Реформирование китая под руководством дэн сяопина началось. Реформы в китае. Последствия реформ в сельском хозяйстве
За́падно-Сиби́рская равни́на - равнина расположена на севере Азии , занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. На севере ограничена побережьем Карского моря , на юге простирается до Казахского мелкосопочника , на юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая , Салаира , Кузнецкого Алтая и Горной Шории . Равнина имеет в плане форму суживающейся к северу трапеции: расстояние от южной её границы до северной достигает почти 2500 км, ширина - от 800 до 1900 км, а площадь лишь немногим меньше 3 млн км².
Западно-Сибирская равнина - наиболее обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири . В её пределах располагаются Тюменская , Курганская , Омская , Новосибирская и Томская области , Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, восточные районы Свердловской и Челябинской областей , значительная часть Алтайского края , западные районы Красноярского края (около 1/7 площади России ). В казахской части в её пределах располагаются районы Северо-Казахстанской , Акмолинской , [[Павлодарская область|Павлодарской], Кустанайской и Восточно-Казахстанской области Казахстана .
Рельеф и геологическое строение
Поверхность Западно-Сибирской низменности равнинная с довольно незначительным перепадом высот . Тем не менее, рельеф равнины достаточно разнообразен. Самые пониженные участки равнины (50-100 м) располагаются преимущественно в центральной (Кондинская и Среднеобская низменности) и северной (Нижнеобская , Надымская и Пурская низменности) её частях. Вдоль западной, южной и восточной окраин протягиваются невысокие (до 200-250 м) возвышенности: Северо-Сосьвинская и Туринская , Ишимская равнина , Приобское и Чулымо-Енисейское плато , Кетско-Тымская , Верхнетазовская и Нижнеенисейская возвышенности. Отчетливо выраженную полосу возвышенностей образуют во внутренней части равнины Сибирские Увалы (средняя высота - 140-150 м), простирающиеся с запада от Оби на восток до Енисея , и параллельная им Васюганская равнина .
Рельеф равнины во многом обусловлен её геологическим строением. В основании Западно-Сибирской равнины лежит эпигерцинская Западно-Сибирская плита , фундамент которой сложен интенсивно дислоцированными палеозойскими отложениями. Образование Западносибирской плиты началось в верхней юре , когда в результате обламывания, разрушения и перерождения огромная территория между Уралом и Сибирской платформой опустилась, и возник огромный седиментационный бассейн. В ходе своего развития Западносибирская плита не раз захватывалась морскими трансгрессиями. В конце нижнего олигоцена море покинуло Западно-Сибирскую плиту, и она превратилась в огромную озерно-аллювиальную равнину. В среднем и позднем олигоцене и неогене северная часть плиты испытала поднятие, которое в четвертичное время сменилось опусканием. Общий ход развития плиты с опусканием колоссальных пространств напоминает не дошедший до конца процесс океанизации. Эта особенность плиты подчеркивается феноменальным развитием заболоченности .
Отдельные геологические структуры, несмотря на мощный слой отложений находят отражение в рельефе равнины: так, пологим антиклинальным поднятиям отвечают, например, возвышенности Верхнетазовская и Люлимвор , а Барабинская и Кондинская низменности приурочены к синеклизам фундамента плиты. Однако в Западной Сибири нередки и несогласные (инверсионные) морфоструктуры. К ним относятся, например, Васюганская равнина , сформировавшаяся на месте пологой синеклизы, и Чулымо-Енисейское плато , располагающееся в зоне прогиба фундамента .
В манжете рыхлых отложений заключены горизонты подземных вод - пресных и минерализованных (в том числе рассола), встречаются также горячие (до 100-150°С) воды. Есть промышленные месторождения нефти и природного газа (Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн) . В районе Ханты-Мансийской синеклизы, Красносельского, Салымского и Сургутского районов, в пластах баженовской свиты на глубине 2 км имеются крупнейшие в России запасы сланцевой нефти .
Климат
Западно-Сибирская равнина. Разлив рек Таз и Обь. Июль, 2002
Для Западно-Сибирской равнины характерен суровый, достаточно континентальный климат . Большая протяженность её с севера на юг обусловливает отчетливо выраженную зональность климата и значительные различия климатических условий северных и южных частей Западной Сибири. На континентальный климат Западной Сибири также существенное влияние оказывает близость Северного Ледовитого океана . Равнинный рельеф способствует обмену воздушными массами между северными и южными её районами .
В холодный период в пределах равнины осуществляется взаимодействие области относительно повышенного атмосферного давления, располагающейся над южной частью равнины, и области пониженного давления, которая в первой половине зимы протягивается в виде ложбины исландского барического минимума над Карским морем и северными полуостровами. Зимой преобладают массы континентального воздуха умеренных широт, которые поступают из Восточной Сибири или образуются на месте в результате выхолаживания воздуха над территорией равнины .
В пограничной полосе областей повышенного и пониженного давления нередко проходят циклоны . Поэтому зимой погода в приморских провинциях весьма неустойчива; на побережье Ямала и Гыданского полуострова случаются сильные ветры, скорость которых достигает 35-40 м/сек. Температура здесь даже несколько более высокая, чем в соседних лесотундровых провинциях, расположенных между 66 и 69° с. ш. Однако южнее зимние температуры опять постепенно повышаются. В целом же зима характеризуется устойчивыми низкими температурами, оттепелей мало. Минимальные температуры на всей территории Западной Сибири почти одинаковы. Даже вблизи южной границы страны, в Барнауле , бывают морозы до −50…−52°. Весна короткая, сухая и сравнительно холодная; апрель даже в лесоболотной зоне еще не вполне весенний месяц .
