Царица Савская: головоломка для археологов и ученых. Царь соломон и царица савская
Царица Савская является одной из самых загадочных женщин в мировой истории. По распространенному предполо-жению, она была царствующей особой одной из древ-них стран, хотя этому нет прямых доказательств. Су-ществует также версия, что она была женой какого-то правителя. Не очень понятно и местоположение страны, в кото-рой она правила. По всей вероятности, это государство включало в себя часть современного Йемена и, возмож-но, Эритреи и Эфиопии.
Разные народы сохранили ее различные имена. Эфиопам эта женщина известна под именем Македа. Для царя Израиля Соломона она была царицей Савской. Мусульмане называют ее Балкис. Ее родиной считают расположенный в Йемене город Сабу, называемый Мареб. Предполагают, что она жила в X столетии до нашей эры.
Согласно Библейскому преданию не названная по имени царица зем-ли Сабы услышала о большой мудрости царя Соломона и совершила путешествие к нему с богатыми подарка-ми — специями, золотом, драгоценными камнями. Кроме того она хотела задать ему несколько хитрых загадок, что-бы проверить его мудрость. Царь Соломон и царица Савская встретились. На царицу произвели впечатление мудрость изра-ильского царя и его богатства, хотя сама она была далеко не бедной: в подарок Соломону она привез-ла четыре с половиной тонны золота на 797 верблюдах. Длина пути через пустыни Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим составляла около 700 километров. Поскольку царица путешествовала на верблюдах, такой путь должен был длиться около 6 месяцев только в один конец. В свою страну она возвра-тилась также с богатыми подарками от правителя Из-раиля: красота царицы из южной страны очаровала Соломона.
В библейских текстах, повествующих об этой женщине, нет никакого намека на любовь или какие-либо от-ношения между Соломоном и царицей Савской. Они изображены там лишь как два монарха, заботящиеся об интересах своих государств.
В Коране, главном религиозном тексте ислама, так-же упоминается царица Савская; арабские источники называют ее Балкис. Согласно данному пове-ствованию, Соломон узнает от птицы чибис о Сабей-ском царстве, которым управляет царица, восседающая на золотом троне, украшенном драгоценными камня-ми. Люди в этой стране поклоняются солнцу вместо единого Бога. Соломон посылает письмо с приглаше-нием царице посетить его и уверовать в единого Бога, Господа миров.
Царица Савская колебалась, принимать ли ей это приглашение. Для начала она решила послать подарки Соломону и подождать его ответа. Царь Соломон , однако, не был впечатлен подношениями царицы, заявив, что подарки, которые он получил от Бога, имеют несоизмеримо большую ценность. Кроме того он пригрозил, что пошлет в Сабию войска, захватит ее города и выгонит их жите-лей с позором. После этого Балкис решила сама при-ехать к Соломону.
Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, желая произвести на нее впе-чатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим, изменил его внешний вид, после чего показал царице, спросив: «Так ли выглядит трон твой?» Балкис узнала его и была приглашена во дворец, построенный для нее Соломоном. Пол во дворце был сделан из стекла, под ко-торым в воде плавали рыбы. Балкис, решила, что ей придется идти по воде, подняла подол своего платья, ого-лив ноги. И тут она поняла, что не может сравниться силой ума с Со-ломоном, объявив, что предается единому Богу, Го-споду миров.
Легенды о царице Савской
Императорская семья Эфиопии ведет свое происхо-ждение непосредственно от потомков царицы Савской и царя Соломона. Царицу Сабы эфиопы называют Ма-кеда. Это имя некоторые исследователи связывают с Ма-кедонией и более поздними эфиопскими легендами об Александре Великом. Эфиопы считают, что она родилась примерно в 1020 году до нашей эры в Офире. Эта легендар-ная страна простиралась через все восточное по-бережье Африки, Аравийский полуостров и захватыва-ла остров Мадагаскар. Древние обитатели этой страны были светлокожими и высокого роста. Македа получила образование у лучших ученых, философов и жрецов своей страны.
