Умственная деятельность. Умственная работа
Введение............................................................................................ 2
Глава I. Интеллектуальные функции мозга..................................... 4
1.1. Внимание.................................................................................. 4
1.1.1. Определение внимания...................................................... 4
1.1.2. Физиологические основы внимания.................................. 5
1.1.3. Виды внимания.................................................................. 6
1.1.4. Основные свойства внимания............................................
1.2. Память...................................................................................... 9
1.2.1. Определение памяти.......................................................... 9
1.2.2. Виды памяти.................................................................... 10
1.2.3. Механизмы памяти.......................................................... 12
1.3. Научение и его виды.............................................................. 13
1.3.1. Адаптация и научение..................................................... 13
1.3.2. Формы процессов научения............................................ 14
1.4. Мышление.............................................................................. 16
1.4.1. Общее понятие о мышлении............................................ 16
1.4.2. Виды мышления и его формы, мыслительные операции. 17
1.5. Речь........................................................................................ 19
Глава II.Тренировка интеллектуальных функций мозга............... 21
2.1. Развитие внимания................................................................. 21
2.2. Развитие памяти..................................................................... 22
Заключение...................................................................................... 24
Список использованной литературы............................................. 25
У человека на различных ступенях исторического и индивидуального развития психика имеет разное содержание и структуру: на ранних начальных ступенях познавательная сторона психики носит чувственный характер, она выступает в виде ощущения и чувственного восприятия; первичный акт человеческой деятельности имеет преимущественно чувственно-практический характер. На высших ступенях развития в познавательной стороне психики все больший удельный вес приобретают интеллектуальные моменты, сначала относительно элементарные, непосредственно вплетенные в ткань материальной практической деятельности; затем их нее выделяется, приобретая относительную самостоятельность, идеальная, теоретическая деятельность. Однако, при этом всякий акт конкретной деятельности всегда включает единство познавательных и воздейственных моментов, и на высших ступенях познание становится все более действенным, а действие все более сознательным.
Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа. Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области.
Развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций. Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь, явилась существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий, поэтому главным является вопрос о взаимоотношении психики человека и коры больших полушарий, конкретизируемый в науке как вопрос о функциональной локализации или локализации психических функций в коре головного мозга.
К познавательной сфере личности можно отнести внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение. К индивидуальным же проявлениям и особенностям личности относятся воля, чувства, темперамент, характер, способности каждого человека.
Задачей психологии как науки является изучение этих психических явлений, так как это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики .
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Под направленностью понимают прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный(преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).
Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего, не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
С сосредоточенностью связана интенсивность или напряженность внимания. Колебания внимания по интенсивности могут быть оценены электроэнцефалографическим методом (ЭЭГ – методом). Разным степеням напряжения внимания соответствуют различные кривые ЭЭГ. Чем больше интерес к деятельности (чем больше осознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем менее она знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует также отметить, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов .
Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов – торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. При внимании в поле ясного осознавания выделяется предмет (объект) из множества других предметов, окружающих человека, а другие предметы представляют собой общий фон восприятия. Физиологически это значит, что возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие, действует установленный Ч.Шеррингтоном и широко использованный И.П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающий в одних участках коры головного мозга, вызывают процессы торможения других участков мозга. Образовавшийся центр возбуждения доминирует (преобладает) над всеми другими, и его называют доминантой (или оптимальным очагом возбуждения). Этим создаются такие условия, при которых устраняется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга. Очаг оптимального возбуждения перемещается по коре головного, что создает условия для лучшего познания и изучения предмета .
Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А.А.Ухтомским. Понятие "доминанта" обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания.
Говоря о физиологических механизмах активного внимания следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования, эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1 –2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют .
Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы иерархически зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.
В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное(преднамеренное) внимание. Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели, называется непроизвольным. Это наиболее простое и генетически исходное, называемое также пассивным или вынужденным вниманием. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности и неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности.
Умственная деятельность (как и мышечная) - это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга.
Умственная деятельность, включающая в себя процесс моделирования, развивается на основе функционирования и взаимодействия трех образований коры головного мозга: сенсорного, нейронного и оперативного полей коры мозга. Закономерности функционирования указанных образований мозга отражаются на моделирующей деятельности человека. Это значит, что в процессе построения новой модели проявляются особенности функционирования оперативного поля, различная скорость и полнота проявления информации, хранившейся в следах памяти различной прочности, а также состояние последействия, которое возникает в - корковых следах, охваченных умственными операциями.
