Инь янь, тату значение. Значение символа инь-янь и его практическое применение согласно фен-шуй
![Инь янь, тату значение. Значение символа инь-янь и его практическое применение согласно фен-шуй](https://i2.wp.com/skarletta.ru/wp-content/uploads/2014/11/chto-takoe-in-i-yan-1.jpg)
Культура Китая преподнесла нам много вещей, над которыми мы часто задумываемся и стараемся понять их глубокий смысл. Одной из них является знак инь янь
. Сложно найти человека, который бы не слышал об этом знаке, вот только что означает инь янь
знают вовсе не многие.
Значение и суть инь янь
Китайская философия говорит о том, что это один из символов дуализма мироздания, поскольку делится на две половины: светлую и темную, в то же время эти стороны находятся в идеально ровном круге, который символизирует бесконечность. Считается, что именно этими энергиями всё и создано во Вселенной, которые постоянно взаимодействуют между собой.
Именно этот знак гармонично соединяет в себе два элемента и начала любого существа – темную и светлую сторону. Даже буквальный перевод говорит о том, что переводится это как темная и светлая сторона горы.
Всмотревшись в изображение видно, что знак инь янь достаточно интересный по своему виду, ведь рисунок изображает не просто две стороны, одна из которых исключительно черная, а другая белая. На каждой половинке есть небольшая часть, а именно точка имеет противоположный цвет, этот символ показывает, что каждая светлая сторона имеет в себе немного мрачного, черного. И, наоборот, во всём нехорошем есть небольшая частичка добра и света.
Еще делятся две половины знака не простой прямой линией, а волнистой. Она показывает плавный переход из светлого в темное и наоборот, тем самым разделить его ещё сложнее. Кстати, сейчас даже есть черное-белые деревья инь-янь . Правда, выполнены они из бисера.
Другие значения инь и янь
Поскольку знак инь янь не просто показывает темную и светлую сторону, также этот знак указывает на противоположности. Это означает тот факт, что это касается не только темного или светлого начала, некоторые сравнивают инь янь с женским и мужским началом, а так же говорят, что янь – это что-то горячее, такая сила, которая всё разрушает, а инь наоборот нечто прохладное и созидающее.
А также многие мудрецы говорили, что энергией инь янь мы наполняемся через потребление пищи, поэтому и здесь всё должно быть не менее гармонично, также они утверждали, что равновесие инь и янь начинается именно с этого. Стоит помнить о том, что инь — это эластичное, влажное, холодное, сладкое, жидкое, мягкое, а янь — это горькое, вяжущее, соленое, согревающее, твердое и раздражающее.
Не стоит пренебрегать правилами соблюдения равновесия и здесь, поскольку исключая, к примеру, инь-продукты у вас появятся заболевания и то же самое произойдет, если исключить пищу группы янь.
Что поможет достичь гармонии?
Как говорят китайские мудрецы и философы, когда человек научится контролировать свою энергию ци, то тогда придет гармония его внутреннего инь и янь, что позволит прикоснуться к идеальному равновесию инь и янь во Вселенной. Но, чтобы достичь такого результата, человеку нужно долгие годы работы над собой.
Ведь инь и янь – это противоположности, которые постоянно конфликтуют друг с другом и это касается не только постоянной борьбы на земле добра и зла, но и в человеческой сущности каждый день происходит эта борьба. И каждый день какая-то сторона перевешивает другую, что не позволяет достичь человеку гармонии.
Концепция энергии инь и янь
Именно энергия инь янь и дает начало главным стихиям нашей жизни: вода, огонь, дерево, земля, металл. А уже эти стихии и определяют процесс природных явлений, которые так или иначе начинаются жизнью и в результате умирают. И снова мы видим две противоположности, которые не могут друг без друга – жизнь и смерть.
Даже медицина говорит, что поистине здоровый человек будет лишь тогда, когда найдет ту самую гармонию между инь и янь.
Эти два символа постоянно заменяют и поддерживают друг друга и никогда не исчезают полностью, несмотря на то, что иногда одна сторона побеждает другую.
Так же концепция инь янь объясняет природу Дао, где говорится, что всё в жизни меняется и никогда не стоит на мести вне зависимости от темпа развития и масштабов. А также, что два элемента инь и янь дополняют друг друга, не может быть существования черного без белого, а светлое не существует без темного.
Существует небольшая полемика, ведь некоторые пишут и произносят не инь янь, а инь ян. Одни отстаивают свое мнение и просто не воспринимают доводы других и наоборот. Но, по сути, перевод с китайского правильный и в первом, и во втором случае, поэтому эти споры просто бессмысленны.
