Второе народное. Второе народное ополчение. Воцарение Романовых. Последствия «смутного времени». Поход вверх по Волге
Второе народное или второе земское ополчение - возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами. Продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле - июле 1612 года. Состояло из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России. Руководители - Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 года с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой, а в октябре 1612 года - полностью освободило столицу от оккупации интервентами.
В специфических условиях Смутного времени земское освободительное движение приобретало различные организационные формы на землях, занятых крупными соединениями польско-литовских войск и в тех городах и уездах, которые выступили против пропольской политики московского правительства. Безусловно, фактор присутствия на значительной части русской территории отрядов иноземцев оказывал определяющее значение на характер и масштабы борьбы в этих местах с интервенцией и интервентами. Населяющие их русские люди шире использовали методы партизанской войны (тактику засад и налетов), сплачивались в отряды так называемых "шишей", военная организация которых напоминала казацкую. О действиях "шишей" против поляков сохранились любопытные сообщения в дневнике Самуила Маскевича, служившего в гарнизоне Кремля и принимавшего участие в походах интервентов за провиантом в Рогачево и на Волгу. "Москвитяне ("шиши". - В. В.) нас стерегли, - писал Маскевич, - узнав через лазутчиков, что товарищи разъехались в коло, и что мы стоим без стражи, они нагрянули на нас среди белого дня, частию на конях, частию на лыжах.". Ниже он добавляет: "Едва отошли мы на милю или на две от гетманского лагеря, напали на нас шиши и без труда одержали победу: ибо находившиеся при возах наших москвитяне тотчас передались к своим; а другие загородили путь повозками.".
В примечаниях Н.Г. Устрялова к этому изданию "Дневника" Самуила Маскевича о "шишах" сказано, что это - "вольница, не признающая ничьего начальства, кроме своих атаманов". Мнение это представляется ошибочным. "Шишами" становились в основном крестьяне разоренных поляками русских сел и деревень, испытывающие вполне понятную ненависть ко всякому иноземцу. Организация же повстанческих сил, подобная казачьей, была отличительной особенностью всех народных движений XVII века. Устрялов Н. Г.; «Дневник Маскевича 1594-1621»; интернет-статья.
Выборы царя
После взятия Москвы, русскими соправителями Пожарским и Трубецким было решено созвать представителей от городов (7 человек от каждого) для выбора нового царя. В январе 1613 года съехались выборные ото всех сословий, даже крестьян.
Вопрос о выборе государя из числа иностранных правителей был решён отрицательно. Однако и ни один из русских кандидатов сразу не встретил единогласной поддержки. Выставлено было четыре кандидата: Василий Иванович Шуйский, Иван Михайлович Воротынский, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и Михаил Фёдорович Романов. Современники обвиняли Пожарского, что и он сильно агитировал в свою пользу.
Выборы были очень бурные. Сохранилось предание, что патриарх Филарет требовал ограничительных условий для нового царя и указывал на своего сына как на самого подходящего кандидата. Выбран был действительно Михаил Фёдорович, и несомненно, ему были предложены те ограничительные условия, о которых писал Филарет: "Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах". Козляков В. Н.: «Михаил Федорович»; интернет-статья.
Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.
"В то время мало кто видел в молодом стольнике будущего царя. После низложения в 1610 году царя Василия Шуйского претендентов на царский трон оказалось слишком много. Кроме королевича Владислава (в пользу которого, как мы помним, выступал и отец Михаила митрополит ростовский и ярославский Филарет), имелся еще шведский королевич Карл-Филипп, поддержанный самим князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским "советом всея земли" в Ярославле в 1612 году. Неугомонный вождь казаков Иван Заруцкий действовал от имени сына Марины Мнишек - "царевича" Ивана Дмитриевича, или "Воренка", как его называли в официальных документах. Члены Боярской думы не прочь были повторить попытки воцарения, удавшиеся Борису Годунову и князю Василию Шуйскому. Самым реальным русским кандидатом казался боярин князь Василий
Васильевич Голицын, но он был задержан в Речи Посполитой. В его отсутствие шансы на царство появлялись у многих бояр, особенно тех, кто не был скомпрометирован сотрудничеством с представителями польского короля в Москве, - например, у одного из вождей земского ополчения боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого." После избрания царя на Руси все еще продолжались попытки захватить власть: недовольство атамана Заруцкого выбранный царем, попытки Шведов организовать нападение на Москву, мятеж казаков и д. р.
