Материал на тему: Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной школы VII - VIII вида. Виды кружковой работы
1. Виды кружков . При удачной постановке внеклассные занятия обычно принимают систематический характер, превращаясь в кружки. Так, при успехе первой стенгазеты по физике учащиеся образовывают постоянную редакционную коллегию для выпуска последующих номеров; удачная организация вечера занимательной физики поведёт к подготовке нового вечера и т. п. Таким образом, могут естественно возникнуть кружки по выпуску стенгазеты, по занимательной физике, по истории физики и т. п. В кружки такого типа окажутся вовлечёнными учащиеся, имеющие склонность к работе над книгой и проявляющие меньший интерес к работам практического типа.
Для учащихся, интересующихся изготовлением разного рода моделей и приборов, а также производством опытов, организуются кружки, где эти виды работы занимают доминирующее положение. Число таких учащихся оказывается весьма значительным в классе, особенно в школах для мальчиков (рис. 120, I-V).
К числу кружков практического характера относятся, например, следующие: по постановке физических опытов (повторение и дублирование опытов в классе, лабораторные работы), по техническому моделированию, по воздухоплаванию, по авиации, по электротехнике, по радиотехнике, по оптике и т.п. Приведённая номенклатура кружков не является случайной, а основана на опыте школ. Если подобных кружков в школе нет, то в этом скорее вина преподавателя, чем отсутствие соответствующих запросов со стороны учащихся.
Наиболее ценными в методическом отношении являются кружки, тема занятий в которых непосредственно связана с изучаемыми в классе в данный момент материалами, расширяя и углубляя их. Правильная же форма работы в кружках позволяет не только расширять и совершенствовать знания по физике, но и достигнуть более гармонического развития личности учащихся, чем это возможно при одних занятиях в классе. В т. III, § 1-5, в дополнение к изложенному здесь и ниже разработана методика кружковых занятий.
2. Методические требования к кружкам . При организации и проведении кружков следует руководствоваться следующими методическими положениями:
4) Как было уже сказано, инициатива создания кружка и определение темы его занятий должны исходить со стороны учащихся. Задачей педагога является подготовка почвы для возникновения такой инициативы, возбудив для этого интерес учащихся к определённым вопросам физики или техники. Одним из средств для этого является проведение лекции-беседы на ту или иную тему.
2) При кружковой работе нельзя нарушать принцип добровольности вступления и, главное, пребывания в кружке.
3) На основании изучения интересов учащихся класса производится деление их на две основные группы: склонных к занятиям с книгой и интересующихся практической работой. Для удовлетворения этих запросов организуются два типа кружков с преобладанием в одних «теории», в других «практики».
4)
В кружках по «теории» непременной задачей преподавателя, помимо основной цели, является введение практических работ. Точно так же было бы совершенно неправильным сводить кружки практического характера к работам только ремесленного типа. Необходимо, чтобы при занятиях «теорией учащиеся вовлекались в практику и, наоборот, в кружках «практики» изучалась в должной мере теория.
Какой бы из вопросов теории ни изучался в кружке, всегда можно произвести подбор опытов и других практических работ, которые способствовали бы лучшему уяснению изучаемого. Одни же занятия практического, рецептурного характера, без разъяснения связанных с темой физических вопросов, могут оказаться не имеющими непосредственного отношения к физике и выродиться в мастерство. Таким образом, задачей преподавателя является в кружках одного типа подводить учащихся от «теории» к «практике», а другого - от «практики» вести к «теории».
5) При организации кружка преподаватель должен составить строго определённый план занятий, заранее решив, какие вопросы следует разъяснить ему самому, что смогут осветить отдельные учащиеся, подготовить для кружка соответствующие сообщения и литературу, которая может быть предложена учащимся для самостоятельной работы и т. п. Кроме того, необходимо заранее определить перечни: приборов и моделей, подлежащих изготовлению, демонстраций, лабораторных работ.
При составлении этих перечней надо учитывать возможности школы, обеспечение работы инструментом, материалами и пр.
6) При работах практического характера необходимо не забывать о воспитательном значении таких работ, обращая внимание на привитие твёрдых навыков лабораторной и технической культуры (см. т. II, § 4 и 5). В частности нельзя допускать изготовления недостаточно отделанных с внешней стороны приборов и моделей.
