Метод опроса в социологии. Общий обзор методов социологического исследования
Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов.
Метод опроса изобретен не социологами. Во всех отраслях знания, где исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода (анамнестические опросы врача при приеме больного, опрос свидетелей какого-либо криминального происшествия следователем, интервью, проведенное журналистом для получения интересующей его информации, и др.).
Метод опроса широко практиковался в отечественной социологии еще в 1920-е годы. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что он является наиболее распространенным и информативным, но не универсальным. Грамотное его использование требует от исследователя выяснения, насколько он соответствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими словами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каждом конкретном исследовании может быть различной.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки.
Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.
Анкетирование – это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.
В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.
Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.
В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование.
Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества – во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.
По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование.
Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.
Прессовое анкетирование – это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования характеризуется также низким процентом возврата анкет и практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности.
Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, который повышает заинтересованность последнего в исследовании, дает возможность проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты, оценить соответствие респондента намеченной выборке. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом опросе), в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.
Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.
Построение анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).
Вводная часть представляет собой обращение к респондентам с указанием названия учреждения, проводящего исследование, задач исследования, роли респондента в решении поставленных задач, заверения в полной анонимности ответов респондента, способа возврата заполненных анкет и правил заполнения анкеты.
Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка ее наиболее сложна и ответственна и начинается всегда с простых вопросов, предназначенных для того, чтобы заинтересовать респондентов и помочь им включиться в работу. Затем следуют вопросы, направленные на решение главных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивов, мнений и оценок. В конце используются вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, а также контрольные и наиболее интимные вопросы, требующие индивидуального мнения респондентов.
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих социальную характеристику респондента, пол, возраст, образование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста в заполнении. Назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранной информации и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.
При конструировании анкеты применяются следующие виды вопросов, различающиеся по форме: открытые, закрытые, полузакрытые и шкальные.
Открытые вопросы – это вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в свободной форме.
Например: «Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься»
(напишите, пожалуйста)_______________
Формулировка в данном случае не ограничивает человека, отвечающего на вопрос, какими-либо рамками, и он может высказать все, что думает, в любой форме, во всей полноте и до мельчайших подробностей. Именно поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать очень богатую по содержанию информацию. В конце вопроса (в скобках) приводится напоминание респонденту о том, что ответ он должен дать в письменном виде.
К недостаткам открытых вопросов относятся: во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, сложность последующей обработки таких свободных ответов. В связи с этим не рекомендуется в анкете использовать большое количество открытых вопросов.
Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и предоставляют респондентам возможность выбора одного или нескольких возможных ответов.
Простейшим видом закрытого вопроса является «да-нет» - вопрос. Специфика его заключается в неуравновешенной формулировке, т.е. в формулировке, где присутствует один из возможных вариантов, что способствует выбору его респондентом. Употребление этого вопроса часто сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, умений и остановок. Так, например, вопросы «нравится ли Вам…?», «хотели бы Вы…?», «любите ли Вы…?» вызывают несомненное смещение ответов в положительном направлении. По этой причине рекомендуется их употреблять только в тех случаях, когда сомнения в однозначном выборе ответа отсутствуют. Например: «Были ли Вы в этом году на стадионе?», «Выписываете ли Вы спортивные газеты и журналы?».
Альтернативный вопрос отличается от «да-нет» - вопроса такой важной характеристикой, как уравновешенность формулировки. Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньшим, и предлагаемые варианты ответов носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа.
Например: «Как часто Вы посещаете стадион?»
Очень часто (каждый день)
Часто (2 – 3 раза в неделю)
Не очень часто (3 – 4 раза в месяц)
Редко (1 – 2 раза в месяц)
Очень редко (еще реже)
Другой разновидностью закрытых вопросов является вопрос-меню, в котором респонденту предлагается право выбора нескольких ответов (количество выбранных ответов обязательно оговаривается).
