Консерватизм, как идеология. Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран
В политической лексике понятие консерватизм долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе, как реакционное направление в политике, однако последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению, стремлением к переосмыслению его идейных установок. Этот интерес связан, прежде всего, с тем, что 80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада. Интерес к консерватизму для нашей социально-политической науки связан еще и с переживаемым ею процессом слома старой парадигмы и поиска новой. Надо полагать, что этот процесс приведет к переосмыслению и сложившейся в прежние годы традиции иерархии различных идейно-политических ценностей.
В литературе встречаются различные определения политического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Данная социально-политическая ориентация присуща как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам в самых различных странах.
Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Разумеется, консервативная мысль не оставалась неизменной, за 200 лет она претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.
Консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития.
Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.
Консерватизм представляет собой совокупность социально-философских идей, а так же экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествует программам политических партий, называющих себя консервативными.
Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.
Консервативная реакция на перемены может быть весьма различной: это и открытая оппозиция, опирающаяся на представление о современной модели общества, как справедливость для всех времен, и реакционная направленность на восстановление общественного устройства, существовавшего в более ранний период. Консерватизм не признает одной раз и навсегда избранной формы общественного устройства, обращая внимание главным образом на природу изменений и настаивая на том, что они должны быть только постепенными, эволюционными.
Его характерной чертой является оппозиция определённым видам реформ, в особенности тем, которые исходят из абстрактных идей, а не из объективного хода развития деятельности. В идеологическом плане консерватизм может принимать различные формы.
Выделяются следующие основные принципы и положение идеологии консерватизма:
- § Принцип заведенного порядка вещей как право давности (Э. Берк). Согласно данному принципу общество - продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственным изобретением, т.к. воплощают в себя мудрость предков.
- § Основой общества является религия, т.к. Человек существо религиозное.
- § Основой поведения человека является опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, т.к. Человек существо инстинктивное, чувственное и разумное.
- § Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
- § Принцип антиэталитаризма, согласно которому люди от природы не равны и поэтому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признаётся равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений перед Богом и божественным правосудием. Консерватизм - последовательный антиэталитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено против власти неполноценных.
- § Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например - устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. Согласно данному принципу существует презумпция в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта.
- § Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.
- § Согласно принципу меритократии, сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать естественной аристократии, т.е. наиболее одарённым, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
- § Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления.
Современный консерватизм, принимающий политическую демократию, придерживается не столько ориентаций антиэталитаризма, сколько элитарной демократии, обеспечивающей механизмы профессиональной политической элиты и власти достойных. При этом данной идеологии свойственно отрицательное отношение к политизации имущества широких народных шоссе как тенденции ХХ века, приводящих к дестабилизации общества.
Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные политические черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное. Взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете.
Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.
Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).
В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.
Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, вытекающего из культа разума и свободы.
Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:
Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность - показатель этой ценности;
Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;
Общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;
Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума. Нет смысла полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода. Такая мудрость содержится в наследии прошлого;
Неверие в возможность социального равенства между людьми; - частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка;
Ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;
Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;
Незыблемость устоявшегося социального порядка, неприкосновенность привилегий высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);
Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка - семьи, религии и частной собственности;
Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.
Основные политические идеи консерватизма:
Цель политики - защита статус-кво от любых поползновений революционеров;
Цель политики - выработка реформаторского типа социальных изменений;
Цель политики - поиск в прошлом таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда;
Идея защиты семьи, религии и национального величия;
Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.
После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм.
В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриального общества - творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения в управлении, предлагается дополнить электоральный выбор выдвижением наиболее достойных (уважаемых) граждан.
Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к участию в управлении предприятиями как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-
В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.
Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т. д.
Основными политическими идеями неоконсерватизма являются:
Только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;
Свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;
Классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;
Главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.
Несмотря на новации в содержании, неоконсервативная идеология сохранила твердую приверженность следующим принципам:
1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;
2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;
3) Признавая формально – юридическое равенство, он однозначно выступает против экономического и социального равенства людей;"
4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствованию свободной конкуренции;
5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.
Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:
1. Национал-консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.
2. Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:
а) против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;
6) за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции;
в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;
г) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.
3. Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:
4. Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества
Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.
Социальную базу неоконсерватизма составляет "новый средний класс", заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого "молодого капитала", сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.
Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).
Несмотря на очевидную прогрессивность, неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму - углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.
В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).
Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.
Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.
Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.
Социал-демократическая идеология
Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.
Социалистическая идеология сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.
Марксизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство - распад мировой системы социализма.
Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.
К началу 90-х годов ХХ в. в мире существовало более 80 социал-демократических партий, около 30 из них - правящие (часто в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.
Сегодня социал-демократы пристально изучают уроки поражения в практическом воплощении своей идеологии. Они считают, что в ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими и индивидуальными началами общественной жизни. В целом, лидеры современной международной социал-демократии уверены в том, что социализм станет заметной силой XXI в., если сможет осилить свою идеологию и политику, которая завела социализм в ряде стран в тупик. По мере демократизации различных общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем классовой поляризации населения спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.
Базовыми ценностями социал-демократии признаются свобода, справедливость, солидарность. Они не осуществимы без механизма демократии - политической, экономической, социальной, международной. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает «возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа», с «гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства». Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся людям. Международная демократия обеспечивает преодоление неравенства в международном масштабе, устранение тоталитарных режимов и дисбаланса в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.
Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.
Основными принципами социал-демократизма являются:
1) отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу,
который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;
2} осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;
3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;
4) стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.
Характерные черты социал-демократизма:
Материалистическая трактовка общественной жизни;
Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;
Гуманистический характер текущих и конечных целей, социальный коллективизм;
Исторический оптимизм.
Основные политические идеи.
Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;
Приверженность принципу демократического парламентаризма;
Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;
Приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;
Государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;
Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность.
Другие политические идеологии современности.
К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.
Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.
Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.
Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.
Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении различных целей.
3.Политическая культура общества: сущность, функции, типы.
Сам термин появился впервые в XVIII в. трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория сформировалась только в конце 50 - начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум и другие.
Понятие политическая культура интерпретируется в литературе многозначно, как и понятие политики. В частности, в печати отмечалось более сорока ее определений.
Теория политической культуры возникла на стыке различных наук - философии, социологии, психологии, представители которых пытались преодолеть формальные способы ее изучения. Этим во многом объясняется наличие разных трактовок понятия политическая культура.
Психологические трактовки этого понятия делают акцент в его содержании на совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Например, С. Верба считает политическую культуру элементом политической системы, обеспечивающим «субъективную ориентацию политики», включающим, поэтому в себя совокупность практических убеждений, символов и ценностей. Некоторые концепции включают в политическую культуру и национальный характер, и отношение государства к гражданам, и политическое сознание в целом (Л. Дитлер).
В современной политологии принята систематизация концепций политической культуры, предложенной Д. Каванахом.
1. Психологические интерпретации политической культуры, определяющие ее как совокупность внутренних ориентаций человека (т. е. сфера политического сознания и психологии).
2. Технологические интерпретации, включающие в политическую культуру установки и формы политического поведения.
3. Объективистские определения политической культуры через нормы и образцы поведения граждан.
4. Нормативные интерпретации политической культуры как модели желательного политического поведения и мышления.
Несмотря на различие всех подходов к определению политической культуры, они однозначно подчеркивают направленность ее на субъект политической деятельности.
Это дает возможность определить политическую культуру как кодекс поведения гражданина, стиль его деятельности в политическом процессе, обусловленный ценностными представлениями о политических явлениях.
Несмотря на широкое различие мнений в объяснении феномена политической культуры, с достаточной четкостью прослеживается два наиболее общих концептуальных подхода.
Один из них заложен основоположниками изучения современной политической культуры американскими социологами Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Ими было введено понятие политическая культура и дано определение, считающееся в зарубежной литературе классическим.
Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.
Как видно из изложенного, политическая культура в данном понимании - явление всецело субъективное и по природе своей индивидуальное. Из ее состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов.
Другой подход в определении политической культуры сформулирован российскими авторами. В основе другого подхода в определении политической культуры лежит понимание политической культуры как субъективно-объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере политики.
Вот одно из развернутых определений, данных в литературе в рамках рассматриваемого подхода.
Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях.
Политическая культура имеет свои сферы:
Сфера сознания;
Сфера поведения;
Сфера практического функционирования.
