Ребёнок не хочет читать: что делать и как исправить положение. Советы родителям, чей ребёнок не хочет читать и не читает совсем. Если ребенок не хочет читать
« Привить ребенку вкус к чтению – лучший
подарок который мы можем ему сделать».
Сесиль Лупан, бельгийская актриса.
Часто можно услышать от родителей сетования на то, что ребенок не хочет читать книги. Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознаёт ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех сверстников, чтобы получить, наконец, обещанный родителями велосипед или все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания.
Иногда родители требуют от ребенка самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к
чтению, книге. Они сами заранее не позаботились, чтобы ЭТОТ
интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет
соответствующего желания. Допустим, родители многократно объясняют сыну или
дочери, как важно научиться читать, но при
этом ребенок видит, что сами родители довольно
р
едко читают, больше Времен проводят у
телевизора
.
Видят небрежное отношение
к
книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению. (например, как подставка под
кастрюли). Культура обращения с
книгой закладывается в семье. Есть дома, где
многочисленные тома чинно стоят на
п
олках и
являются частью интерьера
.
Родители здесь тоже могут много
говорить о пользе
чтения, ценности книг. Постепенно и ребенок привыкает «ценить
»
домашние книги как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться
,
но лучше не
трогать.
Конечно , есть другие семьи, в которых разговоры о значении книги просто не нужны. Ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги.
Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто представлялось до этого ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. Но какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается. А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама! Ведь он не знает, что и взрослым в свое время было так же трудно. К сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать попытки первого самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. И взрослые начинают сердиться: «Присоединяй быстрее СХ-ВА-ТИЛ, что ты на двух буквах застрял? Слово прочесть не можешь! Дальше... Что получилось? А перед этим, какое слово читал? Уже не помнишь...» А на языке «вертится» сравнение с соседским Сашей, который уже давно книги сам читает. А в конце раздражение окончательно берет верх, и мама заключает: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда не научусь читать. Это слишком трудно». А кому хочется неудач? И появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу. Родители сетуют: «Просто уже не знаю, что делать, не хочет, и все. Придется заставлять, раз по-хорошему не понимает». И заставляют, и ругают. А тайна книги исчезла для ребенка, остались только противные буквы, слова... Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет.» Но отодвигая проблему, они её не решают, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникает, да еще усугубится. Желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка, ведь в любом случае можно попросить родителей, и они не откажут, так зачем самому учиться? Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?
Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя (к тому же еще и критика, ведь вы же следите за текстом и исправляете). Как показывает опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения . Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше - родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то Вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролям - то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, представьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги. Можно, дойдя до интересного места, вдруг «ВСПОМНИТЬ», что срочно нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить.
Следует серьезно подумать, как сделать чтение для ребенка увлекательным и интересным. Встает вопрос правильного выбора книги. Предпочтительнее книги с крупным шрифтом. Ребенок и так напрягается при чтении, а дополнительная нагрузка на глаза может вызвать отрицательные переживания.
Хорошо, если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка. В то же время она не должна состоять преимущественно из иллюстраций; тогда ребенку смысл будет в основном понятен после её просматривания, и желание читать отпадет.
Лучше, если в книге есть разбивки на небольшие главы или она состоит из законченных небольших рассказов. Повествование, занимающее несколько страниц, психологически как бы «давит», ребенок понимает, что прочесть сразу все не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий. Когда он прочитает целый рассказ (даже если рассказ занимает всего несколько строк) или законченный по смыслу отрывок, ребенок почувствует, что налицо результат не только количественный, но и качественный: он поймет, о чем речь, и может рассказать о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес (но не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями относительно самого чтения). Похвалите, даже если не очень получилось. А свои замечания (например, если ребенок торопится и проглатывает слова) лучше высказать с уверенностью, что в следующий раз сын (или дочь) будет более внимательным, старательным и все получится еще лучше. Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал книгу, то следует дочитать её до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, вернуться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение. Не забывайте, что первое чтение это обязательно чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает. Это не только обеспечивает эффективное освоение чтения, способствует развитию устной речи, но и позволяет выявить, что малыш неправильно прочитал, не понял.
