Как успокоить ум без медитации. Как успокоить ум и достичь внутреннего спокойствия
Здравствуйте, уважаемые читатели! В наш суматошный век очень сложно оставаться в гармонии. Многие живут в стрессе. Многим (особенно, женщинам) не хватает покоя и внутренней стабильности. Но есть прекрасная новость: вы можете стать хозяином своего ума. Можете вырваться из череды беспокойств, страхов, пустых «пережевываний» событий... Как успокоить ум?
Болезнь нашего ума
Мы так привыкли к хаосу и обилию ненужных переживаний в своей голове, что уже начали считать это нормой. Нам уже кажется, что жизнь соткана из сплошных проблем. Мы так привыкли к состоянию стресса, что уже не замечаем его.
Да, существуют реальные проблемы. Иногда людям нечего есть, они испытывают голод. Иногда на город обрушивается цунами, начинается землетрясение... На самом деле, даже в таких ситуациях глупо переживать и нервничать. Нужно принимать какие-то решения, что-то делать, не перегружая свой мозг негативными мыслями.
Но остальные наши проблемы — созданы нашим умом. Мы переживаем, что на работе нас могут уволить. Что супруг как-то не так с нами общается. Что мы не сможем поехать на курорт, что у нас сколько-то лишних килограмм, что за окном плохая погода, а тетка в автобусе сказала вам какую-то грубость...
Спокойный ум нужен всем и во всех ситуациях. Особенно — в каких-то сложных ситуациях. Если вы нервничаете — вам очень сложно принять правильное решение.
Простой пример, понятный всем мамам: ребенок вдруг сильно упал с какой-то горки, лежит и плачет. Возможно, упал вниз головой. Возможно, у него где-то кровь, и т.д. Какие есть варианты действий?
- Можно прийти в ужас, рвать на себе волосы, самой разрыдаться, обвинять себя в том, что вы плохая мать;
- Можно осмотреть ребенка, вызвать скорую, и при этом убиваться, нервничать, прокручивать в голове тысячу раз всю эту ситуацию;
- А можно вообще не убиваться и не переживать. Оставаться спокойной. Просто подойти к ребенку, оценить его повреждения, постараться успокоить, и при необходимости — вызвать скорую, спокойно поехать в больницу.
Как вы думаете, какой вариант лучше?
К счастью, у некоторых людей в критических ситуациях внезапно включается абсолютное спокойствие. К счастью, я из таких: начинаю переживать и нервничать с запозданием, когда ситуация уже разрешилась. Я очень благодарна за это своему организму.
У нас тоже бывали падения, кровь, какие-то болезни и прочее. И дочка, глядя на мое непоколебимое спокойствие, сама постепенно успокаивалась. Поэтому я знаю, что самое главное — сохранять внутреннее равновесие в чрезвычайных ситуациях.
Впрочем, спокойный ум окажется не менее ценным и в обычной повседневной жизни. Он сделает ее значительно приятнее и счастливее. По сути, зависит от нашего состояния ума.
Как стать спокойнее?
Для достижения желаемого состояния нужно делать две вещи:
- Очищать свой ум;
- И не загрязнять его.
Очищение достигается и молитвой. Я много раз писала о них, и буду писать еще. А пока остановимся на втором, не менее важном пункте...
Как сохранять ум в покое?
Ваша жизнь значительно изменится, если вы будете заботиться о том, что поступает в ваше сознание. Могу дать несколько практических советов:
- Самое банальное, но самое главное правило — никакого телевизора! И никакого бездумного хождения по интернету! Это очень важно! Телевизор и интернет загружают в нас огромную кучу мусора!
- По возможности, создайте себе ! Общайтесь только с людьми, которые работают над собой, не распространяют негатив, ведут полезные и конструктивные беседы. Никакого нытья, сплетен и болтовни «ни о чем».
- Если вы по каким-то причинам не можете избавиться от разрушающего общения (например, от коллег по работе или родственников) — найдите себе очень много другого, хорошего общения. Чтоб хорошего общения было гораздо больше, чтоб оно перевешивало. В процессе разговора мы перенимаем умонастроение собеседника.
- Создайте строгую цензуру на фильмы и книги. Никаких боевиков и детективов. Выбирайте качественное кино, несущее в себе положительный заряд, а не депрессию.
- Веды говорят, что для поддержания чистоты сознания, важно соблюдать режим дня ( и ложиться до 22) и есть свежую . По возможности, следуйте этому.
- Содержите свой дом в чистоте и в порядке.
- Научитесь мыслить оптимистично.
Как стать оптимистом?
На самом деле, оптимизм — это просто привычка. Попробуйте отслеживать свои мысли. На каждый негативный вывод сразу же ищите три позитивных. В каждой ситуации, в которой очевидны минусы, сразу находите три любых плюса.
Сегодня написано много книг о позитивном мышлении. Авторы рекомендуют работу с аффирмациями, коллажами желаний, визуализацией... Кто-то не одобряет эти методы, а кто-то восхваляет.
Мое мнение: на определенном этапе аффирмации очень полезны! Они хороши, когда нужно научиться мыслить в позитивном ключе. Я активно работала с аффирмациями на протяжении года.
Однако, медитация, практики осознанности, молитвы — предпочтительнее, чем аффирмации. И работают на более глубоком уровне.