Например: «Что Вас привлекает в тренерской работе?» (отметьте не более трех ответов):
общение с людьми;
процесс передачи знаний;
разнообразие деятельности;
отсутствие регламентированного рабочего дня;
эмоциональность, творчество;
возможность подготовить высококвалифицированного спортсмена;
возможность профессионального роста;
хороший заработок;
частые поездки на соревнования и сборы;
длительный отпуск и т.д.
Игнорирование различий между альтернативными вопросами и вопросами-меню приводит к неправильному их употреблению. Исследователь считает вопрос альтернативным, а возможные варианты ответов не исключают друг друга. В результате задается вопрос-меню, и опрашиваемые дают не один, а несколько ответов. Собранная информация не соответствует проблематике. Необходимые данные, как оказывается, не получены.
Шкальный вопрос предполагает, что респондент должен отметить интенсивность какого-либо явления или мнения, и чаще всего требует выражения ответа в баллах или процентах. Например: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была разнообразной?» 12345678910
совсем очень
неважно важно важно
Формулировка закрытых вопросов требует особой тщательности и должна включать полный перечень возможных ответов. Поскольку есть вероятность того, что не все возможные варианты ответов будут учтены при составлении закрытого вопроса, рекомендуется чаще использовать полузакрытые вопросы, когда в перечне ответов есть позиции «другое» или «что еще».
Например: «Есть ли у Вас спортивный инвентарь? (подчеркните)»
велосипед;
эспандер;
туристическое снаряжение;
ракетки (теннисные, бадминтонные);
Ответы на приведенные вопросы имеют линейную форму расположения. Наряду с ней в анкетах часто используется и табличная форма ответов на закрытые и полузакрытые вопросы.
Например: «Как Вы считаете - может ли человек изменить себя с помощью занятий физической культурой и спортом?»
Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т. п. Такие прямые вопросы часто остаются без ответа или содержат неточную информацию. В таких случаях рекомендуется использовать косвенные вопросы. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Например: «Некоторые спортсмены считают, что объем физической подготовки должен быть сведен до минимума. А как думаете Вы?» или «Согласны ли Вы с утверждением, что...?»
№ п/п | Характеристика изменений | Варианты ответов |
фигура | да, нет, не знаю | |
устойчивость к болезням | да, нет, не знаю | |
болевая чувствительность | да, нет, не знаю | |
чувство усталости | да, нет, не знаю | |
черты характера | да, нет, не знаю | |
темперамент | да, нет, не знаю | |
привычки, связанные с личной гигиеной | да, нет, не знаю | |
привычки, связанные с отдыхом | да, нет, не знаю | |
что еще? | да, нет, не знаю |
Открытые и закрытые вопросы имеют свои положительные и отрицательные стороны. При выборе типа вопроса исследователи обычно руководствуются следующими категориями: экономичность, надежность и достоверность.
В методической литературе преобладает точка зрения, что применение закрытых вопросов более экономично, так как требует меньших затрат при обработке. Но иногда для того чтобы составить перечень возможных вариантов ответов, необходимо провести большую предварительную работу, без чего социологическое исследование будет иметь низкий методический уровень.
Мнение о более высокой надежности закрытых вопросов также нельзя принять безоговорочно, так как при наличии хорошо обученных кодировщиков устойчивость информации, полученной в ответ на открытые вопросы, достаточно высока.
Основным критерием применения того или иного вопроса является достоверность. Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, когда имеют развитую систему представлений по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по существу. В этом случае, применяя открытый вопрос, исследователь рискует не получить содержательной информации и сможет лишь выяснить, что по данному вопросу опрошенные не имеют сформировавшегося мнения. В то же время, используя закрытую форму вопроса, исследователь помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выразить свое отношение к проблеме через предложенный набор возможных суждений или оценок.
Кроме различий по форме, вопросы различаются также и по функциям. Выделяют содержательные, контрольные, функционально-психологические и вопросы-фильтры (рис. 1).
