Что тэ на гвс платежке. Пояснение по начислениям по оплате за горячую воду по двухкомпонентному тарифу - нп. Оборудование для нагрева воды
Оплата горячей воды – одна из главных статей расходов для собственников квартир в МКД. Управляющим компаниям регулярно поступают вопросы как по начислению платы за эту услугу, так и по актуальным тарифам. В статье мы разберемся со всеми указанными моментами и приведем полезный справочный материал, в том числе, таблицу с обновленными в 2019 году тарифами на горячую воду в Москве.
Многих потребителей все еще удивляет появление в платежке за ЖКХ позиции «подогрев воды». Это новшество появилось уже достаточно давно – в 2013 году. По Постановлению Правительства № 406 от 13 мая 2013 года в домах с централизованной системой водоснабжения оплата должна производиться по 2-компонентному тарифу.
А что делать, если собственник использует свой нагревательный элемент? Должен он платить за подогрев или нет? На этот вопрос ответил эксперт справочной системе «Управление МКД» .
Традиционный тариф на горячую воду был разделен на две части:
- потребление холодной воды;
- расход тепла.
По этой причине в квитанции и появилась строчка, указывающая на количество тепла, потраченного на подогрев холодной воды. Многим кажется, что оплата за этот обогрев взимается незаконно, хотя она действительно является правомерной.
Отвечает Денис Нестеренко - руководитель экспертной поддержки справочной системы «Управление МКД».
Рассчитайте плату в зависимости от типа инженерной системы в МКД и вида тарифа на ГВС, который утвердил уполномоченный орган. Закон предусматривает две схемы расчета платы ГВС:
При централизованной системе ГВС
- с помощью ИТП или другого оборудования
Нововведение потребовалось из-за того, что жильцы дополнительно используют не учитывающийся объем энергии. К системе ГВС подключаются полотенцесушители и стояки, которые расходуют тепло. Эти затраты ранее никак не учитывались при подсчетах оплаты за КУ. Брать деньги за теплоснабжение разрешается только в течение отопительного сезона, поэтому нагревание воздуха за счет эксплуатации полотенцесушителя в качестве коммунальной услуги оплате не подлежало. Выход был найден именно в виде такого разделения тарифа на две части.
Для лучшего понимания стоит описать ситуацию с подогревом ГВС в цифрах. Если от холодной воды кроме чистоты и напора больше ничего не требуется, то с горячей все немного сложнее. В случае с ГВС добавляется еще один параметр – температура. Поставщик должен выдерживать его, иначе поступают жалобы, назначается проверка и при подтверждении факта нарушений плата уменьшается. Для горячей воды температура должна быть не меньше +60ºС.
При анализе выяснилось, что на подогрев горячей воды, циркулирующей по трубопроводам, расходуется около 40% тепла, в целом необходимого для ГВС дома. Идущая от поставщика горячая вода не расходуется в полном объеме и по обратной трубе направляется в теплообменник, где происходит ее подогрев подводящимся к дому кипятком. При прохождении по трубам она остывает. Если в МКД расходуется мало воды, то теплопотери могут достигать значительных величин, и вносимой собственниками платы по однокомпонентному тарифу будет недостаточно для погашения всех затрат.
Разделение тарифа таким образом, чтобы отдельно учитывались расходы на подогрев воды, стало решением этой проблемы.
Теплоснабжающая организация (РСО) и ТСЖ заключили договор ресурсоснабжения. По договору РСО поставляет в МКД тепловую энергию и горячую воду.
Ресурсники и ТСЖ по-разному определяли объем тепловой энергии для подогрева воды, поданной для предоставления КУ горячего водоснабжения. В результате, у ТСЖ образовался долг, который ресурсники попытались взыскать через суд. ТСЖ не согласилось с позицией РСО. В ситуации помог разобраться Верховный суд.
Таблица тарифов на горячую воду с 1 июля 2019 года в Москве
Введение в России новой системы тарификации, подразумевающей плату за подогрев горячей воды, происходит постепенно. Решение об этом принимается на региональном уровне, поэтому периодически появляются новости о переходе на новую систему. Например, 2-компонентный тариф на горячую воду в начале июля 2018 года введен в Алтайском крае. Опишем, как выглядит это разделение.
