Какая страна первая вышла в открытый космос. Первый выход в открытый космос. Воспоминания командира поисковой группы
51 год назад советский космонавт Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. Эти 12 минут за бортом корабля вошли в историю освоения околоземного пространства. Сегодня мы вспоминаем интересные факты, связанные с одной из самых ответственных космических миссий.
1. Скафандр Алексея Леонова весил почти 100 кг
Скафандр «Беркут» для первого выхода человека в космос разработали на , которое сейчас входит в холдинг «Технодинамика».
В отличие от предыдущих моделей новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода. Скафандр изменился в цвете - из оранжевого стал белым, чтобы лучше отражать солнечные лучи - и значительно прибавил в весе.
Общий вес «выходного костюма» составлял почти 100 кг, что доставляло много неудобств во время тренировок на Земле, но в невесомости не играло существенной роли. Больше проблем создавало давление воздуха внутри герметичной оболочки. Оно делало скафандр жестким. Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 кг, вспоминал позже Алексей Леонов.
Современные значительно удобнее и легче. А проводить работы в открытом космосе стало возможно до десяти часов. По объему своей электронной «начинки» такой костюм сравним с современным автомобилем, но по стоимости - многократно дороже. Один комплект обходится примерно в 15 млн долларов.
2. Первый выход в космос длился 12 минут
На корабле «Восход-2» были установлены две телевизионные камеры, которые запечатлели минуты, проведенные Алексеем Леоновым за бортом корабля. Эти знаменитые кадры, как наш советский космонавт «парит» в открытом космосе, машет рукой и передает привет из космоса, облетели весь мир.
Леонов так описал незабываемые 12 минут 9 секунд за бортом корабля: «Я шагнул в эту бездну и... никуда не провалился. Завораживали звезды. Они были везде: внизу, вверху, слева, справа. Еще до полета я читал Циолковского, как он описывал выход человека в открытый космос. И он совершенно точно и подробно предугадал все эти ощущения. Удивительно, откуда он мог это знать?»
Как позже вспоминал Алексей Леонов, самое яркое впечатление об открытом космосе - это тишина. «Я до сих пор слышу, как в этой тишине стучит мое сердце, и свое дыхание», - рассказывал космонавт.
В эти минуты второй пилот корабля «Восход-2» Павел Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» - и подключил телефон в скафандре Леонова к передаче московского радио. В эфире Левитан читал сообщение о выходе человека в открытый космос.
3. В открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг
Уже во время первого в истории выхода в открытый космос случился и самый первый опасный инцидент. У Леонова возникли большие трудности с возвращением на корабль. В космическом вакууме скафандр раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Зная, что запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут, он решил рискнуть.
«Я принимаю решение сбросить давление, - вспоминал космонавт. - Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Выбора нет, я пошел по этому пути. Думаю, я уже час нахожусь, дышу чистым кислородом, наверное, я вымыл азот. И я сбрасываю давление в два раза».
Его расчеты, к счастью, оправдались. Он добрался до шлюза, но скафандр все еще был слишком раздут. Войти в шлюз по правилам, то есть ногами вперед, чтобы была возможность закрыть люк, если автоматика не сработает, не получалось. Тогда Леонов совершил еще одно нарушение правил безопасности - протиснулся головой вперед.
За эти 12 минут и 9 секунд в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.
4. Экипаж Леонова и Беляева совершил первую посадку в ручном режиме
Нештатная ситуация случилась и при спуске. Согласно программе полета посадка должна была состояться в автоматическом режиме. При «отстреливании» шлюзовой камеры отказала автоматика, пришлось садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая в истории нашей космонавтики посадка в ручном режиме. Из-за задержки в 45 секунд была потеряна необходимая при спуске точность, и капсула «Восхода» приземлилась в заснеженной глухой тайге, в 200 км от Перми.
Нашли космонавтов не сразу: ночь пришлось провести в лесу. Для утепления они использовали обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра. Продуктовый запас у них был: лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишневым соком.
На следующий день до них добрались спасатели: сбросили теплую одежду и еду, но забрать космонавтов они не смогли. Для эвакуации нужно было расчистить поляну для посадки вертолета. 21 марта космонавты на лыжах дошли до вертолета.
