Ум и мышление. Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления
Движущим механизмом рационального познания выступает мышление. Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине - ее мотор, т.е. самая главная деталь машины.
В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних это - процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других - активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него характерно использование понятий и логических конструкций.
Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном - повторяющееся, в индивидуальном - родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.
Формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Это такой компонент мысли, который выделяет из некоторой предметной области и обобщает объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Суждение - это связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - это связь между несколькими суждениями. Понятия могут подвергаться различным операциям - делению, обобщению, ограничению и др.
Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания - предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Часто мышление заменяют другим словом - «интеллект» (от лат. intellectus - ум, разум, рассудок, способность мышления, рационального познания), которому придают не меньшее число дефиниций, нежели мышлению, - только в психологии известно несколько десятков трактовок интеллекта в зависимости от теоретического подхода. Так, согласно структурно-генетическому подходу Ж. Пиаже, интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Согласно когнитивистскому подходу интеллект - это набор когнитивных операций, а в факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон).
Один норвежский ученый уже много лет проводит эксперимент. Во время лекций, которые он читает в разных странах, просит аудиторию выполнить простое задание - нарисовать карту Европы. В результате он является обладателем нескольких тысяч таких карт, ни одна из которых не похожа на другую, а все вместе - на настоящую географическую Европу. Оказалось, что у каждого народа она, Европа, - своя, и даже очертания ее все воспринимают по-разному.
Ученого-норвежца, естественно, в значительной степени волновал вопрос, как европейцы воспринимают его родные края. Именно здесь разница оказалась особенно заметной. Если норвежские студенты рисовали огромный выступ, нависающий над весьма скромных размеров территорией, а Британские острова, например, вообще частенько забывали, то остальные европейцы, тщательно вырисовывая государства континентальной Европы, порой совсем опускали те земли, которые называются Скандинавским полуостровом, - как не играющие большой роли в настоящей Европе.
Свойства и возможности интеллекта многим кажутся безграничными, отсюда противоречивость в определении его природы и функций. С одной стороны, интеллект - система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение, с другой - способность к познанию и логическому мышлению. С одной стороны, интеллектом обладает тот, кто способен в знакомой проблеме выделить главное, проанализировать его, разбив на составные части, и найти способы решения задачи, с другой - интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.
В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей. К примеру, Д. Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал.
Житель Великобритании решил стать самым умным человеком в мире. По его мнению, для этого достаточно полностью прочитать Британскую энциклопедию. Редактор журнала «Эсквайр» Александр Джейкобс все же решил попытаться прочесть Британскую энциклопедию от корки до корки. Он уже продвинулся до буквы «К», читая по сто страниц в день. Между тем, в чем заключается смысл жизни, он пока не знает-до буквы «С» еще далеко. По завершении своего титанического труда Джейкобс хочет написать автобиографию под названием «Самый умный человек в мире».
Следует помнить, что интеллект - это познание плюс действие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и на деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Оглавление
Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым, однако при более глубоком взгляде на человека их различение оказывается важным, а в православной духовной традиции – необходимым. Нашей целью является общий обзор содержания этого терминологического ряда в православной аскетической традиции и предоставление его уважаемым читателям для сопоставления и размышления в контексте жизненного и профессионального опыта каждого человека.
Предыстория вопроса
Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.
В античности первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что один способ мышления позволяет видеть частное, а другой возвышает до целостного. Первое – это рассуждение, оно менее совершенно, ограниченно, человек в этом случае не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция – составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее.
Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность. Ибо святоотеческое учение основано не на абстрактном теоретизировании, а на реальном опыте духовной жизни, и каждое понятие, каждое смысловое различение выстрадано собственной жизнью православных подвижников.
Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.
Это разнообразие терминологических пар может несколько дезориентировать неподготовленного читателя, но желающим ознакомиться с христианской антропологией следует помнить, что терминология в этой сфере не оформлена, поэтому понимание святоотеческих текстов не должно быть буквальным, формальным. Чтение и понимание творений святых отцов – это особый вид духовной деятельности, который возможен, только если читатель сам укорен в Священном Предании Православной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.
