Гражданские и военные чины российской империи. "Табель о рангах": общая характеристика
![Гражданские и военные чины российской империи.](https://i0.wp.com/encyclopedia.mil.ru/files/morf/iv_tabel_doc1hr.jpg)
Главная Энциклопедия История войн Подробнее
«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»
4 февраля 1722 г. по указу Петра I Великого введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».
Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.
Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».
В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему важное значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам, или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.
Свое мнение Сенат представил 20 сентября 1721 г. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах.
Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. Лишь позднее военные утратили право на старшинство в 1-м и 2-м классах. Военные чины состояли из 4-х разрядов: гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские. Чины в гвардии были на класс выше других воинских. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто раньше был пожалован в него.
Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.
Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.
Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.
В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.
Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.
Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.
Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».
Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.
Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.
В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.
По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, «Табелью о рангах…» предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство.
Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.
Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит».
В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал.
Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие - только личное.
9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство).
В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано.
1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.
2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие - общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.
Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.
Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.
В «пунктах» же предусматривалось, что, если «кто выше ранга будет себе почести требовать или сам возьмет выше данного ему ранга», тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу - вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, «чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».
Почитание лиц по рангам не касалось лишь, как говорилось в «пунктах», тех случаев, «когда некоторые, яко добрые друзья и соседи, съедутся или в публичных ассамблеях».
Среди проявлений чинопочитания важное значение приобрели формулы титулования — общий титул по классу чина или должности. Формулы эти не были установлены законом и сложились постепенно на практике, ориентируясь на западноевропейские нормы. В первой трети XVIII в. наиболее устойчиво использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство. III - IV классы — ваше превосходительство; V класс — ваше высокородие; VI - VIII классы — ваше высокоблагородие; IX - XIV классы — ваше благородие.
Пользование общим титулом по чину было обязательно во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или по общественному положению.
В целом, введение Петром I Табели о рангах явилось прогрессивной мерой, создававшей стимул для службы чиновников и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. Табель о рангах действовала до 1917 г., когда с падением самодержавия после Февральской революции были отменены придворные звания и старое титулование, а после Октябрьской революции декретами ВЦИК от 10(23).11.1917 г. и СНК от 16(29).12.1917 г. уничтожались прежние чины, сословия и сословные звания.
В современной России сотрудники различных служб тоже имеют специальные звания (таможенная служба, налоговая полиция и др.). В июле 1995 г. сделана попытка регламентировать понятие государственной службы и создать основы правового положения государственных служащих. Все это нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Неотъемлемой его частью является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который в нынешних условиях выполняет роль петровской «Табели о рангах…»
Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации
Довольно часто в моей переписке возникает ситуация, когда человек пишет: "Мой прапрадед был офицером (или чиновником), а значит, наверняка дворянином". Поскольку это утверждение далеко не всегда правильно, настало время написать о "Табели о рангах", о том, кто имел право на дворянство, а кто нет. Тем более, что и вопрос актуальный, сейчас тоже собираются вводить что-то типа этой "табели". Государственная служба будет у нас делиться на государственную гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах, создадут единый реестр должностей, квалификационные разряды заменят на "классные чины". Сегодня у нас 15 квалификационных разрядов: от референта государственной службы до действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса. 19 воинских званий приравняют к 15-ти квалификационным разрядам госслужащих. Разница нивелируется тем, что единый квалификационный разряд получат все сержантские звания, а также звания прапорщиков. Но вернемся к прошлому:
Сначала можете посмотреть, как выглядили чиновники различных классов, фотографии очень много добавляют к восприятию прошлого -http://geg.chem.usu.ru/tagil_museum/Home.htm , и приступим.
Что это такое?
Итак 24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Это была таблица и поясняющий текст.
Все чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. При создании эта таблица включала в себя и чины, и должности (262 должности), в конце XVIII века там остались только чины.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в переходе в высшее дворянское сословие.
Чины в гвардии считались до 1884 на два класса выше чем в армии, с 1884 - на один класс выше. При переходе из гвардии в армию класс за офицером оставался прежний, например, гвардейский прапорщик становился армейским поручиком. Перевод из гвардии в армию "прежним чином" - наказание и понижение.
Собственно чины непосредственно почти не давали материальных выгод их обладателям, за исключением того, что в XIX в. по чинам назначались прогонные, суточные и квартирные деньги и лишь в весьма редких случаях - жалование. Однако, согласно чинам, делались подарки по службе, причем обладатели чинов первых пяти классов получали такие подарки с изображением вензеля императора.
От чинов следует отличать звания (флигель-адъютант, генерал-адъютант, статс-секретарь и др.), так как они являлись только почетными наименованиями, обычно связанными с предоставлением лицу, их имеющему, определенных прав и преимуществ (в частности, прав на соответствующий мундир, участие в придворных церемониях). Как правило, звания согласовывались с рангами чинов и должностей, но непосредственно с ними не были связаны.
