Разрушения крана на стояке горячего водоснабжения. Если прорвало стояк, батарею или трубу, затопили соседей: кто виноват, что предпринять. Отопительный сезон или нет, тонкости вопроса
Процедура введения в эксплуатацию индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов, то есть принятия его к расчётам, описана в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Поговорим о том, кто и каким образом принимает к коммерческому учёту и опломбирует новый счётчик, и почему важно это делать правильно.
Кто и в какие сроки должен ввести счётчик в эксплуатацию
Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал (п. 81 ПП РФ № 354).
После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного (п. 81 ПП РФ № 354). Работы по вводу ПУ в эксплуатацию выполняет исполнитель КУ. Он проводит их без взимания какой-либо платы по согласованию с собственником помещения или по его заявке (п. 81 (9) ПП РФ № 354).
В заявке должна быть следующая информация:
- данные о собственнике и его контакты;
- дата и время, когда собственник предлагает ввести ИПУ в эксплуатацию;
- сведения об ИПУ: копия техпаспорта, его тип и номер, место установки, показания на момент установки и дата поверки (пп. «у» п. 31, п. 81 ПП РФ № 354).
Счётчик должен быть принят к расчётам в течение месяца со дня его установки (пп. «у» п. 31 ПП РФ № 354). Если исполнитель КУ не может ввести ИПУ в указанный в заявке день, он должен в течение трёх рабочих дней предложить новые дату и время. Работы не могут быть перенесены более, чем на 15 рабочих дней с даты получения заявки исполнителем КУ (п. 81 (1) ПП РФ № 354).
Если в согласованное время исполнитель не принял счётчик к коммерческому учёту или работы были перенесены более, чем на 15 рабочих дней, то прибор учёта считается введённым в эксплуатацию с даты, когда собственник подал заявку (п. 81 (2) ПП РФ № 354).
Что включает в себя ввод прибора учёта в эксплуатацию
Когда время и дата согласованы, прибор учёта установлен, исполнитель КУ проводит процедуру ввода ПУ в эксплуатацию. Этот процесс состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) ПП РФ № 354):
1. Сверка на соответствие данных ПУ с его документацией.
Исполнитель КУ сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа - они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354).
2. Проверка ПУ на работоспособность.
Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса.
3. Опломбировка прибора учёта.
Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы.
4. Фиксация показаний ПУ на момент опломбировки.
Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта.
5. Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя КУ (п. 81 (6,7) ПП РФ № 354).
В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя КУ, участвовавших в процедуре, данные о ПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки.
Если при проверке ПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель КУ может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте (п. 81 (5) ПП РФ № 354).
Какие пломбы устанавливаются при опломбировке счётчика
Поговорим подробнее об опломбировке счётчика как о важном этапе в процедуре принятия к расчётам нового ПУ. Согласно пп. «г(1)» п. 32 ПП РФ № 354 , исполнитель КУ имеет право устанавливать на счётчики контрольные и антимагнитные пломбы, а также иные устройства, которые фиксируют незаконное вмешательство в работу ПУ.
Опломбировка проводится перед подписанием акта о вводе прибора учёта в эксплуатацию - чтобы занести в акт номера пломб и места, где они установлены (п. 81 (8) ПП РФ № 354). Плата за установку пломб и устройств не взимается (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Собственник платит только при повторной опломбировке, когда были нарушены пломбы или знаки поверки (п. 81 (14) ПП РФ № 354).
На момент ввода ПУ в эксплуатацию на его корпусе уже должна стоять свинцовая пломба завода изготовителя - первоначальная. Вторичную контрольную пломбу устанавливает исполнитель КУ, чтобы исключить возможность доступа к деталям и изменению показаний ПУ. Пломба бывает свинцовая или пластиковая.
Также исполнитель КУ, принимая счётчик к коммерческому учёту, устанавливает антимагнитные пломбы: они фиксируют воздействие на прибор магнитного поля, которое может повлиять на показания счётчика.