Сфера политического сознания проявляется в системе устойчивых ориентаций субъекта (индивида, группы, класса, нации) в зависимости от того, чья политическая культура нас интересует в отношении политической системы в целом и отдельных её элементов. Одной из таких ориентаций является отношение к политике. Отношение это может быть разным, широким по амплитуде колебаний.
Например, у американцев, в отличие от итальянцев и французов, интерес к политике выражен слабо, уровень их политической активности существенно ниже уровня участия в социальной и экономической жизни общества. Для Америки это - норма, сложившаяся исторически. Случается, правда, кратковременные "взрывы", когда на волне массовых движений в политику включаются рядовые граждане. Но волна сходит, граждане возвращаются в частную жизнь, а на политической арене остаются профессионалы, для которых политика такой же бизнес, как для другого - торговля мылом. Другой параметр культуры политического сознания – это отношение к государству к государству, политическим партиям и организациям.
Можно занимать устойчивую критически-отчужденную позицию в отношении государства как института, что характерно для американцев, или же быть к нему лояльным, как немцы, а можно всецело отождествлять себя с государством -типичный пример - наше общество.
Для такой страны как Франция однопартийная система - нонсенс. У нас
такая система считалась само собой разумеющимся явлением. То же можно сказать относительно той или иной политической системе. Культура политического сознания проявляется также в приоритетности ориентаций на политические ценности – свободу, равенство, справедливость, социальную защищённость, автономию, терпимость и т.д.
Одни индивиды склонны ориентироваться на равенство, другие - на свободу. Для одних важнее социальная защищённость, даже если она достигается ценой тоталитарных порядков, для других – автономия.
Еще один параметр культуры политического сознания – модели идеологической идентификации и самоидентификации.
Рядовых граждан, и особенно политиков, часто делят на "левых" и «правых», «либералов» и «консерваторов», «радикалов», «популистов» и т.п. При том в рамках каждой культуры складываются свои идентификационные стереотипы. В США, например, не принято разделять на левых и правых. Они предпочитают характеризовать взгляды того или иного лица как «либеральные», «консервативные», «центристские», «радикальные». Зато французы, как и многие европейцы, охотно согласятся, что вот эти «левые» – а эти вот – «правые».
В стране Советов существовала устойчивая модель политической идентификации: монолитная масса «советских людей» однозначно ориентированная на построение коммунистического общества и «жалкая горстка» «антисоветчиков». В действительности монолит не был монолитным, «антисоветчики» выступали не против советского строя, а против партократии и тоталитаризма. Тем не менее, эта схема существовала и широко использовалась нашими идеологическими институтами и репрессивными органами.
Ещё один элемент культуры политического сознания – политический язык.
Политический язык - не какой-то специализированный, а определенным образом "организованная" часть общего языка, (прежде всего терминологическая), которая наиболее активно используется в политических текстах. В его лексике, стилистике, семантике, синтаксисе зашифрованы поведенческие установки его носителей.
Достаточно сравнить речи Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Путина в их чисто лингвистическом плане, чтобы проследить эволюционную кривую советской и российской политической культуры. С другой: стороны, если сравнить их с речами Рузвельта, Трумэна, Эйзенхауера, Кеннеди, Клинтона и Буша, то увидишь политико-культурные контуры совсем другого – вовсе не обязательно враждебного, но другого мира. Например, политический язык, в котором велик удельный вес понятий, терминов, оборотов, заимствованных из военной области или широко используемых в ней, - «борьба за», «наступление на» и т.д. явно принадлежит другой политической культуре, нежели язык, включающий в себя такие обороты, как "соблюдение интересов", «взаимовыгодные отношения», «выигрыш», «честная игра» и т.п.
В зависимости от типа политической культуры и особенностей конкретного языка, языки политики различаются по степени их идеологизированности, эмоциональной окрашенности, религиозно-нравственной насыщенности, использованию стилистических оборотов и лексики (метафора, гибербола) и т.д.
Политическая культура не ограничивается сферой сознания, она распространяется и на политическую деятельность, включая в себя культуру политического поведения, как практического отношения субъектов политического процесса к политической системе, к самому этому процессу и друг к другу. Только в отличие от сферы сознания политическая культура проявляется здесь не в представлениях, убеждениях и установках, а в относительно устойчивых моделях поведения субъекта, практического его участия в политической жизни.