Иногда родители забывают об этом, а потом сетуют, что ребенок плохо читает вслух, бубнит себе под нос; к тому же выясняется, что его беглое чтение «про себя» часто оказывается довольно поверхностным и частично осознанным. Взрослым не стоит сразу прекращать читать ребенку вслух, как только он сам научится читать. Их выразительное чтение осознаётся хорошим примером и стимулом для совершенствования его чтения. В некоторых семьях сохраняется традиция семейного чтения , и, когда ребенок подрастает и овладевает чтением, ему чаще других предоставляется право выбора книги и роль читателя на семейных встречах.
К сожалению, в наше время, по разным обстоятельствам, трудно бывает собраться всей семье и послушать чтение ребенка. Но даже если, например, бабушка или мама, начиная гладить или вязать,
попросят ребенка почитать им интересную для него книгу, это тоже будет иметь развивающий эффект.
И ещё о выборе книг. Сколько сказано уже о том, что слышат, видят, чем дышат наши дети. Много вокруг злобы, ненависти, грубости, откровенного хамства, и куда спрятать от всего этого детей? Как ни ограждай, как ни защищай, все равно этот яд незаметно впитывается в них в доме, во дворе, на улице, с экрана телевизора, из разговоров взрослых. В такой обстановке особое значение приобретают книжки, в которых добро всегда побеждает, в которых подчеркивается все лучшее, что есть в человеке, и это показано так привлекательно, что невольно вызывает желание подражать. Разве это не противоядие?
Никто не станет спорить, что именно со сказок начинается приобщение детей к литературе: русские народные сказки, сказки народов мира - прекрасная школа чувств. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Даже при наличии в семье хорошей библиотеки сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении библиотеки. Она поможет преодолеть нежелание (или боязнь неумения?) читать. Здесь большой выбор детских книг, соответствующий возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы. Родителям тоже будет интересно. У ребёнка появляется новая роль, теперь он читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.
Начинающему читателю очень полезно выписывать детский журнал. Их много, на любой вкус. Конечно, цены растут и на детскую периодику, не любая семья может позволить себе подписку. И всё же, уважаемые взрослые, выбирая подарок для ребёнка, вспомните про детские журналы (можно сходить в библиотеку, чтобы определиться в выборе). Когда вы увидите, как ребёнок каждый месяц с нетерпением ждёт свой журнал, как радуется, поощряя его, горя желанием поскорее посмотреть и почитать, все сомнения отпадут. Может быть, и проблема с нежеланием читать быстрее разрешится.
Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.
Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.
Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.
Как же привить любовь к чтению?
Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.
Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.
Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.
Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.
Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки...
Сын спрашивает отца:
— Папа, а за сколько ты сможешь
прочитать "Войну и мир"?
Отец отвечает:
— Думаю, баксов за сто, сынок...
В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.
Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Неслучайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.
Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.
Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно "глотали" крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.
Ну и конечно, не хлебом единым жив человек... Не будем повторять штампы о "сокровищнице мирового духа..." и пр.
Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?
Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами "Лиза" — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.
Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? "Ка", "Эль", "Эм", "Эн" и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы "Рэ", а есть буква "Эр". И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав "ЭМ... А... ЭМ... А". Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками ("М" — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква "М" может обозначать два звука [м] (твердый) и [м"] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву "м" с "машиной" (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова "мяч" (где звук [м] мягкий).
Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и... по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по "складам" (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).
Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность — малышу очень важна ваша поддержка в этом нелегком деле.
Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для "первого чтения". Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами "вос-хи-ти-тель-ный" и "пе-ре-пон-ча-тый"? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.
Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.
Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!