5. Леонов обратился к оружейникам с просьбой создать космический пистолет
Первая нештатная аварийная посадка в тайге послужила поводом для разработки специального пистолета для космонавтов. Алексей Леонов сам обратился к тульским оружейникам с просьбой создать многофункциональное оружие для космонавтов. На личном опыте он убедился, что пистолет Макарова, входящий в состав комплекта космонавта еще с полета Юрия Гагарина, не позволял решить проблемы выживания в экстремальных условиях. Алексей Леонов и Павел Беляев позже вспоминали, как к их костру из леса выходили медведи. Тогда только чудом им удалось выжить, отпугивая хищников выстрелами в воздух.
По инициативе Алексея Леонова специалистами , который сегодня входит в состав Ростеха, был разработан пистолет космонавтов ТП-82. К 1982 году он обрел свой окончательный облик, а в 1986 году ТП-82 впервые побывал в космосе: им были вооружены космонавты совместного советско-французского экипажа.
6. Алексей Леонов консультировал продюсеров голливудского фильма «Гравитация»
Алексей Леонов во время выхода в открытый космос «улетал» от корабля на несколько метров и возвращался пять раз.
Сегодня космонавты не имеют права отсоединяться от поручней, они цепляются карабинами, чтобы не отплыть от борта. Примерно, как в известном голливудском фильме «Гравитация», где герои постоянно держатся за поручни, а когда в результате аварии один из них теряет связь с кораблем, его просто уносит в открытый космос.
Кстати, создатели фильма в свое время обращались за консультацией к Алексею Леонову, ведь он, как никто другой, знает, чем могут грозить нештатные ситуации в открытом космосе. За свой короткий, но очень значимый полет Леонов пережил сразу несколько серьезных инцидентов.
Алексей Леонов - имя, которое говорит само за себя. Первый человек, вышедший в открытый космос! Его именем назван кратер на Луне, аэропорт в Кемерово, улица в Перми и школа в городе Гагарин.
Дважды герой Советского союза, человек-легенда. Казалось, мы знаем о нем и его жизни все! Но есть другой Леонов и другая жизнь…
В нашем фильме мы нашли человека, который занимался спасением Леонова, когда он приземлился в глухой тайге, за две тысячи километров от нужной точки! А еще Леонов впервые рассказал о том, что с ним консультировались продюсеры голливудского фильма «Гравитация». Ведь он как никто знает о том, чем могут грозить внештатные ситуации в космосе. Сколько он их сам пережил!
С работой Леонова связано много мифов. Мы покажем хронику выхода Леонова в космос. Диктор восторженным голосом говорит о подвиге советского космонавта. Следующий выпуск новостей - Леонова с командиром корабля Беляевым уже встречают как героев в Москве. Но что осталось за кадром? Оказывается, Леонов чуть не погиб во время того полета!
Космонавт расскажет, что его скафандр так раздулся, что он не смог войти в шлюз корабля. Тогда он, вопреки всем инструкциям, стравил давление в скафандре и втянул себя в люк не ногами, а головой вперед. Дальше - больше. Корабль потерял автоматическую ориентацию. Космонавтам пришлось сажать корабль дальше точки приземления - за 2000 километров! Леонов вспомнит, как они пытались согреться у костра в глухой пермской тайге, без теплой одежды и еды.
Леонов еще не раз был на волосок от смерти! Так, в 1969 году Леонов был в кортеже Леонида Брежнева - все ехали в Кремль на прием в честь космонавтов. В этот же день на Брежнева было совершено покушение. Самого генсека не затронуло, но был убит водитель, с которым рядом сидел Леонов. Пуля пролетела всего в 20 сантиметрах от космонавта! «Меня спасло разве что чудо» - говорит Леонов.
Вместе с Леоновым мы съездили в городок Киржач - место, где погиб Гагарин. Мы побывали на научно-производственном предприятии «Звезда», где его инженеры показали нам такой же шлюз корабля, в который не мог войти Леонов, и такую же капсулу, в которой он спускался на землю.
Также мы увидим живопись космонавта! Картины Леонов пишет уже более полувека!