Умственная деятельность, - из этого исходит Пиаже, - не является всецело деятельностью логической.
Направленно-организованная умственная деятельность в процессе поиска оптимального решения позволяет отчетливо видеть ход решения поставленной задачи, анализировать данные в связях и отношениях, организовывать свои действия исходя из существа задачи.
Целенаправленная умственная деятельность по 11 часов в день является весьма напряженной и, конечно, утомительной. Но, во-первых, утомление от умственной активности, если оно не чрезмерно, - нормально, как и всякое утомление от работы. Во-вторых, современные общие и специальные требования к специалисту настолько велики, что едва хватает и этих 11 часов напряженной ежедневной работы.
Умственная деятельность конструктора не позволяет нормировщику быть свидетелем возникновения, развития и созревания конструкторского замысла. Он может лишь зафиксировать время, потребовавшееся конструктору для реализации того или иного замысла в чертежах, причем в каждом отдельном случае - разное.
Умственная деятельность машиниста непосредственно включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Для него характерна высокая работоспособность, сопротивление усталости в условиях трассы при определенной физической нагрузке и заданном темпе работы.
Умственная деятельность машиниста непосредственно связана с его трудовыми действиями. У него должно быть хорошо развито практическое оперативное мышление для самостоятельного решения различных технологических задач.
Умственная деятельность машиниста крана-трубоукладчика непосредственно связана с его практическими действиями.
Умственная деятельность операторов разных профессий различна по составу и структуре. В типичных ЧМС нефтегазодобывающего производства оператор выполняет перечисленные виды умственной деятельности с разной интенсивностью, при разных затратах времени, информации, энергии.
Для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков коры головного мозга и одновременное торможение других, рядом расположенных участков. Сильные чувства связаны с высоким уровнем возбуждения подкорковых центров. Импульсы из подкорки бомбардируют кору мозга, приводя к ее разлитому возбуждению, и интеллектуальная деятельность ухудшается. Такова нейрофизиологическая основа закона Еркеса - Додсона.
Особенности умственной деятельности в руководящем коллективе определяют и особенности психологического климата в нем.
При умственной деятельности на фоне шума происходит снижение темпа работы, ее качества и производительности.
Логичность умственной деятельности руководителя характеризуется последовательностью в его изложении мыслей и концентрацией ума на четко определенном предмете или явлении.
Рассматривая умственную деятельность человека, направленную на восприятие и переработку информации, необходимо ознакомиться с основными структурными образованиями головного мозга, без которых невозможно понять психический процесс.
Как протекает умственная деятельность учащегося в условиях выбора ответа: ограничена ли она альтернативным рядом или альтернативный ряд для нее является лишь контрольной матрицей. Другими словами, занят ли учащийся только прямым выбором ответа из наличной серии или сначала осмысливает самостоятельно задачу, конструирует в уме свой ответ и лишь затем, сопоставляя его с альтернативами, делает выбор.
В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга, в которых возрастает кроваток и потребление кислорода; при увеличении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастает интенсивность обменных процессов.
Это разновидность умственной деятельности, связанная с умозрением и построением теорий. Теория всегда включала в себя момент, связанный с воображением, который может затем осмысливаться, дополняться. Научная теория отличается от чистого умозрения: она стремится собрать все подтверждающие ее опытные данные, тогда как умозрение может обойтись и без такого рода оснований, удовлетворяясь формальной аргументацией.
Выделенные акты умственной деятельности неоднозначны по сложности исполнения.
Весь период активной умственной деятельности у здоровых людей при II типе реактивности сосудов сопровождается однонаправленными изменениями величин, что позволяет предположить доминирование миогенного компонента в регуляции церебрального кровообращения у этих лиц. Адекватность I типа реактивности подтверждается еще и тем, что за рабочий период суммарное кровенаполнение головного мозга не снижалось ниже исходного уровня.
Оптимальная продолжительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет всего 40 - 45 мин. Поэтому спустя 40 - 60 мин у участников совещания ослабляется внимание: возникают шум, лишние движения, разговоры. Если и дальше продолжать совещание без перерыва, то у большинства участников наступает утомление. После 30 - 40-минутного перерыва у присутствующих улучшается самочувствие, восстанавливается их нормальное состояние и обсуждение проблем можно продолжить.
