Формы социальных взаимодействий. Социальное взаимодействие людей
Деятельность, активность и действия, как атомы, соединяются в сложные молекулы, которые на языке психологии и социологии именуются социальным взаимодействием.
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия или социального поведения.
Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.
Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему заблагорассудиться. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Арбитром в их взаимодействии нередко выступает милиционер.
Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.
Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.
Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естественен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели - на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих наш поступок извне. Спасти утопающего, рискую жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель. Думается, вы сами сможете привести примеры поступков, ориентированных только на вторую цель.
Если социологические теории развиваются кумулятивно, то они не должны использовать обыденный язык. Это значит, что предметом социологии не может быть социальный мир, описываемый обыденным языком, как все привыкли считать. Теоретические конструкты в социологии не являются абстрактными двойниками обыденных явлений. Они описывают возможное положение дел.
Theoretical Methods in Sociology / Ed. by L. Freese. Pittsburg.
1980. P. 331
В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействующих, поведение существенно отличается от того, что можно наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случайных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими (на научном языке «значимыми другими») так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе? Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть, или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными и интеллигентными. Они хотят быть предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.
Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.
Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок - лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.
Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая, требуется свобода действий. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не могут ничего создать, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматриваем всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорим о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.
Если внимательно проанализировать статистику, то вот что обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений?
Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами.
В науке принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.
Социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий. Их именуют массовыми. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.
Введение
1. Генезис социального взаимодействия
1.1 Признаки социального действия
1.2 Переход к социальному взаимодействию
1.3 Формы социального взаимодействия
2. Структура социального взаимодействия
2.1 Типология и сферы социального взаимодействия
2.2 Целеполагание и целеосуществление
2.3 Концепции социального взаимодействия
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью работы является причина того, что в современном обществе важное значение придается оценке тех или иных действий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из нас, volens-nolens сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к моральным/аморальным изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии. Что же такое действие и что такое социальное действие, мы и попытаемся рассмотреть в данной контрольной работе.
Объект работ – социальное действие и социальное взаимодействие.
Предметом работы является структура социальных взаимодействий.
Цель работы – ознакомиться с теоретическими основами социального взаимодействия, изучить его структуру, проследить взаимоотношение теории и практики данного аспекта социальной действительности.
1. Описать генезис социального взаимодействия, выделив признаки социального действия и переход к социальному взаимодействию.
2. Структурировать социальное взаимодействие, показав типологию и сферы, целеполагание и целеосуществление социального взаимодействия.
3. Кратко обозначить основные концепции социального взаимодействия.
Методы: изучение социологической литературы, описание и наблюдение, анализ и синтез.
1. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Признаки социального действия
Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении».
Важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. У Т.Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);
Волюнтаристичность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды);
Наличие знаковых механизмов регуляции.
В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора (субъекта активного действия) и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. При анализе действия как системы действие рассматривается как открытая система (т.е. поддерживающая обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.
Ваше действие возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии.
Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.
1.2 Переход к социальному взаимодействию
Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия . Социальное взаимодействие можно определить как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.
Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения . Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики .
Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия : во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия.
Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата .
Обстоятельства повседневной жизни ежедневно сталкивают человека со многими другими людьми. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он вступает в различные взаимодействия.
Различают следующие виды взаимодействий:
- контакты – кратковременные связи (купля-продажа, обмен взглядами на улице, разговор попутчиков в автобусе);
- социальные действия – действия человека, который вступает в осознанные и рациональные связи и ориентируется на действия других людей, пытаясь достичь своих собственных целей. Это более сложная форма связи между людьми, чем контакты. Любому социальному действию предшествует социальный контакт. До совершения социального действия в сознании человека должно возникнуть устойчивое побуждение к активности (мотивация ). Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других (беседа, любое совместное действие).
В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств - цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент самовозобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей.
Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всеобщая функциональная формула действия": потребности -> их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия -> их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.
Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. Однако для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, необходимо дальнейшее членение элементов этой модели. И, прежде всего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.
Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъект существует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.
Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта.
Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.
К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ.
Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости от своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.
Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний , т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями . Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.
Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса . В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.
Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов . Стимулы - дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.
Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации. Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей.
Первая группа мотивов связана с социально-экономическим положением индивида . Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных благ . Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего, на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания . Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа . Они выражают стремление человека занять достойное, по его мнению, положение в обществе.
Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм . Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира".
Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла . Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.
Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, который мы приводили выше, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.
Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости от года обучения.
В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, каждый из нас вероятно, имеет в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные способности и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая характеристика.
Таким образом, важнейшие характерные черты мотивации действий - это множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и устойчивость.
1.3 Формы социального взаимодействия
Принято также различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт.
Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными Кооперация подразумевает разделение труда.
Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры
Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт - война .
Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это обмен . Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами.
Структура обмена достаточно проста:
Агенты обмена - два или более человека;
Процесс обмена - совершаемые по определенным правилам действия;
Правила обмена - устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты,
Предмет обмена товары, подарки, знаки внимания и т. п.;
Место обмена - заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.
Согласно теории обмена Джорджа Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом.
Он вывел следующие принципы обмена:
1) чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи;
2) если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, - действуете ли легально или обходите закон и укрываетесь от налоговой инспекции, - но прибыль, как и любые другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения;
3) если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления;
4) когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.
Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями
В общем виде социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.
В социальном обмене - так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами - нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.
Таким образом, под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанной циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.1 Типология и сферы социального взаимодействия
Взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект), вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.
Действие можно подразделить на четыре вида
Физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;
Вербальное, или словесное, действие, например, оскорбление, выражение приветствия;
Жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;
Мысленное действие выражается только во внутренней речи.
Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого.
Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия.
В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):
Физическое;
Вербальное;
Жестовое.
Социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях . На этом основана вторая типология социального взаимодействия по сферам жизнедеятельности:
- экономическая сфера - где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
- профессиональная сфера - где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
- семейно-родственная сфера - где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
- демографическая сфера - контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);
- политическая сфера - где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а так же как субъекты государственной власти судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.;
- религиозная сфера - контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
- территориально-поселенческая сфера - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно пролеживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.
Итак, взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.
Первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая - на статусных системах.
Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы - первичную и вторичную.
Первичная сфера - область личных отношений и взаимодействия, существующих в малых группах среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи.
Вторичная - это область деловых, или формальных отношений и взаимодействии в школе, магазине, театре, церкви, банке, на приеме у врача или юриста. Соответственно, отношения людей в этих сферах не похожи.
Вторичные отношения - сфера социально-статусных отношений. Их еще называют формальными, безличными, анонимными. Если участковый врач равнодушно смотрит сквозь вас, выслушивает не слыша, автоматически выписывает рецепт и окликает следующего, то он формально исполняет служебный долг, т. е. ограничивается рамками социальной роли.
Напротив, ваш личный врач, давно установивший с вами доверительные отношения, обнаружит даже то, о чем вы не сказали, услышит то, о чем вы не говорили. Он внимателен и заинтересован. Между вами - первичные , т. е. личные отношения.
Итак, мы можем заключить: все виды социальных взаимодействий и социальных отношений делятся на две сферы - первичную и вторичную. Первая описывает доверительно-личные, а вторая - формально-деловые связи людей.
2.2 Целеполагание и целеосуществление
Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания и целеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально , если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целей , средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности .
Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели.
Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, но больше связаны с ситуацией.
Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство, теряет самостоятельный смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.
Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.
В результате работы самопознания, постоянного доминирования определенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный, свернутый и потенциальный.
В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.
Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.
Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.
Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.е. "овладеть миром".
Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях.
2.3 Концепции социального взаимодействия
Микросоциологических концепций существует много. Вообще, концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания. В свою очередь - это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.
