Выставка в эрмитаже нефертари часы работы. Выставка «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине
«Нефертари и Долина Цариц» - выставка с таким названием открылась в Манеже Малого Эрмитажа. На ней представили экспонаты из коллекции Египетского музея в Турине. Там, в Италии, хранится крупнейшее за пределами Египта собрание памятников.
Экспозиция состоит из пяти разделов и включает более двухсот пятидесяти предметов. Мария Евсюкова увидела сокровища истории одной из первых.
Эти тростниковые сандалии начала второго тысячелетия до нашей эры носила сама Нефертари. Обнаружил их в 1904 году итальянский археолог Эрнесто Скиапарелли. Кроме личных вещей и останков египетской царицы в гробнице сохранились обрядовые статуэтки.
АНДРЕЙ БОЛЬШАКОВ, заведующий сектором Древнего Востока: «Как и большинство египетских гробниц, она была ограблена, ограблена очень сильно. О том, как это происходило, можно понять по крышке саркофага. Разбита очень основательно. А нижняя часть не сохранилась вообще. Разбивали вдребезги».То, что не уничтожили грабители, сегодня выставляется в знаменитом Египетском музее в Турине. Чтобы переправить личные вещи царицы Нила на берега Невы потребовалось немало сил и времени.
КРИСТИАН ГРЕКО, директор Египетского музея в Турине: «Во-первых, огромный вес саркофагов. Однако перевозить их нужно очень бережно. Но дело не в этом. Они содержат много органических материалов. Поэтому при транспортировке их помещают в специальные условия. Влажность не должна превышать 50%, а температура от 18 до 20 градусов. Например, там есть такие материалы, как дерево и папирус».Среди экспонатов — сборник погребальных текстов древнего Египта. Считалось, что книга мертвых помогает усопшим преодолеть опасности потустороннего мира.
МАРИЯ ЕВСЮКОВА, корреспондент: «Нефертари была главной и самой любимой женой Рамсеса II. На 25-м году его правления царица умерла. Ее тело забальзамировали и поместили в гробницу. Усыпальница была сделана лучшими мастерами. Более 500 квадратных метров стен покрыли тончайшими рельефами. Это модель ее гробницы - сегодня тоже экспонат выставки».Почти 90 лет потребовалось ученым, чтобы изучить древние письмена гробницы. В 1995 году усыпальница Нефертари была открыта для туристов.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Сейчас пришло время для Нефертари. Многие помнят слово «Тутанхамон», теперь новое слово, которое воспримут. Самое замечательное, конечно, что нас встречает нос. Для петербуржцев это сразу помещает выставку в петербургский контекст».На выставке представлено более 250 экспонатов. Часть из них — находки из египетского поселения, где жили ремесленники и художники. Дополняют собрание детали оформления дворцов, предметы туалета, ювелирные украшения. Погрузиться в мир Древнего Египта можно до 10 января.
Репортёры
- Мария Евсюкова
Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Вчера в Государственном Эрмитаже состоялось открытие выставки «Нефертари и Долина цариц». 256 памятников из собрания Египетского музея в Турине. Выставка, как я уже много говорил в прессе, - эпохальная, в том смысле, что это первый крупный привозной выставочный проект, посвященный древнеегипетскому искусству в России со времен «Сокровищ Тутанхамона», гостивших в СССР в 1970-х.
Ощущение от проекта сложное. Экспозиция сделана, во-многом, абсолютно бездарно. Но на нее надо идти и смотреть памятники. Попытаюсь вкратце объяснить, почему.
От самой Нефертари на выставке очень мало. Крышка разбитого саркофага, ушебти, сосуды для приношений, сандалии и ряд других памятников погребального инвентаря, старая и не особенно удачная, изобилующая ляпами деревянная реконструкция ее гробницы, ужасающие рисунки, якобы воспроизводящие сцены предстояния царицы перед богинями со столбов в ее гробнице, а на самом деле - очень вольные интерпретации этих изображений выполненные рукой нерадивого художника. Наверное, того же, который сделал ужасную афишу для всей выставки.