Рис. 1. Классификация вопросов анкеты
К контрольным вопросам исследователь прибегает тогда, когда возникает необходимость в проверке искренности ответов респондентов. Их назначение - проверка достоверности данных. Они могут ставиться и перед, и после основных вопросов и заключаются как правило, в употреблении одного и того же вопроса в различной формулировке или использовании косвенной формы вопроса. Например, сначала можно спросить респондента, насколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов задается первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?», затем второй: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противоречия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат дополнительному изучению с целью получения адекватной информации.
Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия установок, возникающих у респондентов. Если после ряда вопросов, связанных со служебной деятельностью, респонденту без всякой видимой связи задаются вопросы об отношениях в семье, то это вызывает недоумение у отвечающего. Для избежания такой ситуации можно использовать следующий функционально-психологический вопрос: «После работы Вы возвращаетесь домой. Дома Вас ждут жена и дети. Любите ли Вы находиться у себя дома?» После такого вопроса интерес к семье со стороны исследователя вполне обоснован, вопросы не вызывают неудовольствия и опрашиваемый охотно отвечает на них.
Прежде чем задать респонденту содержательный вопрос, целесообразно выяснить, относится ли он к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. Для этой цели в анкете используются вопросы-фильтры. Так, например, прежде чем выяснять у респондента, как он оценивает работу стадиона, нужно уточнить: ходит ли он на стадион, как часто и на какие мероприятия. Если не использовать в данном примере вопросы-фильтры, то количество некомпетентных ответов скажется на достоверности полученной информации.
Характеристика анкеты будет неполной, если не сказать о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и их количества. При возможности необходимо добиваться того, чтобы вопросы были сформулированы просто и понятно. Количество вопросов тоже должно быть в пределах разумного. Практика показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах 45+10 минут.
Необходимо также отметить, что внешний вид анкеты должен быть аккуратным. Анкету нужно отпечатать на хорошей бумаге, четким, достаточно крупным шрифтом. Тексты вопросов и ответов должны иметь разный шрифт. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, имеющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения.
При печати или наборе текста анкеты нельзя допускать разрыва вопроса (т.е. переносить его со страницы на страницу). Это затрудняет восприятие респондентом его целостности, что приводит к смещению ответов. Необходимо помнить, что смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом и они должны быть сформулированы так, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Формулировка вопросов не должна задевать самолюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции.
Интервью является менее распространенным методом опроса, применение которого имеет свои достоинства и недостатки.
Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. Если при анкетировании их общение опосредуется анкетой, то при интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего, а в случае непонимания смысла вопроса или других затруднений тактично прийти ему на помощь, что существенно снижает количество не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Существенными же недостатками данного метода являются большие временные затраты (по сравнению с анкетированием) на проведение интервьюирования и возможности субъективного влияния интервьюера на результаты опроса (эффект интервьюера).
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное (стандартизированное) интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Обычно в беседе преобладают закрытые вопросы, что позволяет свести к минимуму влияние интервьюера на результаты опроса. Способ фиксации ответов также стандартен и предусмотрен инструкцией.
Фокусированное интервью используется, как правило, при сборе мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Респондент при этом уже заранее знакомится с предметом беседы (читает книгу или статью, участвует в работе семинара по данной проблеме и пр.). Вопросы подготавливаются заранее, их перечень обязателен, но последовательность и формулировка могут корректироваться.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса используется, как правило, при определении проблемы исследования, уточнении ее конкретного содержания и др. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Направление беседы, ее структура, последовательность вопросов, их формулировка зависят только от интервьюера, его представлений о предмете обсуждения и профессиональной подготовки.
Для проведения контроля качества работы интервьюера применяют выборочное повторное посещение респондентов, при котором спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. По результатам проверки осуществляется выбраковка ненадежных бланков-интервью. Другим способом контроля может быть почтовая анкета, которая рассылается респондентам, участвовавшим в опросе. В такой анкете присутствуют вопросы, подобные тем, которые задают контролеры-интервьюеры.