В фильме принимают участие:
Алексей Леонов - космонавт, дважды Герой СССР;
Иосиф Кобзон - певец, народный артист СССР;
Виктор Горбатко - космонавт, дважды Герой СССР;
Виктор Благов - главный специалист по управлению космическими полетами;
Борис Михайлов - начальник испытательного отдела НПП «Звезда»;
Виктор Наумкин - летчик поисково-спасательной службы;
Наталья Королева - дочь Сергея Королева;
Анатолий Гущин - актер;
Юрий Лончаков - начальник Центра подготовки космонавтов;
Март 19th, 2017 admin
18 марта 1965 года
советский космонавт Алексей Леонов первым в истории человечества совершил выход в открытый космос.
Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на два с половиной месяца раньше американцев. Это знают все. Но очень мало кому известно, что в полёте корабля «Восход-2», на борту которого находились Павел Беляев (командир) и Алексей Леонов (второй пилот), было несколько серьезных нештатных ситуаций. И три или четыре из них — смертельно опасные. Впервые вся правда о полёте «Алмазов» — такой позывной был у экипажа — рассказана в уникальной книге «Мировая пилотируемая космонавтика (История. Техника. Люди)», которую выпустило издательство «РТСофт».
9 марта 1965 года
экспедиция Центра подготовки космонавтов вместе с экипажами вылетела на полигон. В тот же день на второй площадке состоялось совещание ВВС и технического руководства пуска, на котором вновь обсуждался состав экипажей. Н.П. Каманин рассказал об итогах подготовки и расставил космонавтов по степени готовности: Леонов, Хрунов, Беляев, Заикин. Кандидатура Павла Беляева вызывала сильное сомнение, так как месяц назад во время тренировки в барокамере он начал задыхаться, но быстро обнаружил неисправность оборудования и устранил её. Однако же эксперимент был сорван. Несмотря на это, Каманин рекомендовал не менять основной экипаж, поскольку космонавты Леонов и Беляев
вместе давно готовились и хорошо сработались. Он предложил утвердить Хрунова дублёром одновременно и командира, и второго пилота, обосновывая это тем, что он значительно лучше Заикина подготовлен для обеих должностей. В результате дискуссии решили экипажи не менять. Тем не менее на следующий день приняли решение: в день старта в скафандры одевать только трех космонавтов.
11 марта первый экипаж произвел «отсидку» в корабле. Второму экипажу поработать в летном корабле не дали — не осталось времени.
12 марта состоялся пуск станции «Луна» для посадки на Луну, и — неудачно. Не сработала 4-я ступень ракеты, и АМС осталась на орбите Земли под именем «Космос-60».
13 марта
прошли последние контрольные занятия с экипажем. Когда они закончились, Сергей Павлович Королёв
сказал: «Ну что ж, друзья, наверное, я в последний раз с вами на пуске. «Востоки» и «Восходы» слишком дорого мне обошлись…»
Эти слова оказались пророческими. Пилотируемый пуск «Восхода-2» оказался для С. П. Королева последним. Через 10 месяцев его не стало.
16 марта 1965 года на Госкомиссии было принято решение вывезти ракетно-космический комплекс «Восход» на старт 17 марта и произвести его запуск 18 марта. Вечером того же дня Госкомиссия утвердила экипажи: основной — командир подполковник П. И. Беляев с выходящим в космос майором А. А. Леоновым; запасной — командир майор Д. А. Заикин и выходящий майор Е. В. Хрунов.
был запущен космический корабль
ЗКД N 4, получивший название «Восход-2», с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым
на борту. Масса корабля составила 5 682 кг — на 362 кг больше массы «Восхода». Через 1 час 35 минут после старта (в начале 2-го витка) Алексей Леонов первым в мире покинул космический корабль,
о чем на весь мир объявил Павел Беляев: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!»
Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам.
Алексей Леонов находился в условиях космического пространства 23 мин. 41 сек., а вне шлюза в открытом космосе — 12 мин. 09 сек. В это время он удалялся от корабля на расстояние до 5.35 метров. Во время выхода его скафандр был связан с бортом корабля специальным электрическим кабелем, так как не был полностью автономным.
Во время полёта космонавты разговаривали с руководителями партии и правительства, собравшимися в Свердловском зале Кремля. Через сутки, на 18-м витке, корабль приземлился в Пермской области, и ТАСС объявил о полном успехе полёта. Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев.
