Для чего нужна школьная форма? Зачем нужна школьная форма
Российские предприятия легкой промышленности предложили ввести единую форму для учеников младших классов по всей стране. Представители отрасли считают необходимым сделать школьную форму отдельным сегментом одежды и закрепить стандарты ее производства на законодательном уровне.
«Летидор» вспоминает, когда и где школьная форма появилась впервые, и рассматривает основные вехи в мировой истории.
С древнейших времён школьная форма была отличительным знаком высшего общества, ведь далеко не каждый мог дать своим детям образование. Это не просто атрибут образовательной системы, но ещё и древняя традиция, которая менялась вместе с развитием общества.
Когда появилась школьная форма
Определить «день рождения» формы практически невозможно, поскольку первые школы появились задолго до нашей эры. Уже к III тысячелетию до нашей эры во многих городах Междуречья были школы при храмах. Специальной формы у школьников не было, они должны были одеваться как будущие писари: в короткий хитон (подобие рубашки), кожаные доспехи с изящной отделкой из хламиды (плотная ткань). На Востоке такую форму тысячелетиями носили юноши, обучаемые наукам (девушки, как известно, долгое время не принимали участия в процессе обучения). Но уже тогда появились и особые знаки отличия. Например, в древней Греции ученики Аристотеля повязывали специальным восточным узлом галстуки и носили белые тоги, перекинутые через левое плечо.
Древние индийцы учились в так называемых «семейных школах». Ученики жили в доме учителя-отца и во всем ему повиновались. На академические занятия им полагалось приходить в дхоти курта - так называли костюм из двух элементов. Ноги и бедра оборачивали полоской ткани, наверх надевали рубаху, которая у разных каст отличалась цветом, пошивом и орнаментом. С развитием буддизма в I-VI веках дхоти курта сменили на курту и паджами - длинную рубаху и широкие штаны. Да-да, слово «пижама» пришло к нам из хинди и буквально обозначает «одежда для ног».
Что было с формой в Средние века
В средневековой Европе с упадком античной культуры начались «темные» времена для образования. Институты и школы были практически уничтожены. Избежали этой участи только церковные школы при монастырях. Форма в те времена представляла собой обычную монастырскую одежду. После тяжелых времен впервые школьная форма была введена в Англии.
С 1552 года появились Christ’s Hospital - школы для сирот и детей из бедных семей. Для учеников шили специальный костюм, состоящий из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колена. Эта форма существует и по сей день, только теперь её носят не сироты, а будущая элита Великобритании. Форма была утверждена на государственном уровне. В то же время дети из разных элитных школ придумали особые условные знаки, по которым ученики понимали место друг друга. Сколько пуговиц застегнуто на блейзере, как завязаны шнурки, под каким углом надета шляпа, как ребёнок держит школьную сумку (за одну ручку или за две) - все это были социальные маркеры, невидимые для непосвященных.
Что со школьной формой в России
В России форма появилась в 1834 году с принятием закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров - студенческие и гимназические. Форма была военного фасона: фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Надо ли говорить, что мальчишки с гордостью носили такую одежду не только в школе, но и в повседневной жизни.
Девочки носили весьма строгий и скромный наряд - коричневые платья и фартучки. Одна цветовая гамма у каждого заведения, а фасон менялся в зависимости от моды. После революции школьную форму упразднили как элемент буржуазии. Время «бесформенности» длилось вплоть до 1949 года. Дальше гимнастерки сменили костюмы на четырех пуговицах, фуражка и ремень с бляхой. При этом прическа ученика непременно должна была быть «под машинку», как в армии.
В 1992 году под влиянием демократических идей школьная форма была официально отменена постановлением о правах ребёнка. Утверждалось, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как считает нужным. В 2012 году вновь был принят закон, вернувший школьной форме законный статус.
В 2014 учебном году форма стала обязательным атрибутом школьной жизни. Как всегда, решение Минобразавания раскололо общественность на два лагеря, потому как школьниками были, есть или будут абсолютно все граждане нашей страны. Вовлеченность в обсуждение, зачем нужна школьная форма, массовая, и количество аргументов противников дресс-кода обычно перевешивает сентиментальные воспоминания о собственных чудесных школьных годах сторонников единообразия внешнего вида учеников. Но это связано с неумением участвовать в дискуссии. Оставим эмоции и обратимся к фактам, реабилитируя школьную форму и даже выступая в ее защиту.
Форма и дисциплина
Дисциплина — это не то явление, когда дети ходят строем и хором славят партию, как представляется многим. Дисциплина — это соблюдение определенных правил, принятых в определенной организации, даже и негласных. Школа — прежде всего учебное заведение, и говорить о полной анархии самовыражения в школьных стенах очень недальновидно. Есть какие-то абсолютные правила: приходить в определенное время, во время урока сидеть за партой, вежливо обращаться к учителю, работать над заданиями. Все их соблюдают, и никому не приходит в голову возмущаться таким насилием.
