Какие таблетки надо пить после удаления желудка. Питание после резекции желудка. Особенности пищеварения пациентов после гастрэктомии
![Какие таблетки надо пить после удаления желудка. Питание после резекции желудка. Особенности пищеварения пациентов после гастрэктомии](https://i1.wp.com/kocmi.ru/files/img/pravshi-i-levshi21.gif)
Кандидат педагогических наук М. Шохор-Троцкая.
Марианна Константиновна Шохор-Троцкая (Бурлакова) много лет изучает левшей, людей, для которых левая рука - ведущая. По специальности она педагог-дефектолог, один из ведущих отечественных специалистов по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых. Ею написано около ста научных работ, в том числе шесть монографий, и глава в учебнике "Логопедия". Левшами занимается с 1974 года. Неоднократно выступала в периодической печати со статьями "Трудно быть левшой", "Помогите левше", "Берегите левшу" и др. В 2001 году вышла в свет ее книга "Советы логопеда", в которой в популярной форме рассказано о причинах нарушения речи в дошкольном возрасте.
Наука и жизнь // Иллюстрации
"Поза Наполеона" у левши.
Наш мозг воспринимает тело совсем не так, как мы: в первую очередь в нем уделяется место тем органам, которые нуждаются в координации.
Правильная постановка руки левши при письме.
Такими должны быть печатные прописи для левшей. Глядя на образец, ребенок легко обводит пунктиром написанные буквы и слова.
В каждом детском саду, в каждой школе есть дети с недостатками речи, с заиканием, а для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные сады и школы.
В чем же дело? Неужели нарушения речи у детей нельзя предупредить, как предупреждают многие другие заболевания? Ведь это мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, ограничивает его в выборе интересной специальности, порождает комплекс неполноценности.
Уверяю вас, многие речевые нарушения можно предупредить или преодолеть в дошкольном возрасте. Но для этого надо знать причину их возникновения.
ОДНА ИЗ СКРЫТЫХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕАндрюша и Таня - брат и сестра, погодки. Родители решили отдать их в школу одновременно. Но вот что удивительно: пятилетняя Таня вполне прилично для своего возраста читает и пишет, а Андрюша, которому шесть лет, никак не может освоить ни чтение, ни письмо, неправильно произносит некоторые звуки. Андрюша - хрупкий, плаксивый, немного неуклюжий ребенок, ему нередко достается от сверстников. Через год идти в первый класс, а он совершенно не готов к этому. Возможно, мальчика ожидала бы судьба двоечника, если бы родители вовремя не обратились к логопеду.
Многолетний опыт работы - как со взрослыми, потерявшими речь после инсульта, так и с детьми - подсказал мне, что мальчик, скорее всего, левша. Убеждаюсь в этом с помощью несложных тестов.
Затем спрашиваю маму, не левша ли ее сын? Да, подтверждает мама, в раннем детстве он предпочитал все делать левой рукой, однако она его переучила.
А вот другой пример. Ко мне обратилась за помощью мама восьмилетнего мальчика. При достаточно высоком интеллекте ребенок постоянно получал двойки из-за того, что очень плохо и медленно читал, а также писал с невообразимыми ошибками: пропускал или переставлял буквы, слоги, не всегда чувствовал границы слов, писал их слитно (особенно слова с предлогами). Когда же дело доходило до чтения на скорость, мальчик от волнения начинал заикаться. В результате первый класс он закончил с большим трудом и лишь условно был переведен во второй.
Третий пример. Мама и папа привели на консультацию мальчика, дважды остававшегося на второй год в первом и втором классах, после чего его перевели в школу для детей с нарушениями речи. При неплохом интеллекте мальчик начал говорить в четыре года. В раннем детстве был любознателен, подвижен, несмотря на плохую координацию движений в быту и в игре (неловко брал ложку, вилку, неудачно бросал мяч и т. п.); очень любил слушать, когда ему читали сказки, басни, знал немало стихотворений. Поступив в школу для детей с нарушениями речи, мальчик одинаково неловко рисовал и писал, то и дело перекладывая карандаш из одной руки в другую. С трудом давался ему и счет в пределах десяти (стесняясь, тайком он обращался к пересчету пальцев на руках). Были сложности и с чтением. И все это при довольно обширном объеме воспринятых на слух знаний: родители (научные сотрудники) читали сыну все интересное, вплоть до энциклопедии для начальной школы.
При первом же общении с родителями выяснилось, что они оба левши, хорошо владеющие правой рукой и обучавшие сына буквально с пеленок владению правой рукой. А мальчик был упорным левшой.
Во время обследования он с интересом решал интеллектуальные тесты, соответствующие его возрасту. Но активность мальчика мгновенно исчезла, как только я предложила ему написать несложные (из трех-четырех слов) предложения, а затем прочитать текст из "Книги для чтения" для первого класса и решить несколько арифметических примеров в пределах от 1 до 20. Потекли слезы, и мама увела сына погулять, а отец в отсутствие мальчика извлек из портфеля множество тетрадей, пестревших сплошными красными двойками.
Было над чем подумать, и не только над двойками, которые сами по себе отбивали у ребенка желание учиться, но и над невероятным обилием самых неожиданных ошибок необычного школьника. Тетради я взяла для изучения ошибок, а вернувшегося ученика попыталась расположить к себе, расспросив его, что он умеет и любит делать. Оказалось, его неловкие в письме руки неплохо исполняют несложные музыкальные пьески на пианино, мастерски что-то выпиливают лобзиком. ...И вдруг мальчик, улыбаясь, заговорил со мной на каком-то непонятном языке. Я удивилась, тогда он взял книгу и начал по ней читать справа налево! А затем - то слева направо, то справа налево. Читает и хохочет, радуясь моему недоумению.
Так вот в чем дело! Редко упоминаемый в научной литературе феномен Леонардо да Винчи: спонтанно возникающее умение левшей писать справа налево, зеркально, и произносить не только слова, но и целые фразы "шиворот-навыворот". Возможности нашего мозга удивительны!
Пользуясь навыками сложного зеркального письма, Леонардо да Винчи зашифровал на несколько веков свои технические изобретения. Одновременно работая левой и правой рукой, он одной чертил, а другой писал поверх чертежа. Но то был гений! А тут несчастный ребенок, запутавшийся между своим ведущим левым глазом, читающим справа налево, и формируемыми в школе навыками письма слева направо! Хорошо, что у него оказались такие ищущие истину родители, а то ведь отбить желание учиться немудрено.