Первым законодательным актом, вводящим ученые степени (1803 г.), устанавливалось соответствие между ними и Табелью о рангах: если на государственную службу поступал кандидат, то он получал чин XII класса (губернский секретарь), магистр - IX (титулярный советник), доктор - VIII (коллежский асессор). В середине XIX века было законодательно оформлено соответствие между ученой степенью и сословным положением: например, кандидат из мещанского сословия становился "личным почетным гражданином", а магистр или доктор получал "личное дворянство". В университетском уставе 1884 зафиксировано соотношение чинов и должностей для обладателей ученых степеней: "ректор - IV класс (действительный статский советник), декан и ординарный профессор - V класс (статский советник), экстраординарный профессор - VI класс (коллежский советник); преподаватели низшего ранга - VII-VIII классы (надворный советник, коллежский асессор)". Вообще к этой табели все привязывалось, например аптекари пользовались чином 9-го класса, провизоры - 10-го, а гезели - 14-го.
От положения в табели о рангах зависело и обращение людей друг к другу, хотя не только от него, еще и от должности и происхождения. Ну и от того, кто к кому обращается, вы же не думаете, что генерал-фельдмаршал обращался к какому-нибудь фендрику "Ваше благородие"? Так что сначала напишем, как положено было обращаться к человеку по чину, а в конце рассылки - про всякие тонкости. Это, конечно, не генеалогический вопрос, но праздник надвигается, легкомыслие, я считаю, уместно.
I класс
К чинам I-II класса обращались "Ваше высокопревосходительство".
Гражданские чины 1 класса (в 1722-1917)- Канцлер, Действительный тайный советник 1-го класса. В Армии (пехота) чин 1 класса в 1722, 1730, 1798 и 1884-1917 - Генерал-фельдмаршал. Во флоте чин 1 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - генерал-адмирал.
II класс
Гражданский чин 2 класса (в 1722-1917) - Действительный тайный советник. Придворные чины в 1722 - Обер-маршал, с 19 века по 1917 - Обер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер. В Армии (пехота) чин 2 класса в 1722 - Генерал от инфантерии, 1730 - Генерал-аншеф, 1798 и 1884-1917 - Генерал от инфантерии. В Армии (кавалерия) чин 2 класса в 1730 - Генерал-аншеф, в 1798 и 1884-1917 - Генерал от кавалерии. У казаков чин 2 класса в 1798, 1884-1917 - Генерал от кавалерии. Во флоте чин 2 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Адмирал.
III класс
К чинам III-IV класса обращались "Ваше превосходительство".
Гражданский чин 3 класса в 1722-1917 - Тайный советник. Придворные чины в 1722 - Обер-шталмейстер, с 19 века по 1917 - Гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер. В гвардии (пехота и кавалерия) чин 3 класса с 1748 - полковник. В Армии (пехота) чин 3 класса в 1722 - Генерал-лейтенант, 1730 - Генерал-поручик, в 1798 и 1884-1917 - Генерал-лейтенант. В Армии (кавалерия) чин 3 класса в 1798 и 1884-1917 - Генерал-лейтенант. У казаков чин 3 класса в 1798, 1884-1917 - Генерал-лейтенант. Во флоте чин 3 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Вице-адмирал.
IV класс
Гражданский чин 4 класса в 1722-1917 - Действительный статский советник. Придворные чины в 1722 - Обер-камергер, Обер-гофмейстер, с 19 века по 1917 - Камергер. В гвардии (пехота) чин 4 класса в 1722 и 1730 - полковник, в 1748 подполковник. В гвардии (кавалерия) чин 4 класса в 1748 - подполковник. В Армии (пехота и кавалерия) чин 4 класса во все периоды - Генерал-майор. У казаков чин 4 класса в 1798, 1884-1917 - Генерал-майор. Во флоте чин 4 класса в 1722, 1764 - Шаутбенахт, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Контр-адмирал.
Лирическое отступление - ордена
Орден Белого Орла
, включенный в состав российских орденов в 1831 (девиз - "За веру, царя и закон"), могли получить чиновники и военные, которые в Табели о рангах были не ниже IV класса. Так что, если у ваших предков такой был, то они, наверняка, дворяне.
Кстати об орденах.
Орден Святого Георгия
(не георгиевский крест, который был солдатским, а именно орден) давался только офицерам, не так уж много людей им награждено, все они были дворянами.
Орден Александра Невского
мог получить лишь генерал-майор, причем награжденный сразу становился генерал-лейтенантом (если он им не был), гражданский же деятель приобретал чин тайного советника.
Орден Святого Владимира
, "предприявшаго многие труды ради просвещения России святым крещением", разделялся на четыре степени. Жаловали его (девиз - "Польза, честь и слава") преимущественно за заслуги на гражданском поприще, однако не исключалось награждение им и за подвиги военные. Любая степень ордена до 1900 года давала награжденному потомственное дворянство, но затем 4-я степень из этого правила была изъята.