Отнеситесь ответственно к выбору книги
Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете — все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Винни-Пухе.
Создавайте книги сами!
Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка "Поверь в свое дитя". Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком — он будет в восторге
Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе "Чтобы ребенок любил читать...").
Метод Кассиля
Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)..."
Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!
Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: "Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому...".
Обсуждение
Шаг первый – это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Детям для того, чтобы увлечься чтением, нужна благоприятная читающая среда.
Шаг второй – говорим о прочитанном
Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.
Шаг третий – читаем ребенку на ночь
Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.
Шаг четвертый – не принуждаем
Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!» или «Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!», это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием.
Шаг пятый- дайте юному читателю время и возможность найти Свою книгу.
Шаг шестой - не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.
Заставить что-то делать с удовольствием – невозможно! Особенно это касается чтения и любви к литературе. Надеюсь, что 7 шагов любви к чтению помогут вам, если ваш ребенок не хочет читать, и однажды для вас обоих самым лучшим зимним вечером покажется тот, который можно скоротать вдвоем за интересной книжкой.
24.11.2015 23:13:41, Федорова Светлана АлександровнаУра! Нашла! Прочитав статью, зацепилась глазом за "крапивинские новеллы", и думаю, дай порою в тырнете, может удастся ребенка увлечь хоть этим? И что за чудо?! Я нашла повесть, которую читала лет 20 назад, это уж точно, в одном из детских журналов "Последний монитор" и "Застава на Якорном Поле"... До этого пыталась искать по имени мальчика Ёжики или Ежи, но сеть выдавала только про ежей... А тут такой подарок!!! Спасибо автору статьи за упоминание фамилии автора. Тут же пробежала глазами полтекста на какой-то страничке в сети.ОНО, О-Н-О самое!!! Внутри обалденное чувство, как-будто прикоснулась к детству......я тогда не дочитала повесть до конца, журналов больше не было, то ли не выписывали, в общем, не помню, откуда он у меня взялся... Но помню, что мне было очень интересно... Обязательно дам прочитать своему восьмилетке, только вот вопрос, с чего начать?! Чтобы не отбить охоту.
У нас приучение к чтению прошло очень легко, сейчас бывают разыне периоды, от запойного чтения до его отсутствия.
Нам книжки с делением на слоги как раз понравились, так что я бы не отказывалась от них.
Вспомнила, как я сочиняла сказки о сыне, печатала, и он их читал. мы делали целую книжку. Сын сказки знал практически наизусть:) Как раз чтение очень знакомых текстов мне кажется не лишенным смысла:)
И потом, он был еще очень мал, и длинных монологов в его речи практически не было. Мне кажется, от общего уровня развития речи тоже зависит и чтение. Было понятно, что и читать он будет тот объем, который удерживается.
Есть еще маленькая хитрость. Все дети не любят ложиться спать. Перед сном я разрешала почитать. Но больше ничего. Сначала читала ребенку я. Потом уже и сам. Вошло в привычку. Да, чтение должно быть удовольствием, и никакие другие методы мне непонятны.
Многие дети будут читать в дороге. Надо создать ситуацию, когда делать нечего абсолютно, т.е. абсолютно. От Москвы до Петербурга у нас, конечно, книги летели как семечки. На отдыхе, когда с собой нет ноут-бука, книги так или иначе читаются:)
По моим наблюдениям, больше комп. игр - меньше чтения. Что же удивляться, если ребенок не читает, если у него игра в компе, псп, телефоне и т.д.
И, конечно, нужно внимательно следить за интересами ребенка, поощрять их. Чтение - процесс и интеллектуальный. Нет интересов - нет чтения. О чем читать? Зачем?
Я никогда не ругала ребенка, что он не читает или не хочет, всегда хвалила и говорила, что у нас, напротив, мальчик читает с удовольствием. Дети очень чувствительны к тому, что о них говорят. И даже иногда начинают в это верить:)
И пусть он читает не то, что читали в детстве мы. Я не буду скорбеть, если в этом году он не прочтет по своей программе Карамзина. Школа - главный враг читающих родителей и детей. Как это ни удивительно. Мы живем уже в другой эпохе. Все меняется каждый день. Только не школьная программа.