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕПроблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка бревен и т. п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце "шеренги" на сенокосе или жатве. Над ними смеялись, их унижали. Мало того, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности, чуть ли не уродством. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, насколько вредны такие действия.
Зачастую переучивали детей с левой руки на правую и в привилегированных сословиях. Чтобы малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.
Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши и где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем "левизна" помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от школьных педагогов, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать.
К счастью, в последние годы публикации в периодической печати о вредности переучивания левшей дали свои плоды. Отношение к леворуким людям существенно изменилось. Общество старается создать им условия для нормальной жизни. Во многих странах существуют специальные магазины для левшей, где можно купить различные приспособления, спортивный инвентарь, швейные машинки, компьютерные клавиатуры, ножи, ножницы. На заводах и фабриках есть станки для леворуких. У нас пока этого нет, но отрадно уже то, что педагоги да и многие родители понимают: "левизна" - это не каприз и не упрямство ребенка. Она объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребенок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.
ПОЧЕМУ ЛЕВША? ЗАГАДКИ И ОТГАДКИПреимущественное использование одной части тела по сравнению с другой характерно для человека, гориллы и шимпанзе (однако недавно зоологи, изучавшие ворон, обитающих на острове Новая Каледония, установили, что для этих птиц тоже характерно правшество и левшество: превращая листья в подсобный инструмент для добычи насекомых, вороны гораздо чаще используют правую сторону клюва, нежели левую; по моим наблюдениям, кошки, играя с пойманной мышью, подбрасыва ют ее чаще правой лапой, чем левой, смею предположить, что им тоже свойственно правшество и левшество).
Существует точка зрения, что преимущество правой руки оформилось с обретением человеком речи. Человек заговорил, и усилилась активность того полушария мозга, которое управляет правой стороной тела.
Одна из первых серьезных работ по леворукости была опубликована в Лондоне в 1905 году. Ее автор английский офтальмолог и невропатолог, доктор медицины Джон Джексон придерживался социальной теории леворукости. Он считал, что это - результат привычки, а, значит, всех детей-левшей надо учить пользоваться обеими руками попеременно.
Исследование мозга леворуких и праворуких индивидуумов провел в 1871 году английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека. Впрочем, некоторые современные ученые считают, что анатомические различия мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий и выбор ведущей (рабочей) руки.
Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули.
Большинство придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответствен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие - находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки.
Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Так, если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.
ПРАВШИ И ЛЕВШИ, АБСОЛЮТНЫЕ И ПАРЦИАЛЬНЫЕЛевшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту.
Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении - зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховое восприятие музыки, звуков природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т. п., интонаций и тембра голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. п.
У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) - все наоборот.
Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причем более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки рукости могут не совпадать тесты на "пальцы рук в замке" и "позу Наполеона". Такая мозаика доминантных и субдоминантных по речи отделов мозга характерна для многих лиц с признаками левшества.
Как показал мой сорокалетний опыт работы со взрослыми, перенесшими инсульт или травму головного мозга, речь у парциальных левшей восстанавливается значительно лучше, чем у абсолютных правшей, поскольку реализуется зачастую обоими полушариями мозга.
ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ И ВЕДУЩЕГО ГЛАЗАТестами для определения рукости у младенца являются наблюдения за тем, какой рукой он тянется к висящим перед ним погремушкам, берет игрушку; позже: складывает пирамидку из кубиков, берет карандаш, рисует, бросает мяч, держит ложку и т. д.
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.
Скрестите руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.
Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.
Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.
Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены - крупнее.
Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.
Возьмите карандаш. "Прицельтесь", выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий, и наоборот.
Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.
Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.
Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способству ет гармоничному развитию обоих полушарий мозга.
Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НАША НЕНУЖНАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ?В настоящее время общепринятым считается мнение, что младенцев не следует пеленать. Как взрослому, так и ребенку необходима свобода движений. Ограничение движений ребенка тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. Вот тут-то и появляется проблема правшества и левшества у малыша. Ограничение движений левой руки у новорожденного левши сказывается на ломке заложенной природой моторной системы коры головного мозга, которая называется соматотопической проекцией. У правши соматотопическая проекция всего тела человека, прежде всего его подвижных частей и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба), генетически заложена в левом полушарии головного мозга, у левши - в правом полушарии. Пеленание левой руки у младенца-левши приводит к тому, что возникает пространственная ломка формирования движений: стимулируются движения правой, не основной руки, а основная, ведущая рука остается без стимуляции. Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата (см. схему соматотопической проекции в коре головного мозга). Развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть", ее все время "запихивают" в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.
Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.
Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.
Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже - к негативизму, уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигатель ная пластика. А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой.
Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.
Приведу ряд примеров из жизни взрослых левшей. (Я уже писала, что работала в клинике с тяжелобольными людьми, потерявшими вследствие инсульта речь и разучившимися читать и писать. В неврологии это называется афазией.) Нередко с возрастом люди забывают о своем левшестве в детстве и отрицают его. Одна больная - портниха, отрицавшая, что она левша, - неожиданно вспомнила, что шьет она правой рукой, как научила в детстве мать, а обметывает петли, швы и подшивает подол только левой. Молодой человек, считавший себя правшой, вдруг во время обследования заметил: "Все делаю правой, а надписи и портреты на памятниках режу только левой рукой!" Третий больной на вопрос, кем он хотел стать в детстве, горестно сказал: "Как отец, хотел стать скрипачом, но была война, негде было достать скрипку для левой руки!" Так неожиданно взрослые люди вспоминают, что в детстве они были левшами.
ЛЕВША ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ОН ЛЕВШАДа, технические манипуляторы созданы для праворуких, но ведь переученный левша в экстремальных условиях за рулем непроизвольно начинает "крутить баранку" левой рукой и летит под встречный транспорт.
Среди художников, поэтов, писателей, актеров, математиков, композиторов, скрипачей и виолончелистов (у которых огромная нагрузка лежит на кисти левой руки) немало левшей. Левши дали человечеству многих гениев в самых разных областях: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. И. Даль, И. П. Павлов, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Г. М. Вицин...
Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками. Не отбивайте у него стремления учиться. Пусть ему все будет интересно. Пусть ребенок знает, что он левша: повзрослев, он будет более внимательным за рулем, за штурвалом, у пульта управления.
ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ЛЕВШЕ?Очень важно определить ведущую руку и ведущий глаз у ребенка до школы.
Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука в одном или обоих тестах правая, помогайте ему освоить чтение, помечая цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать, а позже чертой сверху вниз фиксируйте направление взгляда.
Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, "в обратную сторону". Делать им замечания бесполезно. Лучше предложите ребенку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала..., затем...), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.
Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5-2 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естествен но, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди. Не забывайте о том, что при письме и рисовании свет у леворукого ребенка должен падать справа.
Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка. В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа. Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что все трудности временные.
Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятия спортом, лепкой, рисованием (или увлеките вышиванием, вязанием, плетением макраме, оригами).
Позаботьтесь о рациональном режиме дня, без перегрузок. Ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется.
Если к пяти годам ребенок не освоил произношение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые - мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе при письме он будет путать эти звуки (буквы), что скажется на успеваемости. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно решить в том же пятилетнем возрасте, до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками. И главное, развивайте у малыша желание учиться, хвалите его за малейшие успехи. Вспомните простейшие речевые игры на внимание: летает - плавает, высоко - низко и т. д. Научите ребенка читать вывески на магазинах, слышать в слове слоги с одинаковыми, утрированно произнесенными звуками (например, звонок - заноза - коза - зуб). Обращайте его внимание на длину слов, на первые и последние буквы слов, уточняйте значения слов, близких по звучанию: дом - том, бочка - почка, крыша - крыса и т. п. Отбивайте хлопками в ладони при чтении стихотворений, при пении (или танцах под пение) ритм музыки и рифмы текста, число слогов в слове. Напишите имена близких людей и попросите определить порядок отдельных звуков. Делайте все в виде игры. Когда ребенок ошибается, не замечайте этого, похваливайте за находчивость и усердие, за то, что он уже так много умеет и знает. Расскажите ему о Левше из сказки Н. С. Лескова, подковавшем блоху. Познакомьте с географической картой. Заинтересуйте биологией, ботаникой. Рассказывайте обо всем интересном. Расширяйте кругозор ребенка, но... не переучивайте его с левой руки на правую. Это не только насилие над психикой, не только унижение человеческого достоинства, но и грубое вмешательство в сложнейшую деятельность мозга. Деликатно помогите своему ребенку адаптироваться к техническим приспособлениям, сделанным для правой руки. И тогда он будет радовать вас своими успехами в учебе, любознательностью, наблюдательностью. И не будет никаких проблем с второгодничеством. А помощниками вашими станут логопед, воспитатель детского сада, учитель первого класса.
Литература
Балонов Л., Деглин В. - Л.: Наука, 1976.
Речь и афазия. - М.: Медицина, 1997.
Бурлакова М. Советы логопеда.
Вейн А. Мозг и творчество.
Маркина Н. "Наука и жизнь" № 6, 2001.
Мозг человека. "Наука и жизнь" № 4, 1962.
Николаенко Н. Возвращение из небытия. "Наука и жизнь" № 8, 2001.
Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий. "Наука и жизнь" № 6, 1984.
Хомская Е. М.: МГУ, 1995.
М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Балонов Л., Деглин В. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. - Л.: Наука, 1976.
Бурлакова М. (Шохор-Троцкая). Речь и афазия. - М.: Медицина, 1997.
Бурлакова М. Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
Вейн А. Мозг и творчество. "Наука и жизнь" №№ 3, 4, 1983.
Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница? "Наука и жизнь" № 6, 2001.
Мозг человека. "Наука и жизнь" № 4, 1962.
Николаенко Н. Возвращение из небытия. "Наука и жизнь" № 8, 2001.
Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий. "Наука и жизнь" № 6, 1984.
Хомская Е. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. - М.: МГУ, 1995.
Шохор-Троцкая М. (Бурлакова). Коррекция сложных речевых расстройств. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
МОЗГ ЧЕЛОВЕКА В ЦИФРАХ
Вес головного мозга взрослого человека составляет лишь 2% от общей массы тела.
По приблизительным подсчетам, мозг содержит 100 биллионов нейронов - нервных клеток, отвечающих за чувственное восприятие, умственную и двигательную активность человека.
В любой конкретный момент мозг омывается 15% всей крови и поглощает 20% питательных веществ и кислорода.
Тест для определения ведущего глаза"Прицельтесь", выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий, и наоборот.
Тесты для определения ведущей рукиСкрестите руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей.
Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений. Помощь родителей ребенку-левше
Помогите ребенку освоить чтение, помечая цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать.
Позаботьтесь о правильной постановке руки при рисовании и письме.
Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости. Учтите, оно выражается не только в высказанном вами упреке, но и в тяжелом вздохе, когда вы берете в руки тетрадь, и в нетерпении при объяснении.
В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа.
Не драматизируйте ситуацию школьных неудач.
Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятия лепкой, рисованием, оригами и т. п.
Позаботьтесь о рациональном режиме дня, чтобы ребенок не испытывал перегрузок.
Ручки, ножницы, машины, компьютерные мыши... Все эти вещи рассчитаны на 85% человечества — на правшей. В последние годы ученые стали уделять внимание левшам как совершенно иным, по-другому мыслящим и живущим индивидам. От того, левша вы или правша, зависит не только то, какой рукой вы пишете, но и то, как вы смотрите на мир и как с ним взаимодействуете, выяснили ученые.
Рука голосует за разум
Исследователи из Чикагского университета утверждают , что, выполняя привычные действия, люди подсознательно выбирают более удобную и комфортную для них сторону — а таковой является сторона рабочей руки. Это означает, что, если праворукий человек увидит в баре двух одинаково привлекательных для себя людей, он инстинктивно познакомится с человеком, стоящим с правой стороны. Точно так же человек поведет себя и в магазине: не видя особых различий между двумя продуктами, левши выбирают левый продукт, а правши — правый.
Почему правши и левши рассуждают так по-разному? Ведущий автор исследования Даниэль Касасанто предположил, что концепция выбора людьми «хорошего» и «плохого» частично зависит от того, какую руку они чаще используют. Он говорит о том, что доминирующей рукой люди могут действовать намного свободнее, поэтому бессознательно связывают хорошие вещи именно с ней.
