Разумный эгоизм как нравственный принцип новых людей. Теория разумного эгоизма: описание, суть и основная концепция. Эгоизм разумный. Проявление теории в романе «Что делать?»
![Разумный эгоизм как нравственный принцип новых людей. Теория разумного эгоизма: описание, суть и основная концепция. Эгоизм разумный. Проявление теории в романе «Что делать?»](https://i0.wp.com/psyh.info/wp-content/uploads/2017/06/Corbis-42-52701089_0.jpg)
Теории эмоций человека
24.06.2017Снежана Иванова
Психологические теории эмоций каждая по-своему интерпретируют возникновение эмоций на том или ином временном промежутке.
Эмоции являются важной составляющей нашей повседневной реальности. С их помощью человек имеет возможность реагировать на происходящие события соответственно своему внутреннему состоянию. Известно, что подчас эмоции руководят нашими повседневными поступками и действиями. Существует несколько теорий эмоций, которые объясняют происхождение данного феномена. Психологические теории эмоций каждая по-своему интерпретируют их возникновение на том или ином временном промежутке. Рассмотрим их подробнее.
Теории возникновения эмоций
Эволюционная теория
Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина. Постепенно возрастание присутствует во всем. Она свойственна и природе эмоций, а не только животному миру. Согласно этой концепции, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.
Рудиментарная теория
Данная психологическая теория эмоций по-своему тоже достаточно интересна. Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Она рассматривает возникновение эмоций как поведенческую реакцию, сформировавшуюся под влиянием элементарных инстинктов. Аффективные реакции обусловлены природой, их практически невозможно контролировать внешними усилиями. Рудиментарная теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой природой.
Они свидетельствуют о неразрывной связи человека с животными. У каждого живого существа наблюдается целый комплекс реакций на те или иные раздражители, и люди никак здесь не являются исключением.
Психоаналитическая теория
Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. То есть, человек тратит определенное количество энергии, чтобы воспринимать информацию, происходящие события или взаимодействовать с разными людьми. Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир. Она позволяет отслеживать реакцию людей и свою собственную на сказанные слова или совершенные поступки. Психологическая теория рассматривает эмоции как неотъемлемую составляющую обыденной жизни. Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения. Анализ чувств позволяет вовремя обнаружить насущную проблему, которая и создает трудные ситуации.
Большая роль в определении эмоциональной составляющей принадлежит бессознательному. Зигмунд Фрейд, говоря о теории бессознательного, отмечал необходимость заглядывать за рамки собственных возможностей. По его мнению, любые психологические затруднения базируются на нерешенных проблемах прошлого. Только обратившись к своим истокам, можно на самом деле победить страхи, сомнения, неуверенность и иные психологические сложности. Человек содержит в себе большой потенциал, но не может использовать его в полной мере по причине существования сдерживающих факторов. Что относится к таким факторам? Неуверенность в себе, страх показаться глупым, боязнь нового, другие поведенческие реакции.
Двухфакторная теория
Ее основателем является ученый Стенли Шехтер. Он разработал учение о том, что эмоция человека имеет две основные оставляющие, которые, по сути, и управляют сферой чувств: физиологическое возбуждение и когнитивная интерпретация. Первый компонент, как правило, обусловливает второй. Говоря иными словами, вначале мы поддаемся какой-то реакции, возникающей в недрах нашего бессознательного, а затем пытается головой домыслить и объяснить себе то, что же на самом деле произошло. С помощью когнитивного компонента человек может делать конкретные выводы, приходить к сложным умозаключениям, совершать открытия. Психологическая направленность теории эмоций говорит о том, что индивид обычно пропускает через себя все происходящие с ним события. Эмоциональные переживания имеют глубокий смысл: они позволяют выйти на совершенно новый уровень понимания сути вещей. Не всегда человек может себе сознательно что-то объяснить, и вот тогда возникает проблема: начинается внутриличностный конфликт, поскольку чувства продолжают им управлять.
Потребностно-информационная теория
Автором этой теории является отечественный ученый Павел Васильевич Симонов. Он исследовал проблему взаимосвязи эмоций с психологическими факторами и выявил между ними тесную закономерность. В чем она выражается? Дело в том, что в каждом человеке заложена потребность к познанию окружающего мира, а также к самопознанию. Стремление обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое.
Эмоции позволяют быстро и легко усваивать сложную информацию. Теория доказывает, что если знание прошло через эмоциональную сферу, то оно уже не забудется. Все, что человек переживает посредством своих чувств, остается с ним.
