Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян". Символ Инь и Янь – реальная помощь человеку
Древний Китай с его философией привлекает традициями фэн-шуй. Они до сих пор окутаны таинственностью, хотя основаны на простом наблюдении. Древнекитайский символ «Инь-Ян» известен сейчас практически всем: двухцветный круг, половинки разделены волнистой линией и напоминают две запятые, которые охватывают друг друга.
Принцип Инь–Ян
Инь и Ян – это два первоначала, управляющие Вселенной и символизирующие гармонию во всём. Они являются противоположностями, однако в отличие от теории борьбы противоположностей, царствующей на Западе, – взаимозависимы, дополняют друг друга, объединяясь в единое целое.
Знание теории фэн-шуй и категорий Инь-Ян абсолютно необходимы для создания гармонии в любом пространстве, внешнем и внутреннем, будь то квартира или внутренний мир человека. Но важнее всего – гармония между мужчиной и женщиной. Инь и Ян – неразрушимое единство мужского и женского начала. Две судьбы. Один не достигнет гармонии и счастья без другого. Это отражение гармонии Вселенной, Макрокосма в микрокосме отношений. Одна половинка (Инь) содержит в себе семя второй половинки (Ян). Поэтому отношения мужчины и женщины нередко изображаются символом Инь-Ян. Знак Ян – мужское начало, светлое, активное, доминирующее. Знак Инь – женское начало, тёмное, таинственное, спокойное, хранительница, дающая жизнь.
Энергии Инь и Ян в человеке
В каждом человеке живут силы Инь и силы Ян. Для гармоничности значительным становится преобладание женской энергии у женщин, мужской – у мужчин. Живут подсознанием, интуицией представительницы прекрасного пола, умом, логикой – сильная половина человечества. Часто женщины, опираясь на интуицию, оказываются правы.
Для мужчин этот факт совершенно необъясним. Они на протяжении всей истории человечества, даже мудрейшие древнекитайские философы, не смогли постичь женскую душу: Инь – душа тёмная. Но «тёмная» в значении скрытая от внешнего мира, недоступная простому человеческому взору. Поэтому мужчина сначала любит глазами внешность женщины и, постепенно пытаясь понять её Инь – душу, оказывается в плену таинственности.
Ян – душа светлая. Всё на виду. Мужчина чётко высказывает свою мысль. Женщине ничего домысливать не надо. Однако Ян – душа не только светлая, но и доминирующая, поэтому лучше не спорить, согласиться, хотя в своей Инь – душе несогласие затаить. Всё равно не увидят.
Внутренняя гармония человека и гармония с противоположностью создают жизнь полноценную, творческую. Равновесие этих сил воздействует на успешность личности. Мысли человека тоже содержат Инь – Ян начала. Гневный и агрессивный Ян уравновешивается спокойствием, инертностью Инь. Важно сохранять контроль над мыслями и эмоциями, чтобы не нарушился баланс. Потеря равновесия приведёт к неприятностям.
Наполнение энергией Инь придаёт женщине нежности, обаяния, привлекательности, сексуальности. Энергия Ян делает мужчин грубоватыми, брутальными, немного самцами. Начало женское связано с гибкостью. У женщин способность быстро прощать другого человека и мириться со всеми его недостатками обычно выше, чем у мужчин. Прямолинейность, упрямство мужского начала заставляют представителей сильного пола сначала анализировать, потом принимать решения. Часто категоричные. Между противоположными полами достигается равновесие Инь – Ян.
Совместимость стихий Инь-Ян
Важно помнить: когда мужчина и женщина принимают решение жить совместно, им лучше узнать о совместимости стихий Инь и стихий Ян, потом сделать шаг.
Хорошими будут отношения Огня – Инь с Водой – Ян. Эти стихии дополняют друг друга и уравновешивают. Холодная Вода остужает вспыльчивость Огня. Огонь делает Воду теплее и мягче. Такой союз с годами только крепнет. Любовь и верность не покидают супругов.