Существует 4 вида «конвенционального» (легитимного) участия в политической жизни:
2- участие в работе партий и других общественных организаций и проводимых ими мероприятиях;
3- участие в политической жизни общины;
4- контакты с официальными лицами на разных уровнях.
Что касается «неконвенционального» (иллегитимного) поведения, то сюда обычно относят различные формы "протеста": участие в демонстрациях, митингах протеста (часто с нарушением закона) против «безнравственных действий властей», отказ повиноваться «несправедливым» законам.
Политическая культура распространяется и на сферу практического функционирования системы в целом и образующих её институтов. Сюда включаются:
1- электоральный процесс (организуемые государством, партиями, общественными организациями выборы);
2- культура принятия политических решений на разных уровнях;
3- культура восприятия и регулирования социальных конфликтов.
В разных странах модели этих действий различны. Взять хотя бы отношение к конфликтам. В США, например, социальные конфликты воспринимаются как норма, как естественное и даже в некоторой степени желательное явление. При этом он рассматривается не как конечная стадия развития противоречия, за которой следуют катаклизмы, а как столкновение интересов, которое, будучи выведено на поверхность, может быть улажено быстрее и безболезненнее, нежели при подпольном его протекании. Это помогает политикам не избегать конфликтов, а управлять ими, не доводя до социального взрыва.
Итак, политическая культура распространяется на все сферы политической жизни общества и включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования, существующих в данной системе институтов.
Обобщая сказанное выше, можно предложить следующее определение политической культуры.
Политическая культура - это система, исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, функционирования, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе и к политической системе, в рамках которой протекает этот процесс, тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Структура политической культуры состоит из следующих элементов.
1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических (научных) и практических, получаемых через различные средства информации, причем необходимо их сочетание: теоретические знания без информации, как и информация без научного ее осмысления, не позволяют понять сложные явления политики.
2. Культура политического мышления включает способности анализировать сведения и события, давать им правильную оценку и формировать свое отношение к ним, принимать решение об участии в политических действиях.
3. Культура политических чувств. Она предполагает у субъектов политики наличие не только хладнокровия, настойчивости, выдержки, но и жестокости, грубости. В конкретной политической деятельности постоянно складываются ситуации, в которых такие чувства служат механизмом поведения, регулятором деятельности групп и лидеров.
4. Культура политического поведения складывается в целом на основе политических традиций, господствующих в данном обществе. Она, в определяющей степени, зависит от культуры политического мышления, политических знаний и чувств, а также особенностей их воплощения в индивиде в форме политических ориентации.
Политическая культура имеет несколько уровней функционирования ценностных отношений.
1. Мировоззренческий, общекультурный уровень - выработка общекультурных ориентаций, отношения к власти в целом, отношения к идеологии, насилию и свободе, политическим явлениям.
2. Уровень политической культуры, характеризующий отношение к власти как центру господства и принуждения, отношение к своим гражданским правам и государству.
3. Уровень политической культуры, показывающий конкретное отношение гражданина к политическим явлениям и процессам. Например, к деятельности президента, политическим партиям, нациям и т. д.
Применительно к каждой политической культуре можно говорить о её относительно устойчивом «ядре» и «периферии», которую составляют либо утрачивающие прежнее значение, либо новые элементы, только начинающие обретать культурный статус. Отдельные элементы «нижних», «архаичных» пластов сохраняющие функциональную значимость и входящие в «ядро», способны продолжать движение по вертикальной оси, входя в новую политическую культуру. Эта черта прослеживается в обществах, переживших несколько революций и глубокие социальные потрясения (СССР, Китай, Франция). С другой стороны, существуют страны типа Англии, где предпринимаются шаги по искусственному сохранению элементов прошлой культуры, в которых видят фактор стабилизации существующей политической системы. Даже самые интегрированные из национальных политических культур заключают в себе автономные, структурированные образования, именуемые в социологии субкультурами.
Субкультура – система (подсистема) политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенных групп или регионов и отличающихся в своей системной целостности ориентаций и моделей, присущих другим группам, регионам, нации в целом.
Политическую субкультурупорождают только те группы, члены которой объединены совместным и специфическим, ставящим их в особое положение по сравнению с другими группами и нацией в целом, опытом воспроизводства политической жизни.