26.07.2010 12:44:53, Питерскаянадо просто заинтересовать ребенка книгой.
В начале читаете сами, ребенку становится интересно..а на самом интересном месте говорите, что вам надо погладить одежду(или что-то другое).Ребенок начинает клянчить дочитать, а вы предлагаете ему почитать самому вслух(вам же ТОЖЕ интересно что будет дальше), а вы догладите и продолжите..
Очень полезная статья. В краткой форме перечисляет методы приучения к чтению, каждый может выбрать подходящее для своего ребенка. Моей дочери недавно исполнилось 5 лет. Читать я учила ее сама по классическому методу "буквы-слоги-слова". Я столкнулась с ошибкой обучения алфавиту, дочка какое-то время читала "К" как "КА", и иногда даже путала путала "К" и "А", какое-то время переучивались. В три года она читала слова из трех-четырех букв с удовольствием. Далее я вышла на работу и мы прервали занятия на год с небольшим. Затем снова начали заниматься самостоятельно и на курсах по подготовке к школе, но удовольствие от чтения прошло. Сейчас дочка читает по слогам, но с огромной неохотой. Приходится "торговаться" ежедневно: "сначало ты мне почитай, а потом я тебе" или "сначала почитай, а потом будешь смотреть мультик". Завтра же попробую метод с письмами. Еще думаю, что очень подойдет метод с запрещением читать при плохом поведении. Я уже проверяла подобный метод на плавании (Будешь плохо себя вести на тренировку не пойдешь) - очень хорошо сработало на начальной стадии, в первые два месяца, сейчас осталось только удовольствие. А про успехи в бизнесе нечитающих людей звучит странно... Откуда статистика, как там с валидностью и надежностью? Они в детстве не читали или бросили читать когда занялись бизнесом? Впрочем, все знают известную поговорку про статистику. Желаю всем успехов в обучении детей чтению!
17.01.2010 23:29:08, El32С удовольствием прочитал вашу небольшую статью, Виктория, и отметил ее, как очень интересную и полезную. На этом же сайте Семья.ру (кстати, тоже очень полезном и интересном) недавно опубликована и моя статья "Лучший способ изучения букв", но мы с вами не конкуренты, а единомышленники. Я тоже рекомендую родителям своих учеников практиковать попеременное чтение со своими детьми, подбирать им книжки, соответствующие их интересам. Одна бабушка пожаловалась мне, что у нее не получается читать с внуком попеременно: внук вертится, отвлекается, слушает вполуха (внуку было уже 6 лет, он пошел в первый класс, читать умел, но читал слабовато и без желания). Я посоветовал во время таких совместных чтений сажать внука на колени перед столом, обхватывать левой рукой, а правой брать его пальчик и указывать им каждое прочитываемое бабушкой слово.Читать не торопясь. Когда внук вертится, прижимать его левой рукой чуть плотней. Ну и, конечно, книжки подбирать интересные ему. Представьте себе, помогло. Постепенно внук увлекся совместным чтением, и сам начал подражать бабушкиной манере чтения. Конечно, этот совет не для всех, а для гиперактивных и просто очень вертлявых детей.
Справедливости ради надо сказать, что я не сам до этого додумался, мне подсказала это студентка педуниверситета, одна из тех, кому я передаю свой опыт обучения дошкольников.
Сергей Поляков.
Ох, ну вот моя шестилетка не хочет читать(((Буквы знает все давно, читает по слогам, но не хочет и не любит((Хотя я ей читаю практически каждый вечер! И не по 10 минут, а дольше. И вот совсем не согласна с таким методом: разрешать читать за хорошее поведение, и не давать читать за плохое. Моя точно сделает свои выводы: чтобы не читать - надо плохо себя вести... Вот история с записками мне показалась интересной! Надо попробовать.