Рассудок
Слова «рассудок», «рассуждение» (διάνοια, λογική) часто встречаются в книгах Ветхого и Нового Завета и обозначают душевную деятельность человека, в ходе которой производится анализ событий, личного опыта и других фактов, чтобы сделать выводы, принять решение. В этой деятельности человек опирается на свои естественные силы. Если быть точнее и вспомнить святоотеческое учение о трех силах души, то рассудок и рассуждение – это проявление высшей силы души – разумной.
Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям.
Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: «Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νοῦς )» . Согласно святому , рассудок не способен к единому простому цельному знанию.
Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (; ; ; и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» (; ; ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить:«Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность » (; Ср.: ; ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (; ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.
Разумная сила души проявляет себя через мышление (διάνοια) и действует через мысль или, как говорили святые отцы, внутреннее слово . Преподобный так характеризует внутреннее слово:«Внутренний логос сердца есть то, чем мы размышляем, судим, составляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста произносили слова» .
Понятие о мысли четко отличается святыми отцами от понятия «помысл » или «помышление» (λογισμός). Помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть результат сознательной интеллектуальной работы, помысл имеет различные неосознаваемые человеком причины появления. У людей после грехопадения сознание заполнено множеством помыслов. Люди пытаются разобраться в них или осуществить их. Эта внутренняя работа требует немалых душевных сил, но она не является прямым проявлением рассудка или мышлением по сути, ибо исходный мысленный объект не порожден сознательной деятельностью собственного разума. Человек тратит силы, чтобы разобраться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправдание и возможность, начинает осуществлять помысл. Очень часто голова человека может быть переполнена помыслами при полном отсутствии мыслей, что нашло свое выражение в народной мудрости: «Богатеть помыслами, не значит – богатеть умом». Чистое рассудочное мышление – явление весьма редкое.
Святоотеческое учение о разумной силе души включает в себя не только рассудочность, но и воображение и память. В положительном виде эта сила проявляется в виде знаний, обоснованных мнений, предположений, научных теорий. В отрицательном виде – это идолопоклонство, рассеянность мыслей, мечтательность, фантазии, празднословие, а также «неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной силы в душе» . Пр. так описывает путь исцеления рассудка: «К уврачеванию же и исцелению служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу» [там же].
По мысли святых отцов разумная сила души имеет особую связь с головой человека, но голова или мозг – это не источник, а инструмент данной силы.
Разум и ум
В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς ) часто используются как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души (). Об этом же говорит и преподобный : «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» .
Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его» . Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов. Однако необходимо отметить, что в святоотеческой традиции слово «дух» более емкое и включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве.
В наставлениях преподобного подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» .
Для подобного созерцания необходимо безмолвие (suc…a) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие. Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς , а созерцание – это nOhsij. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – qewr…a.
Ум стремится проявить себя через разумную силу души, облекает в мысли и слова свой опыт созерцания – это естественное стремление, но далеко не всегда осуществимое, особенно если это касается опыта созерцания духовного мира, поэтому апостол Павел сказал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ().
Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.
Святитель если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [ 3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель .
Различение ума, разума и рассудка
Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.
Преподобный : «Ум (νοῦς ) есть орган мудрости, а разум (lOgoj) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» .
Св. : «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» .
Преподобный : «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (qewrhtikOn) и деятельная (praktikOn). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (noan), деятельную же – разумом (lOgon); созерцательную способность называют также мудростью (sof…an), деятельную же – благоразумием (frOnhsin)» .
Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς ), «разум» (lOgoj) и «рассудок» (diOnoia). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (diOnoia) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς ) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (lOgoj) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς ), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.
Слово «рассудок» (diOnoia) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».
Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.
Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς ). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (, св. О хранении чувств. М., 2000
Кирилл Малев пересказал основные мысли из книги нейробиолога Дэниела Левитина «Организованный ум: мышление в век информационной перегрузки» и нарисовал интеллект-карту.
В этой книге Дэниел Левитин рассказывает о том, как структурировать информацию и организовывать свою жизнь, причем «организовывать» в данном случае приравнивается к «приводить в порядок». Как во всех отличных книгах такого рода, в ней есть теория, ссылки на исследования, а также примеры из жизни и практики автора, которые подтверждают подаваемую информацию.
Сначала автор рассказывает, как появилась необходимость сохранения и передачи информации. Одним из первых лингвистических концептов было разделение «здесь» и «там», когда первобытные охотники рисовали животных на стенах пещер. Запись информации и письмо появились для того, чтобы люди могли торговать.
Организация и хранение информации способны значительно упростить жизнь, потому что наш мозг склонен экономить энергию и забывать. Система и следование жёстким правилам позволяют не только экономить энергию, но и лучше вспоминать информацию. Если вы постоянно забываете, где лежат ключи, - нужно завести для них специальное место (в этом случае автор ссылается на «Теорию большого взрыва»).
За поиск информации отвечает та же часть мозга, что и за ориентацию в пространстве - гиппокамп. Поэтому поиск объектов на карте и ориентирование на местности помогают улучшить память.
В работе 2010 года Винод Менон показал, что за переключение внимания между объектами отвечает инсула , а самим процессом управляют нонадреналин и кортизол. При этом повышенный уровень дофамина в этой и прилегающих областях улучшает креативность. В этой же работе сказано, что переключение между различными объектами требует от мозга дополнительной энергии, что лишний раз доказывает, что многозадачность - это плохо. Клиффорд Нэсс также подробно исследовал эту проблему, и оказалось, что переключение между задачами сказывается отрицательно на выполнении каждой из них.
Ещё одна эволюционная особенность - наличие «фильтра внимания», за который отвечают сенсорный кортекс и фронтальные доли. Именно эти участки мозга эволюционно натренированы замечать опасность, даже если человек думает о чём-то своём. Этому фильтру внимания мы обязаны тем, что наш мозг может функционировать в двух режимах: сфокусированной работы и «размышления», когда мы витаем в своих мыслях, переживаем, радуемся или просто живём.
Казалось, бы этот режим должен потреблять меньше энергии, но оказывается, что разница незначительная. В это время работают самые различные участки, также контролирующие происходящее вокруг. Самое забавное, что они периодически отключаются и отдыхают. Именно поэтому мы можем забыть, например, куда положили очки или телефон: мозг в этот момент частично «спал» и не воспринимал новую информацию.
Для оптимальной работы и концентрации в мозге должен соблюдаться баланс нонадреналина и дофамина (также об этом было написано в « »). При этом алкоголь и нехватка сна значительно снижают способность к концентрации.
Ещё один факт про мозг: префронтальный кортекс, который отвечает за способность сохранять концентрацию, не отвлекаться и откладывать вознаграждение на потом полностью развивается только к 20 годам (все мы помним эксперимент с детьми, которые могли подождать 15 минут и получить в два раза больше конфет). Поэтому взрослые способны лучше держать себя в руках и принимать взвешенные решения. У меня, похоже, префронтальный кортекс всё ещё находится в стадии развития.
Точно так же вредной для производительности оказалась возможность отвлекаться. В специальном эксперименте испытуемые при наличии возможности отвлекаться показали худшую продуктивность и способность решать задачи. Поэтому стоит выключать почтовый клиент и мессенджеры и закрывать вкладки с социальными сетями, когда садишься за работу. Ещё один интересный эксперимент показал, что человек, который не ответил на какое-то письмо, работает так, будто спал в два раза меньше. Стоит делать то, что не можешь отложить, чтобы освободить голову.
Отдельная часть книги посвящена тому, как лучше организовать работу и жизнь. Часть из этих советов банальна и касается диеты или сна, но самые интересные приведены ниже.