В последнее время в крупных городах с высоким уровнем телефонизации применяется телефонное интервью. Его основным достоинством является оперативность и низкая стоимость. Телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта «третьих лиц». Влияние интервьюера на ответы респондента в телефонном интервью ниже, чем при опосредованном общении. Оптимальная продолжительность телефонного интервью – 10 – 15 минут. Вопросы, по возможности, не должны быть длинными и содержать большое количество альтернатив в ответах.
(метод опроса в социологии) П Л А Н
Введение…………………………………………..
1. Опросные методы
1.1 Анкетирование
1.2 Интервьюирование
1.3 Прессовый опрос
1.4 Почтовый опрос
1.5 Телефонный опрос
1.6 Факсовый (телетайпный, телеграфный)
1.7 Телевизионный экспресс-опрос
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Социология /от латыни - общество + греческого - слово, понятие, учение/- наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским позитивистом Огюстом Контом /1798-1857/ в середине Х1Х в. Всемирно известный Питирим Александрович Сорокин /1889-1968/ на свой вопрос: что за наука социология? Каков предмет ее изучения? - отвечал так: "Социология- это наука об обществе и закономерности, проявляющейся в общественных явлениях". С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и др., связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий: труда, образования, политики, семьи и т.п. социальных институтов и процессов. Появились социологические теории т.н. среднего уровня, опиравшиеся на материал, собранный в эмпирических исследованиях. В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Как и другие науки, социология имеет объект, предмет и субъект исследования. Объект и предмет социологического исследования - социальная реальность и ее различные стороны и отношения.
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки - это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.
Опросные методы
Опросы проводятся социологами настолько часто, что кое-кто оценивает их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Такая оценка ошибочна, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, - в арсенале социологии имеется множество неопросных методов, о которых говорилось выше и пойдет речь ниже. Во-вторых, - этот способ не является только социологическим. В последнее время он широко используется в политологических, журналистских, экономических, демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных социальных исследованиях.
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже. Сейчас охарактеризуем их общие принципы.
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:
1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
2. Респондент заинтересован в опросе.
3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
10.Интревьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
11.Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
12.Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
13.Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.
Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.
1.1 Анкетирование
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Существуют два вида опроса: анкетирование и интервьюирование.
1.Анкетирование - это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой.
Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры.
При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анке ту респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.
В зависимости от характера и способа объединения опрашиваемых в группы существует несколько вариантов опросов:1.Раздаточныйтип опроса , когда анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только то охарактеризован.2. Почтовыйопрос , при котором анкета по предварительному согласию высылается потенциальным респондентам и получается исследователем посредством почты. 3. Телефонные опросы , осуществляемые посредством телефонной связи с респондентами, получили достаточно широкое распространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов. Одно из основных требований к социологу при таком опросе - умение вызвать интерес у респондента к теме исследования и поддержать его в ходе интервью. Основное достоинство телефонного опроса- оперативность и дешевизна его проведе ния. 4. Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновременной просьбой, адресованной читателям, ответить на пуб ликуемые вопросы.5. Социометрический опрос - специфический метод опроса, при меняемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц вы деляют два вида опросов: Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.Экспертный опрос - это такой вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности.
Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессов.
Анкета строго структурирована: Первая часть анкеты называетсявводной, Вторая часть анкеты называется основной. Она содержит блоки вопросов направленные на получение необходимой информации.Третья часть анкеты называется паспортичкой . В ней выясняются социально – демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, образование, место учебы и так далее.
Виды вопросов: По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах. Вопросы о мнениях , имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и: в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок. По своей логической направленности вопросы в социологической анкете также делятся на несколько типов:
Основные вопросы - исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объек те. Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок во просов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается от сылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюе ру, чтобы выделить носителей необходимой информации. По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:1. Закрытые вопросы, разновидности: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается ряд ответов и он может выбрать несколько из них.
Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу «да/нет», носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены. 2. Открытый вопрос.3Полузакрытые вопросы (+другое).5Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. 6.Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет по лучено искренних ответов.