С самого начала 1611 года является движение, которое окончательно вывело государство из разрухи. Оно возникло в уездных, посадских и волостных мирах (общинах) Севера, привычных к самостоятельности и самоуправлению. Эти общины, получившие уездные и земские учреждения 16 века, более широкую организацию и приобщение к задачам государства управления, сами строили свой быт, разрабатывали свои внутренние отношения и даже ведали обороной от врагов, содержа казаков и даточных людей, которых меж себя набирали, под весьма мягким руководством и воздействием центральной власти.
Историческая справка
Не затронутые развитием служилого землевладения города и области Севера были свободными от резкого сословного расчленение населения. Там не было сильного разделения на богатых и бедных, поэтому они были социально сплоченной силой. Зажиточные и энергичное население городов поморских пробудилась к борьбе с переустройством земли и обороны государства, как только столкнулося с озарением от воровских шаек Тушинского вора.
То есть эти силы были патриотические, только нужно помнить, что в истории идеализма бывает очень мало. При том, что среди этих людей было много искренне православных и патриотических, ясно было совершенно, что хозяйничание поляков в Москве, ослабление государственной власти - ведет их к материальным убыткам, ломает им торговлю. То есть у них был не только национально-классовый, но и материальный интерес, чтобы вышибить поляков из Москвы, и чтобы в Москве была сильная Центральная власть. Строго говоря, первая волна этого движения возникла еще в 1609 году, и объективно ее лидером мог бы стать Скопин-Шуйский. Но в 1609 году ситуация была еще слишком запутанной. А вот в 1610 году ситуация изменилась.
Первое Земское ополчение
Возникло так называемое первое Земское ополчение. Его возглавили братья Липуновы (Прокопий и Захар), а также Иван Заруцкий, который когда-то был за Тушинцев, и князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (так называемый триумвират). Всё это были авантюристы, но это нормальная черта для Смутного времени в России. Именно такие Люди и выходят на первый план во время Смуты.
В это время поляки находятся в Кремле. В марте 1611 года первое ополчение во главе с триумвиратом стало штурмовать Москву, чтобы выбить оттуда поляков. Взять город не удалось, но блокада Кремля продолжалась. Поляки дошли до трупоедства. Почему оно приняло весьма организованный характер. Если умирает человек в одной роте - его едят только представители этой роты. Это был действительно ужас.
Но поляки держались. Кстати, во время этого восстания поляки подожгли город, и Москва почти вся сгорела. И здесь начинается конфликт между казаками и дворянами, потому что Липуновы были предводителями дворянской части, а Заруцкий и особенно Трубецкой - казаков. Это использовали поляки. Они подбросили письмо, по которому якобы Липунов собирался войти с поляками в какое-то соглашение. Казаки поверили этому и Липунова убили. После гибели Липунова дворянская часть ушла, и казаки остались одни. Между тем в Пскове объявился очередной Царевич Дмитрий. Правда, все знали, что никакой это не Дмитрий, а Сидорко из местных. Но Трубецкой его признал. В некоторых областях целовали крест Марине Мнишек и ее сыну, которого официальные власти называли "Воренком", то есть сыном вора. Считалось что он сын Лжедмитрия 2, но на самом деле он был сыном Ивана Заруцкого. В этих условиях в провинции начался новый этап Земского движения.
Второе Земское ополчение
Возникло второе Земское ополчение во главе с Кузьмой Мининым, который сначала просто собрал средства и была снаряжена прежде всего пехота, но нужен был военный предводитель. Военным предводителем стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который происходил из князей Стародубских. То есть он был потомком Всеволода Большое Гнездо. И у него были более чем серьезные основания сесть на русский трон.