В теплое время года над Западной Сибирью устанавливается пониженное давление, а над Северным Ледовитым океаном формируется область более высокого давления. В связи с этим летом преобладают слабые северные или северо-восточные ветры и заметно усиливается роль западного переноса воздуха. В мае происходит быстрое повышение температур, но нередко, при вторжениях арктических масс воздуха, бывают возвраты холодов и заморозки. Наиболее теплый месяц - июль, средняя температура которого - от 3,6° на острове Белом до 21-22° в районе Павлодара . Абсолютный максимум температуры - от 21° на севере (остров Белый) до 44° в крайних южных районах (Рубцовск). Высокие летние температуры в южной половине Западной Сибири объясняются поступлением сюда прогретого континентального воздуха с юга - из Казахстана и Средней Азии . Осень наступает поздно.
Продолжительность залегания снежного покрова в северных районах достигает 240-270 дней, а на юге - 160-170 дней. Мощность снежного покрова в тундровой и степной зонах в феврале составляет 20-40 см, в лесоболотной полосе - от 50-60 см на западе до 70-100 см в восточных приенисейских районах .
Суровый климат северных районов Западной Сибири способствует промерзанию грунтов и широкому распространению вечной мерзлоты . На полуостровах Ямал , Тазовском и Гыданском мерзлота встречается повсеместно. В этих районах сплошного (слитного) её распространения мощность мерзлого слоя весьма значительна (до 300-600 м), а температуры его низкие (на водораздельных пространствах - 4, −9°, в долинах −2, −8°). Южнее, в пределах северной тайги до широты примерно 64°, мерзлота встречается уже в виде разобщенных островов, перемежающихся с таликами. Мощность её уменьшается, температуры повышаются до 0,5 −1°, возрастает и глубина летнего протаивания, особенно на участках, сложенных минеральными горными породами .
Гидрография
Территория равнины расположена в пределах большого Западно-Сибирского артезианского бассейна, в котором гидрогеологами выделяется несколько бассейнов второго порядка: Тобольский, Иртышский , Кулундинско-Барнаульский, Чулымский, Обский и др. В связи с большой мощностью покрова рыхлых отложений, состоящего из чередования водопроницаемых (пески, песчаники) и водоупорных пород, для артезианских бассейнов характерно значительное количество водоносных горизонтов, приуроченных к свитам различного возраста - юрским, меловым, палеогеновым и четвертичным. Качество подземных вод этих горизонтов весьма различно. В большинстве случаев артезианские воды глубоких горизонтов минерализованы сильнее, чем залегающие ближе к поверхности .
На территории Западно-Сибирской равнины протекает более 2000 рек, общая длина которых превышает 250 тыс. км . Эти реки выносят в Карское море ежегодно около 1200 км³ воды - в 5 раз больше, чем Волга . Густота речной сети не очень велика и меняется в разных местах в зависимости от рельефа и климатических особенностей: в бассейне Тавды она достигает 350 км, а в Барабинской лесостепи - всего 29 км на 1000 км². Некоторые южные районы страны общей площадью более 445 тыс. км² относятся к территориям замкнутого стока и отличаются обилием бессточных озер .
Основные источники питания большинства рек - талые снеговые воды и летне-осенние дожди. В соответствии с характером источников питания сток по сезонам неравномерен: примерно 70-80 % его годовой суммы приходится на весну и лето. Особенно много воды стекает в период весеннего половодья, когда уровень крупных рек поднимается на 7-12 м (в низовьях Енисея даже до 15-18 м). В течение длительного времени (на юге - пяти, и на севере - восьми месяцев) западносибирские реки скованы льдом. Поэтому на зимние месяцы приходится не более 10 % годового стока .
Для рек Западной Сибири, в том числе самых крупных - Оби , Иртыша и Енисея , характерны незначительные уклоны и малая скорость течения. Так, например, падение русла Оби на участке от Новосибирска до устья на протяжении 3000 км равно всего 90 м, а скорость её течения не превышает 0,5 м/сек .
На Западно-Сибирской равнине располагаются около одного миллиона озёр, общая площадь которых составляет более 100 тыс. км². По происхождению котловин они разделяются на несколько групп: занимающие первичные неровности равнинного рельефа; термокарстовые; моренно-ледниковые; озёра речных долин, которые в свою очередь делятся на пойменные и старичные. Своеобразные озера - «туманы» - встречаются в приуральской части равнины. Они располагаются в широких долинах, разливаются весной, резко сокращая свои размеры летом, и к осени многие вообще исчезают . В южных районах озера нередко заполнены солёной водой. Западно-Сибирской низменности принадлежит мировой рекорд по количеству болот на единицу площади (площадь заболоченной территории около 800 тысяч квадратных километров). Причинами этого явления являются следующие факторы: избыточное увлажнение, плоский рельеф, многолетняя мерзлота и способность торфа , имеющегося здесь в большом количестве, удерживать значительную массу воды .