Школьная форма в глазах общественности почему-то из этого ряда выпадает. Как необязательный элемент: кажется, что и в форме, и в “штатском” дети соблюдают те же правила. Это верно, однако школьник, который в одной и той же одежде сидит в классе, играет в футбол, гуляет с собакой, идет в кино, словом, занимается повседневными своими делами, перестает воспринимать школу как особое место. И тогда правила, установленные в ее стенах, начинают представляться обузой. Человек их, естественно, соблюдает, но это соблюдение приносит внутренний дискомфорт.
Что происходит, когда школьник надевает форму? Появляется ощущение отстраненности от жизни внешкольной, учеба выходит из ряда обыденных дел, развлечений, занятий и становится делом особенным, солидным и ответственным. И появляется настрой на следование правилам, потому что школа — такое место, где правила и должны работать, не вызывая внутреннего бунта.
Здесь можно столкнуться с мнением, что для этого не обязательно вводить школьную форму, достаточно лишь какого-то общего единообразия. В самом деле, если у ребенка в гардеробе будет более-менее строгий классический костюм “для школы” — свою дисциплинарную функцию он выполнит, никак не повлияв на детское чувство вкуса, кошелек родителей и способность тех и других самовыражаться. Можно ограничить цветовую гамму и длину юбок, а цвет, фасон, покрой, материал оставить на усмотрение родителей и самих учеников. Это было бы справедливо, если бы форма была призвана работать только на дисциплину, но ее функциональное назначение гораздо шире.
Форма и социальное равенство
Любимый аргумент сторонников школьной формы — воспоминания о том, как в советское время все ученики были равны, а в одном классе учились дети министров и уборщиц, ничем друг от друга формально не отличаясь. На самом деле это, конечно, миф, явленный нам измененной памятью. Дети высокопоставленных лиц учились всегда отдельно, а если кто и оказывался в обычной школе, то от остальных все же отличался. Сама по себе форма социально детей не уравнивает, и в этом антагонисты совершенно правы: гаджеты, аксессуары, бижутерия, машины и наличные деньги сделают свое дело, даже если дети одеты одинаково.
Школьная форма лишь исключает один элемент из этого ряда критериев статуса. Здесь как раз на руку играет форма из одного материала и стандартной модели: меньше повода для эмоций. Правда, оптимальным решением должен стать все же выбор между схожими внешне фасонами, которые рассчитаны на принципиально разные типы фигуры. Дети разные, как и взрослые, и заставлять их носить одежду, которая в силу ряда причин им не подходит, было бы глупо.
Кроме того, одинаково одетые школьники получают относительно равные возможности для самоутверждения, ощущая статусное превосходство товарищей лишь в момент навязчивой демонстрации этого превосходства. Пока сосед по парте не достал новый смартфон или игровую консоль — он равен тебе. Когда появляется возможность продемонстрировать свое превосходство посредством внешнего вида — она эксплуатируется максимально полно: и просто, и эффект перманентный, а ощущение равенства не появляется вовсе.
Форма и учебный процесс
Вроде бы школьная форма и процесс получения знаний никак не связаны, и в задачи учителя не входит ни воспитание вкуса, ни контролирование внешнего вида, ни отслеживание морального облика ученика. Главное — чтобы дети учились и не мешали делать то же другим, а в джинсах ли они будут сидеть за партами, в спортивных костюмах или классике — дело десятое.
На самом деле одежда ярких расцветок и броских фасонов отвлекает от занятий. Наш зрительный аппарат устроен таким образом, что внимание привлекает нечто отличное от общего фона, даже не обязательно красный свитер среди серых пиджаков. С тем же успехом взгляд зацепится за спокойный голубой среди зеленого. Когда внимание невольно рассредотачивается между текстом, яркими пятнами одежды, посторонними звуками, удержать мысль довольно сложно, тем более что она так и норовит упорхнуть сама. Пестрота вокруг и разнообразие форм хороши для отдыха, в коллективной работе же единообразие может быть только благом для центральной нервной системы и органов чувств: мозг не должен перегружаться информацией, поступающей одновременно и относящейся к разным категориям и разрядам.
Кроме школьников, в учебный процесс вовлечен и учитель. Представьте, каково это: изо дня в день много часов смотреть на пестроту, пытаясь сосредоточиться на уроке. Заболят и глаза, и голова, к концу дня не останется сил, ибо к раздражителю цветовому постоянно добавляются и другие. А чему научит постоянно уставший учитель?
Помимо отвлечения безусловного внимания, одежда отвлекает и условное. Глубокое декольте старшеклассницы способно заставить забыть основы арифметики не только одноклассников, но и учителя. Обсуждение внешнего вида и связанных с этим психологических характеристик человека становится важной частью школьного быта, тем более что и учителя порой не в силах удержаться от замечаний. Мощный отвлекающий фактор на учебный процесс оказывает негативное влияние, а если таких факторов тридцать?
Справедливости ради стоит сказать, что не только яркие, дорогие и открытые наряды нарушают спокойствие класса, но и просто чем-то отличающиеся и вызывающие любопытство. Так, в смешанных школах женские хиджабы — предмет постоянного внимания и детей, и взрослых. Подобную роль может сыграть любая нестандартная одежда, от рваных джинсов до бабушкиной вязаной юбки.