Если этот факт кажется вполне логичным, то следующее наблюдение ученых стало для них весьма неожиданным. Оказалось, что такое поведение переносится и на выбор кандидатов в избирательных бюллетенях при голосовании:
вероятность того, что правши выберут кандидата, фамилия которого записана в правой стороне страницы, на 15% выше, чем в случае с левшами.
Это значит, что, если человек не до конца определился со своими политическими предпочтениями и рассчитывает подумать, уже будучи в избирательной будке, случайность вполне может сыграть с ним злую шутку.
Левшей лечите по-другому
Авторы исследования не остановились на простом фиксировании особенностей поведения людей — они выяснили, что различия правшей и левшей распространяются и на мозг. У правшей центры, отвечающие за творчество и ощущение счастья, находятся в левом полушарии, у левшей — наоборот. Это означает, что терапия, ориентированная на конкретные участки мозга, может оказывать обратное воздействие на человека в зависимости от его ведущей руки.
«Ученые давно считают, что центры, отвечающие за счастье и гнев, находятся в левом полушарии, — говорит один из авторов исследования доктор Даниэль Касасанто. —
Оказывается, это справедливо только для правшей, и организация мозговой деятельности зависит от того, какая рука является ведущей».
Подобные открытия имеют огромное значение для лечения разнообразных психических расстройств — например, депрессии, избавить пациента от которой врачи пытаются методом увеличения активности левого полушария. По сути, для левшей подобное лечение может иметь противоположный эффект, поэтому терапия должна быть направлена на правое полушарие.
Как бросить перчатку разуму
Как уже говорилось выше, правши подсознательно связывают хорошее с правой стороной пространства, а плохое — с левой, левши — наоборот. Чтобы проверить, можно ли изменить подобное поведение, ученые из Института психолингвистики Общества Макса Планка и Университета Пенсильвании провели ряд необычных экспериментов. Подробнее с данным исследованием можно ознакомиться на страницах журнала Psychological Science.
Ученые доказали, что даже
несколько минут работы с преобладанием левой руки способны изменить представления правши о том, что правое — хорошо, а левое — плохо.
В первом эксперименте людей просили выбрать один их двух продуктов, одного их двух кандидатов на работу, а также оценить, кто из двух инопланетных существ, изображенных на картинках, умнее другого. Правши, как и ожидалось, намного чаще выбирали правые объекты, левши — левые. Затем ученые проверяли, как правши думали о плохом и хорошем после того, как утратили способность владения правой рукой: или вследствие каких-то травм, или при искусственных ограничениях действий ведущей руки (испытуемые надевали на руку лыжную перчатку).
Оказалось, что те, кто утратил способность полноценного владения правой рукой, считали левое «хорошим» — так же как и «природные» левши. Такая же закономерность была обнаружена и у здоровых студентов, которые выполняли правой рукой в громоздкой перчатке разнообразные задания на моторику, требующие скорости и ловкости.
После 12 минут такой «неуклюжей» моторной деятельности ведущей рукой правши меняли свои суждения относительно того, что правое — хорошо, а левое — плохо.
Ученые говорят о том, что люди привыкли думать, что их суждения рациональны, а понятия стабильны. Но если ношение перчатки в течение нескольких минут может полностью поменять обычные суждения людей о том, что плохо, а что хорошо, то, возможно, наш ум более податлив к изменениям, чем мы предполагали ранее?
Хорошо ли быть амбидекстром?
В народе бытует мнение, что идеальным и универсальным воплощением человеческих умений в отношении право- и леворукости является амбидекстрия — одинаковое владение правой и левой руками. Ученые разрушили этот миф: оказывается, обладателям этой удивительной способности приходится намного сложнее в жизни, чем обычным правшам и левшам.
Ученые уверяют: дети с амбидекстрией намного чаще испытывают проблемы с языками, здоровьем, хуже учатся в школе и склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Исследователи из Имперского колледжа Лондона и других европейских институтов предполагают, что их выводы могут помочь учителям и работникам здравоохранения выявлять детей, которые больше других подвержены риску развития определенных проблем. Данное исследование было опубликовано в журнале Pediatrics .
Каждый сотый ребенок является амбидекстром. Исследователи осмотрели около 8 тыс. детей, 87 из которых были амбидекстрами, и обнаружили, что в возрасте 7-8 лет дети, владеющие обеими руками, в два раза чаще испытывали трудности с освоением родного языка и проблемы со школьной успеваемостью, чем их праворукие сверстники.
Когда же эти дети достигли 15-16 лет, амбидекстры были опять же в два раза больше подвержены рискам возникновения симптомов дефицита внимания и гиперактивности. «Двурукие» подростки, как и в более раннем возрасте, обладали бóльшими проблемами с языком, чем правши.
На данный момент ученым мало известно о том, что способствует формированию у детей амбидекстрии, но исследователи предполагают, что это может быть связано с работой полушарий, как и у правшей и левшей. Для более подробного понимания проблемы исследователи предполагают углубить и продолжить дальнейшую работу. Также ученые подчеркивают, что они лишь обнаружили у амбидекстров повышенную склонность к определенным расстройствам и проблемам — это не значит, что такие проблемы возникают у всех амбидекстров без исключения.
Почему среди художников, музыкантов - представителей так называемых творческих профессий - много левшей, а, скажем, летчики, как правило, правши? Почему после черепно-мозговых травм нарушенные функции быстрее восстанавливаются у левшей? В чем сходство и различия людей с разным индивидуальным профилем асимметрии? Каковы механизмы формирования таких особенностей? Ответы на эти вопросы интересуют не только нейрофизиологов, но и специалистов многих других областей знаний.
Французский анатом и антрополог Поль Брока в 1861 г. впервые показал: повреждение левого полушария головного мозга приводит к афазии (потере речи), а травма правого такой патологией не сопровождается. На основе этих данных возникла долго существовавшая в науке концепция: левое полушарие у правшей ведущее, в то время как функциональная роль правого второстепенна. Однако по мере накопления фактов выяснилось, что и оно выполняет ряд важнейших функций. А вот у левшей доминантным по речи считалось правое полушарие, но, как оказалось, это мнение ошибочно: в действительности речевое представительство у индивидов с таким типом асимметрии может быть левополушарным и даже билатеральным (смешанным).