- Холодная вода для ГВС. Расчет оплаты здесь происходит достаточно просто – вода проходит через «горячий» прибор учета, ее объем в кубометрах фиксируется и умножается на стоимость холодной воды по действующей ставке.
- Подогрев, то есть тепловая энергия, затрачиваемая на обеспечение ГВС. Здесь расчеты делаются несколько сложнее – подсчитанные счетчиком кубометры умножаются на норматив на подогревание воды, а также на стоимость гигакалории.
Отдельного объяснения требует момент с нормативом на подогрев ХВС для ГВС. Под ним понимается количество тепловой энергии, которое затрачивается на доведение кубометра воды до необходимой температуры. Этот норматив утверждается на уровне работающего в региональной администрации органа, занимающегося регулированием цен и тарифов.
Если в Алтайском крае переход на 2-компонентную тарификацию состоялся 1 июля 2018 года, то в Челябинской области он произошел раньше. В одних регионах система уже работает, в других переход пока откладывается. К примеру, в Волгоградской области введение новой системы решили отложить до 1 января 2020 года. До этого момента стоимость услуги будет начисляться по прежнему принципу – просто за потребленный объем в зависимости от тарифа за 1 куб горячей воды.
Переход на двухкомпонентный тариф – федеральная инициатива, предполагающая определенную свободу действий для регионов. Новая система со временем должна начать работать по всей стране, но сейчас у субъектов есть право уже приступать к работе с ней или отложить этот момент. Например, недавним решением Правительства срок принятия нормативов расхода тепла на подогрев ХВС для ГВС был перенесен на начало 2020 года.
В таблице приведем тарифы на горячую воду в Москве с учетом повышения, произошедшего с 1 июля 2018 года.
В тарифную ставку на ГВС для москвичей не входит комиссионное вознаграждение, которое берут операторы платежных систем и банковские организации за свои услуги, когда принимают данный платеж. Указанный тариф по сложившейся практике будет действовать в течение 1-2 лет, после чего вновь произойдет его повышение для преодоления инфляционных колебаний.
Как можно заметить, в Москве в настоящий момент используется однокомпонентный тариф на ГВС, при котором потребители оплачивают услугу в размере израсходованных кубометров по установленным счетчикам или, при их отсутствии (что сегодня уже редкость), по нормативу.
Насколько выросли тарифы за подогрев воды
В столице, как и во многих других городах, с 1 июля текущего года повысилась стоимость ряда коммунальных услуг. Средний рост по распоряжению московского правительства не должен быть выше 5,5 процентов, при этом по отдельным позициям повышения вообще не произошло. Если говорить о горячей воде, то она для граждан, проживающих в «старой» Москве стала дороже, и теперь ее цена составляет упоминавшиеся уже 198.19 рубля за кубический метр.
Распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 13.12.2014 № 149-Р «Об установлении тарифов на горячую воду на 2015 год» утверждён двухкомпонентный тариф на горячую воду на основании Постановления РФ от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Порядок расчёта и внесения платы за коммунальные услуги определён в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 354. Соответственно изменён порядок начисления по оплате за горячую воду. Теперь плата за 1 куб.м горячей воды складывается из двух компонентов:
Первый - плата за 1 куб.м холодной воды.
Второй - плата за тепловую энергию, которая была затрачена на нагрев 1 куб.м холодной воды.
Компонент на холодную воду - это объём холодной воды (ХВС) для нужд горячего водоснабжения. При наличии индивидуальных приборов учёта (счетчиков) данный компонент определяется - по показаниям прибора учёта горячей воды (ГВС), при отсутствии индивидуального прибора учёта - по нормативу, т.е 3,5 куб.м за 1 чел. в месяц.
С 01 января 2015 г. жителям многоквартирных домов в г. Люберцы, которые оборудованы общедомовыми приборами учета, начисления по оплате за горячую воду производятся по двухкомпонентному тарифу: компонент холодная вода для ГВС и компонент тепловая энергия для ГВС.