Форма и самовыражение
Оказывается, наши школьники самовыражаются исключительно за счет одежды. Этот аргумент — один из главных в заявленном противостоянии. Как только речь заходит о школьной форме, так родители начинают требовать соблюдения права на выражение собственной личности. Это, конечно, очень важно в период ее становления.
Но что мы видим без розовых очков и теорий? Самовыражение заканчивается там, где начинается мода, поддерживаемая родительским кошельком. Некоторые подростки, причисляющие себя к неформальным субкультурам, в этом отношении несколько свободнее, однако какие-то тенденции задают тон и в малых группах. Иной, выразивший что-то личное посредством одежды, имеет все шансы стать парией. Бренды, цена и подиумное сочетание цвета и модели никак не относятся к самовыражению. Большинство школьников хотят выглядеть “как все”, и так и выглядят. Варьируются лишь детали. Захочет ли юный человек ходить в школу в строгом костюме, если все вокруг в джинсах и ярких модных свитшотах? Захочет ли он сидеть на занятиях в спортивном костюме, если в тренде классика? Очень сомнительно.
Мантра советских времен “стань интересным в неинтересной одежде” сегодня основательно забыта, ибо за счет “интересной одежды” можно привлечь внимание, не прилагая усилий. Не нужны знания, увлечения, харизма, не нужно выстраивать отношения и уметь слушать других. Достаточно просто выглядеть. Это ли то, чего хотят родители? Дети ведь не навсегда дети, а попав в реальный, а не школьный мир, могут ломаться в столкновении мировосприятий: ценятся личные и профессиональные качества, самовыражение должно иметь под собой солидную основу. Форма, уравняв всех внешне, позволяет обращать внимание на другие человеческие особенности (справедливости ради — не всегда имеющие реальную ценность вне школы).
Стоит говорить и о том, что вкус в одежде может развиваться со временем или не развиваться вовсе, так что эстетика такого самовыражения может быть очень иллюзорной. Неумение одеваться по моде или носить определенные вещи (строгие костюмы, например, классические брюки, туфли на каблуке) способно сделать молодого человека объектом для шуток. Обязательное ношение формы исключает этот стрессовый фактор: тому, кто не понимает и не интересуется модой, живется с формой гораздо проще.
Форма и семейный бюджет
Очень интересный момент — зависимость семейного бюджета от школьной формы. Что обычно говорят родители, выступающие против? Школьная форма шьется на заказ, часто по-российски — в одном назначенном ателье за назначенную сумму, которая явно не сравнима со стоимостью комплекта одежды из сток-магазина. Школа становится очень дорогой. Единой для всех (как это было — коричневые платьица, синие пиджачки) формы уже не будет, а школьная администрация — не святые серафимы, и при удобном случае обязательно на пошиве кто-то как-то наварится.
Это справедливо, но это проблемы системы, а не самой школьной формы. Она, впрочем, стоит гораздо больше, чем на ценнике написано: требуется два комплекта рубашек или блузок, пара брюк и очень желательно сменный пиджак. Носить один комплект месяцами и надевать его сразу после стирки не понравится никому. Да еще и растут дети весьма быстро, иной раз худеют или поправляются так, что форму приходится подгонять. Соответственно, стоимость возрастает.
С другой стороны, тезис “мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое” в нашем случае очень верен. Вместо формы, сшитой из носких и стойких материалов, в школу растущий человек будет носить повседневные свитера, футболки, юбки, джинсы, после школы в них же гулять, играть, заниматься своими делами. Естественно, каждый день в одном и том же дети ходить не хотят, да и портится одежда со скоростью катания с горки на собственной пятой точке. Чем дешевле, тем менее качественный материал. Носить дешевую одежду школьники не очень хотят. Так что вместо пары форменных комплектов придется приобретать несколько раз в год комплекты не форменные. Учитывая, что синтетику или дешевый трикотаж родители и сами покупать не горят желанием, разница в стоимости сокращается: джинсы, рубашка и свитер могут оказаться лишь немногим дешевле школьного костюма, а ведь одной вещью не обойдешься. Экономия получается сомнительная.
Нужна ли школьная форма? Этим вопросом задаются тысячи детей, родителей и педагогов в разных странах мира. Почему вопрос введения обязательной единой школьной формы стал таким актуальным? Почему общество не может прийти к единому мнению? Нам думается, что причина кроется в противоречии между стремлением к коллективному единству и возможностью самовыражения.
Три аргумента ЗА школьную форму
- Создание деловой обстановки на уроках
Всем известно, что до введения школьной формы дети могли заявиться на занятия в любой одежде. И потертые джинсы с пуловером — не самый худший из вариантов. Некоторые девочки, особенно старшеклассницы, носят короткие мини-юбки, которые неуместны в школе. Выговоры и замечания со стороны руководства школы помогают не всегда. Поэтому введение единого стандарта одежды для школьников помогает решить данную проблему.
- Сглаживание социального неравенства
В школе в одном классе могут учиться дети из семей с разным достатком. Одни родители покупают для дочки или сыночка лучшие и самые модные вещи. Другие покупают самые дешевые вещи на распродажах и стоках. Из-за этого дети бедных родителей чувствуют себя неуверенно, у них понижается самооценка. А дети богатых родителей самоутверждаются за счет денег папы с мамой. Ни то, ни другое не является полезным для гармоничного развития ребенка.