Мой опыт
Я сама от природы очень нервная и беспокойная. Именно поэтому в 18 лет я поняла, что с этим нужно что-то делать. Начались долгие поиски.
Йога, аутотренинг и медитация мне очень помогли. К сожалению, после рождения детей почти невозможно уделять этому достаточно времени. Но если следовать принципам, о которых я говорила выше, можно помогать своему уму оставаться спокойным.
У нас нет телевизора. Я внимательно слежу за тем, что попадает ко мне в виде фильмов и книг. Я контролирую свое общение. Стараюсь постоянно питать свой ум чем-то полезным и позитивным. И мне нужно гораздо меньше времени на медитацию, чем раньше. Мне гораздо проще чувствовать себя в гармонии.
На первый взгляд, принципы, о которых я написала, очень просты и банальны. Но все самые эффективные методы могут быть до смешного просты! Главное — примените их в жизни. Попробуйте! Почувствуйте, насколько важно для вас общение. СМИ. Стиль мышления. Начните относиться к этому более серьезно.
Одни люди просто все знают. А другие — знают и применяют на практике. Как вы думаете, кто будет более успешным?
5 практических способов успокоить беспокойный разум
Многие из нас, считаю себя позитивно настроенными людьми. Возможно это и не так, но мы хотя бы стараемся быть таковыми. Это может не всегда получаться, в особенности, когда негативные мысли являются преобладающими и одолевают наше сознание.
Продолжительное размышление о какой-либо проблеме, негативный ментальный настрой не приводит ни к чему положительному, кроме как вызывают стресс.
«Чем больше вы обдумываете, тем меньше понимаете» — Хабиб Акканде
Эта фраза довольно правдива в отношении многих людей.
Как часто вы замечали за собой, что погружаетесь в безрезультатное обдумывание проблем, в то время как ответ приходит сам по себе, из ниоткуда.
Зачастую, размышляя о произошедших вещах и пытаясь их проанализировать, мы создаем еще большие сложности, которых изначально не было.
Как разгрузить свой ум от надуманных проблем
- Избавьтесь от чувства вины
Не вините себя в том, что в вашей жизни что-то идет не совсем так, как хотелось бы. Не думайте, что вы всевластны. Вы сделали именно так, как лучше для вас, даже если кажется иначе.
- Примите жизнь такой, какая она есть
Перемены в жизни неизбежны. Невозможно взять под контроль все ее аспекты. Что-то мы контролируем, а что-то нет, и с этим необходимо примириться.
Если у вас есть трудность, которую вы можете решить, нет повода для беспокойства. Если у вас есть затруднения, с которыми вы ничего не можете сделать, повод для беспокойства так же отсутствует.
- Оставьте ваше «А что, если..?» в покое
Вопрос: «Что, если..» может привести вас туда, куда вы даже не надеялись попасть. Лучше оставить его в покое. Невозможно рассчитать все существующие варианты развития событий. Лучше всего сосредоточиться на настоящем, а не на том, что с некой долей вероятности могло бы произойти.
- Займитесь медитацией
Обычно наш ум похож на зеркало покрытое пылью. Он переполнен всякой чепухой: желания, воспоминания, амбиции, непрерывное ментальное движение от которого можно тронуться. Медитация – это противоположное этому всему, это внутреннее молчание, состояние тишины ума в настоящем.
- Будьте терпеливы
Внутренний диалог с самим собой очень силен. Одну часть жизни мы учимся думать, разгонять свой разум, а вторую, когда он овладеваем нами, учимся его контролировать. Замедляйте его, дышите, фокусируйтесь и он успокоится.
Читайте
Успокоение ума
Теперь вы готовы приступить собственно к практике медитации. На этом этапе главным по-прежнему остается успокоение ума.
Успокоить свой ум - это не так сложно, как кажется. Все, что вам нужно, - это просто сидеть. Да, просто сидеть, и все, в удобной одежде и удобном для вас месте. Теперь вы можете испробовать на практике способы вхождения в медитацию и выхода из нее и почувствовать, как состояние медитации само собой успокаивает ваш ум. Выберите время, когда вам не нужно никуда спешить. Ваши занятия не будут полезны, если ваши мысли заняты каким-то делом, которое вам срочно нужно сделать. Если ваша жизнь переполнена повседневной работой, найдите время рано утром или вечером после работы, когда мысли о работе можно с наибольшей легкостью отбросить. Не торопите себя, не ставьте сразу больших целей. Начните с небольшого времени - 15 минут. Со временем продолжительность ваших практик и ваше мастерство будут возрастать.
Упражнение «Просто сидение»
Сядьте в такое положение, чтобы спина была выпрямлена, но не напряжена. Руки положите на колени, ладонями вверх, одну на другую, скрестно, так, чтобы кончики больших пальцев касались друг друга. Не торопитесь - выбирайте позу столько, сколько нужно. Если вы почувствовали внутреннюю устойчивость и умиротворение - значит, поза выбрана верно. Поза должна нести в себе покой и равновесие - тогда можно начинать практику. Используйте любой способ вхождения в медитацию - сосредоточение на точке, образе, мантре, молитве или счете от 1 до 50.