Суть стремления достичь гармонии
Такие понятия как инь и ян ещё раз подтверждают, что на земле нет ничего совершенного и идеального, поэтому главное не достичь идеала, а достичь гармонии. Гармонии в самом себе, гармонии в общении, гармонии в поведении, именно это и даст силы человеку постичь начала начал и прийти к истоку мироздания. Чего и стремится всегда достичь каждая цивилизация и каждый человек в особенности.
В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.
Инь и ян - две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.
Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.
Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.
В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.
Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).
В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что
строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.
Схема Тай Цзи «великого предела»
Ян Ян
———— == == ==
Небо Земля
Солнце Луна
Лето, весна Зима, осень
День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)
Тепло Холод
Отец Мать
Энергия (ци) Масса
Движение Покой
Мужчина Женщина
Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное
нематериальное) вещество)
Высокая температура тела Низкая температура тела
Пища, богатая натрием Пища, богатая калием
Пища животного Пища растительного
Происхождения происхождения
Быстрое развитие Медленное развитие
Левый Правый
Задний Передний
Восток Запад
Дракон Тигр
Триграмма Триграмма
Цянь Кунь
Философская концепция
В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства , особенно в учении о «ли» (кит. 禮 ) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В -III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя . Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.
Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются . В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).
Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.
В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:
Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.
Пять стихий как порождение Инь и Ян
Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).
Аналогичные понятия в других учениях
- Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
- Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом . Мужское и женское начала.
- Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.
См. также
Примечания
Литература
- Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
- Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
- Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
- Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.
Категории:
- Философия Китая
- Символы
- Ицзин
- Понятия даосизма
- Аналитическая психология
- Китайская мифология
- Философия даосизма
- Дуализм
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Инь и ян" в других словарях:
- (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… … Философская энциклопедия
В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… … Энциклопедия мифологии
- (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… … Энциклопедический словарь
ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… … Энциклопедический словарь
ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении … Большой Энциклопедический словарь
Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… … Словарь символов
Основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… … Философская энциклопедия
Одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… … Философская энциклопедия
Происхождение
По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова , символизм инь-ян, возможно, был заимствован даосами от буддистов в I-III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя „мандала “: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян» .
Философская концепция
Исторический обзор
Пять стихий как порождение Инь и Ян
Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).
Инь и ян в традиционной китайской медицине
Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины . Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности. [ ]
Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений , накладываемых на недавно родившую женщину.
Аналогичные понятия в других учениях
- Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
- Анима и анимус - термины, введённые в психологию Юнгом . Женское и мужское начала.
- Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.
Каждый из нас видел символ Даосской монады , но не все задумывались о значении черно-белых точек, находящихся в центре черной и белой областях. Древнекитайская мифология гласит, что Инь — Ян – это символ творческой целостности диаметральностей во Вселенной. Он изображен в виде круга, который символизирует образ бесконечности. Данный круг разделен на две половины волнистой линией. Одна часть черная, вторая – белая.
Внутри круга симметрично расположены две точки : белая на черном фоне и наоборот, черная на белом. Эти точки повествуют о том, что две великие силы вселенной несут в себе зарождение противоположности. Черное и белое поля означает Инь и Ян , они так же симметричны, но их симметрия не статична. Благодаря такой симметрии, происходит непрерывный круговорот, и когда одно из начал достигло своего апогея, оно уже готово отступить: «Ян, достигая вершины своего развития, отступает перед Инь. Инь, достигая пика развития, отступает перед Ян».
Инь и Ян – это два противоположных и взаимозаменяющих начала, пронизывающие всю китайскую культуру. Древние китайцы считали, что все проявления Дао были порождены при помощи взаимодействия двух разносторонних сил.
Разделу Неба и Земли предшествовала первозданная целостность мира. Началом всего существующего называли Хаос. Для творения мира, хаосу необходимо было распасться. Он диссоциировался на 2 основных элемента: Инь и Ян.
Изначально Инь и Ян означали темный и светлый склоны горы. С одной точки зрения они представляли только разные склоны горы, с другой – они ничем не отличаются друг от друга. Их качественное отличие можно обусловить определенной силой, солнцем, которое освещает оба склона по очереди.
Инь и Ян соотносятся с такими стихиями, как огонь и вода. Цикл данных стихий включает 2 этапа, которые символизируются со стихиями металла и дерева. Таким образом, образуется трансформационных круг Инь и Ян, который имеет свой центр. Эмблема центра круга
– это стихия Земли. Таким образом, разворачивается пятеричная структура, объединяющая в себе Инь и Ян с триадой творения, поэтому и является символом мироздания.