хорошая статья, но кто сказал, что метод Домана хорошо для обучения чтению? У нас не пошел ни Доман, ни Зайцев, а вот старая метода бабушки пропевать слоги и тогда они мягко складываются в слова, оказалась очень удачной.
Про подбор детских книг для самостоятельного чтения малышам полностью согласна выбрать не просто трудно, а ОЧЕНЬ трудно. А методики которые вы описываете как метод Кассиля и Даунис, применялись нашими бабушками, на методе Кассиля еще меня учили читать, а ведь отлично действует:) Метод Даунис я применяю со своими детьми, но обходимся без карлсона, его прекрасно заменят записочки от мамы:)
Вы знаете, когда я учила читать свою 4-х летнюю дочь, у нее ничего не получалось и она просто протестовала против этого, а я в свою очередь настойчиво требовала учить буквы и т.д. После чего, окончательно устав бороться с малышкой я оставила ее в покое на некоторое время, и каково же было мое удивление, когда спустя пол года моя малышка стала не только называть все буквы, но и по дороге в детский сад читать все "Надписи на заборе". просто пришло ее время, она просто "созрела" и физически и психилогичеки для восприятия обучения чтению. сейчас ей 7 лет, она пошла в 1 класс читая очень хорошо и я этому рада. дорогие мамочки не требуйте от своего малыша того, что ему в данный момент, т.к. всему свое врумя! спасибо сайту 7я.ру.
15.11.2009 20:43:04, aigul-olgaКомментировать статью "Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать?"
Мои близнецы 10 лет даже слушать книги с детства не любят, очень редко летом днем в жару, хотя вся наша семья книголюбы, все читаем, в библиотеки ходили и ходим и водили детей. Старший много читает, но только летом, находит на него каждый год и любит именно книги...
Обсуждение
Гарри Поттер читался нечитающим ранее ребенком везде: в парке на лавочках, в транспорте, за едой, в кровати, в туалете:) чуть с меньшим энтузиазмом, но тоже взахлеб, был прочитан "Дом странных детей". "Манюня" еще хорошо читалась. Прикольная книжка (советую всем) -"Все времена хорошие" (там, где мальчик из 80-х поменялся временем с девочкой из современности) сначала я прочитала сама, потом дочке дала:)
Дочь 12 лет ранее практически не читавшая совсем с удовольствием прочитала Четвертую высоту, Приключения кота Боба с продолжениями,а теперь взахлеб Гарри Поттера. Пришлось Деду Морозу разориться на Росмэновский комплект книг.
Читать любит, вслух я всегда читаю перед сном, думаю, именно чтение вслух прививает любовь к чтению. Список книг на лето не Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием. Мы дочу начали учить читать в 4 года...
Обсуждение
Мой мальчик смотрел французский мультик "Жила-была жизнь" [ссылка-1] - но там больше про деление клеток:-) Но ему на микро-уровне интереснее, чем на макро- :-) А дети как таковые вообще неинтересны. Мужчина:-))
Последнюю книгу, "Что делать, если..", обе части, дочка очень много раз читала. Лет с 6 (сейчас ей почти 9). Говорит, что полезная и хорошо написана.
08.11.2013 12:53:26, забыла парольОбсуждение
Старшему лет до 7-8 на ночь всегда читала вслух, надеялаясь, что привыкнет и, если я перестану, сам начнет читать. При этом книги подбирали вместе. Не сработало))) но может еще что-то поменяется, сейчас ему 9 с половиной. И да, кругозор у него отменный, но и память хорошая....
Младшему 3 года почти не читаю, очень редко. И есть какая-то внутренняя уверенность, что он будет сам читать и начнет рано, но он абсолютно равнодушен к телеку и компу (комп никто и не дает, но старший в 3 года требовал его не по-детски)))
Девочки, а вот зачем чтобы обязательно читали? Для учебы в школе это важно, понимает тексты задач, например. А еще зачем? Почему именно книги, да еще умные?