Количество правшей в человеческой популяции, по различным данным, колеблется в пределах 80 - 95%, в то время как остальную часть составляют левши и амбидекстры (люди с равными возможностями обеих рук). Судя по статистике, число левшей, например, в Европе выросло за последние полвека в 3 - 4 раза, что справедливо связывают с повсеместным прекращением их переучивания, созданием адаптированных к ним технических приспособлений и инструментов. "Левшество" становится объектом все более пристального внимания исследователей в области нейрофизиологии, психологии, социологии. В общем виде эти знания необходимы и в повседневной жизни - при воспитании и обучении ребенка, выборе профессии. У левшей обнаружены проявления особой художественной и музыкальной одаренности, артистических способностей, а также высокой общей информированности, часто сочетающейся с достижениями в математике, архитектуре, других науках.
Спектры когерентности ЭЭГ в симметричных областях мозга правши в состоянии покоя.
Возрастающий интерес к изучению особенностей организации мозга леворуких или левшей (последний термин включает определение не только ведущей руки, но и других органов движений и чувств) связан и с потребностями медицинской практики. Так, при одинаковом с правшами характере поражения мозга психоневрологические нарушения сопровождаются у них несходными проявлениями синдромов. Есть данные о более высокой степени риска заболевания левшей такими недугами, как эпилепсия, шизофрения и др., выявлена повышенная их уязвимость к воздействию внешних и внутренних факторов.
Ныне накоплены многочисленные свидетельства, что у каждого из нас, независимо от профиля асимметрии, одно полушарие мозга отличается от другого рядом морфологических, функциональных и биохимических параметров, находящих отражение в особенностях психической деятельности. Общим для всех представителей Homo sapiens является и то, что асимметрия мозга с годами прогрессивно нарастает у детей, определяя тем самым их нормальное психическое развитие, достигает максимума к зрелому возрасту, когда работа мозга наиболее эффективна, и нивелируется в пожилом - при старении ее продуктивность падает. Заметим: благодаря бурному развитию современных методов исследований - позитронно-эмиссионной томографии и т.п. - мы теперь лучше понимаем механизмы этих сложнейших процессов.
Анатомические отличия двух полушарий мозга наиболее детально изучены у правшей. Оказалось, ряд структур левой гемисферы (полусферы) характеризуется большим размером по сравнению с симметричными отделами правой. И особо выраженная (семикратно!) нейроанатомическая асимметрия обнаруживается в слуховой коре. Сходные различия характерны также для задней части постцентральных извилин. Есть данные, что левый затылочный полюс длиннее и часто выходит за среднюю линию по сравнению с правым, в то время как правое полушарие шире левого в центральных и фронтальных отделах. О разнице в кровоснабжении гемисфер можно судить хотя бы по размерам левой внутренней сонной артерии и артериальном давлении в ней - они больше. По имеющимся сведениям то же можно сказать об объеме левого бокового желудочка и количестве серого вещества в пропорциональном сравнении с белым веществом в левом полушарии, хотя правое и тяжелее. При этом кортикальные (корковые) области, вовлеченные в реализацию речевых сигналов, шире представлены в левой гемисфере.
Нейроанатомические различия мозга правшей характерны не только для "речевых" зон, но распространяются и на другие структуры - зрительные, задние ассоциативные (теменные), размеры которых в правом полушарии значительнее, чем в левом. В то же время эти сравнения позволяют говорить о том, что указанная асимметрия не модально-специфическая - "речевое" полушарие против "зрительного". Скорее всего, первичные проекционные зоны обеих систем сосредоточены главным образом в левой гемисфере мозга. А вот кортикальные области интермодальных ассоциативных зон локализованы больше в правом полушарии.
Спектры когерентности ЭЭГ в симметричных областях мозга левши в состоянии покоя.
Указанные особенности создают предпосылки для неравных функциональных возможностей полушарий: в левом преобладают коротко-аксонные связи, особенно в первичных проекционных областях коры, в то время как в правом связи между областями - интеррегиональные. Следовательно, у правшей левая полусфера имеет структурные основы для обеспечения "локальной" обработки стимула, а у правой шире возможности для обработки сложной информации. Таким образом, в картине нейроанатомической асимметрии мозга правшей выделяются две базисные черты: сенсорные и моторные области представительнее в левом полушарии, в то время как для правого характерны ассоциативные зоны; в левом наблюдается преобладание интракортикальных, в правом - интеркортикальных связей.
Описанные различия - основа для дифференцированной роли полушарий в использовании когнитивных (познавательных) стратегий. Левому принадлежит ведущая роль при решении лингвистических, вербальных задач, им обеспечивается осознаваемая психомоторная деятельность, речь и основанные на ней мышление и память. Правое же доминирует в решении пространственно-конструктивных задач, отвечает за психосенсорную сферу: восприятие мира и себя в нем, эмоциональные переживания, запоминание событий в виде чувственных образов с точным отражением пространства и времени, в которых происходили события и сформировался их образ в сознании человека.
О нейроанатомической организации мозга левшей сведения более скупы, но и по ним можно судить о меньшей его асимметрии по сравнению с правшами. У 71 % левшей сильвиева борозда* располагается симметрично в обоих полушариях. Хотя есть сведения о больших размерах слуховой коры в правой полусфере по сравнению с левой. Внутренняя сонная артерия и кровяное давление у них во многих случаях больше в правом полушарии (вспомните: у правшей ситуация иная). Однако нейроанатомическая асимметрия мозга левшей - не "зеркальное" отражение описываемой у правшей, и варианты у них гораздо многочисленнее.
При анализе способностей каждого из полушарий выполнять функции другого установлено: у правшей поражение левого на ранних этапах онтогенеза не приводит к возникновению афазии, и речь развивается благодаря сохранности правой гемисферы. Вместе с тем нарушение невербальных форм поведения, возникающее при поражении правого полушария, не восполняется за счет функционирования интактной левой гемисферы. Для левшей же характерно отсутствие отчетливой корреляции между стороной мозгового поражения и наступлением локализованных расстройств, что свидетельствует о более диффузной, чем у правшей, представленности вербальных и конструктивных функций.