- Формирование у школьников хорошего вкуса и умения носить деловую одежду
Не секрет, что в подростковом возрасте предпочтения в одежде бывают маргинальными. Подростки выбирают такую одежду, на которую родителям стыдно смотреть. При этом формирование вкуса остается целиком в руках родителей. Но не все родители могут и хотят воспитывать в детях чувство стиля. Поэтому официально утверждённая школьная форма поможет ребенку сориентироваться в мире моды.
Три аргумента ПРОТИВ школьной формы
- Школьная форма лишает детей индивидуальности
Каждый день надевать одну и ту же одежду, выглядеть точно так же, как все одноклассники – разве об этом мечтает современный подросток? В мире, где появилась возможность создать свой собственный стиль даже за небольшие деньги, многие подростки желают самовыражения посредством одежды. Справедливости ради заметим, что у детей остаются широкие возможности самовыражения за пределами школы.
- Деловая форма одежды не всегда удобна и практична
Школьники – это дети, а детям свойственно желание двигаться, играть, бегать, кататься на снегу и т.д. При этом если школьник одет в форму, то игры становятся затруднительными. Повышается вероятность испортить форму, протереть брюки или порвать блузку. Ученики младших классов вместо естественной для этого возраста активности после уроков вынуждены сдерживаться, меньше бегать и играть, боясь порвать форму и быть наказанными за это.
- Дороговизна школьной формы либо некачественные материалы
Школьная форма должна быть изготовлена из качественных натуральных материалов с небольшой примесью синтетики. Но такие материалы довольно дороги, поэтому школьная форма выходит родителям «в копеечку». Многие школы идут по другому пути – заказывают дешевую школьную форму преимущественно из синтетических материалов. Такая одежда не позволяет дышать коже, что негативно сказывается на здоровье детей.
Таким образом, вопрос о введении единой школьной формы полон противоречий. На него сложно дать однозначный ответ, так как необходимо учесть множество нюансов. Отметим лишь, что школьная форма давно и успешно введена во многих странах мира, таких как Великобритания или Индия. Здесь ученики относятся к своей форме с гордостью и искренне любят такую форму одежды.
Одной из тем сочинения, которая предлагается школьникам, является рассуждение на тему "Зачем нужна школьная форма". Эта тема является актуальной, потому что есть как сторонники единой одежды, так и те, кто считает, что это устаревшая традиция. Школьнику предлагается высказать свое мнение по этому поводу. Сочинение "Зачем нужна школьная форма" позволяет руководству школы также определить, нужно ли вводить такую реформу в их образовательном учреждении, учитывая мнение учащихся.
Когда носили единую форму
Если посмотреть старые фильмы, иллюстрации из учебников по истории, то учащиеся выделялись из толпы благодаря тому, что носили особенную одежду. В нужна школьная форма" следует отметить, что в советскую эпоху все школьники были обязаны приходить в образовательное учреждение в единой форме.
И если подумать, в те времена для многих тот факт, что все одевались одинаково, не воспринимался в негативном ключе, как у современного поколения. Почему? Просто потому, что в советское время был дефицит хорошей качественной одежды, не у всех были деньги для ее приобретения. Поэтому для многих это был выход: таким образом дети разных социальных групп не отличались по внешнему виду. А желающие как-то выделиться из общей массы дополняли одежду бижутерией или декорировали одежду (умеренно).
Почему отменили одинаковую одежду для учащихся
В рассуждении на тему "Зачем нужна школьная форма" нужно также привести аргументы и противников того, чтобы школьники были одинаково одеты. Один из самых главных доводов - это то, что таким способом ограничивают у школьников свободу самовыражения. Единая форма обезличивает, не дает раскрыться индивидуальности ученика.
Также большинство хотят одеваться в соответствии с модой. А школьная форма подразумевает простые элементы одежды классического кроя. В советское время одежда учащихся была преимущественно темных оттенков, что для некоторых является неправильным, потому что детство - это яркость красок. С одной стороны, эти доводы можно назвать разумными. Ведь внешний вид - это один из способов самовыражения. Но какие доводы приводят сторонники единой одежды для учащихся?
Зачем нужна школьная форма: аргументы за ее введение
Доводы, приводимые сторонниками этой точки зрения, тоже достаточно весомые и убедительные.
- Единая форма одежды помогает поддерживать дисциплину в классе на уроках.
- Демократична.
- Позволяет экономить время сборов в школу.
- Практичная - обычно форму шьют из тканей немарких расцветок.
- Гигиенична - для создания формы для школьников используют натуральные ткани.
Некоторые из этих аргументов стоит более подробно рассмотреть в сочинении "Зачем нужна школьная форма".
Как связаны дисциплина и одежда?
Один из аргументов сторонников единой формы - это поддержание порядка в классе на уроках. На первый взгляд данный аргумент кажется странным. Ну как одежда может помочь поддерживать дисциплину?