12.07.2013 13:39:10, Скроюсь, стесняюсь спрашиватьКакой книгой заинтересовать 9 летку? Всем привет! Мой второклассник никак не хочет читать. мой ребенок берет книжки с полки сам, НО только в условиях ограничения компа. причем не так каких обстоятельствах. и кстати, до сих пор не очень любит книги без картинок.
Обсуждение
у меня читает * Ага, попался* не помню то автор и остальное из этой сери. А также обкуренные книги современные Успенского, там ужас канеш, но читает)))) то Гена в армию идет, то баб Яга родила....
а лучше наоборот - почитал-поиграл в псп
Я люблю выбирать и покупать ребенку хорошие книги, люблю ему их читать. А он, в свою очередь, любит, когда я ему их читаю, да и самостоятельно уже бывает книжки листает. Моя мама же считает, что много книг ребенку не надо, можно по много раз одну и ту же книжку...
я обнаружила, что мало читают, обычно очень деятельные люди. мой свекр очень деятельный человек, всегда либо по дому что-то делает, либо на охоту, либо фотографирует,в походы ходит. и вот ну не может он полчаса на месте с книжкой посидеть. муж говорит, что за всю жизнь свекр читал книжки только по школьной программе, а потом только пособия: как что дома привинтить, да по профессиональной деятельности.
при этом свекр-интереснейший человек, тактичный, глубо интеллигентный, с ним никогда не скучно.
самое интересное, что его прямого потомока (т.е. моего мужа) от книжек не оторвать, что опровергает тезис о личном примере воздействия на ребенка.
в общем, я к тому, что не всегда не читающий ребенок-это ужас-ужас. из них тоже что-то путное может выйти.
я своему (8 лет) тоже пока вслух читаю, сам он в руки берет только книги про всяких спайдерменов и биониклов.
Крапивин и Каверин.
А вообще, конечно, очень много хороших книг. Могу у младшего (8 лет) спросить, что он может порекомендовать. Он у меня читатель со стажем:)
мой читает комиксы. и ничего больше. хотя нет, летом прочел про тачки. сегодня вот выбрал в магазине про пиратов карибского моря. я просто А вот научить читать именно книги труднее. ИМХО лучше, если ребенок учится читать книгу, а не Я люблю читать книги с ребенком.
Даже сам стал выбирать книги для чтения. Но надолго ли хватит - не знаю. Даю дочке самой выбирать себе книги в библиотеке по вкусу, но все равно приходится нажимать, чтобы Что делать, если ребенок не хочет читать? Шаг первый – это любить книгу самому и показывать...
Обсуждение
Устала бороться со своим сыном....примите его таким как есть, заставлять тяжело.Себя утешаю тем,что муж в детстве почти ничего не читал,что не помешало ему закончить МИФИ с красным дипломом.Сейчас читает уйму книг и в курсе всех новинок.
Пока читаю на ночь и жду, когда ему будет самому интересно,пока полистывает энциклопедии и журналы.
Такая же ерунда. Моему сыну чуть больше 9-ти, учится почти отлично, но читать - это караул. Что только не делали. Его мечта - компьютер, но я была категорически против того, чтобы иметь его дома. Потом, после разговоров с сыном по поводу того, что он будет целыми днями сидеть за компом и не будет гулять, играть с друзьями и читать, он (я была в шоке) написал мне клятвенное обещание, что он будет играть в комп не больше 2 часов в день. В этом году на день рождения он получил долгожданную игрушку, но с условием: 1 час игры - 30 минут чтения. Пока срабатывает. Даже сам стал выбирать книги для чтения. Но надолго ли хватит - не знаю. Может быть тебе следует попытаться ввести какие-то условия, в обмен на чтение, но только очень мягко подводя сына к этому решению (т.е. он должен думать, что это он предложил вам такой выгодный обмен). В идеале тот же принцип действия, что и с мужчинами: ты плавно подводишь ему к тому, что ты ХОШЕШЬ и позволяешь ему думать, что это было его решение! Желаю удачи тебе и твоему сыну!