В настоящее время накапливаются свидетельства того, что межполушарные различия, наблюдаемые при выполнении познавательных задач как у правшей, так и у левшей, связаны не только с различием кортикальных систем правого и левого полушарий, но и подкорковых структур. На основании результатов клинических исследований высказано предположение: у правшей в ходе эволюции в левом полушарии реализация психических процессов перешла в кору, а подкорковые образования стали играть роль пейсмекеров**. В правом этого не произошло, и те же процессы идут при значительной активности глубинных образований, в частности диэнцефальных***, имеющих с ним более тесные функциональные связи. Данные же, касающиеся левшей, свидетельствуют о меньшей по сравнению с правшами сформированности у них функциональных различий подкорковых структур.
Относительно механизмов межполушарного взаимодействия существуют разные теории, но они, как правило, касаются правшей. По мнению американского нейрофизиолога Виктора Дененберга, высказанному в начале 90-х годов XX в., оно возможно при одновременной реализации трех процессов - активации, торможения и корреляции (под последней автор подразумевает, что оба полушария представляют собой компоненты контролирующей системы, работающей по принципу отрицательной обратной связи).
Сформулированная в 80-х годах XX в. доктором биологических наук Виталием Бианки (Ленинградский государственный университет) модель межполушарного взаимодействия также базируется на трех основных принципах деятельности мозга - асимметрии, доминанте и комплементарности. Модель предусматривает участие и горизонтальных, и вертикальных потоков возбуждения и торможения, формирующих асимметрию больших полушарий, - они, вероятно, несхожи у правшей и левшей. Многочисленные наблюдения свидетельствуют: у правшей по мере созревания мозга системы и процессы, необходимые для осуществления таких функций, как речь, зрительно-пространственные и моторные функции формируются и сохраняются в одном полушарии при одновременном их подавлении в другом. У левшей происходит атипичное развитие механизмов межполушарного взаимодействия с достаточно независимым и стабильным в течение онтогенеза формированием двигательных, речевых энграмм**** в правой и левой гемисферах.
"Общение" полушарий осуществляется при посредстве многочисленных комиссур (спаек), в частности мозолистого тела*****, рассечение которого нарушает обмен сенсомоторной, тактильной и иных форм информации. Кстати, мозолистое тело у левшей имеет большие размеры, чем у правшей, и это, несомненно, решающим образом влияет на межполушарную организацию психических процессов у первых, а также на характер проявления у них патологических симптомов.
За последние десятилетия накоплено немало фактов еще об одной стороне асимметрии мозга - нейрохимической. Так, у правшей в различных структурах правого и левого полушарий асимметрично распределены различные биохимические вещества, в том числе медиаторы. В частности, содержание дофамина****** значительнее в базальных ядрах******* левого полушария по сравнению с правым. Асимметрия уровня этого гормона в различных структурах мозга нарастает по мере его созревания. При анализе данных о ферментативной активности коркового вещества правшей в прецентральной и лобных областях коры головного мозга обнаружены большие значения содержания ацетилхолина******** в левом полушарии по сравнению с правым. Нейрохимические же исследования распределения метаболитов серотонина*********, напротив, показали: чаще они преобладают в правом полушарии, особенно в медиофронтальных отделах мозга. Перечисленные факты в перспективе нужно учитывать в клинической практике при использовании различных фармакологических препаратов, оказывающих воздействие на медиаторные системы мозга для эффективного восстановления функций правого или левого полушария.
Добавим: у левшей одни и те же фармакологические агенты, в частности анестетики, могут вызывать несходный по сравнению с правшами лечебный эффект, что, вероятно, обусловлено отличной от последних нейрохимической асимметрией мозга и требует внимания практикующих врачей.
Анализ распределения нейрогормонов и нейропептидов и их рецепторов выявил связанные с этим фактором различия в полушариях мозга у правшей и левшей, а также более частую встречаемость заболеваний иммунологической природы у вторых (в 2,5 раза) по сравнению с первыми. Это позволило выдвинуть иммунную теорию происхождения "левшества" (наряду с генетической, культурологической и патологической).
Электрофизиологические исследования существенно дополняют описанную выше картину, поскольку одним из подходов к изучению межполушарной асимметрии является анализ основных ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), регистрируемой в коре, - она подобно вершине айсберга отражает глубинные, базисные нейроанатомические и биохимические процессы в мозге. При сопоставлении амплитудно-частотных характеристик основного ритма ЭЭГ здорового человека - альфа-ритма********** - было выявлено: у правшей в состоянии спокойного бодрствования в затылочных областях он имеет меньшую амплитуду в левом, доминантном полушарии. При разных видах психической активности уменьшается его амплитуда и увеличивается частота, и эти параметры зависят от характера выполнения задания. Специфическая асимметрия альфа-ритма зависит от предпочитаемой стратегии, характера выполняемого задания - вербального или пространственно-конструктивного, эмоционального фактора, степени тревожности испытуемого и т.д.
Динамика средних уровней когерентности ЭЭГ и двигательных ответов на звуковой стимул у правши и левши при засыпании и пробуждении.
Рост числа регистрируемых потенциалов и анализируемых диапазонов ритмов ЭЭГ (медленных - дельта и тета и частых - бета и гамма) должен способствовать получению более полной информации о включении соответствующих структур мозга в конкретные познавательные процессы. Наши многолетние работы показали, что для анализа особенностей функционирования полушарий наибольший интерес представляет когерентный*********** анализ ритмических составляющих ЭЭГ, отражающий эффективность связей между различными областями мозга и широко используемый как у нас в стране, так и за рубежом.
Наш анализ доказал: отчетливее всего полушарные различия между правшами и левшами выявляются при оценке интракортикального взаимодействия в областях коры, связанных с локализацией речевых зон. В лобно-центральных областях когерентность имела более высокие значения в правом полушарии как у правшей, так и левшей. Это можно объяснить большей интенсивностью мозгового кровотока и процессов метаболизма в лобно-центральных отделах коры правой гемисферы и правом гиппокампе, что отражает не столько интракортикальное, сколько корково подкорковое взаимодействие. Нарушение вышеописанных межполушарных соотношений может сопровождаться эмоциональным дисбалансом - как результат дисфункции срединных структур и правого полушария, связанного с формированием отрицательных, филогенетически более древних базисных эмоций человека.
Характер изменения выделенных диапазонов ритмов ЭЭГ в симметричных лобных и центральных отделах мозга у правшей и левшей.