Работу стоит планировать так, чтобы в конце какого-то небольшого участка получать вознаграждение - пускай и моральное, но мозг должен получать дофамин в результате напряжённого периода концентрации - и какие-то результаты. Кроме того, задача не должна быть ни слишком сложной (тогда мозг начнёт рефлексировать и задумываться над самооценкой), ни слишком простой: мозг начнёт скучать и отвлекаться, переключаясь на другие задачи.
В состоянии потока никогда не задумываешься, что «это недостаточно хорошо», - видишь только возможность стать лучше. Завершение работы в этом состоянии даёт замечательное ощущение выполненной задачи, потому что никто не хочет прожить жизнь и сказать: «О, я прекрасно работал, отвлекаясь на сообщения в чате или Facebook».
Лучший способ заставить человека упасть с велосипеда - попросить его не падать или спросить, как ему удаётся ехать и не падать.
Негативные результаты важнее позитивных. Они показывают те области, которые раньше игнорировались.
Причина, по которой многие не завершают свой диплом или большой проект: они сравнивают свою незаконченную работу с готовыми. Также мешает излишний перфекционизм.
Неудачи учат тому, что ты не знаешь всего и тебе есть куда развиваться, - это помогает мозгу справится с недополучением дофамина. Критика - враг креативности.
Отдельная глава посвящана тому, как принимать решение. В этой главе автор возносит заслуженную хвалу теореме Байеса (сейчас все математики, которые дочитали до этого момента, встали и похлопали) и объясняет, как правильно принимать решения на её основе.
Книгу стоит прочитать если не из-за большого объёма интересной и полезной информации, то хотя бы из-за этой главы: она даёт убедиться, что иногда стоит подольше размышлять над принятием какого-либо решения, учитывая априорные вероятности.
Интеллект-карта по книге
На этот раз карта генерировалась в полуавтоматическом режиме на основе заметок в iBooks, поэтому получилась больше, чем обычно. Скачать её в оригинальном формате можно в репозитории на GitHub. Для просмотра нужна будет любая версия программы Simple Mind.
Баба советует нам следить (“watch”) за следующим:
Ум должен главенствовать не только над пятью чувствами, но также и над функциями мышления, чувственного восприятия, речи и действия. Иначе любая из них или все четыре могут захватить власть и стать хозяевами, вместо того, чтобы быть полезными слугами. Мы можем находиться во власти наших мыслей, наших чувств, наших слов и наших действий, если кому-либо из них или всем им удастся заставить нас следовать за ними.
Обезьяний ум и мышление
Всем нам знакомо ощущение, когда мысли о чем-то терзают нас до такой степени, что мы неспособны остановить этот процесс. В конечном счете мысли настолько захватывают нас и овладевают нами, что мы оказываемся совершенно беспомощными и не можем вырваться на свободу из-под их контроля. Все мы слышали, как люди говорят: “Я просто не могу выбросить это из головы, как бы сильно я ни старался, и это сводит меня с ума”. Вполне возможно, что вы не раз попадали в такое положение. Это рабство, в котором мы оказываемся из-за наших собственных мыслей, лишает нас свободы так же эффективно, как и тюрьма, построенная из кирпичей и цемента.
Мысли имеют тенденцию бесконечно крутиться в уме, подобно белке в колесе, без какого-либо видимого выхода из этого затруднительного положения. Они кажутся реальными и имеющими силу, но все же они на самом деле только мысли, еще не обладающие никаким реальным физическим проявлением, и к тому же это определенно наши собственные ограниченные мысли, так что они с большой вероятностью могут быть ошибочными.
В давние времена бытовало распространенное мнение, что земля плоская, и что любой, кто рискнет зайти слишком далеко в каком-либо направлении, наверняка провалится в пустое пространство, перешагнув край земли. Когда были найдены более точные методы определения формы планеты, убедительно свидетельствующие о том, что она имеет сферическую форму, люди продолжали цепляться за старую веру и преследовали тех, кто отстаивал новые взгляды.
