Психологические особенности человека. Психологическая характеристика личности человека по портретам Что такое психологическая характеристика человека
Психология как наука о психических процессах, протекающих в человеке, позволяет рассмотреть особенности поведения человека в его общественной и личной жизни. Они имеют исключительно большое значение в обеспечении безопасности лично этого человека и окружающих его людей.
Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или были когда-то, т.е. в прошлом опыте (память). Обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер).
Неповторимое сочетание психологических особенностей – характера, темперамента, особенностей протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности – все это индивидуальность человека.
Психологическая характеристика темперамента определяется свойствами:
сензитивностью , которая определяет наименьшую силу внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции, и скорость возникновения этой реакции;
реактивностью , т.е. степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий или неожиданный звук и т.п.);
активностью , под которой понимается степень энергичности воздействия на окружающий мир и преодоления препятствий, т.е. целенаправленность и настойчивость в достижении целей;
соотношением реактивности и активности , т.е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных обстоятельств или от стремлений человека;
темпом реакций , т.е. скоростью протекании психических процессов: скоростью движений, темпом речи, находчивостью, скоростью запоминания и т.п.;
пластичностью и в противоположность ригидностью , т.е. легкостью приспособления человека к внешним воздействиям и, наоборот, инертностью и косностью в поведении, суждениях, привычках;
экстраверсией и противоположное интроверсией , т.е. тем, от чего зависят суждения и поступки человека: от внешних впечатлений в данный момент (экстраверсия) или от образов и мыслей о прошлом и будущем (интроверсия);
эмоциональной возбудимостью , т.е. тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Преобладающее проявление тех или иных свойств позволяют определить тип темперамента.
Сангвиник – в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы. Это – повышенная реактивность, повышенная активность, что определяет возможность дисциплинированности, высокий темп реакций, высокая пластичность поведения, экстравертивность.
Холерик – в основе лежит сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения тип нервной системы. Для холерика характерны высокая реактивность и активность с преобладанием реактивности, быстрый темп реакций. Несдержан, вспыльчив, нетерпелив. Менее пластичен, чем сангвиник, более ригиден, отсюда большая устойчивость и постоянство интересов.
Флегматик – в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. У флегматика малая реактивность, малая эмоциональная возбудимость, высокая активность, замедленный темп реакций, малая пластичность и большая ригидность, преобладание интроверсии. Это определяет невозмутимость, выдержку, самообладание, слабое реагирование на внешние раздражители.
Меланхолик – в основе лежит слабый тип нервной системы. Малая реактивность, пониженная активность, медленный психический темп, высокая ригидность, интровертность – вот характеристика меланхолика. Он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца, если возбудится, то долго не может успокоиться, взяться за другую работу.
Под характером понимается совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяется отношениями личности к этим обстоятельствам.
Выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Кроме того, в структуре характера как целостной организации его свойств различают системы свойств, определяющих различными отношениями личности.
Свойства, выражающие отношение к другим людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.).
Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность или безответственность и т.п.).
Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами и т.д.).
Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т.д.).
Психические свойства личности необходимы для организации профессионального отбора, для обучения, для воспитания. Они важны также для прогнозирования поведения человека в повседневной жизни и в критических ситуациях, когда действия и поступки человека определяют создание и развитие опасности для окружающих или, наоборот, недопущения и ликвидации опасности.
Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.
Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.
От характера зависят поведенческие реакции человекаТемперамент или характер?
Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:
- Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
- Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.
Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.
Что такое характер
Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:
- среди людей;
- в рабочем коллективе;
- к собственной личности;
- к окружающей действительности;
- к физическому и умственному труду.
Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.
Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»
Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.
Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.
Как понять натуру
Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.
Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.
Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .
Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.
Характер и его черты
Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.
Разнообразие характеров
Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.
Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.
Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:
- сила-слабость;
- широта-узость;
- статичность-динамичность;
- цельность-противоречивость;
- целостность-раздробленность.
Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.