Теория когнитивного диссонанса
Теории эмоций были бы неполными без этой замечательной концепции. Основателем ее является Леон Фестингер. Согласно данной концепции, во все, чем человек занимается, он вкладывает свои чувства. Положительные чувства подкрепляют веру в себя, а отрицательные помогают добиваться своих целей вопреки сложившимся обстоятельствам. Теория когнитивного диссонанса показывает, что когда возникает некое несоответствие между чувствами и реальностью, то человек старается усовершенствовать условия, при которых он мог бы себя чувствовать более комфортно. Возникновение чувств здесь связано с негативным фактором, хотя это и ведет к развитию. Данная теория раскрывает психологические особенности личности, выявляет уровень ее потребностей и реакций.
Таким образом, говоря о теориях возникновения эмоций, важно помнить о том, что каждая концепция заслуживает уважения. У всякой концепции имеется свое, неоспоримое право на существование. Выбор личности в повседневной реальности заключается в том, чтобы придерживаться одной из теорий возникновения эмоций, отвергая при этом другие, или признавать существование всех концепций сразу. Все потому, что каждый человек имеет право на собственное мнение и свою собственную реальность, в которой он живет постоянно. Психологические аспекты каждой концепции относительно сферы чувств можно назвать правильными, поскольку они затрагивают разные составляющие одного сложного вопроса.
Научные взгляды на природу и сущность эмоциональных проявлений представлены двумя основными направлениями. Ученые, относящиеся к первому, интеллектуалистическому направлению, (И.Ф. Гербарт, 1824-1825), утверждали, что органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями, вызываемая рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Данное аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения.
Представители другой позиции - сенсуалисты, - наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (1883) писал по этому поводу: "Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникшие под влиянием страстей". Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса - Г. Ланге.
Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса "Что такое эмоция?". У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов под влиянием внешних воздействий. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу "мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций - считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.
Концепция Джемса - Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У. Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре - таламусе. Позже П. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. Опубликовав в 1872 году книгу "Выражение эмоций у человека и животных", Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его эволюционной теории возникновения и развития эмоций состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.
"Ассоциативная" теория В. Вундта (1880) предусматривала до некоторой степени влияние представлений на чувства, и, с другой стороны, характеризовала эмоции как внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. "Телесные" реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. При возникновении в сознании человека эмоции она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение, которое и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с движением, сопровождающим выплевывание чего-либо неприятного, попавшего в рот человеку.
В конце XIX века проведенные физиологами эксперименты с разрушением структур, проводящих в мозг соматосенсорную и висцеросенсорную информацию, позволили Ч. Шеррингтону сделать вывод о том, что вегетативные проявления эмоций вторичны по отношению к ее мозговому компоненту, выражающемуся психическим состоянием.
Физиолог У. Кеннон, провел экспериментальные исследования по изучению эмоций при исключении всех физиологических проявлений. При рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические сдвиги развиваются при многих эмоциях вторично, как приспособительное явление (для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе, как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения). Проведенные Кенноном исследования выявили две закономерности. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. С точки зрения Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности, - таламуса.
По Кеннону, этапы возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов можно представить следующим образом: действие раздражителя -> возбуждение таламуса-> развитие эмоции -> возникновение физиологических изменений.В более поздних исследованиях П. Бард дополнил представления Кеннона и показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Психоаналитическая теория эмоций 3. Фрейда включала своеобразные взгляды на развитие аффекта, теорию о влечениях. З.Фрейд по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Наиболее концентрированное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций дано Д. Рапапортом. Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности. Разными видами такой активности являются "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание". Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.
Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения ("заряд" аффекта), процесс "разрядки" и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).
Фрейдовское понимание механизмов возникновения эмоций как бессознательных инстинктивных влечений подверглось критике со стороны многих ученых.
Слово «эгоист» в нашем обществе считается ругательным, ведь еще с детства , что нельзя думать только о себе, а нужно делиться с другими и уступать. С возрастом установка, что эгоизм – это плохо, все больше укрепляется в сознании ребенка, ведь и родители, и учителя рассказывают ему о том, что добропорядочные люди заботятся о потребностях и комфорте окружающих и трудятся на благо общества, а не живут своими интересами. Поэтому закономерно, что большинство взрослых мужчин и женщин не хотят в глазах общества показаться эгоистами и зачастую в ущерб собственным интересам реализуют желания окружающих.
Альтруистическое поведение, уступчивость и жертвование собственными интересами в угоду потребностей окружающих поощряются общественным мнением, поэтому многие рядовые граждане уверенны, что эгоизм – это черта характера, которую нужно искоренять. А между тем, все больше психологов и психотерапевтов меняют свое мнение к эгоизму и утверждают, что быть эгоистом – абсолютно нормально для каждого психически здорового человека. Знатоки человеческих душ склоняются к мысли, что люди не должны подавлять в себе эгоистические стремления и не жертвовать собственными потребностями ради других, но тем не менее, эгоизм должен быть «разумным». Попробуем разобраться, на самом деле эгоизм – это плохо или хорошо? И чем разумный эгоизм отличается от не разумного?
Кто такие эгоисты?