Природные зоны
Большая протяжённость с севера на юг способствует ярко выраженной широтной зональности в распределении почв и растительного покрова. В пределах страны располагаются постепенно сменяющие одна другую
С 1978 года в Китае началось проведение политики реформ и открытости, это одно из самых важных, величественных и приковывающих внимание событий с 70-х годов 20-го века. 30 лет проведения политики реформ и открытости в современной истории Китая стали годами, когда общественные производительные силы стремительно развивались, совокупная мощь страны небывало нарастала, народ получил огромные реальные выгоды, международное положение Китая явно повысилось, что позволило Китаю осуществить переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике, переход от крупной сельскохозяйственной страны к промышленной державе. Реформа и открытость Китая проводится под руководством теоретической системы социализма с китайской спецификой и имеется яркие особенности.
Во-первых, в характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы.
Реформа и открытости проводится в соответствии с основными реалиями страны, характеризующимися тем, что Китай находится и будет долговременно находиться на начальной стадии социализма. Это имеет два значения: во-первых, Китай уже создал социалистическую систему, мы должны твердо придерживаться этой системы и социалистического пути; во-вторых, Китай все еще находится на начальной стадии социализма, социалистическая система далека от совершенства, очень незрелая, укрепление и развитие социалистического строя потребуют прилежной и упорной борьбы нескольких поколений, десяти с лишним или даже нескольких десятков поколений людей.
Во-вторых, в направлении реформ придерживаться ориентирования на рынок.
В 1984 году на 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва было выдвинуто, что социалистическая экономика -- это "плановая товарная экономика", что стало основным определением характера социалистической экономики. В 1987 году 13-й съезд КПК разработал новый механизм функционирования экономики -- "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия". В 1992 году 14-й съезд КПК четко определил цель реформы: создать систему социалистической рыночной экономики.
В-третьих, по модели целей реформы выбрано создание социалистической рыночной экономики.
Социалистическая рыночная экономика зиждется на основной экономической системе, при которой общественная собственность играет доминирующую роль и совместно развивается экономика, базирующаяся на нескольких формах собственности, эта система, обладающая основными характеристиками рыночной экономики, и твердо придерживающаяся социалистического направления, представляет собой органическое слияние социализма и рыночной экономики.
В-четвертых, по методам реформы придерживаться принципа от легкого к сложному, постепенно углублять, последовательно продвигать.
В-пятых, в общем плане реформы придерживаться единого и всестороннего планирования, налаживать ряд важных отношений.
Как следует наладить отношения между реформой села и городских реформ. Наладить отношения регулирования интересов и инновацией механизма, институциональной инновацией. Наладить отношения между реформой предприятий общественной собственности и развитием необщественного сектора экономики. Наладить отношения между внутренними реформами и внешней открытостью. Наладить отношения между реформой, развитием и стабильностью.
В-шестых, в движущей силе реформы полагаться на руководство партии и правительства, уважать дух народной инициативы, в полной мере развертывать роль теоретических кругов.
В-седьмых, в оценке мер, способов и результатов реформы твердо придерживаться критерий "трех благоприятствования" (благоприятствование развитию производительных сил социалистического общества, благоприятствование росту совокупной мощи социалистического государства и благоприятствование повышению жизненного уровня народа).
С помощью критерий "трех благоприятствования" оценивать меры, способы и результаты реформ -- это является важным опытом для преодоления препятствий одно за другим, для достижения победы за победой в реформах и открытости, а также является конкретным использованием принципа "практика является единственным критерием для проверки истины" .
Задача совершенствования партийного и государственного руководства Китая была в принципиальном плане поставлена III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.), от которого в КНР ведется отсчет реформенного процесса.
По мере осуществления в Китае радикальных экономических реформ в городе и деревне, раскрепощения сознания и инициативы трудящихся все в большей степени стало ощущаться и прогрессирующе обостряться противоречие между высокоцентрализованной политико-административной системой с весьма сильными феодально-бюрократическими проявлениями и динамично развивавшимися процессами становления социалистического товарного хозяйства в условиях растущей открытости страны внешнему миру.
Под реформой политической системы в КНР понимают необходимость опоры в этом процессе на «конкретные, весьма специфические» условия страны, сочетание основных положений марксизма с китайской действительностью, абстрагирование от книжных догм и отказ от копирования опыта других стран, не исключая «творческого» изучения последнего.
Принципиально важно, что концепцией реформы не предусматривается создание какой-либо новой модели политической системы. Речь идет именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением сильной роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности.
Стержневым элементом реформы названо разделение функций партийных и государственных органов. Надлежит уточнить место и роль компартии в общественной структуре и политическом механизме, формы и методы ее руководства, а также нормы внутрипартийной жизни. В документах XIII съезда указывается, что Компартия Китая «является руководящим ядром дела социализма». Резко отвергается как неприемлемая для Китая многопартийная система поочередного правления. Подчеркивается, что она может привести лишь к социальным волнениям и «создать помехи на пути политической демократизации».
Из реально осуществляемых мероприятий на этом направлении можно отметить процесс ликвидации отделов партийных комитетов, дублирующих работу органов государственного управления (в аппарате ЦК КПК отраслевых отделов нет). Упраздняются и должности секретарей-парткомов, ранее курировавших деятельность государственных учреждений. Аналогичным образом ликвидируются отделы территориальных партийных комитетов, курировавшие деятельность функциональных подразделений местных органов государственного управления.