7) Работы как по техническому моделированию и изготовлению приборов, так и по подготовке опытов следует использовать для сообщения учащимся навыков политехнического характера (§ 10, 4). Для этого преподаватель в нужное время должен показывать всем членам кружка приёмы ремесленного типа, например, как следует правильно пользоваться пилой, рубанком, отвёрткой, лобзиком, напильником, паяльником и пр.
8) В целях достижения основной задачи кружков - развития у учащихся технических изобретательности и творчества - следует обеспечивать возможно большую самостоятельность в их работах. Нет никакой надобности требовать совершенно точного соответствия прибора или модели взятому образцу или описанию, в широкой мере допуская отступления в конструкции. Нередко оказывается, что изготовленные учащимися приборы и модели в конструктивном отношений проще и эффективнее в действии по сравнению с образцами. Более того, следует поощрять всё оригинальное, придуманное самим учащимся, если даже при этом несколько пострадает эффективность воспроизводимого на приборе явления. Лучше, когда учащийся будет располагать несколькими источниками с различными конструкциями прибора и, сравнив их, самостоятельно сделает выбор.
9) Не следует стремиться к тому, чтобы каждый участник кружка выполнил возможно большее число работ. Лучше ограничиваться их небольшим количеством, обращая внимание, чтобы связанные с ним сведения по физике и по технике явились бы достаточно хорошо изученными.
10) С каждой из выполненных работ учащийся должен обязательно ознакомить остальных членов кружка, показав прибор или модель в действии и дав соответствующие объяснения физического характера. Желательно, чтобы обучающийся для своих объяснений изготовил в случае надобности диаграммы и рисунки, имеющие непосредственное отношение к излагаемому вопросу. Такой приём, помимо ознакомления членов кружка с прибором, стимулирует учащегося к дальнейшей работе. После накопления достаточного количества работ следует устроить открытое заседание кружка для всех учащихся школы. В конце года надлежит создать выставку (рис. 120, VI) всей продукции (стенгазеты, рефераты, наглядные пособия, приборы, модели и пр.) и применить некоторые её материалы при повторении курса и на экзамене.
3. Литература . Литература, которая может быть использована при проведении внеклассных мероприятий. Здесь приведён перечень статей и книг, которые заслуживают наибольшего внимания. Более подробный список (с аннотациями) пособий по оборудованию физического кабинета, упрощенным приборам и ремеслу приведён в т. III.
Статьи в журнале «Физика в средней школе:
Шахова, Физические вечера, 1940, № 1.
Европин, Из опыта работы физического кружка, 1940, № 1.
Иванов, Внеклассная работа преподавателя физики, 1940, № 5
Зарецкий, Из опыта кружковой работы по физике, 1940, № 6.
Жарков, Школьный кружок юных метеорологов, 1941, № 3.
Кравченко, Ученические рефераты по физике, 1946, № 2.
Народная мудрость гласит: "Праздность - мать пороков". И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться. Важно понимать, что свободное время детей нуждается в такой же правильной организации, как и их "рабочее" время.
Народная мудрость гласит: "Праздность - мать пороков". И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться. Важно понимать, что свободное время детей нуждается в такой же правильной организации, как и их "рабочее" время.
А ответственность за организацию досуга школьника целиком и полностью лежит на родителях. Они должны пристально следить за деятельностью своего чада. Поддерживая желания детей участвовать в активных мероприятиях после школы, родители помогают им вести более активный образ жизни – это не только расширяет их кругозор, но и позволяет вести здоровый образ жизни.
Предлагаем Вашему вниманию ТОП-10 наиболее востребованных сегодня среди школьников кружков и секций для детей , которые помогут Вашему ребенку всегда оставаться веселым, активным и здоровым.
Спортивные секции
Дети, которые участвуют в спортивных состязаниях, получают неоценимые жизненные навыки, опыт взаимодействия, конкурентоспособности и лидерства. Кстати, спортивные состязания, типа футбола и хоккея в большинстве прогрессирующих стран достаточно часто используются для приобщения детей к активному образу жизни.
Плавание
Плавание - одно из самых любимых занятий у детей младшего и среднего школьного возраста. Всего один-два часа занятий в бассейне еженедельно гарантирует Вашему ребенку массу положительных эмоций и отменное здоровье. Плавание задействует все основные группы мышц, активно сжигает лишние жиры и калории, успокаивает и снимает нервное напряжение, улучшает работу дыхательной системы. В общем, занятия плаванием - это сплошные преимущества и никаких недостатков.