Орден Святой Анны
(в России в 1797, девиз - "Любящим правду, благочестие и верность", лента красная с желтой каймой) третьей степени мог получить поручик (на гражданской службе - коллежский секретарь), а вторую степень (Анну на шею) - кто числился в чинах не ниже VIII класса. Чин статского советника (V класс) и Анну второй степени, украшенную алмазами, получил в 1828 году Александр Сергеевич Грибоедов, вернувшийся из Персии и Туркманчайским мирным договором. Знаки первой степени (крест, ленту и звезду) имел Николай Михайлович Карамзин, пожалованный ими в 1816 году за "Записку о древней и новой России". Четвертую степень ордена учредил в 1815 Александр I. До 1845 все степени ордена давали права потомственного дворянства, а позже - лишь первая степень, остальные степени даровали кавалеру только личное дворянство.
Орден Святого Станислава
(девиз - "Награждая поощряет") вошел в состав российских орденов в 1831. Сначала орден имел четыре степени, но в 1839 года Николай I низшую степень упразднил: с 1845 десять лет не производилось награждение второй и третьей степенью, чтобы перекрыть низшим чиновникам "легкий путь к приобретению потомственного дворянства".
Ордена жаловались строго в порядке старшинства (кроме Св. Георгия). Тот, кому вручали Андреевский орден, становился одновременно кавалером орденов Александра Невского, Белого Орла, первых степеней Св. Анны и Св. Станислава; далее награждать его было просто нечем. Один и тот же орден можно было получить лишь однажды. Полагалось носить только одну, высшую степень каждого, снимая знаки низших степеней (вначале их даже сдавали в орденский капитул). Исключение составляли ордена Св. Владимира и Св. Георгия - их владелец обязан был носить кресты всех классов, а также ордена Св. Анны и Св. Станислава с мечами, которые носились "при всех старших орденах и при высших степенях сего ордена".
Но вернемся к Табели о рангах.
V класс
К чинам V класса обращались "Ваше высокородие".
Гражданский чин 5 класса в 1722-1917 - Статский советник. Придворные чины в 1722 - Обер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстер, с 19 века по 1917 - Камер-юнкер, церемониймейстер. В гвардии (пехота) чин 5 класса в 1722 - Подполковник, 1730 - Подполковник, 1748 - Премьер-майор. В гвардии (кавалерия) чин класса в 1748 - Премьер-майор. В Армии (пехота) чин 5 класса в 1722 и 1730 - Бригадир. В Армии (кавалерия) чин 5 класса в 1730 - Бригадир. Во флоте чин 5 класса в 1722 - Капитан-командор, 1764 - Капитан бригадирского ранга, 1798 - Капитан-командор (до 1827).
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса. Военные этого класса уже дворяне.
VI класс
К чинам VI, VII, VIII класса обращались "Ваше высокоблагородие".
Гражданский чин 6 класса в 1722-1917 - Коллежский советник. Придворные чины в 1722 - Обер-егермейстер, дейст. камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикус, с 19 века по 1917 - Камер-фурьер. В гвардии (пехота) чин 6 класса в 1722 - Майор, 1730 - Майор, 1748 - Секунд-майор, 1798-1917 - Полковник. В гвардии (кавалерия) чин 6 класса в 1748 - Секунд-майор, 1798 - Полковник, 1884-1917 Полковник. В Армии (пехота и кавалерия) чин 6 класса во все периоды - Полковник. У драгунов чин 6 класса в 1798 полковник. У казаков чин 6 класса в 1798, 1884-1917 - полковник. Во флоте чин 6 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Капитан 1 ранга.
Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
VII класс
Гражданский чин 7 класса в 1722-1917 - Надворный советник. Придворные чины в 1722 - Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер. В гвардии (пехота) чин 7 класса в 1722 , 1730, 1748 и 1798-1917 - Капитан. В гвардии (кавалерия) чин 7 класса в 1730, 1748, 1798 и 1884-1917 - Ротмистр. В Армии (пехота и кавалерия) чин 7 класса во все периоды - Подполковник. У драгунов чин 7 класса в 1798 - Подполковник. У казаков чин 7 класса в 1798 - Подполковник, в 1884-1917 - Войсковой старшина. Во флоте чин 7 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Капитан 2 ранга.
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса.
VIII класс
Гражданский чин 8 класса в 1722-1917 - Коллежский асессор. Придворные чины в 1722 - Титулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант. В гвардии (пехота) чин 8 класса в 1722 - Капитан-лейтенант, в 1730 и 1748 - Капитан-поручик, 1798-1917 - Штабс-капитан. В гвардии (кавалерия) чин 8 класса в 1730 и 1748 - Секунд-ротмистр, в 1798 и 1884-1917 - Штабс-ротмистр. В Армии (пехота) чин 8 класса в 1722 - Майор, 1730 - Майор, с 1767г премьер-майор и секунд майор, 1798 - Майор, 1884-1917 - Капитан. В Армии (кавалерия) чин 8 класса в 1730 - Майор, 1798 - - Майор, 1884-1917 - Ротмистр. У казаков чин 8 класса в 1798 - Войсковой старшина, 1884-1917 - Есаул. Во флоте чин 8 класса в 1722 - Капитан 3 ранга, 1764 - Капитан-поручик, 1798 - Капитан-лейтенант, 1907 - Капитан-лейтенант (до 1911), 1912-1917 - Старший лейтенант.
По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса.
IX класс
К чинам С IX по XIV класс обращались "Ваше благородие".