Множество войн велось между приверженцами различных вер или представлений, в которых обе стороны продолжали с одинаковым упорством утверждать, что именно их вера является правильной. Каждая из сторон считала, что те, кто думает иначе, наверняка ошибаются, и поэтому должны быть или наказаны, или уничтожены. Конечно же, такие столкновения не ограничены уровнем государств, сообществ или отдельных наций. Он проявляется между индивидуумами на всех уровнях общества, когда мы забываем о том, что возможно существование нескольких различных точек зрения. Этот тупик возникает из-за глупого и близорукого стремления пытаться доказать свою правоту и заключения, что любой, кто не согласен, обязательно должен ошибаться.
Неисчислимое количество подобных ситуаций возникало на протяжении всей длинной истории мира, и трагедия их заключаются в том, что очень редко какая-то из сторон полностью права или полностью ошибается, так как все в мире относительно. Никто не имеет доступ ко всей правде о чем-либо в любое конкретное время. Все мы обладаем знанием лишь маленькой части, но из-за своей глупости и эгоцентризма считаем, что обладаем полным знанием, и когда оно оказывается отличным от чьей-либо другой части знания, мы уверены, что другой ошибается.
История о трех слепых, которых попросили описать слона, очень хорошо поясняет этот момент. Каждый из них подошел к животному и протянул свою руку, чтобы дотронуться до него и определить его форму. Рука одного человека прикоснулась к хоботу, и тогда, думая, что он держит все животное, он описал его как имеющего длинную и трубчатую форму, подобно змее. Другой схватился за ухо слона и описал его как нечто плоское и гибкое. Третий человек коснулся его ноги и заявил, что это большое, круглое и твердое животное, похожее на ствол дерева. Как можно заметить из этой истории, все они правильно сообщили о своих индивидуальных представлениях, но не сумели понять, что каждый описал только одну часть целого слона, который был намного больше, чем сумма этих трех частей.
Ревностно отстаиваемые убеждения подпадают под эту категорию. Есть определенные вещи, о которых мы можем иметь очень твердое мнение, даже не пытаясь при этом выяснить, действительно ли мы верим в то, что оно истинно или хотя бы полезно в настоящее время. Многие концепции, которые были справедливы в определенные эпохи, когда они были своевременны и полезны, сейчас уже утратили свою актуальность, и все же мы продолжаем цепляться за них, как будто они могут обеспечить некую безопасность и уверенность, подобно плоту в бурном море.
Необходимо постоянно спрашивать себя: “Действительно ли я верю в это или то, и действительно ли это применимо сейчас? Препятствует ли это моему продвижению или позволяет мне свободно действовать?” Если какое-то конкретное убеждение уже утратило силу, оно должно быть отброшено. Поскольку мы развиваемся, многие привычные для нас убеждения устаревают и превращаются из помощника в препятствие.
Поскольку во всем мире происходят перемены, связанные с новыми открытиями, изобретениями и методами работы, то ставшие бесполезными старые отжившие концепции должны быть отброшены. Тогда наши обезьяньи умы перестанут цепляться за них, а когда мы отпускаем их, это освобождает нас от контроля с их стороны. Для выполнения этой задачи Баба предлагает следующее: “Ваша первоочередная обязанность состоит в том, чтобы отказаться. Откажитесь от всех теорий, которые вы лелеете, доктрин, которые вам дороги, систем знания, которыми загроможден ваш мозг, предпочтений, которые вы накопили, стремления к известности, благосостоянию, учености, превосходству. Это все материальное, вещественное. Вступайте в вещественный мир после того, как вы познали Атму. Тогда вы осознаете, что все это – игра Атмы.”
