы руководствовались, прежде всего, своими практическими экономическими и политическими интересами, и лишь затем – идеологическими соображениями.
В годы вооруженного конфликта 1983-2005 гг. позиция Организации африканского единства и ее правопреемника Африканского союза по главной проблеме (о праве Юга Судана на самоопределение) и другим вопросам повестки дня переговоров была неоднозначной и непоследовательной. Общеафриканские организации, с одной стороны, подчеркивали нежелательность распада Судана, призывая стороны к сохранению единства страны, с другой - поддержали разнонаправленные инициативы в рамках переговорного процесса 1986-2005 гг. Непоследовательность позиций ОАЕ и АС не позволила им в полной мере реализовать свой потенциал участия в мирном урегулировании до самого окончания гражданской войны.
Начало войны
Нарушение Аддис-Абебского соглашения
Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны, которые были обнаружены в 1978, 79 и 82 годах.
Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны
Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.
В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.
В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.
Переговоры и эскалация
В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.
Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительств а, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.
В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.
Совет революционного командования национального спасения
30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения» , который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.
Уголовный закон 1991 года
В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата , включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана . Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.
Разгар войны
Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.
В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите .
Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).
Разногласия в НАОС
В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани ), а в феврале 1993 года третьей (во главе с Керубино Боли ). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции .
Похожая информация.
Вторая гражданская война в Судане — война арабов Судана против неарабских народов Юга, длившаяся 22 года (1983—2005) и сопровождавшаяся актами геноцида, массовыми убийствами и изгнаниями мирного населения. По оценке 2001 года, уже к этому времени около 2 миллионов человек погибли, а 4 миллиона оказались беженцами. Потери среди гражданского населения были одними из самых высоких среди военных конфликтов после Второй мировой войны. Военные действия и убийства граждан вызвали также голод и эпидемические заболевания, сопровождавшиеся гибелью людей.
Война велась между арабским правительством Судана, базировавшимся на севере, и вооружённой группировкой НАОС (Народная армия освобождения Судана, SPLA), представлявшей южан-неарабов. Причиной войны явилась политика исламизации, начатая правительством Судана во главе с Джафаром Нимейри в 1983. Толчком к началу войны стала напряжённость в вооружённых силах страны, вызванная отправкой на Север подразделений, состоявших из неарабских жителей Юга. Боевые действия шли с переменным успехом. В 2002 году начался мирный процесс, завершившийся в январе 2005 подписанием Найвашского мирного соглашения.
Предыстория
Причины и характер войны
Гражданская война в Судане часто характеризуется как борьба между центральным правительством и народами на периферии страны. Помимо этого конфликт называют и межэтническим, поскольку север страны являлся арабским, а на юге проживали в основном негроиды-нилоты. Также войну можно назвать и межрелигиозной, север был исламским, а юг преимущественно христианским и языческим.
Одной из причин войны стала и борьба за природные ресурсы. В Южном Судане находятся значительные месторождения нефти, которые правительство хотело полностью контролировать, а южане пытались сохранить контроль над ресурсами за собой. 70 % экспорта Судана составляла продажа нефти. Кроме того, почва в долине Нила на юге значительно плодороднее, чем на севере.
Перед войной
Во времена, когда Судан был колонией Британской империи, север и юг Судана были разделены в административном отношении и практически не имели общих черт. Однако в 1946 году британцы упразднили это разделение. Арабский язык стал официальным на всей территории Судана. Ущемление прав негроидного англоязычного населения вызывало недовольство на юге. После деколонизации и провозглашения независимости интересы южан не учитывались. Лидирующие позиции в стране заняла северная арабская элита, после чего на юге страны начались беспорядки.
В 1962 году ситуация в Судане обострилась, исламское правительство запретило въезд в страну христианских миссионеров и объявило о закрытии христианских школ. Это привело к столкновениям на юге страны между правительственными войсками и недовольными южанами. Постепенно эти стычки переросли в полномасштабную гражданскую войну. Первая гражданская война завершилась в 1972 году подписанием мирного соглашения в Аддис-Абебе. Договор предусматривал широкую религиозную и культурную автономию Юга.