Гражданский чин 9 класса в 1722-1917 - Титулярный советник. Придворные чины в 1722 - Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстер, с 19 века по 1917 - Гоф-фурьер. В гвардии (пехота) чин 9 класса в 1722 - Лейтенант, в 1730, 1748, 1798-1917 - Поручик. В гвардии (кавалерия) чин 9 класса в 1730, 1748, 1798, 1884-1917 - Поручик. В Армии (пехота) чин 9 класса в 1722, 1730, 1798 - Капитан, в 1884-1917 - Штабс-капитан. В Армии (кавалерия) чин 9 класса в 1798 - Ротмистр, в 1884-1917 - Штабс-ротмистр. У драгунов чин 9 класса в 1798 - Капитан. У казаков чин 9 класса в 1798 - Есаул, 1884-1917 - Подъесаул. Во флоте чин 9 класса в 1722 - Капитан-лейтенант, 1764 - Поручик, 1798 - Лейтенант, 1884 - Лейтенант, 1907 - Лейтенант и ст. лейтенант, 1912-1917 - Лейтенант.
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса.
X класс
Гражданский чин 10 класса в 1722-1917 - Коллежский секретарь. В гвардии (пехота) чин 10 класса в 1722 - Унтер-лейтенант, в 1730, 1748, 1798-1917 - Подпоручик. В гвардии (кавалерия) чин 10 класса в 1730 и 1748 - Подпоручик, в 1884-1917 - Корнет. В Армии (пехота) чин 10 класса в 1722 - Капитан-лейтенант, 1730 - Капитан-поручик, 1798 - Штабс-капитан, 1884-1917 - Поручик. В Армии (кавалерия) чин 10 класса в 1798 - Штабс-ротмистр, в 1884-1917 - Поручик. У драгунов чин 10 класса в 1798 - Штабс-капитан. У казаков чин 10 класса в 1884-1917 - Сотник. Во флоте чин 10 класса в 1722 - Лейтенант, в 1884, 1907, 1912-1917 - Мичман.
XI класс
Гражданский чин 11 класса в 1722-1917 - Корабельный секретарь. Во флоте чин 11 класса в 1722, 1764 - Корабельный секретарь.
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".
XII класс
Гражданский чин 12 класса в 1722-1917 - Губернский секретарь. Придворные чины в 1722 - Гоф-юнкер, надворный лекарь. В гвардии (пехота) чин 12 класса в 1722 - фендрик, в 1730 - прапорщик. В гвардии (кавалерия) чин 12 класса в 1798 - корнет. В Армии (пехота) чин 12 класса в 1722 - Лейтенант, в 1730, 1798 - Поручик, 1884-1917 - Подпоручик. В Армии (кавалерия) чин 12 класса в 1798 Поручик, 1884-1917 - Корнет. У драгунов чин 12 класса в 1798 - Поручик. У казаков чин 12 класса в 1798 - Сотник, 1884-1917 - Хорунжий. Во флоте чин 12 класса в 1722 - Унтер-лейтенант, 1764, 1798 - Мичман.
По указу Правительствующего Сената от 16 января 1721 г. и Табелю о рангах 1722 г. (пункты 5, 11 и 15) все строевые командиры флота, достигшие чина унтер-лейтенанта (XII класс) получали потомственное дворянство.
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".
XIII класс
Гражданский чин 13 класса в 1722-1917 - Провинциальный секретарь. В Армии (пехота) чин 13 класса в 1722 - Унтер-лейтенант, 1730 - Подпоручик, 1798 - Подпоручик, 1884-1917 - Прапорщик запаса. У драгунов чин 13 класса в 1798 - Подпоручик. Во флоте чин 13 класса в 1758-1764 мичман, в 1860-1882 - гардемарин.
По указу Правительствующего Сената от 16 января 1721 г. и Табелю о рангах 1722 г. (пункты 5, 11 и 15) все штурмана достигшие чина шкипер 2-го ранга (XIII класс) получали потомственное дворянство.
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".
XIV класс
Гражданский чин 14 класса в 1722-1917 - Коллежский регистратор. Придворные чины в 1722 - Гофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк. В Армии (пехота) чин 14 класса в 1722 - Фендрик, в 1730, 1798 - Прапорщик. В Армии (кавалерия) чин 14 класса в 1798 - Корнет. У казаков чин 14 класса в 1798 Хорунжий.
При Петре уже 14-й класс "Табели" для армии (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".
А теперь, как я и обещала, об обращении.
При письменном обращении низших лиц к высшим употреблялись все 3 титула, например: "Его превосходительству, товарищу министра финансов, тайному советнику (имярек)". С середины 19 в. чин и фамилия стали опускаться.
При обращении к низшим чинам указывалась лишь должность.
Лица одного ранга обращались друг к другу, указывая только должность, либо по имени и отчеству, проставляя на полях документа титул и фамилию; например, на полях "Его превосходительству (имярек)", а в тексте "Милостивый государь N" или "Ваше превосходительство N.".
Почетные звания сенатора и статс-секретаря Его Величества включались в обращение, а чин опускался.