Вещи, связанные с Нефертари, «запрятаны» в дальней части зала, найти их нелегко, понять их место на выставке для простого посетителя - почти невозможно. Перед ними вы видите памятники крупной храмовой скульптуры, среди которых выделяются ряд статуй стоящей и сидящей богини Сехмет, замечательная триада Рамсеса II с Амоном и Мут, совершенно случайно попавший в историю с рамессидской царицей колосс Тутмоса I, а также стоящие «лабиринтом» витрины с керамикой, памятниками из Дейр эль-Медины - деревни строителей царских гробниц, стелами, керамикой, ритуальными предметами и папирусами. Увы, все эти памятники совсем не связались в единую композицию, расположены в слишком большом для проекта зале Малого Манежа хаотично. Зачастую - это и вообще стыдные анахронизмы, когда рядом с фрагментом лица колосса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан (14 в. до н.э.) стоит скульптурная модель - портрет птолемеевского царя (3-2 вв. до н.э.). Эти памятники разделяют, как минимум, 11 веков и они вообще никак не связаны с темой и хронологическими рамками выставки. Это стыдно и, видимо не зря куратору проекта в музее - А.О. Большкову - даже не дали слова на открытии, ибо сказать ему давно уже нечего.
В зале Малого Манежа огромные пространства остались банально пустыми и там по недогадливости не выключили подсветку, чтобы зрительно уменьшить объемы. Из-за этого группы памятников, большая часть из которых весьма миниатюрна, выглядят никак не связанными друг с другом пятнами в зале. Много плохо поставленного света, когда, например, на реконструированном из фрагментов наосе Сети Iиз Гелиополя вообще ничего не видно. Стелы, остраконы, памятники из известняка выставлены в витринах с бледно-соломенным фоном, на котором они просто погибли, сливаясь с этим самым фоном. Ну и верх многих витрин, по «доброй традиции», увы, забыли протереть от грязи и пыли.
На балконы зала вынесены редкими блоками саркофаги частных лиц, которые Эрнесто Скьяпарелли обнаружил в качестве вторичных погребений в гробницах царских жен и детей в Долине царей. Саркофаги, зачастую, очень красивы, но на многих стоит ужасный тусклый свет, убивающий скульптуру масок или же попросту недостаточный. Как-то компенсирует пространство балконов изобилие заупокойных папирусов I тыс. до н.э., зачастую очень интересных, которые, тем не менее, порой едва можно разглядеть. Туда же, наверх, засунули старенькие, 19 века модели храмов Нубии - кривые и неактуальные. Ну и баннер с пошлой афишей сослан туда же.
Что в итоге стоит посмотреть закрывая глаза на полный и постыдный провал экспозиционеров? Триаду Рамсеса из Карнака, вещи из гробницы Нефертари, прекрасные статуи Сехмет, колосс Тутмоса I, Туринский юридический папирус с текстом протокола обвинения против участников заговора убивших Рамсеса III, прекрасные небольшие стелы мастеров из Дейр эль-Медины, статуэтки и рельефы с изображением обожествленных Аменхотепа I и Яхмес-Нефертари, замечательную статуэтку царицы Тейе в облике богини Опет с телом синкретического животного соединяющего в себе черты форм бегемота и крокодила. Все остальное - вторично, либо с большой натяжкой относится к заявленной теме выставки. Но и это, бесспорно, прорыв. Все эти вещи многие соотечественники увидят впервые.
В «зоне Нефертари» демонстрируется видео с «реконструкцией» гробницы царицы, которая, однако сделана не с использованием изображений стен самой гробницы, а с фотографиями, сделанными со стенок устаревшей деревянной реконструкции. Оригинал подменен, увы, кривой копией. Из-за этого царица там выглядит уродливо, пропорции фигур часто нарушены, божества не похожи на самих себя.
К выставке вышел каталог, к счастью, написанный иностранными специалистами и переведенный на русский. Он обстоятелен, интересен, хотя и не лишен дефектов, явно появившихся уже при переводе его на русский язык. Об этом я напишу позже и отдельно.