В рамках реформы в министерствах и ведомствах упразднены так называемые группы руководства, которые раньше назначались вышестоящими партийными органами и, по существу, руководили всей повседневной работой. Вводится единоначалие руководителей учреждений при повышении роли их парткомов как проводников политики партии.
Происходят изменения и в других сферах партийной жизни, в том числе в работе руководящих органов КПК. Принято решение об увеличении числа ежегодно созываемых пленумов ЦК, заслушивании на них отчетов Политбюро. Новым моментом является публикация в китайской печати сообщений о заседаниях Политбюро ЦК КПК и принимаемых на них решениях.
Важным шагом в направлении демократизации внутрипартийной жизни явилось введение многомандатной системы выборов секретарей и членов бюро (комитетов) всех парторганизаций снизу доверху, вплоть до ЦК КПК.
Вместе с тем при всей значимости перечисленных мероприятий они дали пока ограниченный эффект.
Важным направлением реформы является перестройка правительственных органов с целью создания гибкой и высокоэффективной управленческой системы с рациональной структурой, отвечающей потребностям развития социалистической товарной экономики.
В рамках этой линии упрощается аппарат управления, ликвидируются его промежуточные инстанции, создаются укрупненные отраслевые хозяйственные органы, использующие преимущественно косвенные экономические (налоги, кредит, нормативы и т.д.) и правовые рычаги. Часть функций, ранее выполнявшихся государственными органами, передается отраслевым корпорациям или ассоциациям.
Перестройку политической системы в КНР связывают, прежде всего, с кадровой политикой. В 80-е годы взят курс на омоложение партийного и государственного аппарата, поиск эффективных форм обновления и сменяемости кадров. По словам Дэн Сяопина, мыслится полностью омолодить кадровый состав партии и государства в течение ближайших 15 лет. Ставка делается на 30-40-летних «сильных политических деятелей», хозяйственных руководителей, ученых, литераторов и других специалистов. В соответствии с этой линией состоявшегося в октябре-ноябре 1987 г. XIII съезда КПК на омоложение партийного руководства состав ЦК КПК претерпел существенные изменения. В подборе кадров, как указывалось на съезде, неизменно следует делать акцент на высокую квалификацию руководителя или специалиста, на поощрение состязательности, демократический и гласный контроль.
К числу основных направлений реформы относится повышение роли собраний народных представителей как главного политического института страны.
Поставлена задача создания «социалистического законопорядка», поставлена цель «постепенного и поэтапного строительства высокоразвитой социалистической политической демократии», обеспечения прав трудящихся как полновластных хозяев страны путем совершенствования форм представительной демократии, преодоления отчужденности институтов политической системы от массовой социальной базы, создания такой атмосферы в обществе, когда дисциплина сочеталась бы со свободой, а единая воля не препятствовала живой деятельности людей. Имеется в виду поставить социалистическую демократию на прочный фундамент законов, отладить механизм выявления и учета интересов и мнений всех общественных классов и групп.
Совершенствуется система «общественных консультаций и диалога» как механизм неформальной связи между руководителями и руководимыми, коммунистами и беспартийными, центральными и местными органам, как канал своевременного доведения социально значимой информации снизу вверх и сверху вниз. Придается значение также повышению авторитета и усилению контрольных функций профсоюзов, комсомола, федерации женщин, других массовых общественных организаций. Возникают и новые формы общественного контроля, например, общественные комитеты по контролю за неоправданным и произвольным повышением розничных цен.
III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва также выдвинул задачу всемерного развития производительных сил. Несовместимость прежнего курса с задачами социалистической модернизации стала основной причиной, которая привела к пересмотру внешнеполитической стратегии КНР. Практика последующих нескольких лет показала: для решения внутренних проблем нужны соответствующие внешние условия - приглушение споров с зарубежными странами, обеспечение спокойной обстановки на границах КНР. Модернизация вызывала необходимость в диверсификации внешнеэкономических связей, ориентированных в то время в основном на капиталистический мир. Логичными новыми партнерами в этом плане представлялись Советский Союз и другие социалистические государства.
Потребность в сотрудничестве с социалистическим миром усиливалась по мере того, как накапливались негативные экономические и идеологические последствия контактов с Западом. Появилась необходимость пересмотра и регулирования внешнеполитического курса страны.
На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК была официально закреплена новая стратегия Китая, которая в последующие годы развивалась и углублялась. Суть объявленных изменений сводилась к следующему:
1. Был снят тезис о том, что Советский Союз является «главным источником опасности новой мировой войны и угрожает всем странам, в том числе США».
2. Исключено положение о необходимости создания единого фронта во всемирных масштабах (включая Соединенные Штаты) для противодействия «советскому гегемонизму». Вместо этого было провозглашено, что КНР проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, не примыкает ни к какой крупной державе или группе государств, не вступает с ними в союз, не склоняется перед нажимом никакой крупной державы.
3. Заявлено, что Китай будет стремиться к нормальным отношениям со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования, в том числе и с обеими «сверхдержавами» (СССР и США).
4. Сделан упор на важность развивающихся стран в китайской внешней политике.
5. Впервые за многие годы выражена готовность налаживать отношения с зарубежными компартиями. В качестве базы взаимоотношений положены четыре принципа: независимость и самостоятельность, полное равноправие, взаимное уважение, невмешательство во внутренние дела друг друга.