Приучить ребенка к чтению или заставить его читать - это две совершенно разные задачи. Часто мы сосредотачиваемся именно на второй, пытаясь уговорами, угрозами или подкупом вынудить наше чадо сесть за книгу. Кому-то это удается, и дети успешно выполняют школьную программу по литературе. Но привили ли им любовь к чтению? Захочет ли ребенок читать что-то вне заданных рамок?
Задача 1: Найти книгу
Любовь к чтению всегда начинается с конкретной книги (кто-то из взрослых так и не нашел ее). Вот и ребенку нужно встретить свою «любовь», а для этого нужно искать.
■ Попробуй заинтересовать ребенка. Ходи с ним в детскую библиотеку, книжные магазины, на фестивали и ярмарки, где ребенок может брать разные книги, пролистывать, рассматривать картинки, начинать читать. Так он сможет сам подобрать себе то, что будет ему интересно.
■ Покупая книгу ребенку, подумай, что его по‑настоящему может увлечь. Не выбирай программные произведения. И учти, что он может «не дорасти» или, наоборот, «перерасти» какие-то книги.
■ Предлагай ребенку находить информацию для учебы в школьной библиотеке, а не искать ее в Интернете. Пусть он и не прочтет книгу целиком, зато приобретет хорошую привычку.
■ Заведи дома библиотеку. Пусть в ней будут разные книги - от классических произведений до специальной литературы. Важно, чтобы книги были доступны ребенку: он мог до них дотянуться, взять и полистать. Ребенок постарше может пытаться читать книги «не по возрасту». Не мешай ему в этом, пусть он без помех роется на книжных полках.
Задача 2: Понять причину
Если вы с мужем по вечерам и в выходные предпочитаете сидеть перед компьютером или телевизором, то и ребенок будет поступать так же, сколько бы ты ни твердила, что книга «куда интересней».
Что делать?
■ Читай в свободное время. На отдыхе, в транспорте, а не утыкайся в смартфон. Пусть ребенок видит это и берет с тебя пример.
■ Обсуждайте. Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Можешь зачитывать вслух что-то интересное из своей книги, как бы делясь своими мыслями с ребенком.
■ Рассказывай ему о книгах , которые нравились тебе в детстве, и объясняй, чем именно.
■ Задавай вопросы. Спрашивай, не хочет ли он пересказать прочитанное. Если нет - не заставляй.
Задача 3: Сформировать навык
Если ребенок еще довольно плохо читает, то это занятие из удовольствия превращается в пытку. Каким бы интересным ни был сюжет, он не сравнится с затраченными усилиями. Помоги ему поднять технику чтения, чтобы он мог легко погружаться в захватывающие истории.
Что делать?
■ Разучивайте чистоговорки. Это шуточные труднопроизносимые фразы, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Они развивают артикуляционный аппарат, что помогает научиться легче читать.
■ Работайте над скоростью чтения. Для этого подойдет игра «Побей свой рекорд». По очереди читайте в течение минуты, затем посчитайте, кто сколько слов прочитал, и пробуйте побить свой рекорд. Иногда стоит поддаться ребенку, «не сумев» улучшить свой результат, а иногда, наоборот, - показать большой «рывок вперед».
■ Пересказывайте. Научи его пересказывать текст по ключевым словам и мыслям, выделив их в каждом абзаце. Так ребенок научится лучше понимать текст, а потом и «читать между строк».
■ Заведите читательский дневник. В нем ребенок будет писать, что он читал, сколько страниц в день, сколько времени на это потратил, что понял и свои впечатления. При желании нарисует иллюстрацию.
