Что кладут в гроб? Смерть, похороны, отпевание православного христианина
Количество записей: 69
Свекровь носит крест моего мужа, её сына, а ей уже 75 лет, а если она умрёт, то её похоронят с крестом и с её и сына, мы же не знаем какой крест её, а какой мужа, они одинаковые, не случится ли потом беда с мужем?
людмила
Не стоит спешить задавать такие вопросы при живом человеке. Можно похоронить и с одним, и с двумя, и с тремя крестами, это никак не повлияет на судьбу живых хозяев крестов: от этого не болеют и не умирают. Молитесь как следует о здравии свекрови и матери. В жизни с нами что-то случается не из-за крестиков в могилах, а только из-за наших грехов.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте батюшка, вопрос от рабы Божьей Лидии. Хоронили дальнего родственника. Отпевали заочно. Когда перед тем как закрыть гроб посыпали крест песком, то сделали его не правильно, и теперь меня это очень мучает. Скажите, является ли это грехом, и как мне быть, спасибо.
Лидия.
Нет, Лидия, это грехом не является, главное - что Вы это сделали. Обычно раньше вместо песка сыпалась земля, и не в гроб, как сейчас, а сверху гроба, в могилу: когда гроб опускали в могилу, то первым горсть земли брал священник и с пожеланием усопшему вечного покоя бросал ее в могилу. Бросал он эту землю не просто так, а естественным для священника образом, то есть крестообразно, да собственно, так и всем остальным следует ее бросать, однако, это просто традиция, обряд. Теперь, если отпевание совершается заочно, священник, так как он лично не будет присутствовать у могилы, просто делегирует это свое действие кому-то из молящихся людей.
игумен Никон (Головко)
Добрый день! Мой брат Николай утонул 22 августа, тело до сих пор не нашли... Подскажите, пожалуйста, как поступить с отпеванием, похоронами, ведь свидетельства о смерти нет, т. к. он числится пропавшим без вести. Спасибо!
Андрей
Андрей, если доподлинно уже известно, что человека нет в живых, надо обратиться к правящему архиерею Вашей епархии за благословением на отпевание, а затем отпеть заочно в храме.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, у меня есть вопрос, который тревожит меня уже два года. Два года назад я похоронила свою сестренку, и в тот момент, не знаю, почему я так поступила, я похоронила ее в одежде повседневной, в той, какой она ходила при жизни. Мне даже в голову тогда не пришло то, о чем я прочитала позже, что нужно было купить все новое... Теперь я много думаю об этом, не навредила ли я ей в ее другой жизни, и что можно исправить. Помогите, что я могу сделать?
Надежда
Здравствуйте, Надежда! Не беспокойтесь об одежде для тела, это не важно. Сейчас для Вашей сестры самое главное – это Ваша молитва за нее. Если она крещена, заказывайте за нее литургии об упокоении, панихиды. Молитесь и дома, подавайте милостыню. Это будет очень полезно для ее души.
иерей Владимир Шлыков
Свеча потухла в церкви при отпевании.
Вероника
Вероника, не нужно этому придавать никакого значения. Потухла, и ладно – зажгите заново. Бывает, попадаются некачественные свечи, только и всего.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Вчера похоронили моего папочку. Перед похоронами его причесали расчесочкой дочки и оставили у него в кармане пиджака. Плохо ли это? Заранее спасибо за ответ!
Наталья
Нет, Наталья, ничего плохого быть не может. Все это - пустые страхи и суеверия.
игумен Никон (Головко)
У моей подруги умерла мама. Я не смогла прийти на похороны. Подруга очень на меня обиделась, и теперь мы не общаемся уже третий месяц. Как помириться? Как быть в такой ситуации?
Евгения
Здравствуйте, Евгения! Сделайте первый шаг – попросите у подруги прощения. Объясните причину, по которой не смогли прийти, и скажите, что молитесь за ее маму. Ваша подруга обиделась, потому что сильно переживала. А сейчас, когда эмоции улеглись, у Вас есть шанс спокойно поговорить с ней. Помоги Господи!
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что мне делать и что это означает? На кладбище, когда хоронили моего папу, я стояла возле гроба и у меня лопнул браслет с крестиком, купленный в храме. Крестик успела подхватить, а бусины рассыпались. Я их собрала, но что теперь делать со всем этим, не знаю...
Лариса
Лариса, не нужно обращать внимания на все эти вещи. Значит, это был некачественный браслет. Для нас самое главное - это наша душа. Нужно молиться Богу и жить по Заповедям Божиим. Если Вы купили браслет в храме, значит, он был освящен, а к святыне мы должны относиться с почтением, просто выбрасывать нельзя. Поэтому крестик оставьте у себя дома, положите рядом с иконами, а бусины закопайте в землю или бросьте в реку.