Боевые искусства
Сила, дисциплина и выносливость – это тот минимум преимуществ, который получит школьник, посещающий секции боевых искусств . Дзюдо, каратэ и тэквондо – относятся к доступным видам спорта, и дадут Вам уверенность, что школьник будет не только здоров, но и в случае необходимости сможет себя защитить.
Молодежный Центр
Клубы молодежи обеспечивают безопасное, увлекательное и веселое времяпрепровождение для детей. Благодаря тому, что школьники принимают участие в различных творческих мероприятиях, молодежные клубы способствуют социализации детей в обществе, и станут идеальным вариантом для так называемых "трудных подростков".
Музыка
Музыкальные занятия – превосходный вариант для ребенка, который хочет проявить свой творческий потенциал. Музыкальная грамотность - это знания, которые будут сопровождать школьника на протяжении всей дальнейшей жизни и возможно помогут ему в достижении профессиональных успехов. Кроме того, благодаря занятиям музыкой у ребенка вырабатываются навыки самодисциплины, усидчивости и терпения, а также совершенствуется чувство прекрасного.
Живопись
Подобно музыкальным занятиям, классы живописи помогут открыть в ребенке творческий потенциал, о котором сам школьник и его родители могут даже и не подозревать. Необходимо также отметить, умение выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка может пригодиться Вашему ребенку и в профессиональной деятельности, например, если он в будущем выберет такую специализацию как модельер, архитектор или дизайнер.
Кулинария
Занятия в школе кулинарии, как это ни странно, будут интересны не только девочкам, но и мальчикам. Подобные виды секций и кружков , в которых школьникам преподают азы приготовления пищи, имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, Ваш ребенок научится готовить. Во-вторых, он получит знания о правильном и здоровом питании. В-третьих, школьник начнет стремиться к чистоте. Ну и самое главное, кулинария помогает проявить скрытые потенциалы ребенка, дисциплинирует его и позволяет почувствовать свою значимость.
Танцы
Записав своего ребенка в школу танцев, Вы открываете перед ним огромнейшие возможности для самореализации и обеспечиваете ему здоровый образ жизни. Благодаря танцам девочки приобретают уверенность в себе, правильную осанку и грацию движений. А мальчики станут более сильными, ловкими и выносливыми (особенно, если они будут танцевать в парах).
Кружки юного натуралиста
Школы садоводства и юных биологов – это настоящее "золотое дно" для изучения природы и окружающей среды. Здесь Вашему ребенку привьют любовь к окружающему миру, и расскажут об основах экологической безопасности. Помимо этого школьник узнает много полезной информации о флоре и фауне не только Вашего региона, но и всего мира, а также научиться ухаживать за растениями и животными, благодаря чему станет Вашим незаменимым помощником дома и на даче.
Кружки юных техников
Изучение новых технологий, навыки конструирования и моделирования, знания основ работы техники - все это обязательно пригодится школьнику в дальнейшей жизни. Кроме того, работа с огромным количеством мелких деталей способствует развитию внимания и мелкой моторики, а разработка собственных изобретений поможет Вашему ребенку развить воображение и научит принимать самостоятельные решения.
Дети очень любознательны и обожают учиться новым вещам. Они постоянно участвуют в различных мероприятиях и ставят эксперименты. У каждого ребенка есть свой круг интересов и определенные предпочтения. Однако малыши еще не в состоянии преобразовать свои увлечения в основную занятость. Это мы – родители, имеющие какой-то жизненный опыт, должны определить то, чем наш ребенок любит заниматься больше всего. Нужно уважительно относиться к интересам своего ребенка, поощрять его и направлять. Не теряйте времени, ведь правильно выбранный кружок поможет всестороннему развитию их личности. Разные кружки и секции не только занимают детей в свободное время, но и доставляют им много удовольствия. Это очень важно и нужно для здорового образа жизни. Определите предпочтения своего ребенка и постарайтесь их одобрить и поддержать.
Почему важно отдать ребенка в кружок?
Детям постоянно любопытно узнавать какие-то вещи и затевать новые дела. Они задают родителям различные вопросы для обретения знаний. Но, к сожалению, в нынешнем ритме жизни мы слишком заняты, чтобы потратить много времени на своих малышей. Да и делать мы умеем не все. Например, я совершенно не умею рисовать, а моя племянница обожает это занятие. Она посещает художественную студию и мечтает стать художником. Поэтому стоит потратить некоторое время на выявление интересов своего ребенка, выбрать правильный кружок, заинтересовать его и развивать простое увлечение во что-то серьезное и большое.