Теперь соберите все свое внимание и начинайте мысленно исследовать свое тело, двигаясь внимательно сверху вниз и отыскивая напряжения. Делайте это мягко и спокойно, словно едва касаясь вниманием своего тела. Заметьте все ощущения, которые вы будете при этом испытывать. Вы почувствуете, как тело само собой расслабляется от одного лишь прикосновения внимания. Позвольте вашим векам, которые станут тяжелеть, самим прикрыть ваши глаза полностью или наполовину.
Следите внимательно за всем, что вы чувствуете. Есть какие-то сомнения? Напряжения? Вы чего-то ждете? Тогда расслабьте внимание и отпустите его - пусть оно странствует свободно. Вы почувствуете, что ум уже успокаивается - он гораздо спокойнее, чем был в начале занятия. Вспомните: душа ваша глубока и спокойна, а мысли, воспоминания, сомнения, страхи, ожидания - это то, что является временным, второстепенным, это то, что приходит и уходит. Почувствуйте в себе спокойное и глубокое пространство - ощутите, что это вы. Из этого спокойного и глубокого пространства посмотрите со стороны на свои протекающие мысли, чувства, сомнения и ожидания. Пусть они текут мимо, легко и свободно текут - и уходят. Не боритесь с ними, не следуйте за ними - просто наблюдайте со стороны, как они проходят мимо.
Снова начинайте исследовать вниманием свое тело. Двигайтесь вниманием от темени головы вниз по телу. Замечайте все ощущения, которые будут встречаться в теле: тепло, пульсацию крови, онемение, озноб, увлажнение ладоней - все, все отмечайте, осознавайте жизнь своего тела, не пропускайте ничего. Внимательно проследите каждый участок своего тела - даже те участки, где нет ощущений: сосредоточьтесь на мочке уха, на суставе и фаланге каждого пальца… Заметьте, что вы можете осознавать все - как присутствие, так и отсутствие ощущений в своем теле. Вы осознаете свое тело, осознаете его ощущения - осознанное тело не болеет, ведь своим вниманием вы делаете не что иное, как заставляете двигаться энергию своего тела. Тело, где движется энергия, - здоровое тело. Тело, где энергия застаивается, - больное тело. Одним лишь вниманием и осознаванием вы уже исцеляете себя.
Предварительный этап пройден. Вы уже почувствовали, что значит входить в целительное состояние. Если даже вы пока не осознали этого, это уже поняло и осознало ваше тело. Тело, не ощутившее прикосновение внимания, словно погасший светильник. Тело, освещенное вниманием, начинает концентрировать в себе и излучать свет и энергию здоровья.
Теперь необходимо совершить переход к основному этапу вхождения в медитативное целительное состояние. До сих пор мы занимали наш ум вниманием к ощущениям тела. Теперь дадим ему еще одну задачу - слежение за дыханием.
Упражнение «Контроль дыхания»
Дышите, как обычно, но замечайте сознательно весь процесс дыхания и следите за ним. Чувствуйте и осознавайте: вот я втягиваю воздух ноздрями, вот воздух движется через нос и дыхательные пути, вот он наполняет грудь и живот. Следите за всеми ощущениями от прохождения воздуха. Далее следите за выдохом: вот я выдыхаю, воздух проходит по дыхательным путям и попадает в ноздри, теперь это теплый воздух, он проходит через ноздри и выходит наружу.
Теперь сосредоточьтесь только на одной точке - на ноздрях. Следите, как воздух входит и выходит в этой точке. Дышите спокойно, легко, еле слышно, медленно. Такое дыхание успокаивает. Если ум так и хочет отвлечься от дыхания и заняться своей обычной суетливой мыслительной деятельностью - не сердитесь на себя, это обычное явление. Спокойно и терпеливо снова и снова возвращайте свой ум к наблюдению дыхания. Ум обязательно будет отвлекаться - такова его природа. Просто начинайте сначала - и все. В процессе развивается осознанность: вы видите природу своего ума, который блуждает как хочет, и осознанно его дисциплинируете. Если вы будете достаточно настойчивы, ум в итоге успокоится.
Если же беспокойство и возбуждение мешают вам сосредоточиться на дыхании, просто отступитесь на время, просто следите за своим умом, как он блуждает, как хватается то за одну, то за другую мысль. Не боритесь с ним, не следуйте за этими мыслями - просто смотрите, как они приходят и уходят. Примите свой ум таким, каков он есть - просто наблюдайте за ним. Примиритесь с собой. Как только это произойдет, возбуждение уляжется, и ваш ум подчинится вам.
Теперь можно выйти из состояния медитации.
Восток принято считать ленивым, а Запад - энергичным. Потому что на Востоке люди чаще позволяют себе созерцание, расслабление. А деловой Запад осуждает привычку бездействовать и не признает пользы в том, чтобы просто лежать. При этом на Востоке больше здоровых людей, чем на Западе. Разве мы живем для суеты? Те, кто живет для суеты, болеет больше - и все равно в итоге не ощущает удовлетворенности жизни от этой суеты. Люди суетой пытаются заполнить свою жизнь, так как боятся остаться в пустоте. Но потом оказывается, что суета - это и есть пустота, она лишь изматывает, но не заполняет. А вот в том, что непосвященному кажется пустотой, и таится самая настоящая полнота и насыщенность жизни.