Внутренняя политика суданского правительства (неудачная аграрная политика) привела к началу широкомасштабных столкновений на всей территории Судана. Гражданская война между правительством и повстанцами на юге страны проходила параллельно с другими конфликтами — Дарфурским конфликтом, столкновениями на севере страны и войной между народами динка и нуэр.
Гражданская война
Начало войны
Нарушение Аддис-Абебского соглашения
Положения Адисс-Абебского соглашения были включены в Конституцию Судана. В итоге нарушения этих положений правительством привело к началу второй гражданской войны. Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны. В 1978 году нефть была обнаружена в Бантио, в южном Кордофане и Верхнем Голубом Ниле в 1979 году. В 1981 году было открыто месторождение Адар, в 1982 нефть найдена в Хеглиге. Доступ к нефтяным месторождениям давал значительный экономический эффект тому, кто их контролировал.
Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны.
Народная армия освобождения Судана
Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.
В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.
1985—1991
В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.
Переговоры и эскалация
В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.
Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительства, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.
В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.
Совет революционного командования национального спасения
30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения», который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.
Уголовный закон 1991 года
В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата, включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана. Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.
Разгар войны
Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.
В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите
Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).
Разногласия в НАОС
В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани), а в феврале 1993 годатретьей (во главе с Керубино Боли). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции.
На пути к мирному урегулированию
В 1990-1991 годах Судан поддерживал режим Саддама Хусейна в войне в Персидском заливе. Это изменило отношение США к официальному Хартуму. Администрация Билла Клинтона запретила американские инвестиции в страну и включила Судан в список стран-изгоев. С 1993 года лидеры Эритреи, Эфиопии, Уганды и Кении проводили конференции для попыток мирного урегулирования в Судане под эгидой Межправительственной организации по развитию. В 1994 году была разработана декларация, которая была направлена на выявление существенных элементов, необходимых для достижения справедливого и всеобъемлющего мирного урегулирования и права на самоопределение юга. После 1997 года правительство Судана было вынуждено подписать данную декларацию.
В 1995 году оппозиция на севере страны объединилась с политическими силами на юге и создали коалицию оппозиционных партий под названием «Национальный демократический альянс». В него вошли НАОС, Демократический союз Судана, партия «Умма» и ряд мелких партий северных этнических групп. В этом же году Эфиопия, Эритрея и Уганда усилили свою военную помощь повстанцам. Всё это привело к тому, что в 1997 году правительство Судана было вынуждено подписать с рядом повстанческих группировок во главе с генералом Риеком Мачаром Хартумское соглашение. По его условиям на территории Южного Судана создавалась «Армия обороны Южного Судана», в которую вошли бывшие повстанцы. Они выполняли роль милиции в Южном Судане, охраняя гарнизоны суданской армии и нефтяные месторождения от возможных нападений непримирившихся мятежников. Многие лидеры повстанцев начали сотрудничество с Хартумом, вошли в совместные правительственные органы, а также проводили совместные боевые операции с северянами.
Правительство Судана также было вынуждено подписать декларацию о культурной автономии юга и о его праве на самоопределение. В 1999 году президент Омар аль-Башир предложил НАОС культурную автономию в составе Судана, однако Джон Гаранг отверг это предложение и боевые действия продолжились.
Мирное соглашение
В период с 2002 по 2004 год между представителями НАОС и правительства Судана велись переговоры о прекращении огня, хотя вооружённые стычки между повстанцами и правительственными войсками продолжались. В итоге после длительных переговоров 9 января 2005 года в Найробивице-президентом Судана Али Осман Махаммад Таха и лидером НАОС Джоном Гарангом было подписано мирное соглашение.
Мирный договор определил переходный период о статусе Южного Судана, немедленное прекращения огня, установил демобилизацию, численность вооружённых формирований, распределение средств от продажи нефти и другие аспекты жизни страны. Согласно мирному договору югу страны предоставлялась автономия на 6 лет, после чего должен был пройти референдум о независимости Южного Судана. Доходы от продажи нефти распределялись поровну между суданскими властями и южанами, исламский шариат на юге упразднялся.
Джон Гаранг становился лидером автономного юга, а также одним из двух вице-президентов Судана.
