Крещение Господне: главное, что нужно знать о празднике. Крещение господне: все, что нужно знать о празднике
Только-только минули радостные рождественские дни, как на пороге другой важнейший христианский праздник: 19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне, или иначе - Богоявление. В этот день христиане всего мира вспоминают событие, которое описывают все евангелисты — крещение Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном Предтечей (Крестителем).
История праздника
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Он говорил народу о приближении Спасителя, о покаянии и призывал всех креститься во оставление грехов. Это не было таким таинством крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, и многие крестились в Иордане. И вот однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос, достигший 30 лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был изумлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос настаивал и принял Крещение от Иоанна.
А. Иванов. «Явление Христа народу»
Этот праздник также называют Богоявлением . Второе название дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения: на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Евангелист Лука так пишет об этом: «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».
Это было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики (апостолы).
Традиции празднования Крещения
Крещение Господне начали праздновать еще в те времена, когда были живы апостолы. Но сначала Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная примерно с конца IV века, Крещение стало праздноваться отдельно.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, поэтому этот день часто называли «днем Просвещения
» — в знак того, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Сейчас в Православной Церкви оба эти праздника, соединенные Святками
(с 7 по 17 января), составляют единый период.
" Празднику предшествует крещенский сочельник, или навечерие Богоявления. Накануне праздника, как и в рождественский сочельник, православные христиане соблюдают строгий пост.
Он установлен в знак особого почитания Крещенской воды как великой святыни: не принято ничего есть до ее освящения. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из отваренной пшеницы или риса, добавив мед, изюм, сухофрукты, орехи, мак.
Время праздника Крещения в наших широтах обычно совпадает с самыми сильными «крещенскими» морозами. Конечно, бывают исключения, но всё же, если не в сам день Крещения, то в предыдушие или последующие дни морозы чаще всего бывают. Да и неудивительно - как-никак, самая середина зимы!
Освящение воды
Главная особенность крещенского богослужения — это освящение воды, или великое водосвятие. Воду освящают два раза. Первый - 18 января, в крещенский сочельник, чином великого освящения воды, в купели, стоящей в центре храма. Второй раз — в сам день Крещения Господня, 19 января.
" Вода, освященная 18 января, ничем не отличается от воды, освященной 19 января.
Освященную воду можно взять в храме в день самого праздника, после водосвятия, либо в последующие дни.
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К крещенской освященной воде христиане с древних времен относятся с большим почтением. По традиции, крещенскую воду хранят год, до следующего праздника Крещения. Пьют ее обычно натощак, благоговейно и с молитвой.
С освященной водой священники в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя жилища и их самих. Сейчас среди православных христиан принято самим в день праздника окроплять святой водой свои дома.
В праздник Крещения издавна было принято освящать воду в любом местном водоеме: реке, озере. Во льду прорубалась «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест. После литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, трижды опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду.
фото с сайта pravoslavie.ru
" Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, есть описание шведского посланника в Москве о том, как освящали воду в реке Неглинной 6 января 1699 года, в присутствии самого Петра I.
Окунаться ли в прорубь на Крещение?
Многие даже окунаются в ледяную купель, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) - это вовсе не церковное таинство. Церковь учит нас, что грехи прощаются только покаянием, через таинство исповеди. А крещенские погружения («купания») - это просто интересная народная традиция празднования Крещения Господня, совсем не обязательная для христиан.
фото с сайта foma.ru
Если же вы все-таки решили окунуться в иордань, то должны делать это разумно, учитывая состояние своего здоровья, и благоговейно, с молитвой. И, конечно, купание в проруби не сможет заменить присутствие на праздничном богослужении в храме.
Надо помнить и о правилах предосторожности:
- купаться можно только там, где обустроен специальный вход в воду;
- нельзя предпринимать это в одиночестве, рядом должен быть человек, который сможет помочь при необходимости;
- разумеется, необходимо быть трезвым;
- желательно иметь с собой плед или одеяло, а одежда должна быть удобной для быстрого надевания.