Собственно второе ополчение на Москву шло под гербом князя Пожарского. Другое дело, что Пожарскому не удалось стать русским царем, а Романовы потом сделали всё, чтобы его оболгать и никогда не обращать внимания на то, что гербом второго ополчения был герб Пожарского. То есть второе ополчение шло для того, чтобы посадить на трон именно Пожарского. Но это не входило в планы Романовых. Движение во главе со вторым ополчением охватило все Поволжье и всё это войско пришло в Ярославль, где они находились 4 месяца. В Ярославле были созданы альтернативные органы управления. Здесь были собраны средства, и был созван собор Всея Земли. Этот Собор стал временным правительством. Были учреждены временные приказы. В Ярославль прибыло посольство из Новгорода, которое предложило звать на царство шведского королевича Карла Филиппа. Хитрые купцы в Ярославле ничего и никому не отказывали. Они просто тянули время, давая туманные обещания.
В это время Заруцкий и Трубецкой объявляют Минима и Пожарского мятежниками. Кроме того между самим Трубецким и Заруцким происходит конфликт. Заруцкий забирает Марину Мнишек и уходит сначала в Калугу, а потом на юг. В 1614 году он будет захвачен на Яике и посажен на кол, а его сына повесят. То есть царствования Романовых началось с убиения ребенка. И вот это вот историческая симметрия... Когда говорят о том, что жалеют в царевиче Алексее, которого расстреляли большевики в 1918 году, забывают, что в этом есть какая-то историческая симметрия. Романовы начали свое правление с убийства ребенка, потому что этому ребенку, сыну Марины Мнишек, многие целовали крест, как возможному наследнику престола. И это как бы бумерангом историческим вернулась через много-много лет. Саму Марину не то утопили, не то задушили, но она тоже в 1614 году исчезает.
Изгнание поляков из Москвы
Но вернемся к текущим событиям. В Москве остался Трубецкой, который послал наемных убийц к Минину и Пожарскому, чтобы они убили по крайней мере Пожарского. Из этого ничего не вышло и в августе 1612 года ополчение во главе с Мининым и Пожарским подошло к Москве. В Москве ситуация такая: поляки сидят в Кремля, Трубецкой со своими казаками тоже сидит в Москве (но не в Кремле). Минин и Пожарский приходят в Москву, но на выручку полякам идет гетман Ходкевич. Встречаются гетман Ходкевич и ополчение Минина и Пожарского около Крымского брода (там где сейчас Крымский мост). Тогда там моста не было был брод. И вот они стоят друг на против друга. 22 августа случился первый бой (он больше был разведовательным), а 24 августа развернулось главное сражение. Русская конница не выдержала удара, но Нижегородская пехота спасла положение.
Поляки стали перестраиваться для следующей атаки, и Пожарский объяснил Минину, что ополченцы не выдержат второго удара. Тогда Пожарский обратился к Трубецкому за помощью. Но Трубецкой отказал, потому что казаки сильно ненавидели всех у кого было или могли быть хоть немного лучшее материальное положение. И тогда схитрил Минин... Началось сражение, успех стал клониться на сторону поляков, и тогда Минин решил дело. Он послал казакам Трубецкого гонца с обещанием, что если казаки помогут и ударят во фланг, то весь обоз Ходкевича будет их. Для казаков это всё решило (обоз – святое дело). Казаки ударили во фланг, гетман Ходкевич был разбит и в результате казаки въехали в русскую историю с обозом. Забегая вперед - казаки на возу и выйдут из русской истории.
Формирование ополчения
Замечание 1
В июне $1611$ года после полутора лет осады пал Смоленск. После этого Сигизмунд III заявил о намерении занять русский трон. Одновременно с поляками активнее стали действовать и шведы – заняли $16$ июля Новгород, власти города признали претензии на трон сына Карла IX Карла-Филиппа .
В это же время в Первом ополчении произошел окончательный разлад. В июле был убит в казацком стане Прокопий Ляпунов . После этого многие дворяне отъехали из лагеря. У Трубецкого и Заруцкого сил на борьбу с поляками не хватало.