Древние эфиопские легенды гласят, что у царя Соло-мона и царицы Савской родился сын Менелик, ставший первым императором Эфиопии. В эфиопской мифологии Соломон представлен откровенным соблазнителем, что, видимо, является преувеличением. По-любив царицу, он, согласно мифологическому повествованию, решил действовать хитростью: обе-щал не домогаться ее, если она поклянется не брать у него ничего без спросу, а на ужин приказал подать пересоленные блюда. Ночью, страдавшая от жажды царица, напилась из стоявшего рядом с кроватью кув-шина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к любви. Их роман продолжался полгода, но память о родстве эфиопов и израильтян жива до сих пор. Императоры Эфиопии, начиная со Средних веков и до падения мо-нархии в 1974 году, использовали в качестве националь-ных символов иудейского льва и шестиконечную звез-ду, напоминающую о звезде Давида.
Потомками Соломона и царицы Савской считали себя не только правители Эфиопии, но и немногочисленный эфиопский народ фалаша, по преданию ведущий свое происхождение от еврейских чиновников и священни-ков, которым царь Соломон приказал следовать в Африку вместе со своим сыном Менеликом. Менелик же решил по-хитить из Иерусалимского храма хранившийся там свя-щенный ковчег Завета. Ночью он выкрал святыню и тайно увез ее в Эфиопию к своей матери, которая по-читала этот ковчег как вместилище всех духовных от-кровений. По словам эфиопских священников, ковчег и поныне находится в тайном подземном храме в эфи-опском городе Аксум.
Существует еще одна эфиопская легенда, говорящая об отце царицы Савской по имени Агабо, расширившем свою империю на обе стороны Красного моря — африканскую и ара-вийскую. Царица Савская, согласно этим эфиопским ис-точникам, была правительницей Эфиопии, посетившей в Иерусалиме царя Соломона. А древнееврейский исто-рик первого столетия нашей эры Иосиф Флавий назы-вает гостью Соломона царицей Египта и Эфиопии. В Новом Завете она также именуется «царицей Юга». Юг же идентифицируется как Египет.
Еще одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут, правившей страной с 1489 по 1468 год до нашей эры. Ее отец, фара-он Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфио-пию). Согласно этому мнению, имя Хатшепсут переводится как «царица Сабы». Она наладила активную торговлю с соседними странами и создала процветаю-щую экономику в эпоху восемнадцатой династии фара-онов. А солнечное божество, которому, согласно Кора-ну, поклонялась царица Савская, было близко этой династии египетских фараонов: дед Хатшепсут, фараон Эхнатон, ввел культ поклонения богу солнца Атону.
В еврейских преданиях послебиблейской эпохи и му-сульманской литературе появляется экзотическая версия данной истории, согласно которой образ царицы Савской демонизируется. Возникает сю-жет соблазнения и греховной связи Соломона и цари-цы, от которой рождается вовсе не эфиопский царь Менелик, а разрушитель Иерусалимского храма правитель Вави-лона Навуходоносор.
Образ царицы имеет некое отношение и к легендарной демонице Лилит. Впервые их образы связываются в «Таргуме к книге Иова», где сказано, что Лилит мучила пра-ведника Иова, приняв обличье царицы Савской. К тому же в одной из арабских легенд Соломон также подозре-вает, что в образе царицы Савской ему явилась Лилит.
Христиане интерпретируют Священные Писания ме-тафорически: посещение царицей Савской Соломона они сравнивают с подчинением язычников Мессии, по-мазаннику Божьему. Три подарка, которые она принесла царю, золото, специи и драгоценные камни — ана-логичны подаркам волхвов (золото, благовоние и миро). А согласно Талмуду историю о царице Савской следует считать лишь аллегорией. Именно так образ царицы Савской трактует искусство Средневековья.
Царством Сабиев иногда называют и Нубию, страну между Эфиопией и Египтом. Некоторые современные арабские историки видят легендарную царицу как правительницу торговой колонии в Северо-Западной Аравии, основанной южными аравийскими царствами. Современная археология действительно подтверждает тот факт, что подобные колонии существовали, хотя ниче-го определенного, относящегося к царице Балкис, или царице Савской, ученым найти не удалось.
Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, скорее всего, мог быть торговой миссией, связанной со стремлением израильского царя обосно-ваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.
Недавние археологические открытия в Йемене под-тверждают версию, согласно которой царица Сабы управ-ляла Южной Аравией. Выяснилось, что резиденцией са-бейских царей был город Мареб в Йемене.
В сабейской столице Маребе, находящейся в современном Йемене, проводятся исследования древнего 3000-летнего храма, предположительно связанного с царицей Савской. Согласно преданиям, где-то недалеко от храма под землей находится и дворец царицы. Увенчаются ли успехом эти поиски, будет ли открыта загадка царицы Савской, покажет время.
Четвертый Крестовый поход
Неудача Третьего крестового похода побудила папу Иннокентия III начать подготовку нового похода. Для его снаряжения требовались большие...
Salomon, Педро Берругете
Богоматерь с Младенцем (на престоле, с предстоящими Давидом и Соломоном) Печать
Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972-932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.
Соломон отличался любовью к женщинам. Некоторые источники утверждают, что у него было около 700 жён и более 300 наложниц. Самой старшей женой израильского царя являлась египтянка, которая предположительно носила имя Вифия.
Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.
«Прибытие царицы Савской» , картина Самуэля Коулмена
Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.
«Соломон и царица Савская» ,
По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.
« Встреча Соломона и царицы Савской ».
Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства. Тогда же царица Савская загадала правителю Израиля три загадки, на которые царь якобы заранее получил ответ у подкупленного им савского жреца и, не задумываясь, сразу же отвечал царице. Женщина ещё больше дивилась мудрости прославленного Соломона
«Соломон и царица Савская»,
Она, всегда гордая и непреклонная, даже ответила согласием, когда тот попросил Балкиду стать его женой. Однако перед этим Соломон пожелал раскрыть тайну царицы и тем самым опровергнуть жуткие слухи о Балкиде. Про царицу савскую рассказывали, что наружностью она прекрасна и поразительно мудра. Ей даже приписывали сверхъестественные способности, нередко называли «царицей джиннов» и «демоном». Однако говорили, что при всех достоинствах повелительницы савеев, она обладала нечеловеческими, козьими ногами, а вместо ступней у неё были перепончатые, словно у гусыни, лапы.
Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом,
Влюблённый царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Всё это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провёл царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, вдруг подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд её ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел настоящие, человеческие ноги, только слишком кривые и некрасивые.
Оскорблённая царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанёсшим повелительнице савеев жестокую обиду.
Царь быстро забыл иноземную гостью и вновь наслаждался наложницами, собранными в царском гареме со всего мира. « Женщина слаще жизни и горше смерти », — говорил Соломон о своих возлюбленных.
Он продолжал строить города, укреплять флот и возводить храмы. Однако его приближённые становились всё больше недовольными расточительной политикой правителя. Сразу же после смерти «мудрейшего из царей» произошло восстание против династии Давида, и Израиль был разделён на две территории: Израиль и Иудею. Последней некоторое время правил сын Соломона Ровоам.
2 290
Легенды старины далёкой донесли до нашего времени сведения о выдающихся женщинах-царицах. В их ряду были загадочные и легендарные царицы Савская с юга Африки и Билкис из царства Саба (Йемен). Например, о мудрой царице Савской, встречавшейся с царем Соломоном, имеются упоминания в Библии. О царице Билкис имеются сведения в мусульманских источниках (в связи с принятием ею ислама в VII в. н.э. и т.д.). Они правили в разные исторические эпохи, но их роднит слава мудрости, личной красоты, расцвет и богатство подвластных им стран, а также расположение их усыпальниц на территории Йемена у Красного моря (на Аравийском полуострове).