Потребитель не сможет удалить установленные пломбы с ИПУ, не повредив их: останутся следы в виде букв или водяных знаков. Поэтому, если на ПУ хотя бы 1 секунду воздействовало магнитное поле, исполнитель КУ установит этот факт при контрольной проверке ПУ по антимагнитным пломбам.
Антимагнитные пломбы бывают с одним или двумя антимагнитными элементами:
- При воздействии магнита на первый вид пломб происходит распад антимагнитного элемента, что фиксируется визуально при проверке ПУ. Такая пломба состоит из двух частей: основная наклеивается на верхнюю часть корпуса ИПУ, а отрывной корешок, дублирующий номер основной части пломбы приклеивается в акт ввода ПУ в эксплуатацию.
- Если магнитное поле воздействовало на пломбу с двумя антимагнитными элементами, то весь элемент становится черным. Основная часть пломбы, как и у одноэлементной пломбы, наклеивается сверху на корпус счётчика, а меньшая часть - на переднюю стенку прибора внизу. Исполнитель КУ записывает номер такой пломбы в акт вручную.
При установке пломб исполнитель КУ должен объяснить потребителю последствия, которые возникнут, если пломбы будут нарушены (п. 81(11) ПП РФ № 354).
Зачем правильно вводить счётчик в эксплуатацию
Правильно опломбированный при вводе в эксплуатацию прибор учёта коммунального ресурса и корректно составленный акт позволят исполнителю КУ в дальнейшем избежать спорных ситуаций при начислении платы за потреблённый ресурс:
- При вводе в эксплуатацию исполнитель КУ проверяет рабочее состояние ИПУ и верность его показаний, влияющих на корректный расчёт потребления ресурса в целях содержания общего имущества МКД, который оплачивает исполнитель КУ в адрес РСО.
- Зафиксировав начальные показания ИПУ, поставщик услуги сможет корректно определить объём потребления ресурса в помещении собственника по новому прибору учёта и рассчитать плату за период.
- Поставленные контрольные и антимагнитные пломбы, занесённые в акт ввода счётчика в эксплуатацию, позволят выявить несанкционированное вмешательство в работу ПУ и на законных основаниях сделать перерасчёт платы согласно п. 81 (11) ПП РФ № 354 - исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10.
- Оформленный согласно законодательству акт ввода прибора учёта в эксплуатацию поможет УО в суде при оспаривании размера платы, которую должен внести за коммунальные услуги потребитель, в том числе при несанкционированном вмешательстве в работу счётчика.
Чтобы вовремя исполнить заявку собственника на опломбировку ИПУ и не потерять её, используйте для работы с обращениями жителей домов . Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей и привлечь больше клиентов. уже сейчас!
До 1 июля в многоэтажках должны были быть установлены общедомовые приборы учета, поскольку именно с этого дня — согласно Федеральному Закону №261-ФЗ «Об энергосбережении» — расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных со счетчиков. После 1 июля закон разрешает энергетикам самим устанавливать приборы учета на наши дома принудительно. Однако в том же законе есть исключения и нюансы, о которых необходимо знать.
Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах обязаны установить общедомовые приборы учета на потребляемые энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года. Организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией и электрической энергией (с условием, что их сети имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Указанные ресурсоснабжающие организации (РСО) не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены 149-м приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г.
Обязанность по установке приборов учета энергоресурсов Федеральным законом от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ возложена на собственников помещений. До 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (а природного газа — в срок до 1 января 2015 года).
С 1 января 2012 года все вводимые в эксплуатацию и, в том числе, реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться также и индивидуальными теплосчетчиками в каждой квартире. С момента принятия 261-го закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды не допускается.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Постановлением от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так, Раздел III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) — 38(5)). Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета.
Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона «Об энергосбережении». В частности, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО, если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ.
Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, которая должна быть оплачена этим собственником.
Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в судебном порядке.
Нужно ли собственникам
помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно закону «Об энергосбережении» и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ,
ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета, и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Согласно пп. «с» п. 31 новых Правил исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета (при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку).
Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборовучета?
Если до 1 июля 2012 года и до 1 января 2015 года (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно п. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборовучета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Есть ли исключения изтребований по установке приборов учета?
Да, есть. Федеральным Законом №261-ФЗ также указываются случаи, когда общедомовые приборы учета не устанавливаются:
— ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
— объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
— максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Помимо всего прочего, изменения в действующем федеральном законодательстве предоставляют возможность не ставить приборы учета собственникам жилья, где для этих целей отсутствуют технические возможности.
Новый владелец квартиры не всегда задумывается о том, с какими проблемами может столкнуться. Одной из них являются стояки и их замена.
В собственности вместе с жилой площадью теперь находятся и коммуникации, включая общедомовые. Так кто отвечает за стояки в многоквартирном доме, и за чьи средства должна производиться замена, узнаем из статьи.
Замена
Коммуникации, расположенные внутри квартиры и пользоваться которыми может только собственник и жильцы, являются частной собственностью. Действия по отношению к ним могут быть разными. Безусловно, если это не навредит имуществу соседей и не нарушает их права и интересы. Владелец вправе:
- осуществлять замену старых труб на более современные;
- менять смесители и счетчики;
- увеличивать или сокращать количество сантехники;
- менять батареи и т.д.
Это делается по собственному желанию и за свой счет. Обладая правом собственности, можно осуществлять подобные изменения.
Помимо права, на собственнике жилья лежит и бремя, обязывающее его содержать имущество в исправном состоянии и платить за:
- воду;
- канализацию и т.д.
Здесь и возникает вопрос о том, кому принадлежат трубы, соединяющие каждую квартиру с инженерными коммуникациями. Оказывается, это общее имущество всех собственников. Следовательно, расположенные внутри квартиры трубы являются частной собственностью, а стояки – общие.
Ремонт и замена водопроводных труб, канализационных и труб отопления регулируются:
- правилами и нормами технического использования жилого фонда;
- правилами по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- пособием по ремонту и содержанию МДК 2-04.2004.
Обязанности владельца
Согласно нормативной документации, решение о необходимости провести текущий ремонт или капитальный принимается владельцами квартир. В обязанности владельцев жилья и общего имущества входит:
- поддерживать техническое состояние общедомовых коммуникаций;
- в случае необходимости принимать решение о ремонте.
Самим владельцам разрешено производить ремонтные работы касаемо оборудования, обслуживающего только их квартиру. Ремонтом общего имущества занимаются управляющие компании. Это безвозмездный договор, предусматривающий ежемесячные платежи, которые жильцы обязаны уплачивать. Взамен предоставляется техническое обслуживание общего хозяйства.
ЖЭК
Осуществлять ремонтные работы, необходимые для того, чтобы стояки отопления, водоснабжения, канализации находились в исправном состоянии, обязаны ЖЭК или другие фирмы, с которыми соответствующий договор был подписан. Для начала работ потребуется:
- план их проведения;
- акт, в котором указывается о необходимости ремонта какой-
- либо части стояка;
- наличие протечки и других неисправностей.
Обратиться в ЖЭК можно и с заявлением, после рассмотрения которого должен быть дан ответ.
Первый кран
На ком лежит ответственность за состояние первого от стояка крана, владельцев жилплощади или управляющей компании?
Со временем, практически каждый собственник сталкивается с этим вопросом. В случае, когда кран потек, кто должен оплачивать ущерб?
Подача горячей воды и холодной происходит по так называемым «стоякам». От них, благодаря «отводам» происходит внутриквартирная разводка по точкам использования (ванна, раковина, унитаз и т.д.).
Как уже выяснилось, стояки – общедомовая собственность, за которую отвечает управляющая организация. За «отводы» отвечают собственники жилья. Первый от стояка кран является границей ответственности. Но кто за него отвечает?