Задача 4: Разрешить лениться
Если заставлять ребенка («Пока не прочитаешь 10 страниц, гулять не пойдешь»), он будет относиться к чтению как к наказанию. Позволь ему те же «поблажки», которые даешь и себе.
■ Перескакивать. Разве ты никогда не пропускала неинтересные части, не заглядывала в конец книги, чтобы узнать, чем все закончится?
■ Не дочитывать. Не все произведения стоит читать до конца. Некоторые оказываются откровенно плохими.
■ Перечитывать. Не говори ребенку: «Зачем ты в третий раз читаешь одно и то же? Начни что-то другое». Радуйся, что у него есть любимая книга! А еще попробуй предложить произведение, похожее по сюжету или героям.
Если малыш еще читать не умеет, но и слушать не хочет
✔ Потешки или стихи Малышу может быть еще не по возрасту длинный сюжет сказки, ведь за ним маленькому непоседе сложно уследить. А вот в стихах есть ритм, который можно отлично «разыграть» интонационно. Еще их можно заучивать и рассказывать, например, по ролям.
✔ Поставьте мини-спектакль Ребенок будет кукловодом, а ты - «закадровым диктором».
✔ Интерактивность. Купи книги с двигающимися, звучащими вставками. Преврати чтение в игру и познание окружающего мира.
Фото: Andrey Kuzmin/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru
Как научить ребенка читать и не навредить ему при этом. Многие родители в гонке за лучше, раньше и быстрее, добиваются ситуации, когда ребенок не хочет учиться читать. Что делать? Прежде всего остановить свой бег и сделать шаг навстречу интересам своего ребенка.
В детском центре, куда мы с дочками ходим на занятия, нам посоветовали Букварь для малышей от двух до пяти лет Елены Бахтиной.
Книга яркая, красочная, с картинками. С помощью этого букваря мы учим буквы и пытаемся читать.
Сейчас лето, буквами и цифрами дочек не загружаю, системы в занятиях нет. Все занятия только по желанию детей. Младшая дочка часто берет букварь сама, может сидеть долго, перелистывать страницы, называя буквы. Про нее можно сказать, книги ее лучшие друзья. Укладывает книжки спать вместе с собой, как другие дети любимою игрушку.
Ребенок не хочет учиться читать
Старшая дочка умеет читать слоги из двух букв. Не так давно стала замечать, тяга к чтению стала проявляться у нее все реже и реже. Буквы ее не увлекают, как младшую сестру. Ей быстро становится скучно и не интересно. Срочно нужно было что-то придумать, чтобы желание читать появилось снова.
Как выучить буквы с ребенком?
В букваре имелись дополнительные страницы с буквами, их нужно было вырезать. Вот они меня и выручили, дали почву для фантазии.
Вырезала. Начали играть. Показываю буквы поочередно дочкам. Каждая называет букву. Если говорит неправильно, отвечает другая. Кто угадает, того и буква. В конце игры подсчитываем результат. Обычно стараюсь подсчитать так, чтобы у всех было поровну. Не хочу развивать между сестрами чувство соперничества. Конечно иногда кто-нибудь из них выигрывает. Нужно уметь и выигрывать, и проигрывать. Потом мы меняемся ролями, и буквы показывает одна из дочек. Роль учителя вовлекает их в мир чтение еще сильнее, ведь они теперь могут исправлять ошибки других. Благодаря этой игре буквы мы выучили быстро.
Как научить ребенка читать по слогам?
Поэтому решила перенести игру на слоги. Нашла в интернете слоги, распечатала, наклеила на картон и вырезала.
Правила игры те же. Результат есть, не такой успешный, как с буквами. Но если сравнивать с книгой, процесс идет быстрее. Почему-то черно-белые карточки их притягивают больше, чем разноцветный букварь. У старшей снова стало появляться желание читать, она сама берет карточки, подходит ко мне со словами:
Мама давай поиграем.
Возможно разгадка тайны, именно в этих детских словах. Детям нужно играть, даже когда они учатся.