Расчет за горячую воду для жителей дома также должен производиться по двухкомпонентному тарифу. Дом оборудован общедомовыми приборами учета ГВС. Оплата за горячую воду с 01.07.2015 г. должна начисляться по действующему двухкомпонентному тарифу: компонент холодная вода для ГВС (по тарифу 33,28 руб./куб.м) и компонент тепловая энергия (ТЭ) для ГВС по тарифу 2141,46 руб./Гкал.
В квитанциях по оплате за жилищно-коммунальные услуги с 01 июля 2015 г. «Горячее водоснабжение» указано двумя строками:
ХВС для ГВС - объём холодной воды (ХВС) для нужд горячего водоснабжения;
ТЭ для ГВС - тепловая энергия затраченная на нагрев 1 куб.м холодной воды.
Показания общедомового прибора учета - количество горячей воды за текущий месяц и объем тепловой энергии, потребленный в текущем месяце на циркуляцию и подогрев указанного количества воды приведены на обратной стороне квитанции, например, следующие:
1089,079 куб. м. - ФВ для ГВС (физическая вода для горячего водоснабжения);
110,732 Гкал. - ТЭ для ГВС (тепловая энергия для горячего водоснабжения).
Фактическое количество тепловой энергии, которое затрачено на подогрев 1 куб.м холодной воды для дома, определяется исходя из общего объема тепловой энергии к общему объему количества горячей воды за текущий месяц, что составляет:
= ТЭ для ГВС / ФВ для ГВС = 110,732 Гкал. / 1089,079 куб. м. = 0,1017 Гкал/куб.м
тогда, фактическая стоимость тепловой энергии, затраченной на подогрев 1 куб.м воды в текущем месяце составит:
0,1017 Гкал/куб.м х 2141,46 руб. за 1 Гкал. = 217,79 руб.
Обращаем внимание, что количество тепловой энергии, затраченное на подогрев 1 куб.м холодной воды в каждом расчетном месяце может отличаться, т.к. является расчетной величиной и зависит от количества (объема) потребленной домом горячей воды в текущем месяце и количества тепловой энергии, затраченной на циркуляцию и подогрев данного объема. Ежемесячно данные показания снимаются с общедомового прибора учета тепловой энергии и передаются в теплоснабжающую организацию и одновременно фиксируются на обратной стороне квитанции каждого текущего месяца.
Введение:
Тема расчета платы за коммунальные ресурсы одна из наиболее сложных. Тем, кто ранее с проблемой не сталкивался, сразу разобраться трудно, да и времени на это как бы нет.
Однако попробуем.
Для расчетов применяются ПП РФ №354 (порядок и методики на все случаи жизни), ПП РФ №307 (только для отопления и только до 1 июля 2016 года, далее действует ПП РФ №354), ПП РФ №306 (нормативы).
Текст документов сложный, массовому плательщику практически недоступный. Нет четкой системы в обозначениях физических величин, что может запутать читателя, отсутствуют наименования физических величин, применяемых в расчетных формулах и пояснения. Как будто для себя писали. Типа сами знаем, а остальным знать необязательно.
И еще одно начальное замечание. Господа из УК и от Застройщика часто выказывают великую радость относительно «энергоэффективности» новостроек, в частности нашего района.
Сущностью энергоэффективности является жесткий учет всех коммунальных ресурсов и меры по их экономии. Посмотрим в ходе обсуждения насколько обоснована такая «радость».
Поскольку у нас система ГВС закрытая, то есть нецентрализованная, то для расчетов применяется соответствующий раздел ПП РФ №354 (приложение 2 раздел IV), когда производство коммунальной услуги, в данном случае ГВС, осуществляется исполнителем (УК) на нашем с Вами оборудовании ИТП из состава общего имущества.
Относительно этого самого понятия «производство» ГВС исполнителем пока вдаваться в подробности не будем. Это отдельная довольно «мутная» и спорная тема, кто как и что на самом деле производит.
Заметим только то, что согласно ПП РФ №354, п.54 Правил четко определено, что плата за содержание общего имущества (оборудования ИТП, где исполнитель услуги нагревает воду для ГВС) взимается отдельно. То есть «производственные» - эксплуатационные расходы на это общее имущество входят в состав платежа за содержание и ремонт общего имущества и не включаются в калькуляцию платежа за ГВС .