6. Поставлена задача направить внешнюю политику страны на «создание международного окружения», способствующего установлению прочного мира во всем мире, в условиях которого Китай мог посвятить всю свою энергию социалистическому строительству». Подчеркнуто, что КНР объективно заинтересована в разоружении и разрядке напряженности и считает возможным сохранение мира, предотвращение всеобщего конфликта.
В позициях китайского руководства сохранялись и некоторые прежние моменты. Так, борьба за мир неразрывно увязывалась с противодействием «гегемонизму двух сверхдержав». Оставалось различие в подходе Китая к СССР и США. Москва обвинялась в создании «серьезной угрозы» безопасности КНР, без устранения чего нормализация советско-китайских отношений не представлялась возможной. Речь шла о так называемых «трех препятствиях».
Тем не менее, не смотря на упомянутые моменты, изменения в китайской политике выглядели разительными. Был взят курс на переход от конфронтации к преодолению разногласий и сотрудничеству на мировой арене.
Установки XII съезда КПК открыли путь к осуществлению новой политической линии, но она закреплялась постепенно, в борьбе мнений, через мучительное преодоление стереотипов, трудное урегулирование конфликтов.
На американском направлении перемены выразились в ужесточении китайских позиций по спорным вопросам и в дистанционировании КНР от США на международной арене. Пекин перестал идти навстречу американским предложениям и призывам стратегического характера, все настойчивее фиксируя независимость и самостоятельность собственного внешнеполитического курса.
Параллельно намечались сдвиги и в советско-китайских отношениях. Осенью 1982 г. была достигнута договоренность о проведении политических консультаций между КНР и СССР. Объем двустороннего товарооборота вырос в том же году на 50 %, состоялись первые после длительного перерыва взаимные визиты делегаций. Пекин взял курс на расширение связей со всеми странами социалистического содружества (исключая Вьетнам), на восстановление связей с большинством коммунистических и рабочих партий. Было заявлено, что КПК строит свои взаимоотношения с зарубежными коммунистами независимо от их близости к КПСС. Компартия Китая признала, что в прошлом допускала в отношении других партий ошибки и промахи, которые повлекли за собой отрицательные последствия.
Энергичные усилия предприняло китайское руководство по укреплению позиций КНР в развивающемся мире. Китай все активнее взаимодействовал с движением неприсоединения, «группой 77», организовывал мероприятия по налаживанию сотрудничества «Юг -- Юг». Углублялись связи со странами АСЕАН, были внесены коррективы в подход к Индии. Улучшились отношения с рядом левых правительств и движений (Анголой, Эфиопией, Никарагуа, Африканским национальным конгрессом и другими).
Изменяя многие параметры своей политики, Китай не хотел, однако, портить связи с Западом. В 1983-1984 гг. КНР удалось добиться от США и их союзников важных уступок в политических и экономических вопросах. Отношения между сторонами стабилизировались и продолжали наполняться материальным содержанием. Контакты развивались в различных областях, в том числе и военной.
Однако, не смотря на перечисленные изменения, баланса в отношениях КНР и Западом и Востоком, а главное, с США и СССР, достигнуто не было. Основное препятствие заключалось в том, что в китайской столице Советский Союз все еще рассматривали как «главную угрозу» национальной безопасности КНР.
Ближе к концу 1988 г. китайское руководство выдвинуло концепцию нового международного политического порядка, предусматривающую перевод отношений между всеми государствами на принципы мирного сосуществования. На этом фоне развивались и укреплялись советско-китайские отношения. По словам Дэн Сяопина, больше всего КНР на тот момент интересовало смягчение напряженности в мире.
Трагические события весны 1989 г., произошедшие на площади Тяньаньмэнь, на несколько лет отодвинули решение проблемы демократизации китайского общества на задний план. Сдвиги наметились только в 1992 г., на XIV съезде Компартии, признавшей необходимость политических преобразований в КНР.
Однако многое из того, за что боролись студенты весной 1989 г., сегодня в Китае реализовано на практике. Экономические реформы шаг за шагом приближают Китай к реальному, пусть управляемому «социалистическому», но к рынку. Политические преобразования, пусть медленно, но осуществляются. Может быть, это и верно: здесь поспешность может только навредить. И что самое главное, жива и набирает силу консолидирующая китайское общество идея «возрождения Великого Китая», ради реализации которой, по мнению большинства китайцев, можно смириться с временными «недемократическими неудобствами».
Одержимая именно этой идеей китайская молодежь яростно протестовала в мае 1999-го против НАТО после ракетных ударов по Посольству КНР в Югославии. Ущемленное национальное достоинство, равно как и действия стран «подлинной демократии», затмили «демократические амбиции» китайской молодежи. А десятилетняя годовщина событий на площади Тяньаньмэнь была отмечена на удивление спокойно.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что политическая реформа в КНР началась значительно позднее социально-экономических преобразований. Важным направлением реформы явилась перестройка правительственных органов, упрощение аппарата управления, разделение функций партийных и государственных органов, кадровая политика и т. д. Однако трагические события 1989 г., ознаменовавшие кризис политической системы КНР, свидетельствовали как о развитии демократических тенденций в китайском социуме, так и о неудовлетворенности общества процессом политических преобразований.
Подводя итог третьей главе, важно отметить и тот факт, что концепцией реформы не предусматривалось создание новой модели политической системы, речь шла именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением доминирующей роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности. Политическая реформа КНР была вызвана объективной необходимостью, связанной с несоответствием требований динамично развивающейся исторической, социально-экономической действительности существующей политической системе.
Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.
Приход к власти
Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.
Особенности политики
Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".
Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.
Аграрная сфера
Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.
Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.
Последствия реформ в сельском хозяйстве
Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились
Конец международной изоляции
Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.
Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.
Изменения в управлении промышленностью
Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.
Утверждение многообразия форм собственности
Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.
Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.
Значение
Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.
Ху Цзиньтао: "Необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой"
Тридцать лет прошло с того момента, когда настрадавшийся от бесконечных экспериментов и идеологических компаний Китай встал на путь кардинальных экономических и социальных преобразований, опиравшихся не на амбициозные устремления и утопии, а на прагматичный расчет и реалии рыночных отношений. Этот курс получил название "политика реформ и открытости". Стратегическое решение о начале его проведения было принято на 3-м пленуме ЦК Компартии Китая /КПК/ 11-го созыва, проходившем 18-22 декабря 1978 года.
После образования КНР в 1949 году страна прошла сложный путь. Пришедшие к власти в Поднебесной коммунисты под руководством Мао Цзэдуна провели крупные экономические реформы, заложили основы нового народного хозяйства и создали с помощью СССР целый ряд новых отраслей. Затем Китай пережил множество потрясений, связанных с ложными подходами к построению социалистической модели государства. Среди них было и форсирование темпов роста экономического развития в ходе "большого скачка" /1958-1960 гг./, и "великая пролетарская культурная революция" /1966-1976 гг. /, усугубившая кризис народного хозяйства и на долгое время задержавшая развитие страны. В конце 1970-х годов многие действия руководства того времени были признаны ошибочными и подвергнуты критике, а общая линия развития пересмотрена в пользу начала проведения качественно нового курса экономических преобразований.
Главным инициатором и теоретиком новой генеральной линии развития страны считается Дэн Сяопин, которого называют "архитектором китайских реформ". Этому человеку удалось не только положить начало возрождению Поднебесной, но и на многие годы вперед определить основные принципы стадиального внедрения рыночных элементов в функционирование национальной экономики при сохранении руководящей роли Компартии Китая.
За 30 лет, которые прошли с начала проведения реформ, Китай стал примером того, как продуманная политика руководства может за относительно короткий промежуток времени вывести огромную страну в число наиболее динамично развивающихся государств мира.
Годовщина политики реформ и открытости почти совпала с другим событием – проведением в КНР в августе 2008 года Олимпийских игр, которые стали демонстрацией международного авторитета Китая и его способности устраивать крупные международные мероприятия.
18 декабря в Доме народных собраний в центре Пекина состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию китайских реформ. Участие в нем приняли представители высшего руководства страны, включая председателя КНР Ху Цзиньтао. Его выступление перед собравшимися в зале транслировалась в прямом эфире центрального телевидения и увидеть его смогла многомиллионная зрительская аудитория.
"Политика реформ и открытости является важнейшей особенностью новейшего периода истории. Ее цель – развитие производственных сил, осуществление модернизации страны, а также улучшение жизни народа", – сказал председатель КНР. Он подчеркнул, что "за последние 30 лет политика реформ и открытости была движущей силой развития", а также обозначила "переломный момент в новейшей истории страны". "Благодаря решениям, принятым 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва, был осуществлен великий перелом, имеющий далеко идущее значение в истории партии после образования Нового Китая, и открыт новый исторический период реформ и открытости страны. 3-й пленум был проведен в важный исторический момент, когда перед партией и государством встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития. Под руководством Дэн Сяопина и при поддержке других революционеров старшего поколения на нем началось всестороннее исправление "лево"-уклонистских ошибок, совершенных в период "культурной революции" и до ее начала", – отметил глава государства. По его словам, на пленуме было принято стратегическое решение о переносе центра тяжести работы партии и государства на экономическое строительство, проведение политики реформ и открытости.
"Самая яркая особенность нового периода -- реформы и открытость. Их цели заключаются в раскрепощении и развитии производительных сил, осуществлении модернизации страны, обеспечении зажиточного уровня жизни населения и возрождении великой китайской нации. Проведение политики реформ и открытости также имеет целью самосовершенствование и развитие социалистического строя, придание социализму новых жизненных сил, построение и развитие социализма с китайской спецификой".
"Реформы и открытость отвечают чаяниям партии и народа, соответствуют течению эпохи, направления и путь реформ и открытости вполне оправданы, успехи и заслуги в их проведении не подлежат отрицанию, застой и движение вспять являются тупиком", – сказал он.
"Резюмируя исторический опыт, приобретенный КПК за 30 лет проведения политики реформ и открытости, его можно кратко определить как соединение основополагающих положений марксизма с конкретными реалиями Китая, выбор собственного пути развития и построение социализма с китайской спецификой. Этот опыт является бесценным сокровищем, которое все члены партии должны ценить и сознательно применять", – сказал он.
В выступлении на торжественном собрании, посвященном 30-летию китайских реформ Ху Цзиньтао подчеркнул, что "достигнутые в сегодняшнем Китае блестящие успехи в борьбе с нищетой, ускорении процесса модернизации, укреплении и развитии социализма свидетельствуют о силе и значении марксистской теории, а также победе диалектического и исторического материализма". По словам председателя КНР, "только социализм может спасти Китай, только реформы и открытость могут развивать Китай".