17.01.17
Юлия Воронцова
использованы материалы сайтов foma.ru, pravmir.ru
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.
Что такое Крещение Господне
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.
Крещение Господне — история праздника
Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.
Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.
События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).
Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Что можно есть на Крещение Господне
Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.
Народные традиции Крещения Господня
Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.
На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.
На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня
Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:
«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».
Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чаши леса метелью, —
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, - даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, - а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.
В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, - и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
Крещение Господне. Мозаика, монастырь Осиос Лукас, XI в.
Праздник Крещения Господня
(другое название - Святое Богоявление
) - это православный праздник, который совершается ежегодно 19 января
(6 января по старому стилю). Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории - Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Крещению Господню предшествует несколько дней предпразднества, а после него - попразднество. Все знают, что в этот день и накануне, в сочельник, бывает освящение воды
. Обычно в эти дни в храм приходят даже те, кто обычно не посещает службы - «за водой».
Иоанн Предотеча был на полгода старше Исуса Христа. Предание говорит о том, что во время избиения младенцев Иродом Елизавета скрылась со своим сыном Иоанном в пустыне, а его отец, первосвященник Захария, был убит в храме, поскольку не выдал своего сына воинам Ирода. В память об этом в каждом православном храме из Алтаря, через Царские врата на амвон и вниз по ступеням, расстилается красная ковровая дорожка, как символ пролитой крови праведника.
Еще полезного чтения:
————————
Библиотека Русской веры
Воспоминание святаго Богоявления Господа и Бога нашего Исуса Христа.
История празднования Крещения Господня
Праздник Богоявления Господня известен уже во II-III веках. Тогда одновременно праздновали и Его Крещение . Начиная с IV века Рожество Христово празднуется 25 декабря, а 6 января - Крещение Господне. Второе название праздника, Богоявление, указывает на явление Троицы. Когда Господь Исус Христос выходил из вод Иордана, все присутствовавшие слышали голос Бога Отца и видели, как Дух Святой сошел в виде голубя. Празднику Крещения Господня, как и Рожеству Христову, предшествует сочельник - день строгого поста. Если сочельник совпадает с воскресеньем, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а Литургия Василия Великого совершается в сам день праздника.
Иоанн Предотеча (т.е. идущий впереди) проповедовал в пустыне Иудейской, подготавливая людей к принятию учения Господа Исуса Христа. «Покайтесь, - говорил он пришедшим людям, - приблизилось Царствие Небесное!» Множество народа приходили слушать его проповедь, каялись в своих грехах и принимали крещение в водах Иордана. Исус Христос пришел из Галилеи к Иоанну, прося крещения. Иоанн отвечал ему: «Мне следует креститься от Тебя, а Ты требуешь от меня крещения! » Но Господь повелел Предотече совершить крещение. Когда Исус Христос вышел из воды, раскрылись небеса, и Дух Святой сошел в виде голубя, и слышен был голос Бога Отца:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).
Крещение Господне. Праздничное Богослужение
Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне - навечерие («сочельник»), затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба . Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств. Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью (одеждой) пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: «Измыйтеся, и чисти будете » (Ис. 1, 16-20). Псалмы царя Давыда, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой.
В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Об этом обычае напоминают многие моменты службы: бо́льшее, чем обычно, количество паремий, отрывков из пророческих и повествовательных книг Ветхого Завета, во время чтения которых совершалось Таинство крещения, пение «Елицы во Христа крестистеся…» и даже само освящение воды.
Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!» Затем следует лития - ряд стихер, в которых говорится о событиях, происходивших на Иордане 2000 лет назад. Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня.
Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню?» Видя Господа, Предотеча «рaдуетсz дш7eю и3 трепeщетъ рук0ю. показu1етъ є3го2, и3 гlетъ лю1демъ, сeй и4же и3збавлszи ї}лz, свобождaz нaсъ t и3стлёніz» .