Впустите все блага мира в свою жизнь прямо сейчас - для этого только и надо что расслабиться, успокоить ум, открыться Вселенной и впустить ее в себя. Изобильная Вселенная принесет с собой все то, что вам нужно, и прежде всего поделится с вами своим здоровьем.
Упражнение «Медитация лежа»
Не обязательно специально медитировать лежа днем. Ложась спать в конце дня, просто уделите несколько минут медитации. Для этого нужно лечь на бок, полностью выпрямить тело, и согнуть одну руку так, чтобы ладонь служила опорой для головы. Мысленным взором обследуйте свое тело, изучая, нет ли где-нибудь напряжений. От вашего внимания напряжения начнут уходить. Сосредоточьте внимание на дыхании. Отставьте в сторону воспоминания, связанные с прошедшим днем, и ожидания, связанные с днем завтрашним. Через несколько минут после того, как вы достигнете состояния ясного, чистого ума, вы сможете заснуть крепким спокойным сном и хорошо отдохнуть.
Освоив неподвижные медитации, можете переходить к другим формам. Вы можете просто сидеть, просто ходить, просто стоять, заниматься своими обыденными делами - и при этом погружаться в состояние медитации.
Выйдите на открытый воздух, но не с какой-либо целью, как вы привыкли это делать обычно. Сделайте это безо всякой цели. И даже такую цель, как «занятие медитацией», отодвиньте на обочину своего сознания. Не ставьте цели - лучше всего у нас удаются именно те дела, в которых мы не задаемся целью преуспеть. Намеченная цель и борьба за ее достижение - путь к поражению. Отсутствие цели есть свобода, а свобода есть путь к победе.
Упражнение «Ходьба»
Выйдите на открытое пространство, в парк или сад, где есть дорожка длиной хотя бы 25–30 шагов. Встаньте на одном конце дорожки и обратите свой ум внутрь своего тела. Почувствуйте, как выпрямлен позвоночник, как ваши руки свободно свисают вдоль тела. Ладони мягко сложите друг с другом спереди или сзади тела. Глаза направьте в точку приблизительно в трех метрах впереди вас на уровне земли. Пусть взгляд все время будет устремлен в точку на земле в трех метрах впереди вас - тогда ваше зрение не будет отвлекаться на окружающие вещи и предметы. Начинайте спокойно, мягко, плавно идти, в обычном для вас темпе, но не быстро и не суетливо. Выбирайте темп и способ ходьбы в зависимости от вашего состояния. Если вы сонливы или вас, как в вязкое болото, затягивает в навязчивые мысли - идите более энергично. Если вы встревожены, беспокойны - идите более плавно и мягко. Дойдите до конца дорожки и остановитесь. Сделайте несколько вдохов и выдохов, сосредоточившись на состоянии тела. Развернитесь и идите обратно. Теперь более внимательно сосредоточьтесь на ощущениях в ногах. Особенно пристально обратите внимание на ощущения, возникающие в ступнях при соприкосновении с землей. Прочувствуйте сполна всю последовательность прикосновения ноги к земле, а затем отрыва стопы от земли и промежутка между шагами.
Развивайте терпение - снова и снова возвращайте ум к этим ощущениям, даже если он будет отвлекаться. А он будет отвлекаться - так уж он устроен. Снова и снова возвращайте уму сосредоточение - и рано или поздно вы заметите, что мысли уходят, а душу наполняет состояние легкости, покоя и блаженства. Это и значит, что ум очистился, а вместе с ним очистилось все ваше существо.
Если ум будет отвлекаться не только на посторонние мысли, но и на окружающую обстановку, просто позволяйте всему увиденному и услышанному проходить через вас насквозь, не задерживаясь. Пусть окружающая обстановка не цепляет ваш ум и не тянет его за собой, а проходит мимо, не задев вас.
Наша задача - войти в состояние успокоения ума, целительное состояние, когда просыпается голос внутреннего целителя и мы получаем исцеление от здоровой Вселенной, сливаясь с ней воедино. Голос внутреннего целителя - это и есть не что иное, как та часть нас, которая едина со Вселенной и знает ее законы - в том числе и законы исцеления.
Мы исследовали несколько способов успокоения встревоженного, больного ума и приведения его к состоянию целительного молчания. Есть и еще один способ, возможно, подходящий не для каждого, но весьма любопытный по своим результатам, неожиданным и тем более удивительным.
Это медитация в активном, хаотическом, не заданного темпа и ритма движении. Мы знаем, что ум, чтобы он остановился и дал слово Разуму, нужно чем-то занять: созерцанием дыхания или воображаемого образа или сосредоточением на молитве. В динамической медитации мы ум даже ничем не занимаем - он замолкает сам оттого, что оказывается в состоянии шока. Когда вы занимаетесь динамической медитацией, ум просто не понимает, что вы делаете, - ему с его приземленной прямолинейной логикой не понять смысла этого - и от непонимания он погружается в шок и замирает. И вот тут-то, не стесненная оковами приземленного ума, оживает и выходит наружу ваша истинная природа - здоровая, всезнающая и готовая исцелить вас от всех болезней! Вы не знаете, что в вас есть такая ваша истинная природа? Тогда вам самое время открыть ее в себе и познакомиться с нею с помощью динамической медитации.