Объясняется все очень просто. У школьников просто нет возможности обсуждать на уроке, во что одеты их одноклассники. Ведь для девочек вопросы моды являются одними из самых обсуждаемых. Ученики не разглядывают друг друга, пытаясь выяснить где они купили себе какой-то элемент одежды, не определяют его стоимость.
Также ученики должны держать свою форму в порядке - ведь на простых классических фасонах неаккуратность будет сразу заметна. А благодаря тому, что детям не нужно по утрам раздумывать и решать, что же надеть в школу, количество опозданий на уроки становится меньше. Таким образом, единая форма позволяет поддерживать дисциплину в классе.
Демократичность - составляющая гармоничной атмосферы в классе
Один из обязательных пунктов в сочинении "Зачем нужна школьная форма" - это объяснение пункта о демократичности. Это подразумевает доступность школьной формы для семьи с любым достатком. Таким образом, при помощи одежды более обеспеченные ученики не будут показывать свою обеспеченность при помощи внешнего вида.
В современном обществе обеспеченные родители одевают своих детей в одежду дорогих марок, хотя дети младших классов не придают значения стоимости их нарядов. Но у других родителей это может вызывать негативную реакцию и предвзятое отношение к таким ученикам, которое они могут передать своим детям.
А в более старших классах подростки уже сознательно стараются продемонстрировать свой статус с помощью внешнего вида, показывая свое превосходство над детьми из менее обеспеченных семей. А те, в свою очередь, тоже выказывают свое отрицательное к ним отношение. Все это не позволяет создать гармоничную и здоровую атмосферу в классе. Поэтому единая школьная форма позволяет избежать данных проблем, позволяя ученикам выделяться благодаря своим талантам и достижениям в учебе.
Формирование правильного отношения к внешнему виду
Но бывает и так, что родители и дети не понимают, зачем нужна Благодаря тому, что при помощи одежды семьи не демонстрируют социальный статус и дети не стараются показать свое превосходство над другими внешним видом, формируется правильное отношение к одежде. Дети не делают из нее культа, не считают, что внешность - это главное в человеке.
Они учатся ценить личность окружающих их людей, оценивать их по поступкам. У девочек появляется возможность не просто следовать всем модным тенденциям, но и учиться более тонкому искусству правильно подбирать бижутерию, аксессуары, чтобы разнообразить свой образ так, чтобы он не смотрелся вызывающе. Ведь часто девочки в своем стремлении выглядеть модно выбирают вещи, которые не подходят им по возрасту. Или сочетают несовместимые по стилю элементы одежды. А простые вещи классического кроя, из которых и состоит школьная форма, всегда считались признаками хорошего чувства стиля.
Школьные традиции
Но противники единой одежды для учащихся часто не принимают во внимание такой праздник, как "последний звонок". А именно в этот день все стараются прийти так, как были одеты школьники советских времен. Ведь как красиво смотрятся белые накрахмаленные фартуки с кружевами, белоснежные манжеты, отложные воротнички, банты! И в этот день все одеты одинаково. И никого это не смущает. Так почему же родителям не нравится то, что их ребенок всегда одет опрятно, со вкусоми и в соответствии с возрастом? И всем эти требованиям соответствует единая форма одежды для учеников.
Конечно, каждый решает сам, хочет ли он, чтобы ребенок выделялся из толпы, или ему важнее все перечисленные аргументы (демократичность, формирование правильного отношения к внешнему виду и прочее).
В сочинении "Зачем нужно носить школьную форму" как один из аргументов можно привести в пример праздник выпускников. Ведь нужно, чтобы ребенок с ранних лет понимал, что важнее не то, во что одет человек, а то, как он себя ведет в обществе.
Пока в Казахстане обсуждают запрет на хиджабы в школах, в Великобритании спорят о том, должны ли ученицы носить юбки на занятия. Летом Independent опубликовало статью о том, что, как минимум, 40 школ ввели это ограничение, чтобы поддержать гендерно-неконформных учеников. Иронично, что в российском городе Самаре в 2016 году был обратный случай - девочкам в одной из школ запретили носить брюки.
Запреты и правила в школах могут преследовать разные цели и зависят от тенденций в обществе в целом. Вопрос в том, насколько образовательные учреждения имеют право решать за вас, как вам следует выглядеть и как это может сказаться на вас во взрослой жизни. сайт рассказывает о разных взглядах на школьную форму и о том, почему хиджабы или другая ненормативная для школы одежда могут быть только полезны ребёнку.
Мальчик в полупрозрачном топе-"сеточке" и в женской блузке стоит в школьном коридоре. Напротив - солидная дама - директор школы. "Мальчик не должен так одеваться!", - отчитывает она ребёнка. Мимо проходят другие дети, которые похихикивают или удивлённо глядят на происходящую сцену.
Ни директор, ни другие дети не знали, что мальчик пришёл в школу в маминой одежде потому что он не мальчик, а трансгендерный подросток. Султана с детства осознала свою феминность.
"Это было похоже на то, что тебя пытаются оклеветать, говорят неправду. Тебе говорят: ты вот это, а ты говоришь: нет, вы врёте, это неправда, я не вот это, я вот то. Мало того, что тебя пытаются оболгать, тебя ещё пытаются переубедить, и ты всеми силами сопротивляешься, что ты не это, а именно то, что у тебя внутри", - говорит Султана.