Политические субкультуры формируются на разных базах. Наличие противоборствующих или просто противостоящих социальных классов и групп с более или менее развитым самосознанием ведет к становлению социально-классовых субкультур, например субкультура рабочего класса. В развитых странах эти субкультуры присутствуют в более "стертом" виде, нежели 50 или 100 лет назад, но существуют.
Наряду с ними существуют во многих странах национально-этнические субкультуры. 0ни характерны для районов компактного проживания национально-этнических меньшинств, сохраняющих культурную самобытность. Такие меньшинства и присущую им самобытность можно обнаружить в Индии, Китае, Канаде, Великобритании, США, России. Помимо социальных и национальных субкультур существуют и региональные политические субкультуры. В условиях локализации национальных меньшинств они совпадают с национально-этническими субкультурами. Эта разновидность субкультуры складывается в странах, территория которых формируется на протяжении длительного времени, включая всё новые в культурном отношении регионы (США, Россия). В ряде стран сформировались религиозно-политические субкультуры. Они оказывают мощное влияние не только на политическую жизнь, но и на судьбу страны в целом (Ирландия, Ливан, Иран).
Рост глобальных политических проблем и движение к интеграции населяющих мир народов в качественно новую планетарную социальную общность способствуют формированию общей и политической метакультуры, основанной на общечеловеческих ценностях. Но и в этом случае роль политической субкультуры, как фактора стабилизации общественно-политическойжизни будет очень велика.
Функции политической культуры.
Общая функция политической культуры определяется самой её сущностью. Это воспроизводство определенной системы общественныхотношений. Оно может осуществляться несколькими путями:
1 - Политическая социализация, т.е. приобщение субъекта политического процесса к определенной социальной общности посредством усвоения определенных норм и ценностей. Так, например, в процессе семейного и школьного воспитания и обучения, участия в работе детских и молодежных политических организаций, молодой человек усваивает, то, что хотят ему внушить приверженцы данной политической культуры: существующая в стране политическая система - самая демократическая в мире; в решении политических вопросов во всем надо полагаться на власти (или не полагаться); многопартийная система - зло (или благо); частная собственность - зло (или благо) и т.д. и т.п. Потом собственный опыт скорректирует политические убеждения, но первоначально - только через посредство политической культуры – определённой системы установок.
2 – Интеграционная функция – обеспечивает на основе усвоения субъектом политических норм и ценностей, присущих данной социальной общности, сплочение этой общности. Политическая культура - мощный фактор жизнестойкости общества, класса, нации, группы, индивида. Даже после распада её материального субстрата культура продолжает оказывать мощное воздействие на сознание и поведение её носителя.
3 – Обеспечение исторической преемственности, непрерывностиполитического процесса. Как и общая культура, она связывает уходящие и приходящие поколения, дает им общий язык, предлагает общий взгляд на вещи, обеспечивает через передачу опыта экономию социального времени.
4 – Функция коммуникации– обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
5 – Функция идентификации, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
6 – Функция ориентации, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
7 – Функция адаптации, выражающая потребность человека в приспосабливании к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.
1. Возникновение и сущность консервативной идеологии
2. Либерально-консервативный этатизм
3. Республиканский этатизм
4. Концепция либертаризма
5. Неоконсервативная идеология
1. Возникновение и сущность консервативной идеологии
Исторически консервативная идеология сформировалась в конце XVIII - начале XIX вв. Термин "консерватизм" (от лат. Conservo - сохраняю) был впервые использован французским писателем Р. Шатобрианом, который с 1818 г. начал издавать журнал "Консерватор". Консервативная мысль изначально апеллировала к "незыблемым", естественным устоям общественной жизни, основывалась на принципиальном отказе от идеи прогресса. В этом отразились антиреволюционные настроения элитарных социальных групп феодального общества, недовольных новыми порядками. Но в то же время консерватизм представлял собой нечто большее, нежели политическую программу определенных общественных сил. Он являлся целостной мировоззренческой системой, особым типом мышления, восприятия окружающего мира.
Первоосновой консервативной идеологии можно считать традиционализм - специфическую сторону общественного сознания, связанную с естественным стремлением человека стабилизировать, сохранить, укрепить существующий социальный порядок как привычную среду обитания. Ценности традиционализма являлись важнейшей составной частью мировоззренческого комплекса доиндустриальных общественных систем. Но они проявлялись скорее в качестве определенного умонастроения, стиля поведения. Естественный, "инстинктивный" традиционализм не требовал дополнительной аргументации, системы доказательств. Ситуация изменилась с появлением либерализма - мировоззренческой системы, основанной на идеалах прогресса, отрицания прошлого во имя будущего. Как альтернатива начала формироваться столь же целостная, рационально обоснованная идейно-политическая доктрина, отражающая принципы традиционализма.