Обозревая круг литературной и умственной деятельности царя Ивана Васильевича, мы считаем не излишним коснуться и его препирательства с Антонием Поссевином, тем более, многие что но этому поводу готовы изумляться уму, остроумию и сведениям московского государя.
Бесмысленно стимулировать умственную деятельность человека, который по профессиональной подготовке, квалификации и по другим качествам не способен к данному виду деятельности.
ТВОРЧЕСТВО - это умственная деятельность (труд), в процессе которой создаются по замыслу новые ценности, новые открытия, изобретения, установление неизвестных наук, фактов, создание новой, ценной для человечества информации - произведения науки, литературы, искусства, технические решения.
Отметим, что сложная умственная деятельность не всегда может делиться на простые операции, элементарные акты. В процессе труда часто невозможно выделить промежуточные точки между входом и выходом, оценить соотношения между необходимой и избыточной информацией, между полезными сигналами и шумом. Все это исключает возможность расчленения информационной деятельности человека в типичных биотехнических системах и комплексах, ее эффективного научно обоснованного эргономического нормирования. Одна из основополагающих задач прикладных эргономических исследований, выполняемых в нефтяной и газовой промышленности, состоит в том, чтобы устранить этот пробел.
Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
В третий период умственной деятельности (III), когда испытуемые устали от работы, связанной с освоением нового материала, частота биопотенциалов мозга снижается до минимума. На фоне низкой частоты отмечается определенное ее возрастание в вышеописанные периоды умственной работы. Этот рост частоты невелик по сравнению с первыми двумя периодами освоения нового материала. В процессе воспроизведения материала наблюдается несколько большая частота биопотенциалов по сравнению с освоением материала.
Всемерно содействует активизации умственной деятельности и повышению настроения студентов на занятиях учет их познавательных интересов преподавателями. Герцен, вспоминая свои занятия в Московском университете, писал, что в аудитории одинаковость стремлений, интересов идет вперед, во имя их люди встречаются там.
Рассмотрим подробнее механизмы умственной деятельности. При умственном труде мозг - это не только регулирующий, но и работающий орган. Поэтому влияние интеллектуальных нагрузок сказывается прежде всего на функциональном состоянии центральной нервной системы.
Во всех случаях умственной деятельности основным является участие нервной системы, ее центральных отделов.
Концепт есть результат умственной деятельности человека, отражающий некоторый конкретный или абстрактный объект реального мира. Сами понятия концепта, концептуального анализа, концептуального моделирования также являются концептами по этому определению. Определение концепта может быть представлено на лингвистическом уровне языковыми конструкциями: термом (именем) концепта, предикатом связи концептов и предложением.
Для создателя продукта умственной деятельности копирайт - это в основном право на признание как автора произведения и право извлекать из него прибыль путем получения в течение определенного периода доходов, которые приносит это произведение. Защита копирайта, в общем, предполагает, что использование кем-либо произведений или некоторые связанные с этим действия незаконны, за исключением тех случаев, когда имеется разрешение автора или владельца копирайта.
Во всех областях умственной деятельности людей существует чрезвычайно большое количество разнообразных процессов, которые выполняются по строго определенным правилам. Так, например, в банковском деле или в статистике обработка поступающих материалов и их анализ производятся по строго определенным правилам, которые могут быть описаны в виде алгоритма.
Психологи свидетельствуют, что умственная деятельность активизируется, когда человек сталкивается с каким-либо затруднением, поскольку для его преодоления нужны определенные усилия. Ум человека оттого и становится острей, изощренней, что ему без конца приходится сталкиваться со множеством затруднении, проблем и необходимостью решать их.
ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА - умственная деятельность, направленная на уяснение содержания правовой нормы; соотношение между истолкованием правовой нормы и буквальным смыслом ее текста; акты государственных органов и высказывания отдельных лиц, преследующие цель разъяснения содержании правовой нормы.
Если предположить, что умственная деятельность человека - как осознанная, так и нет - это всего лишь выполнение очень сложного алгоритма, то сразу же возникает вопрос: а как, собственно, мог возникнуть такой в высшей степени эффективный алгоритм.
Наряду с этими качествами умственная деятельность руководителя характеризуется и некоторыми другими, которые в значительно большей степени связаны с его личностью. Это прежде всего формирование марксистско-ленинского мировоззрения, что позволяет руководителю организовать в стройную систему и самым целесообразным методом использовать накопленные знания и опыт, то есть дать ему возможность мыслить диалектически.