Это упражнение абсолютно безопасно. Страх, который вы можете испытать, когда приступаете к нему, - не страх от возможной опасности, а страх встречи с собой истинным. Это страх ума - страх остановиться и уступить место истинной природе. Мы ведь иногда боимся себя истинных - боимся, заглянув себе в душу, увидеть там вдруг каких-нибудь страшных чудовищ, с которыми не хочется встречаться. Не бойтесь, чудовищ там на самом деле нет, а то, что нам может показаться чудовищами, - это всего-навсего наши нерешенные проблемы, которые прикидываются такими страшными. Но стоит только честно и прямо взглянуть в глаза этим страхам, как они исчезнут. Чем больше мы убегаем от страхов, от встречи со своими чудовищами-проблемами, тем скорее они настигают нас, тем ближе за нашей спиной их тяжелое дыхание. Но когда мы останавливаем свой бег, поворачиваемся к ним лицом и смело заглядываем им в глаза, - мы понимаем, что бояться на самом деле было нечего, страх тает на наших глазах, как утренний туман, и от него ничего не остается.
Не бойтесь встретиться с собой. Те проблемы и страхи, которые живут в вашей душе, перестанут быть чудовищами, когда вы научитесь избавляться от них в медитации. А в медитации возможно все, в том числе избавление от самых страшных (вернее, казавшихся такими) «чудовищ». Вы сами убедитесь в этом.
Упражнение «Динамическая медитация»
Это упражнение нужно делать на голодный желудок, в одиночестве, в пустой просторной комнате, с минимумом одежды на теле или, во всяком случае, в одежде, которая легка, свободна и не сковывает движений.
Сначала нужно лечь или сесть в удобную расслабленную позу и несколько минут уделить дыханию через нос, но дыхание должно быть не таким, как обычно, а быстрым и достаточно глубоким, и не размеренным, а беспорядочным. Глубина и быстрота дыхания постепенно нарастает.
Затем вы почувствуете, как тело от такого дыхания захотело двигаться. Встаньте и позвольте телу двигаться так, как оно хочет. Скажите себе: «Будь, что будет» - и не подавляйте в себе ничего, доверьтесь себе, своей глубинной истинной природе и позвольте случиться всему, что случится: танцуйте, прыгайте, дергайтесь, совершайте движения резкие или плавные, валяйтесь по полу - все равно, лишь бы вы делали именно то, что хочется, без оглядки на какие-то «правила» - никаких правил здесь нет, вы сам себе самое главное правило! Можете смеяться, кричать, рычать, вопить - так, как вам только захочется. Делайте это несколько минут.
Через несколько минут замрите и останьтесь в той позе, в которой вы замерли. Разбуженная вами энергия в этой неподвижности начинает свою целительную работу внутри вас.
Затем еще несколько минут танца, прыжков, смеха или крика - вы почувствуете, что очистились, что теперь вас переполняет радость и ощущения праздника от того, что вы испытали.
Снова неподвижность - и выход из медитации.
Хоть краешком вашего существа, хоть на мгновение, но вы, конечно, ощутили, что это такое: состояние успокоения ума. Вы уже почувствовали целительную силу, заложенную в нем. Теперь надо направить эту открытую вами и разбуженную в вас целительную силу собственно на исцеление.
Из книги Аутогенная тренировка автора Ханнес ЛиндеманУСПОКОЕНИЕ ДЛЯ СТРАДАЮЩИХ БАЗЕДОВОЙ БОЛЕЗНЬЮ Внезапные и интенсивные психические конфликты могут при определенных обстоятельствах вызывать так называемый базедов шок – резкую гипертрофию функций щито видной железы. При этом, как и при обычном течении базедовой
Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Эмрика ПадусУспокоение и собранность Формула: „Я совершенно спокоен и расслаблен”Общее воздействие: Расслабление мышц, общее успокоениеПобочные явления: Симптомы ожидания(Успокоение лишь в отдельных случаях может рассматриваться как самостоятельное упражнение. Как правило, оно
Из книги Правила очищения автора Ниши КацудзоГлава 5 Успокоение при помощи массажа Если вы посадили себе синяк или шишку, первое ваше естественное движение – потереть ушибленное место.При физических и душевных травмах, сопутствующих стрессогенной сфере повседневного бытия, массаж часто является эффективным
Из книги Травы для йоги. Опыт адаптации к умеренной зоне автора Долма ДжангкхуУспокоение мыслей и снятие стресса Десятиминутное любование закатом поможет вам расслабиться и снять стресс после напряженной работы, улучшит зрение. Наблюдать за закатом можно из окна своей комнаты, с берега моря, сидя на скамеечке в парке. Надо удобно устроиться, чтобы
Из книги Расслабьтесь за минуту. 10 шагов к мгновенному спокойствию автора Тони РайтонРасслабление и успокоение Обычно расслабление как терапевтический эффект в йоге связывают с медитацией, однако это скорее условие, которого нужно добиться уже на подступах к практике. Вы должны ясно понимать, что расслабленное состояние при выполнении асан – одно из
Из книги Восточный путь самоомоложения. Все лучшие техники и методики автора Галина Алексеевна СериковаГЛАВА 7 Успокоение (фильмы) Соня чувствовала себя крайне несчастной из-за того, как она выглядит. Мне она казалась довольно привлекательной женщиной после сорока.Когда я задал ей вопрос, что же так не нравится ей в собственной внешности, она ответила: «Жирные руки, жирные
Из книги автораГЛАВА 8 Успокоение (музыка) Поездка Дженни на работу всегда проходила через один из длинных и высоких мостов Шотландии. Ей приходилось пересекать его, добираясь до работы и обратно. Каждое утро Дженни готовилась к серьезному стрессу, расстраиваясь оттого, что ей придется
Из книги автораРасслабление и успокоение в положении стоя Краткая формулаВыпрямите спину, «подвесьте» голову в точке бай-хуэй.Втяните подбородок, соедините губы, дотроньтесь языком до основания верхних зубов.Прикройте верхние веки. Направьте взгляд вперед.Подберите под себя грудь,
Беспокойный разум не дает нам покоя или передышки. Постепенно мы сплетаем такую сложную паутину в нашем мозге, что забываем о том, что такое внутренний мир.