Работы Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда, С. Колриджа и др. заложили основы охранительного, или традиционного консерватизма. Лейтмотивом этой концепции стал протест против безусловного прогрессизма, культа индивидуалистических и эгалитарных ценностей, морального утилитаризма, материалистической, сугубо прагматичной ориентации политики. Консерватизм отвергал саму рационалистическую "количественную" форму мышления как основу человеческих представлений о мире и обществе. Механическому восприятию действительности, культу логики и рационализма, экономическому детерминизму консерватизм противопоставлял познание, основанное на целостном восприятии жизни, интуитивном опыте человека. Консервативная идеология базировалась на особого рода социальном пессимизме - отказе видеть в человеческом разуме феномен, способный рационально осознать все стороны общественного бытия, познать смысл сущего, сознательно сконструировать и реализовать принципиально новый общественный механизм.
По представлению консерваторов, развитие общества есть процесс естественный и стихийный. Социальное творчество заключается не в радикальной ломке общественного порядка во имя рационально избираемых глобальных целей, а в решении ситуативных, текущих задач путем проб и ошибок, накопления позитивного опыта, поиска баланса между прагматичной политикой и базовыми традиционными ценностями. Стабильность, равновесия, преемственность - это основные ориентиры общественной жизни, способные преодолеть влияние прирожденной человеческой греховности, самонадеянности.
Залогом стабильного существования общества, по мысли консерваторов, является патриархальное государство. Сама власть божественна по происхождению. Но власть монарха и аристократии определяется не только сакральными, священными полномочиями. Во главе государства находится элита, несущая, прежде всего, особую ответственность за судьбу общества. Это аристократия не только крови, но, прежде всего, духа. Залог их власти - не политическое одобрение народа, а исключительно личные качества, "добродетели", верность традициям, готовность опереться на результаты многовекового естественного отбора институтов и форм экономической, политической, социальной организации общества. Демократия же, с точки зрения консерватизма, это просто организованное насилие большинства над меньшинством. Демократически устроенное государство не объединяет, а разделяет и противопоставляет людей. Оно является результатом искусственного компромисса между эгоистическими притязаниями и не основывается на нравственно-политическом единстве общества. Истинное государство - органическое по своей природе и форме. Оно объединяет не только живущих ныне, но и многие поколения предков и потомков. Это организм со своей судьбой, не делимой на индивидуальные судьбы, общим интересом, не являющимся суммой частных интересов.
2. Либерально-консервативный этатизм
К началу ХХ в. объективные предпосылки существования охранительного традиционного консерватизма были исчерпаны. С углублением модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и укреплением основных классов индустриального общества, консервативная идеология оказалась лишена прежнего охранительного пафоса. Начался распад консервативной идеологической традиции на два течения, которые ориентировались на совершенно разные модели политического поведения и представляли собой результаты синтеза отдельных аспектов традиционного консерватизма с либеральной идеологической доктриной. Одно из них носило этатистский характер, воспроизводило консервативную концепцию органического государства. Второе основывалось прежде всего на присущих традиционному консерватизму идеях естественности, стихийности общественного развития.
Предпосылки для становления этатистской идеологии либерального консерватизма сформировались на рубеже XIX-XX вв. прежде всего в тех странах Европы, которые оказались охвачены процессов ускоренной, "догоняющей" модернизации. В Германии, России, Австро-Венгрии, Италии начались крупномасштабные реформы в социально-экономической и политической сферах, призванные ответить на "вызов Запада", предотвратить превращение этих стран в периферию индустриально развитого мира. Но прямое восприятие опыта либеральных преобразований, ориентация на принципы классического либерализма угрожали могуществу правящей элиты этих стран - непосредственного инициатора проводимых реформ. Не соответствовал либеральный проект и особенностям политической культуры данного общества, специфике массового сознания. Образовавшаяся идеологическая ниша была заполнена либерально-консервативным этатизмом.