На самом деле в полёте был ряд серьезных нештатных ситуаций , угрожавших жизни космонавтов. Вот как об этом рассказал Алексей Архипович Леонов : «Серьезных нештатных ситуаций в моем полете на «Восходе-2» было семь, из них три или четыре были смертельными…
Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.
На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10-9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань.
Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги — из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза.
Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер.
Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешёл на второй режим, все «село» на свои места. На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошёл в шлюз не ногами, а головой вперед.
Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объёма кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза -1 метр, ширина скафандра в плечах — 68 см)
. Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190
. Мне всё же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк
. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льёт. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» — 360 литров…
Я первый в истории вышел и отошёл сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка. Единственное, что я не сделал на выходе, — не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.
Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, — начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12). А давление растет… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация; ведь с одной стороны охлаждение до -140 С, с другой — нагрев до +150 С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».
На этом неприятности Беляева и Леонова не кончились. При возвращении не сработала автоматическая система ориентации на Солнце — и ТДУ вовремя не включилась. Корабль пошел на следующий виток. Экипажу дали команду сажать «Восход-2» вручную на 18-м или 22-м витке, и космический корабль ушёл из радиовидимости. Через судно «Ильичевск» и средства ПВО стало известно, что корабль сошёл с орбиты и спустился, но куда? Четыре часа об этом не было никакой информации.
Алексей Леонов рассказывает: «Мы шли над Москвой, наклонение 65. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки — в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270 , потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, — полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться — тогда отношения были очень напряженными. В результате при скорости 28 000 км/час мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали. ..»
Наконец вертолет обнаружил парашюты и космонавтов в 30 км юго-западнее города Березники Пермской области, в глухой тайге Северного Урала с перелётом расчётной точки для 18-го витка на 368 км.
«Когда мы приземлились, — вспоминает А. Леонов, — нас нашли не сразу. .. Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну всё, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам тёплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костёр развели, котёл поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была».
21 марта
была вырублена посадочная площадка для вертолетов, и Павел Беляев и Алексей Леонов с сопровождающими на лыжах добрались до вертолета Ми-4. Вскоре они были в Перми, откуда доложили о завершении полёта Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу. Эвакуацией космонавтов руководил подполковник Владимир Беляев, однофамилец командира экипажа. В тот же день космонавты вернулись в Ленинск.
После того, как Алексей Леонов и Павел Беляев отдохнули, 23 марта космонавтов встречала Москва. С мавзолея Алексей Леонов произнес очень яркие слова: «Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск…»
По материалам: http://dayofru.com
Алексей Леонов первым шагнул в открытый космос / Фото: rusevik.ru
18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Архипович Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос. Эта миссия была важнейшим этапом в развитии космонавтики. За ней следила вся страна!
Дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 г. в селе Листвянка Кемеровской области в семье шахтёра. После окончания Чугуевского военного училища лётчиков А. А. Леонов проходил службу в авиационных частях Военно-Воздушных сил СССР.
7 марта 1960 г. А. А. Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. В 1965 г. Государственная комиссия утвердила Алексея Леонова вторым пилотом корабля «Восход-2». 18 марта 1965 г. «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Для выполнения выхода человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжён шлюзовой камерой. Для космонавта был разработан специальный скафандр с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа для того, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.
18 марта 1965 г. в 11 ч. 30 мин. по московскому времени Алексей Архипович Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос. Время пребывания космонавта вне космического корабля (с момента выхода из шлюзовой камеры до входа в неё) составило 12 мин. 09 сек. Отход от корабля производился на расстояние до 5,35 метров, на полную длину фала. Свободное плавание в космосе выполнялось в течение нескольких отходов и подходов к кораблю. В это время космонавт производил наблюдения и видеосъёмку.
Во время полёта космического корабля «Восход-2» неоднократно возникали нештатные ситуации на борту и во время нахождения А. А. Леонова в открытом космическом пространстве. Из-за повышения давления в скафандре у космонавта возникли сложности при возвращении в корабль. Из-за отказа системы автоматического управления спуском посадка корабля впервые осуществлялась в ручном режиме.