Вероятно многие из вас путают понятие беспокойный разум с и продуктивностью.
Хотя внутренняя энергия является отражением нашего желания учиться, чаще всего, это беспокойство на самом деле является своеобразным «умственным шумом». Он приносит лишь путаницу, усталость и делает нас несчастными.
Часто говорят, что «нет хуже врага, чем тот, кого мы создали сами у себя в голове» .
Однако, вместо того, чтобы увидеть что лишь мы сами несем за это ответственность, мы воспринимаем это внутреннее напряжение как сложное сочетание многих вещей.
Беспокойный разум и бушующий океан в нашей голове
Одна из самых известных книг, посвященная этим сложным ситуациям, когда умственный шум переплетается с , написана Кей Джемисон.
С детства я всегда была склонна к аффекту и эмоциональной неустойчивости. Мой подростковый возраст был окрашен грустью и, когда я начала свою профессиональную жизнь, я попала в замкнутый круг, зажатая между циклами страха, тревоги и беспокойного разума, так, что я едва могла жить.
«Беспокойный разум,» Кей Джемисон
Так что, если вы увидели нечто знакомое в этих строках, пожалуйста, прочитайте об этих 5 секретах внутреннего спокойствия, это может быть вам полезно.
1. Сбросьте лишний груз с ваших плеч
Он есть, даже если вы его не ощущаете. Как только вы осознаете весь груз, который вы носите на душе, вы почувствуете себя лучше.
- Вы окружены людьми, которые, ничего не давая взамен, забирают забирают вашу энергию.
- Возможно, вы отдаете приоритет тем вещам, которые не являются полезными для вас.
- Вы понимаете, что «минус это всегда плюс».
2. Остановитесь, вдохните и отключитесь от ментального шума
Вчера уже больше нет. Прошлое не может быть отредактировано, будущее еще не существует. Таким образом, сосредоточьте все свое внимание на моменте здесь и сейчас , там, где вы находитесь в данный момент.
- Остановитесь и глубоко вдохните. Задержите дыхание на 5 секунд. Затем выдохните так, чтобы это было слышно.
- Это простое упражнение, верите вы, или нет, поможет освободить ваш разум, насытит ваш организм кислородом и позволит вам достигнуть спокойствия.
- Теперь, когда вы чувствуете себя хорошо физически, пришло время, чтобы найти контакт с собой.
- Спросите у себя, чего вы действительно хотите, что ищете, чего не хотите, к чему вы стремитесь.
3. Постройте защитные стены
Беспокойный разум страдает, потому что он очень уязвим. Он впускает в себя заботы о других, чужой эгоизм, интересы окружающих нас людей.
Когда эта отрицательная энергия попадает к нам внутрь и переплетается с нашими личными слабостями, результат ужасен.
Необходимо поставить защитные стены, и это можно сделать следующим образом.
- Я отойду подальше от того, что идет в разрез с моими целями и устремлениями. Не стоит удовлетворять эгоизм других и следовать ложным интересам.
- Я отгорожусь стеной от всех, кто приносит бурю в спокойные дни.
- Стены защитят меня от тех, кто не уважает меня. Я их прощаю и отпускаю.
4. Тишина, которая исцеляет
Один раз в день, на 1,5-2 часа вам нужно принять «ванну» абсолютной тишины.
- Эти моменты спокойствия и внутреннего мира позволяют понять истинные потребности и успокоить беспокойный разум.
Поскольку беспокойный разум прыгает от одной черной дыры к другой, вы забываете о себе : чего вы стоите и насколько вы важны.
- Отдохните в тишине от ваших страхов и внутренних голосов. Позвольте себе удовлетворение и равновесие между разумом и .
5. Взращивайте в себе чувство благодарности
Этот аспект, несомненно, наиболее трудно осуществить.
Расслабьтесь и подумайте об этих вещах:
- Если вы чувствуете себя плохо из-за людей, которые не хотят вам добра, держитесь от них подальше. Решение может быть простым, но это потребует мужества.
- Если вы чувствуете дискомфорт, стоит подумать об этом и что-то поменять. Выберите другой путь и помните, что вы заслуживаете счастья.
- Цените маленькие вещи, которые окружают вас и которыми, возможно, вы пренебрегаете.
- Скажите спасибо за то, что вы здоровы физически, что рядом с вами есть люди, которых вы любите и которые любят вас.