В Библии сообщается, что Двор мудрого царя Соломона (сына Давида) купался в неописуемой роскоши. Умер он в 37-летнем возрасте, и царство его распалось как карточный домик, вызвав страдания народа. Это след его мудрости? В Священном писании говорится: «В золоте, которое приходило Соломону каждый год, весу было 666 талантов» (20 тонн). Далее сообщается: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, на берегу Черного (Красного) моря в земле Идумейской. И послал Хирам (царь Финикийский) на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми. И отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (III Цар., 9,14,26-28). Библия неоднократно упоминает страну Офир. Неизвестны лишь время плавания за золотом в Офир (до или после визита Савской к Соломону), а также координаты страны. В Библии говорится: «Дорогу туда не ищи!» Корабли, ходившие в страну Офир, базировались на берегу Чёрного моря. Практическое руководство доставкой богатств осуществлял Хирам, современник и друг Соломона. В Новом Завете владычица богатой страны именуется «царицей южной». О ней упоминается и в ветхозаветных преданиях. Сохранились мифы, в которых говорится, что рай был где-то рядом, поэтому в её столице росли деревья, как и в Эдемском саду.
Царица Савская знала астрологию, могла укрощать диких зверей, составлять целительные мази, владела тайнами целительных и иных заговоров. На мизинце она носила волшебный перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные учёные не знают, что это такое, а в те времена было хорошо известно, что самоцвет предназначался философам и волшебникам.
Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими разговорными языками, силой удержания власти и являлась Верховной жрицей планетарной Соборности. В её страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.
Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д.
Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы повествуют нам о реальном и романтическом образе царицы Савской из большого и процветающего государства, границы которого указаны на карте-схеме.
В её царстве, помимо основного светлокожего населения обычного роста, проживали также светлокожие гиганты, из которых была сформирована её личная гвардия. Гиганты жили вдоль бассейна рек Лимпопо и Окаванго, между Индийским океаном и столицей страны. Основным населением царства были далёкие предки современных буров. Буры (африканёры) насчитывают сейчас около 3-х миллионов человек и живут на юге Африки в ЮАР, Намибии, Ботсване, Зимбабве, Замбии, то есть там, где жили их предки многие тысячи лет тому назад. В более поздние времена к ним периодически переселялись из Европы немцы, голландцы, французы, славяне. Говорят они на бурском языке, относящемся к индоевропейской (германской) группе. В этом царстве не было негроидного населения, которое в то время проживало в Африке компактно узкой полосой восточнее и севернее р. Конго. Первые группы негроидного населения появились, в Африке около 10 тысяч лет назад при постепенном уходе под воду Черного (негритянского) континента в районе Индийского океана.
Основное его погружение под воду произошло около 2 тысяч лет тому назад, но ещё оставались многочисленные острова.
Легендарное государство царицы Савской включало также прилегающие к континенту острова. Природные богатства недр осваивались вширь и вглубь, прокладывая многокилометровые штольни, в том числе и под дном шельфовой части океана. Эти подземные пустотности обустраивались и использовались по назначению (хранилища, культовые сооружения). Не исключено, что в наши дни в них могут находиться материальные и культовые ценности того периода. Открытия последних десятилетий подтверждают эти мысли. В этих местах много загадочного, в том числе и на местах древних столиц и городов, где в холмах, поросших растительностью, находятся памятники древней культуры, подобно тем, что были обнаружены в Центральной и Южной части Американского континента.
Восточная часть Африки со времён существования Египта входила в его состав. Столица Египта, периода существования Атлантиды, находилась где-то в районе между Намибией и истоком реки Конго. Позднее она переносилась в северном направлении: к озеру Виктория, на среднее течение Нила и далее. Были периоды выделения из страны новых объединений. Государства Офир и царицы Савской около 3-х тысяч лет назад были самостоятельными странами на базе земель древнейшего Египта, но в новых границах. Все меняется во времени и пространстве, но остаются следы древних городов и столиц с их усыпальницами, фантомами их строений, остатками подземных сооружений. Любопытно, что многие древние города, рассматриваемых стран, находятся в плане на прямых линиях. В период царствования Соломона страна Офир располагалась вдоль восточного берега Африки от реки Замбези (река золота) до середины Аравийского полуострова, а государство царицы Савской занимало значительную часть территории южной Африки.