Первый выход в открытый космос / Рисунок: Алексей Леонов
20 октября 1965 г. ФАИ (Международная авиационная федерация) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 мин. 9 сек., и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 км. Международная авиационная федерация присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР П. И. Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
В марте 2015 года отмечалась весьма важная в истории России дата: 50 лет назад был совершен выход Леонова в открытый космос. Дата выхода известна каждому школьнику: 18 марта 1965 года доблестный летчик-герой Советского Союза Алексей Леонов стал который оказался в открытом безвоздушном пространстве. Выход Леонова в открытый космос был совсем недолгим. Но все равно это был настоящий подвиг.
Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Он значительно отличался от гагаринского "Восхода-1": в нем располагалась уже пара мест для пилотов, к тому же он был оснащен камерой "Волга", которая надувалась во время космического полета.
Экипаж корабля состоял всего лишь из двух человек. Командир аппарата тоже в то время часто мелькал в прессе. Это был а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут". Именно он и подведет космонавта в самый неподходящий момент.
Выход Леонова в открытый космос - дата весьма известная: старт производился с Байконура в десять утра по московскому времени. Дело было очень рискованное, космонавтам необходимо было уже на втором витке полета выйти в космос. Как раз в это время под аппаратом раскинулись пески Сахары. Уже в половину двенадцатого утра Леонов побывал в открытом космическом пространстве.
Сложности в полете
Связан с летательным аппаратом Леонов был весьма крепко, все было просчитано до мелочей, длина троса составляла пять метров. Пять раз космонавт приближался и отдалялся от корабля за время пребывания в вакууме. Опасность стала ощущаться практически с первой минуты: от сильного давления скафандр раздуло. Когда пришло время возвращаться обратно, Леонову пришлось нарушить два пункта строгих инструкций с Земли. Из-за габаритов он снизил давление внутри скафандра и проник на корабль вперед головой, а не ногами.
Но на этом страшные злоключения, к сожалению, не завершились. Из-за перепада температур прямо в обшивке люка образовалась довольно крупная расщелина, которая могла привести к разгерметизации корабля и гибели космонавтов. Автоматические системы "Восхода-2" в это же время сработали на увеличение подачи массы кислорода, поэтому все могло закончиться взрывом. Преодолеть проблемы удалось лишь через семь часов, только тогда пилоты смогли почувствовать себя в безопасности.
А перед выходом легендарный космонавт чуть не забыл закрепить страховочный трос. Беляев случайно подметил это и еле успел спасти напарника. Если бы не этот факт, то тело Леонова до сих пор находилось бы на орбите планеты.
1965-й, когда совершился выход Леонова в открытый космос, - год для СССР очень знаменательный, поэтому права на ошибку у космонавтов не было.
Посадка
«Восход-2» сделал целых девятнадцать витков вокруг Земли, прежде чем опустился на твердую поверхность планеты. Представьте только: расчеты не соотносились с действительностью, поэтому посадка произошла совсем не там, где изначально планировалось. Двести километров от города Пермь, в холодной и неприветливой безлюдной тайге, вдали от цивилизации и сели пилоты. Целых два дня космонавты ожидали спасения, позже их отправили в Пермь, а оттуда самолетом снова к Байконуру.
Работа над ошибками
Леонов очень часто и сейчас вспоминает свой полет: во многих интервью он говорил, что ошибок было крайне много, что их можно было избежать и что во многом лишь счастливое стечение обстоятельств помогло ему и его товарищу выжить.
Вот представьте только: скафандр испытан практически не был, так как на Земле должные испытательные условия создать было почти невозможно, в основе его разработок лежали только лишь расчеты. Но ведь этого было мало, вот скафандр-то первым и подвел.
Высота полета оказалась весомо больше, чем изначально планировалось. Еще несколько десятков метров выше - и космонавты получили бы сильное радиоактивное облучение. Причину этого факта выявить даже после полета не удалось.
Непередаваемые ощущения
Когда легендарный космонавт был уже в скафандре и все было готово к важному событию, каким должен был стать выход Леонова в открытый космос, разрешения всё не давали. Леонов томился в ожидании, пока не услышал голос с Земли. Это самолично Гагарин общался с Леоновым, он дал разрешение, и Алексей Архипович рванулся к люку.