В целом, посоветую конечно же сходить на выставку и найти в себе силы увидеть прекрасные памятники, не обращая внимание на отсутствие логики и экспозиции как таковой. Насладиться вереницей образов Сехмет и мельчайшими деталями керамики II-I тыс. до н.э. Но, если действительно захочется понять разницу, поехать в 2018-м году в Турин и посмотреть там, как все это должно выглядеть в рамках экспозиции, сделанной профессионально и интересно.
Ну и последнее, печальное. На официальном приглашении на ВИП-открытие изображена Нефертари со знаменитой сидящей статуи Рамсеса II из Карнака, которая является символом Египеского музей в Турине. Т.е. открывает выставку памятник, которого НЕТ на выставке. А сзади на обложке приглашения изображена Долина царей с подписью «Долина цариц».
Давеча я пообещал поподробнее представить каталог эрмитажной выставки из Египетского музея в Турине.
Вот он каков:
Нефертари и Долина цариц.
Из Египетского музея в Турине.
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 376 с. ISBN 978-5-93572-728-4
Каталог выставки в Государственном Эрмитаже (СПб, 16 июня 2017 - 10 января 2018)
Кураторы выставки: А.О. Большаков, А.Н. Николаев.
Научный редактор каталога: А.О. Большаков.
[аннотация:
]
Египетский музей в Турине обладает крупнейшей за пределами Египта коллекцией древнеегипетских памятников. На настоящей выставке представлено 255 памятников, связанных со знаменитой гробницей жены Рамсеса II Нефертари. Помимо предметов, происходящих из погребального инвентаря царицы, демонстрируются находки, отражающие царскую идеологию и быт царского дворца эпохи Нового царства. Особый раздел посвящён памятникам мастеров, создававших царские гробницы и обитавших в поселке Дейр эль-Медина. Материалы выставки включают поздние расписные саркофаги из вторичных погребений в Долине цариц, а также ряд папирусов погребального характера с Книгой мёртвых и Книгой Амдуат.
Каталог предназначен для специалистов и всех интересующихся культурой и искусством Древнего Египта.
Симон Коннор. Нефертари, Долина цариц и коллекция Египетского музея в Турине. - 10
Паоло дель Веско. Эрнесто Скиапарелли и Итальянская археологическая миссия в Долине цариц. - 16
Кэрел Жарсайо. Раскопки в Египте в начале XX века: по следам Скиапарелли. - 22
Федерико Пул. Фивы Нового царства в собрании Египетского музея в Турине. - 28
Паоло дель Веско. Долина цариц: место погребения членов царской семьи. - 34
Алессия Фассоне, Симон Коннор. Гробница Нефертари. - 42
Федерико Пул. Посёлок мастеров в Дейр эль-Медине. - 56
Кристиан Греко. Значение верований древних египтян о загробной жизни. - 66
Кэрел Жарсайо. Что такое египетская стела? - 76
Кэрел Жарсайо. Музыкальные инструменты, царственные женщины и религия. - 80
Энрико Феррарис. Поздние саркофаги, найденные Скиапарелли в переиспользованных рамессидских гробницах Сетхерхепешефа и Хемуасета (QV43 и QV44) в Долине цариц. - 84
Кэрел Жарсайо. Модели храмов: историческое наследие египтологии XIX века. - 94
Каталог [1-255 ]. - 99
Царь и царица: божественные правители.
- 101
Царь: человек и божественный правитель [1-7
]. - 101
Царица: жена, мать и дочь Солнца [8-24
]. - 116
Храмы [25-27
]. - 134
Царица и женщина в Новом царстве.
- 141
Царствование Рамсеса II [28-35
]. - 141
Роль женщин и их изображения в Новом царстве [36-42
]. - 152
Красота и косметика [43-72
]. - 164
Жизнь во дворце [73-91
]. - 184
Фиванский некрополь.