Перечень черт личности
Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:
Система отношений | Присущие черты индивидуума | |
Плюсовые | Минусовые | |
К собственной личности | Привередливость | Снисходительность |
Самокритичность | Самовлюбленность | |
Кротость | Хвастливость | |
Альтруистичность | Эгоцентризм | |
К окружающим людям | Общительность | Замкнутость |
Благодушие | Черствость | |
Искренность | Лживость | |
Справедливость | Несправедливость | |
Содружественность | Индивидуализм | |
Чуткость | Черствость | |
Учтивость | Беспардонность | |
К работе | Организованность | Расхлябанность |
Обязательность | Бестолковость | |
Исполнительность | Неряшливость | |
Предприимчивость | Инертность | |
Трудолюбие | Ленивость | |
К предметам | Экономность | Расточительство |
Тщательность | Нерадивость | |
Опрятность | Халатность |
Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:
- моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
- темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
- интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
- стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.
Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:
- Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
- Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.
Градация черт характера по Олпорту
Теория Олпорта
Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:
Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.
Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.
Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.
Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.
Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .
Что такое типичность и индивидуальность
В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.
Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.
Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.
Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:
Положительное | Отрицательное |
Холерик | |
Активность | Несдержанность |
Энергичность | Вспыльчивость |
Общительность | Агрессивность |
Решительность | Раздражительность |
Инициативность | Грубость в общении |
Импульсивность | Неустойчивость поведения |
Флегматик | |
Настойчивость | Низкая активность |
Работоспособность | Медлительность |
Спокойствие | Малоподвижность |
Выдержанность | Необщительность |
Надежность | Индивидуализм |
Добросовестность | Ленивость |
Сангвиник | |
Общительность | Неприятие монотонности |
Активность | Поверхностность |
Доброжелательность | Отсутствие настойчивости |
Приспосабливаемость | Плохая усидчивость |
Жизнерадостность | Легкомыслие |
Смелость | Опрометчивость в поступках |
Находчивость | Неумение сосредотачиваться |
Меланхолик | |
Чувствительность | Замкнутость |
Впечатлительность | Низкая активность |
Исполнительность | Необщительность |
Сдержанность | Ранимость |
Сердечность | Застенчивость |
Аккуратность | Плохая работоспособность |
Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.
Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.
Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.
Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.
В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.
Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.
Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.
Глава XII. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
§74. Психические свойства личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
И. П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И. П. Павлова свою подлинно научную основу.
Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов - возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.
Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,- пояснял он,- что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство - высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,- сила, равновесие и подвижность нервных процессов - не остаются неизменными на протяжении жизни человека.
Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,- писали Маркс и Энгельс,- это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.
Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина - Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.
Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».
Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества... Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.
Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.
В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.
Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда АнатольевнаЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно
Из книги Уловки в споре автора Винокур Владимир АлександровичПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛОВОК Достаточно строгого определения понятия «уловки в споре» нет. Этим термином обычно обозначают заведомо некорректные приемы ведения спора, своеобразные подножки, «диверсии», попытки достаточно грубого манипулирования партнером в
автора Ильин Евгений ПавловичГлава 2 Психологическая характеристика творческого процесса 2.1. Этапы творческого процессаСуществует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин (1907) попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии
Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений ПавловичГлава 10 Психологическая характеристика различных видов одаренности Выделяют несколько видов одаренности, но преимущественно в публикациях речь идет об исследовании интеллектуальной, художественной и спортивной одаренности. Говорят также об организаторском
автора Гусева Тамара Ивановна11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов
Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна12. Психологическая характеристика темперамента Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в
Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений ПавловичГлава 8. Психологическая характеристика профессиональной помогающей деятельности В цивилизованных обществах, отличающихся высокой степенью разделения труда, существуют независимо от характерных особенностей, способов и средств службы, специально направленные на
Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений ПавловичГЛАВА 11 Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессийИнтеллектуальных профессий очень много. Их разделение по классификации Е. А. Климова и изучение у них
автораГлава 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящей главе будут рассмотрены психологические особенности оперативно-розыскной и следственной деятельности, связанные с раскрытием преступлений, с установлением виновных и
Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович10.1. Психологическая характеристика потерпевшего Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся
Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав ЛеонидовичГлава 12 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович14.1. Общая психологическая характеристика судебного процесса Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич68. Типы темперамента и их психологическая характеристика Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей ЛеонидовичПсихологическая характеристика труда Труд в целом не психологическая, а социальная категория. В своих основных общественных закономерностях он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического изучения являются поэтому никак не труд в целом, а
Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена ВалерьевнаРаздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина АлександровнаПСИХОЛОГИЯ (с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») - это наука о закономерностях развития и функционирования психики, изучающая процессы активного отражения человеком и животным объективной реальности.