О царице Савской и богатстве южной части Африки упоминают известные древние путешественники и мореплаватели. Так, например, в 1498 году мореплаватель Васко да Гама и арабский лоцман Ахмад ибн Маджид сообщили о стране «Золотая Сафала», располагавшейся в междуречье Замбези и Лимпопо, которая тогда управлялась султаном Мване Мутапа (владыка рудников). Большое количество чистого золота из этих мест (говорилось в лоции к восточным берегам Африки) вывозят через порт Мамбане, что в устье реки Сави. В названии этой реки португальцам слышалось имя царицы Савской, правившей в этих землях. После Васко да Гама началась колонизация Мозамбика и экспансия на материк. Обнаружены были очаги древней африканской цивилизации — Софала. Она географически соответствует примерно современному Зимбабве. Португальцам удалось найти и золотые прииски, но проникнуть вглубь страны они не смогли. Легенды о сказочной стране почти забылись, но в 1872 году в междуречье Замбези и Лимпопо немецкий геолог Карл Маух обнаружил месторождения золота и развалины какого-то сооружения, окружённого 300-метровой каменной стеной. На основе публикации его дневниковых записей английский писатель Райдер Хаггард написал и издал роман «Копи царя Соломона». На юге африканского континента началась «золотая лихорадка». Плутониевые потоки выносят золото к поверхности в различных местах земли, в том числе и в Эфиопии.
Исследования последних десятилетий показывают, что золото Соломону привозилось с территории современной Эфиопии из района озёра Тана (исток Голубого Нила), где велась подземная добыча металла. Там сейчас находятся лабиринты многокилометровых спланированных штолен и пещер. От этого озера и сейчас идут дороги к эфиопским портам на Красном море — Массауа, Асэб, к Аддис-Абебе и водные пути по рекам. Золото здесь добывалось в большом количестве. Не исключено, что в этих местах могут сохраниться тайники с древним добытым, но не вывезенным драгоценным металлом. Там же могут сохраниться и письменные материалы учёта и отпуска металла. Так что не было смысла отправлять корабли за тысячи километров на край света.
Привоз царицей Савской дорогих даров (а не слитков золота) Соломону из глубин южной Африки не является основанием для реального поиска «золотых рудников Соломона» в этих местах. В каждом уголке земли существуют удивительные легенды и загадки истории, которые не рождаются на пустом месте.
Другая легендарная царица Билкис жила в VII в. н.э. Она была из древнего рода египетских царей и правила в государстве Саба, образовавшемся на развалинах бывшего государства Офир. Это был период многократного передела стран, земель и народов. Царство Саба в период правления царицы Билкис называлось в легендах сказочно богатым. Арабские источники сообщают, что Билкис была красива и умна. Она являлась мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала она на слонах и верблюдах. Столица государства Саба (город Мариб) находилась на перекрёстке караванных дорог на юге Аравийского полуострова, недалеко от Красного моря. После периода царствования Билкис прошли годы, но каждой весной так же открывались ворота города, и купеческие караваны шли во всех направлениях с пряностями и изделиями талантливых ремесленников, дарами недр, природы.
Роскошный дворец и храмы царицы Билкис находились на горе Мориа в окружении высокой колоннады. Дворец внутри украшали панели из дорогих пород дерева, кубки из сердоликов, бронзовые скульптуры. Пол был из кипарисовых досок. В каждом углу курились благовония в чашках из золота. Золотой трон был отделан драгоценными камнями. Близ стен лежали священные книги в переплётах из сандалового дерева с инкрустацией. Сейчас город лежит в развалинах, среди которых находят камни с древними письменами, многочисленные остатки древних домов и дворцов, скульптуры из мрамора, алебастра, бронзы. Развалины постепенно разбираются на хозяйственные нужды. У основания горы имеются лабиринты необследованных пещер с многоярусными ходами сообщения, где могут быть свитки с письменами. Здесь, в Йемене, в древности были многочисленные оазисы, пышно зеленела растительность, а в недрах добывалось золото, медь, драгоценные камни.