А потом была тишина и звук дыхания и биения сердца, которые передавались сигналом на Землю. Казалось бы, полет должен был взволновать Леонова, но эта безмятежная тишина лишь успокаивала, дыхание было ровным.
Первый выход в открытый космос длился недолго, но отпечатался в памяти космонавта навсегда. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата выхода публиковалась во всех мировых газетах. Поэтому этот полет запомнился буквально всем его современникам.
Удивляло в небе все: и то, что Земля и вправду шар, хоть Леонов это и знал, но все равно поражался увиденному; и то, что звезд на небе просто немерено; и то, что все они такие яркие, а космос совсем черный, ну просто непроглядный. А Солнце, будто вмонтированное в небосвод, источало огромный жар и очень яркий свет.
Скафандр
А теперь постарайтесь представить, как же тяжело было работать и находиться в скафандре. Чтобы только сжать кулак в открытом космосе, приходилось прилагать усилия, равные поднятию двадцати пяти килограммов на Земле. И это одной рукой! Земные тренировки Леонова, направленные на то, чтобы он в дальнейшем смог справиться с заданием, были крайне тяжелыми. Ему приходилось ежедневно поднимать штангу в девяносто килограммов. Меньше было нельзя - тогда бы не справился с задачей. И это помимо иных изнурительных ежедневных тренировок.
Опыт Леонова показал, что пребывание человека в космическом пространстве возможно, к тому же все недочеты и ошибки были учтены для дальнейших полетов. И скафандр Алексея Архиповича был взят за основу для будущих разработок. Очень многие современные космонавты работают, основываясь на том опыте, что когда-то получил Леонов.
Опыт Леонова неоценим…
Воспоминания российского космонавта Фёдора Юрчихина, совершившего несколько подобных полетов, а также побывавшего в совокупности один час в космосе, наполнены благодарностью Леонову и опыту, полученному им. Теперь уже космические скафандры создаются таким образом, что пилот может несколько часов спокойно провести в безвоздушном пространстве. А точнее, около семи часов. Есть подробный инструктаж, который проходят перед полетами все современные космонавты. В первый час им необходимо как можно меньше смотреть на Землю, так как этот вид очень завораживает и отвлекает. Именно в первый час лучше и выполнить спокойно главную часть работы, а потом уже можно и полюбоваться видом. А в основе всех данных инструкций лежит опыт Алексея Леонова.
Первый выход Леонова в открытый космос был делом государственной важности. Его скафандр носил гордое имя «Беркут», а чтобы космонавт смог тренироваться, макет всего космического корабля был установлен в полную величину на борту настоящего советского самолета.
Леонов выход в открытый космос осуществил впервые. И немногим известно, что он мог погибнуть еще из-за одной оплошности - уже своей собственной. Очень страшно представить, но вследствие долгого ожидания приказа Леонов по рассеянности чуть не забыл пристегнуть страховку к скафандру. Его напарник и по совместительству командующий еле успел схватить пилота за ногу и пристегнуть. Если бы этого не случилось, то Леонов бы умер.
К тому же когда он заходил в корабль, выполнив свою главную задачу, то ногами задел баллоны, необходимые для жизнеобеспечения. Все и правда могло закончиться плачевно. Столько ошибок, но ни одна не привела к страшным последствиям. Ох, и удачливый же подобрался экипаж!
Работа в космосе - дело рискованное
Через некоторое время после подвига Леонова его полет смогли повторить уже американские пилоты, тоже побывавшие на орбите и в открытом космосе. Вот только Леонов-то был первым, и как бы американцы ни старались, а им с Земли пришлось наблюдать за советским летчиком-пионером в деле освоения
Работа в космосе только кажется романтичной и прекрасной, на самом деле это постоянная опасность и колоссальные затраты сил. Все пилоты космических кораблей в один голос говорят именно об этом. И потому-то всех, кто того захочет, в космонавты не берут. Здоровье для этой работы должно быть отменным.
А еще она требует постоянной концентрации и сосредоточенности: отвлечешься буквально на секунду - и все… Случиться может все что угодно. Например, такой форс-мажор, как тогда, когда совершил Леонов выход в открытый космос: давление резко возросло, скафандр раздуло. Именно поэтому сейчас существуют очень строгие и четкие инструктажи для космических пилотов, где даются рекомендации относительно поведения в самых разных ситуациях.