В этих условиях города вновь начинают самоорганизацию. Староста Нижегородского посада Кузьма Минин осенью $1611$ года начал сбор средств на формирование отряда. Воеводой отряда стал князь Пожарский Д.М. , участвовавший в Московском восстании весной $1611$ года. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский стали руководителями нового Совета всей земли .
Ярославль
Из Нижнего Новгорода в конце февраля $1612$ года ополчение поднялось по Волге. В течение $4 $месяцев оно простояло в Ярославле, занимаясь организационными вопросами. Второе ополчение учло промахи Первого, поэтому внимательно относилось к переговорам и установлению связей, хотя с казаками это выходило трудно.
В это же время Иван Заруцкий покинул подмосковный лагерь и отошел в Калугу, где встал на сторону Марины Мнишек и ее сына от второго самозванца, Ивана Дмитриевича, прозванного «Воренком».
Взаимоотношения Первого и Второго ополчений
Сложные отношения Первого и Второго ополчений обострились летом $1612$ года. Ярославский Совет всей земли стремился расширить свою территорию, поэтому напали на казацкие отряды Просовецкого и Толстого .
Первое ополчение присягнуло «псковскому вору» – Лжедмитрию III , однако его руководители стояли на иных позициях. Вслед за Заруцким отдельно начал действовать Трубецкой – пошел на переговоры с Мининым и Пожарским.
Тем временем во Пскове люди Заруцкого нейтрализовали третьего самозванца. Он был повешен после воцарения Михаила Романова.
Переговоры с Мининым и Пожарским не удались, так как Ярославский Совет всей земли выдвинул много условий:
- Основное – признание Карла-Филиппа
- Присяга на союз со Вторым ополчением
- Выдача Марины Мнишек и «воренка»
Освобождение Москвы
Тем не менее, Второе ополчение в конце июля двинулось к Москве, так как к столице приближалось большое войско гетмана Ходкевича . Подойдя к Москве, ополчение не соединилось с казаками Трубецкого, однако биться с Ходкевичем пришлось вместе. В результате, победа над гетманом в конце августа $1612$ года стала возможной только после объединения сил.
Окончательное слияние ополчений произошло в октябре $1612$ года после выпуска грамот по городам Трубецким и Пожарским, в которых они уведомляли о прекращении трений. Сформировалось коалиционное Земское правительство , объединившее участников обоих ополчений. Объединенное ополчение продолжало поддерживать в качестве претендента на трон Карла-Филиппа. Вероятно, руководство ополчения считало, что только сторонний правитель способен был остановить Смуту, в то время как московское боярство непременно бы углубило кризис.
После объединения ополчений победа была близкой. Дело в том, что поляки рассчитывали на помощь короля, сделавшего громкое заявление о стремлении занять русский престол. Но Сигизмунд III не пришел на помощь, потому что столкнулся со своими трудностями: королю начала противостоять шляхта, опасаясь его излишнего усиления за счет Москвы. $22$ октября отряды взяли Китай-город. $26$ октября сдались поляки, сидевшие в Кремле. Ополчение вступило в Москву $27$ октября.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО
«Алтайский государственный профессионально-педагогический
колледж»
Группа
№ 371
Специальность 27003 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
«Оценка технического состояния промышленных и общественных зданий»
Шифр _______
Контрольная работа
по истории по теме:
« Второе
народное ополчение »
Вариант № 3-8 cтудента III курса
Кузнецова Ильи Леонидовича
Дата отправки в колледж Место работы, занимаемая
Должность и адрес:
Дата регистрации работы ОАО «Алтайгазпром»,
Косихинский участок
Управления эксплуатацией,
Диспетчер;
С. Косиха, ул. Озерная, д. 21.