Концепция социального обмена . Основные идеи концепции социального обмена: в поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам; социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")
Концепция символического интеракционизма . С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение. Оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я означает, что человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В то же время истолкование действий другого - это определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая этому определенные значения.
Концепция управления впечатлениями . С точки зрения Э.Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, - интеракция. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, - и города созданы для людей, но не машин.
В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.
Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Андрущенко В.П. Социология: Наука об обществе. Учебное пособие / В. П. Андрущенко, Н. И. Горлач. – Харьков: 1996. – 688 с.
2 Волков Ю.Г. Социология: Хрестоматия / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: 2003. – 524 с.
3 Добреньков В. И. Социология: Учебник /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.:, 2001. - 624 с.
4 Касьянов В.В. Социология: Экзаменационные ответы /В.В. Касьянов. - Ростов н/Д: 2003. – 320 с.
5 Козлова О.Н. Социология /О.Н. Козлова. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 320с.
6 Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов /А.И. Кравченко.- М.: Издательская корпорация “Лотос”, 1999. - 382с.
7 Лукашевич Н.И. Социология: Учебное пособие /Н.И. Лукашевич, Н.В. Туленков. – К.: 1998. – 276 с.
8 Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: 2002. – 912 с.
9 Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии: Монография /Д.К. Танатова. – 2-е изд. – М.: 2006. – 264 с.
10 Фролов С.С. Социология: Учебник /С.С. Фролов. – 4-е изд., стереотипное. – М.: 2003 г. – 344 с.
11 Эдендиев А.Г. Общая социология: Учеб. Пособие/А.Г. Эфендиев. – М.: 2007. – 654 с.
12 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А. Ядов. - М.: 2001. - 596с.
Понятие "социальное взаимодействие" означает процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникаций своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. Социальное взаимодействие представляется процессом взаимно обусловленного влияния социальных субъектов друг на друга. Г.В. Осипов утверждает, что категория "взаимодействие" выражает характер и отношения между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, и различающихся по социальным позициям: статусам и ролям. Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Сущность
Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей - б кторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.
Как известно, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого. Это справедливо для любых систем - и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем - социальных.
Само понятие "эмерджентных свойств" было сформулировано Т.Парсонсом (1937) в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия. Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия. Во-вторых, эти эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры. В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.
Пожалуй, наиболее скрупулезно и детально рассматривает проблемы социального взаимодействия Питирим Сорокин, посвящая им значительную часть первого тома своей "Системы социологии". Давайте попытаемся вслед за классиком российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных людей в единое целое - общество и, более того, превращающее чисто биологических особей в людей - т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа.
Точно так же, как в свое время Конт, Сорокин твердо уверен, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной "социальной клетки" или простейшего социального явления:
" ...индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется " обществом", ни того, что носит название " общественных явлений" ... Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два".
Однако чтобы два и более индивида составляли нечто единое целое, что могло бы рассматриваться как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. все возможные варианты:
"Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов".
Это определение, пожалуй, действительно универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев самые разнообразные примеры, встречающиеся в повседневной жизни каждого из нас.
Если кто-то (случайно или намеренно) наступил Вам на ногу в переполненном автобусе (внешний акт), и это вызвало у Вас негодование (психическое переживание) и возмущенное восклицание (внешний акт), то это значит, что между вами произошло взаимодействие.
И если Вы являетесь искренним поклонником творчества Майкла Джексона, то каждое появление его на экране телевизора в очередном клипе (а запись этого клипа, вероятно, потребовала от певца совершить немало внешних актов и ощутить множество психических переживаний) вызовет у Вас бурю эмоций (психические переживания), а может быть, Вы вскочите с дивана и начнете подпевать и "подтанцовывать" (совершая тем самым внешние акты). При этом мы имеем дело уже не с прямым, а с опосредованным взаимодействием: Майкл Джексон, разумеется, не может наблюдать вашу реакцию на запись его песни и танца, однако вряд ли приходится сомневаться, что именно на такой отклик миллионов своих поклонников он и рассчитывал, планируя и осуществляя свои физические действия (внешние акты). Так что здесь мы тоже имеем дело с взаимодействием.