иеромонах Викторин (Асеев)
Доброго дня! Скажіть, будь-ласка, і заспокойте. Справа в тому, що ми з чоловіком плануємо вагітність, але нещодавно я була на похороні і, можливо, вагітна. Що тепер. Адже вагітним не можна ходити на похорони. Як заспокоїтись? Що робити?
Юлія
Шановна Юлія, повір"я, що вагітним не можна відвідувати кладовище або ходити на похорони, не має нічого спільного з Православ"ям. Що ж Вам робити? Заспокоїтися і намагатися якомога частіше відвідувати храм, молитися вдома, читати Євангеліє і духовну літературу і готуватися стати матір"ю. Бережи Вас Господь!
протоиерей Андрей Ефанов
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. В 2004 году умерла моя мама. Во время поxорон я взяла горсточку песка с её могилы, и до си пор xранила её дома. Оказывается, этого делать нельзя? И правда, с момента похорон мамы меня преследуют всяческие беды. С недавнего времени просто начала искать в квартире "несчастливую" вещь. Что мне делать с этой горсточкой, чтобы не обидеть память матери и не навредить себе неправильными действиями? На могилку вернуть землю проблематично - мама похоронена в другом городе. Заранее признательна Вам за ответ.
Галина
Галина, нет ничего плохого или духовно-опасного в том, что Вы держите дома горсточку земли с могилы матери, поэтому вкладывать какой-то мистический смысл в это и думать, что от этого Вас преследуют беды, не надо. Землю эту, если хотите, можете хранить и дальше. Если же нет желания, можете высыпать ее где-нибудь просто на кладбище или в любом достойном месте, в конце концов, вся наша земля, как говорится, одна большая могила.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте. В апреле этого года умерла моя бабушка. Похоронили ее с нательным крестиком. Но остался образок Николая Чудотворца, который бабушка носила при жизни. Подскажите, пожалуйста, могу ли я носить на себе этот образок? Или этого делать не следует?
Екатерина
Екатерина, вещи близких усопших родственников конечно, можно носить. Также Вы можете носить и образ Святаго Николая Чудотворца, который остался от Вашей бабушки.
иеромонах Викторин (Асеев)
Похоронила своих трех родственников, по незнанию положила им свои крестики - папе, бабушке, дедушке. Может ли это влиять на мою жизнь?
Оксана
Здравствуйте, Оксана! На Вашу жизнь это никак не повлияет. Нательный крестик – это знак нашей принадлежности к православной вере, а не талисман или оберег.
иерей Владимир Шлыков
Добрый день, батюшка! В Харьковской области во время пожара сгорела мать и трое ее детей - 6 месяцев, 6 лет и 7 лет. Похоронили их в двух гробах: мать с 6-месячным ребенком в одном гробу, и детей 6 и 7 лет - в другом гробу. И на кладбище вместо четырех могил всего две. Как церковь относится к таким случаям и допустимо ли такое вообще? Спаси Господь за ответ. Извините за беспокойство.
Наталия
Наталья, да, это возможно, здесь нет ничего предосудительного: вспомните, например, солдатские братские могилы, где похоронено множество людей, а над могилой - один большой памятник или крест. Более того, так было и с ранними христианскими мучениками - не всегда каждый из них был похоронен отдельно. Очень часто кости мучеников, сожженных в печи или растерзанных дикими зверями, язычники хоронили в одной могиле.
игумен Никон (Головко)
Здраствуйте, подскажите, что нужно делать с 12 свечами, которые держали родные при отпевание покойника? Куда их девают?
Елена
Здравствуйте, Елена! Если отпевание совершается в храме, то свечи можно поставить на подсвечник, чтобы догорели, можно возжигать их для молитвы дома или принести в храм, если не нужны.
иерей Владимир Шлыков
Умерла подруга, но мы с ней давно не общались, так сложились обстоятельства... Сейчас я живу далеко от нее, и не могу поехать на похороны. Как поступить? Обязательно ли нужно ехать?
Анастасия
Анастасия, если ехать далеко, то, как правило, в таких случаях приезжают только близкие родственники. Вы же день похорон сходите в церковь и помолитесь за Литургией. Не просто - «свечку поставить», а именно помолится и отстоять всю службу. Вот тогда Вы принесете гораздо большую пользу своей подруге, чем если приедете на похороны.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. В выходные были похороны моего дяди Сергея. В организации самих похорон я и моя мама участия не принимали, но когда приехали на кладбище, то ужаснулись тому, что могилу дяде выкопали на том же самом месте, где была могила его родного отца, умершего в 70-е годы. Кладбище сельское, и там уже с 90-х годов никого не хоронят. мы спросили у родственников, зачем они осквернили могилу деда, на что нам ответили, что деда похоронили давно и уже все сгнило. Вот так и схоронили дядю в могиле его родного отца, поставив на могилу два креста, дядин и деда, только развернули в разные стороны. скажите, разве такое допускается?