Либеральный консерватизм являлся умеренно-реформистской концепцией. Он не подвергал сомнению общую целесообразность модернизации, однако ограничивал ее рядом оговорок. С точки зрения либерально-консервативного этатизма реформаторство может носить лишь прагматический и ограниченный характер, тогда как приоритет национальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исторически избранный путь нации. Тем самым, конечной целью преобразований считалось благо государства, а специфика проводимых реформ зависела, прежде всего, от своеобразия национальной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей.
§ 2. Консервативная идеология
Консерватизм – от латинского слова – охранять, сохранять. Одно из направлений современной идеологии. Элементы консерватизма имеются в работах Аристотеля. Но до настоящего времени в западной политической мысли наблюдается стремление сформулировать принципы консерватизма. Наиболее видным идеологом консерватизма является видный английский политический деятель XVIII века Э.Берк. Член английского парламента от партии вигов он изложил основные принципы консерватизма применительно к конкретным вопросам английской, европейской и мировой политики. Событием, подтолкнувшим его к изложению символа консерватизма, явилась Великая французская революция 1789 года. Эта революция изображалась им в образе зла, которое захватывает людей, лишенных правильного понимания своей сущности и законов человеческого общежития. Основные принципы консерватизма в его трактовке были следующие. Во-первых, человек есть существо религиозное, и религия лежит в основе гражданского общества. Во-вторых, социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков. В-третьих, человек, будучи существом инстинкта, чувства и разума, больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями. В-четвертых, зло заключено в самой человеческой природе, а не в социальных институтах, не в общественно-экономической системе. Общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше прав индивида. Права индивида есть лишь следствие его обязанностей. В-пятых, люди от природы неравны, а следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими. В-шестых, существующий общественный строй необходимо охранять, поскольку всякие попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла. Это требование не отрицает необходимости общественных преобразований 19 .
Консервативная идеология в изложении Э.Берка во многом была реакцией английского правящего класса не только на революционные события во Франции в конце XVIII века, но и своеобразной попыткой сформулировать идеологию английского общества, совершившего свою революцию в XVII веке и приступившего к реализации масштабной колониальной политики. Англия в то время стала на путь широких территориальных захватов в Индии, Америке, Австралии. Колониализм и консерватизм в английской политике всегда шли рядом, подпитывая друг друга. Колониализм являлся материальной основой консерватизма, а консерватизм идеологически оправдывал необходимость колониальной экспансии. Консерватизм был идеологией крупного капитала, раздобревшего на эксплуатации колониальных стран. В дальнейшем консерватизм стал идеологической основой империалистической политики западных стран. Страсть к богатству в среде консерваторов всегда облачалась в религиозные одежды, апелляция к традиции, к мудрости предков должны были доказать превосходство английского джентльмена над «дикими», как они говорили, народами. Отсюда известное оппозиционирование консерватизма и либерализма. Консерватизм всегда скептически относился к прославлению индивидуализма, рыночной стихии, конкуренции, считая эти принципы либерализма демагогией полуобразованных выскочек из бюргерской среды. Но поскольку и консерватизм, и либерализм являются идеологией охраны прав меньшинства как в геополитическом, так и в социально-классовом плане, то между ними какой-то принципиальной разницы не существует. Для консерватора важна не истинность его идеологической конструкции, а ее институциональность, т.е. способность идеологически охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Известный идеолог консерватизма М.Оукшотт отмечал, что «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны» 20 .
Такое понимание природы консерватизма ведет к тому, что консервативная идеология лишается исторического и гносеологического обоснования своей доктрины, не имеет собственной почвы развития. Как подчеркивал С.Хантингтон, «обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм – этот призыв к истории, сам без истории» 21 .
Консерватизм является необходимым утилитарным дополнением к системе взглядов той части политической элиты западных стран, которая ведет свою родословную от аристократических фамилий феодальной эпохи. Отсюда заигрывание с религией, традицией, предками как теми элементами, которые должны консолидировать общество, удержать его в границах неизменной парадигмы развития. Консерватизм в отличие от коммунизма и либерализма не имеет своего общественного идеала, он занят лишь защитой данного социально-политического порядка западных стран.