"В новой международной и внутренней обстановке необходимо отстаивать путь социализма с китайской спецификой, открытый за период после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва", – сказал Ху Цзиньтао. Говоря о внешнеполитических проблемах, Ху Цзиньтао подчеркнул, что КНР активно развивает международные обмены и сотрудничество, внося важный вклад в мировое экономическое развитие.
Глава государства отметил, что благодаря экономическим реформам ВВП Китая вырос с 364,5 млрд юаней /53,6 млрд долл. / в 1978 году до 24,9 трлн юаней /3,67 трлн долл./ в 2007 году. При этом удалось решить проблему обеспечения страны продовольствием. За тот же период, подчеркнул Ху Цзиньтао, общий объем внешнего товарооборота КНР увеличился с 20,6 млрд долл. до 2,1 трлн долл.
Коснулся Ху Цзиньтао в своей речи и линии, которую Китаю следует проводить в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса. По его словам, КНР необходимо продолжать курс на проведение политики реформ и открытости, обеспечить стабильность развития национальной экономики.
Сухие выкладки из выступления председателя КНР справедливости ради следует подкрепить конкретными цифрами, отражающими успехи страны, проделавшей большой и сложный путь кардинальных преобразований. С начала проведения реформ средние ежегодные темпы экономического роста составляли порядка 9,8 проц., доля экономики Китая в мировом объеме выросла с 1,8 проц. в 1978 году до 6 проц. в 2007 году. При этом экспорт достиг 1 трлн 218 млрд долл., а положительное торговое сальдо – более 260 млрд долларов. Китай занимает первое место в мире по объему валютных запасов – 1 трлн 332 млрд долл. / в 2007 году/. В настоящее время Китай является одним из самых динамично развивающихся и наиболее привлекательных инвестиционных рынков мира. Этому способствует дешевая рабочая сила /в стране проживает 25 проц. мировой рабочей силы/ и развитая производственная база. Прямые инвестиции в 2007 году составили 74,7 млрд долларов.
Китайское общество в условиях глобального экономического кризиса
2008 год останется в истории КНР как очень противоречивый. В первую очередь, он, наверное, запомнится большинству китайцев как год проведения Пекинской олимпиады, которая стала для народа символом крупномасштабной модернизации страны, свидетельством ее небывало быстрого экономического развития. Олимпийским духом на протяжении ряда последних лет было пронизано, как кажется, любое крупное китайское начинание, а успехи спортсменов из КНР, подаривших стране заветное командное первое место, станут на многие годы примером для подражания грядущих поколений.
С другой стороны, уходящий год ознаменовался для китайцев чредой небывалых потрясений. Настоящим шоком для них стали прокатившиеся в марте масштабные беспорядки в Тибете и жесткое давление под этим предлогом на Пекин со стороны западных стран, начавших активно спекулировать на теме бойкота Игр. Природные катаклизмы обрушивались на КНР в 2008 году один за другим, а пиковой нагрузкой стало разрушительное землетрясения в провинции Сычуань, унесшее почти 80 тыс. жизней и поставившее регион на грань экономической катастрофы.
Олимпиада в августе заставила на время забыть о предшествующих трагических событиях. Но сейчас, по прошествии нескольких месяцев, олимпийская эйфория понемногу идет на убыль, а накопившиеся в КНР социально- экономические проблемы требуют решения. В Китае с его 1,3 млрд населения, огромным имущественным расслоением, диспропорцией в развитии сельских и городских районов, приморскими и внутренними провинциями, возникающими вследствие стремительного роста масштабными социальными и экономическими "перекосами", общественные противоречия всегда были очень остры. Но в период, когда темпы роста ВВП измерялись двузначными числами, правительству удавалось достаточно эффективно их решать. Сейчас весь мир вступил в период замедления экономического роста и рецессии. Этих проблем, очевидно, не удастся избежать и КНР. Согласно прогнозу Всемирного банка в 2009 году китайская экономика вырастет не более, чем на 7,5 проц., что значительно ниже достижений последнего десятилетия -- 10-11 процентов. Уже сейчас из южного и восточного Китая поступают сведения о десятках тысяч разорившихся экспортных предприятий, по которым мировой финансовый кризис ударил в первую очередь. Сокращение спроса в развитых странах начинает оказывать серьезное негативное влияние на китайских экспортеров, за счет дешевых товаров которых этот спрос в последние годы и удовлетворялся.
Мировой кризис бьет, в основном, по наиболее уязвимым средним и малым предприятиям, на каждом из которых работает от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Но именно они обеспечивают занятостью огромное количество трудоспособного населения Китая. В предыдущие годы до 70 проц. новых рабочих мест в КНР ежегодно создавалось именно в этом секторе. Поэтому сейчас экономические неурядицы создают угрозу серьезного роста безработицы и, как следствие, социальной напряженности.
Так, 25 ноября в городе Дунгуань провинции Гуандун сотни рабочих фабрики по производству игрушек, где начались массовые сокращения, устроили беспорядки в знак протеста против недостаточной компенсаций при увольнениях. Компания обещала предоставить каждому уволенному компенсацию в размере одного месячного жалования, что в среднем составит менее 1 тыс. юаней /143 долл./. Такая ситуация не устроила людей, многие из которых проработали на фабрике по 10 лет. К месту, где собрались протестующие, быстро было направлено около тысячи полицейских, которые попытались разогнать толпу. Недовольство собравшихся этой акцией вылилось в беспорядки и столкновения с полицией. Разъяренная толпа перевернула несколько патрульных машин, разбила по меньшей мере четыре полицейских мотоцикла, были выбиты стекла в офисном здании компании.