Обезьяний ум и чувственное восприятие
Подобным образом мы можем быть во власти наших чувств. Печаль, вина, волнение, ревность, зависть, гнев и другие эмоции могут настолько овладеть нами, что мы оказываемся беспомощными в их власти, и даже не можем предпринять очевидные шаги, чтобы вывести себя из такого положения и быть свободными от их господства над нами, просто отпустив их. Мы оказываемся столь же несчастными, как и обезьяна с ее кулаком, пойманным внутри узкогорлого кувшина, в то время как все, что нужно сделать, – отпустить схваченные фрукты или орехи, чтобы высвободить лапу из временной тюрьмы. Мы также можем перестать быть рабами наших чувств.
Некоторые люди, кажется, получают удовольствие от отрицательных эмоций, которые, несмотря на их разрушительный эффект, вызывают возбуждение и обеспечивают долгожданное избавление от скуки и депрессии. Отрицательные эмоции также могут оказывать стимулирующее действие на надпочечники, приводящее к возбуждению и подъему энергии, которое дает нам ощущение физического блаженства и выводит нас из тоскливого или угнетенного настроения. Однако полученное с помощью таких чувств удовлетворение длится недолго, и, подобно скорпиону из пословицы, ужалившему самого себя, может закончиться отравлением собственным ядом; как Шекспир назвал это: “Попавший в собственную ловушку”, или раненный собственным оружием.
Итак, чувства гнева, негодования, зависти, ревности и уйма подобных эмоций могут овладеть нами, если мы позволяем им развиваться дальше определенной точки до того, как мы освободимся от них, после чего они становятся слишком сильными, чтобы мы могли побороть их. Источник всех таких разрушительных эмоций коренится в противоречивых желаниях. Мы должны проследить каждую эмоцию к тому желанию, которое породило ее, и помнить, что если мы сможем отпустить желания и удерживать в памяти высказывание “Твоя воля, не моя, свершится”, мы будем свободны от их контроля над нашими эмоциями.
Чувство жалости к самому себе, выражаемое в таких фразах, как: “У всех остальных есть это, так почему нет у меня?”, “Никто, кроме меня, не должен работать так напряженно и за такое небольшое вознаграждение”, “Почему я должен делать все это, в то время как другие люди ведут такую легкую жизнь?”, может принимать такие размеры, что оно завладевает нашими чувствами, и мы обнаруживаем свою беспомощность и неспособность уйти от его доминирования.
Обезьяний ум и речь
Баба указывает, что язык имеет не одну, а две функции. Он говорит: “В то время как глаз, ухо и нос служат как инструменты познания одного определенного качества природы, язык позволяет использовать себя для двух целей: оценивать вкус и произносить слова и звуки при общении. Поэтому управляйте языком с двойной осторожностью, так как он может причинить вам вред двумя способами”.
Мы часто говорим, заранее не подумав о том, что собираемся сказать и какой эффект это может произвести на слушателей. Если бы мы могли просто не забывать делать паузу прежде, чем начинаем импульсивно выдавать лавину слов, у нас бы лучше получалось устранять привязанность обезьяньего ума к нашей функции речи.
Многие люди говорят только для того, чтобы показать, насколько много они знают, и доказать как себе, так и другим, что они являются особыми или исключительными, вместо того, чтобы стараться обмениваться идеями, открытиями, знаниями или фактами. Усиленно цепляясь за идею о своей воображаемой важности и заявляя о своем совершенстве тем, кто желает их слушать, они лишаются свободы из-за своей привязанности к собственным словам.
Подобные ситуации могут случаться с теми людьми, которые лгут о своих возможностях или из хвастовства преувеличивают их. Ложь порождает еще большую ложь, пока мы не оказываемся погребенными под тяжелой грудой собственных выдумок. Мы не сможем выбраться из этого до тех пор, пока не захлтим открыто взглянуть на ту ситуацию, в которую наше поведение завело нас, и искать помощи, чтобы рассеять чувство неуверенности, вынудившее нас преувеличивать свою ценность, хвастаясь о действительных или мнимых достижениях.