Другая стихера рассказывает о том, как дрожала рука Крестителя и потекли назад речные воды - они не смели прикоснуться ко Господу: «Трепетaше рукA кrти1телева, є3гдA пречcтому ти верхu2 коснu1сz. во€врати1сz їwрдaн8скаz рэкA в8 спsть, не смёz прибли1житисz тебЁ ».
Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. « Е$же t дв7ы сlнца, ви1дz и4же t непл0дове свэти1лникъ свётлыи. во їwрдaнэ просsща кRщeніz. ќжасомъ и3 рaдостію вопіsше к8 немu2, ты2 мz w©ти2 вLко б9eственымъ kвлeніемъ свои1мъ ».
(Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим»).
Каноны празднику написали гимнографы, жившие в VIII веке, - преподобные Козма Маиумский и Иоанн Дамаскин. Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле (Тит. II, 11-14; III, 4-7) говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии (Мф. III, 13-17) повествуется о крещении Спасителя от Иоанна Предотечи.
————————
Библиотека Русской веры
→
В праздник Крещения Господня совершается два водоосвящения. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое - в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь - «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя » и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи ». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину.
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст
В о їwрдaнэ крещaющутисz гDи, трbческое kви1сz поклонsніе, роди1телевъ бо глaсъ свидётельствоваше ти, во€лю1бленнаго тS сн7а и3менyz, и3 д¦ъ в8 видёніи голуби1нэ, и3звёствоваше словеси2 ўтвержeніе. kвлeисz хrте б9е, и3 мjръ просвэщeи, слaва тебЁ.
Русский текст
Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца): Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст
Я ви1лсz є3си2 днeсь вселeннэй, и3 свётъ тв0й гDи знaменасz на нaсъ, и4же в8 рaзумэ пою1щихъ тS, пріи1де и3 kви1сz свётъ неприкосновeнныи.
Русский текст
Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».
Святая вода, великая Агиа́сма
По церковному Уставу освящение воды бывает пять раз в год: накануне и в день праздника Крещения, на праздник Преполовения Пятидесятницы (между Пасхой и Троицей), на праздник происхождения Честнаго Креста («первый Спас», 1/14 августа) и на престольный, храмовый праздник. Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой».
Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени - три часа после освящения или, за дальностью пути - один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами (как и в том случае, если пролилось Причастие). Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « » .
Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв.
Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника.
Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи
Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение.
Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте (даже дети и подростки старались не есть «до звезды»), а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. е. до освящения воды после обедни.
По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» (признак, что Христос погрузился в воду). Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение.
В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами (для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние (углубление), после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад - все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться.
К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню.
Есть также люди, относящиеся к святой воде как к о́берегу. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры.
Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « ».
Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен.
Иконы Крещению Господню
Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей.
В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках.
Богоявленские храмы
Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника.
Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. сыном благоверного великого князя Александра Невского - первым московским князем Даниилом. Одним из его первых игуменов был Стефан - старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. тысяцким Протасием. В 1624 г. храм начали перестраивать. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов.
Во имя Богоявления Господня освящена церковь в Пскове. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье. Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик - бегунок - поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи.
Во имя Богоявления освящена церковь Иосифо-Волоцкого монастыря под Волоколамском. Эта церковь была заложена в 1504 году преподобным Иосифом. Церковь строилась на деньги князя Семена Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.
Во имя Богоявления освящен Авраамиев монастырь в Ростове Великом. Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 гг. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна (в первом ярусе оформленные своего рода порталами) позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика - часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием - нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами (не сохранилось). К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом (не сохранились).
Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор - древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций.
Церковь Богоявления Господня в пос. Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. Храм был построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном - это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Ш. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В 1990 году церковь отдали Костромской и Галичской епархии РПЦ.
В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами.
Богоявленская церковь в селе Пянтег Пермской области - самая древняя деревянная постройка Урала. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете (он убран в начале XX века) завершался открытым ярусом звона и высоким шатром.