Содержание:
1. Предпосылки создания второго ополчения . Стр. 3-5
1.1 Бедственная ситуация в Нижегородском крае . Стр. 3-4
1.2 Развал Первого ополчения . Стр. 4-5
2. Роль Кузьмы Минина в организации второго ополчения . Стр. 5-6
3. Военачальник второго ополчения князь Пожарский . Стр. 6-7
4. Начало организации второго ополчения . Стр. 7-8
5. Поход второго ополчения . Стр. 8-10
6. Выступление из Ярославля . Стр. 10
7. Очищение Москвы . Стр. 10-12
8. Список использованной литературы. Стр. 13
Бедственная ситуация в Нижегородском крае
В 1605 г. умер русский Царь Борис Годунов, для России начался трагический период ее истории, получивший название «Смутного времени». Русский народ боролся против польских и шведских захватчиков и изменников-бояр за сохранение русской государственности.
Русское государство пришло в полное запустение и беспорядок. В Москве, в Кремле, сидели поляки. По всей стране бродили банды вооруженных людей - поляки, шведы, украинские казаки. Центральная власть фактически отсутствовала. На русском престоле непрерывно сменялись цари, многие земли - смоленские, северские, новгородские, псковские - оказались захваченными иноземцами.
После убийства в мае 1606 года Лжедмитрия I и воцарения Василия Шуйского по России пошли гулять новые слухи о скором пришествии второго самозванца , якобы спасшегося Лжедмитрия I. В конце 1606 года в Нижегородском уезде и смежных с ним уездах появились крупные шайки, которые занимались грабежами и бесчинствами: жгли селения, деревни, грабили жителей и насильно угоняли их в свои таборы. Эта так называемая «вольница» зимой 1607 года заняла Алатырь , утопив в реке Суре алатырского воеводу Сабурова, и Арзамас , устроив в нем свою базу.
Узнав о бедственном положении в Нижегородском крае, царь Василий Шуйский направил для освобождения Арзамаса и других городов, занятых мятежниками, своих воевод с войсками. Один из них, князь И.М. Воротынский , разбил отряды мятежников около Арзамаса, взял город и очистил прилегающие к Арзамасу районы от скопищ вольницы.
С приходом на русскую землю Лжедмитрия II поутихшая вольница опять активизировалась, тем более что на сторону нового самозванца перешла часть бояр московского и уездного дворянства и детей боярских . Взбунтовались мордва , чуваши и черемисы . Многие города тоже перешли на сторону самозванца и пытались склонить к этому и Нижний Новгород. Но Нижний твердо стоял на стороне царя Шуйского и своей присяге ему не изменил. Более того, когда в конце 1608 года жители города Балахны , изменив присяге царю Шуйскому, напали на Нижний Новгород (2 декабря), воевода А.С. Алябьев по приговору нижегородцев ударил по балахонцам, отогнал их от города и 3 декабря после ожесточенного боя занял Балахну. Руководители мятежников Тимофей Таскаев, Кухтин, Суровцев, Редриков, Лука Синий, Семен Долгий, Иван Гриденьков и изменник, балахнинский воевода Голенищев , были захвачены в плен и повешены. Алябьев, едва успев вернуться в Нижний, снова вступил в борьбу с новым отрядом мятежников, напавшим на город 5 декабря. Разбив и этот отряд, он затем овладел гнездом мятежников Ворсмой , сжег ее и снова поразил мятежников у Павловского острога , захватив много пленных.
В начале января 1609 года на Нижний напали войска Лжедмитрия II под начальством воевод князя С.Ю. Вяземского и Тимофея Лазарева . Вяземский послал нижегородцам письмо, в котором писал, что если город не сдается, то все горожане будут истреблены, а город сожжен дотла.
Нижегородцы ответа не дали, а решились сделать вылазку, несмотря на то, что у Вяземского войск было больше. Благодаря внезапности нападения войска Вяземского и Лазарева были разбиты, а сами они были взяты в плен и приговорены к повешению. Затем Алябьев освободил от мятежников Муром , где остался в качестве царского воеводы, и Владимир . Успехи Алябьева имели важные последствия, так как вселили в людей веру в успешную борьбу против Самозванца и иноземных захватчиков. Ряд городов, уездов и волостей отрешились от Самозванца и стали объединяться в борьбе за освобождение России.