Православная
Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в
третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день
кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни.
С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам,
сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в
Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и
повелел совершать их."
В третий день,
когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от
стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения
с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено,
и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с
находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа,
любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом,
иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где
творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему
Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы
Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу
усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе
красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она
изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если
душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть
и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности
и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.
В девятый день
душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы
молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов
Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей,
Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.
После
вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и
показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней,
трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.
В сороковой
день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия
определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И
Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному
выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой
день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего.
Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до
второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в
соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат
после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном
состоянии.
Душам умерших
в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь
молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в
Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день
рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об
упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный
(имя)".
Можно заказать панихду. Панихидой
называется
моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело
умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном
или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо
обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по
усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче
панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед
выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении
родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития
совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и
на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом
столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия — это
вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о
воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод,
должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается
земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей
жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо
пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или
украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие
приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на
могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу
пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то
сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.
Православная Церковь совершает особое поминовение усопших
православных
(крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения
называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед
Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста,
суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св.
Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается
в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)
И еще одно
поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи — в
понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением
разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими,
отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат
приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на
Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких
родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но
никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не
следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы
ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь
праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с
покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные
напитки и оставлять их — это не христианский обычай.
В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.
При отходе
христианина из этого мира над ним читается особый канон, который
называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной".
После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды.
Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто
белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.
Потом
покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту
с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак
победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь
кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший
веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею
покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет.
Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший
находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди
комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг
гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел
в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают
читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь
читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения
Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для
отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и
возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо
стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в
левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят
с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе.
После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках
покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую
руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что
земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся
просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю,
где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом
родные и близкие подходят проститься с покойным — это последнее
целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик.
Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания.
Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После
прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или
оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться
перед ней.
Покойного
закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно
землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси
живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при
жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник
возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб
закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб
переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда
гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти
земли. Деньги в могилу не бросают — это языческий обычай, а не
христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного
кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как
символ победы Христовой над смертью и адом.
Люди,
покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного
погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что
самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического
расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в
Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на
отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за
нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии
отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в
грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни
в сей век, ни в будущий.
Над умершими
крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как
над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить
Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не
совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от
прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.
Отпевание
можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить
заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с
венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в
правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят
икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и
крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать
дома, этого бояться не нужно.
Молебен, панихида — это не самое главное.
Как выдержать горе при смерти близкого человека?
Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир.38:20, 21, 23 ).
Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах.
А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия . Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.
Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?
– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.
Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?
– После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.
Что положено употреблять в пищу на поминках?
– По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии.
Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.
К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.
Как помочь усопшему?
– Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню . Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.
Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?
– Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.
Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
– Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В 40 дней после смерти душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.
Для чего нужна смерть тела?
– «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14 ). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16 ). Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.
Для чего совершается поминовение усопших?
– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.
Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?
– Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.
Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.
Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.
Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?
– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.
Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?
– В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?
– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.
Молятся ли за нас усопшие?
– Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.
Надо ли служить панихиду по младенцу?
– Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.
Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?
– Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.
Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.
Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?
– Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше..
Зачем надо приносить в храм продукты?
– Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.
Что такое канун?
– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.
Какие продукты можно положить на канун?
– Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.
Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?
– Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12 ). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17 ).
Какая душа не проходит мытарств после смерти?
– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14 ).
Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?
– Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5 ). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?
Сколько дней носят траур по усопшему?
– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.
Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?
– Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).
Можно ли кремировать усопших?
– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19 ; Ин.5:28 ; Мф.27:59,60 ). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.
Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.
Что делать, если снится умерший человек?
– На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.
Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?
– Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.
Что делать при посещении кладбища?
– Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.
Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?
– Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.
Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?
– Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!
Многих людей, потерявших близкого и родного человека волнует вопрос что делать с вещами умершего. Кто–то решает эту проблему сразу после похорон, кто–то советуется со священником. А кто–то их хранит и никому не отдает. Но рано или поздно все же наступает момент, когда нужно с ними что–то решать и сделать выбор. Как известно, вещи каждого человека пропитываются особой энергетикой, которой обладает сам человек еще при жизни. Поэтому многие религии, в том числе и православная, рекомендует во избежание неприятностей избавляться от вещей усопшего. Помните, какие бы советы не давала религия или знакомые, как поступать с вещами умершего решать только родственникам, но при этом не лишним будет ознакомится с информацией, представленной ниже.
Можно ли оставлять вещи умершего
Вопрос можно ли хранить вещи умершего волнует многих людей, которые похоронили своих близких. Дело в том, что со смертью близкого человека связаны боль и страдания. Вокруг него собирается много негативной энергии, которая имеет свойство накапливаться в помещении, в котором жил усопший.