- 197
Фивы: царская резиденция и некрополь [92-93
]. - 197
Долина цариц [94-103
]. - 202
Гробница Нефертари [104-147
]. - 216
Создатели гробниц в Долине цариц.
- 231
Работа в Дейр эль-Медине [148-174
]. - 231
Жизнь в Дейр эль-Медине [175-194
]. - 248
Религия в Дейр эль-Медине [195-208
]. - 260
Смерть в Дейр эль-Медине [209-227
]. - 274
Долина цариц после времени Нефертари.
- 293
Саркофаги [228-243
]. - 293
Погребальные папирусы: Книга Амдуат, Книга мёртвых [244-255
]. - 320
Андрей Большаков. Глоссарий. - 360
Summary. - 374
______________
Тираж хороший, 1000 экз. Цена в киосках Эрмитажа - ещё лучше: 1100 р, по нынешним временам за такую книжку обычно хотят вдвое-втрое больше.
С полиграфией и пр. всё вроде бы хорошо.
Плохо, что в каталоге не даются переводы надписей и текстов, хотя на самой выставке они часто есть.
К сожалению, в каталоге немало разворотных картинок, у которых традиционно съедается середина. В основном это папирусы, а они иногда с картинками, которые хочется порассматривать даже неграмотному (с древнеегипетской точки зрения). Даже лучшие книжные дизайнеры работают с разворотами на экране, и совершенно не заморачиваются тем, как их труды будут выглядеть в реальности. А всего-то, казалось бы, делов - картинку разрезать... Эх.
Сходу нашлась смешная опечатка - египетская экспедиция Наполеона из XVIII в. улетела в XIX, аккурат на сто лет. Ох уж эти мне семь-восемь... :)
А так - славная книжка получилась, по-моему. :)
Что-нибудь сверх приведённого будет
Дорогие читатели, всех любителей истории Древних Цивилизаций, интересующихся мирами Живых и Мертвых, гробницами, папирусами и Фараонами, и просто желающих посетить новую интересную выставку в дни больших новогодних каникул - приглашаю в манеж Малого Эрмитажа!
« Нефертари и Долина цариц . Из Египетского музея в Турине »
Историей и мифами Древнего Египта я зачитывалась в детстве, соответствующий зал в Эрмитаже когда-то был изучен до последнего черепка для письма, и пусть увлечение осталось в прошлом, новую выставку я пропустить не могла.
Предупрежу сразу - как на большинстве временных выставок Эрмитажа, съемка запрещена , поэтому я успела сфотографировать только общий вид - до того, как увидела запрещающий знак, и несколько кадров на телефон для себя - не удержалась.
"Долина цариц" - высохшее устье реки на на западе Фив, место погребения членов царской семьи и окружения правителей Древнего Египта в эпоху Нового царства (1550 − 1069 гг. до н. э.)
Выставка находится в нижнем зале Манежа и на галерее, опоясывающей его с трёх сторон.
При входе, на больших стендах Вы прочитаете общую информацию о Египетском музее Турина, одном из крупнейших хранителей наследия той эпохи за пределами родной страны.
Дальше советую пройти вглубь, до конца зала, минуя пока экспонаты, и слева, на ТВ-экране, посмотреть небольшой фильм , рассказывающий о раскопках Долины Цариц, работе археологов и истории реконструкции основной гробницы. С архивными фотографиями, заметками и новейшими компьютерными технологиями, показывающими, как моделируют то, что мы уже никогда не увидим в первозданном состоянии.
Экспозиция включает 255 памятников и полевые фотографии, которые дают возможность представить открытие гробницы царицы Нефертари
Нефертари - не Нефертити , не путайте эти похожие имена царственных красавиц Древнего Египта!
Нефертари, Великая жена фараона Рамсеса II, считавшаяся живым воплощением богини Хатхор, супруги солнечного бога
Её гробница - одно из важнейших захоронений Долины Цариц - центральная часть экспозиции.