2. Интервьюирование – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта;2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.
Виды интервью:1. Свободное (нестандартизироеанное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с респондентом, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов.
2. Стандартизированное (формализованное) интервью в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов.3. Полу стандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме.
По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1. Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашиваемым лицом.2. Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.3. Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.4. Глубинное интервью - это интервью, ориентированные на по лучение.глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми. 5. Фокусированные интервью- это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый в маркетинговых исследованиях. По типу опрашиваемых интервью бывают: 1)с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.
Фиксирование ответов опрашиваемых . Способы: запись во время беседы, запись по памяти, механическая звукозапись с применением магнитофона.
Пути повышения надежности информации:Надежность социологической информации - качественная и количественная характеристика данных исследования, с помощью которой устанавливается: обоснованность (валидность) ин формации, процедур анализа и сбора информации, их соответствие теоретическим и методологическим требованиям; устойчивость информации, т. е. воспроизводимость и сходство результатов измерений в различных условиях.Достоверность результатов исследования - характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта зависит, от надежности данных и правильности теоретических выводов.
История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.
На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками -философией, правом, историей. Однако и на этом этапе, что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме - социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии. Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода.
В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.
Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:
получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.
В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации. В работе мы остановимся конкретно на опросных методах исследования.
Методы опроса
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.
К достоинствам этого метода следует отнести его универсальность. При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности. Многие социологи-практики отмечают, что информация полученная методом опроса, дешевле информации полученной другими методами. Так же, умелое применение закрытых вариантов вопроса позволяет использовать при обработке и анализе информации, полученной методом опроса, вычислительную технику.
Опрос - предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей -- респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез.
Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:
1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
2. Респондент заинтересован в опросе.
3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.
Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.
Метод опроса используется в ряде случаев:
· Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
· Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
· Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
· В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.
Опрос по формам и условиям общения социолога с респондентом различаются:
1. по характеру опрашиваемой совокупности:
· массовые
· экспертные
Массовые - при проведение опроса, респондент выступает от собственного имени, как выразитель своего мнения. Число опрашиваемых людей может быть от 100человек до 10000 человек.
Экспертные - при проведение опроса, респондент выступает как выразитель мнения группы людей, или как специалист в определенной области. Число опрашиваемых людей может быть от 1 до несколько десятков.
2. по связи исследователя и респондента:
· заочные
Очные - вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать.
Заочные - вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5% и низкая скорость возврата анкет.
3. по степени охвата, изучаемой совокупности:
· сплошной
· выборочный
Сплошной - есть определенная группа до 200 человек, и опрашивается вся совокупность людей.
Выборочный - так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей.
4. по частоте проведения:
· разовые
· панельные
Панельные - применяется при изучение общественного явления в динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений.
5. по месту проведения:
· по месту жительства
· по месту работы или учебы
По месту жительства - это могут быть вопросы, связанные с семьей, по благоустройству или по медицине.
По месту работы или учебы - опрос может быть на производственную или политическую темы.
6. по степени формализации:
· стандартизированные
· нестандартизированные
Стандартизированные - проводятся по заранее подготовленному плану.
Нестандартизированные - свободные.
7. в зависимости от характера получения информации:
· письменные
Письменные - это анкеты
Устные - интервью
8. специфическим видом опроса является, отрос экспертов -специалистов по исследуемой области.
Можно было назвать и другие принципы классификации опросов.
Но здесь указаны только основные. В этой работе особое внимание мы уделим только двум наиболее распространенным и наиболее популярным видам опроса - это анкетирование и интервью.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Несмотря на то, что на уровне массового сознания деятельность социолога ассоциируется в первую очередь с опросным методом, сам опрос не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается с вопросами к человеку, он имеет дело с различными модификациями этого метода. То есть опрос используется в рамках и других наук. Например, – в медицине (врач задает вопросы больному для сбора анамнеза: как началось заболевание и как оно протекало); – в статистике (переписи населения); - в педагогике (учитель задает вопросы ученику); – в журналистике (интервью со знаменитостями); – в психологии (беседа психотерапевта с пациентом); в юриспруденции (опрос свидетелей, допрос подозреваемых).