- Учитесь благодарить жизнь за каждый новый день — он открывает перед вами новые возможности, позволяя достичь того, чего вы хотите.
Будьте счастливы, спокойны и храните душевное равновесие.
На одном из сайтов увидел статью, где критикуется нео-адвайта и, в частности, Рамеш. Статью приводить нет смысла, главная мысль её такова: Учение адвайты включало в себя работу с умом, постепенную его подготовку к тому, что он не нужен. Нео-адвайта лишь учит просто жить. При подобном ритме жизни личность чувствует себя комфортно.
Читая книгу Рамеша «Покой и гармония в повседневной жизни», я читаю отзывы людей, что в определённых ситуациях чувствовали себя плохо, но затем вспоминали, что есть люди, которым ещё хуже и на этом фоне успокаивались. Мол, вот у меня нога болит, а кто-то вообще без ног. Но ведь это успокоение личностное.
Вы пишете, что выйти за пределы ума возможно в те моменты, когда ум понимает, что много работает и успокаивается. Как же успокоить этот ум хоть на время? И что нужно наблюдать в эти моменты?
Я пытаюсь найти того, КТО наблюдает, но не вижу ничего. Я просто наблюдаю за наблюдением и совершенно не вижу Источника. Я даже не могу уловить момента, когда втягиваюсь в Игру. Иногда, кажется, что не втягиваюсь, но затем вижу, что опять втянулся...
Как всё-таки отвлечь внимание от внешнего и найти источник наблюдения, как найти Источник восприятия, если я не вижу никакого Источника?
Начнём с того, что все критикующие люди, о которых ты пишешь, неверно понимают адвайту, поскольку сами пребывают в двайте, т.е. в двойственности. Они пытаются понять адвайту (которая по-русски переводится как недвойственность или целостность) с точки зрения раздвоенного, расщеплённого или не целостного ума. Адвайту нельзя понять, Она просто есть. Она есть как Единственность, как целостное существование Всего-Что-Есть. Все попытки понять адвайту означают, что есть кто-то отдельный от этого Целого, пытающийся это Целое понять. Это и есть двойственность, или двайта. Но адвайта не предполагает двойственности. Она есть ЦЕЛОСТНОСТЬ. Поэтому вся подобного рода критика – лишь пустые слова, основанные на умных мыслях, возникших в беспокойном и расщеплённом уме. Как можно ощутить и понять целостность разделённостью?
Что касается книги Рамеша «Покой и гармония в повседневной жизни», то Рамеш пишет не о личностном успокоении, а о покое ума, который проявляет себя в повседневной жизни. Он приводит множество примеров того, как это проявляется в повседневной жизни. Пример, который приводишь ты, является действительно личностным успокоением, это вовсе не покой ума, о котором пишет Рамеш. Конечно, такое успокоение помогает некоторым людям, страдающим от каких-то конкретных беспокойств, немного успокоиться и по-другому взглянуть на свои беспокойства. Но это никак не является указкой к тому, как надо успокаивать свой ум. Это не способ успокоения ума, а один из способов снизить уровень беспокойств, возникающих в повседневной жизни обычных людей. И это не одно и то же. Попытайся увидеть в этом разницу.
Ум нельзя успокоить, он успокаивается сам. Успокаивается тогда, когда в нём перестают возникать беспокойства. Все попытки как-то специально успокоить ум создают в нём лишь дополнительные беспокойства. Покой ума возникает только в результате осознания того, что есть Я, которое можно назвать полным или окончательным Пониманием.
Покой, возникающий в уме в результате такого Понимания, является отражением бездонного пространства пустоты, которое есть Чистое Сознание, пребывающее в состоянии покоя. Этот покой никогда и ничем не может быть нарушен, он есть Самоосознающая Среда, в которой возникают все видимые и воспринимаемые движения в виде различных ощущений. Это есть абсолютное равновесие Сознания.
Если в Сознании, проявляющем себя в виде определённого человека, произошло полное или окончательное Понимание, то это Понимание проявляет себя во всей его повседневной жизни сквозь все его действия. Внешне этот человек выглядит, как и все остальные люди, но восприятие его совершенно иное. Он во всём видит только Единое Сознание и во всех Его проявлениях ощущает блаженный покой. Это не значит, что он больше не чувствует боли, боль является частью возникающих в его восприятии ощущений. Боль как возникала в нём, так и возникает, но эта боль больше не беспокоит его сознание и его ум, она беспокоит тело. Он свободен от тела и потому свободен от боли, она его больше не беспокоит.
Можно сказать, что у него изменилось отношение к боли. Раньше, когда боль возникала, то доставляла ему кроме чистого переживания болевых ощущений, множество беспокойств, основанных на страхе смерти, страхе потерять себя. Теперь этого страха нет, и беспокойства по поводу боли не возникают. Боль возникает, а беспокойств по её поводу нет.
Я могу описать, как это происходит в моём случае. Если боль возникает, то я делаю то, что ощущаю нужным и возможным, чтобы она ушла. Если она уходит быстро, хорошо, ну а если нет, то я продолжаю воспринимать её столько, сколько она находится в моём восприятии.