Когда будете рассматривать её точную копию-модель, обратите внимание на сохранившиеся части настоящего, разбитого когда-то варварами саркофага: то, во что складывается внешний рисунок - это... Очень необычно для Египта.
В долине было высечено около ста гробниц, главным образом для цариц и царевичей Рамесидского периода (XIX–XX династии, 1292–1077 гг. до н. э.)
Что такое Египетские гробницы знатных особ? Это целые города... Для жизни после.
Последовательность прямоугольных комнат, ведущих в погребальную камеру, где в каменном саркофаге покоилось тело умершего царевича или царицы. Богатое изобразительное оформление стен этих гробниц иллюстрирует некоторые этапы путешествия умершего к вечной жизни и его встречу с богами.
В витринах нижнего зала представлены предметы, найденные в погребальных комнатах - личные вещи царицы : фрагменты одежды, обувь, ювелирные украшения, наборы косметики, кувшины для умывания, предметы туалета. Можно представить мелочи повседневной жизни и положение женщины- царственной особы той эпохи.
Кажется, что необычного? Прежде всего, возраст находок - то, через сколько тысяч лет пришли к нам эти вещи, подлинные, настоящие, когда-то из касалась рука той, что сейчас смотрит на нас каменными глазами.
От одной из каменных фигур - слияний богини и царицы - не отвести глаз.. Она юная и.. Вечная. И удивительно живая. Вы найдёте её в центре зала, на фото - справа, во втором ряду витрин, а профиль - на заглавном фото этой темы.
Статуя богини Мут - Новое царство, начало XIX династии (около 1292–1250 гг. до н. э.) Происхождение неизвестно.
Я долго возвращалась.
Так же как и к ним:
Большим фигурам, из разных пород камня, изображающих Фараона и Царицу в обличиях Богов.
Монументальные статуи из древних Фив иллюстрируют функции царя, являвшегося не только правителем страны, но и посредником между людьми и богами, и царицы
Особые экспонаты - 34 деревянные ушебти с именем царицы.
Ушебти - Мумиеобразные статуэтки, задача которых заключалась в том, чтобы заменять усопшего в загробном мире при выполнении тяжелого труда
На верхней галерее представлены разные варианты саркофагов , в основном из дерева, и то, что представляет особую ценность для египтологов мира - погребальные папирусы, "Книги Мертвых" и Книги Амдуат .
Книга мертвых - сборник изречений, позволяющих умершему пройти через мир иной и соединиться с Осирисом и блаженными духами
Книга Амдуат - важный погребальный текст, описывающий ночное путешествие Солнца и его победу над всеми опасностями; умерший, отождествляемый во время этого путешествия с Солнцем, побеждает своих врагов и становится бессмертным, как бог Ра.
Здесь же, на галерее, есть книга отзывов и пожеланий (где-то там и моё)), и, что гораздо более интересно - огромный каталог, «Нефертари и Долина цариц. Из коллекции Египетского музея в Турине» , изданный Эрмитажем специально к выставке. Это книга с фотографиями каждого экспоната и подробной информацией о нем, историей раскопок и реставрации.
Можно запомнить номер, а потом подойти и прочитать.
(Люди на галерее: слева на фото - каталог, справа - книга отзывов)
Отдельная часть экспозиции посвящена рабочим и мастерам, занимавшимся высечением и оформлением величественных скальных гробниц царей и цариц Египта Нового царства
Выставка открыта ежедневно в часы работы самого музея, но я рекомендую при возможности посещение в вечернее время, когда основной поток туристов и групп уходит.
Дополнительное время работы :
По вторникам и субботам с 18.15 до 21.00 отдельный вход, через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда (Миллионная, 37)
Стоимость билета – 200 рублей , без льгот
Посещение оставляет смутные и не самые светлые впечатления, желание перечитать что-то из истории - адаптированное детское, или мифы...
Мир Древнего Египта - самый тёмный из античной культуры. Он не был добр к живым людям, весь их путь от рождения готовил к смерти и тому, что будет после неё.
Их Боги так и не стали Людьми.
Благодарю за внимание к отзыву!