Когда просить благословение. Как просить благословения у батюшки так, чтобы высшие силы вас услышали
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах. Передача из Санкт-Петербурга.
Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.
Сегодня у нас в гостях клирик храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков.
Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.
Дорогие друзья, успехов всем, с Праздником, доброго здоровья. Помогай всем Господь.
- Наша сегодняшняя тема "Благословение священника".
Расскажите, пожалуйста, о том, что такое благословение священника по своей сути.
Это широкий вопрос, и ответ должен быть развернутым. Благословение священника, как мы веруем, как переживаем, это благословение самого Бога. В Церкви все наполнено таинственной, мистической силой.
Разумеется, мы не должны отбрасывать человеческий фактор. Даже имея такое благословение, как Священное Писание, мы понимаем, что в нем участвовали и люди: пророки, апостолы, библейские писатели, и даже избранный народ, который сохранял, в чем-то дополнял, в чем-то комментировал эти тексты. Поэтому и благословение священника имеет богочеловеческую природу. Господь - податель всех благ, но священник поставлен в Церкви как возглавитель. Неправильно говорить, что священник - проводник, потому что между небом и землей у нас только один Проводник - это Христос. Священник - руководитель общины, жизнь которой ему поручено направлять: не только нашу внешнюю жизнь, но и наши душевные и духовные переживания.
Благословение имеет корни в Библии. Господь Сам дает многие благословения. Это не только подавание человеку или обществу благодатной силы, но и некое наставление. Например, благословение, когда Господь сказал людям: идите и населяйте землю. Оно не столько связано с подаянием даров, но с наставлением, которое человеку нужно выполнить.
По сути, все мы несем в себе благословение - это образ и подобие Божие. С одной стороны, это данность, с другой стороны, это задача.
За богослужением мы слышим слова: "Благословение Господне на вас всегда, ныне и присно и во веки веков", то есть оно пребывает сейчас, все время и будет пребывать, это нечто, свойственное нам постоянно?
Потому что мы крещены и миропомазаны, это еще одна разновидность Божьего благословения. Миропомазание - это, по сути, рукоположение каждого из нас в первый чин - звание мирянина, звание члена Церкви, подавание нам даров Святого Духа. Святое миро освящается самим Патриархом, поэтому каждый из нас имеет на себе личное благословение Патриарха, а через него, разумеется, благословение Божие.
Мы имеем в себе образ и подобие Божие, потом крещение, миропомазание, святые Таинства. Здесь мы видим иллюстрацию к словам апостола Павла "благодать воз благодать". Все сделано, чтобы она умножалась в нас. Главное - быть достойными приятия этого дара благодати и тех даров, которые нам постоянно подаются. Здесь, кроме священника, очень важен факт нашего собственного участия: насколько мы готовы исполнять то или иное указание. Не надо бояться слова наказание, ведь наказание - это наказ. И потому нестроения и переживания в нашей внешней жизни - тоже некое Божие благословение, Божий дар, который надо уметь понимать и принимать. Чего нам очень часто не хватает.
- В первохристианские времена благословение было таким же, как мы его знаем сейчас?
Мы не можем глубоко погружаться в церковную археологию, да этого и не надо: дело не во внешней оболочке обряда. Природа подавания Божиих даров, благодати, разумеется, та же самая: наша церковь сохранила апостольскую преемственность и всю полноту православной веры, благочестия и традиции. Традиция заключается не только в сохранении обряда, но в том понимании духовности, которое имеет православие, и является отличным от иных проявлений религиозности в нашем мире. По своей форме оно могло и отличаться: возложение рук, осенение крестным знамением, прочитыванием каких-то долгих молитв. Мы понимаем, что обрядовая сторона могла поменяться.
Если обратиться к Таинству соборования, можно проследить, как оно менялось на протяжении столетий, эпох, дополнялось. Обряд - очень важная оболочка, без обряда ничего не происходит. Мы видим, что Сам Господь, исцеляя - а это тоже благодать - использовал то, что было под рукой: брал землю из-под ног, брение, растворял слюной и делал такую импровизированную мазь, которой помазывал глаза больному слепотой. Обряд позволяет нашей природе принять Божие прикосновение, Божий дар, Божию благодать.
- В псалме мы слышим "Благослови, душе моя, Господа". Разве Господь нуждается в благословении? Что это значит?
Наш язык не имеет возможности полностью передать все смысловые оттенки. Например, мы знаем слово любовь, которым мы обозначаем и любовь к Богу, и к человеку, и к неким вещам. В этом есть некая ущербность языка, не именного нашего языка, но и вообще всех языков мира. Поэтому часто одним словом может отражаться суть разных понятий или разных событий.
Когда мы призываем свою душу благословить Бога, мы призываем именно славословить, благими словами восхвалять Бога. Смысл нашей жизни, по сути, благодарение.
Зачем Богу наше благодарение, благословение? Мы нуждаемся в том, чтобы Его славословить и благодарить, но не только своей речью, но и своей душой, разумом, сердцем, своим пониманием. Здесь мы приходим к размышлению о том, что такое благодарность и благодарение. И понимаем, что залог нашего счастья, нашей полноценной жизни именно в благодарности, когда мы умеем видеть, за что надо и можно благодать Бога. Когда мы не видим в своей жизни: каждом дне, часе, за что нам Бога благодарить, тогда мы глубоко несчастные люди.