В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехренгу, и по реке Мехренге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. храм был разрушен.
Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг., где упоминаются стоявшие на этом месте две церкви:
Церковь Богоявление Господне да церковь Пятницы Парасковеи деревянные клецки, а в них Божие милосердия образы месныя и книги и ризы и колокола и всякая церковное строенья тое ж церкви попа Еуфимья Иванова.
Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. здесь упоминается только одна деревянная церковь - Богоявленская. В XVIII столетии деревянный храм заменили каменным. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли.
На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда (ныне Няндомский район Архангельской области) при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным (1631-1642 гг.). В книге «Русское деревянное зодчество» (1942 г.) в Елгомской пустыни среди храмов пустыни упоминается в том числе и Богоявленская церковь, построенная в 1643 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась.
Также церковь во имя Богоявления располагалась на Красновском погосте, в д. Труфановская Архангельской области. В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы.
Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом. Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века. К ней примыкает церковь св. Ферапонта.
В г. Орше Республики Беларусь в 1623 г. был основан Богоявленский мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Обитель располагалась в Кутейно - юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 гг. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г.
Во имя Богоявления освящена церковь в г. Остроге (Украина). Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят строительство церкви к первой половине XV в., другие - к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887-1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готико-ренессансными чертами. Сегодня это кафедральный собор.
Также во имя Богоявления Господня освящен придел (между 1537 и 1542 гг.) Преображенского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в г. Вологде и придел (1648 г.) Вознесенской церкви в г. Великом Устюге.
Выговская обитель, старообрядческий центр поморского согласия, также носила наименование Богоявленской: Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братия Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления . Основанная уцелевшими иноками Соловецкого монастыря, обитель существовала до середины XIX века.
В настоящее время старообрядческих Богоявленских храмов немного. Престольный праздник сегодня в белокриницком приходе с. Новенькое (Румыния). Две поморские общины - в Латвии и в Витебской области (Беларусь) также отмечают сегодня храмовый праздник.
Крещение Господне - третий и завершающий большой праздник рождественско-новогоднего цикла, который еще называют Иордан. Православные и греко-католики отмечают его 19 января, поэтому оно совпадает с праздником Богоявления. Однако эти праздники следует различать.
История праздника
С Крещением Господним связывают крещение в Иордане Христа. Когда Иисус Христос достиг 30-летнего возраста, он принял крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордане. Когда вышел на берег - с небес послышался голос Бога-Отца, который назвал Иисуса своим сыном, и на него сошел Святой Дух в образе голубя. Отсюда еще одно название праздника - Богоявление. Православные и греко-католики считают, что именно этот праздник подтверждает таинство Святой Троицы. Ведь в этот день, по христианскому учению, явился Бог в трех ипостасях: Бог Отец - в голосе, Сын Божий - во плоти, Дух Святой - в виде голубя.
18 января по новому стилю празднуют "Голодную кутью" или второй Святой Вечер. Весь этот день верующие люди ничего не едят - постятся. Садятся ужинать только с вечерней зарей. На ужин подаются постные блюда - жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины на масле и кутья и узвар.
В ряде западных регионов Украины, в частности, на Галичине "голодная кутья" отмечается как Щедрый Вечер. Опять, как и на Сочельник, накладывают сено на стол под кутью и ставят "дидуха" на угол.
Крещенская вода и ее свойства
В полночь перед Крещением набранная из реки вода считается целебной; она хранилась за образами в случае ранения или тяжелой болезни.
Еще за неделю до Крещением прорубали на реке прорубь, выпиливали из льда большой крест, ставили его над прорубью и обливали свекольным квасом, чтобы был красный. У креста строили - тоже изо льда - престол. Все это украшали аркой из еловых или сосновых веток - "царские врата".