Когда боль начинает усиливаться и с ней ничего нельзя сделать, то моё внимание самопроизвольно стекает с неё в бесконечно глубокое пространство покоя и тишины, наполненного чистым блаженством. И тогда боль уходит на периферию моего восприятия и почти полностью перестает восприниматься. Но когда внимание вновь возвращается к чувственным ощущениям, идущим от организма, боль так же возвращается вместе с ними и вновь оказывается в моём восприятии.
Конечно, боль – неприятное ощущение, но её никуда нельзя выкинуть из восприятия, а потому, её, как и всё остальное, возникающее в восприятии, можно лишь принимать как должное, как проявление того-что-есть.
Никто, ни один святой, каким бы просветлённым он ни был, не застрахован и не защищён от переживания боли. Все святые испытывали боль, взять хотя бы для примера самых известных святых – Будду и Христа. Они за свою жизнь испытали такое количество боли, что далеко не каждому человеку под силу такое испытание. Они, как и любой другой человек ощущали всю эту боль своим организмом, но при этом они с невозмутимым спокойствием продолжали делать то, что должны были делать, говоря при этом об освобождении от страданий.
Освобождение от страданий не есть освобождение от болезненных ощущений. Это освобождение от страха боли. Это свобода от зависимости организма, от всех возникающих в нём ощущений. Это освобождение от привычного восприятия себя в виде некоего живого существа с определённым устроением, не представляющего из себя в действительности ничего, кроме образов в уме. Это освобождение от вовлечённости в игру воображения, возникающую и происходящую в Сознании. Именно это освобождение и приводит к успокоению ума, ведь все беспокойства, возникающие в уме, есть продукт игры воображения и ничего больше. Когда это становится ясным, то ум успокаивается сам и для этого ничего не нужно делать, да и невозможно ничего сделать, ведь тот, кто пытается что-то сделать, сам есть продукт воображения. Как при помощи одного воображения освободиться от другого воображения?
Именно поэтому все мастера, в ком действительно произошло окончательное Понимание, говорят о недеянии и о полном приятии всего происходящего. И это не пустые слова. Это слова, отражающие истинное ви́дение и понимание.
Я уже неоднократно говорил и писал о том, что ум – есть набор переплетённых между собой представлений или образов о себе и о мире. И выйти из ума нельзя! Поскольку не ты находишься в уме, а ум находится в тебе. Ум ограничен количеством находящихся в нём образов. Ты не ограничен ничем. Это не ты погружён в ум, это твоё внимание погружено в восприятие образов ума, желая получить кайф от происходящей в нём игры воображения. И до тех пор, пока эта игра будет иметь для тебя хоть какое-то значение и будет приносить тебе хоть какой-то кайф, никуда твоё внимание оттуда не уйдёт. Оно будет приковано к этой игре так же, как футбольной фанат прикован к игре своей любимой команды.
Выход за пределы образов ума возможен только тогда, когда вся эта переживаемая тобой игра потеряла для тебя всякий интерес. Тебя больше не интересуют эпизоды наблюдаемой и переживаемой тобой игры, тебя интересуешь только ТЫ сам. И как только в тебе возникает вопрос – КТО этот Я, для которого существует весь этот мир со всем его многообразием ощущений? так внимание твоё сразу отвлекается от восприятия образов ума и направляется к самоощущению себя, себя как Источника происходящего, как Источника всего-что-есть. Так происходит выход за пределы ума и осознание своей истинной Природы. И никакого другого выхода из ума или выхода за пределы ума не существует, как не существует и того, кто этот выход хочет осуществить.
Когда происходит отвлечение внимания от восприятия образов ума, то в фокусе внимания оказывается только Бездонная Пустота Чистого Сознания. Источником же самого внимания является Я, которое осознаётся как единственно существующая реальность и Основа всего-что-есть. Эту Основу невозможно увидеть, поскольку ОНА сама есть ТО, что видит. Но её можно ощутить и осознать, как Источник самого осознания, как ТО, что осознаёт, как Источник ви́дения, как ТО, что видит, как Источник восприятия, как ТО, что воспринимает. И проще всего это получается тогда, когда в фокусе внимания нет ничего, кроме пустоты, ничего что отвлекало бы твоё внимание от восприятия своего Источника.
Когда происходит осознание Источника, пустота, воспринимаемая раньше как нечто нереальное, пугающее и ассоциирующаяся со смертью, воспринимается теперь как нескончаемый океан чистого сознания, наполненный блаженным покоем. Это и есть НИРВАНА, или НЕДРОБНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, или АДВАЙТА. И тогда ничего кроме ЭТОГО не воспринимается, а всё, что воспринимается – есть проявление ЭТОГО.
Ум в результате такого осознания успокаивается самопроизвольно, поскольку происходящая в нём игра воображения теряет свой прежний смысл и свою прежнюю значимость, это лишь миражи подобно снам, самопроизвольно возникающие во Мне. Они самопроизвольно возникают во Мне, и самопроизвольно заканчиваются во Мне, растворяясь в чистом и бесконечном просторе Сознания. Я ничего не имею против этого, а лишь наблюдаю за ними, наполняя их своим присутствием и осознанием. Я не мешаю им, они не мешают Мне. Это можно назвать внутренним равновесием или Покоем и Гармонией в самом себе, или успокоением ума. Никакого другого покоя ума не существует.