Когда мы говорим о благословении человека Богом, то оно не только некое непонятное нам действие или факт. Мы уже говорили, что Господь, для того чтобы прикоснуться к нам, использует соматику этого мира - наши душевные и телесные свойства.
Если священник передает что-то благодатное от Бога человеку, то он тоже должен найти благие слова, чтобы эта благодать полноценно, не ущербно передалась человеку. Чтобы человеку воспринять что-то, ему надо ощутить это теми свойствами, которыми он обладает. Чтобы понять что-то духовное, человек использует свои душевные и телесные свойства: соматику и психосоматику в полном сочетании. Поэтому священник должен пребывать в постоянном размышлении о своем служении: о том, как он передает Божие благословение человеку, общине, верующим. Это тоже накладывает на нас важные обязательства, о которых мы не должны никогда забывать.
- Наша телезрительница из Самары спрашивает, почему мы не берем благословение у дьякона?
В Церкви мы видим, что совершитель таинств - священник, дьякон помогает священнику. Священнику делегированы от епископа права для совершения таинств. Если мы обратимся к церковной истории, литургике, мы увидим, что очень часто повторяются слова о том, чтобы ничего не делать без епископа.
Когда Церковь разрослась и стала Вселенской, по крайней мере, по масштабам того времени, когда вселенной была Римская империя, Церковь охватила эту территорию и потом вышла за ее пределы к варварским племенам, далеким от античного мира. Назрела потребность, чтобы у епископа были помощники, которые совершали бы таинства даже без присутствия самого архиерея, эти права были делегированы священнику, и он стал, по сути, звеном между епископом и мирянами - народом Божиим.
Священник ведет духовническую работу, что является одним из столпов благословения, дарования и подавания человеку даров Святого Духа. Мы приходим к тому, что необходима осмысленность всякого благословения.
Священнику надо понимать, что его благословение берется не с потолка, а именно от глубокого размышления. Люди глубокой духовной жизни, те, кто сейчас уже признан Церковью как святые, никогда не стыдились говорить людям, что они не могут сегодня ответить на вопрос или благословить, дать оценку переживаниям или запросу. Они могли сказать, что им надо помолиться, поразмышлять или даже посоветоваться с более старшим священником или даже епископом. Слова Игнатия Брянчанинова "ничего не делать без епископа" до сих пор остаются актуальными.
- Какова сила уже данного благословения? Имеет ли оно в себе некую самостоятельную силу?
Размышляя над этой темой, очень важно сразу удалиться от магизма. Это важная составляющая правильного понимания этой темы. Магизм, как некая наша зависимость нас от каких-то движений, благословений, сглазов и тому подобного, является греховной природой нашего человечества. В связи с этим мы имеем серьезную проблему.
На благословение надо смотреть с другой стороны, не через призму магизма, а через призму честности. Когда мы берем у священника благословение на что-то, мы должны это выполнять. Здесь вопрос не в том, что нас кто-то или что-то накажет за неисполнение чего-то, что у нас какая-то детерминированность, которая повлечет наказание за невыполненное благословение. Ни в коем случае.
Вопрос в другом: мы, не выполняя благословение не только священника, но и благословение Церкви, не навлекаем на себя темные силы, но сами открываем им себя. Отказываясь от послушания, мы выводим себя с некой, проложенной Богом колеи, и, как корабль без парусов, начинаем быть влачимыми по житейскому морю нашими страстями, желаниями, постоянно сменяющимися мыслями, которые заменяют нам благословение и Церкви, и священника, и епископа.
Может быть, самый болезненный вопрос о невыполнимости благословения. Когда нам дано благословение, но оно кажется нам или абсурдным, или невыполнимым. Что делать?
Если благословение кажется нам абсурдным, мы должны искать разъяснения у того, кто дал нам это благословение. Я думаю, здесь надо сразу отказываться от выполнения и от того, чтобы давать какую-то оценку священнику, которое дал нам благословение. Надо искать поддержки. Я уверен, что священник всегда помнит, что он пастырь, то есть тот, кто пасет, кто охраняет, наставляет, огораживает. Мы имеем много слов, которые описывают священника: пресвитер, старец, то есть некий отец, человек уважаемый. У монахов это игумен, архимандрит. Архимандрит - это тот, кто пасет стадо, управляет загоном, где пасутся овцы.
Если священник видит, что человеку трудно, он сомневается, он должен укрепить его, помочь исполнить. Где-то по-отечески, с любовью оградить его от искушений, где-то понизить градус той напряженности, что возникает с выполнением. Но если мы сами ищем благословения, испрашиваем его в исполнении какого-то правила или какого-то небольшого подвига, то, разумеется, мы должны это благословение выполнять.
Другое дело, что и сам человек, который просит благословения, должен рассчитывать свои силы. Очень часто благословения, которые мы необдуманно испрашиваем, связаны с нашей гордыней, самомнением и желанием славы, даже речь идет не о житейской славе.
Но и пастырь должен внимательно различать тех духов, которые руководят мирянином, которые испрашивает у него то или иное благословение.
Вопрос телезрительницы: Расскажите, пожалуйста, о благословении детей родителями на брак или на путешествие.