Отчетливые различия организации ЭЭГ между правшами и левшами были выявлены при функциональных нагрузках, в частности при выполнении движений, особенно ведущей рукой. При этом у правшей наблюдалось локальное повышение когерентности ЭЭГ в симметричных центральных областях коры для альфа- и бета-диапазонов ритмов (зона корковой проекции двигательного анализатора) в сочетании с ее снижением в остальных отделах, в том числе - в симметричных областях правого полушария. Для левшей же характерно однонаправленное изменение когерентности для большинства областей коры и диапазонов ритмов. Показанные особенности, вероятно, отражают формирование локальных систем, участвующих в регуляции движений у правшей, и диффузных систем - у левшей.
Особый интерес представляют зафиксированные у правшей разнонаправленные изменения когерентности альфа- и тета-диапазонов, а у левшей - однонаправленные (синфазные). Указанные факты в сопоставлении с данными о генезе различных диапазонов ритмов ЭЭГ говорят о разном участии корковых и подкорковых структур мозга и специфическом характере их взаимодействия в регуляции и выполнении произвольных движений.
Обнаруженные между правшами и левшами различия пространственно-временной организации ЭЭГ в условиях активной деятельности подтверждены и в экспериментальной ситуации противоположного характера - при засыпании. Как у правшей, так и левшей выявлено уменьшение межполушарной асимметрии мозга, характерной для бодрствования, за счет более выраженного снижения средних уровней когерентности в доминантном полушарии. В ходе опыта испытуемым предлагали одновременно нажимать на кнопки, находящиеся в обеих руках, в ответ на случайно предъявляемые звуковые сигналы. Оказалось, по мере засыпания и снижения когерентности ЭЭГ в доминантном полушарии у правшей сначала прекращались двигательные ответы правой рукой при сохранении ответов левой, замиравших лишь при полном засыпании; при пробуждении наблюдалась обратная картина. У левшей та же закономерность имела противоположный характер или проявлялась менее отчетливо.
Однако важнее тот факт, что в рассмотренной ситуации у правшей было выявлено разнонаправленное изменение когерентности колебаний альфа-бета- и тета-дельта-диапазонов ритмов при смене функциональных состояний (бодрствование-сон); у левшей же во всех областях коры наблюдалось однонаправленное, синфазное изменение когерентности всех выделенных диапазонов тех же ритмов.
Словом, можно предположить: разное поведение ритмов ЭЭГ у правшей и левшей отражает различную специализацию регуляторных систем мозга в формировании межполушарной асимметрии. Так, у правшей поддержание левополушарной асимметрии в состоянии покоя, обусловленное преимущественно альфа-диапазоном, может быть обеспечено за счет интракортикального взаимодействия. В отличие от левополушарной правополушарная асимметрия, наблюдающаяся при засыпании, когда когерентность тета-дельта-диапазонов нарастала, свидетельствует о существовании функционально значимых связей правого полушария с диэнцефальными и, вероятно, лимбическими************ структурами (включающими гиппокамп). Поддержание левополушарной асимметрии у них происходит также при участии бета-диапазона, что говорит о функциональных связях левого полушария со стволовыми структурами.
Схема взаимодействия коры больших полушарий и подкорковых регуляторных систем мозга у правшей и левшей.
У левшей, с одной стороны, как и у правшей, выявляются признаки функциональной связанности правого полушария с диэнцефальными и, вероятно, лимбическими структурами, с другой - проявляется меньшая специфичность полушарий и сформированность этих связей в отношении стволовых структур. Выявленное нами у правшей разнонаправленное поведение быстрых и медленных ритмов ЭЭГ отражает наличие элементов конкуренции как между полушариями, так и между корковыми и подкорковыми структурами, действующих по принципу отрицательной обратной связи. У левшей синфазный характер поведения ритмов ЭЭГ, возможно, свидетельствует о формировании преимущественного взаимодействия между полушариями, а также корковыми и подкорковыми структурами по принципу положительной обратной связи.
Предложенная концепция особенностей организации мозга правшей и левшей способствует лучшему пониманию различных клинических проявлений, выявляемых при церебральной патологии. В частности, нами собраны сведения о том, что у левшей, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, через 5 - 7 лет развивались более тяжелые психоневрологические нарушения по сравнению с правшами, вплоть до эпилептических приступов. Это согласуется с клиническими данными о том, что степень риска развития эпилепсии у левшей выше, чем у правшей, и свидетельствует о повышенной чувствительности первых к радиационному воздействию.
Вместе с тем нами совместно с сотрудниками Института нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко РАМН было проведено сопоставление особенностей восстановления у правшей и левшей нарушенных функций при одинаковом характере, тяжести и стороне травматического поражения мозга. Выявлено: у левшей по сравнению с правшами этот процесс проходил быстрее и полнее, что объясняется не только меньшей функциональной специализацией корковых центров, но и принципами организации их мозга.
В завершение хочется подчеркнуть: описанные выше особенности мозга левшей, скорее всего, составляют физиологическую основу неоднократно подмеченных в литературе и характерных для них неординарных черт, принятия нестандартных решений, в том числе в творческой деятельности (по типу озарения). Вероятно, они - основа того, что среди левшей гениальные люди встречаются чаще, чем в популяции правшей. Об этих фактах нам хотелось бы напомнить в противовес часто встречающейся точке зрения о патологическом характере формирования асимметрии мозга левшей. Мы полагаем, что принцип организации мозга, отличный от правшей, имеющих преимущества при определенных видах деятельности, скажем, операторской, успешен и для других, в том числе творческих видов деятельности.
* Сильвиева борозда - латеральная (боковая) борозда полушарий большого мозга.
** Пейсмекеры - нейроны, самопроизвольно генерирующие импульсы.
*** Диэнцефальный - относящийся к промежуточному мозгу.
**** Энграмма - гипотетическая структура, хранящая следы памяти.
***** Мозолистое тело - тяж нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие головного мозга.
****** Дофамин - медиатор нервной системы, нейрогормон: биохимический предшественник норадреналина и адреналина.
******* Базальные ядра - анатомически обособленная группа парных подкорковых структур; облегчают запускаемые корой движения и подавляют лишние сопутствующие.
******** Ацетилхолин - медиатор (переносчик) нервного возбуждения. При поступлении в кровь понижает ее давление, замедляет сердцебиение и т.д..