Вечные соперники Огонь – Инь и Металл – Ян будут стремиться подчинить себе другого. Злоба и раздражительность Металла будет доходить до предела, когда на пути встанет Огонь. Каждый периодически будет терпеть поражение. Даже с годами отношения этих стихий не станут мирными.
А вот с Деревом – Ян Огонь – Инь может составить идеальную пару. Будут мелкие ссоры, которые не отразятся в целом на отношениях. Такой союз будет долгим.
Земля – Ян и Огонь – Ян – чрезвычайно совместимые стихии. Неунывающий и страстный Огонь станет для Земли партнёром, надёжным другом и чувственным любовником. Он будет постоянно вдохновлять и подпитывать энергией свою вторую половину.
Следование принципу Инь-Ян является залогом гармонии в жизни. Чтобы быть счастливым человеком и гармонизировать свою жизнь важно соблюдать равновесие между этими энергиями во всём.
Тату на лопатке
Инь и янь известный древний знак китайской культуры. Его популярность во всём мире нашла свое место и среди татуировок. Это универсальный рисунок, который может набить и молодой человек и девушка.
Место размещение различные части тела. Тату можно сделать на шее, на лодыжке – любом выбранном месте она будет смотреть эффектно.
История и символика знака инь янь
Изначально эти два символа рассматривались как обозначение , освещённой солнцем. Светило двигалось по бесконечному циклу, гора попадала поочерёдно под солнечные лучи или в тень.
Циклы сменяли друг друга, что значило постоянный круговорот жизни в природе. Две противоположности неразделимы. Являясь одним целым, части борются друг с другом, побеждая и проигрывая попеременно, то светлой, то тёмной стороне.
Эти символы положили начало двум противоположным восточным культурам – конфуцианству и даосизму. Даосисты считали, что в мире правит инь – женское начало, приверженцы второй религии утверждали, что янь вершит судьбу человека.
Тату на плече с добавлением дракона
Инь трактовался не только как женский символ. Это тёмная сторона жизни, которой свойственны паранормальные явления. Символу приписывается:
- коварство
- скрытность
- интриги.
Философия инь отвечает за чётные числа. Янь ассоциировался с мужским началом, логикой, практичностью. Для него характерны:
- активность
- жизнь
- храбрость.
Приписываются рациональные свойства, чётность цифр.
Инь – это луна, янь – солнце. Чётких определений инь и янь всё же нет. Эти двух противоположности могут трактоваться по-разному в зависимости от того какой религии или культуры придерживается человек.
Татуировка инь янь значение
Значение татуировки инь янь полностью отражает символизм, который вкладывали в мандолу знатоки японской культуры. Но те, кто набивает ее, привносят свой смысл в зависимости от целей, смысла жизни.
Татуировка может означать следующее:
- — человек придерживается одной из религий Востока;
- — гармония – главное, что преобладает в жизни набившего тату;
- — стремление видеть позитив и светлые моменты среди негативных темных сторон жизни;
- — человек стремится обрести душевный покой, достичь внутреннего равновесия в жизни;
- — приобрести определённые свойства характера – силу, активность, уверенность в себе.
Для тату характерны два основных цвета, черная инь и белый янь. Но могут встречаться цветные изображения татуировки. В особенности если символы набиваются в виде животных:
- тигр и дракон,
- двух рыб,
- волков, сов.
Тату на плече с добавлением тигра и дракона
Приписывая янь свойства солнце, инь свойства луны, нужно помнить, что как днём можно увидеть луну, так и татуировка инь янь неоднозначна.
В инь есть светлая точка янь и наоборот. Это знак того, что не бывает добра без зла, а светлой стороны без тёмной, они существуют вместе, дополняя друг друга.
Значение тату для мужчин и для девушек
Татуировка универсальна, подходит как для женщин, так и для мужчин. Смысл, с которым это тату набивают представители обоих полов, схожи.