Обезьяний ум и действие
Наш обезьяний ум оказывает влияние на наши действия как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Пример того, как обезьяний ум может быть привязан к действию, можно наблюдать в тех людях, которые постоянно чем-то заняты и, кажется, никогда не способны расслабиться и оставаться в покое какое-то время. Они буквально поглощены безостановочной деятельностью и чувствуют себя крайне неуютно, если им приходится останавливать свое безудержное движение из-за болезни, несчастного случая или по какой-либо другой причине.
Легко видеть, что все те действия, которые мы не можем прекратить, указывают на столь сильную привязанность к ним, что они господствуют над нами вместо того, чтобы мы управляли тем, что мы делаем. Люди, “горящие” на работе, попадают в эту категорию, поскольку работа, которой они чрезмерно увлечены, управляет ими, и они оказываются пойманными ею так же, как и обезьяна с ее лапой, застрявшей в узкогорлом горшке. Подобно этой обезьяне, мы держим ключ от нашей тюрьмы в своих собственных руках. Мы можем отпустить все то, за что мы цепляемся, вместо того, чтобы оплакивать тот факт, что мы беспомощны и лишены свободы, так как мы оказались в такой ситуации не из-за кого-то другого, а из-за чего-то, что создали сами.
Какова причина такой чрезмерно активной деятельности? Обычно это связано с нежеланием открыто взглянуть на себя, отметить свои ошибки и сделать свою жизнь лучше. У многих людей, чье внимание полностью поглощено лихорадочной деятельностью, не остается никакого времени на то, чтобы подумать о чем-либо еще, даже о самих себе или о своем поведении.
Один простой рецепт оказался наиболее полезным при воспитании обезьяньего ума. Он помогает уму отпустить все то, за что он цепляется и что, в итоге, заманивает его в ловушку. Это рецепт заключается в следующем – необходимо не забывать в начале каждого дня просить Бабу – который представляет нашу истинную сущность – думать через нас, чувствовать через нас, говорить через нас, действовать через нас, и, особенно, любить через нас весь день. Если мы сможем устранить свое эго из этих функций, тогда, подобно Хануману, мы станем слугами Рамы, или “Я”, которым мы и являемся на самом деле.
Мы часто задумываемся о качестве ума. Проходим различные онлайн-тесты на определение уровня интеллекта. Хотя, они и без того отчетливо проявляются в действительности, посредством реакции и принятия решения человеком в трудной ситуации. Поговорим об этом и особенностях индивидуального мышления.
Немного о мыслительном процессе
Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом - посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.
Мышление прокладывает путь к знаниям, которые нельзя получить иным образом. Это процесс решения задач. Последние подразумевают вопросы, на которые нет прямых ответов. Они скрыты в исходных данных. Путем их преобразования посредством логики можно найти решение.
Еще как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.
Мыслительные задачи решают с помощью:
- Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
- Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
- Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.
Все люди индивидуальны и с разным мышлением.
О качестве ума
Персональные различия мыслительного процесса индивида проявляются в разных качествах ума, которые он демонстрирует при осуществлении деятельности. Наиболее значимые из них - это:
- Самостоятельность мышления. Выражается в умении человека высказывать свое мнение, ставить цели и задачи, находить ответы и принимать решения, при этом, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность ума неразрывно связана с его критичностью, способностью не принимать чужие суждения, а строго и правильно их оценивать, разграничивать сильные и слабые стороны, выделять главные мысли, и ошибки, которые в них допущены.
- Широта. Характеризуется всеобъемлющим кругозором, стремлением к познанию нового, самосовершенствованием в разных областях науки и практики.
- Глубина. Величайшее свойство, позволяющее человеку заглянуть вглубь проблемы, увидеть детали, которые другие не замечают, найти выход и спрогнозировать дальнейшее развитие.
- Гибкость. Позволяет человеку быстро пересматривать принятые решения, исправлять неправильные, причем новым неординарным способом. Индивид не использует шаблонные приемы решения задачи. К примеру, ученик, обладающий с легкостью может найти ответ разными способами.