Эмоциональные процессы участвуют в умственной деятельности как система, поддерживающая определенную психическую активность по информационному показателю. Например, возникают отрицательные эмоции, когда поставленный вопрос не получил ожидаемого решения, и положительные эмоции, когда такой вопрос успешно решается или появляется возможность его решения. Эмоциональные процессы в этих случаях выступают как система, подкрепляющая психический процесс. Переключение внимания на другие вопросы не снимает эмоциональной возбудимости с предыдущего вопроса. Вопрос, поддерживаемый эмоциональным процессом, легко возбуждается, благодаря чему периодически попадает в оперативное поле мозга.
Наличие позиционного эффекта в умственной деятельности обусловлено участием в ней оперативного поля мозга. Чем больше психическая деятельность связана с работой оперативного поля мозга, тем больше ей присуща цикличность, а в ее работе лучше выражен позиционный эффект.
Большинство наших представлений об умственной деятельности неверны и будут со временем заменены более совершенными теориями.
Этот уровень относится к умственной деятельности: в этих процессах отражаются общие и существенные связи между явлениями, их закономерности. На этом уровне обеспечивается возможность предвидения хода событий, процессов и планирование деятельности в целом.
В то же время умственной деятельности часто сопутствуют эмоции при постановке задач, ожидании результатов, сопоставлении прогнозируемых и реальных результатов труда. Эмоции порождаются вследствие споров, критики или защиты концепций, взаимоотношений с другими членами коллектива, самооценки целесообразности своего труда и тд. Являясь сильным стимулом всех процессов организма (эндокринных, гуморальных, нервно-мышечных), эмоции при отсутствии двигательной активности могут вызывать стрессовые состояния и вследствие этого заболевания внутренних органов, неврозы и тд.
Деловая игра мобилизует резервы умственной деятельности, так как, с одной стороны, усиливает познавательно-оценочное восприятие информации, а с другой - восполняет пробелы в имеющейся информации за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры. Это расширяет диапазон мышления, так как студент учится не только видеть место, где произошел сбой или ошибка, но и понимать, почему они произошли, какие последствия за собой влекут.
АСУ является средством автоматизации умственной деятельности людей. Это сложные процессы, проектирование которых подчинено ряду особенностей. Большое значение при этом имеет порядок использования памяти. Удачные классификация и размещение информации в памяти системы способствуют лучшему использованию техники и ее постоянному функционированию.
Использование мыслительных задач стимулирует умственную деятельность обучаемых, способствует выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и убедительной системы аргументации.
Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.
Быстрота мыслительного процесса обеспечивает продуктивность умственной деятельности.
Психология рассматривает память как свойство умственной деятельности сохранять и воспроизводить то, что было в сознании. Для прочного и сознательного приобретения знаний требуется их осознанное запоминание, в основе которого находятся: возникновение временных нервных связей, их сохранение и воспроизведение. Эти связи возникают на основе сигналов отражения действительности, они закрепляются и сохраняются на более или менее длительное время.
Психология рассматривает память как свойство умственной деятельности сохранять и воспроизводить то, что было в сознании. Формирование и развитие памяти человека физиология высшей нервной деятельности объясняет взаимосвязью первой и второй сигнальных систем как соединение непосредственного опыта, впечатлений с обобщенным, отвлеченным понятием, включая логиче ское мышление и фантазию. Для прочного приобретения знаний требуется их осознанное запоминание, в основе которого находятся: возникновение временных нервных связей, их сохранение vt воспроизведение. Эти связи возникают на основе сигналов отражения действительности, они закрепляются и сохраняются на более-или менее длительное время.
Осознаваемая умственная деятельность - (conscious mind). To, что находится на первом плане нашего сознания, то, о чем мы думаем в любой данный момент времени … Психология развития. Словарь по книге
Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 … Википедия
деятельность внутренняя - всякая умственная работа не обязательно собственно мыслительный процесс, но и мысленное воспроизведение предстоящих действий, планирование. Оно имеет очень важную функцию: действия внутренние подготовляют действия внешние и экономизуют усилия по… … Большая психологическая энциклопедия
Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь улу … Википедия
У. п. можно определить как состояние сниженной познавательной активности, в к ром индивидуум обрабатывает сигналы из окружающей среды достаточно автоматически, не принимая во внимание новые (или просто иные) аспекты этих сигналов. У. а., в… … Психологическая энциклопедия
УМСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - определенная манера мыслить, умение логически включать свои умственные способности в профессиональную деятельность … Профессиональное образование. Словарь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С… … Современный философский словарь
Понятие «интеллект» (от лат. Intellectus - разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта Создатели первых интеллектуальных тестов А.Биге, Т Симон и Д. Векслер полагали, что человека, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающей среде, к обстоятельствам жизни.