Переосмысливая прошлое , рисуют татуировку для достижения внутреннего баланса. Парни набивают тату для достижения умиротворения. Их тату чаще значат борьбу противоположностей в душе и желание обрести покой в жизни.
Тату на предплечье
Для девушек характерны стилизованные эскизы в цвете. Женское начало требует воздушности, что может отражаться в ажурных тату символа. Мужчины отдают предпочтение монохрому.
Расположение эскиза на теле
Выбирая место нанесения тату, ориентируйтесь на размер и эскиз. Не все монохромные татуировки хорошо смотрятся в объёме.
Выбирая большой рисунок, сделайте его в цвете. Такой эскиз подойдет парням, если расположить его на груди, боку, верхней части спины, плече.
Тату на лопатке
Классические тату символа больше подойдут девушкам. Мелкие рисунки инь янь можно набить на шее, запястьях, лодыжках. Интересно будет смотреться тату на женской пояснице, внизу спины или копчике.
Молодым людям с этими местами лучше не экспериментировать. Тату на плече, предплечье подойдет и девушкам и парням.
А на ноге выгоднее будет смотреться у мужчин. На руке, особенно внутренней стороне, эффектно выглядят композиционные тату – цветные изображения солнца — луны, огня – воды.
Поклонники восточных культур могут выбрать место расположения тату, ориентируясь на чакры человека.
Варианты комбинирования тату инь янь с другими символами
Тату встречаются в различных стилях и техниках выполнения:
- — в реализме (пара волков, две собаки, сражающихся друг с другом), такие тату или птиц чаще набивают в цвете;
- — монохром, классические черно-белые тату тигров;
- — дотворк или графика, нанесение точек или линий, из которых образуется рисунок с открытыми краями;
- — анималистические эскизы (кошки, волки, дельфины);
- — акварель, подходит для больших ярких рисунков (тату в виде драконов с их насыщенным окрасом) или маленьких эскизов для девушек (символ противоположности в цветах лотоса)
Классические иньские и тигр как символ упорства, смелости.
Цветное или черно – белое изображение двух сов означает двух, близких по духу людей, символ по центру говорит о гармонии между ними. Карпы Кои, смотрящие вверх и вниз, символ цикличность жизни и баланс энергий женской и мужской.
Тату на лопатке с добавлением карпов Кои
Распространено изображение виде , сплетённых корнями или из различной поры года. Такие тату говорят о философских настроениях носителя, понимание неизбежности жизни и смерти. Популярны эскизы с индийскими или китайскими мотивами.
Оригинальные элементы для татуировки, сочетаемость. Необычно смотрятся тату, где символ двух начал можно лишь угадать. Носитель тату татуировки создает своеобразную интригу.
Эффектно смотрятся изображения жизни и смерти в виде двух ангелов или черепов. Такие эскизы выполняют в монохроме.
В классических тату центральные точки можно заменить стилизованными изображениями – луны и солнца, воздуха и земли. Символ может быть спрятан в тату, например, дракон или жаба, держащие в пасти монетку.
Культура Китая преподнесла нам много вещей, над которыми мы часто задумываемся и стараемся понять их глубокий смысл. Одной из них является знак инь янь
. Сложно найти человека, который бы не слышал об этом знаке, вот только что означает инь янь
знают вовсе не многие.
Значение и суть инь янь
Китайская философия говорит о том, что это один из символов дуализма мироздания, поскольку делится на две половины: светлую и темную, в то же время эти стороны находятся в идеально ровном круге, который символизирует бесконечность. Считается, что именно этими энергиями всё и создано во Вселенной, которые постоянно взаимодействуют между собой.
Именно этот знак гармонично соединяет в себе два элемента и начала любого существа – темную и светлую сторону. Даже буквальный перевод говорит о том, что переводится это как темная и светлая сторона горы.