Массовые волнения прокатились в ноябре в различных регионах КНР среди таксистов, недовольных своим финансовым положением. Начавшиеся 3 ноября в юго-западном городе Чунцине мирные выступления водителей такси, протестовавших против недостаточного снабжения их топливом, высоких штрафов со стороны таксомоторных парков и конкуренции со стороны водителей, занимающихся частным извозом без лицензии, внезапно переросли в беспорядки и сопровождались насилием. Было разбито более сотни автомобилей, в том числе, несколько полицейских машин. Бастующий таксисты блокировали центр гигантского мегаполиса, останавливали проезжающие автомобили и высаживали из них шоферов и пассажиров. Полиция была вынуждена прибегнуть к жестким мерам, арестовав наиболее активных участников выступлений. По сообщениям центральной и местной прессы, в урегулировании инцидента принял личное участие секретарь чунцинского парткома, член Политбюро ЦК КПК Бо Силай, встретившийся с представителями бастующих, что в целом нетипично для китайской политической реальности. В итоге власти пообещали пойти навстречу некоторым требованиям таксистов.
С перерывом буквально в несколько дней аналогичные выступления водителей такси прошли в городе Санья провинции Хайнань, городах Гуанчжоу и Шаньтоу провинции Гуандун.
Об ухудшении ситуации в сфере занятости заявил министр труда и социального обеспечения КНР Инь Вэйминь. Он констатировал, что начиная с октября в стране наблюдается рост числа безработных. За последние 10 месяцев оно увеличилось на 10,2 млн. человек, то есть на 4 проц. К концу 2008 года, по его словам, этот показатель, который не учитывает безработицу среди рабочих мигрантов, по самым приблизительным подсчетам, составит порядка 4,5 процентов. Как заявил министр, хотя ситуация в текущем году пока в целом стабильна, в 2009 году возможны новые трудности. По предварительным прогнозам, в 2009 году искать пути выхода на рынок труда начнут порядка 24 млн человек, включая выпускников высших учебных заведений, что практически вдвое превышает возможности городов в плане трудоустройства квалифицированной рабочей силы. Правительственные агентства по трудоустройству, обещает Инь Вэйминь, попытаются найти для них места в частном секторе, либо будут предлагать, в частности, выпускникам вузов, работу в малоразвитых отдаленных районах страны.
Отдельным источником беспокойства для правительства становится армия рабочих мигрантов -- людей, имеющих сельскую прописку, которых привлекают на сезонные работы, в основном в строительство в крупных городах и экономически развитых провинциях. Последние статистические данные говорят о том, что число таких людей в КНР достигает 200 млн, что сравнимо с населением крупной страны. Продолжающаяся уже несколько месяцев в Китае стагнация на рынке недвижимости значительно замедлила темпы строительства и оставила многих строителей без возможности заработка. Только в одной провинции Цзянси из 6,8 млн. рабочих мигрантов 300 тыс. приняли решение в середине ноября вернуться в родные края. Однако в деревнях, где они живут, работы нет, а земельные участки, которые большинство из этих людей обрабатывали до того, как стать наемными рабочими, зачастую уже отданы в пользование другим фермерам или выделены под строительство. Такая ситуация опасна возникновением большого количества серьезных социальных противоречий, так как споры за землю в последнее время стали источником наиболее острых общественных конфликтов.
Так, в середине ноября в северо-западной провинции Ганьсу возникли массовые выступления, потребовавшие от властей применения решительных мер. Беспорядки произошли в городе Луннань, где группа жителей протестовала против сноса их домов и отторжения земельных участков под строительство транспортной магистрали. Как сообщало агентство Синьхуа, к демонстрантам присоединились другие жители, после чего около тысячи участников манифестации стали громить автомобили на улицах и попытались взять штурмом здание городской администрации. Когда к месту инцидента была вызвана полиция, начались столкновения с сотрудниками правоохранительных органов. В создавшейся обстановке полиция была вынуждена применить силу для разгона зачинщиков беспорядков. В результате столкновений пострадали десятки человек, среди которых – манифестанты, чиновники из мэрии и полицейские.
Особую озабоченность по поводу перспективы роста социальной напряженности высказал недавно член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, занимающий пост секретаря политико-юридической группы ЦК и курирующий работу всех китайских органов безопасности. "В условиях ухудшающейся экономической ситуации местные власти должны активно работать над преодолением последствий финансового и экономического кризиса и принимать все меры для достижения экономического прогресса, улучшения жизни людей и поддержания социальной стабильности", – заявил он со страниц центральной печати.
Ряд экспертов также отмечают возможность обострения в Китае межэтнических противоречий на фоне общего роста социальной напряженности. Именно с этим западные и гонконгские наблюдатели связывают изменения в организационной структуре частей вооруженной народной полиции /ВНП/ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе /СУАР/, где весьма активно действуют исламистские террористические группировки. Как сообщило агентство Синьхуа, должность командующего войсками вооруженной народной полиции в СУАР теперь приравнена к командующему армией, что, по мнению экспертов, свидетельствует о наращивании частей ВНП в Синьцзяне.
Иван Каргапольцев, Артем Чуркин корреспонденты ИТАР-ТАСС в Пекине