На Западе стремятся придать консервативной идеологии новое дыхание, очистить ее от либерализма. Хотя многие исследователи считают, что история европейского консерватизма закончилась, тем не менее существуют и оптимистические мнения. Так подчеркивается необходимость отвергнуть все те формы консерватизма, в которых либерализм нашел себе политическое пристанище и передачи политической функции консерватизма от правых партий к левым силам с целью сохранения демократической цивилизации на Западе. При таком развитии событий, подчеркивает Дж.Грей, консерватизму принадлежат лишь три принципа. Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры. Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны. Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам 22 .
Такая интерпретация консерватизма обусловлена кризисом западной парадигмы развития. В результате возникает желание сконструировать некую антропологическую метафизику, которая неподвластна историческому процессу и тем самым способна увековечить социальные порядки западной цивилизации.
Все это обусловило попытки западных идеологов сформулировать современную консервативную идеологию – неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающего традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерватизм как идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом 23 .
Возникновение неоконсерватизма относится к 60-70-м годам ХХ века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности и возник серьезный кризис в смысле жизни человеческой деятельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях неоконсерватизм актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались адекватными настроениям людей в крепкой и добропорядочной семье, в необходимости смыслообразующих целях человеческой жизни, государственного порядка и стабильности, уважении к закону, ориентации на религиозные нравственные установки, препятствующие духовной деградации личности, моральной взаимоотвественности гражданина и государства.
Неоконсерватизм способствовал значительному теоретическому обновлению традиционного консерватизма. Так из противника научно-технического прогресса неоконсерватизм превратился в убежденного его сторонника. В отличие от традиционного консерватизма, манкировавшего идеологией, неоконсерватизм жестко обозначил себя как идеологическое учение, потому что, по мнению неоконсерваторов, «неидеологическая политика – это безоружная политика». Еще отличие неокнсерватизма от традиционного консерватизма. Неоконсерватизм превратился в инициатора инноваций, но без «антиисторической спешки сверху» и не «методами толпы – снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна прежде всего рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государство, основываясь на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.
Неоконсерватизм выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.
В этнокультурной сфере неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым глобализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.
Неоконсерватизм представляет собой сложное и противоречивое образование, порой конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции. Как отмечал Л.Аллисон, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми» 24 . В этой связи выделяют неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов. Разнородность неоконсерватизма и разнобой в его оценках обусловлены объективным отсутствием действительного потенциала прогрессивного развития западной цивилизации.
В 1983 году был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М.Тэтчер приветствовала новый «консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа» 25
И здесь возникает вопрос: в каком плане консервативная идеология может войти в состав идеологии белорусского народа? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не как идеология охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев. Именно в этом смысле Президент А.Г.Лукашенко и говорил, что хотя «наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма» 26 . Следует отметить, что консерватизм в наших сегодняшних условиях во многом, как это ни парадоксально, совпадает с идеологией социализма и коммунизма. Такова диалектика переживаемого исторического момента.
Консерватизм – идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности, ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности. Идейная основа консерватизма исторически формировалась как антипод идеи Просвещения и основывалась на идее Э. Берка о противоестественности сознательного переустройства общества. Такой подход отдавал предпочтение идеям преемственности, традиционности, аристократизма перед ценностями свободы, демократии и прогресса.
Основные принципы консерватизма: общество – это система норм, обычаев, традиций институтов, уходящих корнями в историю; существующий реально институт предпочтительнее любой теоретической схемы; ориентация на государственный авторитет; пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума; частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка; неверие в возможность социального равенства между людьми.
Основные политические взгляды консерватизма: идея традиции, определяющей общественное бытие индивида; идея национального величия; идея социального неравенства и политической конкуренции; идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь; пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, «чистой» идеологией. Консерватизм трактуется как явление, сопутствующее либерализму. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.
Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729 – 1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754 –1821 гг.). Л. де Бональдом (1754 – 1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. «Отцы-основатели» политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной «природе» человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие «свобода». Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как историческое наследие.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать «греховную» природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.
Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию «предрассудков». Именно в «обычных предрассудках», в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей «старого общественного здания», вместо изобретения абстрактных конструкций.
Неоконсерватизм. Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.
В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.
В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личную инициативу, личную заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.
Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливая заработная плата», «справедливая налоговая политика» и другие; принцип субсидиарности - помощь и содействие частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».
Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.
В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции – демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.
Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязать их с традиционными ценностями, такими, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.