Коллеги
Интересен рассказ и другого космонавта - С. К. Крикалева, продолжателя дела Леонова. Этот человек - абсолютный мировой рекордсмен по количеству проведенных на земной орбите часов. Его стаж - восемьсот три дня.
Во многих интервью он рассказывал о том, что однажды у его напарника отказала система охлаждения в скафандре. А выходят и работают сейчас космонавты всегда как минимум вдвоем. Пришлось ему, потратив много времени на спасение своего товарища, выполнять все задание самостоятельно, еще и в короткие сроки.
А еще однажды у его напарника стекло скафандра полностью запотело, он ровно ничего не мог видеть. Но такие ситуации досконально отрабатываются еще на земных космодромах, поэтому с работой коллеги справились на тот момент мастерски, все закончилось хорошо. А вот Леонов-то выходил на орбиту совсем один, без подстраховки. До сих пор просто поразительно осознавать, насколько тяжело было этому человеку.
Тренировки
Подготовиться к тем эмоциям и физическим ощущениям, которые человек испытывает при попадании в открытый космос, на Земле практически невозможно. Первый выход Леонова в открытый космос был делом ответственным. Тренировки были просто необходимы. Они длятся у будущих космонавтов целый день и проводятся на специальных тренажерах, которые создают условия, сходные с космическими. Есть, например, гидротренажеры, которые способны создать невесомость. А есть и те, что полностью имитируют обстановку космического корабля и условия проживания в нем. Нагрузки это огромные. За здоровьем пилотов внимательнейшим образом следят квалифицированные врачи, за питанием и режимом дня - тоже.
Конечно же, в полете пилоты ни минуты не отдыхают. Помимо ремонтных работ, космонавты постоянно заняты Поэтому космонавт - это не только физически сильный и здоровый человек, но еще и квалифицированный специалист в различных областях науки.
Именно космические экспедиции позволили доказать, что жизнь в космосе возможна. Бактерии выживают прекрасно и за бортом корабля, как и личинки комаров, которые были на одной из космических станций помещены на долгое время в вакуум. Часто космонавты берут с собой в полет икру рыбы, растения и личинки насекомых, чтобы посмотреть на то, что будет с ними в космосе. Космонавты проводят в течение каждого полета огромное количество экспериментов, результаты которых ученые с нетерпением ожидают на Земле.
А еще многие из космических пилотов утверждают, что у космоса имеется свой запах. Его тяжело ощутить, но он есть. Он более всего похож на разряженный воздух после грозы, наполненный свежестью. И это мнение очень многих. Наверное, и Леонов тоже его ощущал.
Земля
Разница давления послужила причиной того, что легендарный советский космонавт чуть не погиб. Когда Леонов вышел в открытый космос, он понимал, что в люк пролезть обратно будет очень проблематично. А запас воздуха все истощался, решение было просто необходимо сию же секунду. Выход Леонова в открытый космос сопровождался многими ошибками, но все же закончился успешно, как нам уже известно.
Сейчас Алексей Архипович может уже рассказать всю правду о полете. Земля встретила его не так уж приветливо. Неверные расчеты, многие ошибки во время полета привели и к незапланированному, неожиданному месту посадки.
Самое интересное, что в то время, наверное, чтобы поддержать престиж партии и советских ученых, во всех средствах массовой информации говорилось, что полет прошел успешно, а космонавты отдыхают и набираются сил для новых свершений недалеко от Перми на даче. Дачи у Леонова там и по сей день нет, ну и, конечно же, никакой дачи они там и в помине не увидели. Не на даче, а в тайге, в лесу, заваленном снегом, по соседству со многими опасными животными находились оба пилота. Нашли их лишь через двое суток, им пришлось своими силами пройти целых девять километров на лыжах. Если бы не изнурительные тренировки перед полетом, то не факт, что это бы у них получилось. После их перевезли в Пермь, а затем и на Байконур для того, чтобы космонавты продолжили тренироваться.
Таких людей, которые не пожалеют своей жизни и сил ради блага и престижа своего государства, очень мало. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата эта запомнилась очень многим. И помнят этот героический подвиг граждане нашей страны и по сей день.