Султана в детстве / Фото предоставлено Султаной
В начальных классах Султана ещё ходила в школу в той же форме, что и остальные просто потому что, в силу возраста ещё не могла самостоятельно решить вопрос одежды. Потом Султане пришлось идти на компромиссы, например, надевать чуть более узкие брюки или леггинсы. Когда Султане обрезали её длинные волосы, она почувствовала будто её лишили чести.
"Мне всегда говорили: "Подстригись, боже мой, ужас какой!" Постоянно пытались меня постричь. Иногда у них получалось, иногда нет. Это всегда была большая трагедия, когда мне обстригали волосы, я чувствовала, будто меня обесчестили. Прямо как женщину-самурая, онна-бугэйся".
Султана в подростковом возрасте / Фото предоставлено Султаной
До шестого-седьмого классов Султана не решалась надевать женскую одежду в школу, так как опасалась, что у неё будут проблемы с администрацией школы, либо её, в конце концов, могут просто избить. Но в один прекрасный день она решила, что больше не хочет носить то, что не по душе. Тогда она и устроила свою мини-акцию протеста.
"Я поняла, что я уже больше не хочу подстраиваться. Я поняла, что в этом мире есть гораздо более важные вещи, чем наша безопасность. И вот я решила прийти в школу, а это был как раз день дежурства. Я взяла мамину "сеточку" и мамину блузку, надела это всё. И во время дежурства директор отчитала меня перед всеми, назвала женоподобной, сказала, что так нельзя. Другие дети видели некое одобрение со стороны директора, что меня можно пристыдить, обозвать. Мне кажется, это дало им чувство, что раз директор себе это позволяет, то и им можно".
Как от формы отказались и снова вернулись к ней
Государство может стараться сделать так, чтобы его граждане выглядели более-менее одинаково, когда получают знания, или наоборот стремиться дать им как можно больше свободы выбора. Это может зависеть от культурного и исторического контекста. Любопытно, что в Германии даже во времена Третьего Рейха у школьников не было единой формы.
В советских школах регламентировались не только одежда, но и причёски детей. В переходный период после распада Союза в школах настали времена свободы внешнего самовыражения. Отчасти это происходило из-за стремления к демократизации и отрицания старого, отчасти из-за того, что родителей чаще беспокоило, чтобы одежда у их детей вообще в принципе была, забота о единой форме казалась излишней роскошью. В 21 веке в постсоветских странах начали вновь вводить обязательную форму.
В Казахстане с 2000 годов в некоторых школах начали разрабатывать собственные фасоны одежды для учеников. Окончательно этот вопрос был решён в 2016 году, когда министр образования издал соответствующий приказ. В нём указаны общие требования к форме мальчиков и девочек. Самой обсуждаемой его частью стала та, что запрещает ношение элементов одежды религиозной принадлежности к различным конфессиям. Вопрос свободы вероисповедания, вопрос навязывания религии маленьким девочкам в хиджабах, а также вопрос светскости наших школ - всё это обсуждается не первый год.
Зарина
1 сентября Зарина в сопровождении мамы пришла в свою школу в Талдыкоргане в полном торжественном облачении для Дня знаний. На ней была жилетка с жёлтой полоской, эмблема школы, галстук и прочие атрибуты, определённые уставом школы. Выбивалась только одна деталь: платок на голове, подвязанный под подбородком. В школе Зарину встретила завуч, которая сказала, что она не зайдёт в класс.
"Раньше её просили завязывать платок назад, как бандану, сказали, что можешь прикрывать волосы немного платочком, она на это не соглашалась, -рассказывает мама Зарины Гульвира Оспанова. - Всю четвёртую четверть её не пускали в школу, а с 1 сентября она пошла на компромисс и говорит: "Хорошо, я буду завязывать назад, но только внутри школы". Она пошла с трудом на этот компромисс, потому что видит, что тяжело, столько нападок. А в этом году школа сказала: вообще всё снять, никаких платков, был приказ".
Гульвира растит трёх дочек. Она говорит, что у них в семье свобода вероисповедания, например её супруг нерелигиозный человек. Старшая дочь Гульвиры учится в колледже и носит светскую одежду. Младшая ещё слишком мала, чтобы выбрать стиль одежды, а Зарина, по словам Гульвиры, сначала стала носить платок по примеру мамы. Потом из имиджевой детали платок перерос в нечто большее.
Гульвира объединилась с другими родителями, которые считают, что их дочери должны ходить в школу в хиджабах. Был подан коллективный иск о нарушении конституционного права на свободу вероисповедания. Однако требования родителей не удовлетворили. Сейчас Гульвира ждёт апелляции. Пока она перевела дочь на дистанционное обучение.
"Это неправильная ситуация, потому что они нарушают, во-первых, Конституцию. Даже самый первый раздел, первая статья гласит, что наш Казахстан - это, демократическое, светское и правовое государство, и высшей ценностью является человек, его права и свободы. То есть уже получается, тут на человека никто не обращает внимания".