Особенно такая энергия накапливается на драгоценных украшениях, одежде и постельном белье. Именно по этой причине после смерти близкого человека с его вещами нужно попрощаться. Только для того, чтобы от них избавится необходимо знать некоторые правила и рекомендации православных верующих.
Куда девать вещи умершего
По традициям православной веры считается, что энергетика умершего на его одежде после 40 дней. Если вы все-таки решили отдать одежду, то необходимо ее раздавать не одному, а нескольким людям. Необходимо отметить, что во многих источниках можно встретить информацию о вещах умершего до и после 40 дней. Вот только эта информациях несет разную информацию об этой дате.
Одни утверждают, что делать это нужно до истечения этого времени, трактуя это тем, что тем самим вы поможете усопшем закончить его земные дела. Так как те, кто заберет эту одежду будет поминать его. Существует еще одно мнение. Согласно которого наоборот на протяжении 40 дней после смерти нельзя давать, а нужно хранить одежду дома, так как все эти дни душа еще находится дома.
В самой Библии ответа на вопрос можно ли хранить вещи умерших или их раздавать -нет. Но несмотря на это, в ней сказано, что, раздав одежду усопшего нуждающимся, вы делает доброе дело. Также по мнению многих священников вещи раздать нужно, при этом раздавая их нужно просить, чтобы поминали усопшего и молились о нем. Так душе будет легче попасть в рай.
Полезные статьи:
Искренняя молитва поможет ему в ином мире. Поэтому раздайте все вещи, оставьте себе на память только несколько штук. И то это только при желании. В идеале лучше избавится от всех вещей. И так как видим, когда можно раздавать вещи умершего даже в самих традициях мнения расходятся. Конечно, наверное, все же это делать после 40 дней, когда душа усопшего в спокойствии отойдет в мир иной.
Можно ли носить вещи умершего
Вместе с вопросом можно ли хранить вещи умерших, многих также интересует можно ли их носить. Конечно во времена, когда одежда была дефицитом, особенно верхняя родственники еще при жизни усопшего начинали делить его вещи. Это большой грех. Такого делать нельзя. Так как считается, что душа человека наблюдает за всем происходящим в ее доме и может наказать за злодеяния родственников.
Даже биоэнергетики не рекомендуют трогать вещи первые 40 дней после смерти. Они даже не рекомендуют спать в комнате усопшего, чтобы он не снился. Но к сожалению, сегодня не у всех есть такая возможность. Спустя 40 дней вещи раздавать можно как родственникам, так и незнакомым людям. Такие вещи обязательно должны быть чистыми и опрятными.
В случаях, когда одежда уже заношена ее нужно сжечь. Если вы не знаете кому отдать тогда просто отнесите в церковь. Там обязательно ее разберут малоимущие. На протяжении не скольких последних лет также наблюдается тенденция, что сами ритуальные услуги забирают одежду усопших и сами раздают ее нуждающимся.
Особое внимание нужно уделить денежным средствам усопшего. Если у него при жизни была крупная сумма, то из нее обязательно нужно выделить средства на милостыню для нищих. А перед тем как тать полноправным хозяином этого имущества поблагодарить усопшего за такой подарок и вспомнить о нем что-то хорошее.
Когда можно раздавать вещи умершего ребенка
А вот что касается детских вещей, так их не рекомендуют раздавать. В случае смерти ребенка:
- Его одежду необходимо утилизировать.
- Ни в коем случае не передавайте любимые игрушки другому ребенку. Негативная энергетика передастся вместе с ними, и тот ребенок которому был подарены вещи может пережить такие же мучения как пережил усопший.
- Также не рекомендуется в случае если у вас умер старший ребенок хранить и одевать его вещи младшему. Как утверждают многие это может принести не поправимый вред здоровью вашего малыша.
Подытожив нужно отметить что на вопрос «можно ли носить вещи после умершего человека?» православные традиции говорят, что да можно, главное перед тем как вы это будете делать их правильно очистить от энергетики предыдущего хозяина окропив одежду святой водой. Но это лишь касается одежды взрослых людей. Детские же вещи необходимо сжигать и никому не передавать. Даже малоимущим. Чтобы случайно не нанести еще большего вреда постороннему человеку.
Господь всегда с Вами!
Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?
Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.
1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?
Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.
2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?
Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.
Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.
Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.
3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?
Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).
Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…
А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.
4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?
Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».
Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.
5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?
Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…
Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?
Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.
6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?
Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…
А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?
7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?
Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…
8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?
Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).
Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…
9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?
Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».
10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?
Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.
Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..
А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..
11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?
Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.
12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?
См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.
13. Каково отношение Церкви к кремации?
Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.
Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.
Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.
Вопросы задавал Леонид Виноградов
Журнал «Нескучный сад»