- Быстрота. Выражается в скорости решения задач и мыслительного процесса. Зависит от опыта, накопленных знаний и умений. Быстрота мысли требуется от индивида в случае принятия скорого решения. Не имеет ничего общего с торопливостью мышления, когда решение принимается «наспех», «кое-как», человек цепляется за первые мысли, пришедшие в голову, не проверяя их, и не учитывает все данные, необходимые для решения задачи.
- И критичность. Это свойство позволяет индивиду давать объективную оценку отрицательным и положительным характеристикам явлений. А также скрупулезно, выдержано и хладнокровно, проверять истинность решений.
Итак, мы пробежались кратко по качествам ума, основным. Подробнее остановимся на последнем.
Критичность
Человек, обладающий критическим умом, тщательно проверяет свои предположения, не принимая каждое пришедшее умственное решение за истину до тех пор, пока не удостоверится в его правильности. Критический ум - организованный ум, широко использующий воображение, опираясь на него в творении нового. И при этом он обладает способностью и умением придерживать работу фантазии, которая уводит по ложному пути к нереальным несбыточным проектам.
Самостоятельность и критичность ума - прекрасный тандем предпосылок творческой, новаторской деятельности личности.
Другие индивидуальные качества ума
Итак, в мыслительной работе людей проявляются личностные особенности их мышления. К ним относятся качества ума, о которых мы говорили выше, а также:
- Любознательность. Выражается в стремлении человека познавать новое. Но может носить и поверхностный характер.
- Пытливость - желание всесторонне изучить явление в существенных отношениях.
Оба эти качества являются основой активной познавательной деятельности.
Последовательность мысли
Еще одно качество человеческого ума. Это строго последовательный ум. Проявляется в умении следовать строгой логической цепи в изучении явления, а также закономерной аргументированности размышлений и четкому логическому процессу.
Человек последовательного ума в размышлениях придерживается одной проблемы, не перескакивая на другую. Изучая непростую задачу, следует конкретному методу рассмотрения. Сформировав мысли, прослеживает порядок выхода информации, придерживаясь намеченного плана. В его размышлениях не бывает логических ошибок. Если он посчитал истинными определенные умозаключения, то без страха и опасений делает все выходящие из них выводы. Он стремится найти больше доказательств суждениям.
Ум необходимо тренировать
Известны шесть основных качеств ума в психологии, которые следует развивать - глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота и последовательность. Пока нет задачи, ум будет деградировать!
Как это сделать
- Главное - ставьте перед собой задачи! При этом они должны быть интересными.
- Пополняйте словарный запас. Читайте книги, изучайте иностранные языки. Таким образом, вы научитесь четко и правильно излагать мысли, тем самым разовьете ум.
- Рисуйте. При помощи яркой палитры, можно на листе бумаги изобразить свое будущее, мечты, эмоциональное состояние. Живопись развивает воображение и мышление.
- Решайте ребусы, головоломки, кроссворды.
- Слушайте классическую музыку.
- Пишите стихи, а если получится, поэмы. Этот процесс способствует развитию не только памяти, но и воображения и творческих способностей.
- Увлекайтесь кулинарией. Отступайте от рецептуры, включайте фантазию и воображение.
- Играйте с друзьями в шашки и шахматы. Не умеете? Тогда это прекрасный повод этому научиться.
- Решайте математические задачи, чтобы развить аналитическое мышление, которое способствует улучшению ума.
- Узнавайте каждый день новое слово. Неважно, из какой области вы разучите термин, главное - познание и самосовершенствование.
И думайте самостоятельно. Сегодня нет проблем к доступу любой информации, благодаря Интернету, где можно отыскать даже решение школьных задачек. Старайтесь не обращаться за ответами к различным источникам. Чем меньше мы начинаем думать, тем слабее развиваются наша память и ум. И, конечно же, не забываем про правильное питание, избавление от вредных привычек. Больше отдыхайте и полноценно высыпайтесь, занимайтесь спортом, прогуливайтесь на свежем воздухе, наслаждайтесь жизнью, поднимайте себе настроение и у вас все получится.