Поблизости от Мариба где-то находится усыпальница царицы Билкис. Недалёко от неё находятся усыпальницы других исторических лиц внутри скальных культовых сооружений, в том числе и царицы Савской. В легендах агады говорится, что Соломон пожелал видеть царицу Савскую у себя, в противном случае её царство, не знавшее войн, будет подвергнуто нашествию «царей с пехотой и колесницами», имея в виду подвластных ему тёмных демонов (Мидраж к Притч. 1,4). По дороге домой царица Савская умерла на юге Аравийского полуострова от отравления. Её смерть вызвала скорый развал царства Соломона. Разлетелось по свету золото, но остались в легендах царица Савская, рудники с золотом и драгоценными камнями. Предания говорят, что недалёко от побережья Средиземного моря в хранилищах находятся подарки Савской Соломону и сведения о ней. Открытия ждут археологов.
P.S. Столица легендарного царства Офир была в Эфиопии в излучине реки Омо, между городами Уака и Бако.
«Необъявленный Визит», № 7(21), 1996
«Вот и ступила царица Савская на землю Израиля. Царь Соломон встретил ее с великими почестями и старался исполнить любое ее желание. Молва справедлива, — сказал Соломон своим советникам, — не видел я женщины прекраснее царицы Савской. Одно меня беспокоит: обратили ли вы внимание, что она никогда не обнажает ног?.. Даже подымаясь по лестнице, не придерживает она края платья, как это делают другие женщины. И, садясь в паланкин, первым делом задергивает полог. Что бы это могло значить?
Царь Соломон и мысли о царице Савской
Это свидетельствует о том, что царица Савская вовсе никакая не женщина, — сказали советники. — Хотя мать ее была женщина, но отец ее — демон. И хотя лицо ее прекрасно, но ноги ее — козлиные. Заставь ее приподнять край платья, и ты убедишься в справедливости наших слов.
Стал Соломон думать, как заставить царицу Савскую приподнять край платья. Подумал-подумал и велел выложить пол в одном из залов своего дворца голубым хрусталем. А когда работа была закончена, пригласил царицу зайти. Ступила царица на хрустальный пол, и показалось ей, что она ступила в воду. Подхватила она обеими руками край своего платья и обнажила свои ноги. Увидел Соломон ее ноги и рассмеялся: — Самые обыкновенные ноги! — воскликнул царь. — Вовсе не козлиные! Только немного волосатые.
Вспыхнула царица Савская и поклялась отомстить Соломону за его выходку.
Загадки царицы Савской
— Я вижу, — сказала царица, — ты любишь разглядывать то, что скрыто от глаз. В таком случае, я полагаю, ты не откажешься разгадать мои загадки. В них мудрость, скрытая от простаков.
— С удовольствием выслушаю твои загадки, — ответил Соломон, — и надеюсь, что с Божьей помощью разгадаю их.
— Вот первая загадка, — сказала царица. — Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному — позор. Покойнику служит украшением, живому — устрашением.
— Это лен! — тотчас отвечал Соломон. — Растет в поле, птицы себе на радость клюют его зерна, рыбы себе на погибель попадают в сплетенные из него сети. Богатому льняные одежды прибавляют почестей, а бедному от льняных лохмотьев один позор. Покойника льняной саван украшает, а живого льняная петля устрашает.
— Эту загадку ты разгадал верно, — сказала царица. — Послушай другую: какая влага не падает с неба, не стекает с гор, бывает сладка, как мед, и горька, как полынь?
— Слезы! — отвечал царь. — Слезы не падают с неба и не стекают с гор. Бывают слаще меда, когда люди плачут от радости, и горше полыни, когда плачут от горя.
— Верно, — сказала царица. — Слушай дальше: какие подарки получила я от своей матери? Один родился в воде, другой — в земле.
— Не ошибусь, если скажу, что твоя мать подарила тебе вот это жемчужное ожерелье и вот этот золотой перстень. Жемчуг родится в воде, а золото — в земле.
— Верно, — сказала царица. — Слушай дальше: не движется, пока живо, но путешествует после смерти.