Всмотревшись в изображение видно, что знак инь янь достаточно интересный по своему виду, ведь рисунок изображает не просто две стороны, одна из которых исключительно черная, а другая белая. На каждой половинке есть небольшая часть, а именно точка имеет противоположный цвет, этот символ показывает, что каждая светлая сторона имеет в себе немного мрачного, черного. И, наоборот, во всём нехорошем есть небольшая частичка добра и света.
Еще делятся две половины знака не простой прямой линией, а волнистой. Она показывает плавный переход из светлого в темное и наоборот, тем самым разделить его ещё сложнее. Кстати, сейчас даже есть черное-белые деревья инь-янь . Правда, выполнены они из бисера.
Другие значения инь и янь
Поскольку знак инь янь не просто показывает темную и светлую сторону, также этот знак указывает на противоположности. Это означает тот факт, что это касается не только темного или светлого начала, некоторые сравнивают инь янь с женским и мужским началом, а так же говорят, что янь – это что-то горячее, такая сила, которая всё разрушает, а инь наоборот нечто прохладное и созидающее.
А также многие мудрецы говорили, что энергией инь янь мы наполняемся через потребление пищи, поэтому и здесь всё должно быть не менее гармонично, также они утверждали, что равновесие инь и янь начинается именно с этого. Стоит помнить о том, что инь — это эластичное, влажное, холодное, сладкое, жидкое, мягкое, а янь — это горькое, вяжущее, соленое, согревающее, твердое и раздражающее.
Не стоит пренебрегать правилами соблюдения равновесия и здесь, поскольку исключая, к примеру, инь-продукты у вас появятся заболевания и то же самое произойдет, если исключить пищу группы янь.
Что поможет достичь гармонии?
Как говорят китайские мудрецы и философы, когда человек научится контролировать свою энергию ци, то тогда придет гармония его внутреннего инь и янь, что позволит прикоснуться к идеальному равновесию инь и янь во Вселенной. Но, чтобы достичь такого результата, человеку нужно долгие годы работы над собой.
Ведь инь и янь – это противоположности, которые постоянно конфликтуют друг с другом и это касается не только постоянной борьбы на земле добра и зла, но и в человеческой сущности каждый день происходит эта борьба. И каждый день какая-то сторона перевешивает другую, что не позволяет достичь человеку гармонии.
Концепция энергии инь и янь
Именно энергия инь янь и дает начало главным стихиям нашей жизни: вода, огонь, дерево, земля, металл. А уже эти стихии и определяют процесс природных явлений, которые так или иначе начинаются жизнью и в результате умирают. И снова мы видим две противоположности, которые не могут друг без друга – жизнь и смерть.
Даже медицина говорит, что поистине здоровый человек будет лишь тогда, когда найдет ту самую гармонию между инь и янь.
Эти два символа постоянно заменяют и поддерживают друг друга и никогда не исчезают полностью, несмотря на то, что иногда одна сторона побеждает другую.
Так же концепция инь янь объясняет природу Дао, где говорится, что всё в жизни меняется и никогда не стоит на мести вне зависимости от темпа развития и масштабов. А также, что два элемента инь и янь дополняют друг друга, не может быть существования черного без белого, а светлое не существует без темного.
Существует небольшая полемика, ведь некоторые пишут и произносят не инь янь, а инь ян. Одни отстаивают свое мнение и просто не воспринимают доводы других и наоборот. Но, по сути, перевод с китайского правильный и в первом, и во втором случае, поэтому эти споры просто бессмысленны.
Суть стремления достичь гармонии
Такие понятия как инь и ян ещё раз подтверждают, что на земле нет ничего совершенного и идеального, поэтому главное не достичь идеала, а достичь гармонии. Гармонии в самом себе, гармонии в общении, гармонии в поведении, именно это и даст силы человеку постичь начала начал и прийти к истоку мироздания. Чего и стремится всегда достичь каждая цивилизация и каждый человек в особенности.
Символ инь-янь необычайно популярен. Многие считают, что он означает мужское и женское начала, но на самом деле это понятие гораздо шире. Инь и янь – одна из важнейших концепций восточной философии, которая нашла свое отражение в важнейших отраслях жизнедеятельности человека – медицине, религии, музыке, фен-шуй и других. Что такое инь и янь, и какое значение этот древний получил в наши дни?