Благословение родителей - всегда проявление нашего дружелюбия, миролюбия и семейственности. Мы не куклы, нам необходимо живое общение друг с другом. Какой-то элемент обрядовости входит и в нашу жизнь. Но не надо этим увлекаться, поскольку отрыв от церковности начинает восполняться придуманными нами обрядами.
Родительское благословение очень важно для человека. Поступает ли он в какое-то учебное заведение, идет ли служить в армию, уезжает ли в дальнюю дорогу. Когда он вступает в брак, есть еще и другой компонент: оценка родителями нашего выбора и нашего поведения, что тоже очень важно.
Как священнику важно пастырствовать, никого не закабаляя, никого не подчиняя себе, никого не унижая и не лишая своей воле, так же надо поступать и родителям. Об этом говорит родителям апостол Павел: не огорчайте своих детей. Каждый из нас, отец и мать, должны понимать, что они в ответе не только за пропитание ребенка, но они должны давать своему ребенку и любовь, и ласку, свое благословение, без которого ему тяжело. Не потому, что ему что-то не дали какие-то силы, но потому, что если нам не дали какого-то благословения, у нас отняли какие-то силы, которые потенциально были. Если у нас какая-то распря, то мы теряем часть той благодатной энергии, которая вложена в нас Богом.
Благословение родителей - всегда поддержка, дружеское участие в том или ином событии, которое происходит в нашей жизни, особенно в браке. В браке важно не навязывать детям своего выбора, своего мнения. Другое дело, если мы видим, что наша дочь или наш сын совершают ошибку, мы должны приложить все усилия: особенно усилить молитву к Богу за наше чадо, если нам кажется, что оно заблуждается. При этом надо помнить, что заблуждаться могу и я сам, и молиться не только о своем ребенке, но и о себе.
Совсем недавно я разговаривал с человеком о том, как ложное, неправильное представление родителей, касающееся брака, привело к трагедии, когда брак, совершенный не по любви, а лишь по родительскому благословению, не мог быть цельным и распался. А тот брак, который должен был совершиться, и препятствия к совершению которого были надуманными, совершился сегодня, но уже беззаконно. Произошло попирание венчания. Разумеется, ситуацию, в которую по неразумному благословению родителей попали эти люди, рассмотрит епископ. Все управит Господь, но здесь мы, к сожалению, видим, насколько может гордыня родительская или священническая нанести вред пасомому или чаду.
- Вопрос телезрителя: Одинаковую ли силу имеет благословение простого священника и митрополита?
Второй вопрос: если священник без облачения, в гражданской одежде, могу ли я брать у него благословение?
Неправильно отвечать вопросом на вопрос, но вопросом, который я задам аудитории и самому себе, постараюсь ответить на первый вопрос.
Одинакова ли Евхаристия, совершенная священником и епископом. Разумеется, мы понимаем, что одинаковы и Евхаристия, и причастие.
Что касается священника, которого Вы встретили в храме или на улице, будь он в облачении или без него, он всегда остается священником. И каждый священник должен помнить, что где бы он ни находился, он всегда притягивает взгляд своих пасомых.
Даже я в нашем большом городе, находясь не в том районе города, где служу, постоянно сталкиваюсь с людьми, которые подходят, здороваются, просят благословение. Здесь человек берет благословение на тот отрезок жизни, который у него сейчас будет: идет ли он на работу или с работы домой. В своей жизни мы постоянно берем благословение у Бога: выходим ли из дома, садимся ли за руль автомобиля. Поэтому и у священника, которого мы встретили, мы можем взять благословение.
Существует проблема среди мирян, когда люди стараются уподобиться монашеским принципам: брать благословение буквально на любую мелочь.
Наверное, это случается в нашей жизни, мы даже, бывает, слышим буквально анекдотические ситуации с благословениями. В своей практике (в священническом сане я довольно длительное время) с такими ситуациями я либо не сталкивался, либо сталкивался крайне редко, поскольку в моей памяти они не отразились.
Скорее всего, такие ситуации случаются как раз в таком месте, где святость преобладает, как это ни странно звучит. Люди, зная, что есть старец, идут к нему - прошу прощения у аудитории - как к некоему ясновидящему или прорицателю. Отсутствие церковности у такого человека и влечет к таким анекдотическим ситуациям, когда человек сам не понимает, зачем он это делает. Искал ли человек какого-то совета или наставления?
Когда человек церковного сознания, в этой ситуации может произойти то, что описано в патериках. Когда описано, как придя к святому старцу, молодой монах ничего не спрашивал у него, в то время как другие задавали ему вопросы. Когда же старец спросил его, почему он ничего не спрашивает, молодой монах ответил: мне достаточно видеть тебя. То есть пребывание рядом со святым уже благословение.
Когда мы едем к старцу или духовно опытному священнику, стяжавшему дух мирен, тогда хватает только видеть его, его поведение, которое само умиротворяет нас. Потому само пребывания в монастырях, даже независимо от разговора с монахами, пребывание в атмосфере молитвы, мира, смирения намного важнее, чем получение благословения, испрашивание советов и наставлений, когда, случается, мы спрашиваем лишь для проформы.
Вопрос телезрительницы: Когда я подхожу к батюшке под благословение, должна ли я объяснить ему, для какой цели я беру у него благословение?