О хиджабах в школе
Мусульманка и общественница Иман Куанышкызы говорит, что вместе с другими верующими предлагала МОН несколько вариантов по обучению девочек-мусульманок.
Иман Куанышкызы / Фото Facebook
"Мы предлагали варианты, где все требования по так называемой "светскости" в понимании директоров школ выполняются. Мы предлагали законодательно утвердить дистанционное образование. Кстати, тогда наши именитые НИШи, Тамосы и прочие образовательные сети смогли бы выйти на дистанционный формат преподавания, в итоге все только выиграли бы от этого. Вы думаете, что МОН с радостью пошел на компромисс? Нет, я вас уверяю. Министерство предоставило очередную отписку на наше предложение, а директора школ отказываются отдавать девочкам их документы для перехода на дистанционное обучение, хотя у них есть справка о прикреплении к другой школе! Касательно раздельных школ, где девочкам не нужно будет носить платочек, потому что педсостав будет полностью женским, можно сказать, что их очень трудно открыть, потому что никто не верит, что они полностью светские, и что девочки посещают занятия без платков, поэтому постоянные проверки гарантированы. Это сильно подрывает эффективность образовательного процесса".
Консультант по менеджменту в высших учебных заведениях и руководитель компании, занимающейся профориентацией Дидар Марданов считает, что школам нужна единая форма, так как это сглаживает социальное неравенство между школьниками и помогает настроиться на учёбу.
"Есть очень много исследований, где показана польза того, что в школе все дети носят одинаковую одежду. Есть доказанные исследования, что это помогает школьникам концентрироваться не на внешнем виде, не на внешних формах, а на каких-то более важных вещах. Очень важно понимать, что они носят одинаковую одежду лишь 40-30% своего времени, в остальное время они могут одеваться как хотят. Школьники очень сильно самовыражаются, любят показывать социальный статус, в этом плане то, что они в одинаковой одежде, им вреда не наносит, но пользы чуть больше".
Дидар Марданов считает, что школы должны оставаться светской территорией. Однако веротерпимость при этом должна также сохраняться.
"У нашего государство есть несколько инструментов, как воздействовать. К сожалению, некоторые инструменты очень сложны, а некоторые инструменты очень легки, и когда у Казахстана стоит вопрос, какими инструментами он обходится - он обходится самыми простыми, - высказался Дидар Марданов. - Нужно делать хорошее образование, качественную систему педагогов, но это сложно, это затратно, это вопрос долгосрочности. В этом плане я считаю, что государству нужно подойти более ответственно и мыслить более широко, а не так узко, как сейчас, и не держаться за стандарты, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут. В этом случае это не работает, и очень важный момент, что школа - такая же собственность каждого гражданина, это не частный монастырь, это наша общая территория".
Неправильная причёска
Александра Алёхова говорит, что её сыну постоянно делают замечания в школе, куда он ходит. Всё дело в причёске. Сын алматинки не носит дреды или ирокез. Но у него выбриты затылок и виски. Модная причёска никак не укладывается в представления администрации школы о том, как должен выглядеть ученик.
Претензии начались ещё в прошлом учебном году, а с начала этого года десятиклассника стали чуть ли не каждый день встречать на пороге школы и говорить, что с такой причёской в школу ходить нельзя.
Из-за этой причёски к ученику предъявляли претензии в школе / Фото Facebook
"Я за лето хорошо подготовилась, посмотрела закон об образовании. В законе про длину волос для мальчиков не сказано ни слова. Там написано, что просто должна быть ухоженная, аккуратная причёска. Девочкам нельзя с распущенными волосами ходить, мальчикам, как нам говорят, с длинными волосами. Но про длину волос для мальчиков в законе на самом деле ничего не говорится", - прокомментировала Александра Алёхова.
Александра решила поговорить с директором школы о своём сыне и попросила не оказывать на него давления, так как это может повлиять на его учёбу.
"Я просто попросила директора не третировать ребёнка, не ломать ему психику, потому что у него сейчас десятый класс, углубленная программа обучения. Директор согласилась со мной. То есть если бы он что-то нарушал своей причёской, директор бы в категоричной форме указала на это или показала бы документ, где написано "нельзя". Но этого не произошло", - говорит Александра.
Закон об образовании РК действительно ничего не говорит о причёсках учеников. При этом в нём сказано, что уполномоченный орган "разрабатывает и утверждает требования к обязательной школьной форме".
Что касается школьных уставов, то в Законе об образовании не указано, что этот документ регламентирует требования к внешности учеников. Но там есть слова о том, что "устав организации образования может содержать иные положения, относящиеся к её деятельности и не противоречащие законодательству Республики Казахстан".
При этом закон также гласит, что учащийся имеет право на "свободное выражение собственного мнения и убеждений", а также, что "применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам не допускается".
Должна ли школа диктовать?
В США в государственных школах нет единой формы, есть лишь дресс-коды, например, нежелательно носить глубокие декольте или слишком низко сидящие брюки. В Японии школьная форма обязательна, правда, при этом она прочно вошла в массовую культуру как фетишизированный предмет одежды. В Финляндии, система образования которой считается одной из лучших, тоже нет школьной формы, потому что для системы образования важнее индивидуальность учеников, а одежда - это способ самоидентификации.