Другая точка зрения не интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медненнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе - со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы. И в более поздних исследованиях основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.
В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта, исходя из наличия и степени выраженности способностей к интеллектуальной деятельности. Однако следует помнить, что понятие способностей определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллекта.
Интеллект часто определяют как обобщенную способность к обучению. Адекватность такого подхода обосновывалось многими исследователями. Например, показано, что оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных заведениях. Однако, хорошо известно и то, что многие одаренные люди не отличались хорошей успеваемостью в школе (Эйнштейн, Дарвин, Черчилль).
Людям творческим, как считает психолог Гилфорд, свойственно дивергентное мышление, при котором поиск решение проблемы осуществляется по всем возможным направлениям. Такой «веерообразный» поиск позволяет творческой личности найти весьма необычное решение проблемы или предположить множество решений там, где обычный человек может найти лишь одно или два. Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое требует от ученика прямых и ясных ответов на поставленный вопрос, концентрирует на поиске единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению.
Психолог Спирмен (1904г) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некого общего фактора, общей способности, таким образом, оно выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человека адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп).
Позже Терстоун (1938г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человека может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
пространственную ориентацию, или способность проставлять себе различные предметы и формы в пространстве;
способность к рассуждению;
быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.
Позже Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс -понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.
По мнению Кетелла(1967г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта, «кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, «кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического или связанного интеллекта», так как потенциальный интеллект определяет первичное накопления знаний. С точки зрения Кеттела, потенциальный или свободный, интеллект независим от приобщённости к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Парциальные, или частные, факторы интеллекта (например, визуализация - манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга.
Хебб (1974) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.
Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта,
О генетических предпосылках интеллекта до настоящего времени практически мало что известно. Из сотен тысяч генов, расположенных в хромосомах, выявлены лишь несколько, которые, отвечая за ряд физических признаков организма, могут при повреждении вызывать грубые нарушения
интеллекта. Наиболее известны хромосомные аномалии при болезни Дауна, где типичный «монголоидный» внешний вид больного сопутствует умственный отсталости. Однако, лишь в 3-4% случаев болезнь Дауна передается по наследству. В остальных случаях главным фактором заболевания служит немолодой возраст родителей.
Также известно, что аномалии содержания в ядре оплодотворенной яйцеклетки числа половых хромосом не столько приводят к изменению вторичных половых признаков, сколько сопровождаются задержкой умственного развития и нарушениями поведения. Большее количество мальчиков среди умственно отсталых стало понятно, когда было установлено, что очень часто этот признак сцеплен с Х-хромосомой.
На умственное развитие ребенка могут оказать влияние болезни матери во время беременности (краснуха, диабет, сифилис), а также употребление ею ряда лекарственных и токсических веществ. Однако, с какими бы наследственными задатками не появился на свет ребенок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды -- питанием, воспитанием и прочими.
Много дискуссий вызывает и обнаружение более низких усредненных показателей по тестам интеллекта у лиц из менее обеспеченных слоев общества и некоторых этнических групп. Результаты этих исследований интересны сами по себе, но они так и не дали ответа на главный вопрос - о причинах групповых различий.
Вероятно, нельзя рассматривать интеллект как некое однозначное явление, объясняемое одной причиной или одним механизмом. Надо признать существование сложной структуры интеллекта, включающей общие и специфические факторы. В основе общих факторов, скорее, лежат определенные нейрофизиологические механизмы обработки информации, а частные (специфические) факторы представляют собой основные виды действий, операций по обработке информации, усваемые при бучении и накоплении жизненного опыта. Очевидно также и то, что наследуются не
общий интеллект или конкретные действия и операции, а определенные нейрофизиологические характеристики мозговых зон, которые включаются в функциональные системы, относящиеся к факторам интеллекта. Эти нейрофизиологические особенности можно рассматривать как задатки способностей.
Физическая деятельность (работа) человека
По характеру, ее подразделяют на два вида - статическую и динамическую .