********* Серотонин - медиатор проведения нервных импульсов через синапс. Нейроны головного мозга, использующие его, участвуют в регуляции многих форм поведения, процессов сна, терморегуляции.
********** При изучении потенциалов мозга часто проводят их спектральный анализ, причем разные компоненты спектра имеют разные названия: дельта (0,5 - 4 Гц), тета 1 (4 - 6), тета 2 (6 - 8), альфа (8 - 13), бета 1 (13 - 20), бета 2 (20 - 40 Гц), гамма-волны (включают частоту бета 2 ритма и выше).
*********** Когерентность - согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов.
************ Лимбическая система - совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др..
ЖАВОРОНКОВА Л.
Бывает, к сожалению и так - для того чтобы отучить ребенка писать левой рукой, ему привязывают «непослушную конечность» к стулу. Также в родительском арсенале окрики, подзатыльники, наказания за использование «неправильной» руки. Все эти карательные меры оправдываются двумя фразами: «А что делать, если по-другому не понимает?» и "Мы же для него стараемся"… Неужели это, действительно, так важно - быть правшой?
Насильно мил не будешь? Левша или правша?
Можно потратить немало усилий и в итоге переучить ребенка из левши в правшу. Однако лишь немногие дети переносят этот урок безболезненно. Остальные получают различные нарушения. Перво-наперво страдает эмоциональная сфера. Переученные в правшей дети становятся раздражительными, вспыльчивыми, капризными, плаксивыми, плохо спят и теряют аппетит. Проявляются и неврологические отклонения - это могут быть заикание, ночное , кожные болезни, различные неврозы. Трудности возникают и в осваивании письма - левши пишут правой рукой гораздо медленнее своих сверстников, с видимыми физическими усилиями, отчего часто жалуются на усталость в руке, и повышенную утомляемость. Кроме того, при письме им приходится проговаривать по несколько раз слова, которые они пишут. А в начальной школе за "чистописание" хорошие оценки они вряд ли будут получать. Также учеными доказано, что переученные левши правой рукой пишут, допуская много ошибок. А если им дать возможность вернуться к "ведущей" руке, то через некоторое время количество ошибок резко сокращается!
Со временем, конечно, переучивание берет свое, неврологические расстройства у ребенка сглаживаются, но не проходят до конца. А самая большая опасность заключается в том, что если вдруг возникнет стрессовая ситуация, переученный в правшу левша «на автомате» будет действовать, отдавая предпочтение левой руке, но она может быть уже не достаточно натренирована…Поэтому стоит задуматься лишний раз, левша или правша ваш ребенок по сути, прежде чем переучивать.
Бороться или не бороться?
Открытая борьба с леворукостью может привести к плачевным для здоровья ребенка результатам. Но это не значит, что все попытки развивать правую руку нужно оставить. Все-таки наш мир приспособлен под праворуких людей, поэтому нередки случаи, когда леворуким приходится отказываться от престижной работы из-за неумения справиться с техникой, станками, специальным оборудованием. Другое дело, что насильно переучивать ребенка не нужно. И если он проявляет открытые негативные эмоции к любым формам переучивания, не стоит настаивать. Измените свою задачу - с "переучить ребенка на праворукого" на "максимально развить у ребенка силу второй руки".
Тем более что сегодня мы все потихоньку становимся «равнорукими», так как при использовании компьютера задействованы обе руки. И глупо спрашивать - какие буквы у тебя легче печатаются: «р-н-о-л-ш-д», расположенные в компетенции правой руки, или «ы-у-ы-м-ч-ц-и», за которые «отвечает» левая.
Сила или слабость второй руки?
Знаете ли вы, что в психологической практике неактивная рука используется как инструмент мощной разрядки и решения многих личностных проблем? Так, правшам предлагают в любой ситуации, когда они начинают нервничать, писать свои мысли левой рукой, а потом выкидывать листок, что должно помочь снять внутреннее напряжение. Широко используются и рисунки, сделанные другой рукой. Использовать этот психологический прием можно и при воспитании леворукого ребенка.
Делать вместе
Обучая ребенка иностранному языку, родители и ребенок нередко договариваются: «Завтра говорим только на английском» (например). То же самое можно ввести в практику и относительно правой-левой руки: «Сегодня вместе все делаем левой рукой, завтра - правой» и т. д. Также полезно, занимаясь с ребенком, устраивать различные соревнования: к примеру, предложите ребенку-левше что-нибудь нарисовать правой рукой, а сами выполняйте то же самое задание левой рукой, чтобы быть на равных, а потом сравните результаты. Это особенно важно для того, чтобы не испугать ребенка тем, что у него что-то не получается делать правой рукой. Пусть он видит - у вас может тоже что-то неловко выходить левой! К конкурсам «другой» руки можно отнести и задания - «кто быстрее съест суп другой рукой, быстрее наберет номер другой рукой, вымоет посуду другой рукой» и т. д. Такие едва заметные, но ежедневные тренировки сослужат хорошую службу. Во-первых, снимут психологический барьер, во-вторых, дадут начало развитию силы второй руки. Ведь у мудрых родителей, без насилия решающих вопрос о леворукости ребенка, дети вырастают всесторонне развитыми личностями, способными использовать и правую, и левую руку. Да, отдавать предпочтение они будут левой руке, но при необходимости воспользуются и правой, да так, как не сможет воспользоваться левой рукой ни один правша.
Консультация нужна
У многих детей до 3-5 лет бывают длительные периоды, когда они используют обе руки для игры, рисования, не отдавая ни одной из них предпочтения. В таком случае ребенку ненавязчиво нужно предлагать чаще пользоваться правой рукой. Если же леворукость явная, обязательно нужно проконсультироваться с детским невропатологом, чтобы врач мог исключить вероятность расстройства центральной нервной системы (при котором леворукость может быть одним из ведущих симптомов). Убедившись, что с ребенком все в порядке, решение о дальнейшем поведении в вопросе левша или правша остается за родителями: можно запастись терпением, а можно…веревками.
С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров. В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей. Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» - «ложный», «фальшивый». Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо. В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.
А кто такие левши?
Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.
В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия. Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.
Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.
Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.
Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач. Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию. «Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% - правое. Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека. Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.
Откуда берется леворукость?
Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек. Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один - правша, а другой – левша).
Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.
Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.
Как определить, левша ребенок или правша?
Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой. Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки. Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.
С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.
Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.