Ученые считают, что понятие инь и янь берет свое начало в древнекитайской философской книге «И цзин» («Канон перемен» или «Книга перемен»). Изначально «янь» означало «южный, освещенный склон горы», а «инь» - «северный или теневой склон». Таким образом, «янь» служило для обозначения Солнца, света, позитива, активности, твердого, мужского начала, а «инь» - Луны, темноты, негатива, покоя, мягкого, женского начала.
Со временем эта концепция приобретала все более метафизический смысл и стала означать борьбу и единство полярностей – дня и ночи, света и тени, разрушения и созидания, положительного и отрицательного. Эта теория лежит с основе даосизма – традиционного китайского учения, которое сочетает в себе элементы философии и религии.
Теория инь-янь заключается в том, что все во Вселенной находится в движении, изменяется и имеет свою противоположность, и противоположные части, несмотря на антагонизм, являются неделимыми частями единого целого. Противоположности, несмотря ни на что, не могут существовать друг без друга. Таким образом устанавливаются баланс и гармония во Вселенной.
Взаимодействие инь и янь порождает пять стихий, которые как порождают, так и уничтожают друг друга:
- вода;
- огонь;
- металл;
- дерево;
- земля.
Они, в свою очередь, дают начало всему материальному миру.
Высшая задача человека, согласно даосскому течению Чжэнь Дао, - обретение Единства, к которому можно прийти, слив воедино эти две противоборствующие энергии. Достигнув слияния, человек получает другой уровень восприятия реальности и почти безграничные возможности.
Знак инь-янь
Графическое изображение символа инь-янь представляет собой идеально ровный замкнутый круг, который делится на две равные половины в виде капель или рыбок, белого или черного цвета, каждая из которых содержит контрастную точку.
Круг в этом знаке символизирует бесконечность Вселенной. Черная и белая половинки означают энергии инь и янь, причем, контрастность цветов отражает их противоположность, а одинаковые размеры – равнозначность. Точки внутри половинок подчеркивают взаимопроникновение одного начала в другое. Половинки внутри круга разделены волнистой линией и как бы переходят одна в другую, показывая, что не существует четкой границы между этими силами и насколько тесно они связаны друг с другом.
Изображение динамично и оставляет впечатление движения по кругу. Когда энергия достигает своего максимума, ее сменяет другая, и этой смене нет конца, так как ни одна из них не может взять верх над другой. Через такие бесконечные трансформации, череду созиданий и разрушений создается жизнь во Вселенной.
Обереги и татуировки с изображением символа инь-янь заключают в себе мощную энергетику. Они помогают своему владельцу уравновесить влияние двух начал, обрести баланс, не позволяя доминирующей энергии подавлять более слабую.
Инь и янь можно соотнести буквально со всем, что нас окружает. День сменяется ночью, вслед за Солнцем на небосводе появляется Луна, работа сменяется отдыхом, а после холодной зимы всегда настает жаркое лето. Понятиями инь и янь можно описать множество как физических, так и нематериальных вещей и явлений.
Янь – легкое, энергичное, светлое, горячее; это огонь, движение, небо, дух, высота, направление от центра к периферии.
Инь – темное, пассивное, холодное; это вода, тело, смерть, земля, спокойствие, молчание, направление от периферии в центр.
Однако на свете нет ничего, что было бы только инь или только янь. Одна энергия может преобладать, но всегда будут присутствовать обе. В том и суть – нужно стремиться уравновесить инь и янь во всех проявлениях: в жилище, характере, даже в питании.
Так, люди, в которых больше энергии янь, энергичны, внимательны, умеют концентрироваться, целеустремленны, но зачастую им присущи вспыльчивость и агрессия. Те, в которых доминирует инь, спокойны, расслаблены, чувствительны, обладают творческими способностями и богатым воображением, но могут быть ленивыми, пассивными и подверженными депрессиям. Определив свои сильные и слабые стороны, работая над собой, можно достигнуть равновесия и гармонии в душе и достичь совершенно иного качества жизни.