При статической работе ускоряется обмен веществ, увеличивается затрата энергии, но меньше, чем при динамической. Особенностью такого вида работы является ее выраженное утомляющее действие, обусловленное длительным сокращением и напряжением мышц, отсутствием условий нормального кровообращения, вследствие чего происходит накопление конечных и промежуточных продуктов обмена. Это очень быстро приводит к развитию усталости.
Динамическая работа связана с перемещением человека и частей его тела в пространстве. В результате расходуемая при такой работе энергия преобразуется в механическую и тепловую энергию. Динамические сокращения мышц имеют первичный характер, что благоприятствует полноценному кровообращению и кислородному обмену, а это приводит к меньшей утомляемости.
Трудоспособность мышц зависит также и от нагрузки - чем она больше, тем быстрее утомляются мышцы. Для выполнения физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. Это благоприятствует повышению производительности и сокращению периода утомляемости.
В процессе работы к любой части тела поступает крови больше, чем в состоянии покоя. Чем большую работу выполняют мышцы, тем больше питательных веществ и кислорода поступает к ним с кровью. Чем больше физическая нагрузка, тем быстрее растут мышечные волокна, человек становится более сильным. Физические упражнения положительно влияют на весь организм, укрепляют здоровье, закаляют человека, делают его более стойким к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Физические нагрузки активизируют обменные процессы. Так, при интенсивной нагрузке минутный объем сердца, по сравнению с состоянием покоя, увеличивается в 6 раз, а количество усвоенного кислорода - в 3 раза. В результате этого, снабжение тканей кислородом возрастает в 18 раз.
Объем физической работы зависит, от:
Ø конкретной профессиональной деятельности;
Ø особенностей человека;
Ø степени тренированности;
Ø физического развития.
Как только человек приступает к работе, независимо от уровня ее интенсивности, в организме человека появляется потребность в увеличении кислорода. Каждому человеку соответствует свой показатель максимального потребления кислорода (МПК) . Чем выше МПК , тем выше трудоспособность, т.е. стойкость к воздействию экстремальных факторов. У мужчин в возрасте до 25 лет МПК приблизительно равно 2,8-3,0 л /мин , а у спортсменов - 5,0-6,0 л /мин . С увеличением нагрузки на организм человека потребление кислорода возрастает. Через определенный промежуток времени, увеличение нагрузки не вызывает увеличения концентрации кислорода в организме. Такое состояние насыщения кислородом называется кислородной границей . Естественно, подобная нагрузка очень быстро (за 5-10 мин ) истощает человека.
Таким образом, физическая работа предъявляет высокие требования к функциям основных органов и системам человека. Нетренированность приводит к ухудшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, а постоянная физическая активность улучшает их функции.
Умственная деятельность человека
Она сопровождается меньшими энергетическими затратами чем физическая, но это не значит, что она легче, т.к. при подобной деятельности основным рабочим органом является мозг.
Во время умственной деятельности:
Ø значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы (ЦНС);
Ø усложняется прием и переработка информации;
Ø возникают функциональные связи и новые комплексы условных рефлексов;
Ø возрастает роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов, а также нагрузки на них.
Для умственной деятельности характерны:
Ø напряжение внимания, восприятия и памяти;
Ø большое количество стрессов;
Ø малоподвижность;
Ø вынужденная поза.
Все это предопределяет застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшение снабжения мозга кислородом, возрастание потребности в глюкозе, ухудшение функций зрительных анализаторов, а как следствие, замедление зрительно-моторных реакций.
Кроме того, при умственном труде, степень напряжения в среднем в 5 -10 раз выше, чем при физическом. А завершение рабочего дня, вовсе не прерывает процесса умственной деятельности. В результате развивается особое состояние организма - усталость, которое со временем может перерасти в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологического функционирования организма.
Люди, занимающиеся умственной деятельностью, даже в состоянии переутомления способны длительное время исполнять свои обязанности без особого снижения уровня трудоспособности и производительности.
Как правило, люди умственного труда неспособны отключить механизм переработки информации на ночь. Фактически они работают не только 8 -12 часов в сутки, а почти постоянно с краткими переключениями. Это подтверждается информативной теорией, согласно которой человек во время сна перерабатывает информацию полученную в период активного бодрствования.
Физическая и умственная деятельность требуют разного напряжения определенных функциональных систем организма, поэтому нагрузку классифицируют согласно ее тяжести и напряженности.
Тяжесть работы - это напряжение функциональных систем, обусловленное физической нагрузкой.
Напряженность - характеризуется уровнем напряжения центральной нервной системы.
Похожая информация.