Утром в церкви проходит богослужение. После него весь народ идет процессией на речку к кресту. Впереди несут деревянный церковный крест и хоругви, хор поет "Глас Господа...", за хором идет священник, а за священником - народ. К реке на Крещение идут все: старые, молодые и дети. Каждый несет с собой бутылку или кувшин для воды.
На реке, у креста, вся процессия останавливается и становится на льду большим красочным кругом. После недолгой службы священник трижды погружает в прорубь крест и читает молитву.
Когда вода освящена, люди подходят к проруби и набирают ее в свои сосуды. С древнейших времен христианская церковь считает освященную иорданскую воду святой. Эта вода имеет силу очищать и исцелять душу и тело человека. Иорданской водой также сбрызгивают дом, чтобы его обходило всякое несчастье. Некоторые священники даже убеждены, что не существует лекарств лучших, чем святая вода.
В день Крещения верующие могут искупаться в проруби - чтобы вылечиться от недугов. Традиция купания на Крещение есть во всех христианских странах. После того, как батюшка освятит воду в проруби, желающие погружаются с головой три раза, крестясь и произнося молитву. Суть обряда заключается в том, что верующие готовы пойти за Христом, принимая крещение и христианскую веру. Он исключительно добровольный, поскольку никто не обязан окунаться в холодную воду.
Поверья и традиции
После освящения все люди возвращаются домой. Отец берет из-за образа Божьей Матери пучок сухих васильков, мочит их в свяченой воде и кропит все в доме; затем берет мел и чертит кресты на образах, двери и шкафах. После этого семья садилась за стол, но перед едой пили святую воду, так как считается, что освященная на Крещение вода должна употребляться натощак, ведь именно при этом условии она имеет наибольшую силу.
После обеда девушки бегают к реке умываться в "иорданской воде" - "чтобы были розовые лица". На Гуцульщине парни водят своих девушек к проруби, "чтобы ся умыла и красна была".
В местностях вдоль Днепра было когда-то немало верований и примет, связанных с "Иорданью". Так, когда процессия шла на реку, то "знающие" люди присматривались: если перед хоругвями пролетят воробьи - несчастливый год для детей, грачи - для молодых людей, а если пролетят гуси, то старики этом году будут очень болеть, а то и умирать.
Пепел после Рождественских праздников нельзя хранить - ни в доме, ни во дворе, потому что "будет пожар"; вечером на Крещение его надо вынести на реку и высыпать на лед.
Наши предки верили, что когда священник погружает крест в воду, все черти и всякая нечистая сила выпрыгивают из реки и остаются на земле до тех пор, пока какая-то из женщин не придет на реку стирать белье. Когда грязное белье опустится в воду, то вместе с ней ныряют в воду и все черти, которые мерзли на земле. Поэтому набожные старики раньше не позволяли своим невесткам стирать белье в течение целой недели после Крещения - "чтобы больше вымерло нечистой силы от крещенских морозов".
После Крещения начинался новый свадебный сезон, который продолжался до Великого поста. Это было время веселья и развлечений. Молодежь собиралась на вечерницы, семьи ходили друг к другу в гости.
Крещение - время гаданий
Канун Крещения считается одним из самых благоприятных моментом для гаданий. Перед тем, как гадать, нужно подготовиться: избавиться от одежды с узлами, одеть что-то простое и просторное, распустить волосы. Гадания всегда считались если не святотатством, то нарушением установленных правил, ведь люди, которые осуществляли, решались узнать то, что человеку в принципе знать не положено. Поэтому, опасаясь кары божьей, гадающие девушки пытались убрать в крещенский вечер из помещения все напоминания о своей ответственности за этот грех перед высшими силами - снимали крестики с шеи, завешивали иконы, а по завершении гадания читали молитвы и умывались святой водой.
Одно из самых распространенных гаданий - с сапогом. Выйдя из дома, девушка бросала его перед собой. Куда показывал носок, оттуда и суженого ждать. Если же он указал на дом, сидеть еще целый год в девках. Чтобы узнать имя суженого, нужно выйти на улицу и спросить имя первого встречного мужчины.