Унификация внешнего вида в человеческой культуре - это всегда способ контроля. Сделав всех одинаковыми, общество превращает человека в одного из многих, лишённого социальных отличий и индивидуальной внешней экспрессии. Наверное, поэтому форма так важна в наиболее тоталитарных системах: армия, тюрьма. С другой стороны, форма играет и объединяющую массы роль, она говорит о принадлежности к сообществу и может быть предметом гордости.
Насколько педагогично и насколько уважительно по отношению к формирующейся личности ребёнка, облачать его в форменные латы с самого детства?
Детский психолог Оксана Гулак говорит, что в целом единая форма не может оказать решающее воздействие на психику ребёнка, хотя это тоже может стать одним из факторов, который подавляет индивидуальность. В целом, требования к одежде школьников - это не так опасно, важно не скатиться в диктат и регламентацию мелких деталей внешности учеников, так как это может превратиться уже в нечто большее, чем просто требования к одежде. Например, это может стать способом угнетения неугодных.
"Я думаю, что, когда школьная форма начинает быть тем, когда, к примеру, хочет ребёнок надевать пиджак или нет, а его заставляют его надевать, или недостаточно только белого, это очень похоже на такие жёсткие тюремные законы. Я думаю, что это не проблема формы, а проблема некоторых школ, которые могут чрезвычайно жёстко относиться к внешнему виду, - считает Оксана Гулак. - Это не убьет индивидуальность, если она есть. Если же она не поддерживается родителями и учителями, то и школьная форма, и всё что угодно может убить эту индивидуальность, поэтому это не столь значимо. Самое значимое - это отношение родителей и учителей к ребёнку, к тому, что он думает, что он чувствует. Школьная форма - это просто нечто дополнительное, которое создает, может быть, дополнительный маленький плюс или дополнительный маленький минус, но это не является большой проблемой".
При этом, индивидуальные случаи, например, трансгендерность ребёнка - это фактор, который по мнению психолога, нельзя игнорировать.
"С моей точки зрения это очень важно - воспитывать в обществе толерантность к различным сексуальным ориентациям и гендерным идентичностям, которые формируются в подростковом возрасте, потому что как бы мы ни хотели вывести эту сексуальную ориентацию, она будет, - говорит психолог. - Вопрос не только в желании подростка иметь, к примеру, секс с кем-то, здесь замешаны очень многие чувства, многие эмоции, потому что эта сексуальная ориентация, гендерная идентичность захватывает очень многое. Если тут мы будем давить на ребенка, одевать его в одежду другого пола, которую он не хочет носить, тогда у нас большой риск подтолкнуть к мыслям о суициде, или серьезным неврозам, или психическим расстройствам".
Что касается религиозных взглядов, то, психолог признаёт, что зачастую они просто навязываются детям родителями. То есть здесь актуализируется вопрос осознанного выбора. С другой стороны, личность в любом случае во многом формируется под влиянием культурного бэкграунда взрослых, которые её окружают с самого начала.
"Толерантность ко всему, и в том числе к вероисповеданию, - это очень важный вопрос, который, к сожалению, мы не всегда выдерживаем, потому как это будто ставит под угрозу нашу собственную идентичность, если другой очень открыто репрезентирует свою идентичность, - прокомментировала психолог. - Мне кажется, самое лучшее, что мы можем сделать, это уважать верования людей, выбор их сексуальной ориентации. У юристов есть хорошая пословица: мои права заканчиваются у кончика носа другого. Я думаю, то же самое мы можем сказать и про форму, и про платки. Здесь это принятие другого, пока это не наносит какой-то очевидный ущерб другим".
Султана / Фото предоставлено Султаной
Мы встретили Султану, о которой говорилось в начале материала уже взрослой. Стройная шатенка держится уверенно, она рассказала нам, что работает координатором проекта по поддержке ЛГБТИК + сообщества в Астане. Султана по-прежнему считает, что школа и общество в целом не должны навязывать человеку стандарты внешности и одежды.
"Мне кажется, что, когда школа или государство навязывает какие-то стандарты одежды или экспрессии самовыражения, это очень сильно вредит индивидуальности и очень сильно сказывается потом на людях. Система образования, говорит, что благодаря единой форме, мы можем больше фокусироваться на учёбе, и не отвлекаться, к тому же форма стирает классовые различия. Но так ли это? Будут ли дети, учиться лучше, сидя в неудобных, душащих, некрасивых, одинаковых формах? И с какой целью эта система, пытается скрыть классовые различия, которые в любом случае будут видны? По-моему, это очень серьёзно, потому что наша экспрессия, наше самовыражение - это то, как мы взаимодействуем с социумом, это то, что мы хотим сказать социуму. И когда более молодое поколение пытается отличаться и одеваться по-другому, говорить по-другому, выглядеть по-другому, это очень хорошо. Это было всегда на самом деле, это культура, это то, как молодое поколение пытается показать свою непохожесть, новизну. Это нормально, несмотря на все запреты. К сожалению, очень мало кто понимает, что запреты не работают, что всегда находятся какие-то иные пути, как это всё обойти".