Развал Первого ополчения
Подъем национально-освободительного движения в 1611 году вылился в создание первого народного ополчения , его действия и мартовское восстание москвичей, возглавленное зарайским воеводой князем Дмитрием Михайловичем Пожарским .
Для справки : Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 - 20 апреля 1642) - князь, деятель Смутного времени. Пожарский происходил из стародубских князей суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к так называемым «захудалым» княжеским родам, то есть не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена. С 1602 г. он служил стольником при Борисе Годунове. В 1610г. был назначен воеводой в Зарайск. Пожарский не был замешан ни в каких связях с самозванцами и поляками, и это делало его человеком, вокруг которого могли собраться истинные патриоты Отечества.
Неудача первого ополчения не ослабила этот подъем, а наоборот, усилила его. Многие из первых ополченцев уже имели опыт борьбы с интервентами. Имели этот опыт и жители городов, уездов и волостей, не покорившихся самозванцам и интервентам. И неслучайно, в связи с вышесказанным, что оплотом дальнейшей национально-освободительной борьбы русского народа за свою независимость и форпостом создания второго народного ополчения становится именно Нижний Новгород.
Нижний Новгород по своему стратегическому положению, экономическому и политическому значению был одним из ключевых пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город стал инициатором всенародного патриотического движения, охватившего Верхнее и Среднее Поволжье и соседние области страны. Следует отметить, что нижегородцы включились в освободительную борьбу еще за несколько лет до образования второго ополчения.
Инициатива организации Второго народного ополчения исходила от ремесленно-торговых людей Нижнего Новгорода , важного хозяйственного и административного центра на Средней Волге . В Нижегородском уезде проживало в то время около 150 тысяч человек мужского пола, имелось до 30 тысяч дворов в 600 селениях. В самом Нижнем имелось порядка 3,5 тысяч жителей мужского пола, из них около 2-2,5 тысяч посадских людей .
Летом 1611 года в стране царила неразбериха. В Москве всеми делами вершили поляки, а бояре - правители из «Семибоярщины» , рассылали в города, уезды и волости грамоты с призывами о присяге польскому королевичу Владиславу . Патриарх Гермоген , будучи в заключении, выступал за объединение освободительных сил страны, наказывая не подчиняться распоряжениям военачальников подмосковных казацких полков князя Д.Т. Трубецкого и атамана И.М. Заруцкого . Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий , наоборот, призывал всех объединяться вокруг Трубецкого и Заруцкого.
Вот в это время в Нижнем Новгороде и возник новый подъем патриотического движения, имевшего уже свою традицию и снова нашедшего опору в посадских и служилых людях и местном крестьянстве. Мощным импульсом этому народному движению послужила грамота патриарха Гермогена, полученная нижегородцами 25 августа 1611 года. Неустрашимый старец из темницы Чудова монастыря взывал к нижегородцам постоять за святое дело по освобождению Руси от иноземных захватчиков.
Роль Кузьмы Минина в организации второго ополчения
Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин , избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы , духовенство и служилые люди .
Для справки : Кузьма Минин (полное имя - Кузьма Минич Захарьев Сухорукий) - деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей Земского ополчения 1611-1612. Кузьма Минин был простым посадским человеком, занимался продажей скота. В его сердце отозвались боль и страдания русских людей, вызванные поруганием Отечества. Подробности о его деятельности становятся известными только с 1611, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена или от Троицкой лавры (в точности неизвестно). Минин был избран старшим по организации нижегородского ополчения. Он «железной рукой» провел сбор средств на нужды ополчения (с каждого хозяйства вносилось 20% его стоимости) и организовал желающих участвовать в походе на Москву. После прочтения ее убеждал народ «стать за веру» протопоп Савва, но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
Версия 81649122 страницы «Второе народное ополчение» не существует.
Напишите отзыв о статье "Второе народное ополчение"
Отрывок, характеризующий Второе народное ополчение
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.
Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.
На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.
Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.
Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.