Чиновники налогового ведомства, разрабатывающие новый фискальный проект, депутаты Государственной Думы, обсуждающие этот проект, вносящие в него поправки, а затем голосующие за принятие соответствующего закона, Президент, подписывающий указ о введении нового закона в действие, множество предпринимателей и потребителей, на чьи доходы окажет влияние этот закон, - все они находятся в сложно переплетенном процессе взаимодействия друг с другом, а главное - с нами. Бесспорно, что здесь имеет место очень серьезное влияние и внешних актов, и психических переживаний одних людей на психические переживания и внешние акты других людей, хотя в большинстве случаев они могут видеть друг друга, в лучшем случае, на экране телевизора.
Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Мы можем осязать рукопожатие; щеки "вспыхивают" при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); опытный боец при приближении к нему опасного противника может сохранять "каменное" выражение лица, однако в кровь его уже впрыскивается адреналин, готовя мышцы к молниеносной атаке; слушая аудиозапись любимого Вами популярного певца, Вы испытываете эмоциональное возбуждение и т.п.
Каковы же основные условия возникновения любого социального взаимодействия? П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия (или, как он именует их, "элемента"):
1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. Мы, в свою очередь, могли бы добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает: 4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.
Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Существует специальный термин, принятый в социологии, который обозначает социальное взаимодействие, - интеракция
.
Не все, что мы делаем при взаимодействии с другими людьми, можно отнести к социальному взаимодействию. Например, если автомобиль сбил прохожего, то это дорожно-транспортное происшествие. Оно становится социальным взаимодействием тогда, когда водитель и пешеход, разбирая происшествие, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. В данном случае «водитель» и «пешеход» - социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя свои роли, водитель и пешеход выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения (в данном случае - правила дорожного движения).
Классификации социальных взаимодействий
Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:
- по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
- по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
- по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
- по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
- по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия;
- по "материи" обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.
Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными (складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).
Типы социальных взаимодействий
Существуют два основных типа социального взаимодействия:
- сотрудничество;
- соперничество.
Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация . При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.
Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника.
Соперничество бывает двух видов:
- конкуренция (субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга);
- конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).
Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.
Взаимодействие личности и социальной среды
Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности. При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений.
Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) - предложения (общества) – выбор (личность выбирает из предложенного обществом).
У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.
К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия.
Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону . К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.
К механизму социального взаимодействия относятся:
- индивиды, совершающие различные действия;
- происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями;
- влияние данных изменений на других людей;
- обратная реакция на происходящие изменения.
Социальные отношения
Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
В свою очередь социальные отношения представляют собой устойчивую систему взаимодействий, которая предполагает наличие взаимных обязательств со стороны партнеров.
Существуют основные характеристики социальных отношений:
- продолжительность;
- систематичность;
- самовозобновляемость.
Социальные отношения имеют широкий диапазон своих ценностных ориентаций и отличаются своим многообразием связей.На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей.
Социальные отношения включают в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Типы социального взаимодействия :
- Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей
Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.
Формы социального взаимодействия
Стихийные, неорганизованные: -Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.
-Погро м - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.
- Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо
Подготовленные :-Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.
Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени
Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.
Обращение к научной литературе, изучение передового отечественного и зарубежного опыта деятельности социального педагога, обобщение и анализ собственного опыта как школьного социального педагога дают основание вывести принципы технологии его деятельности в системе взаимодействия с семьёй, что обусловлено задачами данного исследования.
Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи.
Остановимся несколько подробнее на сущности этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально взаимодействовать ссемьёй, регулировать взаимоотношения в системе «личность - семья -общество», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи семье и детям.
Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.
Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимодействия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.
Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных
Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.
Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.
Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.
Принцип сочетания терпимости , уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.
Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума , обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества.
И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия , связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.
Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.