Итак, что надо учесть для расчета платы за ГВС?
Общий расход холодной питьевой воды (по линии ХВС), подаваемой на нагрев для ГВС.
Общий расход тепловой энергии, отбираемой в бойлерах у теплоносителя из системы централизованной поставки тепловой энергии (отопления).
Казалось все просто. Поделил общий расход тепла (нагрев) на общий объем холодной воды, которая израсходована для ГВС и порядок. Получил удельный расход тепла на кубометр горячей воды.
Однако в наших квитанциях нет учета суммарного объема по ХВС и ГВС раздельно.
А данные индивидуального потребления по ГВС и ХВС применять нельзя из-за систематической погрешности измерений квартирных счетчиков. Потому введено понятие ОДН для устранения этой систематической погрешности и точного суммарного учета расхода воды за весь дом общим домовым счетчиком.
В этом смысле ПП РФ №354 изложено не вполне корректно и походу уже давно устарело местами, когда в основу расчетов предлагается положить суммарные показания ИПУ, если нет общего домового счетчика, но при этом авторы нормативного текста совсем забыли о систематической погрешности квартирных ИПУ (зона нечувствительности ИПУ на малых расходах воды).
По смыслу закона «Об энергосбережении…» первое, что должно быть сделано – это установлены общие домовые приборы учета, а где нет технической возможности ввиду конструкции дома, техническая возможность должна быть создана путем реконструкции (пристроя) помещения для монтажа узлов учета коммунальных ресурсов.
Общий домовой учет коммунальных ресурсов не выгоден коммунальщикам, потому и саботируют процесс. В «мутной воде» мухлевать легче.
Так же походу у нас в ИТП нет и отдельного учета расхода тепловой энергии, которая расходуется на нагрев ГВС. По крайней мере это не видно из содержания сведений, приведенных в квитанции.
А как же супер пупер энергоэффективный ИТП? Не слишком ли это просто для супер пупер энергоэффективного ИТП с «космическими технологиями»?
Установили один общий счетчик ХВС и один общий счетчик тепловой энергии на весь блок и довольны как слоны?
А по Закону приборами учета должен быть оборудован каждый отдельный дом.
Чем он отличается тогда наш ИТП от обычного теплоузла старого советского дома?
Зачем нам «по ушам ездят» который год про энергоэффективность?
Походу за тем, чтобы какой-нибудь проходимец - «денежный насос» по энергосервисному договору «авторитетно» заявил, что нам надо установить приборы учета для повышения энергоэффективности.
Нам и так ясно, что нужен всеобъемлющий учет коммунальных ресурсов.
Кто мешал поставить двухканальный счетчик тепловой энергии? Тяжело было воткнуть счетчик для учета расхода подпиточной воды для системы ГВС?
А если они все же есть, то почему их показания в расчетах не используют и в квитанциях не указывают?
В редакцию нашего портала обратилась читательница Ленинского района Челябинска с просьбой помочь ей разобраться - на что пойдет указанная сумма в квитанции и на каких основаниях произведена установка холодной воды?
Второй вопрос возник вот почему: насколько известно,
«ОПУ может быть установлен застройщиком жилого дома - при строительстве многоквартирного дома, либо в рамках реализации федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования ЖКХ» при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, либо в рамках реализации федерального закона РФ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» до 01.07.2012г. - по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а после 01.07.2012г. - МУП ПОВВ» (информация с сайта МУП ПОВВ).
Как пояснила читательница, дом, в котором она является собственником однокомнатной квартиры, постройки 1965 года и ни разу капитально не ремонтировался. Соответственно, инженерные сети здания находятся ни в лучшем состоянии. Не придется ли жителям по общедомовому оплачивать утечки воды?
Но вернемся к первому вопросу:
В квитанции указано, что оплата идет за установку ОПУ, а за сам общедомовой прибор учета воды нужно будет снова платить?
Квитанция выглядит так:
Обратились за разъяснениями в отделение расчетных центров ООО РКЦ г. Челябинска по телефону 211-55-11 . Специалисты пояснили, что расчет производится не только за установку ОПУ, но и за сам общедомовой прибор учета воды.