Более того, кружки и секции занимают ребенка на какое-то время и нам не нужно будет придумывать всевозможные способы, чтобы его развлечь. Помимо обучения и получения определенных знаний, кружки помогают детям в социализации, делают их более осведомленными и уверенными в себе. Те малыши, которые посещают кружки, проявляют естественный интерес ко всему новому, пробуют делать открытия и изобретают что-то свое. Кроме того, они становятся более дружелюбными и ответственными. Плюсов и преимуществ у кружков и секций масса. Поэтому постарайтесь подобрать тот вид занятости, который будет нравиться и вам, и ребенку.
Как правильно выбрать кружок для ребенка?
Выбрать подходящий кружок для своего ребенка, задание на самом деле не слишком сложное. Все, что нам нужно - это немного терпения и внимательности. Понаблюдайте некоторое время за малышом, запишите все его интересы на листочек, так будет проще ориентироваться и ничего не забыть. Выделите те из них, к которым ребенок проявляет наибольшее внимание.
Не заставляйте ребенка все его свободное время посвящать новому виду деятельности. Не оказывайте на него давление, иначе весь план будет провальным. Пусть ребенок свободно смотрит телевизор, как и смотрел и играет в игры, как и раньше. Дайте ему свободу, вместо того, чтобы напрягать и ограничивать. Постарайтесь постепенно приучать малыша к тому, что ему нужно будет систематически посещать кружок, в котором будут незнакомые люди. Рассказывайте ему обо всем, что касается его будущей «работы», выделяйте преимущества и положительные моменты. Важная вещь, на которую стоит обратить внимание, это расходы на посещение кружка или секции. Поэтому выбирайте то увлечение для своего ребенка, которое является приемлемым по цене.
Какой кружок выбрать?
1. Музыкальная школа. Если ребенок очень любит музыку и игру на музыкальных инструментах, то отдайте предпочтение этому кружку. Там создадут музыкальный коллектив и организуют выступление перед публикой. Это сделает ребенка увереннее в себе и ему будет проще находить общий язык со своими сверстниками.
2. Театральный кружок. Ребенок ни минуты не может усидеть на месте? Знает много стишков и песенок? Выступает перед всеми родственниками и друзьями? Отдайте его в театральный кружок. Это поможет правильно и красиво поставить его речь и выработает уверенность в себе и своих силах. Никакого стеснения, вперед к покорению мировой сцены!
3. Художественная студия. Если вы без подсказок можете понять что нарисовал малыш, то может пришло время задуматься о художественном образовании? Как правило, многие дети очень любят рисовать или разукрашивать. Если все альбомы уже изрисованы и в ход пошли обои, то не теряйте времени и записывайтесь в кружок. Может перед вами дорисовывает на полу бабочку будущий художник.
4. Кружок любителей фотографии. Идеально вам подойдет, в случае, если ребенок сильно увлекается красотой внешнего мира и фотографией. Это очень интересное и оригинальное увлечение, которое научит малыша уважительно относиться к природе и животному миру. Если ребенок играет на улице и обращает внимание на вещи, мимо которых все проходят не проявляя интерес, то этот кружок – то, что вам нужно.
5. Танцы. Только где-то заиграет музыка, а ваш ребенок уже показывает акробатические номера? Красивая фигура, гибкость, правильная осанка – это не весь перечень того, что дают нам танцы. Какая девочка в детстве не мечтала стать балериной? Исполните одновременно две мечты: свою детскую и желание своего ребенка.
6. Кружок юного журналиста. Если ребенок от природы склонен к чтению и анализированию книг, то этот кружок замечательно поможет в развитии логики и мышления. О пользе чтения книг сказано много. Так что же вам мешает помочь своему малышу расти интересной и развитой личностью?
7. Интеллектуальные кружки. Может у вас растет маленький гений, склонный к точным наукам или иностранным языкам? Если ваш ребенок отличается усидчивостью и внимательностью, интересуется тем, как устроен мир или сколько будет два в кубе, тогда смело выбирайте интеллектуальный кружок. Нобелевская премия еще впереди, а пока пусть ваш ребенок развивает свою логику и мышление.