Если мы берем благословение на простое, житейское дело, на какой-то отрезок сегодняшней жизни, здесь не надо ничего пояснять. Но когда мы приходим к священнику, чтобы, кроме его помощи, попросить и совета, то, разумеется, мы поясняем и свой вопрос, и то смятение или печаль, которые нас сегодня смущают или терзают. Если мы хотим, чтобы священник дал нам наказ, совет, как нам поступить в этой ситуации и благословил на выполнение этого вектора, то здесь необходимо пояснять.
Может быть, Вы, батюшка, не сталкивались с такой ситуацией, но она существует: когда миряне, держа в уме какую-то проблему, подходят к священнику, просят благословить, а потом говорят о том, что делают нечто по благословению батюшки. Хотя тот батюшка об этом не знает, поскольку было испрошено простое благословение. Как быть?
Может быть, такое и случается. Но как я верю в наше духовенство, так же я верю и в наших мирян. Не думаю, что у большого процента наших верующих есть такие извращенные представления о благословении.
Если кто-то так и считает, он, разумеется, глубоко заблуждается, когда считает, что подставляя под благословение голову, в которой роятся какие-то мысли, считает, что эти мысли были благословлены рукой священника. Это весьма сатирическая схема и, конечно же, глубоко ошибочная.
Такое явление как младостарчество, будучи негативным явлением, довольно часто основывается на благословении.
Думаю, что нам, священникам, нельзя терять контроль над собой ни на каком промежутке от рукоположения. Надо всегда помнить, что мы всего лишь люди, и все мы пасомые у Бога. Даже если я священник, я все равно пасомый, потому что наш самый главный пастырь - это Христос.
Бывают случаи, когда не только священники, но даже просто служители, к сожалению, начинают считать себя персонами, важными в Церкви, в данной общине. К сожалению, это часто бывает. Путешествуя по России, посещая храмы и видя, как монахи или монахини общаются с пришедшими в храм, мне порой хотелось сказать: отец (или мать, или брат, сестра) помни, что ни ты, ни я не Христос и не Богородица. Ты лишь служитель, чтобы подвести этого человека к святыне, к священнику, но никак не карающий меч Бога. К сожалению, эта самоуверенность свойственна не только молодым, но и пожилым. Эта самоуверенность начинает преобладать у людей, либо потерявших, либо так и не сумевших приобрести культуру поведения. Это уже не смешные поведенческие стереотипы, но они вызывают уже скорбь: когда человек начинает самоутверждаться за счет кого-либо, начиная заслонять собой Бога.
Это печаль и это болезнь, и болезнь, которой подвержены не только молодые священники, хотя все мы находимся под надзором и настоятеля, и епископа. Я верю в нашу иерархию, в целительную природу Церкви, верю, что благодать Божия, подаваемая в Церкви, немощное врачует, а оскудевающее восполняет. Постоянно ощущаю это и на себе, и на людях, вижу, как благодать Божия исправляет нас, но для этого необходимо иметь смирение. Если мы отвергаем смирение, не понимаем и не принимаем его, то благодать Божия, к сожалению, ничего не может сделать с нами. Смирение - это жизненная необходимость для каждого из нас.
Подвиг смирения не надо понимать, как некую тяжелую ношу, которую надо донести до смерти, чтобы скинуть ее и обрести от Бога некую награду. Нет, смирение - это то, что позволяет нам сейчас выживать и жить полноценной жизнью христианина.
Вопрос телезрителя из Ейска: Мы люди престарелые: не можем приходить в храм на причастие. Батюшка приходит к нам домой, и мы общаемся с ним по телефону. Как в таком случае просить у батюшки благословения? Возможно ли это по телефону?
Во-первых, очень рад, что Вы пребываете в общении с Богом, принимаете святое причастие. Разумеется, когда батюшка приносит Вам Святые Дары, Вы можете испрашивать у него благословение. Когда же Вы находитесь дома, а батюшка в церкви, и Вам необходимо принять какое-то решение, каждый священник получает в течение дня звонки, когда прихожане просят благословения на то или иное действие. Это вполне допустимо, и обрядовая сторона здесь не имеет никакого значения. Бывает, что люди звонят, когда уезжают куда-то, и просят помянуть их в молитве как путешествующих, либо как болящих.
Хочется вернуться к вопросу о разнице в священническом и архиерейском благословениях. Говорят, что есть определенные случаи, когда за благословение нужно идти только к архиерею.
В случае, когда мы говорим о каких-то дисциплинарных проявлениях, это так. В таком случае мы говорим не о таинственной природе благословения, здесь уже иной контекст: канонический, дисциплинарный.
Сегодня мы уже проводили слова Игнатия Богоносца: ничего не делай без епископа. Действительно, есть ряд вопросов, которые не могут решаться без архиерейского благословения. Но здесь речь идет о благословении не как о некоем духовном толчке, потенции, даваемой на совершение человеком какого-то дела, но о решении, которое может принять только архипастырь. Это могут быть вопросы, касающиеся отпевания человека, который скончался при особых обстоятельствах, либо вопрос браковенчания, - разные сложные моменты, которые касаются совершения таинств или обрядов.
Хотелось бы спросить о благословениях, которые часто испрашиваются у священников: это разные послабления в молитвенном правиле или постном делании. Как Вы считаете, насколько велика свобода мирянина в этих вопросах?