Инь и янь – это один из способов восприятия действительности, который позволяет смотреть на мир под определённым углом и видеть, как все происходящее влияет на человека. Те, кто понимает, что такое инь и янь, и использует эти знания, способны добиться большего успеха в жизни и своем духовном развитии.
С одной стороны, древнекитайскому символу «Инь-Ян» повезло гораздо больше, чем свастике. В его графическом выражении уже был заложен определенный смысл. Сами понятия «Инь» и «Ян» с момента своего возникновения тотчас попали в руки китайских философов, поэтому их значение не столько принципиально менялось с течением времени, сколько расширялось и углублялось.
Однако на Западе изящество и экзотическое очарование этого кружка, разделенного волнообразной линией на черно-белые стороны (с вкраплением на каждой стороне маленьких точек противоположного цвета) приобрело такую популярность, что символ был растиражирован не хуже, чем знаменитая улыбка Моны Лизы. «Инь-Ян» лепят на майки, его можно заметить среди обильной бижутерии чернокожих рэпперов, без него не обходится практически ни одна книга о восточных единоборствах. В результате смысл знака упрощается, искажается, а чаще всего - полностью нивелируется.
Поэтому нам придется вернуться к исходной точке - в Древний Китай времен создания знаменитого трактата «И-цзин» («Книга Перемен»). Именно в этом «пособии по гаданию» понятиям «Инь» и «Ян» был впервые придан серьезный космогонический смысл, как двум противоположным началам мироздания. Те, кто еще получал советское образование, наверное помнят один из трех основных законов диалектического материализма - закон единства и борьбы противоположностей. Интуиция китайских мудрецов, по сути, открыла этот закон еще в XII веке до н.э.
Считается, что сперва слова «Инь» и «Ян» означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична - ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение - процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира - энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие.
Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» - прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания - триграммы.
Первые восемь триграмм открыл легендарный император Фу-си (правил 2852-2737 гг. до н.э.). Считается, что на эту мысль его натолкнули трещины на панцире черепахи. За каждой из триграмм было закреплено определенное значение.
Сын Фу-си - Цзи-Чану, пытаясь охватить все разнообразие мирового процесса, сдвоил триграммы отца. В результате получилось 64 гексаграммы, гадая на которых, старались определить тенденции «нынешнего момента» и действовать исходя из этого знания.
Постепенно значения двух противоположностей расширялись и вскоре охватили почти все основополагающие понятия. На схеме приведены некоторые из них.
Несмотря на то, что оба противоположных начала практически изначально мыслились как равные, китайские школы нередко отдавали предпочтение одному из них в ущерб другому. Так, конфуцианцы, помешанные на иерархии всего сущего, особо привечали «Ян», считая светлое небесное активное начало «благородным», на которое стоит равняться (в отличие от презренного «Инь», хотя… куда уж без него?).
Даосы, как бы в пику нелюбимым ими конфуцианцам, напротив, более привечали стихию «Инь» - пассивную, пустую, мягкую, водную.
Лао-цзы «Дао дэ цзин», гл. 76, 78:
«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.
…Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять».
Основанные дзэн-буддистами (оригинальное сочетание буддизма и даосизма) боевые искусства были самым ярким подтверждением того, как можно грамотно и гармонично использовать стихию «Инь». Вспомним хотя бы айкидо, принцип которого - «Победа над агрессором - дело рук… самого агрессора».
Основатель даосизма Лао-цзы считал, что гармония между первоначалами не постоянна, равновесие периодически нарушается и восстанавливается. А философ Ван Чун считал, что именно во время нарушения гармонии «Инь-Ян» в природе появляются всяческие противоестественные создания - призраки, драконы, ядовитые растения и животные.