К лицам, не имевшим чинов, но обладавшим почетным званием, обращались соответственно классу чина, к которому оно приравнивалось.
При устном обращении высшие гражданские чины титуловались низшими в соответствии с классом чина или должностью. При обращении к низшим или равным назывались имя и фамилия или должность. На военной службе генералы титуловались по чину ("Ваше превосходительство") в т.ч. и при общении между равными чинами. Штаб- и обер-офицеров младшие по чину офицеры и подпрапорщики именовали по чину, добавляя слово "господин" ("Господин капитан"); подполковника, штабс-капитана, штабс-ротмистра и подпоручика при этом называли полковником, капитаном, ротмистром и поручиком.
Нижние чины офицеров именовали "Ваше благородие", "Ваше высокоблагородие".
Солдаты обращались к подпрапорщикам и унтер-офицерам по званию, добавляя слово "господин": "Господин фельдфебель".
Старшие обращались к младшим, именуя их по чину или по чину и фамилии: "Поручик Иванов". Нижних чинов называли просто по фамилии и только старших боцманов и кондукторов именовали по званию и фамилии: "Старший боцман Петров".
Придворных дам титуловали в соответствии с классом, к которому приравнивалось их звание. Женам и дочерям сообщался титул мужа или отца, вдовы сохраняли титул умершего мужа.
К титулованному дворянству обращалась в соответствии с титулом, баронов и нетитулованных дворян простолюдины называли "Ваше благородие".
Титулы по происхождению заменяли для титулованных дворян все прочие формы обращения: старшие именовали таких лиц "князь", "граф", "барон", а младшие "Ваша светлость", "Ваше сиятельство". Дамы обращались к титулованным дворянам как старшие к младшим. Но вообще в хорошем обществе титулы, особенно по чину, чаще опускались и обращались по имени и отчеству, делая, однако, исключение для пожилых лиц и генералов.
Особые формы обращения, в соответствии с саном, употреблялись к духовенству. Архиереев чаще титуловали "Владыко".
Членов Императорской фамилии титуловали в соответствии с их положением: "Ваше Императорское Величество", "Ваше Императорское Высочество", "Ваша светлость"; к Императору и Императрице обращались также в длительной беседе: "Государь" и "Государыня".
При обращении к лицам, чин, звание и титул которых не были известны, говорили "сударь" или "господин", более официально - "Милостивый государь".
Простолюдины обращались ко всем, имевшим дворянский облик со словом "господин" или "Ваше благородие", а к тем, кто походил на купца - "Ваше степенство".
Господа обращались к простолюдинам, например, прислуге: "милейший", "любезнейший" и т.п.
Введение
«Табель о рангах» представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.
«Табель о рангах» - закон о порядке государственной службы в Российской Империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление «Табели о рангах» стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения.
Важность изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что она, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.
Целью данной работы является изучение «Табели о рангах», принятой Петром I.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить предпосылки создания «Табели о рангах»;
изучить историю создания;
рассмотреть ее особенности.
1. Предпосылки принятия «Табели о рангах»
В начале своего царствования, Петр I столкнулся с медлительной, нерешительной бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами - крепостниками. Такое положение дел привело к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.
Для выполнения выше перечисленных задач Петр I провел много государственно-административных реформ (рисунок 1).
Рисунок 1 - Государственно - административные реформы Петра I
Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая «Табель о рангах» (1722г.).
Таким образом, в основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии.
2. История создания «Табели о рангах»
История разработки этого важнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.
Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:
Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).
Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).
Обсуждение второй редакции «Табели о рангах» в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).
Завершение Сенатом окончательной редакции «Табели о рангах» (январь 1722 г.).
Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман.
Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.
Наибольшее влияние на подготовку «Табели о рангах» оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.
Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления. Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.
Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта «Табели о рангах» была аналогичной.
Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.
Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в официальных документах.
Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.
Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточнены и отредактированы.
В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I. в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворные чины в зависимость от их системы
Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.
Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное дворянство.
Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табеле были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.
Параллельно с обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать над проектом и подготовил несколько вариантов крайне важной статьи закона устанавливающей порядок чинопроизводства дворян на штатской службе в зависимости от выслуги и образования. Она логически продолжала нормы, введенные Генеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии». Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостей управленческого мастерства, минуя обучение в канцелярии. Обучение канцелярской работе, последующая работа в государственных учреждениях провозглашались достойными даже для представителей знатных дворянских семей. Необходимость привлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания новых стимулов. Это послужило причиной подготовки статьи об организации подготовки дворян к государственной службе в гражданских учреждениях.
После внесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в январе 1722 г. проект был вынесен на окончательное обсуждение в Сенат. Петр активно участвовал в обсуждении.Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного заголовка закона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же воинские выше прочих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был».
Итак, издание «Табели о рангах» явилось результатом напряженной, более чем двухлетней законотворческой работы. Она проводилась под руководством и при непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболее значительные фигуры, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.
3. Описание «Табели о рангах»
Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, флотские), гражданские и придворные.
Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.
За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; одна треть штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.
Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.
Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.
Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.
Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.
Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.
Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.
Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже14-йкласс «Табеля» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином8-гокласса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора -14-йкласс - давал право лишь на личное дворянство).
Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением) многих реальных привилегий. По чинам, к примеру, давали лошадей на почтовых станциях.
При получении лошадей на станциях существовал строгий порядок: вперед, без очереди, пропускались фельдъегеря со срочными государственными пакетами, а остальным давали лошадей по чинам: особы I-III классов могли брать до двенадцати лошадей, с IV класса - до восьми и так далее, вплоть до бедных чиновников VI-IX классов, которым приходилось довольствоваться одной каретой с двумя лошадьми.
По чинам же в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.
В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, были мундир и шинель (в зимнее время). При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная и т.д. Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в какие дни надлежит носить. Ношение мундиров было обязательным. Помимо перечисленного Петр I установил даже то, что первые пять чинов должны приобретать материал для мундира по четыре рубля за аршин, следующие три по три рубля, остальные - по два рубля.
Представим «Табель о рангах» в таблице 1.
Таблица 1 - «Табель о рангах»
Существовали также следующие военные чины и звания:
Военные чины выше табели о рангах: генералиссимус
Воинские звания ниже табели о рангах:
Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.
Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).
«Табель о рангах» представляет собой некую пирамиду чинов или как ее еще называют «лестница чинов». Покажем это на рисунке 2.
графический аналогия табель ранг
Рисунок 2 - Графическая аналогия « Табеля о рангах»
Из рисунка 2 видно, что у пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов» отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала» вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням - от первого высшего - Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня - Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера» должности в «Табеле о Рангах» - растет и количество носителей данной должности.
4. Эволюция «Табели о рангах»
Потомки Петра отошли от его замысла. После смерти Петра I старинные роды восстановили свои утраченные позиции, к концу царствования Петра II кумовство расцвело снова.
Быть дворянином стало очень выгодно. Помимо статуса, дворянство давало множество привилегий. Право владения имением и крепостными (до 1861 года). Свободу от обязательной службы (в 1762-1874 была введена всесословная воинская повинность). Свободу от земских обязанностей (до второй половины 19 века). Право получения образования в Пажеском корпусе, Императорском Александровском лицее, Императорском училище правоведения. Право ношения шпаги. Титул «Ваше благородие». Право иметь родовой герб. С 1785 по 1863 году дворян нельзя было подвергать телесным наказаниям.
Дворяне получали одну льготу за другой:
с 1731 помещики собирали подушную подать с крепостных;
манифест Анны Иоанновны от1736 года ограничил срок службы дворян 25 годами;
с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать крестьян и землю;
в 1754 году учрежден Дворянский банк, который выдавал кредиты до 10 000 рублей (огромнейшие по тем временам деньги) под 6 процентов годовых;
18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству - и освободил его от обязательной службы. В течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;
в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя должность уездного предводителя;
«Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и оно стало сословным.
Поэтому быть дворянином было выгодно во всех отношениях. К концу царствования Екатерины Великой идея «Табеля о рангах» была сведена на нет. Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное дворянство.
Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник, простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской (действительный статский советник: не дворянин им стать не мог). В 1917 году Табель перестал существовать.
В 2003 году был принят Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ». Он также включает в себя три вида «государевой службы»: военную, правоохранительную, федеральную государственную гражданскую.
В современной российской армии тоже 14 званий - негласная традиция петровской Табели о рангах. В Советской армии в 1943 году были введены погоны и воинские звания - их также было 14.
В правоохранительной службе (в разных ее ведомствах) - от 10 до 16 чинов.
В федеральной государственной гражданской службе (с 2005 года) - 15 чинов.
Так что и в наше время существует Российская «Табель о рангах», унаследовавшая форму закона Петра Великого.
Заключение
«Табель о рангах», является особым правовым явлением в истории России. При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и 1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представляет документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опыта организации государственной службы при составлении «Табеля о рангах» стоял на первом месте.
Принятие «Табели о рангах» имело следующие последствия:
в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое начало, приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность, выслуга, вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента, инструкции;
в работе государственных органов появились требования к профессионализму, специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьеры служащего;
были выделены военная, гражданская и придворная службы, при этом все обязаны были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству.;
подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификации служащих определялась не только чином, но и специальным образованием.
Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития.
Таким образом, сложно преувеличить то значение, которое оказала «Табель о рангах» на формирование гражданского управления в целом. В настоящее время существуют тарифные сетки, которые по форме и содержанию информации перекликаются с документами, созданными почти триста лет назад.
Список использованных источников
1. Административные Реформы Петра I: ote4estvo.ru
История развития государственной службы в России: panov.in
Как Петр I боярам свинью подложил: pravda.ru
Кречетников А. «Вертикали власти» - 290 лет: bbc.co.uk
. «Табель о рангах» и его значение: 0zd.ru
. «Табель о рангах» Петра I: teachpro.ru
. «Табель о Рангах» царя Петра I в матрице Мироздания: amenra.ru
04.02 - Петр I ввел «Табель о рангах»: e-teatch.ru
ено н
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й - высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после Октябрьской революции 1917 (см. Приложения).