Не всегда возможно сразу же встретиться с батюшкой или дозвониться ему. Если врач предписывает нам в связи с болезнью изменение рациона, мы не должны отключать свою волю, можем принять решение, а затем обсудить его со священником. Тем более, когда речь идет о нашем самосохранении.
Что касается дисциплинарных вещей, таких как проведение поста, то уже до поста мы можем обсудить со священником, насколько наши духовные и телесные силы позволяют нам ту или иную меру поста. Это касается и молитвенного правила, мы можем обговорить этот момент со священником и решить, как это сделать, чтобы реализовать нашу церковную жизнь. Бывают разные ситуации в семье, разные отношения наших близких к нашей вере.
Если мы вдруг не успели чего-то решить, не взяли благословения, но должны принять решение, не надо доходить до карикатурности.
Бывает, что даже в рамках одного прихода разные священники придерживаются разной меры строгости, и миряне знают, что если один священник обязательно запретит, другой разрешит. Является ли такой выбор лукавством?
Возможно, у одного священника может быть более строгое мнение по практике поста, по приготовлению к причастию. Здесь может быть лукавство, когда мы, чтобы оправдать свою леность, идем к более мягкому священнику, давим на жалость, и он благословляет нам какие-то послабления. Думаю, что сам человек рано или поздно поймет, что его лукавство не привело его ни к чему хорошему, но лишь к духовному расслаблению, расхлябанности и даже обезбоженности, как обезвоженности, когда мы теряем духовную благодать.
- Насколько духовничество привязывает человека к благословению одного священника?
Если мы начали проводить духовную работу и, как врачу, доверили себя некоему священнику, то ни один врач не любит, когда пациент перебегает от одного врача к другому, не любит долечивать того, кого начал лечить другой врач. Дело здесь не в жестокосердии, но в том, что у каждого из нас разные приемы по отношению к нашему телу. Что касается нашей души, здесь надо постоянно находиться в постоянно духовном общении, ведь здесь пастырство, отцовство, когда между пастырем и мирянином выстраиваются некие родственные отношения, поэтому непрерывность этого общения очень важна.
Другое дело, что тот и другой должны понимать, что никаких рамок переступать не надо. Священник не должен порабощать человека, но и человек не должен давать себя в рабство кому-то. Нельзя стремиться снять с себя обязательства, отключить полностью свою волю, отдать себя кому-то в рабство и ни о чем не думать. Это тоже, к сожалению, ложная ситуация, которая заводит в тупик и мирянина, и священника.
Когда мы ищем человека, которому могли бы отдаться в рабство, здесь уже наша духовная природа повреждена, мы уже вступили в некую ошибку, изъян, который мы должны вовремя исправить, одуматься. Поэтому надо всем помнить, что мы только рабы Божии. Сам Господь не называет нас рабами, но детьми, Он называет нас друзьями. Рабами мы называем себя сами по смирению, как блудный сын, который, предав отца, возвращается домой и говорит ему: я недостоин быть твоим сыном, возьми меня хотя бы своим рабом. Писание говорит нам: не будьте рабами человекам. Эта ложная природа должна быть нами серьезно наблюдаема и вовремя исправляема или даже отсекаема.
- Спаси Господи, батюшка, за ответы, и прошу благословить нас на окончание передачи.
Помощи Божией всем. Благ Вам в Вашем труде. Всем Божие благословение на все добрые дела и начинания. Храни всех Господь.
Ведущий: Михаил Кудрявцев.
Расшифровка: Юлия Подзолова.
Многие считают, что благословение это «благое слово». Но если смотреть глубже, то благословение скорее является «словом благодати». Я думаю, что каждый знает что благодать, это некоторая энергия (божественная), дающая силы, энергию и удачу в благих делах. Благословение — это сильное духовное действие, преподаваемое в молитвенно-словесной форме (часто с ритуальных действий руками) которое придаёт благодать, помощь и защиту от Бога. Просящий благословение у Бога или Его посредника тем самым являет свое смирение, упование и надежду на помощь Божию и нужду в ней.
Так вот, благословение бывает «нескольких видов».
- Благословение на какое-то дело.
Взять благословение у батюшки на то либо иное действие. В древности никакое доброе дело люди не начинали, не получив благословение у священника. От зачатия ребенка и до самой смерти — все этапы жизни человека сопровождались священническим благословением. Например: Дмитрий Донской шел за Благословением к Сергею Радонежскому перед Куликовской битвой, многие путешественники берут благословение на дорогу, миряне берут благословение на строительство дома и т.д.В православной христианской практике, каждый человек должен взять благословение практически на любое дело, не сказывающиеся негативно на духовной жизни: на долгую дорогу, на молитвенное правило, работу, на строительство/ремонт жилья, операцию в больнице, на свадьбу, на зачатие ребенка….т.е. на всех важных жизненных событиях.
Зачем нужно брать благословение на то или иное дело?
Ответ: чтобы благодать, данное от Бога через священника отогнала неудачи и помогала в добром деле. Но помните, что по вере вашей и будет вам. Взять благословение это не какой-то ритуал-оберег, а помощь и усиление сил верующего человека. То есть если человек не верит в Бога, то. Автоматически и не верит в Благословение – в данном случае благословение брать практически не имеет смысла (хотя, бывают случаю, что через Благословение и успех в деле человек обретал/усиливал веру).