Международная помощь
В марте 1989 года правительство Садика аль-Махди согласовало с ООН детали проведения плана поставок гуманитарной помощи, получившим название «Мост жизни для Судана» (англ. «Operation Lifeline Sudan» (OLS)). В рамках этой операции 100 000 тонн продовольствия передавалось противоборствующим сторонам. Второй этап операции был одобрен правительством Судана и НАОС в марте 1990 года. В 1991 году засуха вызывает нехватку продовольствия по всей стране.
США, ООН и многие другие страны пытались поддерживать и координировать международную помощь для северного и южного Судана. Однако в связи с нарушениями прав человека Суданом и политикой суданского правительства по отношению к войне в Персидском заливеполучение гуманитарной помощи для Судана было осложнено.
Последствия
В ходе второй гражданской войны в Судане в результате боевых действий, этнических чисток, голода было убито и погибли от 1,5 до 2 миллионов человек. Предположительно 4—5 миллиона человек стали беженцами, 20 % беженцев покинули Южный Судан.
Долгий и кровопролитный конфликт истощил страну. Экономическая ситуация была тяжёлой, огромные затраты шли на ведение боевых действий, постоянно существовала угроза голода.
11 октября 2007 года, НАОС вышла из состава суданского правительства, обвинив Хартум в нарушении условий мирного соглашения. К этому времени более 15 000 военнослужащих из Северного Судана не покинули территорию юга. Однако, НАОС также заявила, что не намерена возвращаться к войне.
13 декабря 2007 года НАОС вернулась в состав правительства. После этого места в правительства распределялись на основе ротации между Джубой и Хартумом каждые три месяца.
8 января 2008 года войска Северного Судана окончательно покинули Южный Судан.
9—15 января 2011 года в Южном Судане прошёл запланированный референдум о независимости. В ходе плебисцита 98,8 % высказались за независимость, которая была провозглашена 9 июля 2011 года. Северный Судан признал юг днём ранее. Сложности в установлении границы между двумя странами привели к началу вооружённых столкновений в Южном Кордофане (2011 год) и к пограничному конфликту (2012 год) между Суданом и Южным Суданом.
Гуманитарные последствия
Затяжная гражданская война вынудила около 4 миллионов человек стать беженцами. Большинство бежало в крупные города южного Судана, такие как Джуба, другие бежали на север Судана или в соседние страны: Эфиопию, Кению, Уганду и Египет. Многие беженцы были не способны обеспечить себя продовольствием, в итоге многие погибли из-за недоедания и голода. В течение 21 года конфликта погибли около от 1,5 до 2 миллионов человек. Разруха и отсутствие инвестиций в южную часть страны привели к появлению «потерянного поколения».
Подписанное в 2005 году мирное соглашение не остановило кровопролитие в Дарфуре, где продолжился вооружённый конфликт.
Восточный фронт
Восточный фронт — это коалиция повстанческих группировок, действовавших на востоке Судана неподалеку от границы с Эритреей. Восточный фронт протестовал против неравенства и добивался перераспределения доходов от добычи нефти, между местными властями и официальным Хартумом. Повстанцы пригрозили прервать поставки нефти от месторождений в Порт-Судан и сорвать строительство второго нефтеперерабатывающего завода в городе.
Первоначально коалицию повстанческих группировок активно поддерживала Эритрея, однако затем Асмэра стала активно участвовать в процессе мирного урегулирования. В 2006 году правительство Судана и руководство фронта начали переговоры и 14 октября 2006 года подписали мирное соглашение. Соглашение предусматривает разделение доходов от продажи нефти, а также дальнейшую интеграцию трёх восточных штатов (Красное море, Кассала и Гедареф) в одну административную единицу.
Дети-солдаты
Армии обеих сторон зачисляли детей в свои ряды. Соглашение 2005 года было необходимо, чтобы дети-солдаты были демобилизованы и отправились домой. НАОС утверждала, что отпустила 16 000 своих детей-солдат в период между 2001 и 2004 годах. Однако международные наблюдатели (ООН и Глобальный доклад 2004) обнаружили демобилизованных детей, повторно завербованных НАОС. В 2004 году насчитывалось от 2500 до 5000 детей, служивших в НАОС. Повстанцы обещали демобилизовать всех детей к концу 2010 года.