8. Цирковая школа. Кто в детстве не любил цирк? Если ребенок каждые выходные просит отвести его на представление, то стоит задуматься о том, как превратить его жизнь в ежедневный праздник. Отдайте ребенка в цирковую школу и только успевайте удивляться, как же быстро развивается ваша кроха и схватывает все на лету.
9. Спортивные секции. Их множество и на любой вкус, от гимнастики и плавания, до каратэ и дзюдо. Отдав ребенка в спортивную секцию, в первую очередь, мы укрепим его здоровье. Ну а выигранные золотые медали и кубки будут лишь приятным дополнением. Выплескивая на тренировке негативную энергию, ребенок станет послушнее и жизнерадостнее.
10. Прикладное творчество. Ваш малыш изучает все и сразу? Сегодня он целый день рисует, а завтра не может оторваться от цветной бумаги и ножниц? Выход есть – лепка, оригами, выжигание по дереву, выбор за вами! Можно попробовать всего понемногу и остановить свой выбор на самом интересном. Ребенок будет расти творческим и внимательным человеком.
Кружковая деятельность, клубный и индивидуальный досуг
Кружковая работа и деятельность клубных объединений
Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в кружках.
Целью работы кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.
Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на определенном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характерен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопросительное» отношение к жизни, к окружающей действительности.
Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. Им свойственны любознательность вообще и переключения внимания на различные области знания. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются. Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков.
Строится работа кружков на основе занимательности, содержание работы должно быть близким интересам учащихся. При организации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педагога. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.
Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружковая работа обязательно должна носить общественно полезную направленность, дети должны не только получать новые знания, практические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование практических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.
Продолжительность кружковых занятий - 20-40 минут (в зависимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (познавательной, художественной, спортивной и др.). В работе кружков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с занимательностью, словесные методы сообщения знаний с практическими делами учащихся и с привитием практических умений и навыков.
Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся. Практическая деятельность выражается в конструировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.
Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчитываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.
Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.
Клубное объединение - это самодеятельная организация, которая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.
В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены первые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». Большое значение С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя трудовая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловажное значение организации досуга детей. Первостепенными были вопросы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива.
Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получения разнообразных знаний и умений, которые они могли использовать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое становилось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить воспитанников к различным видам деятельности - все это имеет непосредственное отношение к педагогической деятельности.
Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий.
Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:
Целенаправленность и многообразие форм деятельности;
Действенность актива;
Социально-психологический климат;
Наличие традиций;
Учет интересов каждого участника объединения.
В практике работы школ и учреждений дополнительного образования можно выделить разнообразные виды клубных объединений. Самыми распространенными среди них являются:
Объединения общественной направленности (например, экологические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);
Объединения производственной и научной направленности (клубы технического творчества);
Объединения естественно-научной направленности (клуб любителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);
Объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фотографов и др.).
Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискуссионные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.
Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:
Составление общих положений деятельности клубного объединения;
Определение цели, задач и форм деятельности;
Определение прав и обязанностей членов клубного объединения;
Составление программы работы клубного объединения.
Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их новыми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих способностей, привитию навыков коллективной работы.
Индивидуальный досуг
Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби.
Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот интерес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подробно. К основным видам поисковой деятельности относятся:
Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родителями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впоследствии ученик, овладевший соответствующими библиографическими навыками, уже сам способен подобрать и изучить интересующие его литературные источники. Библиографический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступления и др.). Также этот вид поиска используется и при организации индивидуального досуга (подбор и изучение литературы по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экскурсий, турпоходов, путешествий;
Сбор краеведческих материалов: археологических, историко-литературных, этнографических и др. Краеведческий поиск включает много разнообразных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материалов, их систематизация и анализ;
Коллекционирование - следующий вид поисковой деятельности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, открытки, значки, фотографии животных, автомашин, вкладыши, фишки и др. Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подростков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы. Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам предмет коллекционирования;
Опытно-практические работы, например, в кружках, секциях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко проводится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения индивидуальной работы, в то же время дает возможность самостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям.
Основными этапами поисковой деятельности являются:
Определение цели и объекта поиска, постановка и конкретизация его задач, т.е. ответы на вопросы: «Зачем нужен поиск?», «Что искать?» и «Для чего?». Это один из наиболее ответственных моментов работы, во многом предопределяющий успех дела и его воспитательные результаты;
Сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обучены правильно обращаться с самыми разнообразными находками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зависит ценность результатов всей поисковой деятельности);
Обработка, систематизация, изучение и оформление подобранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собранной информации, оформляют подобранный материал, руководствуясь соответствующими требованиями и правилами.