ПСИХОЛОГИЯ как особая отрасль знаний существовала еще со времен древней истории.
ПСИХОЛОГИЯ как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в.
Объект – человек и психика.
Предмет – это закономерности функционирования и развития психики.
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи (головного мозга), которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, а также регуляции его поведения и деятельности.
Психикой обладает не только человек, но и животные.
Характеристики психики: отражение и регуляция.
Сознание– высшая форма психики, обладает ее характеристиками, но более высокого уровня.
Именно оно было первым предметом научной психологии.
Сознание является способностью дать субъективный отчет о себе, своих мыслях и переживаниях.
В 1879 году немецкий ученый Вильгельм Вундт, опираясь на метод интроспекции, изучал феномен сознания. Интроспекция (самонаблюдение) – первый научный метод психологии.
В мировой психологической науке сознание – многозначный термин, но в отечественной психологии сознание считается присущим только человеку.
Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей.
Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе.
Но «знание о душе» (психологии) долгое время относили к области философии, религии или медицины.
Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические.
Процессы психические охватывают:
1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;
2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции.
К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты).
Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам.
В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.
Предмет психологии менялся с течением времени.
Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм-Вильгельм Вундт)
Поведение (бихевиоризм-Джон Уотсон)
Бессознательное (психоанализ-Зигмунд Фрейд)
2. Задачи и методы психологии
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.
Она охватывает процессы, состояния и свойства человека - от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.
1.Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов как отражений объективной действительности.
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Методы исследования в психологии.
Методы - это способы, посредством которых познаётся предмет науки.
В отечественной психологии выделяются четыре группы методов:
эмпирические,
организационные методы,
метод коррекции,
методы обработки данных.
Эмпирические методы - наблюдение и самонаблюдение;
Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение или самонаблюдение.
Экспериментальные методы - лабораторный, естественный, формирующий эксперимент; психодиагностические тесты, психологические опросы, интервью, анкетирование.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.
Наиболее распространенная его форма - анкета.
Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
В эксперименте целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется и оценивается лучше всего.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющего основные параметры и предполагаемые свойства.
На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Организационные метод ы включают
Сравнительный метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
Метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
Лонгитюдный метод - метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени).
Метод коррекции - аутогенная тренировка (выработка умения полностью расслаблять мышцы тела, использование активной роли чувственных образов; регулирующая и программирующая роль слова, производимого вслух или про себя.) ; групповой тренинг (групповые игры и дискуссии) ; способы терапевтического воздействия.
Методы обработки данных - изучение документов, рисунков, дневников, почерка, продукты детского творчества.
Этот метод анализа продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и качественный.
Уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, Вам предлагается пройти тест: «Психологическая характеристика личности человека» , основанный на тесте восьми влечений Сонди.
С помощью теста по портретам на психологическую характеристику личности человека, Вы сможете узнать свои тайные, скрытые желания, влечения, склонности, способности, и другие тайны человеческой психики, заключенные в «бессознательном» человека, и неосознанно влияющих на жизнь и судьбу. (см. что такое личность)
Тайны человека: психологическая характеристика личности
Чтобы узнать свои тайны психики человека, психологическую характеристику личности; определить свои склонности, способности (в том числе профессиональные), желания и влечения, Вам необходимо выбрать из 48-ми портретов людей, сперва 12, которые более Вам симпатичны (ну, или более приемлемы), а затем, выбрать 12, которые совсем несимпатичны (или вовсе неприемлемы), и записать их коды в латинских буквах в разные колонки, и обозначить их: + (симпатия) и — (антипатия).
Тест по портретам личности, Психологическая характеристика человека
После выбора двух вариантов портретов людей (+ и -), Вы считаете сколько плюсов по каждому фактору и сколько минусов.
(Факторы личности, теста психологической характеристики: h, s, e, hy, k, p, d, m — всего восемь, их описание) .
После этого, переходите по соответствующим факторам к описанию психологической характеристики личности человека, и узнаете свои тайны психики: склонности, способности, желания и влечения, и что особенно важно, профессии , подходящие Вам.