Как взять благословение у батюшки?
Придите в церковь и в свечной лавке спросите как и когда можно найти батюшку. При встречи с батюшкой так и скажите «Батюшка, хочу взять бзять благословение на «такое притакое дело»». Расскажите вкратце суть дела (учтите, что на худое дело брать благословение – грех, приводящий к неудачам), скажите «Батюшка, благословите» и, склонив голову, сложите ладони правая на левую ладонью вверх.
Батюшка прочитает краткую молитву, перекрестит вас и или даст руку (её надо поцеловать) или просто дотронется до вашей головы. Считается, что при благословении Божьем на человека снисходит Святой Дух, который проводит определенную работу, в зависимости от того, на что мы попросим благословения.
Кстати, священник может благословить человека в любое время вне зависимости от того, в храме находится священнослужитель или нет, при этом, облачение иерея или епископа в духовные одежды так же не относится к акту благословения.
- Получить благословение при виде батюшки, не озвучивая своего дела.
Вы, наверно, видели, что когда батюшка входит в храм, некоторые прихожане подходят к нему со словами «батюшка благословите». Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!»
В данном случае прихожане берут общее благословение на укрепление душевных сил, которые помогают бороться с искушениями и вести православный образ жизни. Конечно же и это благословение помогает в благих делах, то есть и в данном случае вы получаете частичку благодати за своё смирение.
Также можно попросить «Батюшка, благословите ребенка», то есть дайте благодать от Господа к ребеночку.
Получив благословение от батюшки, мы целуем благословляющую нас руку. Тем самым мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами» . Поэтому от священника вы можете услышать «Бог благословит! ».
Вывод по 1,2,3 пунктам. Сила Благословения нисходит на просящего благословение через слова, а иногда через возложение рук благословляющего. Священник осеняет крестным знамением просящаго благословение, после чего кладет свою руку на ладони верующему. Христианин должен принимать это благословение как от Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому православный верующий целует руку священнику (будто прикладывается к длани Спасителя). Некоторые священнослужители не дают целовать свою руку, но после благословения возлагают ее на голову просящего.
- Господи благослови.
К этим словам мы прибегаем перед началом какого-либо дела или принятия решения, когда не смогли или по какой-то другой причине не спросили благословение у батюшки. В данном случае «по вере вашей да будет вам». Как вы верите в Бога, такое усиление сил и удачи через благословение вы получите. Я же рекомендую все же за благословение пойти в церковь к батюшке.
Также попросить благословение у Бога словами «Господи, благослови» можно перед менее важными делами, например приём пищи.
Вывод: Попросить благословение – это попросить благодать!
Православные христиане перед каким-нибудь важным делом или событием обычно отправляются в церковь и просят у священника благословения. Зачем это нужно?
В чем смысл
Дело в том, что священник является посредником между Богом и людьми, и обращаясь к нему за благословением, вы получаете поддержку Высших сил. Если ваше дело одобрил сам Господь, то вы получаете от Него духовную помощь. Само слово «благословение» означает, что вы получаете от Бога слово на благо вашей души.
В старину без благословения вообще не предпринимали ничего серьезного. Cчиталось, что дело, начатое без благословения, обречено на неуспех, а то и ввергает человека в опасность: например, на купца, отправившегося с товаром в другой город, могли напасть по дороге разбойники.
Благословения просят, как правило, для каких-то важных для человека событий – поездки, операции, лечение, поступление в учебное заведение, устройство на работу, женитьба, начинание какого-то проекта.
Как правильно просить
Благословение просят после литургии. Если в храме присутствует несколько священников, то брать благословение лучше у того, кто выше по чину.
Как обряд благословение представляет собой особый вид крестного знамения. При этом верующий, который просит благословение, должен сложить руки крестом – правая ладонь на левую, ладонями вверх, и произнести слова: «Благословите, батюшка». После получения благословения необходимо поцеловать священнику руку – это символизирует целование Христовой руки.
Может ли священник отказать
Может, если он сочтет, что ваше дело идет вразрез с религиозными канонами. Например, существуют ограничения для некоторых действий в пост. Вряд ли также вы получите благословение на развод или аборт: по церковным правилам это недопустимо. Однозначно священник не даст благословение на что-то, имеющее сомнительную нравственную сторону. Так, не стоит у него просить благословение, если вы, к примеру, устраиваетесь на работу в ночной клуб.
Зачем берут у священника благоговение и целуют у него руку?
Когда верующий человек подходит к священнику взять благословение, то Господь в первую очередь благословляет священника, а священник уже благословляет дитя Божие. То есть священник является проводником благодати Божией. Поэтому целуют, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника.
Как правильно брать благословение? Взяла у батюшки благословение устроиться на работу, а ничего не получается. Я запуталась в этих благословениях... На какое расстояние действует благословение?
Как правильно брать благословение? Когда мы устраиваемся на работу, прежде надо ее найти. Или если хотим выйти замуж, нашли жениха, пришли к священнику и говорим: "Батюшка, я хочу выйти замуж". Или: "Я хочу устроиться на работу. Благословите?"