МУП «ПОВВ» предлагает погасить расходы двумя способами :
1) Оплатить единовременным платежом до 20 числа месяца следующим за расчетным, таким образом возместив расходы за установку своей доли за (ОПУ) без оплаты процентов за рассрочку.
2) Рассрочка платежа на 5 лет или меньшим периодом рассрочки. При предоставлении рассрочки начисляются проценты на остаток неоплаченной суммы в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления. Начисление процентов будет производиться со 2-ой квитанции.
При оплате квитанции в рассрочку, собственник может внести любую сумму, но не менее платежа указанного в строке «Минимальная сумма платежа (при рассрочке на 5 лет).
Стоимость ОПУ и расходы на его установку большой не показалась. Но просим учесть, что это Ленинский район Челябинска, конкретный дом, в котором около 120 квартир. Какая будет оплата в вашем доме, покажут ваши квитанции.
Второй вопрос - правомерность установки прояснить пока не удалось. К сожалению, по указанному номеру связаться с юристами компании МУП ПОВВ и получить разъяснения не удалось - трубку никто не поднял. Будем дозваниваться.
Ответы на наиболее популярные вопросы по общедомовым счетчикам (ОПУ):
Почему решение об установке принимают не на общем собрании?
С 01.07.2012г. согласно закона № 261-ФЗ ресурсоснабжающая организация (МУП ПОВВ) обязана устанавливать ОПУ в домах. При этом собственники помещений дома вправе принять решение на общем собрании собственников помещений дома об установке ОПУ, выборе подрядной организации, стоимости установки ОПУ, порядке расчетов за установку ОПУ, получении технических условий на установку ОПУ в МУП ПОВВ и предоставить в МУП ПОВВ данный протокол общего собрания о принятом решении.
Почему не уведомили собственников об установке ОПУ?
МУП ПОВВ в квитанциях об оплате за услуги ХВС и ВО размещает информацию о вводе в эксплуатацию ОПУ и объемах отпущенной воды на дом в расчетном месяце.
Какие документы подтверждают установку ОПУ? Почему собственников не пригласили для подписания акта ввода в эксплуатацию ОПУ?
Документом, подтверждающим установку ОПУ является Акт ввода в эксплуатацию ОПУ, подписанный представителями ресурсоснабжающей организации (МУП ПОВВ) и жилищной организацией, обслуживающей многоквартирный дом.
Жилищная организация, обслуживающая многоквартирный дом, является лицом, уполномоченным собственниками помещений многоквартирного дома, поэтому собственники не приглашаются для подписания акта ввода в эксплуатацию ОПУ.
Имеется ли договор на установку ОПУ? Какова сумма установки ОПУ? Кто будет оплачивать данную установку ОПУ?
Договор на установку ОПУ заключает лицо, по инициативе которого производится установка ОПУ.
Расходы на установку ОПУ включают стоимость самого прибора учета, стоимость оборудования, входящего в узел учета и стоимость монтажных работ. Стоимость работ по установке ОПУ в зависимости от марки и калибра прибора учета составляет от 20 000руб. до 50 000 руб.
При установке ОПУ застройщиком дома - установка производится за счет денежных средств застройщика.
При установке ОПУ по закону № 185 - установка производится за счет бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт дома.
При установке ОПУ по решению собственников помещений дома - установка производится за счет средств собственников помещений (в том числе и за счет статьи «ремонт и обслуживание»).
При установке ОПУ по закону № 261 - установка производится за счет средств МУП ПОВВ, с последующим возмещением расходов собственниками помещений дома единовременным платежом или в рассрочку с учетом процентов за предоставление рассрочки платежа в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ сроком не более 5 лет.
Кто снимает показания ОПУ? Как передаются показания? Могут ли собственники присутствовать при снятии показаний?
Жилищная организация, обслуживающая многоквартирный дом, ежемесячно с 20-23 число, снимает показания ОПУ и передает их в МУП ПОВВ. МУП ПОВВ периодически производит снятие контрольных показаний ОПУ с целью контроля достоверности переданных показаний ОПУ.
Председатель Совета многоквартирного дома, избранный решением общего собрания собственников помещений вправе присутствовать при снятии показаний ОПУ.
Фото: volga-tv.ru