Прежде чем рассматривать вопрос, является ли эгоизм плохой или хорошей чертой характера, необходимо определить, кто такие эгоисты. В словаре слово эгоизм трактуется как черта характера, формирующая тип поведения, при котором человек нацелен на удовлетворение собственных нужд и потребностей и ставит свои интересы выше интересов других. То есть, эгоисты – это люди, которые живут, как хотят, и делают, что хотят, не учитывая при этом желаний окружающих. Эгоизм в простонародье часто путают с эгоцентризмом, однако на самом деле эти понятия не тождественны.
Эгоцентризм – это , характеризующийся неспособностью человека воспринимать любое мнение, расходящееся с его точкой зрения. Исходя из такого определения, можно сделать вывод, что эгоцентризм может быть присущ эгоисту, но не всегда, ведь многие люди, ставящие свои интересы выше потребностей других, все же могут прислушиваться к окружающим, воспринимать их аргументы, признавать ошибки и менять свою точку зрения.
Полной противоположностью эгоизму является альтруизм – готовность совершать бескорыстные поступки на пользу другим людям, не учитывая при этом личные интересы и желания. Альтруизм и эгоизм являются, на первый взгляд, полными противоположностями, однако на самом деле обе эти черты характера в той или иной мере присущи практически всем людям, так как в некоторых ситуациях даже самые добрые и бескорыстные могут вести себя эгоистично, а в некоторых и эгоисты способны на альтруистичные поступки.
Эгоизм – это плохо или хорошо?
Природой задумано так, что все живые существа в первую очередь руководствуются инстинктами, направленными на выживание и на сохранение вида,
и в этом правиле не исключение. И животные, и люди на инстинктивном уровне стремятся к реализации собственных потребностей и готовы конкурировать с представителями своего и других видов за право обладать ресурсами. Поэтому эгоизм является врожденной чертой характера человека,
так как именно он позволяет реализовывать потребности, связанные с обеспечением жизнедеятельности и установлением собственного статуса в обществе.
Однако люди являются социальным видом, и в изоляции от социума развитие личности человека невозможно. Именно для того, чтобы сделать комфортным проживание каждого индивидуума в обществе, и были сформированы так называемые социальные договоры – неписаные правила и нормы, регулирующие взаимодействие членов общества между собой. Альтруизм, взаимопомощь, опека и защита самых слабых и решение конфликтов посредством компромисса являются важными составляющими социального договора в человеческом обществе, так как они обеспечивают комфортную и безопасную жизнь каждого члена социума в отдельности.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что эгоистическое поведение – это норма для человека, однако каждый член общества должен сдерживать свои эгоистические порывы , чтобы . И самое важное для каждого человека – уметь находить баланс между эгоизмом и альтруизмом так, чтобы иметь возможность реализовывать свои потребности и цели и в то же время не ущемлять окружающих.
Перекосы в поведении как в сторону эгоизма, так и в сторону альтруизма всегда чреваты отрицательными последствиями для личности . Человек, всегда придерживающийся эгоистичной линии поведения и ущемляющий при этом интересы других, рано или поздно рискует стать изгоем в обществе и растерять всех друзей и близких, так как никто не станет долго терпеть рядом отъявленного эгоиста. А люди, которые всегда готовы отказаться от собственных интересов в угоду окружающим, очень быстро могут оказаться , так как их добротой начнут пользоваться, ничего не отдавая взамен. Ярким примером, к чему ведет излишний альтруизм, являются женщины, состоящие в отношениях с тиранами, алкоголиками и наркоманами. Эти женщины тратят свое время и жизненные силы на то, чтобы угодить партнеру и спасти его, но в итоге имеют только покалеченную психику и подорванное физическое здоровье.
Очевидно, что эгоизм является необходимой каждому человеку чертой характера, так как именно он позволяет людям реализовывать свои потребности, достигать своих целей и находить свое счастье. Но все же каждый человек должен вести себя так, чтобы, удовлетворяя свои желания, не ущемлять других членов общества. И именно такую линию поведения современные психологи называют разумным эгоизмом.
Что такое разумный эгоизм?
По мнению психологов, разумный эгоизм – это такая стратегия поведения, при которой человек прикладывает активные усилия к саморазвитию и достижению своих целей, не ущемляя интересов окружающих и не вступая в конфликт с социумом. И основными отличиями разумного эгоизма от чрезмерного является следующее:
![](https://i1.wp.com/sam-sebe-psycholog.ru/sites/default/files/styles/large/public/images/20170503033342.jpg)
Разумный эгоизм является идеальным балансом между врожденным эгоизмом и приобретенным в процессе социализации альтруизмом. И все больше психологов рекомендуют своим клиентам вырабатывать именно эту стратегию поведения, а не отрицать собственный эгоизм. Как считают специалисты, разумный эгоизм – это именно та форма мышления и поведения, которая позволяет человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром, реализовать свои цели и найти свое место в социуме.