Увидеть и узнать о том, кто будет суженным, можно во сне несколькими способами:
Способ №1. Перед сном чистой расческой расчесать волосы, затем положить ее под подушку и произнести: "Суженый-ряженый, приди ко мне, расчеши мои волосы".
Способ №2. Съесть на ночь что-то соленое и не пить после этого. А когда ложиться спать, сказать: "Суженый-ряженый, приди ко мне и напои меня водицей".
С помощью гадания можно узнать свое будущее в текущем году. Для этого нужно взять шесть рюмок с водой и положить в них соль, сахар, кусочек хлеба, монету, кольцо и спичку. Не глядя, нужно выбрать одну рюмку и по ее содержимому определить будущее. Если выпала соль - к слезам, печали; сахар - сладкая жизнь, удача; хлеб - сытая жизнь; монета - к деньгам; кольцо - замужество или женитьба; спичка - к ребенку.
Чтобы узнать сбудется ли желание, нужно рассыпать на стол пригоршню мелких предметов, например, орешки, семечки и т.п. После этого загадать желание и пересчитать количество предметов. Если их число четное - желание сбудется, соответственно, число предметов нечетное - желание не сбудется.
С празднованием Крещения Господня связано множество примет и традиций. Они зародились еще в древние времена и соблюдаются верующими по сей день.
Крещение Господне завершает Святки и возвещает о великом событии. Этот праздник называется также Богоявлением, потому что именно во время крещения Христа Господь явил себя и гласом возвестил всех о том, что те видят перед собой его возлюбленного сына.
Традиции и обычаи Крещения Господня
Одной из традиций праздника является омовение в проруби . Одни считают это данью вере, очищаются таким образом от греховных помыслов. Другие же полагают, что купаться в проруби с освященной водой нужно лишь новообращенным в веру, чтобы утвердиться в своих помыслах. Церковь не навязывает купание и лишь исполняет обряд освящения воды.
Крещенская вода , которую повсеместно набирают из источников и уносят из церквей, обладает исключительными свойствами. По поверьям, она может исцелить от любых недугов, защитить людей и помочь в борьбе с искушениями.
Еще одной традицией, укоренившейся много веков назад, является освящение дома свежей крещенской водой. Для этого главе семьи нужно взять ветвь вербы, принесенную из церкви во время празднования Пасхи, смочить ее водой и окропить все комнаты.
С праздника Крещения в церквях открывают сезон венчания, который продлится вплоть до Масленой недели. В это время все желающие узаконить свои отношения перед Господом могут пройти таинство и скрепить свой союз священными узами брака.
- солнечная погода сулит засушливое лето;
- хороший урожай ожидают, если погода пасмурная и влажная;
- если Крещение попадает на Полнолуние, то весной можно ожидать сильных паводков;
- яркое звездное небо также указывает на сухое лето, но и на урожай лесных даров;
- ветер, дующий с южной стороны, сулит множество летних гроз.
Не менее важной традицией на праздник считается сбор всех родственников за одним столом, на котором присутствуют самые разнообразные блюда.
Вернувшись после вечернего молебна, можно защитить свой дом так, как делали это наши предки. Для этого мелом или с помощью копоти от церковной свечи необходимо нарисовать над каждым дверным и оконным проемом по кресту.
Нередко после того, как крещенская вода набрана, люди используют ее для снятия с себя и с дома сглаза и порчи. Любое действие, совершенное со святой водой, должно сопровождаться молитвой и искренней верой в благополучный исход.
Празднование часто завершается символичным выпуском голубей. В этот день старайтесь поддерживать хорошее настроение и откажитесь от бранных слов . Посетите друзей и родственников, поблагодарите их за все и попросите прощения за то, что могло их оскорбить или обидеть. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и
19.01.2018 04:46
Богоявление Господне - один из важнейших православных праздников. Ежегодно в честь этого события проходят торжественные...
Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...