Священник должен дознаться, не будет ли эта работа во вред. Может, человек будет аборты делать или в парикмахерской женщин для блуда готовить? Много есть богопротивных работ. А у желающей выйти замуж надо узнать, что за жених, не безбожник ли, или иной веры. Если священник поймет, что работа хорошая, жених добропорядочный, он одобрит выбор, скажет: "Бог благословит".
А если нет жениха, нет работы, а просят: "Батюшка, благословите устроить свою жизнь", - это пустые слова, определенного ничего в них нет.
Далеко ли простирается благословение? Когда человек садится за руль и едет в какой-то город, он осеняет дорогу со словами: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". На какое расстояние это благословение имеет силу? Если я еду из Иванова в Москву и благословляю дорогу, то это благословение действует до конца моего пути, т.е. до Москвы. Но, конечно, во время пути надо читать молитву Иисусову, а если есть верующие пассажиры, пусть читают каноны, акафисты, "Богородице Дево, радуйся". Даже если что-то случится в дороге, главное - быть в молитве, ведь Господь сказал: "В чем застану, в том и буду судить".
Кто благословляет на путь старчества, духовничества или становление происходит естественным путем?
Благословляет Сам Господь. Много есть монахов, которые исповедуют, но у них нет таких дарований. Нет прилежания так исповедовать людей, принимать, наставлять, даже если они хорошо знают святых отцов. Знать могут много, а отдачи нет.
Как правильно относиться к данному старцем благословению? Обязательно ли выполнять его при изменении обстоятельств или надо сказать, чтобы он благословение снял?
Если священник за грехи дал епитимью, то благословение надо выполнить. Допустим, делать ежедневно целый месяц пятьдесят поклонов. И исполнить благословение надо в точности: не пятьдесят один и не сорок девять, а ровно пятьдесят поклонов. А потом прийти к батюшке и сказать: "Вы мне давали епитимью. Я ее исполнила".
Так же и тогда, когда священник дал на что-то благословение. Например:
Батюшка, благословите, я хочу поменять квартиру.
Батюшка говорит:
Бог благословит.
И вдруг что-то не получилось. Надо тогда прийти и известить его об этом или сказать:
Батюшка, я передумала менять квартиру. Снимите Божие благословение с меня.
Вот так должно быть. Благословением надо дорожить. Знаете, некоторые так привыкают к благословению, что держат его за какое-то простое дело. Подходят к священнику, а в голове совсем другое: не благословение взять, а просто так, для приличия:
Батюшка, благослови... Слушай, Иван, ты там машину с углем разгрузи! Батюшка, благослови, благослови меня...
А батюшка ждет, когда человек перестроится, сообразит, что к чему. Конечно, так себя вести нельзя. Когда мы подходим к священнику брать благословение, то должны настроить себя так: "Сейчас Господь через священника видимым образом будет меня благословлять". В это время Господь посылает Свои милость и благодать и будет нас хранить.
Взяли мы благословение у священника, у епископа, целуем руку не священнику, а прикладываемся к руке Самого Господа. Через руку священника Господь послал нам Свое благословение. А если мы привыкли брать благословение для приличия, а в голове в это время всякие продажи, машины, тряпки, деньги, хозяйственные дела, то с таким настроем мы благодати не получим. С таким настроем брать благословение не разрешается.
Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?
Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.
Не только в крайних случаях, но и в любых жизненно важных ситуациях мы просим благословения священника. Какой в этом смысл и в чем заключается его действие? По каким поводам нужно за ним обращаться? Попробуем разобраться.
Не только послушание
То, что нужно знать в первую очередь, — благословения бывают разные. Нужно научиться их различать.
- Во-первых, это может быть часть церковного этикета, форма приветствия . В церкви мирянам не принято здороваться со священнослужителем за руку или еще как-то иначе. Мы говорим: «Благословите, батюшка!», и он осеняет нас крестным знамением. Это и есть наше «Здрасьте!». К тому же виду относится и то, которое мы берем после исповеди.
- Во-вторых, бывают случаи, когда нам нужно попросить у священника совета или разрешения . Мы просим, чтобы он нас на что-то, задуманное нами, благословил. В таком случае решение мы, конечно же, принимает сами, как и несем за него всю ответственность. Безусловно, духовник нас может немного «подкорректировать», посоветовать, как лучше поступить, но принимать окончательное решение можем только мы сами.
- В-третьих, можно брать благословение в виде послушания на какое-либо дело у старца. Данное послушание имеет значение беспрекословного выполнения сказанного без рассуждения, по сути — приказа. Его цель — полностью заменить свою волю волей Божьей через подчинение духовному отцу. Скажем только, что последний вид сегодня для нас недоступен, так как почти не осталось таких духоносных старцев. Не говоря уже о достойных послушниках.
Кроме того, благословляющим жестом пастырь осеняет всех присутствующих несколько раз во время службы. Но оно имеет смысл общего, поэтому о нем мы говорить не будем. А интересовать нас может только второй вид, тот, который связан с советом и рассуждением.
Зачем обращаться за благословением к священнику?
Первый вопрос, который у нас закономерно возникает: зачем? То есть зачем вообще нужно брать благословение? Неужели нельзя обойтись без него? Обойтись-то иногда и можно. Но при этом нет уверенности, что даже при успешном разрешении ситуации ее благоприятный исход послужит нам во благо. Почему так?