Отличное определение
Неполное определение ↓
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками, издан 24 января 1722 г. правительством Петра I. По Т. о р. все должности были разбиты на 3 ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные, в каждом из которых было 14 рангов или классов. Высшими (I класс) в них были соответственно должности генерал-фельдмаршала, генерал-адмирала и канцлера, низшими (XIV класс) – фендрика, мичмана и коллежского регистратора. Вместо родовитости при назначении на государственную службу, а также при дальнейшем продвижении чиновника, вводился бюрократический принцип выслуга и последовательное восхождение по служебной лестнице, чем должно было обеспечиваться замещение всех вакансий и приобретение необходимых навыков. Всякий, кто занимал классную должность в гражданской службе приравнивался к офицеру и назывался чиновником (в отличие от неимевших чина – «канцелярских служителей»). Все назначения по гражданской службе (кроме первых 5 классов) возлагались на Сенат (его первый департамент), а подготовку и оформление их должна была осуществлять Герольдмейстерская контора Сената (см. Герольдия, Чиновничество).
Все чиновники, чьи должности вошли в Т. о р., получали дворянство. Первоначально XIV класс давал право личного, а VIII (для военных XII) – потомственного дворянства. Закон 9 декабря 1856 г. установил получение личного дворянства с IX класса, потомственного – с IV класса для гражданских чинов, а с VI – для военных. Т. о р. открывала «путь наверх» выходцам из непривилегированных сословий, создавая стимул для службы чиновников.
Введением Т. о р. Петр I стремился упорядочить всю систему государственной службы и обеспечить постоянный приток кадров. За дворянами закреплялись высшие чины Т. о р. Т. о р. увеличила служебное бремя для представителей дворянского сословия, дополнив его обязанностью учится. Т. о р. упразднена в 1917 г.
Классы для военных, гражданских и придворных чинов:
I. Генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал. Канцлер, действительный тайный советник I класса.
II, Генерал-аншеф, генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, генерал от артиллерии, инженер-генерал, адмирал.
Действительный тайный советник.
Обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, обер-шенк, обер-церемониймейстер.
III. Генерал-поручик (до 1799 г.), генерал-лейтенант.
Тайный советник.
Гофмаршал, шталмейстер, гофмейстер, егермейстер.
IV. Генерал-майор, контр-адмирал. Действительный статский советник.
V. Бригадир (до 1799 г.), капитан-командор. Статский советник. Церемонимейстер.
VI. Полковник, капитан I ранга. Коллежский советник. Камер-фурьер.
VII. Подполковник, войсковой старшина, капитан II ранга.
Надворный советник.
VIII. Премьер-майор, секунд-майор (до 1799 г.), майор (до 1884 г.), капитан, ротмистр, есаул (с 1884 г.), капитан Ш ранга.
Коллежский асессор.
IX. Капитан, ротмистр, есаул (до 1884 г.), штабс-капитан, штаб-ротмистр, подъесаул, капитан-лейтенант, старший лейтенант.
Титулярный советник.
X–XI. Капитан-поручик (до 1799 г.), поручик, сотник, лейтенант, мичман. Коллежский секретарь.
XII. Подпоручик, корнет, хорунжий, мичман. Губернский секретарь.
XIII. Прапорщик, мичман. Сенатский регистратор, провинциальный секретарь.
XIV. Фендрик (XVIII в.), мичман (XVIII в.). Коллежский регистратор.
Отличное определение
Неполное определение ↓
НОВЫЙ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Почти одновременно (24го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии. Царь предоставлял себе право жаловать недворян за службу дворянством и лишать его за преступление. По закону 24го января 1722 года, вся государственная служба разделялась на воинскую, статскую и придворную, и в каждом таком разряде установлялась лестница из 14ти ступеней. Воинская служба разделялась на 4 отдела: сухопутная - армейская, гвардейская, артиллерийская и морская. Верховный чин или первый класс для всей армии, гвардии и артиллерии был генералфельдмаршал, для морских - генераладмирал. Ко второму классу принадлежали, как в армейской, так и в гвардейской службе, полные генералы от инфантерии и от кавалерии; в артиллерийской службе - генералфельдцейхмейстер, в морской - адмиралы прочих флагов. В третьем классе, в армии, гвардии и артиллерии, числились генераллейтенанты, генералкригскомиссар и кавалеры Св. Андрея, а в морской - вицеадмиралы. В четвертом, как в армии, так и в артиллерии - генералмайоры; а в гвардии с этого класса начинается преимущество над армией: армейскому генералмайору равнялся гвардейский полковник, в морской службе шаутбенахты и оберцейгмейстер. В пятом - армейские бригадиры, оберштеркригскомиссар, генералпривиантмейстер, в артиллерии полковник, в гвардии подполковник, а в морской - капитаны, командир над портом кроншлотским и некоторые хозяйственные должности. В шестом: в армии - полковники, в гвардии - майоры, в артиллерии - подполковники, в морской — капитаны 1го ранга. В седьмом: в армии - подполковники, генералаудиторы и некоторые другие должности, в гвардии - капитаны, в артиллерии - майоры, в морской - капитаны 2го ранга. В восьмом: в армии - майоры, генеральские адъютанты; в гвардии - капитанлейтенанты, в артиллерии - инженермайоры, в морской - капитаны 3го ранга. В девятом: в армии - капитаны, в гвардии - лейтенанты, в артиллерии и в морской - капитанлейтенанты. В десятом: в армии - капитанлейтенанты, в гвардии - унтерлейтенанты, в артиллерии и в морской - лейтенанты. Одиннадцатого класса не было, исключая для морской службы - секретари корабельные. Двенадцатого: в армии - лейтенанты, в гвардии - фендрики, в артиллерии - унтерлейтенанты, в морской - унтерлейтенанты и шкиперы 1го ранга. Тринадцатого: в армии - унтерлейтенанты, в артиллерии - штыкюнкеры, в гвардии и в морской не было этого класса. Наконец, четырнадцатого: в армии - фендрики, в артиллерии - инженерфендрики, в морской - шкиперы 2го ранга и констапели. В статской службе: 1го класса был один только канцлер, 2го - действительные тайные советники, 3го - генералпрокурор, 4го президенты коллегий и тайные советники. Затем остальные классы, за исключением 11го, которого вовсе не было, выражали разные должности гражданской служебной деятельности, и в этом отношении табель Петра имела несколько другой смысл, чем та, которая удержалась до нашего времени и представляет сходство с современной только по принадлежности должностей, размещенных в их достоинстве по лестнице классов. Придворные должности, начиная со 2го класса, к которому принадлежал обермаршал, шли также на 14 степеней, но, за исключением 10го и 13го, выражали собой придворные обязанности, в иных случаях постоянные, как, например, тайный кабинетсекретарь, лейбмедикус, в других - о тносившиеся только к придворным церемониям, например, обершенк, камергеры. «Ранг» при Петре означал право на известную почесть, и всякий, кто самовольно займет место, дающее ему право на почесть выше его ранга, подвергался вычету двухмесячного жалованья или же уплате той суммы, которая равнялась жалованью, получаемому другими, равными ему по рангу, лицами. «Сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся или при публичных ассамблеях, но токмо в церквах при службе Божьей, при дворовых церемониях, при аудиенциях послов, в торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, погребениях и тому подобное». Так пояснял значение рангов государев указ. И женский пол пользовался подобным отличием по рангам. Замужние женщины считались в рангах сообразно своим мужьям, а девицы сообразно своим отцам, но между замужними и девицами устанавливалось отношение, дававшее преимущество первых пред последними. Например, девицы, дочери отцов 1го ранга, до своего замужества, считались выше тех замужних, которых мужья состояли в 5м ранге, дочери отцов 2го ранга считались выше жен чиновников 6го ранга. У фискалов теперь явилась новая обязанность - наблюдать, чтобы все пользовались почетом сообразно своему рангу и не присваивали себе высшего почета. В статской службе потомственное дворянство давали первые 8 классов, а в военной - все (как штаб и обер) офицерские чины. Каждый должен был иметь свой убор, ливрею для служителей и экипаж сообразно своему рангу. «Понеже знатность и достоинство какой особы часто умаляется, когда убор и прочий поступок чем не сходствует».
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993; 2006. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Глава 15. . VI. Внутренние события после Ништадтского мира
РАЗДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ЯВИЛОСЬ НЕОБХОДИМОСТИЮ
При Петре развитию была дана такая сила, что разделение должностей явилось необходимостию, что и высказалось в Табели о рангах, где все должности, или чины, были размещены в известном порядке, по классам, и подле должностей, или чинов, военных являются гражданские и придворные. В январе 1722 года двое сенаторов, Головкин и Брюс, и двое генерал-майоров, Матюшкин и Дмитриев-Мамонов, сочинили Табель о рангах. В этой табели подле чина генерала от кавалерии или инфантерии видим чин действительного тайного советника; и это не был чин в нашем значении слова: действительные тайные советники на самом деле были членами Тайного совета, собиравшегося обыкновенно для обсуждения важных, преимущественно иностранных дел. Современники рассказывают, что когда Петр хотел возвести в действительные тайные советники графа Брюса, то последний сам отказался от этой чести, представив, что хотя он и верный подданный, но иноверец. В пунктах, приложенных к Табели о рангах, говорилось: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей (чиновников) знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов, в публичной ассамблее знатных чинов, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат. Потомки служителей русского происхождения или иностранцев первых 8 рангов причисляются к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были. Понеже статские чины прежде не были распоряжены и для того почитай никто или зело мало надлежащим порядком снизу свой чин заслужил из дворян, а нужда, ныне необходимая, требует и в вышние (статские) чины, того ради брать, кто годен будет, хотя бы оный и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многие лета и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше, того ради кто в который чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует».
ПРИНЦИПЫ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»
Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).
В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии.
Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М., 1991.
«ТАБЕЛЬ» О ДАМАХ
9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.
10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:
Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.
Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.
Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.
Гоф дамы - с женами брегадиров.
Гоф девицы - с женами полковников.
Гоф мейстерина и наших цесаревен - с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.
Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.
Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.