«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Когда силы Инь и Ян не находятся в равновесии, нарушается круговращение времен, холод и тепло пребывают в разладе, и здоровье человека терпит ущерб. Тогда люди перестают к месту радоваться и к месту печалиться, лишаются постоянства в жизни, много умствуют, но не могут достичь удовлетворения и бросают дела на полпути».
Более-менее стройную философскую концепцию символ «Инь-Ян» получил у Чжоу Дуньи (1017-1073). Философ попытался синтезировать все многообразие китайских мировоззрений: конфуцианство, даосизм и дзэн-буддизм.
В первую очередь он связал «Инь-Ян» с пятью первоэлементами. По его космогонической схеме сперва был Великий Предел - источник всего-всего-всего (изображался в виде пустого круга), затем Предел начинал двигаться, являя собой стихию «Ян», а, истощаясь, переходил в «Инь», которая, накапливаясь, порождала «Ян» и т.д. Даосы поясняли этот принцип примерами: мол, вода (Инь), сжимаясь, становится твердой (Ян), а твердое при чрезмерном напряжении ломается (вновь Инь).
Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент - землю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».
Мудрому человеку, чтобы пребывать в гармонии с миром, требуется лишь разумно и вовремя использовать особенности каждого из первоначал.
«Чжуан-цзы», гл. 15:
«Посему говорится: «В жизни мудрец идет вместе с Небом, в смерти он превращается вместе с вещами, в покое он причастен к силе Инь, в деянии причастен к силе Ян».
Как человек западной цивилизации, я не могу претендовать на доскональное понимание восточной мудрости. «Восток - дело тонкое» и западному человеку трудно оценить всю гениальность хайку (трехстишия) Басе о прыгнувшей в пруд лягушке или в полной мере осознать, как может существовать религия без Бога (даосизм и буддизм).
Однако в отношении к концепции «Инь-Ян» хотелось бы предостеречь от одной пагубной тенденции, особенно часто проявляющейся в художественной псевдоглубокомысленной беллетристике. Если бы речь шла о простой глупости, возможно, это бы и не стоило внимания, но дело в том, что символика «Инь-Ян» нередко приобретает крайне неприятные черты.
Каждый, знакомый с литературой «фэнтези», наверное частенько наталкивался на следующие «мудрые» выводы (якобы подкрепляемые авторитетом древнекитайского символа): «Без добра нет зла», «Нет ни зла, ни добра», «Добро и зло - одно и тоже», «Зло - есть добро, добро - есть зло», в общем, как сказал герой В. Пелевина - «Сила ночи, сила дня - одинакова... фигня».
При этом как-то забывается, что идея «Инь-Янского» равновесия не имеет никакого отношения к человеческой этике. Если вы заметили, на протяжении всей статьи касательно «Инь-Ян» я ни разу не упоминал этические категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно»… Потому что понятия «Инь-Ян» - космогонические природные противоположности, не имеющие отношения к нравственности. Скинув человека со скалы, мы совершаем зло, а сбросив груз с падающего воздушного шара - добро. Но разве сам закон всемирного тяготения становится от этого нравственным или безнравственным?
Недаром на Востоке так распространено представление о Срединном Пути. Настоящий мудрец невозмутим и не стоит на стороне какой-либо природной силы. Он сам отвечает за гармонию «Инь» и «Ян» в своем сердце. Зло и добро - это неправильный выбор, диссонанс, нарушение гармонии, несоответствие поступков (глупо плавать на суше и бегать по воде).
И если какому-нибудь безумцу, решившему, что, мол, и хирурги, и наемные убийцы равно полезны и необходимы, вдруг взбредет в голову прицепить к этому мировоззрению «Инь-Ян», то этот символ вполне может разделить печальную судьбу свастики.
«Чжуан-цзы», гл. 23:
«Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, - от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам - наше сердце побуждает их к этому».
«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Умей быть господином Неба и Земли. Умей вместить в себя и силу Инь, и силу Ян».