— Знаю! — ответил Соломон. — Это то, без чего ты не добралась бы до моих владений. Корабль не движется, пока стоит в лесу живыми деревьями, но после их смерти плавает по морям-океанам.
— И эту загадку ты разгадал верно, — сказала царица. — Послушай следующую: кого кладут в землю прежде смерти?
— Зерно! — отвечал Соломон.
— Кто не родится и не умирает?
— Господь Бог, да будет благословенно Его Имя.
— Что делать, — вздохнула царица, — все мои загадки ты разгадал. Осталась одна последняя. Посмотрим, как ты справишься с этой.
Последняя загадка царицы
Позвала она детей, которых привезла с собой из земли Савской. Вошли в зал шестьдесят детей, все одинакового роста, все одеты в одинаковые платья.
— Половина из них — мальчики, половина — девочки, — сказала царица. — Можешь ли ты указать, где мальчики, а где девочки?
— Нет ничего проще! — ответил Соломон.
Велел он принести мешок орехов и разбросать на полу перед детьми. Тотчас задрали мальчишки свои платья и стали — набивать орехами карманы штанов. А девочки принялись собирать орехи в подол.
— Вот мальчики, а вот девочки! — засмеялся царь. Увидела царица, что нет такой загадки, которую Соломон не мог бы разгадать.
— Ради твоей мудрости прощаю я тебе твою дерзость, — сказала и отдала царю Израильскому все, что привезла с собой на кораблях: и золото, и серебро, и драгоценные камни, и заморские ткани, и редкую древесину, и благовония.
И Соломон в свою очередь одарил ее многими подарками. Ни один из его гостей не был принят с таким почетом и ни один не гостил в Израиле так долго.»
История знает множество фактов о героических событиях древнейших времен. Но, наряду с батальными сценами, политическими деяниями правителей, история донесла до нас поэтические любовные страницы. Одной из наиболее ярких из них – история любви царя Соломона и царицы Савской, о которой решил поведать вам сегодня, мои многоуважаемые читатели.
Соломон – сын легендарного Давида – последний царь объединенного иудейско-израильского царства, упоминается в Библии и других источниках как один из умнейших правителей Древнего мира. При его правлении, все торговые отношения, бывшие в то время в Азии, были стянуты в его государстве. Чтобы не зависеть в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания; они возвращались набитыми золотом, редкими произведениями искусства, драгоценными камнями, шелком и многими другими вещами. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин
распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э. Но, не политическая история предмет этой статьи, а любовь – возвышенная и поэтическая.
Так, случилось, что мудрость Соломона, вышла за границы его царства и достигла далеких стран. Согласно легенде, царица Савская, решила испытать таки ли уж мудр Соломон, как о нем говорят. Один из древнейших источников – “Третья Книга царств Ветхого Завета ” – рассказывает, что царица Савская, решив сама испытать мудрость Соломона, отправилась к нему; по прибытию, она задала Соломону ряд загадок. Библия, не говорит какие; упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.
Очарованный красотой и умом царицы, Соломон влюбляется в нее. Полгода длилась любовь великого царя и очаровательной царицы. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика , ставшего первым эфиопским царем.
Что, касается самой царицы Савской, сегодня доподлинно известно – она была умной и красивой женщиной. Умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд; путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу.
История донесла до нас описание великолепного дворца царицы Савской. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. К сожалению, останки этого дворца так до сих пор не найдены, ибо неизвестно даже места, где он находился. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой – на юге востоке современного Заира.
Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны.
Царица Савская – она известна под различными именами. Коран, персидские и арабские сказки называю её Беликс . В Эфиопии она известна под именем Македа – Царица Юга. Но, как бы её не называли, царица Савская как и царь Соломон – не легенда; она реальное историческое лицо, покорившая великого правителя и мудреца.
Мудрость царя Соломона настолько легендарна, что ему приписывают авторство библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых , Песнь песней , Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона . О Соломоне говорят как о выдающемся правителе, философе на троне, прославившего себя ораторским искусством.