Что общего в применении опросного метода в различных сферах? Во-первых, источником информации является человек; во-вторых, используется вопросно-ответная форма разговора, беседы; в третьих, информация получается посредством процесса общения, хотя формы общения различны (личная или заочная, устная или письменная, индивидуальная или групповая). Социологический опрос, безусловно, имеет свои особенности: методические принципы и технику проведения. В чем она заключается?
Начнем с определений, которые в своей формулировке выражают специфические черты опросного метода.
1. Опрос в социологии – метод опосредованного сбора первичной вербальной информации . В этом определении Ф. Шереги два ключевых слова: опосредованный сбор (т.е. анкета или анкетер при анкетировании, и путеводитель и интервьюер при интервьюировании); вербальная информации, т.е. словесная, выраженная в устной или письменной форме.
2. Опрос – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях (В.А. Ядов). В этом определении сделан акцент на субъективном характере получаемой информации.
3. Опрос – это вопросно-ответный метод сбора социологических данных , при котором источником информации является словесное общение людей. Здесь автор акцентирует внимание на важности умения задавать, конструировать вопросы.
Все эти определения подчеркивают важные особенности опросного метода в социологии.
В целом опрос имеет давнюю традицию. Он использовался еще в древности для переписи населения, например, в Египте, Древней Руси, чтобы узнать, сколько платежеспособного населения и сколько потенциальных воинов в обществе.
В 1880 году среди французских рабочих было предпринято одно малоизвестное исследование. Один немецкий ученый разослал по почте 25 тысяч анкет, чтобы выявить размер эксплуатации рабочих их нанимателями. Среди довольно многочисленных вопросов анкеты были и такие: «Прибегает ли Ваш наниматель к обману, чтобы выманить у Вас часть Ваших заработков?» Этим исследователем был Карл Маркс. Было разослано 25 тысяч анкет, но нет сведений, сколько из них вернулось. Возвращаясь к нашим дням, отметим, что опрос дает возможность получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках, и не всегда доступна прямому наблюдению. Опросный метод используется тогда, когда необходимо выявить субъективные представления, мнения, оценки людей. Например, если Вы хотите выявить возможные причины увольнения работников с предприятия, то Вам надо использовать опросный метод, но, если Вы хотите получить объективную картину по проблеме текучести кадров, то Вам надо обратиться в отдел кадров предприятия, где Вам предоставят данные о том, сколько человек уволилось за определенный срок, каков их пол, возраст, семейное положение и т.д.
Специфика социологического опроса заключается в следующем:
А) Целенаправленность . Цель опроса задается не непосредственно интересами общающихся сторон, а задачами и программой исследования;
Б) Асимметричность . Разные роли, активность и инициатива сторон общения, хотя существуют методические приемы, позволяющие сделать ситуацию общения более симметричной (снять напряжение у респондента, расположить его к беседе и т.д.);
В) Опосредованность . Опрос опосредован дважды: анкетой (бланком интервью) и анкетером (интервьюером, человеком, проводящим беседу). Это требует от социолога обращать особое внимание как на составление анкеты, так и на подбор интервьюеров;
Г) Массовость общения . Обычно опрашиваются большие общности (группы) людей;
Д) Анонимность. В социологическом опросе исследователя не интересует фамилия, имя опрашиваемого, исключение составляет опрос экспертов.
Итак, опрос в социологии является одним из распространенных методов получения информации, так, до 60-70%. Но, с другой стороны, существует ситуация некоторой абсолютизации возможностей данного метода в ущерб использования других социологических методов. Зачастую, начинающие социологи обращаются к опросу в любом случае (иногда и не по назначению), что сужает аналитические возможности социологических методов, ограничивая эмпирическую базу социологии.