ВНИМАНИЕ! Согласно законодательству, а именно п. 5 Правила содержания общего имущества, первые от стояка краны не являются частной собственностью, а включены в состав общедомового имущества.
Оплата
Действия, направленные на сбор дополнительных средств с жильцов на ремонт стояков, считаются незаконными . Ведь ремонтные работы и так проводятся из средств собственников квартир.
ВНИМАНИЕ! В оплату коммунальных платежей входит графа «содержание и ремонт жилья». На размер суммы влияет метраж помещения и количество жильцов.
По нормам МДК 2-04.2004 в список услуг, включенных в квартплату входят:
- аварийные работы;
- содержание общего имущества;
- текущий ремонт;
- обслуживание коммуникаций.
Следовательно, замена в квартире стояка осуществляется бесплатно, поскольку оплата уже была произведена. В случае, когда требуется капитальная замена стояков на каждом этаже, средства берутся из платежей на капитальный ремонт.
Однако бывают исключения, когда владелец квартиры по собственному желанию произвел конструктивные изменения, в результате чего требуется ремонт. Все расходы по замене стояка в этом случае лежат на собственнике, работы проводятся им самостоятельно. Если ущерб при этом понесли и соседи, им также необходимо компенсировать ущерб.
Порядок действий
В случае внезапных неполадок, сразу же нужно обращаться в ЖЭК или управляющую компанию. Для этого составляется в свободной форме соответствующее заявление на имя начальника, необходимо приложить хотя бы 2 фотографии коммуникаций. Ставится подпись и дата.
Экземпляров документа должно быть два, один остается в ЖЭК, второй следует забрать с собой, на заявлении ставится отметка о принятии. Чтобы заявление было принято без проблем и вопросов, важно, чтобы собственник квартиры не имел задолженности по коммунальным услугам.
Перед написанием заявления в УК, можно на дом вызвать сантехника, который после осмотра канализационного стояка составляет акт, также фиксирует имеющиеся повреждения и необходимость замены стояка. Событие может развиваться следующим образом:
- Бригада, осуществляющая ремонт, в короткие сроки реагирует и производит замену аварийного стояка. Со стороны собственника должен быть обеспечен доступ к санузлу для ремонтных работ.
- Управляющая организация не соглашается проводить замену вертикальной магистрали, ссылаясь на то, что трубопровод расположен в квартире собственника и именно хозяин и несет за него ответственность. В этом случае на руки выдается письменный отказ. Этот документ является основанием для обращения в суд, хотя сам процесс может протекать несколько месяцев.
Проведение процедуры
Перед началом работ следует обговорить с соседями о сложившейся ситуации, в противном случае вырезка будет проведена от потолка до пола. Участки поврежденного стояка останутся в перекрытии, что может стать причиной протечки.
Обязательно присутствие представителей управляющей компании, именно они перекрывают стояк и сливают воду. Далее происходит замена трубопровода в такой последовательности:
- применяя болгарку, убирают из плит перекрытия поврежденные трубы;
- делают разметку для врезки ответвлений;
- производят монтаж новых труб и разводки;
- подключают воду, при этом проверяя все соединения.
Подбор труб для систем горячего водоснабжения и отопления осуществляется с учетом того, что они не подвергаются деформации под воздействием тепла. Предпочтение отдают полипропиленовым трубам, которые обладают определенными достоинствами:
- не портятся под воздействием коррозии;
- легки в установке;
- экономичны;
- экологичны;
- не имеют внутренние известняковые отложения.
Монтаж центральной магистрали согласно законодательству должен проводиться каждые 25-30 лет. Это относится к домовым сетям, трубам отопления внутри квартир, водоснабжению в неприватизированных квартирах.
ВАЖНО! Со временем любые трубы могут выходить из строя, это часто приводит к расколу трубы, утечке и, как следствие, порче имущества.
Поскольку не все владеют информацией о том, что замена стояка должна осуществляться за счет управляющей компании, собственники порой меняют стояк в своей квартире самостоятельно. Зная обязанности управляющей организации, можно избежать лишних затрат.