Иностранные поставки оружия
После обретения независимости Суданом главным поставщиком оружия для суданской армии стала Великобритания. Однако в 1967 году после Шестидневной войны отношения Судана и Великобритании резко ухудшились, также как с США и ФРГ. С 1968 по 1972 года СССР и другие страны-члены СЭВ поставили в Судан большое количество вооружения, а также занимались подготовкой кадров для суданских вооружённых сил. На вооружение было поставлено большое количество танков, самолётов и орудий, которые были основным вооружением в армии до конца 1980-х. В результате государственного переворота 1972 года отношения между Суданом и СССР охладели, но поставки оружия продолжались до 1977 года, а в конце 1970-х основным поставщиком вооружений для суданской армии стал Китай. Также в 1970-е годы важным партнёром для Судана был Египет. Египетская сторона поставляла ракеты, бронетранспортёры и другую военную технику.
В 1970-х возобновились поставки вооружения из США. Своего пика они достигли в 1982 году, когда стоимость закупленного вооружения составила 101 000 000 долларов США. После начала войны, поставки стали сокращаться и окончательно завершились в 1987 году. По некоторым данным в 1993 году, Иран профинансировал закупку Суданом 20 китайских штурмовиков. Также иранское руководство оказывало финансовую помощь суданскому правительству.
Повстанцы получали оружие из Эритреи, Уганды и Эфиопии. Посольство Израиля в Кении занималось поставкой противотанковых ракет подразделениям НАОС
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Недавно на политической карте мира появилось новое государство - Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?
ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ
9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9-15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума - столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.
Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга - так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом - война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955-1972 годах.
В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем - сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.
ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ
По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», - переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.
Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.
Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, - только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.
В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти - властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.
Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.
НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО
Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.
Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.
Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.
Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.
Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние - 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.
КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?
По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.
Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.
Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда - главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.
В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».
По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.
В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.
Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.
В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан - на очереди. Остается только немного подождать.
«Конфликт в Южном Судане является прямым следствием затяжной борьбы за власть и контроль за природными ресурсами в стране», - сказал представитель ООН . Он подчеркнул, что отдельные политики Южного Судана «держат в заложниках всю страну».
Жан-Пьер Лакруа отметил, что обстановка в плане безопасности в Южном Судане остается крайне нестабильной. В последние несколько месяцев в штате Большой Верхний Нил участились вооруженные столкновения между Народно-освободительной армией Судана (НОАС) и сторонниками лидера оппозиции Машара. При этом многие лидеры оппозиции руководят отрядами из-за границы и отказываются участвовать в национальном диалоге.
Тем временем страна все глубже погружается в пучину гуманитарного кризиса и разрухи. С 2013 года более двух миллионов человек бежали в соседние страны. Еще 1,9 миллиона жителей Южного Судана стали внутренне перемещенными лицами. Сотрудники гуманитарных учреждений системы ООН по-прежнему сталкиваются с преградами в попытках добраться до жителей, нуждающихся в помощи. Многие из них подвергаются нападениям. Только в августе было зарегистрировано 100 инцидентов, связанных с нападениями на гуманитарный персонал. По всей стране по-прежнему совершаются грубейшие нарушения прав человека. Жители Южного Судана становятся жертвами незаконных арестов, пыток и даже внесудебных казней. В Южном Судане безнаказанно преследуют политических оппонентов и притесняют правозащитников.
« Я хотел бы еще раз заявить, что конфликт в Южном Судане является рукотворным и прямую ответственность за него несут руководители этой страны. Тяжелая экономическая ситуация и продолжающийся конфликт привели к тому, что граждане Южного Судана оказались в опасной и нестабильной ситуации. Они заслуживают лучшего», - подчеркнул представитель ООН. Он добавил, что только лидеры Южного Судана могут отвести страну от края бездны.
«Для этого необходимо проявить подлинную политическую волю и добиться прекращения военных операций, приступить к переговорам и проявить готовность к компромиссу во имя достижения стабильного мира в стране», - заявил заместитель Генерального секретаря ООН. Представитель ООН рассказал, что процесс развертывания Региональных сил в Южном Судане продолжается.
Конфликт в Южном Судане возник в декабре 2013 в результате противостояния между президентом страны Сальвой Кииром и бывшим вице-президентом Риекой Машаром. Со временем он вылился в межэтнические столкновения, которые привели к гибели тысяч людей. В августе 2015 года президент и лидер оппозиции подписали соглашение о мире, однако в стране продолжаются вооруженные действия.