К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышивание, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их поддержка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой литературы, материала, инструментов. Интерес к тому или иному виду деятельности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему определиться в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.
Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.
Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Самый простой вид досуга - это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.
Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
Выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.
С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении научной литературы, посещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому.
Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека.
Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями, все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.
Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МСКОУ «Специальная школа-интернат VII-VIII вида»
Куратор блока
дополнительного образования
Дмитриев Денис Владимирович
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной школы VII - VIII вида.
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.
Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Кружки в коррекционной школе могут быть самыми разнообразными. Однако, прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогли бы умственно отсталым учащимся подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относится кружки, ставшие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков всестороннего физического и эстетического воспитания.Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.
Практика работы показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 5-8 классов, так как они уже в определённой мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих учащихся более четко определились интересы и наклонности. Однако отдельные кружки организованы и для учащихся 3-4 классов.
Кружки могут быть самыми разнообразными. Существуют кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.
Для учащихся в нашей школе организованы
кружки вышивания, лепки, работы с бумагой
и т.п. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.
Организованы
кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра
. Для учащихся старших классов существуют кружки на основе профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это
кружок художественной резьбы по дереву, различные виды моделирования, инкрустации
и других народных промыслов.
Для девочек работают
кружки ручного и машинного вязания, художественной вышивки, плетения кружев, ленточный дизайн
и другие виды прикладного искусства. В нашей школе имеется
кружок домоводства и кулинарии.
Большое воспитательное и познавательное значение имеют
кружки юннатов
. Выбор деятельности для таких кружков весьма разнообразен. Уход за растениями огорода, сада, простейшие виды селекционной работы, парниковое хозяйство, выращивание плодов, овощей, цветов.
Старшеклассникам – членам юннатских кружков под руководством учителей можно поручить работу по охране окружающей природы. Для этого целесообразно закрепить за школой определенные участки леса, сада, сквера и постоянно проводить там работу по охране насаждений и разумному уходу за ними.
Изучением родного края, его исторического прошлого и настоящего, природных богатств и экономики своего региона дети могут заняться в
кружке краеведения «Я познаю мир»
, который целесообразно комплектовать в основном с учащимися 5-8 классов.
Не менее важное значение для воспитанников и коррекции личности умственно отсталого школьника имеют кружки литературного чтения, драматические кружки.
В школе организован кружок театрального искусства. Дети принимают активное участие в различных смотрах-конкурсах, концентрах. Многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов.
Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой большинство учителей и воспитателей оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему кружок. Этому важному участку воспитательной работы руководству школы и методическим объединениям следует уделять серьезное внимание. Перед каждым учителем и воспитателем необходимо поставить задачу, чтобы он умел во внеурочной работе заинтересовать детей, стремился передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни. Важность и значимость кружковой работы в школе VII-VIII вида, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для умственно отсталых детей школа – единственное учебно-воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе мы стремимся максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке, в занимательной форме воспитываем и прививаем жизненно необходимые навыки и привычки.
Работа кружков в школе проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:
занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;
если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;
не следует проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина). Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо простые поделки и эта работа не требует от них дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов;
одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.
Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако в школе VIII вида могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы умственно отсталых детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, художественной машинной вышивки и вязания, а также кружки для ознакомления с рядом других видов деятельности.
Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Кружки с первых дней из работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом учащихся. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен.
В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.
Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую полезную для всех работу они смогут сделать.
Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании.
Руководители школ и педагоги должны видеть в практической деятельности детей общую пользу и огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно придавать работе общественно-полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно участвовать детям в городских и областных мероприятиях, организовывать различные экскурсии.
Велико коррекционно-воспитательное значение кружков художественной самодеятельности. Здесь в процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах.
Практика работы школы показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда дети принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Отбираются, конечно, только те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники: песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать группы детей от школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку.
И другие виды деятельности в процессе кружковой работы в школе надо использовать для воспитания положительных личностных качеств детей.
Кружки художественной самодеятельности должны так организовать свою работу по развитию и воспитанию учащихся, чтобы они могли выступать не только перед учащимися школы, но и в других аудиториях вне школы. Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.