Дело в том, что духовные законы, по которым мы живем, часто не совпадают с законами «мира сего». Часто то, что, как нам кажется, для нас лучше, оказывается худшим из зол. Потому что живем мы по своим желаниям и своей воле, руководствуясь принципами «ветхого человека».
Господь, между тем, ждет от нас лучшего выбора. Вспомните слова из Евангелия: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Матф. 16, 25). Как это следует понимать? Говоря другими словами: кто хочет творить Господню волю, спасен будет, а кто всегда ищет своего, тот погибнет.
Благословение священника служит именно для этой цели — дать человеку возможность поступить так, как Богу угодно , а не нам. В чем состоит Божья воля, мы не всегда можем знать, и чаще всего не знаем. Получив разрешение от батюшки, мы можем быть уверены, что теперь Господь Сам вмешается в задуманное нами, и через наделенных такой властью людей пошлет нам укрепляющую благодать и помощь Божью.
Другой интересный вопрос: является ли это залогом того, что дело будет иметь благоприятный исход? Нет, не является. Если оно не будет спасительным для нашей души, то намеченные планы Господь волен разрушить. Таким образом тоже проявляется Его великая милость к нам, грешным и близоруким.
Поэтому не всегда обязательно выполнять то благословение, которое было получено. То, что после этого задуманное нами вдруг оказывается невыполнимым, может просто означать то, что Господь задумал о нас что-то лучшее.
На что можно брать благословение?
Обращаться за благословением нужно только в какие-то особо важные моменты жизни, в случаях неразрешимых ситуаций. Обращаться за этим по поводу покупки нового мобильного телефона или покраски волос не стоит. Этим только унижается смысл призывания благодати Божией.
Конечно, существует мнение, что Господь должен присутствовать во всяком деле, независимо от его масштабов. Это правильно и справедливо. Но в повседневных делах и маловажных ситуациях можно ограничиться простой личной молитвой с просьбой о помощи Божьей.
Нельзя просить благословения священника на заведомо плохое предприятие, которое противоречит евангельским заповедям. Например, ни один батюшка никогда не благословит вас на аборт, так как это убийство, причем целенаправленное. И во многих аналогичных случаях ответ будет тот же самый. Помним, что благодать и грех вместе никогда не живут.
Что касается других, безобидных замыслов и предприятий, как, например, благополучная поездка или любое благое начинание, то на некоторые из них даже составлены специальные последования, которые служатся в виде молебнов. Это тоже дело хорошее, по возможности верующие стараются такой молебен заказать и помолиться не только лично, но и вместе с Церковью.
Как правильно это делать?
Если вам нужно получить пространный совет на какое-то важное дело, то, конечно, лучше заранее попросить духовника уделить вам для этого немного времени. В случае, когда подробные разъяснения, как вы считаете, не нужны, можно это сделать, например, после исповеди или подходя ко кресту после службы.
Вначале нужно сказать, на что вы хотите брать благословение (это обязательно), наклонить голову и протянуть руки, сложив их ладонями вверх одна на другую, правая на левую. Священник благословляет вас либо крестом, который держит в руках, либо перекрестив и опустив руку на голову, либо — чаще всего — осеняет крестным знамением рукой и кладет ее на ваши ладони (для чего вы их и складывали).
Все эти действия равнозначны, в них нет никакого различия. В последнем случае батюшка складывает пальцы особым образом, так что они изображают начальные буквы имени Иисуса Христа. Это говорит о том, что хотя видимое действие совершает священнослужитель, но благословляет Сам Господь. При этом и батюшка произносит: «Бог благословит». И целуем мы тоже после этого руку священника как невидимую десницу Христа.
«На Бога уповай, да сам не плошай»
Еще один важный момент: благословение священника вовсе не означает, что дальше нам делать ничего не нужно, «Господь Сам все управит». Это в корне неверно. Теперь то, на что мы просили нас благословить, нужно попытаться исполнить. Если мы просили о работе, то нужно, как минимум, попытаться ее найти. Нельзя переехать в новую квартиру лишь помощью Божьей, невозможно отремонтировать автомобиль только действием Святого Духа, без участия человеческих рук.
Мы уже говорили о том, что ответственность за свое решение всегда несет сам человек. Ни батюшка, ни Господь не могут делать ничего за нас, жить нашей жизнью. Они могут только помочь, если дело ведет к добру. А отвечать за свои поступки, их совершение мы будем сами.
Сколько священников — столько мнений?
И наконец, самое главное! Благословение по одному конкретному поводу можно брать только у одного священника. Причем желательно, чтобы батюшка знал вас лично. Если вы не получили разрешения у одного духовника, не стоит бегать в поисках другого, «более опытного», который точно благословит. Иначе происходит профанация этого действия.
Благословение священника — это не экзамен, который можно пересдать другому преподавателю. Если мы действительно ищем совета, то не стоит настаивать на своем мнении и «терроризировать» пастырей своеволием. Мы как раз за другим приходим в церковь. Нас интересует не тот ответ, который нас устроит, а тот, который в итоге окажется единственно правильным.
Лучше, искренне помолившись, попросить у Господа, чтобы он через духовника открыл нам Свою волю. То же самое нужно делать, когда мы вовсе не знаем, как поступить. И тогда уж точно помощь Божья не замедлит прийти.
О том, как церковное действие не превратить в спорт, рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще